Аутичный спектр у ребенка. Основные помехи на начальном этапе диагностики аутизма

Под аутизмом понимают врожденное нарушение развития, при котором у человека отмечается нарушение социального взаимодействия, социализации; нарушение развития языковых и коммуникативных навыков; стереотипное (повторяющееся) поведение и сопротивление переменам, которое выражается в ограниченности интересов и стремлении к однообразию.

Необходимо обратить внимание на то, что аутизм считают нарушением развития, а не заболеванием. Разница в том, что заболевание возникает у изначально здорового человека, и через некоторое время, благодаря лечению, человек выздоравливает. Нарушение развития — врожденная особенность, своего рода особенный путь, по которому происходит развитие человека, отличающийся от типичного хода развития большинства людей.

Выявляется аутизм обычно в течение первых трех лет жизни ребенка. К сожалению, в нашей стране очень небольшое количество врачей-педиатров обладают необходимыми компетенциями, чтобы обнаружить аутизм в раннем возрасте. А к врачам-неврологам и психиатрам родители стараются лишний раз не обращаться. Поэтому нередки случаи, когда аутизм выявляется у детей и в 4, и в 5, а то и в 6 лет. Это большая проблема, поскольку эффективность коррекции нарушений, адаптации и социализации детей тем выше, чем раньше эти нарушения обнаружены.

На фоне базовых нарушений социального взаимодействия, коммуникации, наличия ограниченных интересов и стереотипных действий, аутизм имеет множество самых разных проявлений, зависящих от уровня интеллектуального развития ребенка, степени дефицитов речи и коммуникации, других особенностей его развития. Каждый ребенок уникален, и проявляться особенности его развития могут по-разному. Поэтому сегодня обычно говорят не об аутизме как таковом, а о «расстройствах аутистического спектра» (РАС).

Расстройства аутистического спектра преимущественно «мужское» отклонение в развитии. Соотношение мальчиков и девочек с РАС составляет соответственно 4:1.

Пока наиболее вероятными причинами возникновения аутизма у детей считают генетические факторы и факторы, связанные с окружающей средой, экологией, приводящие к формированию патологических химических и биологических механизмов работы головного мозга.

Так вышло, что вокруг аутизма и других расстройств аутистического спектра сложился целый ряд устойчивых мифов. Эти мифы не раз опровергались специалистами, однако продолжают существовать в умах не очень осведомленных о сути проблемы граждан и периодически «всплывать» в социальных сетях.

Рассмотрим три наиболее распространенных мифа.

Миф 1 : аутизм является результатом неправильного обращения родителей (прежде всего, мамы) с ребенком. Автор этого мифа — Бруно Беттельхайм (Bettelheim, Bruno) — американский психоаналитик, психиатр австрийского происхождения. Он считал, что отстраненное, «холодное» отношение матери к своему ребенку приводит к тому, что и ребенок защищается, закрывается от окружающего мира, отказывается от общения и взаимодействия с ним. Этот миф был опровергнут последующими объективными научными исследованиями. Оказалось, что отношение родителей к ребенку, способы воспитания и общения никак не являются причиной аутизма, поскольку это врожденное нарушение развития, имеющее биологическую природу. Также исследования показали, что дети с расстройствами аутистического спектра примерно в равном соотношении рождаются и в семьях добрых, заботливых родителей, и семьях родителей «отстраненных», мало заботящихся о своих отпрысках; и в семьях, ведущих асоциальный образ жизни, в том числе в семьях алкоголиков, наркоманов и др., и в семьях вполне добропорядочных граждан, в том числе ученых, предпринимателей, чиновников и др.; и в богатых семьях, и в бедных. Иными словами, прижизненные обстоятельства и условия жизни семьи не являются причиной расстройств аутистического спектра.

Миф 2 : дети с аутизмом, с расстройствами аутистического спектра — одаренные дети, они обладают некими сверхспособностями. Не известно, кто является автором этого мифа, но представления о наличии необычных способностей у детей с РАС упорно кочуют по средствам массовой информации и социальным сетям. К сожалению, по данным американских ученых, примерно 50%, а по данным отечественных медиков, примерно 70% людей с РАС имеют серьезные нарушения интеллектуального развития, у них диагностируется умственная отсталость разной степени выраженности. Так что о «сверхспособностях» этих людей говорить не приходится. Среди оставшихся 30% (50%) людей с РАС действительно встречаются одаренные дети и взрослые, но их количество в процентном отношении не превышает процент одаренных детей и взрослых среди обычных, нейротипичных людей.

Миф 3 : аутизм встречается только у детей, у взрослых его не бывает. Этот миф появился в связи с особенностями функционирования системы здравоохранения в нашей стране. Дело в том, что до недавнего времени каждому ребенку, имеющему диагноз, связанный с расстройствами аутистического спектра, и достигшему возраста 18 лет, врачи автоматически меняли этот диагноз на диагноз «шизофрения». Таким образом, оказывалось, что у нас нет взрослых с РАС. Эта практика была отменена совсем недавно, так что взрослых, имеющих диагнозы, связанные с расстройствами аутистического спектра, в нашей стране все еще очень мало. Понятно, что поскольку аутизм является врожденным нарушением развития, он никуда не исчезает, а продолжается в течение всей жизни человека. С помощью специальных программ лечения и коррекции поведения можно значительно снизить, а иногда и вовсе устранить некоторые отдельные проявления аутистических расстройств, но «вылечить» аутизм как таковой на сегодняшнем уровне развития медицины вряд ли возможно.

Нарушения коммуникации и социального взаимодействия у детей с РАС доставляют немало хлопот им самим, их родителям, воспитателям и школьным педагогам. Нарушения коммуникации проявляются в том, что у детей задерживается формирование речи, многие из них не могут говорить и плохо понимают или почти совсем не понимают обращенную к ним речь. Как ребенку попросить о чем-то, если он не может сказать? Согласитесь, любой из нас, если нам что-то нужно, а окружающие никак не могут понять, чего именно мы хотим, будет злиться на этих «окружающих», «закатывать» им скандалы, кричать на них. Так же поступает и ребенок с РАС, если взрослые не понимают, чего он хочет. Ребенок устраивает истерику, взрослые пытаются угадать, что ему нужно, методом проб и ошибок стараются найти то, что требуется сыну или дочери, и, в конце концов, находят. Малыш прекращает истерику, взрослые успокаиваются, однако ребенок получил урок: если что-то нужно, надо устраивать истерику. Теперь покоя у родителей поубавится.

Специалисты знают такую особенность детей с РАС и часто начинают коррекционную работу именно с обучения ребенка навыку просьбы. Когда удается научить ребенка просить (поскольку он не говорит, его учат использовать для просьбы жесты или картинки), количество истерик сокращается в разы, и дальнейшая коррекционная работа проходит более спокойно.

Нарушение социального взаимодействия нередко сопряжено у детей с РАС с низким уровнем развития воображения, что так же создает им трудности в адаптации к жизни среди других людей. Например, ребенок с РАС, как правило, не умеет обманывать (для этого недостаточно развито воображение), и все слова других также принимает за «чистую монету» и понимает буквально. Но понравится ли окружающим, если кто-то будет постоянно говорить им правду?

Вот простой пример: воспитательница наклоняется к ребенку, чтобы помочь раскрасить рисунок. «У тебя изо рта воняет», — громко сообщает мальчик. Воспитательница, конечно, чистила утром зубы и даже полоскала рот, но у детей с РАС часто повышена чувствительность к запахам, поэтому мальчик уловил то, что другие дети и взрослые не заметили бы, и честно объявил об этом. Понятно, что любви воспитательницы к нему такое поведение не добавило.

Буквальное понимание речи тоже может приводить к проблемам. Порой, довольно курьезным.

Ещё один пример из жизни: мама в социальной сети рассказывает, как она с пятилетним сыном с РАС ходила на консультацию к психиатру. Пожилой мужчина-врач задавал ребенку разные вопросы, и в числе прочего спросил: «Как ты думаешь, чего больше — пальцев на руке или волос на голове?». Мама пишет: «Сижу и думаю, что он ответит, глядя на лысую голову доктора?». Конечно, ребенок ответил правду, ведь пальцев на руке врача было гораздо больше, чем волос на его голове.

Еще один источник проблем — стремление детей с РАС к постоянству, однообразию, категорическая нелюбовь к переменам: к изменениям в распорядке дня, к изменениям маршрутов движения в школу, домой, в магазин, к переходам от одного занятия к другому, — вообще, к любым изменениям, особенно неожиданным.

Специалисты рекомендуют всегда заранее сообщать ребенку обо всех предстоящих переменах. Можно использовать визуальные расписания — картинки, на которых последовательно изображены занятия, которые предстоят ребенку; социальные истории, в которых описывается предстоящая деятельность и др.

Такие особенности развития оказывают сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими, посещая невролога и психиатра можно поставить диагноз «аутизм».

Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Заболевание это встречается довольно часто (5-20 случаев на 10000 детей).

Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?

Если для родителей становятся заметными признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом - после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

Основой успешного преодоления аутизма является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первым шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь он не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира", ему труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить.

При правильном и постоянном выполнении реабилитационной программы дети с аутизмом показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Перед родителями особых детей возникают такие проблемы развития, как: гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность.

Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Встречается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения и четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

Поскольку нарушения аутистического спектра являются множественными, то и коррекция развития ребенка должна происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. Для достижения наилучшего результата желательно получить консультацию специалистов (особенно важно - еще и отработать определенные навыки), уметь активизировать ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должно быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком. Необходимо постоянно стимулировать интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересованное выполнение вами режимных моментов и ласковое отношение к ребенку, обозначение эмоциональных состояний различными звукосочетаниями будет способствовать эмоциональному «заражению» малыша. А это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.

Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково подталкивайте его к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь тому, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни; можно пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком нужно спокойным и тихим голосом.

Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможна также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягким.

На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.

Во время тактильного контакта с ребенком нужно говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые являются для него эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.).

Используйте (как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.

Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красивые листья, яркое солнце, талый снег, ручьи, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, слова; одобряйте такое его поведение.

Научитесь «считывать» его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?
Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Винг, 1996). Следующее описание "триады нарушений" адаптировано из Джордана (1997):

Социальное взаимодействие - нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

К примеру: может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд; может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями; может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других; может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.

Речь и коммуникация - нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

К примеру: может не развить речь; может использовать речь только для описания нужд; может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием; может быть крайне буквальным в интерпретации речи; может не распознавать интонации речи других; может говорить монотонно; может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре; может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.

Мысли и поведение - ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

К примеру: может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении; может следовать набору схем ритуалов; может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть; могут отсутствовать богатые воображением игры; может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла; может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.

В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности; сопротивления изменениям; перенесения навыков из одного окружения в другое; ранимости; обработки сенсорной информации; бедности диеты и/или еды; координации; сна; приведения себя в порядок; организации и планирования.

В чём различие между [классическим] аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?
Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки. Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.

Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.

В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка; ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты); социальную нечувствительность; специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.

Мой ребёнок иногда закрывает уши/прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам
Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.

Обычные признаки включают: хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло/холод/боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.

Что такое центральное согласование?
Центральное согласование - существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.

Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например: затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое; затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей; затруднения с пониманием событий; знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления; настаивание на однообразии; сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.

Что такое модель психического?
К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.

Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

К примеру: неспособность предсказывать поведение других; неспособность понимать планы других на будущее; неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других; затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других; не отвечание при разговоре; следование собственной последовательности операций.

Что такое функции программирования и контроля?
Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга. Они включают такую деятельность как: планирование достижения цели; придерживание стратегии достижения этой цели; отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.

Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей; планирования; определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи); последовательных размышлений; импульсивности.

Что вызывает расстройства аутического спектра?
Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М., 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности/родов; быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).

Можно ли вылечить РАС?
РАС - первазивное нарушение развития; это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.

Какие преимущества есть у людей с РАС?
Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали; являются конкретными и логичными мыслителями; очевидно честны; прекрасные визуальные ученики; перфекционисты; обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности "саванта".

Представленный выше материал - сокращённый перевод текста "Autism Pack" .

Аутизм - диагноз, появившийся относительно недавно. Еще в конце прошлого века врачи, сталкиваясь с проявлениями аутизма, ошибочно ставили диагноз «шизофрения». Неправильно назначенное лечение приводило к необратимым последствиям. На сегодняшний день специалистами проводится большое количество исследований данного заболевания, однако природа его до конца неясна.

Картина аутизма больше проявляется в детском возрасте, нежели во взрослом, и ведет к нарушению интеграции ребенка в социум, изолируя его от окружающего мира.

  • Показать всё

    Что такое аутизм

    Под аутизмом психологи понимают нарушения развития, в течение которого основную роль играют расстройство эмоциональной сферы и коммуникативных способностей. Это расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Малыш или взрослый, страдающий аутизмом, не испытывает потребности получать ответа от внешнего мира. Его жесты, речь и эмоции не наполнены смыслом в привычном для окружающих социальном плане.

    Симптомы и лечение аутизма у пациентов любого возраста зависят от формы заболевания. В понимании природы заболевания нет единого мнения: одни ученые считают, что аутизм – наследуемая патология, другие же полагают приобретенную природу заболевания основной причиной развития аутизма.

    Дословный перевод слова «аутизм» - внутри себя.

    Причины развития синдрома

    Ученые различных областей не могут прийти к общему мнению относительно причин возникновения заболевания. Дети, страдающие данным расстройством, как правило, хорошо развиты физически и не имеют никаких внешне различимых отклонений.

    По одной из версий, заболевание возникает вследствие нарушения развития головного мозга.

    У матерей детей-аутистов также не наблюдается никаких серьезных нарушений, их беременность протекает без особенностей. Считается, что определенную роль в развитии патологии играют следующие факторы:

    Многие инфекционные заболевания способны негативно влиять на развитие головного мозга и являться своеобразными «триггерными» факторами, запускающими течение заболевания. До недавнего времени ведущей теорией этиологии аутизма являлась генетическая. Считалось, что существует ген, участок которого кодирует данное расстройство. Однако сейчас принято считать, что аутизм – полиэтиологическое заболевание с неясными причинами и механизмом возникновения.

    Симптомы

    У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.

    Первые симптомы аутизма способны возникнуть в первые 2-3 года жизни малыша. В зависимости от степени тяжести заболевания, интенсивность симптомов различна.

    Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.

    Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:

    Симптом

    Описание

    Нарушение социального взаимодействия

    Эмоциональная составляющая

    Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы.

    Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр.

    Обособление от людей

    Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы

    Отсутствие понимания ролей

    Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети

    Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями

    Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия.

    Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает

    Нарушение коммуникации

    Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д.

    Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице.

    Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза

    Отсутствие интереса к окружающему миру

    В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве

    Стереотипное поведение

    Зацикливание

    В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д.

    Ритуальность действий

    Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение.

    Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке

    Страх и агрессия

    В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее

    Ранние симптомы аутизма

    Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой

    Причина возникновения данного синдрома до конца не изучена. В каждом конкретном случае проявления заболевания, несмотря на общие закономерности, протекают сугубо индивидуально. При появлении подозрений относительно поведения ребенка родителям следует незамедлительно обратиться к специалистам, изучающим данный вопрос.

    Развитие интеллекта у детей-аутистов

    В развитии интеллекта ребенка возникают так называемые аутичные черты. У детей-аутистов имеет место умственная отсталость незначительной или легкой степени. При развитии глубокой умственной отсталости дети теряют способность к обучению. В том случае, если имеет место легкая форма аутизма, интеллектуальное развитие может быть либо нарушено незначительно, либо не нарушено вовсе.

    Особенность течения аутизма – избирательность интеллекта. Такие дети нередко демонстрируют успехи в различных областях: математика, физика, химия, творческие предметы. Такое явление получило название синдрома саванта, или савантизма. При савантизме аутист чрезвычайно одарен в определенной области: обладает фотографической памятью или способен умножать в уме многозначные числа, но в ряде других дисциплин заметно отстает.

    Существует предположение, что целый ряд знаменитостей в той или иной мере обладали аутистичными чертами, среди них Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Уорхол, Леонардо да Винчи и многие другие.

    Синдром Аспергера

    • отсутствие интеллектуальных нарушений или, напротив, высокий уровень интеллекта;
    • речевые навыки без аномалий;
    • ребенок испытывает трудности с определением интонации предложений и громкостью их воспроизведения;
    • зацикленность на выполнении какого-либо действия;
    • незначительное нарушение координации движений, проявляющееся в виде неуклюжей ходьбы, бега, принятия необычных поз, неуместных в данной обстановке, и др.;
    • эгоцентричность.

    Дети с таким диагнозом живут без фактических ограничений: они учатся в обычных и даже престижных учебных учреждениях, создают семьи и т. д. Следует понимать, что их нормальная интеграция в социум происходит только благодаря грамотному подходу к особенностям их характера, заботе и любви со стороны родителей.

    Синдром Ретта

    Это тяжелый неврологический недуг, являющийся причиной тяжелой умственной отсталости. Заболевание является генетическим. Ген, кодирующий возникновение нарушений, локализуется в X-хромосоме, что означает возникновение патологии только у девочек. В силу того, что генотип мальчиков содержит только одну X-хромосому, они не способны прожить до собственного появления на свет и погибают в материнской утробе. Заболевание является достаточно редким – его частота составляет 1:10000 среди новорожденных. Клиническая картина синдрома Ретта включает в себя:

    • тяжелую степень аутизма, способствующую полной изоляции ребенка от окружающего его мира;
    • малыш развивается нормально только в течение первых полутора лет, после чего наблюдаются нарушения развития головного мозга, черепная коробка меньшего размера по сравнению с нормальными показателями;
    • невозможность овладевания целенаправленными движениями конечностей и приобретением каких-либо навыков;
    • речь затруднена либо пропадает (мутизм);
    • наблюдается нарушение нормальной двигательной активности.

    При диагностировании данного заболевания прогноз неблагоприятен, так как методы лечения и реабилитации малоэффективны.

    Как аутичный ребенок воспринимает мир

    Клиническая картина аутизма характеризуется определенными признаками, одним из которых принято считать неспособность ребенка-аутиста к образному мышлению. Такие дети не в состоянии воспринимать человека как сложное, целостное образование, включая все его черты и индивидуальные особенности.

    Ребенок-аутист практически не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Внешние раздражители – яркий свет, громкая музыка, прикосновения – способны заставлять чувствовать таких детей сильный дискомфорт, вплоть до возникновения у них агрессивного поведения. При этом ребенок замыкается в себе, стремясь полностью изолироваться от всего, что его окружает.

    Как вести себя родителям здоровых детей

    Родителям, не имеющим представления об аутизме, следует понимать, что такие дети могут встречаться среди сверстников их детей. В случае если кто-либо из них неадекватно отреагировал на прикосновение, громкую музыку или вспышку яркого света, можно заподозрить как аутизм, так и другое психическое нарушение. Необходимо спокойно оценить ситуацию, ни в коем случае не осуждать их родителей:

    • Лучше всего подбодрить их, попытаться предложить помощь. Возможно, в данный момент им это необходимо.
    • Не следует ругать ребенка или осуждать его родителей, полагая, что это проявление избалованности.
    • Нужно реагировать на все спокойно, не привлекая внимание окружающих к данному инциденту.
    • При возникновении подозрений на наличие психических отклонений следует ненавязчиво спрятать все опасные колюще-режущие предметы.

    Диагностика

    При беглом взгляде довольно трудно определить проявления аутизма у новорожденных детей. Чем раньше диагностируется заболевание, тем выше успех в реабилитации таких детей и их интеграции в социум.

    Чаще остальных странное поведение детей замечают их собственные родители, особенно, если у них уже есть дети.

    Специалисты из области психологии, педагогики и психиатрии несколько десятков лет работают над теми или иными способами ранней диагностики аутизма у новорожденных детей.

    Диагностический метод

    Описание

    Тестовые методики

    Специализированные опросники

    При возникновении подозрений на наличие расстройств аутистического спектра детей младшего возраста, помимо сбора анамнеза у их родителей, применяются следующие тесты:

    • шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS);
    • тест для диагностики аутизма (ADI-R);
    • шкала рейтинга детского аутизма (CARS);
    • поведенческий тест для диагностики аутизма (ABC);
    • контрольный список оценок показателей аутизма (ATEC);
    • опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

    Оценка речевых способностей

    Опытный логопед оценивает коммуникативные способности ребенка, определяет наличие или отсутствие признаков аутизма

    Когнитивные тесты

    При подозрении на аутизм ребенку и его родителям предлагается пройти IQ-тест или аналогичное исследование интеллектуального развития

    Оценка адаптивной способности

    Психолог задает ребенку определенные задачи, решение которых связано со способностью к взаимодействию с окружающим миром, адаптации к той или иной ситуации, встречающихся в повседневной жизни. Аутисту предлагают описать ту или иную последовательность действий (одевание, прием пищи и др.)

    Оценка сенсорно-двигательной системы

    Дисфункция сенсорной сферы (сферы ощущений) нередко сопровождает аутизм. Специалистом проводится диагностика мелкой и крупной моторики, зрения, обоняния и слуха малыша

    Инструментальные методы

    Ультразвуковое исследование (УЗИ) головного мозга

    Проводится с целью исключения повреждения структур головного мозга

    Компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная (МРТ) томография

    Методы основаны на получении послойного изображения исследуемых структур. Назначаются, чтобы исключить наличие органического компонента в этиологии заболевания

    Пунктиром и маркером обозначено новообразование в головном мозге, способное вызвать схожую с аутизмом клиническую картину

    Электроэнцефалография (ЭЭГ)

    Иногда аутизм сопровождается приступами эпилепсии. С целью определения эпилептического очага в головном мозге проводится данное исследование

    Лечение


    На сегодняшний день лечения заболевания не существует. Несмотря на это, есть возможность реабилитации таких детей с помощью регулярных занятий и созданий благоприятной психоэмоциональной обстановки.

    Педагогические методы требуют огромных усилий как от родителей и их детей, так и от специалистов. Правильно составленный план помощи способен включить ребенка в нормальную социальную жизнь.

    Общие закономерности воспитания ребенка-аутиста:

    1. 1. Важно понимать, что аутизм – не приговор. Поэтому необходимо привить малышу минимальный набор социальных навыков, предварительно установив с ним дружественный контакт.
    2. 2. Снизить до минимума негативные явления в поведении: «уходы в себя», агрессию, страхи и др.
    3. 3. Учить понимать и олицетворять социальные роли.
    4. 4. Обучать общению с ровесниками.
    Метод лечения Описание
    Поведенческая терапия

    Проводится с целью наблюдения и анализирования поведения аутиста в той или иной ситуации. После того как привычные действия детей изучены, специалист подбирает определенный набор мотивирующих факторов. Для одних таким стимулом является любимая еда, для других – музыкальная композиция.

    При помощи поощрения подкрепляется социально приемлемое поведение, когда это становится необходимым. При многолетней терапии между родителями и их чадом возникает своеобразный контакт, приобретенные умения закрепляются, а проявления аутистического поведения несколько стихают

    Логопедическая терапия Назначается в случае наличия у малыша трудностей с функцией речеобразования – важнейшей функцией, определяющей коммуникативную способность человека
    Прививание умений самостоятельного обслуживания и интеграции в социум Так как дети-аутисты в большинстве своем не обладают способностью играть, самостоятельно принимать пищу, поддерживать личную гигиену, психолог проводит специальные упражнения, призванные помочь ребенку придерживаться определенного порядка выполнения каких-либо действий
    Медикаментозное лечение Допустимо в том случае, когда агрессивное поведение пациента становится угрозой как для него самого, так и для окружающих людей. Лечащий врач строго индивидуально определяет тип препарата и его дозировку в соответствии с показаниями и противопоказаниями к применению каких-либо лекарственных средств, возрастом и полом малыша, наличия или отсутствия хронических системных заболеваний, ожидаемого терапевтического эффекта

Сегодня Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Мы решили рассказать, что это за болезнь, как она появляется, почему её сложно диагностировать и лечить.

Что такое аутизм

Расстройство аутистического спектра - это название большой группы расстройств развития. Из-за них человек может испытывать трудности в общении, поведении и социализации, которые сопровождают его всю жизнь.

Симптомы РАС делят на две большие группы: социальную коммуникацию и повторяющиеся или ограниченные действия, занятия и интересы. Первая группа - это отсутствие интереса к общению, способности говорить или понимать других. Обычно именно эти симптомы помогают родителям заподозрить, что с ребенком что-то не так.

Ко второй группе симптомов относятся:

  • Повторяющиеся движения тела, например, хлопки, скручивания, качания, наклоны;
  • Последовательность действий и ритуалы, нарушение которых расстраивает человека;
  • Ограниченность интересов;
  • Слишком чуткое или наоборот притупленное восприятие запахов, звуков и прикосновений.

Обычно на симптомы обращают внимание в детстве - в возрасте от 2 до 3 лет. Но не всегда специалисты могут диагностировать РАС у детей, потому что симптомы могут проявляться у здоровых детей, которые испытывают стресс, тревогу или депрессию. Поэтому заболевание иногда обнаруживают только у взрослых.

Общество по-разному воспринимает людей с РАС. Кто-то считает их гениями, ведь Альберт Эйнштейн тоже был аутистом, кто-то думает наоборот. На самом деле, аутизм проявляется у каждого человека по-своему, но одаренность или гениальность (синдром саванта) встречается все-таки довольно редко.

В этом видео мамы детей с РАС, детский психиатр и специалист АВА-терапии отвечают на популярные мифы и другие важные вопросы об аутизме.

По статистике ВОЗ в мире от РАС страдает 1 ребенок из 160, но эта цифра может быть заниженной. В США примерно у 1 из 68 детей диагностируют расстройство аутистического спектра. В России распространенность составляет 1 случай на 100 детей, но официальный диагноз получили гораздо меньшее число людей.

Почему развивается заболевание

Пока исследования не позволяют с точностью определить все причины возникновения РАС, но некоторыми данными мы располагаем. Среди причин возникновения расстройства выделяют наследственные факторы и воздействие среды.

На сегодняшний день известно около 1000 генов, ассоциированных с этой группой заболеваний. Большинство из них связаны с работой мозга и белками, которые влияют на сигнальные пути и экспрессию генов. Так, ген ADNP кодирует белок, который связан с формированием хроматина. Хроматин, в свою очередь, играет определяющую роль в упаковке ДНК и экспрессии генов. Изменения в структуре гена влияют на развитие головного мозга.

По разным данным и в зависимости от семейной истории, развитие болезни зависит от генетики на 64% - 91%. Точный механизм наследования РАС пока не ясен. Исследования показывают, что у однояйцевых близнецов риск развития расстройства выше, чем у разнояйцевых, а у разнояйцевых близнецов он выше, чем у родных братьев и сестер. Это говорит о том, что на развитие заболевание влияет не только генетика, но и течение беременности.

Также риск РАС зависит от других факторов:

  • Пола. Риск заболевания в 4 раза выше у мальчиков, чем у девочек.
  • Истории семьи. Риск выше, если у одного из детей уже есть диагностированное РАС. Бывает, что у родителей или родственников ребенка с аутизмом есть схожие проблемы в общении или привычки, характерные для РАС. По данным исследования, проведенного в Швеции, риск развития расстройства повышается в 10 раз, если оно диагностировано у родного брата или сестры, и в 2 раза, если диагноз есть у двоюродных.
  • Наличие некоторых заболеваний - тоже фактор риска. К ним относится туберкулезный склероз, синдром Ретта или синдром ломкой х-хромосомы.
  • Недоношенность. У младенцев, рожденных раньше 26 недели, риск развития аутизма может быть выше.
  • Возраст родителей. Судя по исследованиям, чем старше возраст родителей на момент зачатия, тем выше риск развития аутизма. Особенно яркая корреляция, если папа старше 50 лет. Это связывают со случайными мутациями в сперматозоидах. Что касается мам, то среди детей риск выше, если беременность началась в подростковом возрасте или после 35–40 лет. Но нужны дополнительные исследования, чтобы в этом убедиться.

Расстройство аутистического спектра часто сопровождается проблемами с питанием и пищеварением. Особенности пищевого поведения приводят к тому, что у людей с РАС очень специфический видовой состав бактерий кишечника - профиль микробиоты. При аутизме в кишечнике наблюдается низкое разнообразие видов, и пониженный уровень бактерий, которые производят масляную кислоту - вещество, которое защищает кишечник от воспаления.

Такой состав микробиоты характерен для воспалительных заболеваний кишечника и ассоциирован с употреблением большого числа простых углеводов и жиров при недостатке клетчатки в рационе. В некоторый случаях детям с РАС проводят пересадку микробиоты, и такие операции даже дают положительный эффект на состояние кишечника и даже некоторые симптомы РАС. Впрочем, исследования пока проводились с участием небольшого количества пациентов и нуждаются в дополнительной проверке.

Иногда родители беспокоятся, что причиной РАС могут быть вакцины. Такой страх вызван тем, что первые признаки аутизма могут проявляться в период вакцинации или после нее. Но на самом деле это совпадение. Многочисленные исследования показали, что связи между прививками и аутизмом нет. Научная статья, в которой утверждалось обратное, ссылалась на исследование, проведенное с намеренными нарушениями и искажениями фактов, и сейчас она отозвана из научного журнала.

Как диагностируют расстройство

Важно диагностировать РАС, как можно раньше, если оно есть. Нейронные связи в мозге наиболее пластичны и реагируют на терапию в течение первых трех лет жизни. Возможно, поэтому раннее вмешательство будет более эффективным и менее дорогостоящим.

Обычно в диагностике РАС участвует несколько специалистов - невролог, психолог, психиатр, педиатр. Американская академия педиатрии рекомендует проходить скрининг задержек развития в возрасте 9, 18 месяцев и 2 или 2,5 лет. Скрининг нужно проходить чаще, если у ребенка высокий риск развития проблем: преждевременные роды или низкий вес при рождении.

Расстройства аутистического спектра диагностируют по симптомам. Поэтому важно обратиться к специалисту (педиатру или неврологу), если вы заметили, что что-то не так. Например, ребенок не смотрит, когда вы показываете пальцем на объекты, избегает зрительного контакта и хочет быть один, не заинтересован в общении с другими, часто повторяет какие-либо действия или слова. Это не обязательно указывает на аутизм, но может быть сигналом провести обследования и проконсультироваться с врачом.

Для постановки диагноза собирают полную информацию о семье и болезни ребенка, проводят осмотр, неврологическое обследование, проверяют социальные, когнитивные и языковые навыки ребенка. Кроме этого специалист может посоветовать сделать генетическое тестирование на наличие синдрома Ретта или ломкой X-хромосомы.

Подробнее о критериях диагностики по DSM-5 (руководство Американской психиатрической ассоциации) можно почитать .

Как лечат РАС

Расстройства аутического спектра не лечатся. От этого заболевания нельзя избавиться полностью, но можно смягчить его проявления. Поэтому главная цель лечения - сделать так, чтобы ребенку было комфортно общаться с другими, осваивать новые навыки и быть самостоятельным во взрослой жизни (если это возможно).

Так как аутизм проявляется по-разному, каждому пациенту подбирают индивидуальный план лечения. Он может состоять из разных программ и методов обучения.

Поведенческая терапия

Некоторые программы снижают проблемы в поведении и помогают осваивать навыки, другие учат детей общаться и вести себя в обществе. Одна из самых популярных методик - ABA-терапия. По клиническим исследованиям она показывает хорошие результаты, но взрослые люди, которые проходили терапию, иногда ее критиковали. Главная претензия была в том, что терапия не помогает детям раскрыть потенциал, а пытается приблизить аутистов к «норме». На этой идее были основаны первые занятия, но сейчас это не так. Сегодня цель качественной ABA-терапии - раскрыть способности ребенка в формате игры.

Образовательные программы

Часто детям с расстройством аутистического спектра подходят хорошо структурированные образовательные программы. Обычно в таких программах группа специалистов проводит мероприятия, чтобы улучшить социальные навыки, общение и поведение ребенка.

Семейная терапия

Родители и другие члены семьи могут научиться играть и взаимодействовать с ребенком так, чтобы одновременно учить его общаться, выполнять повседневные жизненно важные дела и уменьшать проблемы в поведении.

Медикаментозное лечение

Хотя расстройство аутистического спектра не лечится лекарствами, врач может назначить их для лечения сопутствующих заболеваний или симптомов - депрессии, тревожности, гиперактивности.

Эффективность альтернативных методов лечения не доказана, но родители могут выбрать некоторые виды терапии в дополнение к основным, например, арт-терапию, сенсорную терапию, массаж, терапию с животными.

Некоторые виды альтернативной медицины считаются опасными. К ним относится хелатная терапия (удаление тяжелых металлов из организма), гипербарическая оксигенация (вдыхание кислорода в камере под давлением), введение иммуноглобулинов.

Источники:

  1. ADNP gene. Genetics Home Reference.
  2. Autism spectrum disorder. Genetics Home Reference.
  3. The familial risk of autism . Sven Sandin, Paul Lichtenstein, Ralf Kuja-Halkola, Henrik Larsson, Christina M Hultman, Abraham Reichenberg.
  4. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions . Pauline Chaste. Dialogues in Clinical Neuroscience, Sep 2012.
  5. Cross Talk: The Microbiota and Neurodevelopmental Disorders . John R. Kelly, Chiara Minuto, John F. Cryan, Gerard Clarke, and Timothy G. Dinan. Frontiers in Neuroscience. 2017.

Ранний детский аутизм (РДА) - к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм» . Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) . Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло