§3. Индивидуальные особенности внимания

Развитие внимания у дошкольников

1.6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Восприятие, внимание и память у детей дошкольного возраста

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира...

Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза

Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность...

Основные особенности внимания дошкольников

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания...

Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками...

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль...

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 7 лет. Здесь происходит физическое развитие и улучшение интеллектуальных возможностей ребенка. Его движения свободны, он хорошо разговаривает, мир его переживаний...

Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание...

Развитие внимания в детском возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка...

Развитие личности в деятельности и общении

Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером...

Развитие речи в дошкольном возрасте

У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи -- они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности...

Социальная ситуация развития ребенка

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития...

Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития.

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.

Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания. От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше.

По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.

Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы.

Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение. У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:

  • Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
  • И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.

На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • Речь, которая развивается под воздействием обучения;
  • Подражание поведению взрослых людей;
  • Умственная деятельность.

В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:

  1. Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
  2. Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.

К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны.

Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Эта теория получила название «Теория развития высших психологических функций у человека». Она применялась к изучению развития внимания у детей.

Стадии развития внимания

Для развития произвольного внимания особое значение имеет школа, потому что именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. В школьные годы у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В возрасте 9-10 лет в организации процесса внимания возникают уже качественные сдвиги. Эффективными возбудителями внимания в этом возрасте становятся эмоционально-нейтральные раздражители. Снижение характеристик внимания наблюдается в возрасте с 11-12 до 14-15 лет. Происходит существенная перестройка организма ребенка, которая сопровождается отклонениями во внимании – возникает повышенная утомляемость, эмоциональность, происходит снижение коркового контроля. И только к концу подросткового возраста устанавливается оптимальная система внимания.

Л.С. Выготский выделил 4 стадии в процессе генезиса произвольного внимания:

  1. Стадия первая. Суть её сводится к тому, что взрослый управляет поведением и сознанием ребенка с помощью определенного средства. Этими средствами могут быть указательный палец, речевое сопровождение взрослого. В начале управления вниманием, отмечает Л.С. Выготский, стоит именно указание, поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца. Это на данной стадии интерпсихическое действие и осуществляется оно между людьми во внешнем плане;
  2. Стадия вторая. Ребенок на этой стадии становится субъектом, который психологическое орудие использует для управления поведением и сознанием другого человека. Теперь уже он с помощью собственного указательного пальца и речевого сопровождения, обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Данное действие управления существует во внешнем плане как интерпсихическое действие;
  3. Стадия третья. Способы управления сознанием и поведением, которые применялись людьми к нему, а он применял их по отношению к ним, ребенок начинает применять к самому себе. Действие все ещё протекает во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка. Но действие ребенок обращает на самого себя. На этой стадии начинается интериоризация действия управления вниманием. Законченный вид она приобретает только на следующей стадии;
  4. Стадия четвертая. Действие управления своим вниманием на этой стадии становится собственно внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.

Ученый, таким образом, показал, что развитие произвольного внимания, как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.

Еще раз обобщим сказанное. С самого начала внимание ребенка является управляемым. Сначала им руководят взрослые. Затем ребенок переходит к самоуправлению своим вниманием – это значит, овладевает вниманием произвольным, употребляя то же самое средство, что использовалось по отношению к нему. Овладев речью, ребенок сначала управляет процессом внимания другого и только потом собственным вниманием.

Выход на уровень взрослого человека происходит тогда, когда ребенок овладевает внутренними средствами управления вниманием. В результате динамика развития произвольности внимания в дальнейшем онтогенезе не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.

В целом психологи в развитии внимания выделяют два основных этапа:

  1. Этап дошкольного развития. Внимание на этом этапе вызывается факторами внешней среды;
  2. Этап школьного развития. Происходит бурное развитие внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.

Воспитание произвольного внимания

Развитие произвольного внимания связано с формированием у детей сознательного отношения к учению и выполнению своих обязанностей. Младшие школьники, став членами ученического коллектива, стремятся все делать не хуже других, хотят заслужить одобрение учителя, одобрение своих товарищей. Все это является сильными побудителями для того, чтобы быть внимательными, а задача учителя всячески поддерживать и развивать эти стремления.

Произвольное внимание – это организованное внимание, школьное обучение является важнейшим средством его воспитания. Прежде всего, потому, что учение – сознательная, целенаправленная, организованная деятельность. Важно, чтобы ученик понимал значение обучения и роль внимания в этом процессе, понимал цель, приемы выполнения работы, мог представить результаты своего труда и пути из достижения.

Для привлечения внимания большое значение имеет не только непосредственный интерес к выполняемой работе, но и интерес косвенный, связанный с результатами деятельности.

При воспитании произвольного внимания важную роль играет требовательность взрослого, которая должна носить последовательный и систематический характер.

Вывод

Таким образом, воспитывая непроизвольное и произвольное внимание у детей, важно соблюдать правильное соотношение между этими видами внимания. Если процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление. Если процесс построен только на произвольном внимании, учение теряет свою привлекательность и вызывает отрицательное отношение, поэтому учебный процесс должен воспитывать оба вида внимания.

Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития.

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.

Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания. От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше.

По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.

Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы.

Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение. У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:

  • Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
  • И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.

На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • Речь, которая развивается под воздействием обучения;
  • Подражание поведению взрослых людей;
  • Умственная деятельность.

В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:

  1. Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
  2. Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.

К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны.

Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека. Эта теория получила название «Теория развития высших психологических функций у человека». Она применялась к изучению развития внимания у детей.

Стадии развития внимания

Для развития произвольного внимания особое значение имеет школа, потому что именно в процессе учебы ребенок приучается к дисциплине. В школьные годы у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. В возрасте 9-10 лет в организации процесса внимания возникают уже качественные сдвиги. Эффективными возбудителями внимания в этом возрасте становятся эмоционально-нейтральные раздражители. Снижение характеристик внимания наблюдается в возрасте с 11-12 до 14-15 лет. Происходит существенная перестройка организма ребенка, которая сопровождается отклонениями во внимании – возникает повышенная утомляемость, эмоциональность, происходит снижение коркового контроля. И только к концу подросткового возраста устанавливается оптимальная система внимания.

Л.С. Выготский выделил 4 стадии в процессе генезиса произвольного внимания:

  1. Стадия первая. Суть её сводится к тому, что взрослый управляет поведением и сознанием ребенка с помощью определенного средства. Этими средствами могут быть указательный палец, речевое сопровождение взрослого. В начале управления вниманием, отмечает Л.С. Выготский, стоит именно указание, поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца. Это на данной стадии интерпсихическое действие и осуществляется оно между людьми во внешнем плане;
  2. Стадия вторая. Ребенок на этой стадии становится субъектом, который психологическое орудие использует для управления поведением и сознанием другого человека. Теперь уже он с помощью собственного указательного пальца и речевого сопровождения, обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Данное действие управления существует во внешнем плане как интерпсихическое действие;
  3. Стадия третья. Способы управления сознанием и поведением, которые применялись людьми к нему, а он применял их по отношению к ним, ребенок начинает применять к самому себе. Действие все ещё протекает во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка. Но действие ребенок обращает на самого себя. На этой стадии начинается интериоризация действия управления вниманием. Законченный вид она приобретает только на следующей стадии;
  4. Стадия четвертая. Действие управления своим вниманием на этой стадии становится собственно внутренним действием. Опорой его осуществления является психический образ и внутренняя речь.

Ученый, таким образом, показал, что развитие произвольного внимания, как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций.

Еще раз обобщим сказанное. С самого начала внимание ребенка является управляемым. Сначала им руководят взрослые. Затем ребенок переходит к самоуправлению своим вниманием – это значит, овладевает вниманием произвольным, употребляя то же самое средство, что использовалось по отношению к нему. Овладев речью, ребенок сначала управляет процессом внимания другого и только потом собственным вниманием.

Выход на уровень взрослого человека происходит тогда, когда ребенок овладевает внутренними средствами управления вниманием. В результате динамика развития произвольности внимания в дальнейшем онтогенезе не выражена, но оно приобретает индивидуальные особенности.

В целом психологи в развитии внимания выделяют два основных этапа:

  1. Этап дошкольного развития. Внимание на этом этапе вызывается факторами внешней среды;
  2. Этап школьного развития. Происходит бурное развитие внутреннего внимания, т.е. опосредованного внутренними установками ребенка.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.

Воспитание произвольного внимания

Развитие произвольного внимания связано с формированием у детей сознательного отношения к учению и выполнению своих обязанностей. Младшие школьники, став членами ученического коллектива, стремятся все делать не хуже других, хотят заслужить одобрение учителя, одобрение своих товарищей. Все это является сильными побудителями для того, чтобы быть внимательными, а задача учителя всячески поддерживать и развивать эти стремления.

Произвольное внимание – это организованное внимание, школьное обучение является важнейшим средством его воспитания. Прежде всего, потому, что учение – сознательная, целенаправленная, организованная деятельность. Важно, чтобы ученик понимал значение обучения и роль внимания в этом процессе, понимал цель, приемы выполнения работы, мог представить результаты своего труда и пути из достижения.

Для привлечения внимания большое значение имеет не только непосредственный интерес к выполняемой работе, но и интерес косвенный, связанный с результатами деятельности.

При воспитании произвольного внимания важную роль играет требовательность взрослого, которая должна носить последовательный и систематический характер.

Вывод

Таким образом, воспитывая непроизвольное и произвольное внимание у детей, важно соблюдать правильное соотношение между этими видами внимания. Если процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление. Если процесс построен только на произвольном внимании, учение теряет свою привлекательность и вызывает отрицательное отношение, поэтому учебный процесс должен воспитывать оба вида внимания.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По дисциплине «Психология и педагогика»

Приемы развития внимания

Подготовила:

Студентка ИВМиБ

Группы В-323

Грошева Д.Д.

Преподаватель:

Семышева В.М.

Брянск 2015

  • Введение
    • Функции внимания
    • Основные характеристики внимания
    • Виды внимания
    • Объекты внимания
  • Приемы развития внимания
    • Тренировка концентрации внимания
    • Тренировка устойчивости внимания
    • Тренировка распределения внимания
    • Тренировка переключения внимания
    • Увеличение объема внимания
    • Мышечное расслабление
    • Мышечное расслабление с визуализацией
    • Дыхательные упражнения
  • Используемая литература

Введение

Внимание -- избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. внимание концентрация тренировка

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием -- его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Функции внимания

1. Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

2. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

3. Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Основные характеристики внимания

1) избирательность -- связана с возможностью успешной настройки -- при наличии помех -- на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;

2) объем (широта, распределение внимания) -- определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 -- 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);

3) распределение -- характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;

4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) -- выражается в степени сосредоточения на объекте;

5) устойчивость -- определяется длительностью концентрации внимания на объекте;

6) переключаемость (скорость переключения) -- динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Виды внимания

Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т.д.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств - например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе - преимущественно обонятельное и вкусовое.

По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания - произвольное (его еще называют «активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели. Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер - сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны

Приемы развития внимания

Внимание, как и память, можно тренировать. И если заниматься этим регулярно, результаты не замедлят сказаться. Самыми важными параметрами внимания в процессе овладения искусством сосредоточения являются концентрация и устойчивость, хотя выделение их при выполнении самых распространенных видов умственной работы, связанных с запоминанием (таких, как чтение, слушание и др.) довольно условно.

Устойчивость внимания нельзя рассматривать в отрыве от степени выраженности волевых качеств человека. Максимально внимательным может быть только дисциплинированный человек, который даже в мелочах всегда доводит начатое дело до конца. Необходимость сосредоточиться на материале или на каком-либо деле должна подкрепляться волевым решением. Слова «хочу» и «нужно» должны занимать в лексиконе равноправные места, причем перекос в сторону «нужно» только приветствуется. Всякую работу начинайте с самого трудного и неинтересного, а легкое и интересное оставляйте на потом. Развитию внимания очень способствуют занятия спортом, подвижные игры, решение кроссвордов и всевозможных головоломок, особенно полезны шахматы. Однако польза от подобных занятий будет только в том случае, если они совпадают с вашими интересами, желаниями, способностями и поставленной целью. Когда же ничего этого нет, остается пассивное созерцание, которое никак не скажется на развитии внимания. Большую роль в выполнении любого вида деятельности играет ее эмоциональная составляющая, поэтому на работе, которая заранее вызывает позитивные эмоции, легко сосредоточиться.

Тренировка концентрации внимания

Всем нам время от времени приходится заниматься неинтересной, кажущейся нудной и ненужной умственной деятельностью: учить спряжение латинских глаголов, разбираться в запутанных схемах, составленных нерадивыми специалистами, решать уравнения с тремя неизвестными и т. д. На эту работу тратится много сил и энергии, но такое же количество сил и энергии требуется для поддержания внимания. Вот почему всякая работа, которая выполняется в условиях произвольного внимания, малоэффективна. Максимальная сосредоточенность и глубокая концентрация на материале возможны только при послепроизвольном внимании. Для того чтобы от произвольного внимания перейти к послепроизвольному, можно активизировать саму работу или заставить работать один из законов памяти - закон осмыслении и интереса. Однако даже и в этом случае отвлечения неизбежны. А так ли уж они вредны?

Как выяснилось, не все отвлечения вредят эффективной и плодотворной работе. Дело в том, что глубокая концентрация внимания обязательно сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. И если поддерживать его в течение длительного отрезка времени, неизбежно наступит утомление. Поэтому заведите за правило устраивать себе кратковременный отдых в течение 5-10 минут каждого часа, который не только не отвлечет вас от работы, но и поможет еще лучше сосредоточиться. Очень хорошо, если во время этой передышки вы сделаете несколько физических упражнений, гимнастику для глаз, встанете со своего рабочего места и пройдетесь, словом, выполните какие-либо физические действия. Однако больше всего эффективной работе ума мешают непреднамеренные отвлечения, не связанные с данным видом деятельности: посторонние мысли, переживания, яркие предметы, притягивающие взгляд, громкая музыка и т.д. Так вот, избежать всего этого поможет соответствующая обстановка. Для каждого она своя: абсолютная тишина, раз и навсегда заведенный порядок на столе, остро заточенный карандаш для записей, удобное кресло и т. д. Но кроме этих внешних факторов, большое значение имеет психическая возможность работать в таких условиях. Вот почему некоторые люди предпочитают работать в библиотеке или дома за своим письменным столом.

Не стоит сбрасывать со счетов и определенный настрой на работу. Если вы обладаете хорошо развитым образным мышлением, настроиться вам поможет прием, которым часто пользовался Наполеон. А он, как известно, отличался большой работоспособностью. Итак, представьте, что в вашей голове находится огромный шкаф с множеством ящиков. Ящики - это те виды работы, которые вы выполняете в процессе своей профессиональной или творческой деятельности: пишите отчет, составляете план урока, разучиваете гаммы, готовитесь к докладу и т. д. Сосредоточьтесь и мысленно выдвиньте ящик, который соответствует тому, чем вы собираетесь заняться. Затем проверьте, хорошо ли закрыты все остальные ящики и приступайте. Этот нехитрый прием поможет вам максимально сконцентрироваться на предстоящей работе и выполнить ее в кратчайший срок. При создании рабочей обстановки помните, что сосредоточению на материале помогают и небольшие побочные раздражители, поэтому не следует плотно закрывать окна и двери, добиваясь абсолютной тишины. Наоборот, включите негромкую музыку, откройте окно в сад, чтобы было слышно пение птиц, приоткройте форточку: умеренный городской шум - прекрасный фон для напряженной умственной работы. Доказательством тому служит опыт одной из лондонских библиотек. Для создания идеальной обстановки для работы с книгами там были оборудованы звукоизолированные места для читателей. Но очень скоро выяснилось, что звуковой вакуум совершенно не совместим с работой, требующей глубокой сосредоточенности на материале.

При планировании своего рабочего дня необходимо также принимать во внимание колебания умственной активности.

Научно установлено, что своего пика она достигает в 5, 11, 16, 20 и 24 часа. Следовательно, в это же самое время отмечается и максимальная концентрация внимания.

Для эффективной работы наряду со степенью концентрации внимания важна и длительность ее поддержания. Для ее тренировки существует целый ряд упражнений, основанных, как правило, на поддержании длительного сосредоточения на одном объекте, цель которых заключается в отвлечении от всех посторонних мыслей, не относящихся к данному объекту.

Упражнение 1

Сосредоточьте взгляд на кончике своего пальца, полностью сконцентрируйтесь на нем и удерживайте внимание в течение 3-4 минут. На первый взгляд это кажется простым, но на самом деле выбросить из головы посторонние мысли - задача не из легких. Чтобы упражнение принесло пользу, выполнять его нужно каждый день по нескольку раз.

Упражнение 2

Это упражнение является разновидностью предыдущего. Однако сосредотачиваться следует не на какой-либо части тела, а, например, на медленном дыхании или паузах между его циклами.

Упражнение 3

Хорошие результаты по концентрации дают упражнения по сознательному переносу внимания на какие-либо природные объекты: резной лист клена, отшлифованную морской водой гальку, стекающую по стеклу дождевую каплю. Подойдет все что угодно, лишь бы оно было небольшого размера и для начала находилось прямо напротив глаз.

Упражнение 4

Вместо природных объектов можно использовать внутренние образы. Это упражнение тем хорошо, что оно не требует особой обстановки, его можно выполнять где угодно. Представьте, например, шахматную доску, по которой передвигается какое-либо насекомое (небольшой зверек). Внимательно следите за тем, как оно медленно переползает с белого квадрата на черный и так далее по всей доске. При этом помните, что доску желательно видеть целиком, потому что чем больше поле обзора, тем эффективнее упражнение.

Упражнение 5

Психологи называют это упражнение «созерцание зеленой точки». Возьмите страницу с напечатанным текстом, в центре поставьте зеленую точку диаметром 1-2 мм. Каждый вечер, перед тем как лечь в постель, сядьте за стол, положите перед собой страницу, рядом с ней часы и в течение 10 минут смотрите на точку. При этом, как и в предыдущем упражнении, старайтесь не думать ни о чем постороннем, добиваясь полного сосредоточения на объекте. После выполнения упражнения сразу же ложитесь спать, чтобы зеленая точка оставалась финальным зрительным образом прожитого дня. Выполнять упражнение рекомендуется в течение не менее 2-3 месяцев.

Упражнение 6

Чтобы снять усталость после напряженной работы или дать отдых глазам, можно практиковаться в переносе концентрации с одного объекта на другой. Выберите в своем окружении некую точку (небольшую деталь пейзажа или интерьера) и сконцентрируйте на ней внимание. Затем постепенно расширяйте обзор, вбирая в поле своего зрения весь окружающий мир. Через несколько минут повторите все в обратном порядке, чтобы вернуться к исходному объекту.

Упражнение 7

Это упражнение направлено на тренировку слухового внимания. В течение 10 минут постарайтесь как можно внимательнее вслушиваться в окружающие вас звуки: речь диктора по радио, пение артиста по телевизору, шум дождя за окном и т. д. Такая тренировка помогает нам выработать навык сосредоточения на звучащей информации, ведь, когда мы слушаем кого-либо, то, как правило, занимаемся еще чем-нибудь.

Выполняя эти упражнения, вы обязательно убедитесь, насколько трудно сконцентрироваться на неподвижных, пусть даже очень простых, объектах. И это не случайно, поскольку основным условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, которые невозможны без активного восприятия, а однообразие утомляет. Попробуйте еще одно упражнение для тренировки устойчивого внимания. Возьмите заведомо не интересную для вас книгу и начните ее читать. При этом поставьте перед собой цель - найти в этой книге что-нибудь любопытное, что расширит ваш кругозор, окажется полезным или просто развлечет вас.

Тренировка устойчивости внимания

Наукой установлено, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям, которые наблюдаются даже при высокой степени его устойчивости и сосредоточенности. Это можно наглядно продемонстрировать с помощью зрительных восприятий двойственных изображений. Например, рисунок вазы на черном фоне или двух профилей на белом. После того как человек начинает воспринимать оба изображения, внимание начинает колебаться и человек видит попеременно то вазу, то профили.

Однако эти колебания можно устранить, если вместо простого рассматривания предмета поставить себе более сложную задачу. Представим, например, пустую комнату, которую нужно обставить: поставить посредине большой обеденный стол, вокруг него расставить стулья с резными спинками, над ним повесить люстру, а стены украсить красивыми и дорогими картинами и т. д. Так вот, пока вы будете заниматься дизайнерскими изысканиями, внимание будет устойчивым и колебаний не будет.

Следовательно, для сохранения устойчивости необходима внешняя и внутренняя активность личности, то есть вслед за решением одной задачи следует ставить перед собой новую.

Устойчивость внимания очень важна для получения результата в любой сфере человеческой деятельности. Она является ярким показателем глубины, продолжительности и силы психической деятельности человека и характеризует в первую очередь людей увлеченных, полностью отдающихся делу, способных не обращать внимания на множество отвлекающих факторов.

Уровень этой устойчивости зависит от целого ряда причин: сложности материала, трудности его восприятия, субъективного к нему отношения и, наконец, а также от индивидуальных особенностей личности. Ниже приведено несколько упражнений, которые помогут вам выработать у себя устойчивость внимания и свести к минимуму его колебания.

Упражнение 1

Положите перед собой небольшой текст, взятый из газеты или журнала, и, рассматривая каждую строчку, зачеркивайте в ней какую-либо одну букву, например «о». Затем проверьте себя и зафиксируйте количество ошибок. Повторите это упражнение несколько раз с другими буквами и проанализируйте результаты. Можно ограничить его выполнение временными рамками в зависимости от величины текста.

Упражнение 2

Напишите произвольно столбик цифр и за определенное количество времени сложите их. Проверьте результат при повторном выполнении этого же упражнения.

Тренировка распределения внимания

О необходимости распределять внимание мы говорим тогда, когда мы вынуждены одновременно заниматься несколькими делами, в которых оно проявляется в той или иной форме. Например, нам нужно набирать текст на компьютере, слушая музыку, или вести машину, разговаривая при этом по мобильному телефону. Совмещение нескольких дел возможно только в том случае, когда одно из них не требует особой сосредоточенности, а другое - это привычный, доведенный до автоматизма процесс.

Однако то, что касается умственной деятельности, особенно если она связана с интенсивной работой памяти, требует почти 100%-ной концентрации внимания. Еще Эйнштейн обратил внимание на тот факт, что у глубоко задумавшегося человека лицо, как правило, имеет неосмысленное выражение. И происходит это потому, что при напряженной работе мысли у человека просто не хватает «сил» на поддержание соответствующего его виду деятельности выражения лица. Вот почему практически невозможно одновременно читать и писать, заниматься переводом и вести при этом серьезную беседу. При других видах работы внимание задействовано в меньшей степени. Так, например, при мытье полов его концентрация составляет всего 9%, при забивании гвоздей - 40%, во время управления автомобилем - 60%, а при подсчете денег - 80%. Значит, эти занятия можно совмещать с другими видами деятельности, тоже не требующими большой концентрации внимания.

Упражнение 1

Положите перед собой 2 листа бумаги, возьмите в обе руки по карандашу и одновременно напишите разные слова, например левой рукой - свое имя, а правой - фамилию.

Упражнение 2

Одновременно считайте вслух от 1 до 20 и пишите те же самые цифры только в обратном порядке - от 20 до 1. Затем повторите то же упражнение, но записывайте цифры в порядке возрастания, а проговаривайте - в порядке убывания.

Упражнение 3

Обеими руками одновременно опишите в воздухе разные геометрические фигуры: квадрат и круг, треугольник и эллипс и т. п.

Эти несложные упражнения, если выполнять их ежедневно по нескольку раз в течение 2-3 месяцев, помогут вам быстрее реагировать на смену рабочего ритма и справляться с эмоциональными перегрузками, даже просыпаться по утрам станет легче, поскольку переход от сна к бодрствованию будет повиноваться хорошо отлаженному механизму.

Тренировка переключения внимания

Переключение внимания зависит от характера предстоящей и предыдущей деятельности. Чем большего сосредоточения требовала предыдущая работа, чем сложнее и интереснее она была, тем труднее перевести внимание на предстоящую, тем сильнее эффект торможения. Подвижность нервных процессов у каждого человека своя, поэтому все люди по-разному переключаются с одного вида деятельности на другой.

Скорость смены объекта внимания может служить своеобразным тестом его состояния в конкретный отрезок времени. Для этого сначала необходимо определить ее норму. В течение нескольких дней утром выполняйте следующее упражнение : из любых значков (это могут быть, например, буквы латинского алфавита: ZZZZ, WWWW, YYYYY и т. д.) быстро нарисуйте ряд до первой ошибки. Среднее количество этих знаков и будет считаться нормой. Предположим их будет 14. Если вы выполните то же самое упражнение в конце напряженного рабочего дня, этот показатель будет примерно в 2 раза ниже, то есть 7-8 знаков. Чтобы проверить, готовы ли вы и ваше внимание к выполнению сложной и ответственной работы, быстро нарисуйте знакомый вам ряд, и все станет ясно. Тренировка переключения внимания направлена на 3 основных компонента этого параметра: переведение его с одного объекта на другой, выделение наиболее важных объектов, выбор оптимального маршрута восприятия.

Для того чтобы научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, рекомендуется читать попеременно две или три разные книги (близкие по содержанию), переключаясь с одной на другую каждые 15 секунд. В заключение нужно составить планы прочитанного: по одному на каждую книгу. Знаком к переходу от одной книги к другой может быть не только определенный отрезок времени, но и количество прочитанного текста, например полстраницы или 1 страница.

Увеличение объема внимания

Объем внимания - очень важная составляющая кратковременной памяти. Известно, что при одноразовом предъявлении человек может воспринять и запомнить от 5 до 9 объектов. Это количество было экспериментально установлено американским психологом Миллером в 1945 году. Сформулированное им на основании этого правило гласит, что объем внимания человека зависит не от количества воспринимаемых данных, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Следуя этому правилу, можно утверждать, что при одновременном восприятии одинаково запоминаются и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. А это значит, что самый эффективный способ запоминания - это их кодирование.

Для увеличения объема внимания очень полезно следующее упражнение, которое рекомендуется выполнять в 2 этапа. Сначала в течение буквально 1 секунды задержите свой взгляд на каком-либо предмете: лице человека, фасаде здания, цветке, животном и т. п. Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести его в своем воображении, припомнив как можно больше деталей. Откройте глаза и сравните реальный предмет с воображаемым. Когда они будут полностью совпадать, можно перейти к следующему этапу: за тот же отрезок времени постарайтесь запомнить окружающие вас предметы и мысленно воспроизвести их. Чтобы их было больше, научитесь рационально группировать их по каким-либо признакам.

Альтернативные техники развития внимания

Известно, что недостаток внимания отрицательным образом сказывается на работе памяти. Нет внимания - нечего записывать в мозг, следовательно, нечего и вспоминать. Причин невнимательности много, однако наиболее распространенная - это озабоченность. Именно она порождает страх что-нибудь забыть или не вспомнить в нужный момент нечто важное и необходимое. В результате человек, охваченный беспокойством, не может должным образом сосредоточиться и напрасно теряет силы и время.

Страх перед забыванием - основная причина, которая вызывает нарушения в работе памяти. Постепенно под давлением повторяющихся неудач человек начинает драматизировать ситуацию, прогнозировать (иначе говоря, программировать) провалы в памяти. В конце концов, процесс воспоминания становится мучительным и зачастую безрезультатным.

Чтобы избежать неудач, вызванных ненужным беспокойством, отнеситесь к временным провалам в памяти как к явлению нормальному, неизбежному и проходящему. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, и вы увидите, что через некоторое время она вновь заработает в обычном режиме, как хорошо отлаженный механизм.

Внимательный человек хорошо воспринимает не только то, что происходит у него внутри, но и все происходящее вокруг него. Внутреннее смятение, беспокойство и озабоченность мешают процессу восприятия и многое, иногда очень важное, ускользает из вида. Память обладает одной очень интересной особенностью: чем больше прилагается усилий для того, чтобы вспомнить, тем меньше это удается. Так происходит, потому что прилагаемые усилия - это несанкционированное вмешательство в работу внимания. Например, гость, рассматривая цветы на вашем подоконнике, вдруг спросит название одного из них. И если вы не сразу вспомните его и не дадите моментальный ответ, вас, скорее всего, охватит беспокойство, в мозгу возникнет напряжение, а название злополучного цветка окончательно вылетит у вас из головы. А если вместо того, чтобы напрячься, вы бы расслабились, память, дав небольшой сбой, разблокировалась бы и выдала правильный ответ.

Очень хорошо о необходимости расслабиться, чтобы активизировать память, сказал профессор Эткен, известный своей феноменальной памятью: «Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем больше нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как все обычно думают. Сначала, безусловно, необходимо сосредоточить внимание, но как только это станет возможным, нужно расслабиться. Так поступают очень немногие. К сожалению, этому не учат в школе, где знания приобретаются лишь путем повторения».

Концентрация - это полное расслабление и восприимчивость к наблюдению.

Мышечное расслабление

Цель упражнений - последовательное снятие тонуса отдельных групп мышц до полного расслабления и ощущения внутренней свободы.

Исходное положение: сядьте на стул так, чтобы вам было удобно, ступни должны полностью стоять на полу, расслабьтесь. Одежда для занятий должна быть свободной, не давить и не сковывать движений.

Упражнение 1

Вытяните ноги вперед так, чтобы пальцы составляли прямую линию с голенью, и напрягите мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение в течение 10 секунд, затем резко снимите напряжение с мышц. При правильном выполнении упражнения после этого наблюдается пассивное движение расслабленной части тела, прилив крови к мышцам и тепло. В течение 10 секунд прислушивайтесь к своим ощущениям, сохраняя состояние полной расслабленности и нормальное дыхание.

Упражнение 2

Упритесь пятками в пол, приподнимите ступню и попытайтесь пальцами дотянуться до голени, не отрывая пятки от пола. Напрягите мышцы ступни и голени. Задержитесь в этом положении на 10 секунд, затем расслабьтесь. Через 10 секунд повторите упражнение, не забывая акцентировать свое внимание на смене напряжения и расслабления.

Упражнение 3

Вытяните ноги вперед и постарайтесь пальцами дотянуться до голени. Напрягите мышцы бедер и задержитесь в этом положении на 10 секунд. Затем расслабьтесь и «уроните» ноги на пол. Почувствуйте прилив тепла к расслабленным мышцам.

Упражнение 4

Вытяните ноги вперед параллельно полу, попытайтесь пальцами дотянуться до голени, напрягите мышцы ступней, голени и бедер. Задержитесь в этом положении на 10 секунд и расслабьтесь.

Упражнение 5

Вытяните руки вперед параллельно полу, сожмите кулаки и максимально напрягите все мышцы рук. Через 10 секунд расслабьтесь и повторите упражнение.

Упражнение 6

То же упражнение проделайте с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.

Упражнение 7

Вытяните губы вперед и округлите их, словно вы произносите букву «о», раскройте широко глаза, изобразив удивление. При этом максимально напрягите мышцы лица и шеи. Сохраняйте напряжение в течение 10 секунд, после чего расслабьтесь и через 10 секунд снова повторите упражнение.

Упражнение 8

Улыбнитесь самой широкой своей улыбкой, напрягая при этом мышцы лица и шеи. Замрите в этом положении на 10 секунд, затем расслабьтесь и в течение 10 секунд прислушайтесь к своим ощущениям.

Мышечное расслабление с визуализацией

Йоги использовали это упражнение для достижения полного расслабления тела и души. Кроме того, с его помощью можно контролировать степень расслабления, которого вы достигаете в процессе тренировок.

Исходное положение: лежа на спине на полу или кровати, сидя в кресле или на диване, главное: поза должна быть комфортной.

Закройте глаза и мысленно представьте себя на берегу моря или реки. Детализируйте окружающий вас пейзаж: почувствуйте шум морского прибоя или плеск речной волны, ощутите дуновение ветерка, ласковое тепло солнца, запах экзотических цветов, раскрасьте мир самыми яркими красками, не упуская мельчайших подробностей. Иначе говоря, нарисуйте в своем воображении картину, которая привела бы вас в состояние полнейшего покоя и умиротворения.

Когда необходимое состояние будет достигнуто, снимите остаток напряжения в мышцах, соблюдая определенную последовательность. Для этого про себя монотонно и ритмично произносите следующее: «Расслабляю ступни... Расслабляю пальцы ног... Расслабляю голени... Расслабляю колени... Расслабляю бедра... Расслабляю живот... Расслабляю грудь... Расслабляю руки... Расслабляю кисти рук... Расслабляю пальцы... Расслабляю шею... Расслабляю лицо... Расслабляю челюсти... Расслабляю рот... Расслабляю язык... Расслабляю глаза... Расслабляю веки... Расслабляю брови... Расслабляю щеки. Расслабляюсь полностью...».

В результате напряжение должно смениться полным расслаблением, а дыхание станет ровным и поверхностным. Это упражнение не требует особых условий, выполнять его можно как дома, так и на работе. С его помощью можно не только активизировать внимание, но и снять физический дискомфорт.

Дыхательные упражнения

Расслабиться и снять напряжение можно и с помощью дыхания, для этого нужно просто сконцентрироваться и сосредоточить все свои мысли на вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Оно при этом должно быть замедленным и ритмичным.

Упражнение 1. «Волны»

Сядьте на стул, опустите руки вдоль туловища, расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, чтобы легкие полностью заполнились воздухом. Он должен быть медленным и долгим. Затем так же медленно выдохните через нос до полного освобождения легких. Старайтесь не напрягаться и сохранять расслабленное состояние.

Повторите упражнение несколько раз, внимательно прислушиваясь к работе легких и дыханию. Оно должно быть плавным и ритмичным, как движение волн, которые то мягко набегают на песчаный берег (выдох), то медленно откатываются назад (вдох).

Не сбиваясь с ритма, постарайтесь представить себе эти волны, песчаный пляж, запах морской воды, крики чаек, прохладный утренний ветерок. Внимание должно быть полностью сконцентрировано на деталях нарисованного в мыслях пейзажа. Если упражнение выполнено правильно, через некоторое время вы почувствуете себя настолько комфортно, что с трудом заставите себя выйти из этого состояния.

На первый взгляд описанное упражнение очень простое, но оно очень эффективное. Благодаря постепенному настрою на размеренный ритм дыхания оно позволяет очень быстро достичь внутреннего умиротворения и полного расслабления. Особо хочется подчеркнуть, что выполнять его нужно с закрытым ртом. Согласно учению йогов, «рот создан, чтобы целоваться и есть».

А из практики следует, что через рот мы дышим чаще всего во время больших физических нагрузок, поэтому при расслаблении более естественно дышать носом. Следовательно, если у вас заложен нос, то от выполнения данного упражнения лучше воздержаться.

Упражнение 2. «Воздушный шар»

Его можно рассматривать как вариацию предыдущего. Меняя воображаемую картину, вы от мягкого ритма переходите к ощущению парения, когда вам хочется, словно воздушному шару, задержать вдыхаемый воздух как можно дольше.

Примите исходное положение, как в предыдущем упражнении, закройте глаза - это поможет вам лучше сосредоточиться.

Сделайте медленный глубокий вдох (через нос!), считая до 4. Затем задержите дыхание, следя за тем, чтобы мышцы живота и гортань были полностью расслаблены.

Так как это действие обычно сопровождается напряжением, чтобы избавиться от него, мысленно говорите: «Я планирую мягко, в свободном полете». Кроме того, постарайтесь вызвать у себя ощущение парения в безвоздушном пространстве, представив свои легкие воздушным шариком яркого красивого цвета, который так нравился вам в детстве.

После того как дыхание восстановится (не раньше!), повторите упражнение. Старайтесь придерживаться спокойного размеренного ритма, который не нарушал бы гармонию свободного полета. Для того чтобы эффект от упражнения был максимальным, выполнять его следует по 5 раз 3 раза в день. Кроме того, его рекомендуется делать перед работой, требующей большой сосредоточенности и концентрации внимания.

Используемая литература

Словарь практического психолога. -- М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Комарова Т. К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. -- Гродно: ГрГУ, 2002. -- 124 с

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование роли внимания в развитии и практической деятельности человека. Характеристика основных причин невнимательности. Анализ понятий концентрации и распределения внимания. Описания методики для оценки объема распределения и переключения внимания.

    отчет по практике , добавлен 23.05.2013

    Особенности психических процессов. Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников. Диагностика концентрации, распределения и переключения внимания. Диагностика устойчивости и продуктивности внимания. Упражнения на развитие избирательности внимания.

    отчет по практике , добавлен 03.03.2013

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2008

    Внимание как свойство человеческой психики. Определение внимания в психологии. Характеристика сущности критериев оценки качества внимания у человека. Методы исследования внимания. Показатели объема внимания, оценка устойчивости, переключаемости внимания.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. Основные функции внимания, особенности его развития. Проблема изучения основных свойств внимания. Методика проведения эксперимента, проба Бурдона. Возможности саморазвития внимания в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Определение внимания, его функции, физиологические основы. Методы психологической диагностики и развития внимания у дошкольников. Организация систематического развития внимания с использованием диагностических методик и занятий с игровым материалом.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2014

    Формирование психического мыслительного процесса у детей школьного возраста. Приемы и методы развития устойчивости и концентрации произвольного внимания школьников. Разработка диагностического комплекса по определению индивидуального уровня внимания.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Понятие внимания и его основные характеристики: направленность и сосредоточенность. Схема зон сознания. Основные виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное. Исследование объема и устойчивости внимания.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло