Внимание, эмитенты!
Порядок раскрытия и предоставления информации об аффилированных лицах и существенных фактах претерпел значительные изменения. В сегодняшнем выпуске мы публикуем подробные комментарии к новациям, с рекомендациями и примерными формами документов.

Основные изменения, внесенные приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н , касаются порядка раскрытия информации об аффилированных лицах, а также существенных фактов и сообщений о сведениях, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг. Отменено требование об их представлении в регистрирующий орган на бумажном и электронном носителях. При этом для всех без исключения ОАО, а также ЗАО, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение ценных бумаг, введена обязанность раскрывать на своих сайтах списки аффилированных лиц и изменения, вносимые в них, а в лентах новостей уполномоченных информационных агентств — сообщения о размещении списков аффилированных лиц в сети Интернет.

Важнейшие новации, содержащиеся в приказе ФСФР России от 02.06.2009 № 09-17/пз-н, затрагивают состав сведений об аудиторе и оценщике, содержащихся в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете, что продиктовано завершившимся переходом оценщиков и аудиторов на саморегулирование.

Приказом ФСФР России от 18.06.2009 № 09-23/пз-н установлен новый формат текстов документов, представляемых в ФСФР на электронных носителях (для ежеквартальных отчетов). Для заполнения электронного документа, являющегося ежеквартальным отчетом эмитента, должен будет использоваться специальный программный продукт («Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России»), который будет распространяться без взимания платы через сайт ФСФР России.

Рассмотрим эти новации более подробно.

Изменения, внесенные приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н (далее - приказ № 09-14/пз-н) в части раскрытия информации об аффилированных лицах (постатейный комментарий)

Новая редакция раздела 8.5 «Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества» вступила в силу 1 июля с. г.8.5. Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества.

8.5.1. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Комментарий к п. 8.5.1

1. В соответствии с п. 1 ст. 92 Фе­дерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) открытое акционерное общество обязано раскрывать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 92 Закона об АО обязательное раскрытие информации в случае публичного размещения обществом облигаций или иных ценных бумаг осуществляется в объеме и порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти по фондовому рынку.

Раздел VIII Положения в качестве дополнительных сведений, подлежащих раскрытию открытыми акционерными обществами, а также закрытыми АО, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение ценных бумаг, определяет списки и информацию об аффилированных лицах.

2. Аффилированным лицом в соответствии с определением из Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» считается физическое или юридическое лицо, способное влиять на деятельность юридических и (или) физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а именно:

Член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

Лица, принадлежащие к группе лиц, в которую входит данное общество;

Лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал, а также вклады и доли данного юридического лица;

Юридическое лицо, в котором данное общество имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал, а также вклады и доли данного юридического лица.

3. Еще одно основание аффилированности, определен­ное указанным Законом, связано с участием общества в финансово­-промышленной группе (ФПГ). Если юрлицо является участником ФПГ, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников группы. В то же время в связи с признанием утратившим силу Федерального закона от 30.11.95 № 190-ФЗ «О финансово­-промышленных группах» и отсутствием в законодательстве юридического определения понятия «финансово-­промышленная группа» автор полагает, что при составлении списков аффилированных лиц общество может не учитывать основания аффилированности по факту участия в ФПГ.

4. Отметим, что п. 8.5.1 не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией раздела 8.5.8.5.2. Список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению 26 к настоящему Положению.

Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.

Комментарий к п. 8.5.2

1. В действующем законодательстве правовые механизмы, обязывающие аффилированных лиц представлять сведения о себе, описаны фрагментарно:

Первый случай прямо предусмотрен п. 2. ст. 93 Закона об АО. Он обязывает аффилированное лицо письменно уведомить общество о принадлежащих этому лицу акциях. Отметим, что, если аффилированному лицу не принадлежит ни одной акции общества, по нашему мнению, оно не несет обязательств по его уведомлению;

Второй случай может проистекать из норм ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ), обязывающих владельцев обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) направить уведомления эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приобретении пяти и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75%;

Третий случай также предусмотрен ст. 30 Закона о РЦБ. Он обязывает приобретателя акций общества, выпуск ценных бумаг которого сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, по соглашению с акционером определять порядок голосования по таким акциям на общем собрании, если в результате приобретения данное лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям. Не позднее пяти дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента возникновения права распоряжения голосами по акциям на общем собрании, в том числе на основании договора, указанное лицо обязано направить уведомление эмитенту, а также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Отметим, что ненаправление такого уведомления грозит ответственностью по ст. 15.19 части 3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Это важно

В списки аффилированных лиц необходимо включать только известную организации информацию об этих лицах.

2. В некоторых случаях общество должно узнавать сведения об аффилированных лицах либо новую информацию о них (например, при избрании членов совета директоров или избрании (назначении) исполнительных органов общества, а также при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании). Также сведения об аффилированных лицах необходимо узнавать при совершении сделки с заинтересованностью.

Дело в том, что основанием отнесения сделки к категории сделок с заинтересованностью могут быть отношения аффилированности с обществом контр­агента по сделке либо его уполномоченных лиц. Очевидно, что обществу доступна информация о таких аффилированных лицах, как управляющая организация, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа, а также дочерние и зависимые общества и т.п.

3. По каждому аффилированному лицу в списке необходимо указывать:

Полное фирменное наименование (для организации) или ФИО (для физического лица);

Место нахождения (для юридического лица) или место жительства (для физического лица. Кстати, оно указывается только с его согласия);

Основания (основание), в силу которых лицо признается аффилированным;

Дата наступления оснований (основания);

Доля участия аффилированного лица в уставном капитале общества, в %;

Доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций общества, в %.

4. Месту нахождения юридического лица посвящена ст. 4 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 2 и 3 указанной статьи место нахождения общества определяется местом его госрегистрации и указывается в учредительных документах. При этом юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа или лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности.

Аналогичные нормы содержатся также в п. 2 ст. 4 и п. 3 ст. 11 Закона об АО.

Исходя из указанных положений в уставах акционерных обществ и иных юридических лиц в качестве места нахождения указывались, как правило, субъект РФ, область, район, село, город, где находился постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а в случае его отсутствия - иные орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности. Одновременно устав юридического лица содержал, как правило, почтовый адрес, по которому осуществлялась связь с ним.

Изменение понятия «место нахождения» связано со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Во-­первых, в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 5 данного закона в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества (при отсутствии такого органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности), по которому осуществляется связь с организацией. Иного адреса (места нахождения) общества ЕГРЮЛ при этом не содержит.

Во­-вторых, Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» понятие «почтовый адрес» исключено из федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационноправовых форм.

Таким образом, под местом нахождения общества понимается адрес помещения, в котором находится его постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия такового - орган или лицо, имеющие право действовать от имени общества без доверенности.

5. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» место жительства физического лица является его персональными данными и не подлежит распространению в СМИ без предварительного согласия этого лица. Если эмитент указывает в списке аффилированных лиц точный адрес места жительства физического лица, субъекту раскрытия необходимо иметь письменное согласие данного лица на распространение его персональных данных в свободном доступе.

Не рекомендуется указывать какие­-либо сведения о месте жительства физического лица в списке аффилированных лиц, включая наименование населенного пункта. Вместо этого в соответствующем поле списка лучше написать «согласие физического лица на раскрытие информации не получено».

6. У одного и того же лица может быть несколько оснований для признания аффилированным - например, лицо, являющееся единоличным исполнительным органом, будет входить с обществом в одну группу лиц согласно нормам ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, оно может быть членом совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа.

В списке аффилированных лиц для каждого лица необходимо указывать все известные обществу основания аффилированности. Важно учесть, что у каждого основания аффилированности может быть своя дата возникновения, поэтому при наличии нескольких оснований необходимо указывать дату возникновения каждого.

7. Для членов совета директоров (наблюдательного совета) эмитента моментом появления основания аффилированности будет считаться:

Момент проведения общего собрания акционеров (если решение принималось им);

Дата принятия решения (если решение принято единственным акционером).

При этом, если член совета директоров переизбирается собранием акционеров на новый срок, в список аффилированных лиц необходимо внести новую дату возникновения основания аффилированности, поскольку членом совета он является не на основании решения собрания, например, двухлетней давности, а на основании решений последнего собрания акционеров.

8. Для единоличного и коллегиального исполнительных органов моментом появления основания аффилированности может считаться:

Дата начала осуществления полномочий, отраженная в протоколе органа управления, избравшего (назначившего) соответствующее лицо (лиц), а в случае отсутствия такой даты - день фактического вступления в должность или проведения собрания (заседания) органа управления, принявшего данное решение;

Для управляющей организации - момент начала осуществления ею полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО). Решение о передаче полномочий ЕИО управляющей организации либо управляющему принимается общим собранием акционеров. Но юридически передача полномочий происходит после вступления в силу положений договора между обществом и управляющей организацией. Момент передачи полномочий, как правило, фигурирует в соответствующем договоре и считается моментом появления основания аффилированности.

9. Пункт 8.5.2 не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией раздела 8.5.

8.5.3. Акционерное общество обязано опубликовать на своей веб­-странице текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с этой даты окончания, а тексты изменений в списке аффилированных лиц - не позднее двух рабочих дней с даты внесения изменений.

Комментарий к п.8.5.3

1. Ранее действующей редакцией раздела 8.5 Положения о раскрытии информации для подавляющего большинства АО (за исключением открытых обществ, обязанных раскрывать ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг, и ЗАО, осуществивших публичное размещение облигаций) не устанавливалось требований к раскрытию списков аффилированных лиц, а также изменений в них через Интернет.

Новая редакция устанавливает, что списки аффилированных лиц всех без исключения ОАО (а также ЗАО, публично разместивших облигации), а также любые изменения, вносимые в эти списки, должны раскрываться в сети Интернет в течение двух рабочих дней с момента окончания соответствующего квартала либо с момента внесения таких изменений. Положение не устанавливает точной формы, в которой должны раскрываться данные сообщения. В качестве таковой можно предложить следующую форму по аналогии с тем, как раскрываются изменения в списке аффилированных лиц на дату окончания отчетного квартала (см. таблицу).

Если в течение одного дня вносятся (раскрываются) несколько изменений, их можно размещать в одном файле.

2. Прежняя редакция п. 8.5.3 раздела 8.5. Положения о раскрытии информации содержала требование представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с этой даты. Однако в новой редакции указанного раздела о такой обязанности субъекта раскрытия не упоминается. Следовательно, списки аффилированных лиц начиная с составленных на 30 июня 2009 г. могут не представляться в регистрирующий орган. Отмена госрегулятором с 1 июля с.г. требований представлять списки аффилированных лиц в регистрирующий орган не отменяет обязанность общества физически иметь (хранить) такие списки, подписанные уполномоченными лицами, поскольку данное требование установлено частью 1 ст. 89 Закона об АО. Списки составляются по форме, утвержденной приложением 26 к Положению о раскрытии информации.

3. Требования к формату документа, размещаемого субъектом раскрытия информации на своей странице в сети Интернет, Положение не устанавливает. Ранее в соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 15.08.2003 № 03-1729/р «Об утверждении временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг» все файлы, предоставляемые в электронном виде в регистрирующий орган, должны были быть записаны в формате Rich Text Format в кодировке Windows (CP 1251) и иметь расширение.rtf, а файл, содержащий список аффилированных лиц, должен был иметь имя alist.rtf. Следует отметить, что данные требования ранее распространялись только на формат файлов, предоставляемых в регистрирующий орган.

Исходя из общих требований к раскрытию информации в Интернете, изложенных в п. 1.6 Положения о раскрытии информации и гласящих, что «при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации», можно сделать вывод: для раскрытия информации эмитенту желательно использовать наиболее распространенные форматы документов - RTF, PDF, DOC, HTML, при необходимости применяя наиболее распространенные архиваторы (ZIP, RAR и т.п.).

Аффилированные субъекты юридического и физического лица. Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы)

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Изменения, внесенные в список аффилированных лиц открытого (закрытого) акционерного общества «_________________»,
на дату: «____»____________200__г.

Дата наступления изменения

Дата внесения изменения
в список аффилированных лиц

Полное фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество аффилированного лица

Место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (указывается только с согласия физического лица)

Основание (основания), в силу которого лицо признается аффилированным

Дата наступления основания (оснований)

Доля участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, %

Доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций акционерного общества, %

4. Срок, в течение которого общество должно внести изменения в список аффилированных лиц, в настоящее время не регулируется нормативными правовыми актами ФСФР России. В утратившем силу постановлении ФКЦБ России от 30.09.99 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» для внесения в список изменений устанавливался трехдневный срок.

5. В отношении кредитных организаций действуют требования п. 2.2 Положения Банка России от 20.07.2007 № 307-П «О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций», в соответствии с которыми срок для внесения изменений в список аффилированных лиц установлен в три рабочих дня с момента, когда кредитной организации стало известно о документально подтвержденном факте, требующем внесения изменений и (или) дополнений в список.

6. С учетом требований Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н, эмитенты, чьи ценные бумаги включены в котировальные листы А1, А2, Б, В, И, обязаны принять на себя обязательства по представлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению. При этом действующие правила листинга российских фондовых бирж не конкретизируют сроки внесения изменений в списки аффилированных лиц, устанавливая только сроки представления таких изменений.

Эмитентам, ценные бумаги которых включены в котировальные листы А1, А2, Б, В, И, советуем вносить изменения в списки аффилированных лиц в разумные сроки (например, в течение семи дней с момента, когда эмитент узнал о документально подтвержденном факте, требующем внесения изменений и (или) дополнений в список аффилированных лиц (в соответствии с п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства)).

8.5.4. Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в Интернете, а если он опубликован в Интернете после истечения такого срока, - с даты его опубликования в Интернете.

Комментарий к п. 8.5.4

1. Ранее действующая редакция раздела 8.5 Положения о раскрытии информации устанавливала срок, в течение которого список аффилированных лиц должен был быть доступен в Интернете - три года с даты опубликования в Сети. Согласно новой редакции если общество публикует текст списка либо изменений в нем в сети Интернет до истечения установленного Положением срока, то период, в течение которого данная информация должна быть доступна в Сети, продляется на столько дней, на сколько раньше была произведена публикация. Например, если список, составленный 30 июня, был опубликован 1 июля, он должен быть доступен в сети Интернет на один день дольше, чем опубликованный 2 июля.

Сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в Интернете списка аффилированных лиц акционерного общества должно содержать:

Полное и сокращенное фирменные наименования акционерного общества, его место нахождения;

Присвоенный акционерному обществу налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика;

Основной государственный регистрационный номер, за которым в ЕГРЮЛ внесена запись о создании акционерного общества;

Уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом;

Адрес страницы в Интернете, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;

Институт аффилированных лиц - достаточно новое явление как в теоретическом, так и в практическом плане. В статье раскрывается само определение и сфера его применения.

Будет также уделено внимание правилам учета данной категории, ответственности за их невыполнение, а также взаимоотношениям основных и дочерних организаций.

Аффилированные лица. Понятие и виды

Само словосочетание возникло в русском языке в 90-е годы. Впервые понятие аффилированного лица упоминалось в 1992-м году в приложении к Указу Президента РФ. В нем шла речь об инвестиционных фондах. В широком смысле аффиляция подразумевает приближенность к чему-либо, поскольку английский глагол to affiliate, от которого происходит слово, употребляется в значении "присоединяться, соединяться".

Также этот термин можно трактовать как вступление в членство. Аффилированные лица в той или иной степени оказывают влияние друг на друга, будь то хозяйственная или экономическая деятельность. В общей сложности они представляют собой определенную группу.

Законодательное отражение этот термин нашел в 1995-м году, а официальное определение появилось лишь в 1998-м году в результате внесения изменений в Закон о конкуренции. Аффилированные лица – это граждане или предприниматели, которые могут оказывать влияние на предпринимательскую деятельность других людей или компаний. Существуют некоторые аспекты, в соответствии с которыми субъект считается контролирующим по отношению к организации. Аффилированные лица ОАО – это граждане или предприниматели:

  • Имеющие в распоряжении более 20% голосующих акций. При этом аффилированные лица Акционерного общества обладают возможностью воздействовать на на процесс принятия решений в этой организации.
  • Имеющие в распоряжении более 50% голосующих акций.

Считается, что физическое лицо способно оказать серьезное воздействие на организацию, обладая возможностью участвовать в принятии решений, даже не контролируя ее деятельность.

Законодательная база

Статья 4 ФЗ, как было выше сказано, определяет, что такое аффилированные лица. Кроме того, нормативный акт расшифровывает и возможный состав данной категории. В список аффилированных лиц в первую очередь входят субъекты, тесно связанные с механизмом контроля.

К ним могут быть отнесены держатели крупного пакета голосующих акций, непосредственные участники процесса управления предприятием. Аффилированность подразумевает, как правило, возможность одностороннего воздействия одной стороны хозяйственно-экономической деятельности на другую.

Следует подчеркнуть, что имеются в виду отношения, носящие не имущественный, а именно управленческий характер. Имущественную зависимость можно, скорее, определить как следствие, а вовсе не условие возникновения зависимости от контроля. Не последнюю роль в данном вопросе играют взаимоотношения родственного характера.

Классификация

Согласно Закону о конкуренции, аффилированные лица могут быть у:

1. Предприятия:

Один из владельцев данного юридического лица;

Член какого-либо органа управления (например, совета директоров);

Лица, имеющие в своем распоряжении не менее 20% от всего количества решающих акций;

Организация, в которой рассматриваемый субъект получает право распоряжаться количеством голосов, превышающим 20% от общего;

Сторона, осуществляющая полномочия единоличного органа.

2. Физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность:

Граждане, которые относятся к той же самой группе, что и данный субъект;

Организация, в которой рассматриваемый предприниматель вправе распоряжаться 20% и более от всего количества голосов, выраженных решающими акциями, вкладами, долями в уставном капитале.

3. Предпринимателей-участников финансово-промышленных групп:

Члены наблюдательных органов либо советов директоров;

Коллегиальные управленческие структуры;

Субъекты, которые осуществляют полномочия единоличных подразделений группы.

Сфера применения данной категории

Категорию аффилированных лиц достаточно часто можно встретить не только в теоретической, но и в практической части деятельности предпринимателей. Между тем, как практика показывает, многие не имеют четкого представления о данной категории. Это, в свою очередь, часто становится причиной достаточно серьезных ошибок в процессе экономической деятельности субъекта. Преимущественно термин "аффилированные лица" ассоциируется с корпоративным правом. Чаще всего он используется при:

  • процессе выявления лиц, заведомо имеющих интерес в действиях общества, которые предположительно приведут к заключению сделки;
  • идентификации директоров, обладающих правом решающего голоса в отношении интересующей их сделки, которую намерено совершить открытое акционерное общество с численностью участников свыше тысячи;
  • определении перечня субъектов, о которых хозяйственному обществу должны быть предоставлены сведения;
  • процессе установления лиц, предоставление информации о которых обязано обеспечить акционерное общество;
  • определении перечня участников, преодолевших тридцатипроцентный рубеж в ходе приобретения акций ОАО; в этом случае должны соблюдаться определенные процедуры, ход которых регулируется законодательно.

Взаимоотношения основного общества с дочерним

Как взаимодействуют аффилированные лица? Пример таких отношений можно рассмотреть, взяв преобладающее (основное) общество и дочернее (зависимое от главного). При создании последнего компания получает широкие возможности увеличить объем своей деятельности. Главное отличие основного общества от филиалов - юридическая самостоятельность.

Обязанности

Аффилированные лица имеют не только права и возможности. В силу своего статуса они обладают рядом обязанностей. В первую очередь им вменяется поставить в известность общество о принадлежащих им акциях. Это необходимо делать в письменной форме и с указанием оговоренных подробностей (точное количество, типы бумаг и т. д.).

Информация должна поступить в определенный срок с момента приобретения акций в собственность. Несмотря на то что не предусмотрена ответственность таких лиц перед законом в связи с непредоставлением в течение отведенного времени необходимых сведений, определенные санкции в их адрес все же существуют.

Если по вине аффилированных лиц акционерное общество понесло убытки какого-либо характера (например, имущественный ущерб), то в качестве наказания будет выступать компенсация всей суммы причиненного вреда (в соответствии со статьей 15 ГК РФ).

Обязанности предприятий по учету

Компания обязана вести список аффилированных лиц. Перечень в обязательном порядке предоставляется в соответствующие инстанции, отвечающие за регулирование данного рынка. Антимонопольное законодательство предполагает наложение штрафа за нарушение существующих правил предоставления необходимой информации. Такие же нормы распространяются и на список аффилированных лиц ООО. Перечни следует публично размещать на странице в сети Интернет.

Такие требования вполне объяснимы. Подобная информация весьма востребована в рамках определенного порядка по заключению сделок, в которых участвуют аффилированные лица. К ним, в частности, относят соглашения с заинтересованностью. Возникает закономерный вопрос: "А обязано ли закрытое акционерное общество подавать сведения об аффилированных лицах?"

Ведь оно, как правило, не занимается публичным размещением ценных бумаг. Соответственно, правило, касающееся открытого акционерного общества, не распространяется в полной мере на ЗАО. Тем не менее в его обязанности входит ведение учета рассматриваемых субъектов, хотя и в произвольной форме. Если же ЗАО осуществляет публичное размещение облигаций, то и оно обязано обнародовать реестр аффилированных лиц на сайте в Интернете.

Порядок учета

Если взять любой пример списка аффилированных лиц, то в перечне будут присутствовать следующие сведения:

1. Наименование фирмы (краткое и полное), почтовый адрес.

2. Фамилия и инициалы субъекта, адрес проживания (для физлиц);

3. Основания для того, чтобы являться влиятельной стороной, дата наступления этих оснований.

Ответственность

Существуют разные виды наказания за нарушение предписанного порядка.

1. Административная ответственность. Она наступает в том случае, если сведения предоставлены не полностью или с нарушением сроков, отмеченных в законодательстве.

2. Налоговая ответственность. Она наступает в отношении взаимозависимых лиц и касается необоснованной корректировки цен, идущей вразрез с реальной обстановкой на рынке. Если по результатам проверки окажется, что стоимость совершенной сделки отклоняется от существующей на торговой площадке более чем на 20%, этот факт дает право контролирующему органу произвести доначисление налога и пени. При этом взыскание производится в безакцептном порядке.

3. За нарушение порядка осуществления сделок, участниками которых являются аффилированные лица, также может налагаться гражданско-правовая ответственность.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло