Чередующиеся согласные звуки в корне слова. Живая русская грамота

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и , применить орфографическое сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г - ж - з (подруга - - ); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (лес - леший); д - ж (молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный) ; б - бл (люблю - любить); в - вл (ловить - ловлю); м - мл (кормить - кормлю); п - пл (купить - куплю).

Требует серьезного внимания определение морфемного строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований (кошка- кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

1) к/ч : жук – жучок, пеку – печет;
к/ч/ц
: рыбак – рыбачий – рыбацкий;

2) г/ж : луг – лужок, могу – можешь;
г/ж/з : друг – дружить – друзья;

3) х/ш : муха – мушка, сухой – суше;

4) д/ж : редкий – реже, сидеть – сижу;
д/ж/жд : родить – рожать – рождение;

5) т/ч : вертеть – верчу, крутой – круче;
т/ч/щ : свет – свеча – освещение;

6) з/ж : низ – ниже, резать – режу;

7) с/ш : красить – крашу, высокий– выше;

8) ц/ч : палец – пальчик, заяц – заячий;

9) б/бл : рубить – рублю, любить – влюбляться;

10) п/пл : копить – коплю, покупка – купля;

11) в/вл : новый – обновление, ловить – ловля;

12) ф/фл : графить – графлю;

13) м/мл : корм – кормление, ломать – преломление;

14) ст/щ : густой – гуще, растение – выращивать;

15) ск/щ : искать – ищет, таскать – тащить.

52. Выделите корни в однокоренных словах:

Перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено.

9. Буквы е и и в корнях с чередованием

53. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, в корнях которых пишется то е , то и . Разберите их по составу. Какие суффиксы следуют за корнем?

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? (С.Маршак)

§ Ослиное правило

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

54. Запишите словосочетания, вставляя недостающие буквы и обозначая изучаемую орфограмму.

Подб..рать примеры – выб..ру орфограмму, ум..рать со страху – рано ум..реть, не умеет заст..лать – пост..лить белье, уд..рать без оглядки – уд..ру от лягушки, заж..гательный танец – выж..чь узор, зап..рать дверь – зап..реть на ключ, выт..рать лужу – выт..реть пыль, расст..латься в дымке – ст..литься над самой землей, бл..стательный успех – бл..стящее выступление,зам..реть от восторга – зам..рать от восхищения.

55. Запишите предложения, вставляя недостающие буквы и обозначая орфограммы корня. Какое правило вы применили?

1.Ночью дед бодрствует на крыше, не даёт поджеч(?) дом заж..галками. 2.Чеснок надо нат..рать на кусочек хлеба. 3.Перед домом расст..лался луг. 4.Зам..рли грома раскаты. 5.Забл..стели на берёзе серёжки после дождя.

56. К данным словам подберите и запишите синонимы с чередующимися гласными в корнях.

Глянцевый, отнимать, анализировать, исчезать, списывать, покрывать.

57 .Прочитайте. Выпишите слова, в корнях которых имеются чередующиеся гласные е/и, распределяя их по колонкам. Объясните их правописание.

Стали однажды пятиклассники соб..раться в поход. Принесли в класс рюкзаки, палатки, посуду и многое другое. Распределили обязанности так, чтобы каждому досталось какое-то дело. Лариса будет мыть посуду, а Оля должна будет выт..рать ее. Вася решил, что он соб..рет все, что нужно для разведения костра. Аня отвечает за походные коврики, которые расст..лают на привале. А Кирилл будет заготавливать ветки, которые надо ст..лить под пол палатки, чтобы не замерзнуть ночью. «Ой, ум..раю, как хочется скорее в путь!» – прыгала Катя, мешая одноклассникам. «Не преувеличивай, от ожидания еще никто не ум..р», – осадил ее рассудительный Коля. Вскоре все походные принадлежности, чисто вымытые и выт..ртые, бл..стели, зап..ртая в особую коробочку аптечка была готова, а ребята стали приб..рать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

58 .Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм. Выделенные слова разберите по составу.

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудес(?)ной картины природы. За селом расст..лае(?)тся гладкое зеркало больш..го озера, и ни..ко от него над лугами ст..лет(?)ся туман. Трудно проб..рат(?)ся сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит со..нце на небе, исчезн..т туман.

10. Буквы о и а в корнях –кас- (-кос-) и–лаг-(-лож-)

· В корнях –кас-/-кос - и –лаг-/-лож - в безударном положении пишется букваа , если после корня идёт суффикс –а -, и буква о , если этого суффикса нет: касаться - коснуться, излагать – изложить.

59.

Изл(а/о)гать содержание, прик(а/о)саться к огню, к(а/о)снуться трудного вопроса, прик(а/о)снуться к истории, пол(а/о)гаться на друзей, тебя не к(а/о)сается, предл(а/о)гать решение, простое предл(а/о)жение, к(а/о)саюсь стены, пол(а/о)жение дел, распол(а/о)житься на отдых, к(а/о)сается ногами коврика.

60. Переведите в настоящее время предложение Положу тетради в портфель (будущее время). Есть ли
в русском языке бесприставочные глаголы с корнем -лаг-/-лож- ?

· Запомните: (что делать?)класть , (что сделать?)положить .

61 .При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть или положить ? Помогите ему.

1.Я пообещал отцу, что по окончании работы …. инструменты в специальный ящик. 2.В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда …. свои вещи на отведённое для них место». 3.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …. их в портфель. 4.Когда прочтёшь книгу, … её на прежнее место. 5.Для сохранения здоровья не …. в еду много соли.

62. –Кос- или –кас-, -лож- или –лаг-? Выпишите сначала предложения, в которых есть слова с пропущенной

буквой о в корне, затем слова с пропущенной буквой а в корне.. Объясните условия выбора орфограмм.

1.Мальчик осторожно ко...нулся собач(?)ки и нежно погладил её. 2.Мама возл..гала большие надежды на старшего сына. 3.Всегда можно пол..жит(?)ся на друга. 4.Страшила принял важный вид и прил..жил палец ко лбу.

63. Запишите существительные с таким же значением. Обозначьте корни.

Расположить-.., предлагать-.., излагать-.., предполагать-.., прилагать-.., прикоснуться-.. .

64. Найдите «четвёртое лишнее».

Коснуться, прикосновение, неукоснительно, косилка.

Костёр, костюм, костыль, косьба.

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.

1.Директор к..снулся вопроса о дисциплине. 2. Автор брошюры к..сается темы о воспитании силы воли. 3.Мы предл..жили пров..сти слёт туристов на берегу реки. 4.Постановление сельсовета к..снётся всех жителей деревни. 5.Изл..жите содержание п..раграфа учебника. 6. Пол..жение дел требовало моего вмешательства. 6.Мяч к..снулся сетки. 7.Никто не прик..снулся к еде.

11. Буквы о и а в корнях –гар-/-гор- , –клан-/-клон- , –зар-/-зор-

66. Прочитайте слова и расставьте в них ударение. Выделите корни. В чём их особенность? Можно ли проверить ударением безударные гласные в этих корнях?

Зорька – зарево – заря.

Угар – угарный – угореть.

Кланяется – поклон – наклонился.

· В корнях –гар-/-гор - и –клан-/-клон - без ударения пишется буква о. Например: заго рéл - загá р, покло нился –клá няться.

· В корнях -зар-/-зор- без ударения пишется буква а . Например: оза рéние – зó рька.

67. Выберите одно из двух написаний.

Г(о,а)рячий, г(о,а)рящий, заг(о,а)р, несг(о,а)раемый, уг(о,а)р, подг(о,а)ревший, г(о,а)рение, г(о,а)рячка, г(о,а)рючее, обг(о,а)реть, разг(о,а)реться, сг(о,а)ряча, г(о,а)релка.

З(о,а)рница, з(о,а)рька, оз(о,а)рение, з(о,а)ревать, з(о,а)рница, оз(о,а)рить.

Кл(о,а)ниться, прекл(о,а)няться, накл(о,а)нение, кл(о,а)няться, откл(о,а)нить, скл(о,а)нение,

укл(о,а)няться, укл(о,а)ниться.

68. Спишите текст. Объясните, почему эта игра получила такое название.

Г..релки – ру..кая народная игра, в которой в..дящий лов..т других учас..ников, у б..гающих

от него по..черёдно парами. При этом все поют песню «Г..ри - г..ри ясно, чтобы (не)погасло».

69. Отгадайте загадку. В каком значении употреблено слово слёзы? Почему оно помогает нам отгадать загадку? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, обозначьте изучаемую орфограмму.

З..ря -з..ряница, красная д..вица, по небу х..дила слёзы обр..нила мес..ц их видел – (не)поднял, со..нце встало – всё подобрало.

70. Составьте и запишите два - три предложения об уроке физкультуры, используя слова с корнем –клан- / -клон-.

71. Диктант -путаница. Даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, горю-ешь, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник.

72 .І .Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

1.Не подумай, будто спички заг..релись под кустом, это птичка - невеличка под кустом тр..сёт

хвостом. 2.Перья огненного цвета солнце ярко оз..рит, сразу кажется, что это г..рихвостки хвост

г..рит. 3.Накл..нившись,Тёма стал вглядыват(?)ся в темноту. 4.Любовь не пожар, а заг..рит(?)ся – не потушиш(?). 5.Покл..нит(?)ся голова (не)отвалит(?)ся.

ІІ .Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

12. Буквы о и а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-

73. Спишите, выделите корни. Определите, от чего зависит написание букв а или о в этом корне.

Выр сти выр щен выр сли

зар сти нар щение зар сли

обр стал прор щённый пор сль

· В корнях -раст-(-ращ-) / -рос- буква а пишется перед ст и щ , а буква о перед буквой с .

Например:растение, росли. Исключения: отрасль, Ростислав, Ростов, росток, ростовщик.

74. Какое из двух написаний вы выберете? Почему?

Подр(а,о)стать, выр(а,о)с, возр(а,о)ст, возр(а,о)стной, водор(а,о)сли, великовозр(а,о)стный, отр(а,о)стёт, зар(а,о)сло, взр(а,о)щённый, отр(а,о)сла, отр(а,о)слевой.

75.І. Спишите предложения. Найдите слова с чередованием о/а в корне, обозначьте изученные орфограммы.

1.Я часто слышал, будто гриб, замеченный ч..л..веческим глазом , переест..ёт р..сти, и много раз пров..рял: гриб р..стёт.(М.Пришвин) 2.У б..г..мота пост..янно р..стут зубы. Он их л..мает, они выр..стают снова. И дёсны всегда чешутся, как у маленького.(Ю.Яковлев) 3.Пор..стают озёра высокой, сп..койной тр..вой, зар..стают они в..дяными цв..тами. (В.Шефнер) 4.В ог..роде-то на грядке выр..стают шок..ладки. А у наших у ворот чудо-дер..во р..стёт (К.Чуковский)

ІІ. К выделенным словам подберите синонимы.

76 .Спишите пословицы. Объясните правописание безударных гласных.

1.Где с..сна взр..сла, там она и кр..сна. 2.На одном месте и кам..нь мхом обр..стает. 3.Без корня и п..лынь не р..стёт. 4.Р..сти большой, да не будь л..пшой. 5.Было, да быльём пор..сло. 6.Там были р..стения, каких я раньше не видел. 7.На склоне холма р..сли в изобилии диковинные травы.

77 .Спишите, распределяя слова в две колонки: в одну – слова с корнем –раст -, в другую – слова с приставкой рас- и корнем, начинающимся на букву т. Выделите корень и приставку.

Возраст, растопить, растение, растёт, расстояние, растрясло, растереть, срастаются, растравить (душу), растительность.

78 .Спишите, распределяя слова в две колонки: проверяемые безударные гласные в корнеи чередующиеся гласные в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной в корне.

Распол..гаться, уд..вляться, оч..ровать, совм..щать, р..стение, р..сток, пол..гаю, зар..сло, изл..жение, распол..житься, предпол..жение, р..щу, ок..заться, д..лекий, сокр..тить, просл..влять, заг..реть, р..стущий, водор..сли.

Для любознательных :

· Корень -мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-либо в жидкость: макать печенье в чай; корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают.

79.І .Какую букву нужно вставить в следующие слова?ІІ .Придумайте предложения с двумя из данных словосочетаний, запишите их. Обозначьте орфограммы.

Непром..каемый плащ, обм..кнуть кисть в краску, пром..кательная бумага.

80. Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму

1. Выцвести, потерять окраску.
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
3. Приобрести загар.
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
5. Смуглый от загара.
6. Сгореть до конца, погаснуть.
7. Масло, добываемое из растений.
8. Догадка, предварительная мысль.
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.

13. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов

(повторение)

81. Разберие данные слова по составу. Какой гласный пишется после шипящих в корне данных слов?

Жокей, пчёлы, шов, шорох, шоссе, шёпот.

· В корне слова под ударением нужно написать ё, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква е : шёпот (потому что шепчет), пчёлы (потому что пчела), шёл (потому что пришедший) и т. д. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих в корне под ударением следует писать о.

82. К данным словам подберите однокоренные с орфограммой «Буквыо - ё после шипящих в корне слова».

Тяжесть - …, шелковистый - …, чело - …, причесать - …, пчела - …, подчеркнуть - …, щетина - …, желудёвый - …, дешевизна -…, щеголиха - …, щелочной - … .

83. Спишите. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1.Слышен ш..рох и ш..пот ночи. 2.Наш..л я в чащ..бе л..сной шатёр. 3.Никогда не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. 4.От тяж..лой р..боты кожа рук стала ш..ршавой и ш..лушилась. 5.Ш..л межой к ш..ссе.

84. Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, обозначьте орфограммы.

Белый (хлеб) -; свежий (хлеб) -; дорогая (ткань) -; крик -; мягкий (диван) -; лёгкий (рюкзак) -; число, которое не делится на два без остатка, -.

· Следует различать написание существительных ожог (руки), поджог (дома) и глаголов в форме прошедшего времени ожёг (руку), поджёг (ветки).

85. Узнайте слово по лексическому значению и запишите его.

1.Подбрасывать и ловить на лету сразу несколько предметов. 2.Профессиональный наездник на скачках. 3.Танец с частым, дробным пристукиванием. 4.Пёстрая клетчатая ткань. 5.Яркое эстрадное представление. 6.Стержень для чистки и смазки ствола ручного стрелкового оружия. 7.Боковые щитки на уровне глаз животного, применяемые в упряжи, не дающие возможности глядеть в строну. 8.Тонкая верёвка.

Слова для справок: ш..ры, беч..вка, ж..кей, ж..нглировать, ш..мпол, ш..тландка, ш..у, чеч..тка.

86.

1.Уч..ный вод..т, (не)уч..ный следом ход..т. 2.Трусливому каждый ш..рох – беда. 3.Ож..гшись на молоке, станеш(?) дуть и на воду. 4.Щ..голь смолоду, а под старость ум..рает с голоду. 5.Прош..л сквозь огонь, воду и медные трубы. 6.Страшен ч..рт, да милостив Бог. 7.Хорош садовник – крупен крыж..вник.

14. Буквы и и ы после ц

(повторение)

87. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буквы и- ы после ц».

Ц..ферблат, ц..кнуть, ц..корий, гонц.., экспедиц..я, ц..ркуль, панц..рь, бледнолиц..й, ц..ркач, ц..ц,

медиц..на, счастливц.., ц..трус, нац..я, нац..ональный, ц..фра, голубц.., ц..тата, куц..й, акац..я.


88. Выберите правильное написание слов, пришедших в русский язык из украинского.

Ц(и,ы)мбалы, ц(и,ы)мбалист.

89. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Над какими орфограммами вы работали? Выучите понравившиеся пословицы и поговорки наизусть.

1.Ц..плят по осени сч..тают. 2.В кулаке все пальц.. равны. 3.И волки сыты, и овц.. целы. 4.Щи да каша – кормилиц.. наши. 5.И у ц..гана душа не погана. 6.Рукавиц.. за поясом, а он их ищ..т. 7.Дисц..плина – мать победы. 8.Медведь пляш..т, а ц..ган деньги б..рёт.

90. К данным словам подберите синонимы с орфограммой «Буквы и - ы после ц».

Привычный; уничтожение; совет; умелый, опытный работник; легко возбудимый, впечатлительный человек.

Слова для справок : ликвидац..я, традиц..онный, эмоц..ональный, квалифиц..рованный, рекомендац..я.

91.І. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.ІІ. Выучите понравившееся выражение, объясните свой выбор.

1.Т..лантами изм..ряются успехи ц..вилизац..и. (К.Прутков.) 2.Кто поднялся на ц..почки, не может долго ст..ять. (Дао де цзин.) 3.Умные люди – луч(?)шая энц..клопедия. (И.Гёте.) 4.Глупц.. становят(?)ся умными, когда оказывают(?)ся в б..де.(Демокрит.) 5.Нац..ональной науки нет, как нет нац..ональной таблиц.. умножения.(А.Чехов.)

Контрольные вопросы и задания

1. На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2. Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3. Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4. В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
5. От чего зависит выбор гласных в девяти корнях с чередующимися е/и ?
6. Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от тех же условий.
7. Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
8. Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- ?

9.Расскажите о правописании гласных о/ё после шипящих в корне слова.

10.В каких случаях после ц пишется буква и ?

92.І. Запишите, в каком порядке выполняется морфемный разбор.

Сначала выделяем в слове 1) ………… и 2) ... ………… . Затем выделяем из ……………... 3) …………………..., 4) …. ………… и 5) ………………………... .

ІІ. Выполните морфемный разбор слов. Объясните их правописание.

Выр..стут, прик..снётся, заг..ром, выб..рает, бл..снёт, выч..таю.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый. вдоль.
Сделал первый. - да скользит по льду.
упал на. . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, . Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары.
я ушибся. сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо — личный, осмотр — осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты, курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Корень как часть слова

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень — это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне –воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з – друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать — работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы –л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий – это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть — гласная, которая слышится.

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть — гласная, которая слышится.

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса –а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс –а-. В остальных случаях пишется о

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс –а-, во всех других случаях- буква е.

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

Пример: Предлагать, предложение

Исключение: Полог

2) Второй случай: перед ст и буквой щ пишется гласная а, в других случаях- о.

Пример: Растение, выращенный, вырос

Исключение: Отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростиславль

3) Третий случай: если в корне нет ударения пишется а, перед ч- о

Пример: Проскакать, проскочить

2.2. Корень слова

1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (по й ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр, сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование сочетаний звуков

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол, лев, стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин, англичан ин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

Совет 1: Как найти слова с чередующимися согласными в корне

  • Как найти слова с чередующимися согласными в корне
  • Как подготовить к сдаче ГИА
  • Что такое корень слова
  • Как найти простые слова

Понятие чередования

В русском языке часто происходит замена одного звука другим (или сочетанием фонем). Подобное замещение называется чередованием. Возникновение однокоренных слов, изменение грамматических форм часто являются причиной преобразования звукового облика (смех- смешной, вести - веду). Данный процесс наблюдается вследствие действия в настоящее время разнообразных фонетических явлений, исторически сложившихся языковых законов.

Замещаются гласные и согласные в пределах определенной части слова. Несовпадение звучания согласных в корне встречается постоянно: берег - бережок, восток - восточный, вертеть - верчу. Фонетическое строение главной значимой морфемы словоформ и родственных слов свидетельствует о наличии или отсутствии заменяющих друг друга согласных. Представление о видах чередований дает возможность грамотно выполнить словообразовательный и морфемный разбор, применить орфографическое правило написания сомнительных согласных корня.

Два вида чередований

Согласный может оказаться в сильной и слабой позиции, определяющейся местом нахождения звука (конец или начало слова, перед сонорным согласным). Современный русский язык разъясняет фонетические законы позиционных чередований: определенная позиция изменяет качество звучания согласного корня. Например, оглушение на конце слова или перед глухим (ду[п], ду[п]ки), озвончение перед звонким (ко[з`]ба) объясняются закономерным языковым процессом, не имеющим исключений.

Достаточно понаблюдать типичное явление преобразования звукового строения в систематически появляющейся новой лексике. Замена твердых согласных мягкими и наоборот также считается позиционным чередованием (колокол - колокольный, кустарь - кустарный).

Общеславянский и древнерусский языки послужили основой возникновения исторических чередований. Явление сформировалось давно и обусловлено не законами фонетики, а необъяснимым сходством согласных. Закономерности старого фонемного строя перестали действовать. Первоначальный смысл звуков постепенно потерялся, но замещение сохранилось. Появление чередований объясняется упрощением произношения. Правильное написание согласных корня нередко требует проверки.

Для быстрого подбора соответствующего смыслу нужного слова важно запомнить распространенные варианты чередующихся согласных: г — ж — з (подруга — подружка — друзья); к — ч — ц (лик — личико — лицо); х — ш — с (лес — леший); д — ж (молодой — омоложение); ск — щ (лоск — лощеный); ст — щ (мост — мощеный) ; б — бл (люблю — любить); в — вл (ловить — ловлю); м — мл (кормить — кормлю); п — пл (купить — куплю).

Требует серьезного внимания определение морфемного строения слов, где одна фонема заменяется сочетанием нескольких: губить- гублю, копить- коплю, забыть- забвение. Стечения согласных «бл», «пл», «бв» чередуются соответственно с «б», «п», «б» и составляют часть корня.

Встречаются случаи единичных и малотипичных чередований (кошка- кот). Появление новых вариантов чередующихся согласных связано с регулярным пополнением русской лексики заимствованными словами: фантазия - фантастический (з- ст). Оставшееся за пределами компетенции фонетики историческое чередование именуют также непозиционным.

www.kakprosto.ru

Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова. Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) «й». Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, «подруга» – это производное от «друг», а вариант «подружка» формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как «дружина», которая сама является упрощением от «другина, другой, другить». Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – «лик». Впоследствии после преобразования появляется слово «лицо». Здесь звук «к» меняется на «ц». Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово «личико». Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, «ко» – это «поверхность, оболочка», «цо» определяется как «полное соединение», а «чи» – «воспроизведение или полное продолжение». В результате измененные конструкции имеют разный смысл: «ликование, облик» (от «лик»), «личинка, личина, отлично» (от «лич»), «облицовка, лицевая» (от лицо»).

Рассмотрим чередование согласных в корне слова «пахать». Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от «пах». «Пахать» в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию «пах», а личные формы при этом произносятся с «ш». Например: «пахать-пашет-пашу».

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова «лес». Как в этом случае изменяется конструкция? Как только «лес» начинает иллюстрировать что-то «лесное», но при этом «олицетворенное», вместо «с» появляется «ш». Например, «леший». Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется «с». Например, «лесник».

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой «ск». При этом имеет место тот же «признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом». Например: «лоск-лощеный» и «мост-мощеный». В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим «лоск» – это что-то безотносительное к человеку, а вот «лощеный» – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как «простить»-«прощение», «куститься»-«кущение» и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение «ст-щ» имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: «худость»-«худощавый», «сухость»-«сухощавый». Предположительно, именно эти «естественно необходимые» трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении «л» в составе в смысл добавляется «структурность, ладность, внутреннее состояние». Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук «л » отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление «л» в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то «личное, относящееся ко мне», – это проявление собственного «Я», внутреннего состояния. А вот остальные: «ты, она, они» и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть «вне меня», поэтому и «л» там отсутствует.

Изменения на «границах» конструктивных элементов

Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, «дощатый» или «вощаной», присутствует «щ». Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: «воск», «доска». Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как «брусчатка», «песчаник», вместо «щ» появляется «сч». Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: «пес-ок», «брус-ок».



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло