Что есть перед выступлением. Как преодолеть волнение и страх перед публичным выступлением

Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.

- Значит был кузнецом?

- Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.

- Ого, блоху!

И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»

Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...

СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.

Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

10 простых приемов для снижения волнения

Работаем с телом

Прием 1. Отпусти блоху.

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

Прием № 2. Стряхни блоху.

Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.

Прием № 3. Добавь энергии.

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

Прием № 4. Дыши свободно.

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Управляем эмоциями

Прием №5. Позитивная фраза.

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я! (как себя не похвалить?)

У всех получается. Я что, рыжий? (тереблю конкурентную жилку)

Соберись, тряпка! (можно и пожестче)

Все будут мне аплодировать!

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех , кому повезет !

We are the champions, my friend!

Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!

Прием №6. Позитивный жест.

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!

Вот некоторые идеи подобных.

Рубануть рукой воздух как шашкой.

Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).

криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.

Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

Прием №7. Улыбка.

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.

Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» - буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением!

Подключаем воображение

Прием № 8. Перепиши сценарий в +

Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.

Прием № 9. Смени фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

Прием 10. Измени значимость.

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.

Итоги. Как подковать блоху

1. Знакомство со страхом.

2. Физическая встряска.

3. Энергетическая зарядка.

4. Работа с дыханием.

5. Позитивная фраза.

6. Позитивный жест.

7. Улыбка.

8. Позитивный сценарий.

9. Смена фокуса внимания.

Многие путают волнение со страхом. Это разные вещи. О страхе публичных выступлений и как его преодолеть я написал .

В этой статье мы поговорим именно о том, как не волноваться перед выступлением и что с ним делать. Делюсь своим 15-летним опытом, поэтому берите на вооружение.

Волнение – чувство, знакомое всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Уверен, что все великие ораторы волнуются вначале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится часто выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня дрожат коленки. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Но об этом подробнее ниже.

Почему мы волнуемся перед выступлением

На одном из своих тренингов я услышал историю о том, как в одном городе объявили он наборе в группу по ораторскому искусству. Пришло два человека. Один из них впоследствии стал премьер-министром, второй – миллионером. Конечно, я далек от иллюзии, что они достигли таких результатов исключительно благодаря ораторским способностям, но многие предприниматели отмечают, что именно умение выступать на сцене позволило им достигнуть высоких результатов.

Так, один руководитель компании, у которого когда-то я брал интервью, на мой вопрос: «Как Вам удалось построить огромную организацию?» ответила «Благодаря презентациям». Это мой любимый метод работы. У меня очень легко «идут контракты» именно на презентациях» Многие успешные люди говорят, что достижению их успеха способствовало умение работать с аудиторией.

Как Вы знаете из книг Дейла Карнеги, Филипп Д.Армор, будучи уже миллионером, как-то сказал: «Я бы предпочел стать выдающимся оратором, нежели выдающимся капиталистом» . Чонси М.Дэпью утверждает: «Никакая иная способность, доступная всякому, не позволит Вам столь стремительно сделать карьеру и добиться признания, как умение хорошо говорить» .

Кто читал книги Фрэнка Беттджера, тот помнит, что он советует: «Если Вы хотите перебороть в себе страх, быстро развить смелость и уверенность в себе, записывайтесь на хорошие курсы ораторского мастерства» . Но хотя умение выступать на сцене позволяет достигнуть успеха в бизнесе и в жизни в целом, многие избегают ситуаций, когда им необходимо быть в центре внимания и выступать перед аудиторией. Причиной такого поведения является не страх, как думает большинство, а волнение.

Причины волнения

Рассмотрим две основных причины возникновения волнения перед публичными выступлениями:
1) фокус внимания на себе;
2) не любовь к себе.

Фокус внимания на себе или а что обо мне подумают

Причиной возникновения волнения является фокусирование внимания на себе в момент выступления. Что происходит, когда человек вышел на сцену? В этот момент он начинает осознавать, что на него смотрят. И оратор начинает смущенно улыбаться, смеяться, задерживает дыхание, испытывает сильное желание что-то делать: тараторить, жестикулировать, подмигивать, комментировать происходящее, хотя никакой необходимости в этом нет. Ему некуда деть руки (куда девать руки во время выступления я расскажу в отдельной статье). Ему кажется, что нужно что-то поправить в прическе и одежде. Словом, возникает ненужное напряжение или суета. «На меня смотрят, меня оценивают». И тогда выступающий начинает думать о себе, а не о слушателях.

Как-то я познакомился с девушкой, которая работает в одном крупном издательстве. Она рассказала, что раз в неделю у них проходят совещания, на которых каждый выступает с докладом на определенную тему. «Когда на мои выступления приходит главный редактор издательства, — призналась моя знакомая, — я думаю, как бы мне не сказать какую-нибудь глупость, и обязательно произнесу что-то такое, что главный редактор приходит в замешательство…»

В момент фокусирования внимания на себе возникает все перечисленные нами симптомы состояние дискомфорта. Мы вдруг начинаем думать о руках, и из-за этого не знаем, куда их девать; начинаем думать о том, насколько умно говорим, и от этого говорим еще запутаннее.

Как Вы знаете, в природе животные смотрят в глаза друг другу только тогда, когда хотят напасть или защищаются. Получается, что когда мы сталкиваемся со взглядами слушателей, в нас просыпается биологическая природа и выделяется адреналин. В результате начинают трястись руки, мы перескакиваем с одной мысли на другую и так далее.

Когда я провожу тренинг по ораторскому искусству «Учимся выступать публично», то спрашиваю участников «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас никто не смотрит, как Вы себя чувствуете?» Обычно отвечают: «Хорошо, уверенно, комфортно». В данной ситуации мы себя чувствуем уверенно: нет причин для страхов.

Следующий вопрос: Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас начинают смотреть, что-то меняется в вашем состоянии?» Отвечают, как правило, что-то меняется. В данной ситуации появились причины для волнения: «А что обо мне подумают? А вдруг что-то не так?»

Третий вопрос: «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас смотрят, но Вы не знаете об этом, что-то меняется?» Как правило, отвечают, что ничего. В данной ситуации нет причин для переживания, и мы чувствуем себя уверенно.

И последний вопрос: «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-то делом, и на Вас никто не смотрит, но Вы решили, что смотрят, меняется что-либо?» Как правило, отвечают, что меняется: в данной ситуации мы начинаем испытывать волнение.
Таким образом, получается, что мы сами создаем почву для проявления волнения. А раз мы умеем вводить себя в состояние волнения, то, скорее всего, сможем и вывести себя из состояния, которое сдерживает наши действия и поступки.

Не любовь к себе

Еще одной причиной возникновения волнения перед выступлениями может быть не любовь к себе. Многие оценивают себя за результат, за то, что они сделали, а не за сам процесс. Если я сделал дело, молодец. Если не сделал, не молодец. Сдал макулатуру, молодец. Не сдал, не молодец. Сдал зачет, молодец. Не сдал, не молодец. Так вот, важно научиться ценить себя не за результат, а за действия, за процесс.

Полюбите процесс выступления, полюбите себя за то, что вы выходите на сцену, выступаете, готовитесь к выступлению и так далее. А результат от выступления появится сразу же, как только Вы начнете получать удовольствие от самого процесса и перестанете зависеть от результата. Помните, за чрезмерным стремлением получить результат на самом деле стоит страх, что не получится. И срабатывает закон причины и следствия: «То, чего человек боится, то он от жизни и получает».

Как проявляется волнение перед выступлениями

Давайте перечислим внешние и внутренние симптомы, которые испытывает человек перед выходом на сцену и в начале выступления:

    • Покраснение кожи лица
    • Дрожь
    • Потеют ладони, лоб, спина
    • Сухость во рту
    • Ощущение «кома» в горле
    • Учащенное сердцебиение
    • Лишние движения, суетливость
    • Закрепощенность
    • Раздраженность, злоба, агрессия
    • Быстрое произношение текста
    • Желание убежать и не выступать…

Это основные симптомы волнения, которые отмечают участники на тренингах по ораторскому искусству. Интересно, что такие ощущения испытывают и опытные ораторы.Кто читал Дейла Карнеги, тот помнит историю о том, как Марк Твен впервые вышел на трибуну. Ему казалось, что рот у него набит ватой, а пульс – как у участника забега на призовой кубок.

Когда английский премьер-министр Ллойд Джордж выступал впервые, то находился в ужасном состоянии: язык его «прилип» к гортани, и он не мог произнести ни слова.

Дизраэли, к примеру, признавался, что ему было легче кавалерию поднять в атаку, чем решиться на первое публичное выступлений. Его дебют был очень неудачным.

Я прекрасно помню свое самое первое выступление. В зале присутствовало человек двадцать. Я поприветствовал всех, сказал, о чем буду говорить, и… благополучно забыл весь остальной текст.

Аналогичный опыт первого выступления был у одной из участниц моего тренинга. Когда она работала медсестрой в детском саду, заведующая попросила ее прочесть родителям лекцию о закаливании. Она хорошо ориентировалась в теме, но увидев на сцене, что на нее нацелено внимание аудитории, все забыла.

Здравствуй, герцог

На эту тему существует забавная актерская история.

Начинающему актеру, только что окончившему театральный институт, дали крошечную роль. Он должен был выйти на сцену и произнести: «Здравствуй, герцог!» Пока шел спектакль, новичок стоял за кулисами и продолжал поиск образа, на все лады интонируя эту фразу. Вдруг неожиданно крикнули: «Василий, твой выход». Актер вышел на сцену, подошел к герцогу и остановился.
— Здравствуй, герцог, — зашептал суфлер.
Актер смотрел безумными глазами и молчал.
— Здравствуй, герцог! – раздраженно зашипел суфлер.
Василий смотрел на него, как побитая собака, и молчал.
— Здравствуй, герцог! – закрывая рукой лицо, выдохнул герцог.
— Здравствуй, герцог! – пробасил пожарный из-за кулис. Актер обернулся к кулисам и глупо улыбался.
И тогда из первого ряда поднялся театральный завсегдатай, поправил пенсне и рявкнул:
— Здравствуй, герцог!

Как видите, волнение присуще всем. Первые выступления могли быть неудачными даже у людей, которые вошли в историю как выдающие ораторы. Разница в том, как они себя вели после этих неудачных выступлений.

Откровенно говоря, я не встречал людей, которые абсолютно не волнуются. А мудрецы говорят, что смелые люди не боятся бояться. И не воображайте, что ваш случай из числа особо трудных. Даже тот, кто впоследствии становился признанным оратором, в начале карьеры испытывал страх и страдал застенчивостью А Демосфен, как Вы помните, вообще картавил. Но разве это помешало ему стать великим оратором? Наличие у человека перечисленных выше симптомов говорит лишь о том, что он – живой настоящий человек

Если у Вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у Вас голос никакой, гордитесь — Вы МАСЯНЯ

Я тоже испытывал и испытываю некоторые из них и сейчас, хотя выступаю уже более 15 лет подряд.

Мое первое большое провальное выступление

Прекрасно помню свое первое выступление перед большой аудиторией. Я вышел на сцену и еле-еле нашел микрофон. Хотя на сцене, как потом оказалось, их было четыре. Я попытался вытащить микрофон из штатива. Через 2-3 минуты я понял, что у меня ничего не выходит. Я оставил это дело и посмотрел в зал. Несмотря на то, что в зале было человек семьсот, передо мной был сплошной туман, дальше первого ряда я ничего не видел. И это не самое страшное, что со мной произошло во время того выступления. Через 9 минут после начал своей речи я понял, что сказал все, хотя мое выступление было рассчитано на полтора часа. Несмотря на первые неудачные опыты, я продолжал проводить тренинги и читать лекции, и результат дальнейших моих выступлений превзошел все ожидания.

Как справиться с волнением

Признайтесь в своем волнении

Самый простой способ снизить уровень волнения – это признаться в нем. Скажите аудитории об этом честно, потому что самый легкий способ избавиться от чего-то – позволить себе это. Как-то я посещал лекции одного профессора по психологии. И в самом начале он предупреждал курсантов: «Отключите свои мобильные телефоны или переведите их в режим вибросигнала, а то, когда они звенят, я теряюсь, забываю, о чем говорил». И действительно, когда у кого-то звенел телефон, он терялся, перескакивал с одной мысли на другую. Но мы это воспринимали как должное. Он нас сразу предупредил. А те, кто забывал выключить свой мобильный телефон, чувствовали себя неловко, так как лекции были очень интересными и полезными.

До тех пор, пока оратор пытается скрывать свое волнение, он волнуется еще сильнее. Он не позволяет себе расслабиться, и выступление получается хуже. Энергия оратора в данный момент идет не на аудиторию, а на «казаться» уверенным в себе. А получается наоборот. Чем больше выступающий старается показаться уверенным, тем более он выглядит нелепым. Но как только он признается в своем волнении, ему теперь не надо с этим состоянием бороться и тратить силы. Он свободен и внутренне раскрепощен. Оратор уже может обращать внимание на людей, а не на свое волнение.

Например: «Вы знаете, я впервые выступаю, и чувствую огромную ответственность за сегодняшнее мероприятие, возможно, что первые 10 минут у меня голос будет дрожать, и это нормально. Я очень хочу, чтобы вы сегодня получили максимальную пользу от нашей с вами встречи»

Бывает, что очень сложно настроиться, когда что-то случилось по дороге: «Вы знаете, только что по дороге видел такое невероятное, поэтому у меня сейчас реакция неадекватная, но как только мы начнем говорить о сути сегодняшней темы, все будет хорошо». И пошли дальше. Более того, когда признаешься в своем волнении, почему-то люди, находящие в зале, начинают тебя поддерживать и подбодрять. Вы говорите в данный момент искренне.

Движения во время выступления

Волнение и некоторое напряжение можно снять, когда начинаешь двигаться. Можно ходить по сцене, можно что-то написать на флип-чарте, можно что-то показывать руками и изображать всем телом. Когда начинаешь двигаться во время выступления, уходят зажимы, становишься более раскрепощенным, и волнение уходит. Начинаешь чувствовать себя комфортно в центре внимания. Главное, не надо с волнением бороться. Наоборот, используйте его, это Ваша искренность и естественность. А это всегда располагает к себе аудиторию.

Если выступаете перед камерой

Если вы выступаете перед камерой и очень волнуетесь, это тоже нормально. Что можно сделать, чтобы снизить уровень переживания? Очень просто. Начните произносить свою речь оператору, который вас снимает. Иногда доходит до смешного. Оператор начинает вам кивать. И даже забывает, что вас снимает.

Таблетки от волнения

Некоторые спрашивают, а нужно ли принимать какие-то препараты или таблетки, чтобы снизить уровень волнение. Еще раз хочу подчеркнуть, что волнение – это природный процесс, и «забивать» его лекарствами и препаратами не следует. Вы таким образом «убиваете» в себе часть живого, природы и Бытия. Забудьте о таблетках и препаратах. Это лишнее.

На счет алкоголя

Аналогичное касается и алкоголя. Некоторые говорят: надо выпить для храбрости. Вы знаете, когда от спикера несет алкоголем, это нисколько не повышает к нему чувства уважения. А наоборот вызывает противоположное отношение. Забудьте и об алкоголе тоже.

Если тараторите

Если Вы тараторите, говорите много слов безостановочно, то просто начните вставлять паузы во время речи. О том как развить способность говорить с паузами, я напишу отдельную статью.

Если краснеют или бледнеют лицо, уши, щеки, лоб и другие части тела;
если дрожат колени, руки, голос; если учащенное сердцебиение

Ничего делать не надо, это реакция Вашего организма на стрессовую ситуацию в следствие выделения организмом адреналина в кровь. Нужно направить выделившуюся энергия в действия. Не на свои переживания и мысли, а что об мне подумают. Просто выступайте и говорите то, что запланировали, и думайте о том, как Ваша информация сможем изменить жизнь слушателей в лучшую сторону. Через 3-5 минут волнение проходит. После выступления Вы будете очень удивлены, что так переживали по этому поводу.

Резюме

Итак, в этой статье мы с Вами поговорили о том, как не волноваться перед выступлением. Еще раз хочу подчеркнуть, что волнение, в отличие от страха, это что-то поверхностное и мимолетное. После выступления вы даже удивляетесь, а чего это я так переживал. Оказывается все не так страшно, значит, это волнение у вас было волнение, а не страх. Страх более глубинное и продолжительное. Но людей, которые по-настоящему испытывают страх публичных выступлений в своей практике не встречал. 99% людей испытывают волнение! Так что смело выходите на сцену, наблюдайте свое волнение и радуйтесь, что Вы живой человек. Помните про МАСЯНЮ!

Наблюдайте свое волнение прямо время выступления и это даст Вам больше осознанности в том, что Вы сейчас прочитали и когда Вы это замечаете, осознаете и видите, то волнение растворяется. Главное выйти на сцену и начать говорить и действовать.

Добавляйте данную статью в закладку, чтобы не потерять на просторах интернета, делитесь ее со своими друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже, а если все-таки желаете на практике перестать волноваться публичных выступлений, то пройдите мой обучающий видеокурс о том, как не бояться публичных выступлений по этой ссылке:

P.S. Помните, спикерами не рождаются, ими становятся!

Как справиться с волнением перед выступлением на сцене? Какие есть эффективные приемы? Как научиться справляться с волнением?

Волнение, охватывающее нас, способно подорвать наше умение общаться с аудиторией и свести на нет все наши старания. Если вас охватил мандраж перед выступлением, вероятно, это для вас одна из самых стрессовых ситуаций.

Нервная реакция организма на выступление перед публикой, будь то проведение презентации для клиентов или коллег или даже предоставление необходимой информации на внутреннем совещании, если позволить ей возобладать над нами, может всего за несколько секунд лишить нас уверенности и опыта, обретенных за годы профессиональной деятельности.

Если вы переживаете в отдельных рабочих ситуациях, не отчаивайтесь: во-первых, вы не один такой, а во-вторых, при помощи ряда несложных приемов с нервами можно совладать.

Всегда хочется думать, что проблема исчезнет сама по себе, но это вряд ли произойдет; умение владеть собой даст целый ряд позитивных результатов, не только касающихся участия в мероприятиях, но даже повышения в должности, которого вы заслуживаете. Преодоление волнения - это гигантский первый шаг на пути к обретению полной уверенности в себе.

  • Я сильно волнуюсь и ожидаю самого худшего всякий раз, когда мне предстоит выступать перед публикой. Как мне добиться более позитивного настроя в таких ситуациях?

Всегда тяжело сохранять объективность на фоне охватившего вас волнения, однако это - первый шаг на пути к обретению контроля над собой. Если вы рисуете в своем воображении картину, где вы терпите неудачу, весьма вероятно, что так и произойдет в действительности.

Постарайтесь взять свое воображение под контроль и представить картину, где у вас все выходит просто замечательно. Ваше тело будет следовать сигналам вашего разума, так что настройте его на положительный лад и конечный успех.

Не позволяйте негативным образам или словам проникать в вашу презентацию; если вы чувствуете, что позитивный заряд начинает иссякать, сделайте паузу и начните сначала.

  • Иногда я так волнуюсь, что у меня проскакивают слова, которых я не собиралась говорить, что ставит меня в очень неловкое положение. Как мне справиться с этим?

Такое происходит довольно часто. Когда люди волнуются, они теряют контроль над собой и говорят не­которые вещи, не подумав. Если вас беспокоит, что вы во время презентации можете сказать что-то не то, старайтесь управлять своим дыханием.

У большинства людей это получается не слишком хорошо, а ведь благодаря такому приему у вас появляется время на то, чтобы понаблюдать, что происходит вокруг. Так что постарайтесь его освоить, если Вам часто приходится участвовать в совещаниях или отвечать на вопросы слушателей во время презентации – восприимчивость к потребностям других и различным ситуациям является важным элементом умения говорить нужные вещи в нужный момент.

Если вы находитесь на важном совещании, в которое хотите внести свой вклад, дайте себе какое-то время на то, чтобы усвоить необходимую информацию и сформулировать то, что вы собираетесь сказать. Не спешите, дышите спокойно и не беспокойтесь по поводу непродолжительных пауз.

Не позволяйте застенчивости стать барьером. Если вы застенчивый человек от природы, выступление на публике может оказаться для вас огромным барьером. Однако, как это неудивительно, среди тех, кто отлично владеет искусством ведения презентации, есть и интроверты, и многие из них испытывают сильное волнение перед вы­ходом на сцену.

Хороший способ унять страх перед выступлением на публике - внушить себе, что оно на самом деле являет собой общение со слушателями, а не монолог выступающего. Также помогает снять напряжение встреча с несколькими представителями аудитории перед началом презентации: это позволит вам наладить с ними контакт, который можно будет углублять по ходу выступления.

Уясните физические проявления беспокойства. Несмотря на то, что приступы волнения имеют физические проявления, порождает их наше душевное состояние. В основе нашей нервной реакции, которую часто называют «реакцией борьбы или бегства», обычно лежит боязнь попасть в глупое положение или не добиться намеченных целей.

Тысячи лет назад, когда мы жили в физически враждебном мире, населенном хищниками или врагами, наша реакция борьбы или бегства придавала нам сил, что позволяло справиться со зверем или убежать от надвигающейся опасности.

В нужный момент выделялся адреналин, пульс учащался, кровь насыщалась кислородом и наши мышцы приводились в состояние боевой готовности. Именно это позволило людям выжить и построить безопасный (относительно), сложный и интеллектуальный мир, в котором мы сегодня живем.

Однако несмотря на то, что тот примитивный мир остался далеко позади, наш организм по-прежнему реагирует на страх – обоснованный или беспочвенный – так же, как и много тысяч лет назад.

Когда мы выступаем с презентацией, наша боязнь потерпеть неудачу вызывает реакцию борьбы или бегства наряду с характерными реакциями организма, но теперь они не имеют приложения.

Мы не спасаемся бегством и не вступаем в борьбу, а неподвижно стоим на месте и внушаем себе, что так реагировать просто глупо, пытаясь совладать с волнением.

На этой стадии не стоит пытаться контролировать последствия страха при помощи разума, поскольку наш организм уже взял ситуацию под контроль.

Больше адреналина… более частый пульс… подергивание мышц… и все продолжается. Для того, чтобы прервать этот цикл, необходимо справиться с волнением, а сделать это можно двумя способами: при помощи разума и организма.

Как справиться с волнением при помощи разума

Избавиться от страха Вы сможете путем формирования зрительных образом. Вообразите, что Ваша аудитория воспринимает информацию с энтузиазмом, ей интересно то, о чем Вы рассказываете, и она аплодирует Вам по окончании выступления. Усильте этот образ чувством удовлетворения, достижения и гордости. Вы сходите со сцены, ощущая уверенность, а к Вам подходят люди и выражают свое восхищение Вашим выступлением.

Продумайте свое выступление заранее, дабы подготовиться к нему и практически, и психологически. Проанализируйте, какие вопросы Вам предположительно могут задать, и подготовьте ответы.

Постарайтесь собрать как можно больше информации о целевой аудитории. Этим Вы наверняка завоюете ее расположение.

Описанные выше упражнения помогут Вам изгнать предполагаемую угрозу и наполнить свой разум позитивными образами. Устранение опасности в любой ситуации сводит к минимуму вероятность негативной физической реакции на нее.

Как справиться с волнением при помощи организма

Описанные ниже хорошо известные приемы релаксации избавят от «реакции страха» Ваш организм. Успокойте свое дыхание и постарайтесь не думать о предстоящей презентации. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на несколько секунд и сделайте выдох. Повторите это несколько раз в уединенной обстановке.

Расслабьте свое тело. Устройтесь поудобнее в кресле и мысленно поочередно сосредотачивайтесь на каждой мышечной группе. Двигаясь от ступней ко лбу, сжимайте свои мышцы и расслабляйте их. Почувствуйте разницу. Если Вы обнаружили, что отдельные мышцы снова напряглись, вернитесь к проблемному участку и повторите это упражнение снова, дыша глубоко и ровно.

Перед выступлением выпейте немного воды, чтобы у вас не пересохло в горле, и позаботьтесь о том, чтобы и во время презентации у вас под рукой находился стакан с водой. Умение совладать с нервами - тяжелая работа, но на нее определенно стоит потратить время.

Существуют также две распространенные ошибки при попытке решить проблему волнения.

#1 Вы делаете вид, что не волнуетесь. Когда люди хотят выглядеть уверенными и компетентными, они часто стараются не выказывать волнения, и в конечном итоге играют роль, а не предстают такими, каковы есть на самом деле. Это - распространенная ошибка, потому как в лучшем случае у слушателей создастся впечатление, что вы подавляете «себя» настоящего, а в худшем - что вы надменны.

Подобная маска может помочь в некоторых ситуациях, к примеру, если вы актер и играете роль, но в реаль­ной жизни это не лучший способ преодолеть волнение. Иногда лучше признать свои воспринимаемые недостатки и обратиться к специалисту, который поможет от них избавиться.

#2 Вы думаете, что проблема исчезнет сама собой. Многие люди, которые волнуются перед предстоящей презентацией, избегают борьбы со своими страхами, полагая, что они должны пройти через это испытание. Это так, но умение преодолевать страхи значительно воодушевит вас.

Зачастую, когда мы смотрим нашим страхам в лицо, они начинают развеиваться, особенно если мы пользуемся приемами, помогающими избавиться от них. Очень действенно репетирование презентации, будь то в присутствии друзей, близких или просто перед зеркалом. Еще лучше записать репетицию на видео, чтобы вы потом могли детально все проанализировать.

Теперь Вы знаете две эффективные методики, как справиться с волнением перед выступлением. Удачи!

Психология сцены. Как преодолеть волнение перед выступлением на сцене

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что почти все люди (не менее 95%!), перед выходом на сцену, на публику, испытывают довольно сильные эмоции. Более того, приемлемый по накалу «страх» и волнение не портят выступление – это вполне адекватная, естественная и даже полезная реакция организма на предстоящее событие.

Например, легендарного музыканта Артура Рубинштейна страх сцены преследовал всю его творческую жизнь. Однако он находил в себе силы преодолевать волнение и производил ошеломляющее впечатление на публику своей виртуозностью. А всемирно известная британская певица Адель Лори Блу Эдкинс признавалась, что только юмор и шутки помогают ей снимать панический страх перед выступлением.

Предвкушение ответственного, знаменательного момента, всегда наполняет человека определенными чувствами, ощущениями. И если они позитивного характера и не чрезмерной остроты – их скорее можно назвать волнительным энтузиазмом. Выступающий становится собраннее, энергичнее, и, в результате, показывает себя более успешно, ярко, на максимуме своих умений. Те, у кого этого предсценического воодушевления нет, праздничное волнение и связанное с ним некоторое беспокойство напрочь отсутствует, часто выступают если не «провально», то безлико или очень посредственно.

Как определить, что ваш страх перед выступлением слишком велик

Определить, что эмоции становятся неподконтрольными, а страх сцены зашкаливает, совсем не сложно по характерным симптомам. У юного артиста, особенно у начинающих конкурсантов, могут наблюдаться:

  • головная боль;
  • бледность лица;
  • невнятность речи;
  • изменение мимики;
  • дрожание конечностей;
  • колебание тембра голоса;
  • повышенное потовыделение;
  • зажатость или напряжение мышц;
  • учащенное сердцебиение вплоть до обморока.

Наличие этих основных симптомов, их острота при чрезмерной нервной возбудимости зависят от индивидуальных особенностей выступающего.

Причины страха. Можно ли побороть волнение перед выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и конкурсных выступлений, обусловлены двумя основными причинами: внешними и внутренними. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя извне. К внутренним – те или иные особенности его восприятия окружающего мира и ощущение себя в нем.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести все, что оказывает на сознание и психику ребенка постоянное давление, укореняясь в его подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него большими авторитетами – родители, педагоги, друзья. Например:

  • одергивание, придирки, насмешки;
  • частые резко-критические замечания;
  • постоянное выражение недовольства;
  • чрезмерная строгость и требовательность;
  • или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его таланта.

Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных способностей, умений и навыков, а на то, чтобы «угодить» своим «доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство. Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель, вряд ли справится со своим волнением и не будет блистать на сцене. Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто «чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к идеалу. В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные требования и придают слишком большое значение мнению о себе со стороны зрителей, жюри, родителей и педагогов, которые «столько в него вложили!». Ведь юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность, и если случаются ошибки, у него стремительно нарастает стойкая неуверенность в своей состоятельности.

Так же уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие, что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного «провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание выступать на конкурсах.

3 основных приема для снижения волнения в подготовительный период

Чтобы успешно преодолевать излишнее волнение, избавляться от страха перед ответственным концертом, конкурсным прослушиванием или кастингом юные дарования должны понимать причины и симптомы их проявления, знать, что их вызывает, и как держать под контролем.

  1. Нужно осознать – перед сценой все равны, все волнуются, и принять мысль, что «чудищ» можно и нужно укрощать, иначе они будут основательно мешать развитию исполнительского мастерства и концертной карьере. Непременно помогут:
  • заблаговременная и тщательная подготовка к выступлению (трудно обрести уверенность в себе «на пустом месте» – ничего для этого не предпринимая);
  • методы аффирмации (аутотренинга), позволяющие «по-хорошему договориться» со своим подсознанием о беспочвенности излишней тревожности;
  • изменение отношения к результату выступления – признание своего права на ошибки;
  • практика мысленной визуализации одобрения публики в зрительном зале и атмосферы праздника;
  • навыки импровизации (знаменитый балетмейстер и педагог А. Я. Ваганова говорила: «Лучше плохо, но по-своему!»).
  • опыт, опыт и еще раз опыт выступлений на публике в непривычной обстановке и разном количестве стечения людей.
  1. Не переусердствовать с «силовыми» способами устранения проблем сценического волнения. Командные советы: «соберись», «возьми себя в руки» и т.п. «жесткие» установки чаще производят обратный эффект. Они не отвлекают тревожность, а нагнетают ее.
  2. Хорошо работает сосредоточение не на ожидаемом результате выступления, а на его творческом процессе. Наслаждение своим выступлением, при котором артист полностью погружается в мир музыки или танца, увлекает зрителя, никого не оставляя равнодушным.

Советы и упражнения для снижения волнения на сцене

Единого и универсального рецепта для всех случаев сценического волнения нет. Однако стоит прислушаться к ряду действенных советов.

  • За 30-40 минут до выступления целесообразно сделать несколько физических упражнений для разных групп мышц (попрыгать, помахать руками, произвести растяжки).
  • Активизировать работу мозга, например, математическими вычислениями.
  • Напевать мысленно или вслух приятную, любимую мелодию – это «прочистит» голос, а жевательная резинка (немного и недолго!) может снять напряжение в челюсти.
  • Заменить слово «надо» на установку «хочу!» (мне хочется выступить для зрителей в зале»).
  • Вспомнить о чем-то веселом – смех расслабляет и снимает беспокойство. Можно, например, мысленно представить, как ваши педагоги и члены жюри в свое время сами «тряслись» перед выходом на сцену.
  • Выходите на сцену с высоко поднятой головой и улыбкой на лице. Она обладает фантастической силой – на нее непременно ответят встречными улыбками, и это придаст вам уверенности.

В любом случае, если что-то пойдет не так, просто продолжайте выступать еще и еще на разных сценах, с другим репертуаром и с гораздо большим опытом.

Расписание наших Международных конкурсов до конца 2018 года

Международный вокальный конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР»

Международный вокально-хореографический конкурс «ЗВЕЗДНАЯ ПЛАНЕТА»

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА» (ЛЕТНИЙ ЗАЕЗД)

Международный форум эстрадной и джазовой музыки

Международный хореографический конкурс «ФЕЕРИЯ ТАНЦА»

Международный конкурс циркового искусства «ЗВЕЗДНЫЙ КОНТИНЕНТ»

Международный форум классической музыки

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с необходимостью выступить на мероприятии, которое может положительно повлиять на его будущее, учебу или карьеру. Уверенная и информативная речь - залог успеха. Некоторым людям не под силу взять себя в руки и справиться со страхом. Поэтому информация о том, как побороть волнение перед выступлением самостоятельно, остается актуальной для людей разных возрастов и специальностей.

Почему появляется страх

Волнение и страх перед выступлением на сцене проявляются в разной степени - кто-то ощущает это вплоть до тошноты и головокружения, у других потеют руки. Чтобы знать, какие пути преодоления этой проблемы выбирать, нужно изучить причины появления:

  • боязнь большого количества незнакомых людей и публичных мест из-за собственной неуверенности и необщительности;
  • опасение забыть слова, оговориться, выглядеть глупо;
  • ложная убежденность в том, что публика настроена строго оценивать исполнителя, предвзято относится к нему.

Формирование этих факторов происходит еще в детстве. В общественных местах часто можно стать свидетелем того, как родители пытаются унять громко разговаривающего малыша.

Может быть еще и такая причина, как неудачный опыт в прошлом. Если человек уже имел возможность выступать на сцене, и это прошло не так гладко, как ожидалось, ему особенно страшно повторно оказываться перед публикой.

Какова бы ни была причина сценического страха, существует ряд действенных методов для его преодоления.

Почему не стоит бояться выступать

Когда известны причины паники к публичным выступлениям, намного легче ее перебороть, но изначально нужно постараться убедить себя, что мы зря так сильно переживаем.

Аудитория вовсе не станет искать какие-либо недостатки выступающего. Люди хотят получить нужную информацию от выступления или насладиться им. Музыканту стоит максимально сосредоточиться на инструменте, попытаться донести зрителю эмоциональный смысл композиции. А вот исполнителю с серьезным докладом или презентацией нужно контролировать «дотошность» своего рассказа.

С какой бы темой ни было связано публичное выступление, важно помнить о его преимуществах:

  • улучшение навыков во время тщательной подготовки;
  • шанс быть замеченным профессионалами;
  • получение опыта, необходимого для будущих выступлений.

Если тревога и страх все-таки не покидают, помогут некоторые советы.

  1. Важную роль играет подготовка, многочисленные репетиции. Зная свои слабые места, легко понять, над чем нужно усердно поработать. Их помогут выявить друзья, выступающие в роли слушателей, или тщательный анализ собственной программы.
  2. Посмотреть на себя со стороны - это тоже ключ к успеху. Зритель - обычный человек, который хочет хорошо провести время и получить положительные эмоции, отдохнуть морально и физически. Необходимо знать предпочтения и потребности слушателей, тогда будет легко побороть тревожные мысли о том, что им не понравится выступление.
  3. В литературе и интернете есть множество специальных несложных практик и упражнений, которые помогут научиться общаться со зрителем, бороться с излишней замкнутостью.
  4. Нужно представить идеальное выступление, «разыграть» его заранее, подумать, какие вещи делают исполнение незабываемым. Зрителю запомнится хорошее настроение выступающего, его заразительная улыбка, диалог с залом.
  5. Важно продумать свой внешний вид и сделать это не за час до мероприятия, а минимум за день. Одежда должна быть комфортной и не смущающей в первую очередь самого выступающего. Комфортной - не значит домашней, дресс-код должен соответствовать тематике выступления, создавать определенное настроение, быть частью номера.
  6. На ночь перед днем икс можно принять таблетки для снятия тревоги и стресса или выпить травяного чая с мелиссой, мятой или ромашкой. Здоровый сон - залог успешного дня. Некоторые действенные препараты: Ново-Пассит - лекарство растительного происхождения, нормализующее работу нервной системы; Пустырник форте - мягко снимает тревожность и благотворно сказывается на настроении; Персен - хорошо справляется с бессонницей и стрессом, поддерживает заряд бодрости днем.
  7. Принятие ванны с пеной и маслами. Теплая вода снимет эмоциональное и физическое напряжение, поможет успокоиться и найти внутренний баланс. Наслаждаясь процедурой, можно мысленно повторять предстоящее выступление, т. к. наедине с собой люди более смелые, чем перед публикой.

Что поможет успокоиться перед выступлением

Известные музыканты и ораторы советуют несколько тренировок для дыхания, которые помогают расслабиться и победить страх перед выступлением. Сделать глубокий вдох, сосчитать до трех, а затем выдохнуть и повторить так 10 раз. Чтобы убрать из головы ненужные мысли, стоит подумать о том, что ждет выступающего после мероприятия - овации, комплименты, вкусный ужин, расслабляющая ванна.

Это подбадривает и рождает желание скорее выступить, а не бежать со сцены. Перекусить что-то легкое все-таки придется, на голодный желудок выступать не советуют - обычно недоедание дает о себе знать не вовремя. Это заставит нервничать и хотеть скорее удовлетворить потребность, а не вложить все силы в выступление.

Непосредственно перед выходом на сцену проделайте несколько упражнений для того, чтобы справиться с волнением:

  1. Очень действенной является дыхательная гимнастика. Для начала нужно сделать несколько глубоких вдохов, а затем поочередно закрывать одну ноздрю и дышать второй. Важно представлять, будто в легкие с воздухом попадает спокойствие и уверенность, а выдыхается напряжение и страх.
  2. Полезна разминка всего тела. Необходимо глубоко вздохнуть и на выдохе распрямить все, что возможно - спину, шею, руки, пальцы. Обязательно побыть в этом положении несколько минут, а затем медленно сесть и расслабиться.
  3. Чтобы люди не пугались слишком натянутой улыбки и зажимов мышц лица, можно проделать такое легкое действие: голову опустить и несильно потрясти ей из стороны в сторону. Спустя пару минут мышцы лица расслабятся.

Как побороть волнение на сцене

Во время выступления исполнителю стоит смотреть в глаза зрителям. Это создаст необходимый контакт, особую связь, а по реакции людей можно понять, что их цепляет больше всего.

Поза должна быть уверенной, устойчивой. Не стоит подгибать ноги, прятать руки в карманы, тянуть за рукава одежды и т.д.

Если совершена ошибка, то важно не заострять на ней внимание, продолжать уверенно выступать - многие зрители даже не заметят ее.

Если забыли слова, нужно вспомнить, что слушатели всегда на вашей стороне. Все они такие же люди, понимающие и готовые поддержать, поэтому можно перевести эту ситуацию в шутку или жестом попросить аплодисментов.

Необходимо понимать: зрители не знают, что выступающий чувствует в данный момент. Они не собираются искать недостатки, а если постоянно думать об обратном, то преодолеть беспокойство не получится.

Навык красиво и уверенно выступать приходит вовсе не сразу, а с опытом, так что рекомендуется использовать любую возможность участвовать в различных мероприятиях.

Важно задуматься не о негативных последствиях выступления, а о положительных. Это настоящий шанс проявить себя, показать свой талант публике, запомниться у большого количества людей, получить опыт и отличное настроение.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло