Что собой представляет зрительный анализатор и для чего он служит. Строение и функции зрительного анализатора

64. Заполните таблицу.

65. Рассмотрите рисунок, изображающий строение глаза человека. Напишите названия частей глаза, обозначенных цифрами.

66. Перечислите структуры, которые относятся к вспомогательному аппарату органа зрения.
К вспомогательному аппарату относятся – брови, веки и ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы.

67. Выпишите названия частей глаза, через которые проходят лучи света, прежде чем они попадут на сетчатку.
Роговица → передняя камера → радужка → задняя камера → кристаллик → стекловидное тело → сетчатка

68. Запишите определения.
Палочки – это рецепторы сумеречного света, которые отличают светлое от темного.
Колбочки – обладают меньшей светочувствительностью, но различают цвета.
Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, являющаяся периферическим отделом зрительного анализатора.
Жёлтое пятно – место наибольшей остроты зрения в сетчатке глаза.
Слепое пятно – область на сетчатке, не чувствительная к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв.

69. Какие дефекты зрения изображены на рисунках? Предложите (дорисуйте) способы их исправления.


70. Напишите рекомендации для сохранения хорошего зрения.
Читать книги только сидя, при хорошем освещении. Книгу держать на расстоянии 30 см от глаз. При работе за компьютером стараться как можно чаще моргать, делать 15-ти минутные перерывы каждый час. Телевизор смотреть не более трёх часов в день; расстояние от глаз до телевизора должно быть в 5 раз больше его диагонали. Делать гимнастику для глаз, употреблять продукты, содержащие витамины А, С и Е.

Оборудование: разборная модель глаза, таблица «Зрительный анализатор», объемные предметы, репродукции картин. Раздаточный материал на парты: рисунки «Строение глаза», карточки для закрепления по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся

1. Термины (на доске): органы чувств; анализатор; строение анализатора; виды анализаторов; рецепторы; нервные пути; мозговой центр; модальность; зоны коры большого мозга; галлюцинации; иллюзии.

2. Дополнительная информация по домашнему заданию (сообщения учащихся):

– впервые термин «анализатор» мы встречаем в работах И.М. Сеченова;
– на 1 см кожи от 250 до 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела их до 8 млн;
– на внутренних органах располагается около 1 млрд рецепторов;
– И.М. Сеченов и И.П. Павлов считали, что деятельность анализатора сводится к анализу воздействий на организм внешней и внутренней среды.

III. изучение нового материала

(Сообщение темы урока, цели, задачи и мотивации учебной деятельности учащихся.)

1. Значение зрения

Каково значение зрения? Давайте вместе ответим на этот вопрос.

Да, действительно, орган зрения является одним из важнейших органов чувств. Окружающий нас мир мы воспринимаем и познаем прежде всего с помощью зрения. Так мы получаем представление о форме, размерах предмета, его окраске, вовремя замечаем опасность, любуемся красотой природы.

Благодаря зрению перед нами открываются голубое небо, молодая весенняя листва, яркие краски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей. Чудесны осенние краски. Мы можем долго любоваться звездным небом. Окружающий нас мир прекрасен и удивителен, любуйтесь этой красотой и берегите ее.

Трудно переоценить роль зрения в жизни человека. Тысячелетний опыт человечества передается из поколения в поколение через книги, картины, скульптуры, памятники архитектуры, которые мы воспринимаем с помощью зрения.

Итак, орган зрения нам жизненно необходим, с помощью него человек получает 95% информации.

2. Положение глаза

Рассмотрите рисунок в учебнике и установите, отростки каких костей участвуют в образовании глазницы. (Лобной, скуловой, верхнечелюстной. )

Какова роль глазниц?

А что помогает поворачивать глазное яблоко в разные стороны?

Опыт № 1. Опыт проводят учащиеся, сидящие за одной партой. Одному надо проследить за движением ручки на расстоянии 20 см от глаза. Второй перемещает ручку вверх–вниз, вправо–влево, описывает ей окружность.

Сколько же мышц приводит в движение глазное яблоко? (Не менее 4, всего же их – 6: четыре прямые и две косые. Благодаря сокращению этих мышц глазное яблоко может поворачиваться в глазнице. )

3. Защитные приспособления глаза

Опыт № 2. Пронаблюдайте за миганием век соседа и ответьте на вопрос: какую функцию выполняют веки? (Защита от световых раздражений, защита глаз от попадания посторонних частиц .)

Брови задерживают стекающий со лба пот.

Слезы оказывают смазывающее и дезинфицирующее действие на глазное яблоко. Слезные железы – своеобразная «фабрика слез» – открываются под верхним веком 10–12 протоками. Слезная жидкость на 99% состоит из воды и лишь 1% приходится на соль. Это прекрасный очиститель глазного яблока. Установлена и другая функция слез – с ними выводятся из организма опасные яды (токсины), которые вырабатываются в момент стресса. В 1909 г. томский ученый П.Н. Лащенков открыл в слезной жидкости особое вещество лизоцим, способное убивать многие микробы.

Статья опубликована при поддержке компании "Замки-Сервис". Компания предлагает Вам услуги мастера по ремонту дверей и замков, взлому дверей, вскрытию и замене замков, замене личинок , установке задвижек и замков в металлическую дверь, а также обивка дверей дерматином и реставрация дверей. Большой выбор замков для входных и бронированных дверей от лучших производителей. Гарантия качества и Вашей безопасности, выезд мастера в течение часа в Москве. Узнать подробнее о компании, предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.zamki-c.ru/.

4. Строение зрительного анализатора

Мы видим только при наличии света. Последовательность прохождения лучей через прозрачную среду глаза такова:

луч света → роговица → передняя камера глаза → зрачок → задняя камера глаза → хрусталик → стекловидное тело → сетчатка.

Изображение на сетчатке получается уменьшенным и перевернутым. Однако мы видим предметы в естественном виде. Это объясняется жизненным опытом человека, а также взаимодействием сигналов, поступающих от всех органов чувств.

Зрительный анализатор имеет следующее строение:

1-е звено – рецепторы (палочки и колбочки на сетчатке глаза);
2-е звено – зрительный нерв;
3-е звено – мозговой центр (затылочная доля большого мозга).

Глаз – самонастраивающийся прибор, он позволяет видеть близкие и удаленные предметы. Еще Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотокамера, объектив – это прозрачные преломляющие среды глаза. Глаз связан с мозгом через зрительный нерв. Зрение – это корковый процесс, и он зависит от качества информации, поступающей от глаза в центры мозга.

Информация от левой части полей зрения от обоих глаз передается в правое полушарие, а от правой части полей зрения обоих глаз – в левое.

Если изображение от правого и левого глаза попадает в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами – позволяет воспринимать объемное изображение и помогает определять расстояние до предмета.

Таблица. Строение глаза

Компоненты глаза

Особенности строения

Роль

Белочная оболочка (склера)

Наружная, плотная, непрозрачная

Защищает внутренние структуры глаза, поддерживает форму

Роговица

Тонкая, прозрачная

Сильная «линза» глаза

Конъюнктива

Прозрачная, слизистая

Покрывает переднюю часть глазного яблока до роговицы и внутреннюю поверхность века

Сосудистая оболочка

Средняя оболочка, черная, пронизана сетью кровеносных сосудов

Питающая глаз, свет, проходя сквозь нее, не рассеивается

Ресничное тело

Гладкие мышцы

Поддерживает хрусталик и изменяет его кривизну

Радужная оболочка (радужка)

Содержит пигмент меланин

Светонепроницаема. Ограничивает количество света, попадающего в глаз на сетчатку. Определяет цвет глаз

Отверстие в радужной оболочке, окруженное радиальными и кольцевыми мышцами

Регулирует количество света, попадающего на сетчатку

Хрусталик

Двояковыпуклая линза, прозрачное, эластичное образование

За счет изменения кривизны фокусирует изображение

Стекловидное тело

Прозрачная желеобразная масса

Заполняет внутреннюю часть глаза, поддерживает сетчатку

Передняя камера

Пространство между роговицей и радужкой, заполненное прозрачной жидкостью – водянистой влагой

Задняя камера

Пространство внутри глазного яблока, ограниченное радужкой, хрусталиком и держащей его связкой, заполнено водянистой влагой

Участие в иммунной системе глаза

Сетчатая оболочка (сетчатка)

Внутренняя оболочка глаза, тонкий слой клеток зрительных рецепторов: палочки (130 млн) колбочки (7 млн)

Зрительные рецепторы формируют изображение; колбочки ответственны за цветопередачу

Желтое пятно

Скопление колбочек в центральной части сетчатки

Область наибольшей остроты зрения

Слепое пятно

Место выхода зрительного нерва

Месторасположение канала для передачи зрительной информации в мозг

5. Выводы

1. Свет человек воспринимает с помощью органа зрения.

2. Световые лучи преломляются в оптической системе глаза. На сетчатке формируется уменьшенное обратное изображение.

3. Зрительный анализатор включает:

– рецепторы (палочки и колбочки);
– нервные пути (зрительный нерв);
– мозговой центр (затылочная зона коры большого мозга).

IV. Закрепление. Работа с раздаточным материалом

Задание 1. Установите соответствие.

1. Хрусталик. 2. Сетчатка. 3. Рецептор. 4. Зрачок. 5. Стекловидное тело. 6. Зрительный нерв. 7. Белочная оболочка и роговица. 8. Свет. 9. Сосудистая оболочка. 10. Зрительная зона коры большого мозга. 11. Желтое пятно. 12. Слепое пятно.

A. Три части зрительного анализатора.
Б. Заполняет внутреннюю часть глаза.
B. Скопление колбочек в центре сетчатки.
Г. Меняет кривизну.
Д. Осуществляет различные зрительные раздражения.
Е. Защитные оболочки глаза.
Ж. Место выхода зрительного нерва.
З. Место формирования изображения.
И. Отверстие в радужке.
К. Черный питающий слой глазного яблока.

(Ответ: А – 3, 6, 10; Б – 5; В – 11; Г – 1; Д – 8; Е – 7; Ж –12; З – 2; И – 4; К – 9.)

Задание 2. Ответьте на вопросы.

Как вы понимаете выражение «Глаз смотрит, а мозг видит»? (В глазу происходит только возбуждение рецепторов в определенном сочетании, а воспринимаем мы изображение тогда, когда нервные импульсы достигнут зоны коры большого мозга. )

Глаза не чувствуют ни жары, ни холода. Почему? (В роговице нет рецепторов тепла и холода. )

Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой – удаленных предметов. Кто из них прав? (Глаза утомляются сильнее при рассматривании предметов, расположенных близко, так как при этом сильно напрягаются мышцы, обеспечивающие работу (увеличение кривизны) хрусталика. Рассматривание удаленных предметов – отдых для глаз. )

Задание 3. Подписать обозначенные цифрами элементы строения глаза.

Литература

Вадченко Н.Л. Проверьте свои знания. Энциклопедия в 10 т. Т. 2. – Донецк, ИКФ «Сталкер», 1996.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. Учебник для 8 кл. – М.: Дрофа, 2000.
Хрипкова А.Г. Естествознание. – М.: Просвещение, 1997.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология человека. – М.: Дрофа, 2005.

Фото с сайта http://beauty.wild-mistress.ru

Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств
М.А. ОСТРОВСКИЙ

Цель урока : изучение зрительного анализатора.

Задачи : определение понятия «анализатор», изучение работы анализатора, развитие навыков экспериментальной деятельности и логического мышления, развитие творческой активности учащихся.

Тип урока : изложение нового материала с элементами экспериментальной деятельности и интеграции.

Методы и приемы : поисковый, исследовательский.

Оборудование : муляжи глаза; таблица «Строение глаза»; самодельные таблицы «Направление лучей», «Палочки и колбочки»; раздаточный материал: карточки с изображением строения глаза, нарушений зрения.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Степного неба свод желанный.
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.

Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Е.Баратынский

Ветер принес издалёка
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

Какие образы создали поэты! Что позволило их сформировать? Оказывается, в этом помогают анализаторы. О них и пойдет сегодня речь. Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Как возникают и где анализируются раздражения? Приемники внешних воздействий – рецепторы. Куда дальше направляется раздражение и что происходит при его анализе? (Учащиеся высказывают свои мнения .)

II. Изучение нового материала

Раздражение преобразуется в нервный импульс и по нервному пути попадает в головной мозг, где и анализируется. (Одновременно с беседой составляем опорную схему, затем обсуждаем ее с учащимися. )

Какова роль зрения в жизни человека? Зрение необходимо для трудовой деятельности, для обучения, для эстетического развития, для передачи социального опыта. Примерно 70% всей информации мы получаем с помощью зрения. Глаз – это окно в окружающий мир. Этот орган часто сравнивают с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик. (Демонстрация муляжей, таблиц .) Диафрагма объектива – зрачок, его диаметр изменяется в зависимости от освещенности. Как на фотопленке или светочувствительной матрице фотоаппарата, на сетчатке глаза появляется изображение. Однако система зрения более совершенна, чем обычный фотоаппарат: сама сетчатка и мозг исправляют изображение, делают его более четким, объемным, цветным и, наконец, осмысленным.

Ознакомьтесь со строением глаза более детально. Посмотрите на таблицы и муляжи, воспользуйтесь иллюстрациями в учебнике.

Давайте изобразим схему «Строение глаза».

Фиброзная оболочка

Задняя – непрозрачная – склера
Передняя – прозрачная – роговица

Сосудистая оболочка

Передняя – радужка, содержит пигмент
В центре радужки – зрачок

Хрусталик
Сетчатка
Брови
Веки
Ресницы
Слезный проток
Слезная железа
Глазодвигательные мышцы

«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» – так представлял себе древнегреческий врач Герофил сетчатку глаза. Это поэтическое сравнение оказалось удивительно точным. Сетчатка – именно сеть, и именно ловящая отдельные кванты света. Она напоминает слоеный пирог толщиной в 0,15–0,4 мм, каждый слой – это множество клеток, отростки которых сплетаются и образуют ажурную сеть. От клеток последнего слоя отходят длинные отростки, которые, собираясь в пучок, образуют зрительный нерв .

Более миллиона волокон зрительного нерва несут в мозг информацию, закодированную сетчаткой в виде слабых биоэлектрических импульсов. Место на сетчатке, где волокна сходятся в пучок, называют слепым пятном .

Слой сетчатки, образованный светочувствительными клетками – палочками и колбочками, поглощает свет. Именно в них происходит превращение света в зрительную информацию.

Мы с вами познакомились с первым звеном зрительного анализатора – рецепторами. Посмотрите на изображение рецепторов света, они по форме напоминают палочки и колбочки. Палочки обеспечивают черно-белое зрение. Они примерно в 100 раз чувствительнее к свету, чем колбочки, и расположены так, что их плотность возрастает от центра к краям сетчатки. Зрительный пигмент палочек хорошо поглощает сине-голубые лучи, а красные, зеленые и фиолетовые плохо. Цветное зрение обеспечивают колбочки трех типов, которые чувствительны соответственно к фиолетовому, зеленому и красному цветам. Напротив зрачка на сетчатке размещается наибольшее скопление колбочек. Это место называют желтым пятном .

Вспомните красный мак и голубой василек. Днем они ярко окрашены, а в сумерках мак почти черный, а василек – белесо-синий. Почему? (Учащиеся высказывают мнения. ) Днем при хорошем освещении работают и колбочки, и палочки, а ночью, когда света для колбочек недостаточно, только палочки. Впервые этот факт описал чешский физиолог Пуркинье в 1823 г.

Эксперимент «Палочковое зрение». Возьмите небольшой предмет, например карандаш, окрашенный в красный цвет, и, глядя прямо перед собой, попробуйте увидеть его боковым зрением. Предмет надо непрерывно двигать, тогда удастся найти положение, при котором красный цвет будет восприниматься как черный. Объясните, почему при этом карандаш расположен так, что его изображение проецируется на край сетчатки. (На краю сетчатки почти отсутствуют колбочки, а палочки цвета не различают, поэтому изображение и кажется почти черным. )

Мы с вами уже знаем, что зрительная зона коры больших полушарий головного мозга расположена в затылочной части. Давайте составим опорную схему «Зрительный анализатор».

Таким образом, зрительный анализатор – это сложная система восприятия и обработки информации о внешнем мире. Зрительный анализатор имеет большие резервы. В сетчатке глаза содержится 5–6 млн колбочек и около 110 млн палочек, а в зрительной зоне коры больших полушарий – примерно 500 млн нейронов. Несмотря на высокую надежность зрительного анализатора, его функции могут нарушаться под действием различных факторов. Отчего это происходит и к каким изменениям приводит? (Учащиеся высказывают свое мнение .)

Обратите внимание, что при хорошем зрении изображение предметов, находящихся на расстоянии наилучшего зрения (25 см), формируется точно на сетчатке. На рисунке в учебнике вы можете видеть, как изображение формируется у близорукого и дальнозоркого человека.

Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм – это частые нарушения зрения. Они могут иметь наследственный характер, но могут быть и приобретенными в течение жизни из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего стола, несоблюдения правил техники безопасности при работе на ПК, в мастерских и лабораториях, при долгом просмотре телевизора и т.д.

Исследования показали, что через 60 мин непрерывного сидения у телевизора наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Нервные клетки оказываются «перегруженными» ненужной информацией, вследствие чего ухудшается память и ослабевает внимание. В последние годы зарегистрирована особая форма нарушений функции нервной системы – фотоэпилепсия, сопровождающаяся судорожными припадками и даже потерей сознания. В Японии 17 декабря 1997 г. был зарегистрирован массовый приступ такой болезни. Как выяснилось, причиной стало быстрее мелькания изображений в одной из сцен мультфильма «Маленькие монстры».

III. Закрепление пройденного, подведение итогов, выставление оценок

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Работу зрительного анализатора по своей сути можно сравнить с системой телевидения: антенной, проводами и телевизором

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.


Вот так схематично выглядит строение глазного яблока в разрезе

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.


Зрительная система человека устроена сложно, но вполне логично, каждый элемент несет определенную функцию и тесно связан с другими

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.


Зрение человека – это намного сложнее и больше, чем просто глаза. Это сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый, благодаря слаженной работе группы различных органов и элементов

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.


Новорожденные дети воспринимают мир в перевернутом виде и в черно-белом цвете, так как формирование зрительного анализатора у них еще полностью не завершено

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.


Сбой на любом этапе передачи и обработки информации в зрительном анализаторе приводит к различным нарушениям зрения

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

Зрительный анализатор человека, а попросту говоря, глаза, имеет довольно сложное строение и выполняет одновременно массу различных функций. Он позволяет человеку не только различать предметы. Человек видит изображение в цвете, чего лишены многие другие обитатели Земли. Кроме того, человек может определить расстояние до предмета и скорость движущегося предмета. Поворот глаз обеспечивает человеку большой угол обзора, что необходимо для безопасности.

Человеческий глаз имеет форму практически правильной сферы. Он устроен очень сложно , имеет множество мелких деталей и в то же время снаружи это довольно прочный орган. Глаз находится в отверстии черепа, называемом глазницей, и лежит там на жировой прослойке, которая, как подушка, предохраняет его от травм. Зрительный анализатор – довольно сложная часть тела. Рассмотрим поподробнее, как устроен анализатор.

Зрительный анализатор: строение и функции

Склера

Белковая оболочка глаза, состоящая из соединительной ткани, называется склерой. Эта соединительная ткань довольно прочная . Она обеспечивает постоянную форму глазному яблоку, что необходимо для сохранения неизменной формы сетчатки глаза. В склере находятся все остальные части зрительного анализатора. Склера не пропускает световое излучение. Снаружи к ней крепятся мышцы. С помощью этих мышц глаза могут двигаться. Часть склеры, расположенная впереди глазного яблока абсолютно прозрачная. Эта часть - роговица.

Роговица

В этой части склеры отсутствуют кровеносные сосуды. Она опутана плотной паутиной нервных окончаний. Они обеспечивают высочайшую чувствительность роговицы. Форма склеры – слегка выпуклая сфера. Такая форма обеспечивает преломление световых лучей и их концентрацию.

Сосудистое тело

Внутри склеры по всей её внутренней поверхности лежит сосудистое тело . Кровеносные сосуды плотно оплетают всю внутреннюю поверхность глазного яблока, передавая приток питательных веществ и кислорода всем клеткам зрительного анализатора. В месте расположения роговицы сосудистое тело прерывается и образует плотный круг. Этот круг образуют переплетающиеся кровеносные сосуды и пигмент. Эта часть зрительного анализатора называется радужкой.

Радужная оболочка

Пигмент индивидуален для каждого человека. Именно пигмент отвечает за то, какого цвета глаза будут у конкретного человека. При некоторых заболеваниях пигментация уменьшается или вовсе пропадает. Тогда у человека глаза красного цвета. В середине радужки имеется чистое от пигмента, прозрачное отверстие. Это отверстие может изменять свои размеры. Это зависит от интенсивности освещения. По этому принципу построена диафрагма фотоаппарата. Эта часть глаза называется зрачок.

Зрачок

К зрачку подсоединены гладкие мышцы в виде переплетающихся волокон. Эти мышцы обеспечивают сужение зрачка или его расширение. Изменение размера зрачка взаимосвязано с интенсивностью светового потока. Если свет яркий - зрачок сужается, а при сумрачном свете он расширяется. Таким образом, обеспечивается попадание на сетчатку глаза светового потока примерно одинаковой силы . Глаза действуют синхронно. Они одновременно поворачиваются, а при попадании света на один зрачок – сужаются оба. Зрачок абсолютно прозрачен. Его прозрачность обеспечивает попадание света на сетчатку глаза и формирует чёткую неискаженную картинку.

Размер диаметра зрачка зависит не только от силы освещения. При стрессовых ситуациях, опасности, во время секса, - в любых ситуациях, когда в организме происходит выброс адреналина – зрачок также расширяется.

Сетчатка

Сетчатка устилает тонким слоем внутреннюю поверхность глазного яблока. Она преобразует поток фотонов в изображение. Сетчатка состоит из специфических клеток – палочек и колбочек. Эти клетки соединяются с бесчисленным множеством нервных окончаний. Палочки и колбочки по поверхности сетчатки глаза расположены в основном равномерно. Но есть места скоплений только колбочек или только палочек. Эти клетки отвечают за передачу изображения в цвете.

Вследствие воздействия фотонов света формируется нервный импульс. Причём импульсы от левого глаза передаются в правое полушарие, а импульсы с правого глаза – в левое. В мозгу за счёт поступающих импульсов формируется изображение.

Причём картинка получается перевёрнутой и мозг потом перерабатывает, корректирует эту картинку, придавая ей правильную ориентацию в пространстве. Это свойство головного мозга приобретается человеком в процессе роста. Известно, что новорождённые дети видят мир перевёрнутым и только спустя некоторое время, картинка их восприятия мира становится с головы на ноги.

Для того чтобы получать геометрически правильное, неискаженное изображение в зрительном анализаторе человека присутствует целая система преломления светового излучения . Она имеет очень сложное строение:

  1. Передняя камера глаза
  2. Задняя камера глаза
  3. Хрусталик
  4. Стекловидное тело

Передняя камера заполнена жидкостью. Она находится между радужной оболочкой глаза и роговицей. Жидкость, находящаяся в ней богата множеством питательных веществ.

Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера. Она также заполнена жидкостью. Обе камеры соединены между собой. Жидкость в этих камерах постоянно циркулирует. Если, вследствие заболевания, циркуляция жидкости прекращается – у человека ухудшается зрение и такой человек может даже ослепнуть .

Хрусталик - двояковыпуклая линза. Она фокусирует лучи света. К хрусталику присоединены мышцы, которые могут изменять форму линзы, делая её более тонкой или более выпуклой. От этого зависит чёткость получаемого человеком изображения. Этот принцип корректировки изображения применён в фотоаппаратах и называется наводка на резкость.

Благодаря таким свойствам хрусталика мы видим чёткое изображение предмета, а также можем определить расстояние до него. Иногда происходит помутнение хрусталика. Это заболевание называется катаракта. Медицина научилась заменять хрусталики. Современные врачи считают эту операцию лёгкой.

Внутри глазного яблока находится стекловидное тело. Оно заполняет все его пространство и состоит из плотной субстанции, имеющей консистенцию студня . Стекловидное тело сохраняет глазу постоянную форму и, таким образом, обеспечивает геометрию сетчатки в постоянном сферическом виде. Это позволяет нам видеть неискаженные изображения. Стекловидное тело прозрачно. Оно без задержек пропускает световые лучи и участвует в их преломлении.

Зрительный анализатор настолько важен для жизнедеятельности человека, что природой предусмотрен ещё целый набор разных органов, призванных обеспечить правильную работу и сохранить здоровье его глаз.

Вспомогательный аппарат

Конъюнктива

Тончайший слой, покрывающий внутреннюю поверхность века и наружную поверхность глаза, называется конъюнктивом. Эта защитная плёнка смазывает поверхность глазного яблока, способствует очищению его от пыли и поддержанию поверхности зрачка в чистом и прозрачном состоянии. В составе конъюнктива содержатся вещества, препятствующие росту и размножению патогенной микрофлоры.

Слёзный аппарат

В районе наружного угла глаза находится слёзная железа. Она продуцирует специальную солоноватую жидкость, которая выливается через наружный угол глаза и омывает всю поверхность зрительного анализатора. Оттуда по протоку жидкость стекает и попадает в нижние отделы носа.

Мышцы глаза

Мышцы удерживают глазное яблоко, плотно фиксируя его в глазнице, и, при необходимости поворачивают глаза вверх, вниз и в стороны. Человеку не нужно поворачивать голову, чтобы рассмотреть интересующий его предмет, а угол обзора человека составляет примерно 270 градусов. Кроме того, глазные мышцы изменяют размеры и конфигурацию хрусталика, чем обеспечивают чёткое, резкое изображение интересующего объекта вне зависимости от расстояния до него. Мышцы также управляют глазными веками.

Веки глаз

Подвижные створки, при необходимости закрывающие глаз. Веки состоят из кожи. В нижней части веки выстланы конъюнктивом. Мышцы, прикреплённые к векам, обеспечивают их смыкание и размыкание – моргание. Управление мышцами век может быть инстинктивным или осознанным. Моргание – важная функция для сохранения здоровья глаза. При моргании открытая поверхность глаза смазывается секретом конъюнктивы, что предотвращает развитие на поверхности разного рода бактерий. Моргание может происходить при приближении к глазу какого-либо предмета для предотвращения механических повреждений.

Человек может управлять процессом моргания. Он может несколько задерживать промежуток между морганиями либо даже моргать веками одного глаза – подмигивать. На границе век растут волоски – ресницы.

Ресницы и брови .

Ресницы – волоски, растущие по краям век. Ресницы призваны защищать поверхность глаза от пыли и мельчайших частиц, присутствующих в воздухе. Во время сильного ветра, пыли, дыма человек прикрывает веки и смотрит сквозь опущенные ресницы. Это происходит на подсознательном уровне. В этом случае включается механизм защиты поверхности глаза от попадания в него инородных тел.

Глаз находится в глазнице . Вверху глазницы имеется надбровная дуга. Это выступающая часть черепа, предохраняющая глаз от повреждений при падениях и ударах. На поверхности надбровной дуги растут жёсткие волосы – брови, которые предохраняют от попадания в него соринок.

Природой предусмотрен целый комплекс предупредительных мер по сохранению зрения человека. Такое сложное строение отдельного органа говорит о его жизненной важности для сохранения жизни человека. Поэтому при любых начальных нарушениях зрения самым правильным решением будет - обратиться к врачу-офтальмологу. Берегите ваше зрение.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло