Что такое “кошерная” еда. Кошерное питание

Почти все, кто собираются путешествовать по Израилю, или те, кто уже побывал в этой стране, слышали, что питание в Израиле - кошерное. Некоторые полагают, что это особое, диетическое или раздельное питание. На самом деле, кошерная пища - это пища, приготовленная по правилам кашрута.

Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи (совокупности законов, содержащихся в Торе и Талмуде). В иудаизме, термин «кашрут» применяется не только по отношению к питанию, но используется и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых.

Еврейские законы с древних времен самым строгим образом контролируют каждую сторону жизни человека, это относится и к продуктам питания и к способам их приготовления. Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть все подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена по правилам.

Каковы же эти правила?

Животные:

У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные: лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: свинья, верблюд, даман и заяц - эти животные запрещены в пищу. Больное или убитое на охоте животное в пищу не пригодно. Запретно сало возле желудка и кишечника, а так же бедро, из которого не удален седалищный нерв (в память о праотце Иакове, которого ангел ранил в бедро).
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать определенным требованиям. Шойхет (квалифицированный резник) обычно много лет учится, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право забивать животное. Законы о шхите (забое животного) и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Птица:

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц, поэтому в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.

У яиц также есть признак кошерности: они должны быть от кошерных птиц, иметь разные концы (один более острый, другой — более округлый). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются непригодными, но такие яйца не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.

Рыба:
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака.

Все ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) являются некошерными и запрещены к употреблению.

Насекомые и земноводные:

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых (кроме саранчи), земноводных и пресмыкающихся. Это ограничение обязывает к тщательному отбору и обработки зелени, овощей, фруктов, а также муки и крупы.

Единственным исключением из этого правила является мёд, продукт некошерного насекомого, который разрешён к употреблению в пищу, поскольку он (согласно кашруту) представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой, и поэтому считается продуктом растительного происхождения, а не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

Напитки:

В основном, кошерность напитков связано с употреблением вина. Так как все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют, то кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно религиозными евреями соблюдавшим все правила кашрута.

Отдельно мясное и молочное: это правила является одним из известных правил кашрута. Запрещено смешивать молочные и мясные продукты: готовить или употреблять их в пищу вместе. В силу этого, на кошерной кухне должна быть отдельная посуда и, желательно, отдельное кухонное оборудование для приготовления мясного и для молочного.

Кроме того, законы кашрута устанавливают необходимость временного интервала между приемом мясной пищи и приемом пищи молочной.
Кошерность пищи связано не только непосредственно с продуктами, но и с посудой. Кошерной является вся новая посуда. Некошерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некошерная пища, такую посуду можно откошеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кошерованию не поддается.

Чем же объясняется такой свод правил для приготовления и употребления пищи? На данный момент существует несколько объяснений заповеди о кашруте:

Воля Всевышнего: исполнение законов кашрута исполняется исключительно в знак подчинения воле Бога.

Здоровье (полезность кошерной пищи): соблюдение правил кашрута - это знак доверия к Богу сотворившему мир, который дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека и его физического здоровья. Кошерная еда традиционно считается полезней и безопасней обычной, так как весь производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования.

Милосердие (моральные ценности): Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и убийство животных для развлечения — запрещены. Согласно научным исследованиям, «шхита» (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому резник убивает животных одним движением, чтобы уменьшить боль до минимума, животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Стремление к святости: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости. Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению. Контролируя свое питание, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение единства: кашрут сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там синагогу, раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Поскольку кошерность продуктов не может быть проверена объективно, некоторые иудейские общины в вопросах кошерности полагаются на суждение раввина, признаваемого авторитетом в данной общине.

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.

Все мы когда-то слышали слово "кошерный". Это означает «пригодный или подходящий». Зачастую употребляется в отношении еды верующими евреями. Магазины с аналогичным названием обязаны иметь удостоверение от раввина. Оно гарантирует продажу исключительно кошерных продуктов. Существует специальный свод правил, который определяет, что кушать еврею можно, а что нет. Он называется кашрут. Эти правила очень сложны для понимания обычного человека, но для иудаизма это норма. Например, нельзя есть молочное с мясным одновременно или свиное мясо. Сильно углубляться в суть правил мы не будем, скажем только, что современное понятие "кошерный" - это совсем не то, что мы описали выше. Сейчас значение его приобрело новый оттенок: «нормальный, годный».

Питание

Кошерное питание сейчас становится все более популярным. Это стремление совсем не связано с религией, а является простым желанием оздоровить организм, облегчить ему работу и освободить от тяжёлой еды.

Кошерный - это рацион, включающий в себя экологически чистые, полезные для человека продукты, которые включены и разрешены кашрутом. Они маркируются специальным знаком, который дает гарантию полезности, экологичности и высшего качества. Намного дороже стоит кошерная еда. Что это конкретно - мы расскажем немного далее.

Продукты

Что касается мяса, то к нему относится баранье, говяжье, козлиное, диких травоядных животных. Кошерные животные - это те, у кого раздвоенные копыта и есть способность жевать. Тут существует и ряд правил забоя и обработки мяса.

С рыбой все проще. Если у неё присутствуют плавники и чешуя, её смело можно отнести к категории «кошерные продукты».

"Что это значит, чешуя есть у всякой рыбы", - удивитесь вы. Мы объясним. Чешуя присутствует не у всех видов рыбы. Например, у угря, сома, акулы, осетровых она отсутствует. Соответственно, чёрная икорка тоже не подходит для употребления, а кошерный - это, как мы уже знаем, означает "подходящий". Такими не являются и морепродукты - из-за отсутствия плавников.

Что касается птиц, то в Торе о них ничего не сказано, говорится только о хищниках и падальщиках. Их употреблять нельзя. Разделка и забой тут тоже должны проходить особым образом.

Насекомых и грызунов есть запрещено. К запретным видам также относится мясо зайцев, кроликов, земноводных и пресмыкающихся. Для мёда Тора делает исключение, хотя он вырабатывается насекомыми.

Кошерная еда: что это и как её готовить

Приготовление такой пищи многих ставит в тупик. К примеру, нельзя готовить вместе мясо и молочную продукцию, а также есть. Если вы захотите приготовить птицу в белом соусе - это будет просто непростительно. Глубоко верующие люди готовят эти продукты используя разную посуду. Некоторые даже используют разные плиты, но это уже издержки верований. Молочные продукты можно кушать или пить только по истечении шести часов после мясных, и это правильно. Для организма не очень полезно такое смешение. После сырка кушать мяско тоже лучше через шесть часов.

Употребление молока для евреев разрешено только от кошерных животных. По правилам за дойкой наблюдает раввин или его доверенный.

Итак, кошерный. Что это значит для продуктов? В отношении хлеба это слово подразумевает выпечку самим верующим. В процессе выпекания нужно оторвать кусочек и сжечь. Он называется халу. Если хлеб печётся не дома, даже там печи должны включать только евреи и следить за ними.

Касаемо яиц, на них не должно быть пятнышек, тем более крови. В повседневной жизни мы не обращаем на это особого внимания, но для верующих это очень важно. Также нельзя варить их все вместе. Разрешена варка в одной посуде только трёх, предварительно вымытых, штук.

Если вы думаете, что с растительной пищей проще - вы заблуждаетесь. Давайте разберёмся в понятии кошерные продукты, что это и как их употреблять. Поскольку насекомые и разные червячки запрещены к употреблению, евреям приходится тщательно осматривать и просеивать крупу, муку, бобовые, зелень, фрукты, овощи, а также ягоды. Мы, конечно, тоже проверяем еду на наличие вышеупомянутых, но относимся к этому процессу не так щепетильно.

Кошерные товары - это польза?

К таковым товарам относится вино и все напитки, которые содержат виноград, а также его производные. Такие вина стоят намного дороже даже самых качественных, иностранных. Они производятся и изготавливаются исключительно евреями. Виноград нужно собирать в определённое время с тех кустов, которые достигли четырёхлетнего возраста.

Перед каждым производством делается ритуальное жертвоприношение и читается молитва. На заводах по изготовлению вин в это время обязательно останавливают все остальные процессы. Вы ещё не поняли всю суть термина «кошерная продукция», что это такое? Тогда мы углубимся и скажем, что это постоянная стерилизация всего, от оборудования до коммуникаций. Это делается не только чтобы обеззаразить, но и очистить все. Что-то наподобие очищения перед новым.

Запреты

Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы посторонний видел, как происходит изготовление вина. Считается, что это священный ритуал, во время которого посторонним вход строго воспрещен.

Работать в субботу - страшный грех. Всё производство останавливается на один день.

Если к продуктам дотронется кто-то не еврейской крови, они утратят свою кошерность и станут непригодными для приготовления.

Кошерные вина стали пастеризовать. Всё это делается, чтобы предотвратить потерю «пригодности». Стало быть, такие и любые другие вина должны откупоривать и разливать только евреи.

Конечно, нужно понимать, что это всего лишь религиозный подход к изготовлению продукции, и он никак не связан со здоровым питанием. На сегодняшний день виноделы чаще избегают таких ритуалов, так как это занимает достаточно много времени, и производят обычные винные напитки.

Заключение

Подведём итог. Мы затронули только главные моменты в статье о кошерных продуктах. Эти традиции значимы только для верующих евреев и не относятся к обычным людям. Не стоит также путать обычные экологические и полезные продукты с кошерными.
Спиртные виноградные напитки широко используются и в других культурах, разными народами. Например, христиане используют его в качестве вина причастия, как кровь Господню.

Но всё-таки кошерные продукты в разы полезнее, вкуснее и чище обычных. Всё производство хорошо контролируется, и производятся товары по всем стандартам высшего качества. О гигиене можно даже и не задумываться, так как она постоянно проверяется, в особенности относительно мяса. Вся живность проходит тотальный контроль и постоянно тестируется на заболевания и прочее. Даже травмированное животное есть нельзя, не говоря уже о больном. При уходе и кормёжке не используют гормоны или антибиотики.

» мы тоже решили ввести регулярные тематические недели. Так вышло - и здесь нет особенной причины, просто всё сложилось, - что первой будет «Кошерная Москва».

Кошерные места в Москве устроены по принципу географической близости к другим объектам, связанным с еврейской культурой: синагогам, музеям. Например, на севере Москвы, в так называемом еврейском треугольнике, около Еврейского музея и центра толерантности, находятся сразу три кошерных гастронома. Даша Веденяпина, выпускница Центра библеистики и иудаики РГГУ, исследователь культуры ашкеназов и участник этнографических экспедиций, побывала в них, а также выяснила, где ещё в Москве можно купить кошерные продукты.

«Пардес»

Самый большой кошерный гастроном
















Здесь можно купить всё: от бытовой химии до вина и от мороженого до баранины. Широкий ассортимент мяса, разные виды фарша. Мясо продаётся как замороженным, так и охлаждённым. Это, пожалуй, основное и очень весомое преимущество «Пардеса» перед другими магазинами, торгующими кошерным мясом. Дело в том, что «Пардес» закупает мясо и у израильских поставщиков, и у кошерного цеха «Эльйон» (Раменский комбинат). Колбасы, сосиски и прочие готовые мясные продукты здесь очень высокого качества.

Молочные продукты представлены в основном линией «Тевье-молочник», хорошо зарекомендовавшей себя и на широком рынке. Также здесь можно найти десятки видов хумуса, тхины, прочих традиционных еврейских закусок, соусов, варенья и сладостей. Винный отдел, безусловно, представляет интерес для понимающего покупателя: здесь много качественного кошерного вина, а также водки и других крепких напитков.

В «Пардесе» работает небольшое мясное и молочное кафе. В мясное стоит идти за двумя видами бургеров: шломбургером и шмульбургером. Оба представляют собой булку с салатом, хумусом и куском мяса, но один шмульбургер равен двум шломбургерам. В молочном кафе, что находится сразу на входе в супермаркет, готовят молочные коктейли, кофе и соки, продают булочки.

«Шефа тов»

Мини-маркет в здании «Пардеса»









Для мини-маркета вполне серьёзный ассортимент: замороженное мясо, колбасы, молочные продукты, бакалея, консервация, полуфабрикаты. Ставка сделана на более низкие цены и российскую и белорусскую кошерную продукцию. Цены ниже, чем в «Пардесе», в среднем на 10 %. Здесь также готовят шаурму и пекут пирожки.

«Эльйон»

Заводской магазин кошерного
завода «Эльйон» Раменского мясокомбината












Это единственный кошерный завод в России. Вкусовые качества мяса сохраняются благодаря специфической разделке, при которой учитывается анатомическое строение животного. Мясо отделяется от кости без нарушения его естественной структуры.

Несмотря на то что магазин заводской, цены здесь такие же, как в «Пардесе», но ассортимент мясных продуктов шире. Здесь также можно купить и молочные продукты, и кое-что из консервов, круп и напитков, но выбор очень скромный.

Продуктовая лавка
в Московской хоральной синагоге


Здесь, пожалуй, стоит сделать небольшое отступление и сказать пару слов об основных течениях еврейской мысли за последние три века. Это имеет непосредственное отношение к нашему исследованию. Дело в том, что магазины, заводы и цеха, о которых мы говорили в начале материала, принадлежат направлению Хабад, одному из течений хасидизма. Это люди, довольно строго придерживающиеся религиозных предписаний, однако основная идея Хабада - в отношении его последователей - помочь светскому человеку плавно прийти к религиозному образу жизни, беря на себя ровно столько обязательств, сколько он сможет исполнить на данном этапе. В интересующем нас аспекте это означает, что, где бы ни поселились хабадники, они стараются максимально решить практические вопросы для своих последователей, то есть снабдить их необходимым для комфортной жизни.

Московская же хоральная синагога принадлежит другому направлению иудаизма: литовскому. Литваки, пожалуй, самая консервативная ветвь иудаизма из существующих в Москве. В лавочке на Китай-городе вы не найдёте того разнообразия, которое можно наблюдать в кошерных гастрономах Хабада. Цены здесь в целом выше, ассортимент небольшой: немного колбасы, молоко и сливки «Тевье-молочник», чай, кофе, снэки, несколько сортов вина.

Работает лавка нерегулярно (автор ждал сорок минут у закрытой двери. - Прим. ред. ), ориентируясь скорее на прихожан синагоги и, соответственно, время до и после молитвы, чем на возможных покупателей «с улицы». Любопытно однако, что в Хоральной синагоге шойхет (резник) режет кур, их ощипывают и продают здесь же, в подвале. Вот уж куда натуральнее.

Синагога на Большой Бронной


Это синагога хабадников-машихистов, ответвление Хабада, последователи которого считают раби Менахема-Мендла Шнеерсона (последнего Любавичского ребе) мессией. У них собственная шхита (ритуальный забой скота), во время которой произносится так называемое «благословение на Ребе», что делает это мясо непригодным для литваков, которые вообще не считают машихистов иудеями.

Общины Хабада, напротив, заказывают мясо у машихистов, так как оно высокого качества, а ассортимент регулярно пополняется. Сейчас в него входят несколько видов варёной колбасы, варёно-копчёная колбаса, копчёная говядина, курятина и индюшатина. Отдельный цех занимается изготовлением полуфабрикатов, среди которых блинчики, чебуреки, хинкали, купаты, долма, люля-кебаб, «Котлеты по-домашнему». Всё это можно заказать по телефону или по электронной почте и забрать в синагоге.

Gizunt.ru

Так называемый cash & carry:
оптовый склад кошерных продуктов

Очень хорошая бакалея: широкий выбор круп, готовых завтраков, мука разного помола, выпечка, консервированные овощи и, конечно, разнообразие израильских классических закусок: хумус, тхина, схуг, матбуха, перечная паста и так далее. В основном импорт из Израиля. Две-три марки-производителя молока и сыра из Беларуси. Мясного отдела нет. Бесплатная доставка в любую точку Москвы и Московской области при заказе от 7 тысяч рублей.

SuperKosher4u.ru

Оптовый склад: полуфабрикаты, снэки,
консервация и бакалея


Неспециальные места, где можно
встретить кошерные продукты

Районные еврейские общины. В Москве 15 еврейских общин. Многие еврейские районные общины каждую субботу продают хлеб (халы и другую выпечку), а на Песах - мацу. Адреса районных общин: Feor.ru .

Пекарни «Волконский»

Во всех магазинах сети есть кошерный хлеб. Наиболее широкую линейку предлагают по трём адресам: Маросейка, 4; Большая Садовая, 2; Кутузовский проспект, 36, строение 10. При входе в пекарню висит стенд с разными документами, в том числе с информацией от Раввинского суда Москвы, где перечислены кошерные виды хлеба.

Продукция под маркой
«Тевье-молочник»

Можно встретить во многих неспециальных супермаркетах, однако, если вы соблюдаете кашрут, проверьте, стоит ли на упаковке значок «Экшер», ведь под этой маркой выпускаются как кошерные, так и некошерные наименования.

Мясная продукция завода «Эльйон»

Можно купить в супермаркетах сети «Ашан», «Зелёный перекрёсток», «Глобус гурмэ», «Азбука вкуса», «О’кей», а также в интернет-магазине «Утконос».

Shamir Salads

Во всех супермаркетах премиум-класса продаётся марка Shamir Salads, выпускающая хумус, баклажаны, паштет, тхину, нут и другие традиционные израильские закуски.

У кошерности есть несколько стадий «устрожения»: молочные продукты разделяются на несколько подвидов. Считается, что если поблизости нет хлеба, сделанного руками евреев, то можно есть нееврейский хлеб, но только заводского производства. То же касается и молока. Во всех кошерных магазинах наряду с продуктами, прошедшими авторизацию раввина, стоят самые обычные продукты из супермаркетов. Как это может быть? Дело в том, что продукты делятся на мясные, молочные (они бывают кошерными или некошерными) и парве, или нейтральные. К таким продуктам относят яйца, любые крупы, овощи и фрукты. Их можно покупать в любом магазине. Водка также считается парве, если при её производстве не использовалось молоко.

В заключение стоит сказать, что кашрут - это, разумеется, стиль жизни, требующий очень много внимания к тому, что ты ешь, но в иудаизме считается, что человек должен сам выбрать себе ту «меру устрожения» своего питания, к которой он готов на данном этапе своего духовного пути.

Религиозные правила употребления еды взяты не с потолка и в основном это древние упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ (на имеющемся тогда уровне знаний). Впрочем, часто эти законы устаревают под натиском научных знаний. Например, все мы слышали о «кошерной» еде, давайте разберемся, что же такое «кошерная» (и некошерная) еда.

«Кошерная » - это любая еда (пусть даже из китайской кухни или русской народной), но соответствующая строгим законам «Кашрута» (дозволенность чего-либо с точки зрения законов, содержащихся в Торе, Талмуде и т.п.)

Само по себе слово «кошер» означает «дозволенный», слово «кошерный» - это просто русское производное означающее, что еда соответствует правилам иудаизма.

Кошерный Макдоналдс в Буэнос-Айресе.

Вопреки распространенному заблуждению, раввины или другие религиозные деятели не «благословляют» пищу, чтобы сделать ее кошерной. «Благословление» не имеет отношение к термину «кошерный».

Кошерность - не стиль приготовления пищи. Китайская пища может быть кошерной, если она приготовлена в соответствии с еврейскими законами, и есть много прекрасных кошерных китайских ресторанов в Филадельфии и Нью-Йорке.

И наоборот - традиционные еврейские продукты, например, бублики, блинчики, маца и суп шара могут быть не кошерными, если не были подготовлены в соответствии с еврейскими законами.

Некоторые законы кашрута устарели с точки зрения ЗОЖ

Многие современные евреи считают, что законы кашрута - просто примитивные медико-санитарные правила, которые устарели. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (а это не кошерно).

Впрочем логика тут прослеживается другая: верблюд (не кошерный для употребления в пищу) является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи.

Краткий ответ, почему евреи соблюдают эти законы: потому что Тора говорит так. Тора не определяет никаких оснований для этих законов и традиционному еврею нет необходимости видеть любые другие причины. Более развернутый вариант из книги «Быть евреем» раввина Хаима Галеви Донин: соблюдение законов - это такой самоконтроль, чтобы научиться контролировать даже самые простые, основные инстинкты.

Мы приведем здесь основные правила кошерности с комментариями Зожника.

Основные правила кошерного питания

Законы кашрута вытекают из нескольких довольно простых, понятных правил:

1. Некоторые животные не могут быть съедены полностью. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко животных, которые запрещены.

2. Из животных, которые могут быть съедены, птицы и млекопитающие должны быть убиты в соответствии с еврейским законом.

3. Вся кровь должна быть удалена из мяса и птицы до ее приготовления.

4. Некоторые части разрешенных животных не могут быть съедены.

5. Фрукты и овощи разрешены, но должны быть проверены на предмет частей, которые не могут быть съедены.

6. Мясо (мясо птицы и млекопитающих) не может быть съедено вместе с молочными продуктами. Рыба, яйца, фрукты, овощи и зерно можно есть с любым мясом или молочными продуктами. (По некоторым мнениям, рыба не может быть съедена с мясом).

Нет никакого научного или медицинского подтверждения вреда от сочетания в пище молочных и мясных продуктов. Важно при этом понимать, что и мясо, и «молочка» - это продукты, богатые белком. Белковые продукты - «тяжелые», требуют больше усилий для организма для их переваривания. Именно на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает (в среднем же тело тратит 5-10% от содержащейся в пище энергии на ее переваривание).

7. Посуда (в том числе кастрюли и сковородки и другие поверхности для приготовления пищи), которые вступают в контакт с мясом, не могут быть использованы с молочными, и наоборот. Посуда, которая вступила в контакт с пищевыми продуктами не кошерного происхождения, не может быть использована с кошерной пищей.

8. Виноградные продукты, сделанные не евреями, не могут быть съедены.

9. Есть несколько других правил, которые не являются универсальными.

А теперь чуть подробнее по этим вопросам.

Животные, которые не могут быть съедены

Из «зверей земных» можно съесть любое животное, которое имеет раздвоенные копыта и является жвачным . Любое наземное млекопитающее, которое не имеет оба эти качества, запрещено. Тора указывает, что верблюды, тушканчики, зайцы и свиньи не являются кошерными, поскольку у каждого из них не хватает одного из этих двух квалификаций. Крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, зубры являются кошерными.

Из «водных» созданий вы можете есть все, у чего есть перья и чешуя. Таким образом, из моллюсков, таких как омары, устрицы, креветки, моллюски и крабы, все запрещено. Рыбы, например, тунец, карп, лосось и сельдь - разрешены.

Полное исключение некоторых полезных морепродуктов с одной стороны обедняет рацион некоторыми микроэлементами. С другой стороны - имеются некоторые спорные доводы в пользу того, чтобы отказаться от креветок.

Для птиц, критерии менее ясны. Тора предоставляет список запрещенных птиц, но не уточняет, почему именно эти птицы запрещены. Все птицы, включенные в список являются либо хищными птицами, либо падальщиками, раввины утверждают, что это и было основой для их различия.

Другие птицы разрешаются, например, курицы, гуси, утки и индейки .

Грызуны, рептилии, амфибии, насекомые - запрещены.

Кошерный убой

Млекопитающих и птиц, которые могут быть съедены, должны быть забиты в соответствии с еврейским законом. Запрещено есть животных, которые умерли от естественных причин или были убиты другими животными - что вполне логично с точки зрения здоровья.

Кроме того, животные не должны иметь заболеваний или недостатков в органах в момент убоя. Эти ограничения не распространяются на рыбу, только мелкий и крупный скот.

Существуют специальные правила кошерного убоя животных. Смысл их сводится к минимуму боли, испытываемую животным перед смертью. И в этом есть важный смысл.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло