Доклад роль учителя-логопеда доу в условиях внедрения фгос дошкольного образования. Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения фгос до

«Организация коррекционной логопедической работы в соответствии с ФГОС»

ФГОС ДО внес изменения в профессиональную деятельность педагогов детских садов.

Образовательная Программа ДОО в соответствии с ФГОС формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Очень часто встаёт вопрос: «А что изменилось с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в коррекционной работе?». В своём выступлении я бы хотела затронуть именно этот интересующий многих вопрос.

Во ФГОС одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности . Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

В разделе 2.11.2 ФГОСДО прописано, что содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ входит в содержательный раздел основной образовательной программы ДОУ (ООПДОУ).

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

    обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

    освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

На данный момент коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями оказывается на логопунктах ДОУ. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии речи детей, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Главная цель работы учителя – логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Поэтому работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

Принцип индивидуализации: сейчас много детей с ОНР, у которых нарушены звукопроизношение, грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь, с этими детьми работа планируется индивидуально, занятия проводятся по 2-3 раза в неделю,

Принцип признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса: До введения ФГОС занятие носило учебный характер и Взрослый – педагог, был отдален от детей (над/против), то сейчас занятие носит партнерскую форму, при котором взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге.

Принцип поддержки детской инициативы: Теперь учитель-логопед должен настолько продумывать занятия, чтобы у ребенка была возможность выбора заданий. Т.е задачи занятия поставлены педагогам и ребенку предлагается выбор материала, который будет использован для достижения поставленных задач.

Принцип интеграции специалистов: для этого ежемесячно составляется план взаимодействия учителя логопеда, воспитателей, муз. руководителя, инструктора ФИЗО, чтобы полученные ребенком знания на логопедических занятиях закреплялись на других занятиях

Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДОУ. Родителей являются не только союзниками, но и грамотными помощниками. Необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным. С родителями проводятся

Родительские собрания.

Мастер-классы по проведению артикуляционной гимнастики, развитию фонем. слуха, грамматического строя речи, связной речи),практические занятия.

Наглядно-стендовая информация

Проведение совместных праздников и развлечений.

Проектная совместная деятельность.

Каждому известно, что Стандарт выделяет пять образовательных областей и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно.

Физическое развитие

    пальчиковая гимнастика

    речь с движением (логоритмика)

    физкультминутки

    артикуляционная гимнастика

    упражнения на развитие общей моторики

    зрительная гимнастика

Речевое развитие

    игровые ситуации

    мини инсценировки

    автоматизация поставленных звуков

    проблемные ситуации

    чтение и рассказывание художеств. произведений

    заучивание наизусть

    рассказывание по картине

    тематические досуги

Познавательное развитие

    составление описательных рассказов

    дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

    игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

реализация проектов

Социально-коммуникативное развитие

    настольно-печатные, дидактические игры,

    инсценирование стихов, потешек

    автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Художественно-эстетическое развитие

    дидактические игры и упражнения

    штриховка

    музыкально-ритмические движения

И, конечно же, как говорил великий педагог К.Д. Ушинский «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Способность решать нестандартные ситуации реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

При планировании занятий необходимо соблюдать требования ФГОС

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, способствовать общению с педагогом и друг с другом.

5. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный для детей.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Применение Здоровьесберегающих технологий очень важны для наших детей, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

В последнее время стал активно применяться метод проектов . Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

ИКТ-технологии. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, дает широкие возможности учителю логопеду при организации занятий. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Хочется затронуть и проблемы в коррекционной работе, в частности оказании логопедической помощи детям с нарушениями речи.

На сегодняшний день наблюдается увеличение детей с нарушениями речи с сопутствующими вторичными дефектами, которым необходима логопедическая помощь. А проблема нехватки учителей логопедов в детских садах, школах отсутствие ставок, встает проблемой при оказании помощи. Как следствие, у детей, с которыми не занимался логопед, снижается качество обучения в школе.

Проблема малой образованности родителей детей. Если посмотреть на социальный статус семей, то половина – это родители со средним и неполным средним образованием. Эти родители малоактивны, у них нет заинтересованности в образовании своих детей, оказании им логопедической помощи.

Перспективы работы:

    Сетевое взаимодействие с СОШ;

    Консультационный центр (привлечение родительской общественности);

    Повышение квалификации учителей –логопедов по оказанию помощи детям с ОВЗ.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Работа логопункта

в условиях введения ФГОС ДО

Учитель – логопед: О.П. Ведель

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»


Основными задачами

учителя-логопеда являются:

своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

определение их уровня и характера;

устранение разнообразных нарушений речи;

профилактика более серьёзных нарушений речи

у воспитанников;

консультативно-методическая помощь для педагогов

и специалистов, родителей

воспитанников.


Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе

повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

включение в процесс эффективных форм работы с детьми.


Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.

Активность ребенка, не меньше, чем активность взрослого.

Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование и т.д.

Мотивы обучения, связаны в первую очередь с интересом детей к видам деятельности.

Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации.

Допускается, так называемое, свободное посещение занятий.

Особенности современного дошкольного образования :


Структура логопедического занятия:

1.Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы.

8. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

9. Итог занятия.

10. Оценка работы детей на занятии.


Требования

к подгрупповым занятиям:

З анятие должно быть динамичным.

Игровые фрагменты и сюрпризные моменты.

Частая смена различных видов деятельности.

Развитие у детей коммуникативной направленности.

Приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

Разнообразный дидактический материал.

С амое главное – на занятиях дети должны много говорить.


Основная задача индивидуальных занятий - формировании звуковой стороны речи

интересным

продуктивным

речевая активность ребенка


Прокопенко Светлана Геннадьевна

Учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
С. Я. Маршак

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким. Педагоги, работающие с детьми, выстраивают такие условия, в которых ребенок был бы окружен не только вниманием и любовью, но и чтобы рядом с ним были такие люди, которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.

Стандарт дошкольного образования - это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО даст возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Поэтому, стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Педагог -ведущая фигура реформирования образования. Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно, готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений - это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда. Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Учителю-логопеду необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.

Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ - это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым МППк и препятствующие получению образования без специально созданных условий; инклюзивное образование - равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность - педагогов, родителей, детей.
Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Поменялась целевая установка мониторинга.

Его результаты могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального маршрута ребенка);
  2. повышение эффективности коррекционной работы с детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учителю-логопеду необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя - логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

  • создания развивающей образовательной среды;
  • учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО; работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
  • непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;
  • формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, которое основывается на индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;
  • осознание того, что игровая деятельность ведущая в дошкольном возрасте;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • разработка преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю - логопеду необходимо использовать иную систему взаимодействия составляющих основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей. Таким образом, работа учителя-логопеда видоизменилась, как по форме, так и по содержанию.

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. Развитие речи - это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

В свои логопедические занятия я стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольноговозраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, я использую здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).

В работе применяю метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров - массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В своей работе я отвожу много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяю ее, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В последнее время в моей логопедической работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает мне сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком разрабатываю с учетом компьютерной и логопедических технологий. Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.
Мною разработана коррекционно-развивающая программа. Структуру программы можно представить по следующим разделам.

В концептуальном разделе представлена пояснительная записка, в которой раскрыты основные цели и задачи коррекционной работы на данной группе.

В диагностико-консультативном разделе отражено содержание работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребёнка группы всеми специалистами ДОУ.

Коррекционно-развивающий раздел включает в себя проведение коррекционного процесса.

В лечебно- профилактическом разделе прописывается проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Социально-педагогический раздел отвечает за повышение уровня образования учителя-логопеда, а так же координирование социально-педагогической помощи родителям, чьи дети посещают группу.

Очевидно, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов проходил максимально успешно, учитель-логопед должен повышать свой профессиональный уровень. Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по - новому готовиться к занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда существенно изменяется.

Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. В этих условиях возрастает значение планирующей функции в системе дошкольного образования.

Составляющими рабочей программы учителя-логопеда ДОУ являются комплексно-тематическое или тематическое и перспективное планирование работы и календарное планирование подгрупповых занятий учителя-логопеда, представленное в виде таблиц в книге автора «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет)» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013) или в виде конспектов занятий в книгах с соответствующими названиями.

Система диагностики индивидуального развития детей и планируемые результаты освоения программы, также являющиеся составляющей частью рабочей программы логопеда, представлены в авторской «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014).

Комплексно-тематическое планирование работы по всем пяти образовательным областям представлено в книге для того, чтобы все специалисты, работающие в логопедической группе (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), могли составить свои рабочие программы).

Требования к структуре, содержанию, оформлению

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования определенного уровня и направленности в образовательном учреждении определяется основной образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением. Примерная программа составляется на основе фундаментального ядра содержания образовательного процесса и требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В ней даются общие рекомендации методического характера.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ являются обязанностью дошкольного образовательного учреждения. Разработка рабочей программы по образовательной области, направлению работы или комплексной рабочей программы группы осуществляется образовательным учреждением на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы, а также дополнительных программ (технологий).

Рабочая программа - это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа педагога разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения и выбранных и/или разработанных им самостоятельно парциальных образовательных программ, технологий, методик, форм организации образовательной работы с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития детей, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

В группах коррекционной направленности в рабочей программе должен быть рассмотрен механизм адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Рабочая программа: цели, задачи, функции, утверждение

Рабочая программа - документ, разрабатываемый каждым педагогом образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса.

Цель рабочей программы - планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом. Задачи рабочей программы - определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

1) нормативную (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками);

2) информационную (позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательным областям, направлениям работы);

3) методическую (определяет используемые методы и приемы, образовательные технологии);

4) организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагога, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения);

5) планирующую (рабочая программа ориентируется на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования).

Составитель рабочей программы может самостоятельно произвести следующие действия:

  • составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной области, направления работы, не превышая при этом предельно допустимые нагрузки, рекомендуемые СанПиНом;
  • раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных в государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерной программе, с той степенью конкретизации, которая отвечает реальным условиям;
  • устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, с учетом структуры используемого учебно-методического комплекта);
  • корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками, с учетом материально-технической базы.

Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия.

Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления. По итогам рассмотрения оформляется протокол . Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к использованию» или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.

Рабочая программа: структура

Рабочая программа должна иметь следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС ДО;
  • информационно-методическое обеспечение.

На титульном листе указываются полное наименование образовательного учреждения, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города,
год составления программы

В пояснительной записке :

  • обосновывается актуальность программы;
  • описываются теоретические основы и специфика содержания программы;
  • указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения, особенности региона;
  • указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО;
  • определяются условия, необходимые для реализации программы;
  • раскрываются особенности организации педагогического процесса;
  • размещается информация об используемых образовательных технологиях;
  • указывается временная продолжительность реализации программы, срок реализации;
  • описывается инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.

Раздел «Проектирование образовательного процесса» включает в себя комплексно-тематический план с указанием периода времени, необходимого для изучения разделов, тем, модель календарного планирования, режим дня, график работы логопеда, расписание работы логопеда.

Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы каждого педагога, составить целостную систему работы, если в основе планирования лежат проблемно-ориентированный и программно-целевой подходы.

Информационно-методическое обеспечение программы содержит информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях, методической литературе, наглядных дидактических пособиях, технических средствах обучения.

В приложениях к программе могут быть представлены конспекты занятий, сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей и так далее.

Следует заметить, что нормативно-правовыми документами в настоящее время не определены требования к рабочей программе педагога ДОУ. Педагог самостоятельно выбирает форму записей текстового варианта рабочей программы, но при этом следует помнить, что рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей контингента воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС ДО.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.

По итогам рассмотрения рабочей программы оформляется протокол .

Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Разработчиками рабочей программы коррекционной группы могут быть как авторские коллективы (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), так и отдельные педагоги в том случае, когда каждый специалист разрабатывает самостоятельную рабочую программу на основе основной образовательной программы дошкольного образования, выбранной специалистами группы.

Далее представлена примерная рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями (общим недоразвитием речи).

В разделе «Проектирование образовательного процесса» представлены два возможных варианта планирования работы учителя-логопеда: комплексно-тематическое планирование (табличный вариант) и тематическое планирование (табличный вариант) с перспективным планированием (текстовой вариант). Следует отметить, что текстовой вариант планирования является расширенным, более подробным, с приведением примеров.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.), программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н.В.), Примерной программы физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (автор Кириллова Ю.В.). Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими
нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  • учет государственной политики;
  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;
  • учет запроса родителей;
  • особенности региона.

Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Режим работы группы - пятидневный с … до … с … -часовым пребыванием детей в учреждении, выходные
дни - суббота, воскресенье.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (автор Нищева Н.В.). Группа имеет огражденный прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием.

Группа воспитанников шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, невропатолога, массажный, медицинский кабинеты, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, комнату релаксации.

В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:

  • «Будем говорить правильно»;
  • «Наша библиотека»;
  • науки и природы;
  • математического развития;
  • конструктивно-модельной деятельности;
  • художественного творчества;
  • музыкальный;
  • «Играем в театр»;
  • сюжетно-ролевых игр;
  • «Умелые руки»;
  • физкультурный.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

  • речевого и креативного развития;
  • сенсорного развития;
  • моторного и конструктивного развития.

Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской поликлиникой № … …. административного района Санкт-Петербурга.

Таким образом, у детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи, II или III уровни речевого развития), моторная алалия, стертая дизартрия, задержка психического развития. Ни один из воспитанников не имеет первой группы здоровья. У троих детей выявлены нарушение осанки и плоскостопие, у двоих аллергические реакции, трое детей являются часто болеющими.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы - коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

Проектирование образовательного процесса

Учебный план

В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во
время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовой вариант) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Таблица 6: I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:

  • Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб.: >ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  • Нищева Н.В. Мой букварь. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Материально-технические средства:

  • Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
  • Магнитная доска и комплект материала к ней.
  • Интерактивная доска.
  • Музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения к занятиям.
  • Компьютер и авторские компьютерные игры.
  • Принтер, сканер.
  • Наборное полотно.
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
  • Сухой бассейн.
  • Пузырьковая колонна.
  • Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, шпатели Корицкого, катушки-стопоры.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
  • Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Благодарим за предоставленный материал , август 2014.

Необходимое оборудование можно приобрести в специализированном интернет-магазине «Детскйи сад» — detsad-shop.ru Большой выбор игр и игрушек для проведения занятий. Низкие цены. Российские производители. Основная задача магазина — оснащение детских садов.

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Паскаль Блез

Речь, что это? Для чего она нам нужна? Многие поколения мучают эти вопросы.

По мнению многих ученных, речь – это важнейшая коммуникативная функция человека.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения начинает свое развитие в дошкольном детстве. Путь, который родившийся ребенок проходит в свои первые годы жизни — уникален. Ребёнку нужна речь для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется, пополняется в общении с окружающими, а в дошкольном учреждении педагоги проводят специальные занятия по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладевая речью психика малыша перестраивается, позволяя ему воспринимать явления более осознанно и самостоятельно.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – первое и самое важное звено в общей системе народного образования. Овладение ребенком родным языком — это самые важные знаниями в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития для современного дошкольного образования, является общей основой воспитания и обучения детей.

Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Цель работы воспитателя в ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» — это становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Для осуществления этой цели воспитатель помогает ребенку с помощью решения следующих задач во всех возрастных группах:

  • освоение и развитие звуковой культуры речи,
  • развитие и пополнение словаря,
  • освоение грамматически правильной речи,
  • развитие связной речи,
  • подготовка к обучению грамоте.

Для построения всего образовательного процесса детского сада, педагог основывается на соответствующих возрасту формах работы. Воспитатель имеет право выбрать ее самостоятельно. При выборе форм необходимо обратить внимание на состав воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики и методов ДОУ и творческого подхода педагога.

Основными формами работы ДОУ в образовательной области «Развитии речи» выделяются:

  • игра;
  • образовательная ситуация;
  • ситуация общения;
  • специально планируемая ситуация общения.

Главной формой работы по развитию речи детей ДОУ это игра, которая побуждает детей к вступлению в общение и является мотивом к коммуникативной деятельности.

Автор Бизикова О.А. предложила игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Кто кого запутает», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является образовательная ситуация. Под термином «образовательная ситуация» понимается участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8 человек). В образовательном процессе можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

А. Г. Арушанова считает, что одну из форм речевого развития для детей является сценарий игры, который активизирует общение детей, тем самым развивая их игровое (диалогическое) общение. К этой форме относятся разговоры с детьми, подвижные, народные, дидактические игры, инсценировки, драматизации и т.д.

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является «ситуация общения». Под термином «ситуация общения» понимается специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. В зависимости от поставленной речевой задачи ситуации общения бывают вербально оценочными, лексическими, коллизийными, прогностическими, описательными.

Еще одна из форм работы по развитию речи детей ДОУ является «специально планируемая ситуация общения». К ним относятся игры-викторины такие как «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности), «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок).

Многие авторы, такие как Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, выделяют проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» можно использовать метод проектов. Цель и задачи которого носят направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта - авторские детские книги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора).

Таким образом, различные формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Логопедическое сопровождение МБДОУ в условиях ФГОС ДОУ.

В последнее годы увеличился процент плохо говорящих детей. Это связано с многими причинами, такими как эндогенные и экзогенные факторы.

Цель работы учителя — логопеда ДОУ — это своевременное выявление нарушений устной речи и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ.

Во ФГОС ДОУ говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация ДОУ самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу ДОУ, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Каждый учитель — логопед при переходе на ФГОС ДО продумывает свои формы работы, приёмы, методы, средства сотрудничества детей и взрослых для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования, а так же учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учитель – логопед при переходе на ФГОС ДО должен обратить внимание на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

Новым для ФГОС ДО является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют и влияют на развитие личности ребёнка. Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.

В ФГОС ДО выделено пять образовательных областей. Для работы учителя — логопеда эти направления развития идут параллельно.

Для социально-коммуникативного развития ребёнка нужно привести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, обосновывать отстаивать свою точку зрения.

Для познавательного развития нужно чтобы ребенок много знал и был развит.

Для речевого развития нужно чтобы ребенок смог выразить свои мысли.

Для художественно-эстетического развития нужно чтобы ребенок видел красоту окружающего мира.

Для физического развития нужно чтобы ребенок был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику.

ФГОС определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для учителя — логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.

Учитель-логопед:
Буцан Анна Сергеевна
МБДОУ «Аленка»
МБОУ Крулянская СОШ
Ростовская область, Азовский район,
С. Крулое






КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло