Душа психически больных женщин. Душевнобольные люди: признаки, особенности, лечение

Когда просто на улице люди встречают душевнобольного, погруженного в свой мир, то стараются сразу же перейти на другую сторону, или обойти человека. Ведь где-то в душе побаиваются - что может прийти на ум психу? А есть люди, которые вынуждены жить с нездоровыми гражданами в одном доме. И такое соседство становится для многих настоящим адом. Когда просто на улице люди встречают душевнобольного, погруженного в свой мир, то стараются сразу же перейти на другую сторону, или обойти человека. Ведь где-то в душе побаиваются - что может прийти на ум психу? А есть люди, которые вынуждены жить с нездоровыми гражданами в одном доме. И такое соседство становится для многих настоящим адом.
Понятное дело, люди, у которых помутился рассудок, нуждаются в постоянном уходе, присмотре и лечении. Ведь когда их лишают всего этого, то может произойти, как в одной многоэтажке Запорожья. Уже несколько лет душевно больная женщина, буквально, держит в заложниках весь подъезд. Соседи уже пережили тараканьи набеги, постоянные крики и пожары, но найти управу на женщину никак не могут. Несмотря на явную угрозу обществу, закон на ее стороне. Теперь все люди вынуждены жить, как на мусорной свалке, и постоянно, но безрезультатно, жаловаться на буйную соседку.
- У нас звонка нет. Соседка режет всем провода, дважды у меня телефон был обрезан, сигнализация. Она выходит ночью, ей не спится, и пакостит всем. Опекуны не могут попасть к ней в квартиру, она только иногда пускает. Вовремя не получает лекарства, а потом ведет себя еще хуже, - жалуется жительница подъезда Лариса.
За несколько лет это парадное превратилось в настоящий сумасшедший дом. И всех жильцов держит в страхе одна женщина. По словам людей, боятся есть чего.
- В прошлом году она подожгла квартиру, дым везде стоял по всему дому. Мы обращались в милицию, приезжали пожарные, открывали квартиру, обрезали газ, - вспоминает соседка Людмила, которая помогала гасить пожар.
Как оказалось, душевно больная женщина заявила, что больше не хочет жить в этой квартире, и попросту… подожгла ее. Но последней каплей в терпении соседей стал трупный запах, который начал разносится по подъезду из-под дверей буйной соседки. Как потом выяснилось, женщина некоторое время подбирала на улице бездомных щенков. А когда они ей надоели, по очереди их задушила. Участковому объяснила, что щенки пищали и очень ей мешали, поэтому и решила их убить. Но были выходки и посерьезнее, которые могли стоить здоровья окружающим.
- Я поднималась наверх, она видно услыхала что кто-то идет, открыла двери взяла нож и через решетку, ножом, пыталась ударить. Так я к стенке прижалась, бежать не могу, она ведь ножом машет, может и достать. Едва унесла ноги тогда, - говорит жительница дома Любовь Васильевна.
Но, как оказалось, найти управу на душевно больную женщину просто невозможно. Никто не хочет заниматься этой проблемой. Соседи говорят, что обращались уже куда только можно. В милиции посоветовали обратится в психбольницу. А там направили обратно в милицию. Получается, замкнутый круг, который может разорвать только мать душевнобольной. Но она наотрез отказывается отдавать дочь на лечение. С журналистами мать женщины тоже отказалась общаться.
Несмотря на все обращения и жалобы жильцов, в милиции утверждают, что не могут силой воздействовать на местную «террористку» - она не угрожает общественной безопасности.
- Положить эту женщину на лечение не удалось по одной причине - ее официальный представитель, опекун, отказался от госпитализации. Получается замкнутый круг. Если психически больной человек не является особо опасным, и не представляет какую-либо опасности для общества, его госпитализировать не могут. Но милиция зная, что он является психически невменяемым лицом, тоже не может принять никаких мер, - разводит руками заместитель начальника управления общественной безопасности УМВД в Запорожской области Анатолий Ткаченко.
Доктора довольствуются тем, что женщина стоит у них на учете. Большего, без согласия опекуна - сделать попросту не могут. Медики ограничиваются тем, что приезжают к женщине и предоставляют необходимую помощь. Но не могут гарантировать, что она принимает все прописанные лекарства.
- Есть бригада скорой медицинской помощи, которая выезжает по вызову к определенным лицам, у которых диагностировано или подозревается психическое расстройство, - говорит главный врач психиатрической лечебницы Федор Паталах.
Соседи в один голос говорят, что жить рядом с душевно больной уже нет никаких сил. Но и поделать с ней ничего не могут. Конечно, подобные люди нуждаются в защите государства и общества. Но что делать гражданам, которые поневоле стали соседями нездоровых людей? Возможно, жителям многоэтажки уже самим потребуется защита от больной женщины, которая однажды бросалась на соседей с ножом. Но, видно, пока она вместо щенков не начала душить живых людей, никакие меры приниматься не будут.

Иногда кажется, что близкий человек сошел с ума.

Или начинает сходить. Как определить, что «крыша поехала», и вам не показалось?

В этой статье вы узнаете о 10 основных симптомах психических расстройств.

В народе ходит шутка: «Психически здоровых людей нет, есть недообследованные». Это означает, что отдельные признаки расстройств психики можно найти в поведении любого человека, и главное - самому не впасть в маниакальное выискивание соответствующих симптомов у окружающих.

И дело даже не в том, что человек может стать опасным для общества или самого себя. Некоторые нарушения психики возникают как следствие органического поражения мозга, которое требует немедленного лечения. Промедление может стоить человеку не только психического здоровья, но и жизни.

Некоторые симптомы, напротив, иногда расцениваются окружающими как проявления плохого характера, распущенности или лени, тогда как на самом деле они являются проявлениями болезни.

В частности, депрессию многие не считают болезнью, требующей серьезного лечения. «Соберись! Хватит ныть! Ты слабак, тебе должно быть стыдно! Прекрати копаться в себе и все пройдет!» - так увещевают больного близкие и знакомые. А ему нужна помощь специалиста и длительное лечение, иначе не выкарабкаться.

Наступление старческой деменции или ранние симптомы болезни Альцгеймера тоже могут принимать за возрастное снижение интеллекта или дурной характер, а на самом деле пора начинать искать сиделку для присмотра за больным.

Как же определить, стоит ли беспокоиться за родственника, коллегу, друга?

Признаки расстройства психики

Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна.

Навязчивые состояния

В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных действий.

Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить - выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо - это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида - тоже навязчивое состояние.

Изменения настроения

Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности или греховности, о смерти тоже могут оказаться симптомами болезни. Обращать внимание следует и на другие проявления неадекватности:

  • Неестественное легкомыслие, беззаботность.
  • Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
  • Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
  • Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
  • Завышенная самооценка.
  • Прожектерство.
  • Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания.

У вас есть повод для беспокойства, если ваш близкий начинает жаловаться на появление необычных ощущений в теле. Они могут быть крайне неприятными или просто раздражающими. Это ощущения сдавливания, жжения, шевеления «чего-то внутри», «шуршания в голове». Иногда такие ощущения могут быть следствием вполне реальных соматических болезней, но нередко сенестопатии свидетельствуют о наличии ипохондрического синдрома.

Ипохондрия

Выражается в маниакальной озабоченности состоянием собственного здоровья. Обследования и результаты анализов могут говорить об отсутствии заболеваний, но больной не верит и требует все новых обследований и серьезного лечения. Человек говорит почти исключительно о своем самочувствии, не вылезает из клиник и требует отношения к себе, как к больному. Ипохондрия нередко идет рука об руку с депрессией.

Иллюзии

Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.

Примеры иллюзий:

  • узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
  • размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
  • стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
  • тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.

Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно.

Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.

При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.

Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.

При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.

Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.

Бред

Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают сверхценность, значимость, определяющую все поведение.

Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.

Склонность к собирательству или неумеренная щедрость

Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.

Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом.

Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в шизофрении и других психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог - это повод для беспокойства о его психическом здоровье.

Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, в обществе может начать вести себя шокирующе - совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.

Что делать?

Очень трудно принять правильное решение в том случае, когда возникают подозрения в нарушении психики у кого-то из близких. Возможно, у человека просто трудный период в жизни, и его поведение изменилось именно поэтому. Наладятся дела - и все вернется на круги свои.

Но может оказаться, что замеченные вами симптомы - проявление серьезного заболевания, которое нужно лечить. В частности, онкологические заболевания мозга в большинстве случаев приводят к тем или иным психическим нарушениям. Промедление с началом лечения может стать в этом случае фатальным.

Вовремя нужно лечить и другие болезни, но сам больной может не замечать происходящих с ним изменений, и только близкие смогут повлиять на положение дел.

Однако есть и другой вариант: склонность видеть во всех окружающих потенциальных пациентов психиатрической клиники тоже может оказаться расстройством психики. Прежде чем вызывать скорую психиатрическую помощь для соседа или родственника, попробуйте проанализировать собственное состояние. Вдруг начинать придется с себя? Помните шутку про недообследованных?

«В каждой шутке есть доля шутки» ©

Стрессовые ситуации порой вызывают неадекватную реакцию человека. Затянувшиеся депрессии, неврозы зачастую сложно дифференцировать от проявлений психического заболевания. Признаки шизофрении у женщин имеют сложную симптоматику. Поставить правильный диагноз невозможно без квалифицированной помощи психиатра, всестороннего обследования, специальных тестов. Что такое шизофрения и каковы признаки ее проявления?

Первые симптомы шизофрении у женщин

Брезгливое отношение к психическим расстройствам в современном обществе – негативный фактор. Требуя изолировать таких людей, мы забываем, что заболевания психики часто являются наследственными, обусловлены простым набором генов. Социальная адаптация, лечение на ранних сроках способны максимально нивелировать проявления расстройства. Поддержка близких и родных для женщин особенно важна.

Шизофрения – неизлечимое заболевание, вызывающее нарушения логических процессов мышления, угнетение эмоциональных функций. Большинство обывателей зачастую ее ассоциируют с «раздвоением личности», что абсолютно неверно. Клинические исследования ДНК выявили группу «поврежденных» генов, которые обуславливают вероятность развития болезни. Согласно данным, ею страдает каждый сотый человек планеты. Как определить шизофрению и каковы ее признаки?

Отличие течения этого психического расстройства у женщин заключается в позднем периоде проявления начальных симптомов. Если у взрослых мужчин заболевание начинает прогрессировать к 18 годам, то у девушек ранние признаки дают о себе знать к 23-25 годам. Намного реже встречаются отдельные случаи детской шизофрении, старческого слабоумия. У женщин ранние признаки классифицируются на:

  1. Позитивные. Сопровождаются резкими перепадами настроения, видениями или бредом, тревожными, навязчивыми мыслями. Женщины становятся нервными, могут беспричинно плакать или смеяться.
  2. Негативные симптомы шизофрении. Проблемы в общении с социумом, непроходящая апатия к событиям, нежелание ухаживать за собой, потеря интереса к работе, увлечениям – отличительные особенности начальной стадии заболевания у женщин.

Основные признаки шизофрении

Подростковая шизофрения проявляется у девушек вспышками агрессии, замкнутостью или восприятием отсутствия поклонников как «конца света». Некоторые ученые называют цветные сны одной из предпосылок расстройства психики, отмечая, что люди, страдающие психическими расстройствами, склонны к «просмотру» картинок. Как проявляется шизофрения у женщин на разных этапах заболевания? Врачи выделяют 7 признаков шизофрении у женщин:

  1. Бредовые мысли и чужие голоса.
  2. Постоянные повторы слов, зачастую бессмысленных.
  3. Ощущение вмешательства в жизнь со стороны.
  4. Отсутствие заинтересованности в успехах и карьерном росте.
  5. Замкнутость, неряшливый вид.
  6. Когнитивные признаки – нарушение ассоциативного ряда, «поломка» цепочки причина-следствие, сложность восприятия поступающей новой информации.
  7. Перепады настроения, депрессии, склонность к суицидам.

Вялотекущей

Признаки психического расстройства у женщин, протекающего в скрытой форме, отличаются отсутствием агрессивного состояния и безопасностью для окружающих. Зачастую латентная шизофрения не перетекает в более тяжелые и опасные формы. Характеризуется неадекватным поведением приступообразной формы: необоснованной ревностью, снижением интереса к бытовым вопросам, утратой отношений с детьми.

Параноидальной

Мания преследования – частый «гость» при психических расстройствах. Распознать синдром параноидной шизофрении у женщин помогут такие признаки:

  1. Отрицание действительности, комфортное ощущение внутри «собственного» мира.
  2. Постоянные видения, образы, создаваемые собственным воображением.
  3. Голоса, которые слышат больные.
  4. Легкая дисфункция речи, путанность слов, нелогичность высказываний.

Старческой

Возрастное заболевание имеет свои особенности. В старости признаками шизофрении, проявляющейся необычным, странным поведением, принято считать:

  1. Частичные провалы в памяти.
  2. Забывчивость текущих событий на фоне великолепной памяти о давно минувшем времени.
  3. Бессонницу.
  4. Бредовые события, которые не происходят на самом деле: мелкие кражи, нанесение телесных повреждений со стороны родных.
  5. Снижение интеллекта, нарушение причинно-следственных функций.

Маниакальной

Внезапные вспышки бурной деятельности и их чередование с периодами полной усталости – повод насторожиться. Для маниакального расстройства психического здоровья женщины присущи:

  • Резкие перепады настроения.
  • Мир видится либо в розовых, либо черных красках.
  • Порывистость действий, внезапное «озарение» идеей.
  • Страх преследования и мания всеобщих заговоров.
  • Зацикленность на определенных действиях или ритуалах.

Алкогольной

У женщин постоянное принятие спиртных напитков быстро вызывает зависимость, которая может привести со временем к алкогольной шизофрении. Ее признаками выступают:

  1. Тревожное состояние.
  2. Тактильные неправдоподобные ощущения.
  3. Видения, называемые в просторечии «белочкой».
  4. Агрессия.
  5. Повышенная температура тела.

Неврозоподобной

Этот вид заболевания имеет наилучшие прогнозы восстановления психического здоровья. Признаками, которые легко нивелируются правильным лечением, являются:

  1. Недовольство своей внешностью, обретающее форму уродства.
  2. Навязчивые страхи, чувство одиночества.
  3. Агрессивное или замкнутое состояние.
  4. Истерики с игрой «на публику», вычурными приемами и театральностью.

Причины

Шизофрения передается по женской линии с вероятностью наследования до 14%. Являясь носителем «неправильного» гена, женщина может не страдать заболеванием, передавая ее будущим поколениям. Современная медицина, психиатрия не в состоянии точно указать факторы, побуждающие к расстройству психики. Совокупно причинами являются:

  1. Наследственность. Получившая «в подарок» поврежденный ген женщина способна стать шизофреником еще ребенком или в более позднем возрасте. Детская шизофрения зачастую приводит к деградации и остановке развития.
  2. Инфекционные или вирусные заболевания, перенесенные матерью при беременности. Они вызывают функциональные нарушения в мозгу малыша.
  3. Нарушения функций нейромедиаторов, отвечающих за взаимодействие головного мозга и различных систем человека. Проявляться начинают еще у подростков при гормональной перестройке.
  4. Воспитание. Заброшенные, никому не нужные дети или малыши, растущие в семьях, где один или оба родителя страдают психическими расстройствами, порой обнаруживают у себя признаки шизофреника.
  5. Длительные стрессовые ситуации, неврозы. Одиночество, постоянный прессинг на работе, непонимание со стороны близких приводят женщину к навязчивым мыслям.
  6. Вредные привычки. Любые наркотические вещества, алкоголь разрушают нейроны головного мозга. В результате у женщин возникают признаки приобретенной шизофрении.

Видео: как проявляется шизофрения

Классические признаки проявления шизофрении у женщин сопровождаются зачастую невротическими припадками, взрывом эмоций или агрессией. Маниакальные преследования, желание сутяжничества, апатия по жизни, эмоциональная бедность в отношениях с близкими «вырывают» женщин из привычного социального круга. Чем раньше начать лечить шизофрению, тем больше шансы на длительные периоды ремиссии. Узнайте, каковы у женщин внешние признаки шизофрении, посмотрев видео.

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Полное название сумасшедшего дома, известного сегодня как« Бедлам» — Бетлемская королевская больница. Эта психиатрическая больница в Лондоне стала частью города еще в XIV веке, хотя в те времена пациентов там было всего ничего. Это была первая больница, куда отправляли только пациентов, страдающих психическими заболеваниями.

В 1632 году Бедлам описали так: «Маленькая гостиная, кухня, две кладовки, длинный коридор и 21 комната, где лежат бедные психически нездоровые люди; на втором этаже — 8 комнат для прислуги и бедняков».

К концу XVIII века состояние заведения можно было назвать таким же плачевным, как и состояние пациентов. Доски пола подгнили, с крыши капало… Едва ли такая обстановка способствовала выздоровлению пациентов.

Популярное

По дороге в ад


Кто мог попасть в Бедлам? Строго говоря, стать пациентом психиатрической клиники в XVIII — XIX веке было очень просто: достаточно было подписи двух врачей, которые подтверждали, что пациентка действительно нуждается в лечении. Это был эффективный способ избавиться от неугодных родственниц или супругов. Женщины, чей социальный статус был ниже, а финансовые возможности меньше, были наиболее уязвимыми жертвами своих мужей и родственников-мужчин.

Диагноз большинства пациенток — «острая мания». Это психическое расстройство, для которого характерно патологически повышенное настроение, ускоренное мышление и чрезмерное стремление к деятельности. Другими диагнозами были депрессия, повышенная тревожность, постродовая депрессия, но бывало, что пациентками Бедлама становились и настоящие убийцы.

Такова, к примеру, история Элизабет Тью(Elizabeth Thew). На фото — женщина с милым лицом, в аккуратной одежде. В руках у нее — кружево. Ее перевели из тюрьмы в Бедлам за убийство своего двухмесячного ребенка. Судя по ее записям, она не верила, что психически нездорова, просто страдала от тяжелых эпилептических припадков. Спустя 10 лет она покинула клинику и получила прощение за свое преступление.

Сохранилось множество фотографий женщин из Бедлама. В XIX веке верили, что по лицу человека можно было определить, безумен он или нет.

Другая пациентка — Элайза Джосолин(Eliza Josolyne), 23 года, была помещена в Бедлам в 1857 году с диагнозом« перенапряжение». На фото она выглядит вымотанной и подавленной, на лице — следы повреждений. Элайза работала домашней прислугой, единственной в огромном доме на 20 комнат. Ей не удавалось поддерживать все комнаты в порядке, особенно в зимние месяцы, когда дом промерзал, и нужно было растапливать камины и зажигать светильники. Что порекомендовал бы психиатр Элайзе сегодня?

Психиатр Наталья Чернобыльская предполагает, что у Элайзы могло быть тревожно-депрессивный статус.
« Скорее всего, ей бы назначили успокоительные и, возможно, лёгкие антидепрессанты. И обязательно — смена обстановки: больничный или отпуск хотя бы на месяц. Если это невозможно, рекомендовали бы госпитализацию, потому что если человек принимает транквилизаторы, но ему по‑прежнему нужно в авральном режиме выполнять тяжёлый труд, эффект будет сомнительный».

В ее личном деле говорилось, что Элайза часто« наносила себе повреждения, стучалась головой о двери и стены, поэтому спать ей приходилось в комнате с мягкими стенами».

Сара Гарднер(Sarah Gardner), 26 лет, тоже прислуга из Лондона, хотела убить себя. Она была раздавлена сплетнями относительно себя и своего нанимателя, так как в то время для одинокой женщины работать на мужчину считалось постыдным, это вызывало много вопросов. Саре потребовалось всего несколько месяцев, чтобы ее признали полностью здоровой.

Эмма Ричес(Emma Riches), 27-летняя мать четверых детей, попала в Бедлам, когда ее младшему ребенку было всего четыре недели отроду. Диагноз — «родильное безумие», в наше время мы бы сказали« постродовая депрессия». Она страдала от этого заболевания после каждых родов и уже попадала в клинику ранее. На фото на ней« укрепленное платье», сшитое таким образом, чтобы его не могли порвать другие пациенты. «Она никогда не говорит и не проявляет интереса к чему-либо… Она даже не будет есть, пока ее не заставят, не одевается и не раздевается самостоятельно».

Неизвестно, как именно лечили Эмму, мы знаем только, что« лекарства были признаны неэффективными». Через год после пребывания в клинике ее депрессия прошла.

Но попасть туда можно было и гораздо проще. Причиной многих психических заболеваний считалось расстройство репродуктивной системы. В Викторианскую эру деторождение было смыслом жизни женщины. Случаи« меланхолии» наблюдались у женщин в менопаузе. А уж «истерию» доктора-мужчины видели повсюду. Они связывали ее с неправильным положением матки, и почти любое поведение могло считаться признаком этого« заболевания»: например, если женщина слишком оживленно болтала с подругами.

Было и заболевание, которое называлось« моральным безумием», которое тоже могло привести женщину в сумасшедший дом. Проще говоря, измена.

Лечение или пытки

Один из способов лечения назывался« ротационная терапия». Он был изобретен Эрасмусом Дарвином — дедушкой того самого Чарльза Дарвина. Смысл лечения сводился к тому, что пациента пристегивали к стулу, подвешенному в воздухе, и крутили. Часами. Это был мучительный и жуткий процесс, не приводящий ни к каким результатам, кроме помутнения сознания.


За этим процессом, кстати, могли наблюдать зрители. Достаточно было заплатить несколько шиллингов, и зрелище было обеспечено.

В XVIII и XIX веках пациентов окунали в ледяную воду, морили голодом и часто — били. Филантроп Эдвард Уэйкфилд, посетивший Бедлам в 1814 году, описывал, как он наблюдал голых, страдающих от голода людей, прикованных к стенам короткими цепями.

Другим способом лечения считалась холодная ванная, придуманная Джоном Монро, его придерживались на протяжении 40 лет, начиная с 1751 года. В XIX веке эту процедуру сделали« сезонной» и лечили пациентов таким образом только до наступления холодов.


Для некоторых« тяжелых» пациентов применяли рвотные препараты и слабительное в больших количествах, что могло даже привести к смерти пациентов.

Известно, что« меланхолию», которую связывали с менопаузой, лечили пиявками, которых помещали на лобок женщины. Женская сексуальность(говоря тогдашним языком, «эротомания» или« гиперсексуальность») лечилась холодными ваннами, душем и охлаждающими компрессами на область гениталий.

Французский врач Жан-Этьен Эскироль так описывал лечение женщины 15-минутным ледяным душем: «После него она тряслась, ее челюсти яростно дрожали, а конечности не могли удержать вес ее собственного тела, пульс был редким и прерывистым».

Еще одним« действенным» препаратом считалась ртуть. Ею лечили истерию, а еще она успокаивала пациентов, делая их вялыми и сонными.

К счастью, за 200 лет образ психиатрии радикально изменился, и от прежней беспомощности не осталось и следа.

Соотношение духовных недугов и психических заболеваний - одна из проблем, с которой постоянно приходится сталкиваться в церковной жизни как духовенству, так и мирским представителям клира. Но чаще всего именно священник оказывается первым, к кому обращается за помощью человек с психическими расстройствами.

Три жизни

В начале года в СМИ прошла волна публикаций о серии суицидов среди подростков. Примерно в это же время ко мне обратился священник с просьбой проконсультировать его духовную дочь, девушку-подростка, которая не раз в беседах с духовником упоминала о самоубийстве. На прием Маша (имя изменено) пришла вместе с мамой, прибывающей в недоумении, зачем священник направил ее дочь к психиатру.

Никаких изменений в состоянии дочери члены семьи не замечали. Маша успешно оканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Во время нашей беседы она не только подтвердила наличие суицидальных мыслей, но и рассказала, что несколько раз открывала окно, чтобы выброситься из него. Свое состояние Маша умело скрывала от родных и близких и только духовному отцу говорила о личных переживаниях.

Батюшка приложил много усилий, чтобы уговорить девушку пойти к психиатру. У Маши была тяжелая депрессия, требовавшая госпитализации. Если бы не усилия священника, она наверняка пополнила бы список подростков, покончивших с собой и оставивших в растерянности и отчаянии своих родных и близких.

Примерно тогда же в «скорую помощь» поступил вызов из одного московского храма. «Неотложку» к юноше вызвал священник. Молодой человек с целью «духовного совершенствования» полностью отказался от еды и пил только воду. В состоянии крайнего истощения он был доставлен в больницу, где в течение десяти дней находился в реанимации. Примечательно, что родители видели его состояние, но никаких мер не принимали. В обоих случаях девушка и юноша остались живы только благодаря тому, что священники распознали у них психическое расстройство.

Третий, трагический, случай также был в Москве . Священник по некомпетентности запретил обратившемуся к нему за помощью юноше принимать лекарства, хотя тот несколько лет назад перенес шизофренический приступ. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством.

Распространенность психических заболеваний и расстройств в нашем обществе довольно высока. Так, около 15,5% населения страдает психическими расстройствами, при этом около 7,5% нуждаются в психиатрической помощи. В немалой степени на эту статистику влияют алкоголизм и наркомания. По самоубийствам наша страна занимает второе место в мире (23,5 случая на 100 000 населения). По официальным данным, с 1980 по 2010 год покончили с собой около миллиона российских граждан, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе нашего общества.

Неудивительно, что люди, страдающие психическими расстройствами, обращаются за помощью в Церковь чаще, чем куда-либо еще. С одной стороны, большинство из них только в храме обретает духовную поддержку, смысл и цель в жизни. А с другой, что не менее важно, многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску. Кроме того, как отмечает доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов, «сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников».

Новый предмет в подготовке священнослужителей

Сегодня во многих епархиях наработан серьезный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников, которое началось в начале 90-х годов. Тогда по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в Московской духовной семинарии начались занятия по пастырской психиатрии под руководством наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский). Отец Феогност преподает пастырское богословие, в структуру которого был включен цикл по пастырской психиатрии.

В дальнейшем курс «Пастырская психиатрия» на кафедре пастырского богословия (с 2010 года - кафедра практического богословия) появился в ПСТГУ по инициативе протоиерея Владимира Воробьева и в Сретенской духовной семинарии по инициативе архимандрита Тихона (Шевкунова).

Первый больничный храм при психиатрической клинике освятил 30 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в честь иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья РАМН. Тогда, выступая перед психиатрами, Святейший Патриарх сказал: «На врачей-психиатров и ученых возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришел в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении».

Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979 гг.). Свою концепцию курса «Пастырская психиатрия» для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу «Психиатрия и вопросы духовной жизни», Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников.

Одна из центральных проблем этой книги - проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова священноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре , четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди к врачу», а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение.

В книге «Психиатрия и вопросы духовной жизни» Мелехов исходил из святоотеческого трихотомического понимания человеческой личности с разделением ее на три сферы: телесную, душевную и духовную. В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной - врач-психиатр, телесной - врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). При этом, как отмечал митрополит Антоний (Блюм), «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение».

Все три сферы человеческой личности тесно взаимосвязаны друг с другом. Телесное заболевание часто сказывается на душевной и духовной жизни. Об этом еще в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст : «И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней: когда состояние тела хоть немного уклонится от надлежащего своего устройства, например если мозг сделается горячее или холоднее, то многие из душевных действий останавливаются».

При этом возникают некоторые принципиальные вопросы: может ли человек, страдающий тяжелым физическим заболеванием, быть психически и духовно здоровым? Ответ здесь однозначный. Такие примеры мы знаем не только из житий святых и из подвигов новомучеников, но и среди наших современников. Второй вопрос: может ли человек духовно больной быть формально психически и физически здоровым? Да, может.

Третий вопрос: может ли человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, включая тяжелые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости? Да, может. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что «священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная - это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь». Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводил конкретные примеры, «св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель, заметивший возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему».

Отношение Церкви к проблеме соотношения духовных и душевных болезней четко сформулировано в Основах социальной концепции (XI.5.): «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

О соотношении духовных и душевных состояний

К сожалению, обращает на себя внимание высокая распространенность совершения чина «изгнания злых духов» в современной церковной практике. Некоторые священники, не проводя дифференциацию между духовными недугами и психическими заболеваниями, направляют на совершения «отчиток» больных с тяжелыми генетически обусловленными психическими заболеваниями. Еще в 1997 году Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы осудил практику «отчиток».

Существует целый ряд состояний, которые внешне имеют сходные проявления, но относятся к духовной или душевной жизни и имеют, соответственно, принципиально различную природу. Остановимся на соотношениях некоторых из них: печаль, уныние и депрессия; одержимость и бред «бесоодержимости»; «прелесть», маниакальные и депрессивно-бредовые состояния.

Среди духовных состояний выделяют печаль и уныние. При печали отмечаются упадок духа , бессилие, психическая тяжесть и боль, изнеможение, скорбь, стесненность, отчаяние. В качестве ее основной причины святые отцы отмечают лишение желаемого (в широком смысле этого слова), а также гнев, воздействие бесов. Необходимо отметить, что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин наряду с этим особо выделяет «беспричинную печаль» - «неразумную скорбь сердца».

Депрессия (от латинского depressio - подавление, угнетение) - это уже не духовное, а душевное расстройство. В соответствии с современными классификациями оно представляет собой состояние, основными проявлениями которого является устойчивое (не менее двух недель) грустное, печальное, подавленное настроение. С тоской, унынием, утратой интересов, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, сниженной самооценкой, пессимистическим восприятием будущего. А также с утратой потребности в общении и нарушением сна, снижением аппетита вплоть до его полного отсутствия, трудностями сосредоточения и осмысления. Кроме этого при депрессии нередко возникает беспричинное самоосуждение или чрезмерное чувство вины, повторяющиеся мысли о смерти.

Люди верующие в состоянии депрессии будут испытывать ощущение богооставленности, утраты веры , появление «окамененного бесчувствия», «холода на сердце», говорить о своей исключительной греховности, духовной гибели, жаловаться, что не могут молиться, читать духовную литературу. При тяжелой депрессии нередко отмечаются суицидальные мысли. Люди верующие обычно говорят, что совершить самоубийство они не могут, ведь за это их ожидает ад . Но, как показывает практика - и на это нужно обращать внимание, - они также совершают самоубийства, хотя немного реже, так как душевные страдания являются самыми тяжелыми и не все способны их вынести.

Среди депрессий выделяют реактивные, возникающие после психо-травмирующих ситуаций (например, после смерти близкого человека), и эндогенные («беспричинная печаль»), которые обусловлены генетически. Особо часто депрессии встречается у людей преклонного возраста, среди которых они отмечаются более чем в половине случаев.

Нередко депрессии приобретают затяжное и хроническое течение (более двух лет). По данным ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на второе место среди других причин. Причина этого -утрата традиционных религиозных и семейных ценностей.

Среди духовных состояний выделяется бесоодержимость. Вот два примера, иллюстрирующие это состояние. Первый из них связан с епископом Стефаном (Никитиным; 1"1963), который еще до рукоположения в священный сан в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он к ней пришел, она неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню, доктора попросили уйти. Другой пример из жизни архиепископа Мелитона (Соловьева; 11986). Он относится к концу 1920-х годов. Однажды он поздно вечером, почти ночью, переносил с одной квартиры на другую портрет св. Иоанна Кронштадтского . Навстречу ему шел мужчина, который стал неожиданно кричать и называть имя Иоанна Кронштадтского. То есть ведущий критерий определения бесоодержимости, как отмечают многие пастыри, - это реакция на святыню.

В то же время к душевным болезням относятся шизофренические психозы, когда нередко наряду с разнообразной бредовой тематикой больной считает себя владыкой мира или Вселенной, мессией, призванным спасти Россию или всё человечество от мирового зла, экономического кризиса и т.п. Существуют также бредовые расстройства, когда больной убежден, что в него вселились бесы, шайтаны (в зависимости от того, к какой культуре он принадлежит). В данных случаях идеи бесоодержимости, так же как идеи мессианского содержания, являются только тематикой бредовых переживаний больного при тяжелом психическом заболевании.

Например, один из пациентов в первом психотическом приступе считал себя Чебурашкой и слышал в голове голос крокодила Гены (слуховые галлюцинации), а в следующем приступе он говорил, что в него вселились темные силы (бред бесоодержимости) и им же принадлежат голоса. То есть в одном случае тематика бредовых переживаний была связана с детским мультфильмом, в другом имела религиозный подтекст. Оба приступа одинаково успешно лечились антипсихотическими препаратами.

Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда священники квалифицировали слуховые галлюцинации как воздействие демонических сил и не рекомендовали больным обращаться к врачам. Хотя эти больные регулярно причащались, никаких изменений в их психическом статусе не происходило, что должно было отмечаться при бесоодержимости.

К духовным состояниям относится и состояние «прелести», важнейшим проявлением которой является переоценка человеком своей личности и интенсивный поиск различных «духовных даров». Однако данный симптом, наряду с ощущением больным прилива сил, энергии, особого духовного состояния, психомоторным возбуждением, расстройством влечений, сокращением длительности ночного сна, является одним из проявлений маниакальных состояний. Бывают и другие состояния, когда человек начинает очень активно «заниматься своим духовным ростом» и перестает слушать своих духовников.

Некоторое время назад ко мне обратились родители одной девушки, которая примерно за год до этого пришла к вере, но последние два месяца ее духовная жизнь стала очень интенсивной. Она похудела настолько, что возникла реальная угроза ее жизни в связи с дистрофией внутренних органов. Около двух часов она молилась утром, около трех вечером, днем около двух часов читала кафизмы и отдельные места из Евангелия и Послания апостолов. Она причащалась каждое воскресенье, а перед этим каждую субботу отстаивала многочасовую очередь на исповедь в одном из монастырей. На исповедь она приходила с многочисленными листами. В храме ей неоднократно становилось плохо и приходилось вызывать «скорую». Слова духовника о том, что она не монахиня-схимница, что ей не положено выполнять такие молитвенные правила, она не слышала. Также она не слышала и просьб своих пожилых родителей. Они просили хотя бы иногда ходить в храм рядом с домом, так как проводить с ней все выходные в монастыре им физически тяжело, а одну отпустить ее они не могут. Она перестала справляться с работой и общаться со своими коллегами. Больной она себя не считала, при этом негативно отзывалась о священниках, которые пытались ограничить ее молитвенные «подвиги». Под давлением родителей она пассивно согласилась принимать лекарства, на фоне которых у нее постепенно восстановился аппетит и трудоспособность. Молитвенное правило (на чем настаивал духовник) сократилось до чтения утренних и вечерних молитв и одной главы из Евангелия.

Понятно, что ни в одном из монастырей ни одна игуменья , ни старец не благословят молодую послушницу на подобные « подвиги». Никто не отменял старого монашеского правила: когда видишь брата, резко поднимающегося наверх, сдерни его вниз. Когда человек воспринимает себя «великим специалистом» в духовной жизни и не слышит своего духовника, принято говорить о состоянии прелести. Но в данном случае была не прелесть, а психическое заболевание, которое приобрело религиозную окраску.

Навязчивые состояния и их формы

При обсуждении темы соотношения духовных и душевных болезней необходимо остановиться на проблеме навязчивых состояний (обсессий). Они характеризуются возникновением в сознании больного непроизвольных, обычно неприятных и тягостных мыслей, представлений, воспоминаний, страхов, влечений, по отношению к которым сохраняются критическое отношение и стремление им противостоять. Существуют двигательные навязчивости, когда человек повторяет какие-то движения. Например, несколько раз возвращается к запертой двери, проверяет, заперта она или нет.

При психических заболеваниях бывает, что больной делает поклоны и стучит лбом об пол (такое бывало и с православными, и с мусульманами). Кроме этого выделяют так называемые контрастные навязчивости, когда у человека появляется неотвратимое желание сбросить кого-то под поезд в метро, у женщины возникает желание ударить ножом своего ребенка.

Для больного совершенно чужда такая мысль, он прекрасно понимает, что этого совершать нельзя, но эта мысль неотвязно существует. Также к контрастным навязчивостям относят так называемые хульные мысли, когда у человека появляется как бы хула на Духа Святого , на Божию Матерь , на святых угодников. Подобное состояние было у одного из моих пациентов на этапе депрессии после шизофренического приступа. Для него, православного человека, хульные мысли были особо мучительны.

Он пошел к священнику на исповедь, но тот отказался его исповедовать, сказав, что всё простится человеку, кроме хулы на Духа Святого (ср.: Мф. 12,31). Что ему оставалось делать? Он совершил попытку самоубийства. После проведенной психофармакотерапии указанные психопатологические расстройства купировались и в дальнейшем не повторялись.

Выводы

Отмеченные выше депрессивные состояния, состояния с бредом бесо-одержимости, с навязчивостями, с маниакальными и депрессивно-бредовыми состояниями в целом успешно реагируют на психофармакотерапию, что свидетельствует о биологической основе этих состояний. Это отмечал и митрополит Антоний (Сурожский), который писал, что «психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе.

Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом . И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать».

Многие классики психиатрии и современные исследователи отмечали, что христианское восприятие жизни делает человека устойчивым к различным стрессовым ситуациям. Очень четко эту мысль сформулировал Виктор Франкл, основатель теории лого-терапии и экзистенциального анализа: «Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше».

Сложность разграничения душевных и духовных заболеваний остро ставит вопрос о необходимости обязательного включения в программы подготовки будущих священников во всех высших учебных заведениях Русской Православной Церкви курса пастырской психиатрии, а также специальных курсов по психиатрии при подготовке социальных работников. О необходимости этих знаний для каждого пастыря писал в своем руководстве «Православное пастырское служение» еще профессор архимандрит Киприан (Керн), посвятив вопросам пастырской психиатрии специальную главу. Он настоятельно рекомендовал каждому священнику прочитать одну-две книги по психопатологии, «чтобы огулом не осудить в человеке как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность».

Задача священника при выявлении у человека признаков психического заболевания - помочь ему критически осмыслить состояние, побудить обратиться к врачу, а в случаях необходимости к систематическому приему лекарственной терапии. Уже есть немало случаев, когда больные только благодаря авторитету священника, по его благословению принимают поддерживающую терапию и длительное время находятся в стабильном состоянии. Как показывает практика, дальнейшее совершенствование психиатрической помощи возможно только при тесном сотрудничестве врачей-психиатров со священниками и при четком разграничении сфер компетенции.

Василий Каледа


Журнал Московской Патриархии, № 9, 2012 г.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло