Электронные торговые площадки: определение, виды площадок, функции. Торговые площадки в интернете для частных лиц

Национальная Ассоциация Участников электронной торговли (НАУЭТ) составила рейтинг ведущих электронных площадок России.

Рынок государственных закупок является одним из важнейших секторов экономики любой страны. От эффективности его работы напрямую зависит функционирование основных его элементов – государственных организаций. Эксперты, в этом смысле, проводят аналогию между инфраструктурой госзакупок и кровеносной системой человека.

В России этот рынок в последнее время получил довольно мощное развитие. Доля торговых операций, осуществляемых в госсекторе в электронной форме за последние 5 – 7 лет выросла с 10% до 55%, что вполне соответствует показателям ведущих государств, таких как США. Для сравнения в Великобритании этот показатель составляет порядка 30%. Оборот отечественных электронных площадок в последнее время растет примерно на 10% – 15% в год. По данным общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ООС) zakupki.gov.ru в 2012 году на электронных площадках было проведено более 1 млн. торгов, оборот которых превысил 4.2 трлн. рублей. При этом количество заключенных контрактов в 2012 году выросло на 36%, а поданных заявок более, чем на 46% по сравнению с 2011 годом. Стоит отметить, что перевод закупочных процедур в электронную форму также позволяет существенно повысить прозрачность основных его механизмов и добиться экономии бюджетных средств до 15 - 16%.

Особый статус рынка электронных госзакупок подчеркивает и факт проведения Государственного совета России в первых числах октября месяца по вопросам его состояния и перспектив развития. Внимание к этому сегменту со стороны руководства страны, а также всех его участников также обусловлено и вступлением с 1 января 2014 года нового закона №44 о Федеральной контрактной системе, который заменит действующий до конца года 94-ФЗ о госзакупках. В отношении 94-ФЗ уже несколько лет на разных уровнях высказывается критика.

Президент России Владимир Путин отметил, что то, что в этой сфере порой происходит, вызывает и недоумение, и справедливые вопросы граждан. Бросаются в глаза завышенные цены и странные, а иногда и вовсе нелепые условия госзакупок.

Нововведений в Федеральной контрактной системе очень много. Они касаются и организации бизнес-процесса закупки от планирования до исполнения контракта, и способов проведения конкурентных процедур, и создания единой информационной системы, обеспечивающей закупки и т.д. Появятся и новые понятия, например, такие, как «мораторий на объявление закупки», «дозакупка», «антидемпинговые меры при заключении контракта».

Теперь об участниках рынка. В России на данный момент, рынок электронных торгов, во многом, принадлежит крупнейшим финансовым институтам, главную роль среди которых, играют Группа ВТБ и Сбербанк. Они контролируют две самые крупные электронные площадки: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) и «Сбербанк-АСТ», являющиеся, в свою очередь, операторами большинства торговых процедур. Такое положение дел во многом и определяет расклад сил в этом сегменте.

Известно, что проводить электронные торги сегодня в России имеют право только пять площадок, которые имеют статус национальных операторов. Помимо «ЕЭТП» и «Сбербанк – АСТ», в это число входят ГУП «Агентство по государственному заказу республики Татарстан», «РТС-Тендер» и «Электронная торговая площадка «Госзакупки» ММВБ.

«Сбербанк – АСТ» (www.sberbank-ast.ru)

Электронная площадка «Сбербанк – АСТ» является дочерней структурой «Сбербанка России». Она начала свою работу 1 июля 2009 г. На площадке проводятся государственные и корпоративные закупки, а также продажа имущества предприятий-банкротов. Ее клиентами также являются саморегулируемые организации в области энергетического обследования, аудиторы и инвесторы. Летом 2013 года на «Сбербанк-АСТ» открылась площадка формата b2c.
По данным ООС zakupki.gov.ru (на 14.10.13) на «Сбербанк-АСТ» с момента начала торгов было проведено порядка 1.6 млн. торгов с общим оборотом более 5.3 трлн. рублей, что составляет около 49% доли рынка и на сегодня является лучшим показателем среди всех площадок.

«Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru)

«Единая электронная торговая площадка» была также зарегистрирована в 2009 году. Ее учредителями являются правительство г.Москвы (52%) и «Банк Москвы» (18%). Основные клиенты «ЕЭТП» в госсекторе, такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также ряд ведомственных «крупняков»: Минобороны, Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям и другие.

По информации ООС zakupki.gov.ru (на 14.10.13) с момента начала торгов на ЕЭТП было проведено порядка 0.6 млн. торгов с оборотом около 2,8 трлн. рублей (25.43% рынка), что является вторым показателем, после «Сбербанк - АСТ».

Стоит сказать, что среди своих конкурентов, «ЕЭТП» представляет наибольшее количество дополнительных сервисов для заказчиков и участников торгов. Площадка также имеет представительный блок по работе с корпоративными клиентами в рамках ФЗ 223. В их числе ОАО «Ростелеком», «Росатом», Московский и Санкт-Петербургский метрополитен и др.
Наконец, ЕЭТП является единственной площадкой, имеющей свои собственные финансовые продукты с банком, входящим в ТОП – 10 ведущих российских банков.

Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» (www.zakazrf.ru)

Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» - это старейшая площадка, обслуживающая госзакупки. Она появилась в 2005 г. и первоначально обслуживала организации Республики Татарстан, но впоследствии расширила область действия.

За все время работы на «АГЗРТ» было проведено чуть более 0.1 млн. торгов с объемом около 0.7 трлн. рублей (6.45% рынка), что на сегодня значительно уступает показателям «Сбербанка –АСТ» и «ЕЭТП» (данные ООС zakupki.gov.ru на 14.10.13).

В числе клиентов площадки - муниципальные образования республики, а также различные региональные структуры исполнительной власти, академия сельхознаук, военные организации.

«РТС-Тендер» (www.rts-tender.ru)

Электронная торговая площадка «РТС-Тендер» образовалась 1 октября 2010 г. Ее владельцем является некоммерческое партнерство развития финансового рынка НП РТС.

По показателям количества торгов (0.38 млн.) и оборота (1,4 трлн. рублей) с момента начала работы, она также уступает лидирующим площадкам и занимает 13.28% рынка (данные ООС zakupki.gov.ru на 14.10.13).

Площадка не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов по 223-ФЗ, однако предоставляет своим клиентам такую возможность посредством услуг своего партнера «OTC-tender».

На «РТС-тендер» размещается около 60% госзакупок Сибирского Федерального округа. Также в число ее клиентов входят и ряд федеральных ведомств. Летом этого года от услуг «РТС-тендер» отказалось Правительство Москвы.

Электронная торговая площадка «Госзакупки» ММВБ (www.etp-micex.ru)

Электронная площадка ММВБ «Госзакупки» была образована в начале октября 2010 г. Она находится под управлением ММВБ, а ее оператором является ЗАО «ММВБ-Информационные Технологии». На «Госзакупки» ММВБ с момента создания было проведено 0.1 млн. торгов, при этом ее оборот едва превысил 0.6 трлн. рублей, что составляет 5.6% доли рынка (данные ООС zakupki.gov.ru на 14.10.13). По этому показателю площадка замыкает пятерку основных операторов электронных торгов.

Площадка также не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов, проводя их на партнерской площадке Fabrikant.ru.

В число ее клиентов входят Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие.

В качестве критериев оценки деятельности площадок были выделены 34 параметра, касающихся количественных показателей (данные объемов торгов по различным срезам рынка), характеристики инфраструктуры электронных площадок (количество представительств Оператора по работе с клиентами, География размещения представительств Оператора по работе с клиентами, Наличие собственного удостоверяющего центра и др.), возможности площадок в части информационной безопасности, а также оценок качества обслуживания клиентов.

Большинство данных было взято из открытых источников (ООС zakupki.gov.ru, сайты электронных площадок, информация в интернет), а также получено на основе экспертного заключения специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Оценки выставлялись по 5-бальной системе. Итоговый балл получался суммированием набранных баллов по всем критериям.

Согласно полученным результатам лидерами рейтинга со значительным отрывом от своих конкурентов являются электронные площадки «ЕЭТП» и «Сбербанк - АСТ». Причем существенная разница в баллах между ними и аутсайдерами была отмечена практически по всем критериям. Исключение составили лишь данные по быстроте загрузки и поиска контактов на сайтах площадок.

Следует отметить, что разрыв между победителем исследования «ЕЭТП» и вторым местом «Сбербанк - АСТ» можно считать условным. Однако, если высокие позиции «Сбербанк - АСТ» определяются в основном, объемами торгов, то «ЕЭТП» достигла результата за счет обеспечения надлежащего качества обслуживания клиентов (дополнительные, в том числе и финансовые, сервисы, качество техподдержки, интерфейс и т.п.). Третью позицию по уровню предоставления сервисных возможностей можно отдать электронной площадке «Госзакупки» ММВБ.
Следует также обратить внимание на значительный отрыв лидеров рейтинга в части обеспечения информационной безопасности, что в наше время как нельзя актуально в связи с небывалым ростом числа киберпреступлений.

По мнению исполнительного директора НАУЭТ Антона Назаркина, «полученная в результате составления рейтинга картина вполне соответствует сложившейся сегодня рыночной ситуации. Данные, публикуемые в открытых источниках и особенно портале zakupki.gov.ru представляют собой прекрасный инструмент для исследований в сфере госзакупок. На их основе всегда можно получить объективную аналитику».

Перечень электронных торговых площадок, которые осуществляют закупки в электронной форме для различных коммерческих организаций достаточно велик. Вполне естественно, что в него входят и все перечисленные выше ЭТП, которые занимаются не только осуществлением торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Более того, можно с уверенностью сказать, что самые крупные по объему госзакупок площадки практически всегда возглавляют и рейтинг коммерческих торгов.

Это объясняется достаточно просто - заказчикам, которые в данном случае представляют собой различные коммерческие организации и компании с госучастием, но не подпадающие под действие указанных выше законов, намного удобнее и проще работать с известными и давно зарекомендовавшими себя торговыми площадками.

Кроме того, именно такие ЭТП, как ЭТП ГПБ, Сбербанк-АСТ, B2B-Center и подобные им, имеют самое большое количество зарегистрированных поставщиков, что является серьезным аргументом в пользу работы с ними.

При этом в список коммерческих ЭТП входят самые разнообразные торговые площадки, некоторые из которых являются универсальными, часть - отраслевыми, а другие четко привязаны к тому или иному региону. Такое многообразие ЭТП позволяет любому заказчику и поставщику подобрать наиболее подходящую для него торговую площадку. В число наиболее известных коммерческих ЭТП входят:

    Закупки ПАО “Газпром”.

    ЭТП ТЭК-Торг Газпром-бурение.

    Закупки ПАО “Роснефт”ь и дочерних акционерных обществ.

    Портал закупок ГК “Росатом”.

    Система торгов и закупок Роснано. Входит в группу B2B-Center.

    Закупки ПАО “Лукойл”.

    Закупки ПАО “Транснефть”.

    Тендеры УРПС ПАО “Татнефть”.

    Закупки ОАО “Сургутнефтегаза”.

    Закупки Русснефть.

    ЭТП Башнефть. Входит в группу B2B-Center.

    Закупки ОАО Новатэк.

    Тендеры Сибур. Входит в группу B2B-Center.

    Электронная закупочно-торговая площадка ЭТЗП РЖД.

    Электронная площадка для закупок Алроса.

    Тендеры ВТБ.

    Закупки Сколково.

    ЭТП Автодор.

    ЭТП ГАЗ. Входит в группу B2B-Center.

    ЭТП АвтоВАЗ. Входит в группу B2B-Center.

    ЭТП ПАО КАМАЗ.

    Торговая площадка ЕВРАЗ.

    Закупки Русала.

    ЭТП Автотор. Входит в группу B2B-Center.

    Закупки ГК Северсталь.

    Закупки Эльдорадо.

    Закупки Билайн.

    Закупки Евросеть.

    Система электронных торгов МТС.

    Закупки АФК Система.

    ЭТП Мегафон. Входит в группу B2B-center.

    Закупки компании “Балтика”.

    Закупки группы компаний “Мегаполис”.

    Тендеры и конкурсы Альфа-Банка.

    Тендеры и конкурсы банка Открытие.

    Тендеры ОТП-Банка.

    Тендеры Банка Русский стандарт.

    Закупки и тендеры Аэрофлота.

    Закупки ПАО “Мосэнерго”.

    ЭТП ПАО “Российские сети”.

    Закупки ПАО “Центральный телеграф”.

    Закупки группы компаний “РАО Интер”.

    ЭТП УГМК.

    Торговая площадка СУЭК.

    Тендеры и закупки ТГК-1.

    Тендеры Уралхима.

    Тендеры и закупки Imperial Energy.

    Закупки Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

    Закупки и конкурсы Объединенной двигателестроительной корпорации. Входит в группу ЭТП B2B-Center.

    Тендеры Евросибэнерго.

    Торговая площадка Т-плюс.

    Торговая площадка АО “Вертолеты России”. Входит в группу ЭТП В2В-Center.

    ЭТП компании “Евроцемент Ресурс”.

    Сайт закупок СК “Росгосстрах”.

    Закупки торгово-розничной сети магазинов “Магнит”.

    Закупки торговой сети “Азбука Вкуса”.

    ЭТП агропромышленного холдинга “Мираторг”. Входит в группу ЭТП B2B-Center.

    Закупки Дикси.

    Электронная торговая площадка X5 Retail Group.

    Тендеры и закупки компании “Метро”.

    Закупки Ашан.

    Тендеры торговой сети “Седьмой континент”.

    ЭТП Wildberries.

    Тендеры сети аптек “Ригла”.

    Торговая площадка сети “Ароматный мир”.

    Закупки ГК “Протек”.

    Тендеры ОАО “Медицина”.

    Тендеры группы компаний “Русагро”.

    Закупки ТМК.

  1. Закупки компании “Полюс-Золото”.

    Тендеры корпорации “Технониколь”.

    Тендеры компании “Главстрой Девелопмент”.

    Закупки группы компаний RDI.

    Торговая площадка инвестгруппы “Абсолют”.

    Закупки компании “Фосагро”.

    Торговая площадка группы компаний “ПИК”.

При проведении электронных торгов на перечисленных выше и других, подобных им площадках организаторы закупок руководствуются установленными на них правилами, которые могут значительно отличаться от положений Федеральных законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Тенденция современных закупок такова, что большая часть тендеров проводится в электронном виде. Даже в секторе государственных закупок намечен перевод бумажных процедур в электронный формат. Поэтому не за горами то время, когда абсолютно все госзакупки будут осуществляться посредством электронных процедур. Как вы понимаете, такие электронные процедуры проводятся на специализированных площадках в сети интернет, о которых и пойдет речь в сегодняшней статье. Из настоящей статьи вы узнаете: что такое электронные торговые площадки, какие виды площадок существуют в России и какие преимущества они дают заказчикам и поставщикам.

1. Что такое электронная торговая площадка?

По уже сложившейся традиции начну статью с определения.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — это сайт в сети интернет, на котором проводятся (закупки). Электронная площадка сочетает в себе комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика (покупателя) и поставщика (продавца). Такое взаимодействие осуществляется посредством электронного документооборота.

По сути, в настоящее время, электронной торговой площадкой можно назвать любой интернет-ресурс, с помощью которого заключаются сделки купли-продажи между покупателями и продавцами.

Заказчики (покупатели) являются организаторами торгов, тем самым оптимизируя свои затраты на приобретение товаров, работ или услуг, а поставщики (продавцы) размещают информацию о своих товарах или услугах.

Посредником между заказчиком (покупателем) и поставщиком (продавцом) является оператор электронной площадки (владелец интернет-ресурса).

Для того, чтобы работать на ЭТП покупатель и продавец в обязательном порядке должны иметь . О том, как её получить подробно написано в . А также для работы на площадке нужна регистрация и на ней, в противном случае можно будет только просматривать информацию, размещенную в открытой части площадки.

Посетитель площадки, прошедший процедуру аккредитации, становится либо заказчиком (организатором торговых процедур), либо участником торгов (поставщиком).

2. Виды электронных торговых площадок

Различают несколько видов электронных площадок.

Во-первых , это федеральные (бюджетные) торговые площадки или, как их ещё называют — площадки B2G (business-to-government). Это площадки, в которых заказчиками являются предприятия и государственные учреждения. Такие площадки используются для организации государственных закупок.

Во-вторых , это коммерческие электронные площадки, т.е. площадки B2B (business-to-business). На этих площадках заказчиками являются коммерческие организации.

Есть электронные площадки, которые создаются и поддерживаются покупателями (buyer-driven). Для того чтобы оптимизировать свой процесс закупок, одна или несколько крупных компаний создают свою торговую площадку для привлечения большого количества фирм-поставщиков.

Есть площадки, которые наоборот создаются и поддерживаются крупными поставщиками (supplier-driven или seller-driven). Такие компании заинтересованы в расширении каналов сбыта своей продукции.

И, наконец, есть площадки, которые создаются и поддерживаются третьей стороной — посредником между продавцами и покупателями (third-party-driven), Эта категория площадок является наиболее многочисленной. Такой вид площадок в свою очередь подразделяется на отраслевые и многоотраслевые. Отраслевые создаются для одного определенного предприятия, например для Газпрома или РЖД. Многоотраслевые площадки наоборот не ограничиваются номенклатурой только одного предприятия.

В-третьих , это площадки электронной торговли между частными лицами C2C (consumer-to-consumer). Ярким примером таких площадок является электронный аукцион — ebay.com. На таких площадках одни частные лица могут продавать товары другим частным лицам.

В-четвертых , это системы розничной электронной торговли, где продавцом является компания, а покупателями — преимущественно частные лица B2C (business-to-consumer). Чаще всего это интернет магазины, такие как ozon.ru, amazon.com и другие, которые продают большой ассортимент потребительских товаров.

В-пятых , это ЭТП по продаже имущества должников (банкротов). Такие площадки предназначены для автоматизации процедуры проведения торгов при продаже имущества должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и приказа Минэкономразвития № 495 от 23 июля 2015 г.

Федеральные торговые площадки электронных торгов

Перечень федеральных торговых площадок был определен Минэкономразвития РФ и ФАС РФ в рамках специальной процедуры и на них заказчиками могут выступать только бюджетные организации (государственные и муниципальные заказчики), действующие в рамках контрактной системы (Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”). Все федеральные площадки имеют бесплатный доступ.

В настоящее время проведение госзакупок осуществляется на 5-ти Федеральных электронных торговых площадках (ФЭТП) это:

1. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (Сбербанк-АСТ)

Это дочерняя структура «Сбербанка России». На сегодняшний день — самая популярная электронная торговая площадка в России. Площадка начала работу 1 июля 2009 г. На электронной площадке проводятся государственные и корпоративные закупки, а также продажа имущества предприятий-банкротов.

Сайт площадки — www.sberbank-ast.ru .

2. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»

Крупнейший оператор электронных торгов для государственных заказчиков и коммерческих предприятий. АО «ЕЭТП» было образовано в 2009 году. Учредителями компании являются: Правительство города Москвы (52 %), Банк Москвы (48 %). Основные клиенты в госсекторе — такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также ряд крупных ведомств — Минобороны, Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям и другие.

Сайт площадки — www.roseltorg.ru .

3. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Система Электронных Торгов)

Площадка появилась в 2005 г. и первоначально обслуживала организации Республики Татарстан, но впоследствии расширила область своего действия.

Сайт площадки — www.zakazrf.ru .

4. ООО «РТС — тендер» (РТС – Тендер)

Площадка была образована в 2010 году. В октябре 2015 года на электронной площадке РТС-тендер была открыта секция по имущественным торгам, а в декабре 2015 года – по закупкам согласно закону №223-ФЗ и коммерческим закупкам.

Сайт площадки — www.rts-tender.ru .

5. ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (ЭТП «ММВБ-ИТ»)

Площадка была образована в начале октября 2010 г. Находится под управлением ММВБ, оператор — ЗАО «ММВБ-Информационные технологии». Клиенты — Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие. На площадке также проходят имущественные торги и закупки по 223-ФЗ.

Сайт площадки — www.etp-micex.ru .

Коммерческие торговые площадки электронных торгов

Помимо 5-ти вышеперечисленных Федеральных торговых площадок существует достаточно большое количество коммерческих ЭТП.

На коммерческих площадках в роли заказчика может выступать любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Каждая коммерческая электронная торговая площадка (ЭТП), также как и федеральная (бюджетная) имеет свой адрес в сети интернет (свой сайт).

Одним из отличий коммерческих ЭТП от федеральных является то, что подключение (участие) к этим площадкам платное. Однако имеется возможность бесплатного участия в закупках у некоторых заказчиков, либо стоимость такого участия (подключения) символическая.

Коммерческие электронные торговые площадки разделяются на независимые (общедоступные) и частные (корпоративные) площадки, принадлежащие конкретным организациям.

Корпоративные торговые площадки ориентированы на крупных заказчиков с большими объемами закупок и широким номенклатурным перечнем товаров и услуг. Такие площадки позволяют не только использовать электронные аукционы, но и обеспечивают планирование закупок, сбор и анализ потребностей в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), проведение конкурсов и аукционов, квалификационный отбор поставщиков, отчетность и анализ закупочной деятельности.

Общедоступные площадки имеют другое назначение. Они формируют информационное пространство для эффективного взаимодействия поставщиков и заказчиков в рамках конкретной отрасли. Основное преимущество таких площадок - широкая клиентская база за счет грамотного позиционирования и продвижения, постоянно расширяющийся каталог продукции и большое количество участников. В результате работы на таких площадках достаточно легко получить выгодные предложения и условия поставки.

Точное количество коммерческих площадок определить достаточно сложно. В открытых источниках встречается информация о том, что таких площадок на территории России около 5-6 тысяч. Однако самыми популярными из этих 5-6 тысяч площадок являются порядка 100 ЭТП.

Ассоциация электронных торговых площадок

Наиболее популярные коммерческие электронные площадки входят в «Ассоциацию электронных торговых площадок» (АЭТП).

В данную Ассоциацию входят:

  • Федеральные ЭТП;
  • Группы площадок;
  • Коммерческие торгово-закупочные системы;
  • ЭТП по реализации имущества;
  • Международные торговые системы.

Для того чтобы ознакомиться с полным перечнем таких площадок вам необходимо зайти на сайт данной ассоциации - http://www.aetp.ru/etp/list .

3. Основные площадки электронных торгов

Как вы уже успели понять, площадок для проведения торгов очень и очень много. Каждая такая площадка имеет свою специфику работы, порядок аккредитации, тарифные планы и т.д. Поэтому каждый заказчик и поставщик сам вправе выбирать на какой площадке ему работать. Соответственно и набор таких площадок у каждого может быть свой.

Наиболее популярными Федеральными площадками являются:

  • ЗАО Сбербанк-АСТ (более 39% всех госзакупок в электронной форме проводится на этой площадке);
  • РТС-Тендер (более 26% госзакупок);
  • АО “ЕЭТП” (более 25% госзакупок).

Из коммерческих торговых площадок самыми популярными являются:

Центр электронных торгов B2b-center

Это система электронных торговых площадок, созданная в 2002 г. АО «Центр развития экономики» для осуществления корпоративных продаж и закупок.

Центр электронных торгов B2B-Center позволяет проводить 43 вида торговых процедур, как на закупку, так и на продажу товаров и услуг. Система объединяет закупки различных отраслей экономики: энергетики, нефтехимии, металлургии, автомобильной промышленности и многих других отраслей.

Преимуществами системы B2B-Center являются: стабильная и надежная работа, большое количество заказчиков, удобный и понятный интерфейс, настройка автоматической рассылки тендеров.

Сайт площадки — http://www.b2b-center.ru/

Торговый портал “Фабрикант”

На этой площадке производят электронные закупки крупнейшие российские и зарубежные компании. На площадке представлен широкий спектр тарифных планов, как для участников, так и для организаторов торгов. Некоторые тарифные планы не требуют аккредитации на площадке.

Сайт площадки — https://www.fabrikant.ru/

Отраслевая и межрегиональная электронная торговая площадка “Аукционный Конкурсный Дом”

Это компания, оказывающая широкий спектр юридических, консалтинговых и правовых услуг в области торгов и является одним из лидеров в Российской Федерации по количеству проведенных аукционов по закупкам товаров, работ и услуг.

Основные виды деятельности:

  • организация и проведение торгов в форме аукционов и конкурсов разного уровня сложности и ответственности (проведение торгов в электронной форме, конкурсов по подбору инвесторов, аукционов по реализации имущества и т.д.);
  • осуществление функций официальной отраслевой электронной торговой площадки Государственной корпорации Росатом.

Сайт площадки — http://www.a-k-d.ru/

4. Функции электронных площадок

Электронные площадки выполняют следующие важные функции:

  • размещение информации о закупках;
  • поиск информации о проводимых закупках по различным критериям;
  • поиск информации об организациях, работающих на ЭТП;
  • просмотр документации о закупке;
  • личный счет для обеспечения заявок на участие в торговых процедурах;
  • управление денежными средствами на счете;
  • проведение электронных закупочных процедур (аукционов, конкурсов, запросов предложений и т.д.);
  • подача запросов, подписание договоров;
  • анализ различных показателей деятельности организаций;
  • защита информации (использование электронной подписи).

Давайте теперь с вами рассмотрим, в чем же заключаются преимущества работы на ЭТП для заказчиков и поставщиков.

Преимущества для заказчиков:

  1. Экономия рабочего времени, т.к. проведение электронных процедур значительно проще нежели проведение бумажных;
  2. Сокращение расходов на организацию и проведение закупок;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок в связи со снижением влияния человеческого фактора;
  4. Честная конкуренция, исключающая работу недобросовестных сотрудников со «своими» поставщиками.

Преимущества для поставщиков:

  1. Быстрый и удобный поиск информации о проведении новых закупок;
  2. Расширение рынка сбыта своих товаров, работ или услуг;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок;
  4. Здоровая конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  5. Сокращение затрат времени и средств на подготовку и подачу заявки;
  6. Возможность участия в торгах из любой точки мира (при наличии компьютера и доступа в интернет).

6. Выводы

И так, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод. На рынке России существует достаточно большое количество тендерных площадок под любые цели и задачи. Электронные площадки для тендеров способствуют упрощению работы, как для заказчиков, так и для поставщиков. Заказчики могут минимизировать свои издержки на проведение закупочных процедур и найти поставщика с наиболее выгодными условиями. Увеличивается прозрачность и открытость процесса закупки, минимизируются коррупционные риски.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео об электронных торговых площадках:

На этом все. Надеюсь, что информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Что такое электронная торговая площадка, какие бывают виды торговых площадок, и как выбрать торговую площадку? Электронная торговая площадка (ЭТП ) - необходимый инструмент для проведения закупки в электронной форме . Для пользователя это специализированный интернет-сайт, после регистрации на котором уполномоченные сотрудники юридического лица могут от имени этого юридического лица объявлять закупки в качестве заказчика или участвовать в них в качестве поставщиков.

СОВЕТ . Электронная торговая площадка – это легкий, удобный выход на закупочные процедуры крупных перспективных заказчиков. Преимущества ЭТП очевидны: закупки открыты, публичны, прозрачны, существует объективность в выборе победителя.

Электронные торговые площадки позволяют заказчикам организовать электронные закупочные процедуры, а потенциальным поставщикам участвовать в них, конкурируя за право поставить продукцию данному заказчику. Другим направлением деятельности является предоставление организаторам торгов возможности продавать реализуемое имущество в электронной форме - в этом случае уже потенциальные покупатели конкурируют за право приобрести реализуемое имущество.

Генеральный директор B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о типах электронных торговых площадок, их особенностях, плюсах и минусах каждого типа. Помимо этого, он поможет разобраться в хитростях и тонкостях условий пользования ими, а также объяснит, как подобрать для себя оптимальный тариф.

В электронной закупке участвуют три стороны: организатор торгов (заказчик), участники торгов и оператор электронной торговой площадки (ЭТП). Каждая из этих сторон обладает уникальным правовым статусом и не имеет права вмешиваться в деятельность или реализовывать полномочия другой стороны, поскольку в противном случае резко возрастает риск манипуляций при проведении закупки и, как следствие, нарушения порядка отбора победителя. Процедуры, проводимые на каждой ЭТП, подробно описаны в регламентах соответствующих ЭТП, а эти регламенты, как правило, размещены в открытом доступе на сайтах электронных торговых площадок.

Электронная площадка является именно инструментом проведения закупки, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента. При этом оператор электронной площадки не обладает ни полномочиями органа государственной власти, ни полномочиями третейского судьи, а значит не может и не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков, а тем более применять к ним меры властного воздействия.

Основная задача ЭТП сводится к тому, чтобы облегчить доступ поставщика к закупке и минимизировать риск манипуляций с информацией при её проведении. Обе цели достигаются за счёт того, что всё информационное взаимодействие в рамках закупки происходит в интернете. Причём в ряде случаев в режиме реального времени. Это позволяет поставщику не тратить время на дорогу и почтовые отправления. Информация о самой закупке, независимо от статуса заказчика, публикуется в открытом общедоступном источнике. Наконец, заявка самого поставщика защищена от несанкционированного доступа конкурентов и остаётся конфиденциальной до момента вскрытия конвертов.

Всё взаимодействие в рамках электронной закупке происходит в электронной форме. Для этого заказчик и поставщик удостоверяют каждое своё юридически значимое действие электронной подписью. Только с момента проставления такой подписи действие считается совершённым. Так, например, при аукционе в режиме реального времени мало ввести цену в специальном «окошке» на сайте – нужно ещё и подписать её электронной подписью.

Ни регламент, ни правила проведения процедур на площадке не могут противоречить законодательству. При этом ни ЭТП, ни её оператор не являются ни заказчиком, ни поставщиком в рамках закупки, проводимой на данной электронной площадке. Для соблюдения антимонопольного законодательства при проведении закупки любым способом и в любой форме необходимо избегать смешения как форм проведения процедур, так и полномочий сторон соответствующих правоотношений.

При проведении закупки в электронной форме, как и при проведении любой закупки, полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.

Таким образом, ЭТП, не зависящая от конкретного заказчика, представляет собой инструмент, который не может влиять на ход закупки, но при этом облегчает участие в ней и минимизирует риск злоупотреблений при её проведении.

Исполнение антимонопольных требований к закупкам диктует необходимость проведения каждой отдельной закупки на одной электронной площадке от объявления закупки до публикации итогового протокола. Проведение одной и той же закупки одновременно на разных площадках ставило бы участников закупки в формально неравное положение.

Существует специальный список товаров, проводить закупки которых можно исключительно в электронной форме . Если же товар не включается в этот перечень, то заказчик вправе сам устанавливать форму закупки, но только при условии, что она включена в положение о закупке.

Перечень товаров и услуг, закупка которых выполняется исключительно в электронной форме, утверждается правительством РФ. Действующую редакцию этого списка можно найти в постановлении Правительства РФ № 616 от 21.06.2012. Все товары или услуги, которые содержатся в этом постановлении, заказчики, при условии, что действие закона № 223-ФЗ распространяется на них, обязаны закупать исключительно в электронной форме. Несоблюдение этого требования повлечет за собой отмену результатов тендера. Также будет выполнена проверка, по решению которой может быть назначен штраф для заказчика.

Итак, какую торговую площадку выбрать? Если вы хотите стать поставщиком государственных организаций, нужно выбрать одну из официально аккредитованных площадок для госзакупок. Всю информацию по гостендерам можно найти на сайте ЕИС .

Площадки для госзакупок:

Плюсы и минусы разных видов площадок

Коммерческие ЭТП :

Плюсы . Удобство использования, «умный» подбор торгов для каждого поставщика, дополнительные сервисы, в том числе финансовые. Например, B2B-Center предоставляет клиентам набор финансовых услуг: банковскую гарантию, обеспечительный платеж, кредиты. Есть нефинансовые сервисы, такие как консалтинг по закупочной деятельности, юридическое сопровождение торгов.

Минусы . Наличие абонентской платы. Закупки только коммерческие и по 223-ФЗ (нет госзакупок по 44-ФЗ).

"Кэптивные" ЭТП:

Плюсы . Бесплатны для поставщика.

Минусы . Организованы для одного закупщика, деятельность площадки непрозрачна для поставщика, к алгоритмам работы на каждой отдельной ЭТП надо привыкать. Одновременное использование нескольких ЭТП - распыление усилий поставщика.

Государственные ЭТП:

Плюсы : Много поставщиков, единые правила закупочных процедур (44-ФЗ)

Минусы : Минимум удобства использования и сервисов, скрытая платность в виде резервирования денежных средств поставщиков.

Обязательно ли использовать ЭТП?

Для закупок согласно Закону № 44-ФЗ это является обязательным, но в Законе № 223-ФЗ формулировка является не настолько жесткой. Можно сказать, что Закон № 223-ФЗ не требует обязательного использования ЭТП, но указывает, что делать это желательно.

Заказчик может не только самостоятельно выбирать электронную площадку для проведения закупки в электронной форме, но и уполномочен определять порядок такой закупки. Он вправе отказаться от использования электронной площадки и выбрать альтернативные формы проведения закупки.

Контролирующие органы считают закупку электронной, если в процессе ее проведения не требовалось предоставлять никаких документов в бумажной форме, а весь документооборот проводился в электронном формате. Таким образом, согласно Закону № 223-ФЗ, от заказчика не требуется использовать публичную площадку для электронной закупки. Он может самостоятельно определять форму проведения этой процедуры и это будет полностью считаться правомерным.

Проведение аналогии между электронной закупкой и закупкой с помощью электронной площадки формально считается ошибочным. Согласно данным письма ФАС России от 02.08.2012 № АК/24857, под электронной закупкой можно понимать любую закупку, в рамках которой обмен необходимыми документами осуществляется в электронной форме. Причем, порядок обмена документами не должен иметь отклонений от требований к определенному способу закупки.

Законодательство не регламентирует порядок определения площадки, с помощью которой проводятся электронные закупки, но это не значит, что поступать можно как угодно. В процессе поиска электронной торговой площадки следует внимательно изучить требования к ее пользователям, ознакомиться с функциональностью и регламентом работы ресурса. Определяющим фактором является именно закон, а не внутренние правила ЭТП, если они противоречат действующему законодательству, то сделка, осуществленная с помощью данной ЭТП, будет аннулирована. Также следует убедиться, что возможности площадки позволяют полноценно реализовать предусмотренный порядок проведения тендера.

Нужно помнить, что письмом ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011 регламентируется рассмотрение жалоб и претензий к оператору ЭТП. Обработка любых обращений со стороны заказчика проводится по месту нахождения площадки. Таким образом, если заказчик и оператор площадки находятся в разных городах, то заказчику следует заранее продумать взаимодействие с местным отделением УФАС России.

Большое значение имеет Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц ФАС России (далее - Стандарт), который был создан в 2015 году. Он содержит принцип о конфиденциальности информации, которая предоставляется участниками закупок.

Также Стандарт содержит положение о том, что своевременность и полнота предоставления информации, переданной поставщиками для участия в торгах, заказчику, а также соблюдение конфиденциальности данных, ложится на оператора ЭТП. Из этого можно сделать вывод, что необходимости в выборе конкретным заказчиком собственной ЭТП отсутствует, напротив, независимость деятельности ЭТП от заказчика существенно поможет повысить прозрачность закупок.

Стандарт пока что не является обязательным, а содержит лишь перечень рекомендаций ФАС России. Но на его основе можно сделать вывод о направлении дальнейшего развития сферы электронных закупок. Вероятность того, что положения Стандарта будут утверждены законодательно в качестве обязательных к исполнению в ближайшее время, достаточно высокая, поэтому как заказчикам, так и поставщикам, которые хотят принять участие в конкурентных закупках, следует проводить подготовку персонала к новым стандартам деятельности. Независимость ЭТП от заказчика поможет значительно повысить объективность заключения контрактов на поставки.

Оценить шаги по внедрению электронных закупок можно достаточно позитивно. Если развитие системы закупок продолжится в таких же темпах, то в скором времени будет существенно снижено количество случаев необъективного выбора поставщика, которые могут быть продиктованы как низкой компетенцией заказчика, так и наличием влияния крупных бизнес-групп.

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила рейтинг федеральных электронных торговых площадок России.

Напомним, что в сентябре 2009 года минэкономразвития отобрало пять операторов электронных площадок, уполномоченных проводить торги в электронной форме в секторе государственного заказа. Отбор был осуществлен на пятилетний срок, и в сентябре этого года будут отобраны новые площадки, где федеральные, региональные и муниципальные заказчики смогут размещать торги. Четыре года из пяти работа шла по закону 94-ФЗ о госзакупках, полгода - в соответствии с новым законом 44-ФЗ о федеральной контрактной системе, вступившим в силу 1 января 2014 года. Рейтинг, представленный НАУЭТ, составлен по итогам первого полугодия 2014 года.

Результаты рейтинга показали, что, несмотря на внутренние колебания показателей, рыночная расстановка сил кардинально не изменилась. В число лидеров по показателям по-прежнему входят Единая электронная торговая площадка (152 балла, 1-е место в рейтинге) и электронная площадка "Сбербанк-АСТ" (130 баллов, 2-е место). По мнению экспертов НАУЭТ, лидерство "Сбербанк-АСТ" в количественных критериях уступает высоким оценкам системы сервисов ЕЭТП. Эксперты НАУЭТ отмечают, что при общей тенденции развития электронных торговых площадок - переносе акцентов с заказчика на поставщика - именно это позволяет ЕЭТП занять первое место в рейтинге.

РТС-Тендер занимает третье место (81 балл), имея только один высший балл по быстроте поиска контактов техподдержки на сайте. Позиции ММВБ-ИТ поколебались после смены владельца, поэтому площадка опустилась с третьего на четвертое место (76 баллов). АГЗРТ, работающая лишь с одним регионом, занимает последнее место в рейтинге (56 баллов).

По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Назаркина, основные критерии рейтинга формируются в две базовые группы: количественная статистка и клиентоориентированность сервиса. "В большинстве случаев аналитики НАУЭТ использовали данные сайта zakupki.gov.ru и сайтов самих электронных площадок, а также основывались на заключениях независимых экспертов, - говорит Антон Назаркин. - Оценки выставлялись по 5-балльной системе, где максимальный балл получал оператор, показавший лучший результат в категории. Итоговый балл для каждого оператора получен путем суммирования всех присвоенных ему баллов".

ЕЭТП принадлежит правительству Москвы (52%) и Банку Москвы (48%). Основные клиенты площадки в госсекторе - субъекты РФ: Москва, Санкт-Петербург и Республика Башкортостан, а также ряд крупных ведомств - минобороны, МЧС и другие. У ЕЭТП есть блок по работе с корпоративными клиентами в соответствии с Законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ). Среди них - "Ростелеком", "Росатом", Московский и Санкт-Петербургский метрополитены и другие. В марте 2014 г. ЕЭТП запустила пилотный проект по продаже государственной недвижимости Москвы в соответствии с законом о приватизации (178-ФЗ). За исследуемый период, согласно статистике портала zakupki.gov.ru, на площадке было проведено более 115,1 тыс. торгов на сумму 432,1 млрд рублей, что составляет 27,2% от общей суммы проведенных процедур.

Электронная площадка "Сбербанк-АСТ" принадлежит Сбербанку России. Проводит государственные и корпоративные закупки, продажу имущества предприятий-банкротов, приватизацию и аренду имущества, а также закупки для нужд Сбербанка России. За предыдущие шесть месяцев площадка провела 279,3 тыс. торгов на сумму 689,8 млрд рублей (43,4% от суммы всех проведенных процедур).

Владелец "РТС-Тендер" - некоммерческое партнерство развития финансового рынка НП РТС. Площадка проводит около 80% госзакупок Сибирского федерального округа, также в число ее клиентов входит ряд федеральных ведомств. РТС-Тендер не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов по 223-ФЗ, но предоставляет такую возможность через своего партнера "OTC-tender". С января по июнь 2014 года площадка провела 96,7 тыс. торгов на сумму 290,5 млрд рублей (18,3% от общей суммы проведенных процедур).

ММВБ-ИТ, 100% акций которого в январе этого года Московская биржа продала торговому порталу Fabrikant.ru, с марта изменила фирменное название на "Электронные торговые системы". Сумма сделки составила 440 млн руб. Клиенты площадки - Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Счетная палата, Нижегородская область, а также блок закупок Республики Беларусь. Площадка не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов и проводит их на площадке Fabrikant.ru. С начала этого года площадка провела 14,5 тыс. торгов на сумму 84 млрд рублей (5,3% от всех торгов).

АГЗРТ обслуживает организации Республики Татарстан. В числе клиентов площадки - муниципальные образования республики, а также различные региональные структуры исполнительной власти и военные организации. За исследуемый период площадка провела 27,4 тыс. торгов на сумму 92,5 млрд рублей (5,8% от общей суммы проведенных процедур).

В России в 2013 году рынок государственных закупок составил 6 трлн рублей, что равняется почти 10% годового ВВП (66,689 трлн). По данным Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ), торги в электронной форме составили 73% (4,4 трлн рублей) от всего объема госзаказа, а потери государства от коррупционной составляющей - закупок по завышенным ценам - вылились в 265 млрд рублей (5,5 млрд евро).

"Рынок государственных закупок составляет внушительную долю экономики государства, а контроль целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств - одна из стратегических задач любого правительства, - говорит исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок Илия Димитров. - Проведение государственных закупок в электронной форме многократно упрощает процедуру контроля и, соответственно, препятствует развитию коррупции".



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло