Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия. Бюджетное планирование

Выработка эффективного распределения денежных средств в процессе деятельности компании – ключевая задача высшего менеджмента организации. Финансовое планирование определяет не только текущее положение дел, но и перспективы развития предприятия, его положение в конкурентной среде.


Понятийные основы финансового планирования

Финансовое планирование и бюджетирование – это аспект деятельности предприятия, который подразумевает управление денежными средствами фирмы с помощью создания фондов, координации процессов движения выручки; управленческие решения в бюджетировании должны быть сообразны с текущим экономическим положением, предполагаемыми доходами, целями и задачами для различных временных периодов.

Основные показатели, планируемые для достижения, отражаются в финансовом плане – корпоративном документе, отражающем предполагаемые приход и расход финансов. Финпланы различают по сроку составления:

  • краткосрочные (прогноз до одного года; краткосрочный план также называют «бюджетом». Бюджет отражает месячное или квартальное движение средств в экономическом и инвестиционном поле.);
  • среднесрочные (прогноз от одного до трех лет);
  • долгосрочные (свыше 3-х лет).

Еще двумя важными понятийными единицами теории бюджетирования являются термины «вертикальное бюджетирование» и «горизонтальное».

Горизонтальное подразумевает, что бюджет составляется подразделениями компании без вмешательства высшего руководства. Топ-менеджмент подключается только тогда, когда отделы не могут достичь договоренности.

Вертикальное планирование бюджета состоит в том, что каждое подразделение утверждает финплан с руководителем. Менеджер может корректировать распределение расходов по статьям, исключать статьи вовсе или формировать новые.

Бюджетное планирование финансовой деятельности главной целью преследует максимальное извлечение чистой прибыли на определенном временном отрезке. Под чистой прибылью в менеджменте и экономике понимают прибыль после освобождения от всех издержек по итогам периода.

Цели бюджетного планирования

Расширенный список задач, которые руководство компании обязано решить для корректировки или внедрения стратегии планирования бюджета на предприятии:

  • обеспечение межведомственной работы, кооперации отделов и подразделений;
  • создание и отработка системы контроля за исполнением финансового плана предприятия;
  • координация текущего планирования;
  • оценка текущих затрат предприятия.

Эксперты утверждают, что наиболее сложным моментом является внедрение новой стратегии планирования финансов. Для того чтобы минимизировать «осложнения» руководство должно придерживаться такой линии действий:

  • изучение текущего состояния кооперации подразделений и отделов, анализ регламентов и должностных инструкций;
  • обучение персонала;
  • реорганизация подразделений наиболее щадящим способом;
  • работа по совершенствованию корпоративных стандартов;
  • разработка корпоративной системы отслеживания финансовых операций и выполнения плановых показателей.

Теория менеджмента выделяет основные принципы, которых должны придерживаться руководители при планировании бюджета предприятия:

  1. Принцип участия: каждый сотрудник вне зависимости от должности является участником процесса финансового бюджетного планирования;
  2. Принцип единства: планирование должно носить системный характер;
  3. Принцип непрерывности: планирование ведется в течение всего цикла реализации бюджетной стратегии, даже если плановые показатели достигнуты раньше срока;
  4. Принцип точности предполагает максимальную детализацию финплана;
  5. Принцип научности: при разработке стратегии должна использоваться теоретическая база и эмпирические данные;
  6. Принцип единоначалия: окончательные решения по спорным вопросам бюджетирования принимает топ-менеджмент;
  7. Принцип конъюнктуры: внедряемые программы финансового планирования должны соответствовать текущей рыночной ситуации.

Выработка управленческих решений должна основываться на методах экспертных оценок и экстраполяции. Метод экстраполяции предполагает использование объективных данных финансовых показателей за отчетный период. Метод экспертных оценок заключается в привлечении отраслевых специалистов для участия в прогнозировании финансовой ситуации на планируемый период.

Методология финансового планирования

Процесс планирования бюджета должен быть ориентирован на использование обширной методологической базы экономики предприятия и теории менеджмента. Допускается применять такие методы:

  • нормативный: максимальная регламентация всех аспектов деятельности компании, т. е. внедрение нормативов оплаты труда, расходов материала, использования производственных мощностей;
  • метод денежных потоков: в качестве основного расчетного показателя используются суммы и сроки поступления денег на счета организации;
  • экономико-математический: использование матанализа и компьютерного моделирования для формирования финансового плана;
  • балансовый: основывается на таком расчете пропорций расходования средств, при котором будет обеспечиваться полноценное функционирование и равномерное развитие подразделений компании;
  • расчетно-аналитический метод: рассматривает бюджетное планирование как динамический процесс; внедрение изменений должно производиться с учетом текущих показателей.

Выбор методологического направления должен зависеть от рода деятельности компании, степени разветвленности ее структуры и характера движения финансовых потоков.

Составляющие бюджета предприятия

В прикладном аспекте бюджетирование финансового планирования организации сводится к формированию нескольких бюджетов предприятия различного уровня. Бюджеты предприятия делятся на два типа: операционный и финансовый.

Финансовый бюджет включает в себя три уровня:

  1. инвестиционный:
  2. баланс денежных средств: отражает все возможные поступления средств за отчетный период;
  3. прогнозируемый бюджет: отчетный документ, отражающие предполагаемое состояние дел на конец периода. Иногда сопровождается детальным SWOT-анализом, содержащим сведения о возможностях и угрозах на протяжении отчетного периода;

Этот тип отражает итоговые показатели, определяет успешность выполнения финплана в целом.

Операционный бюджет содержит в себе еще большее количество и показывает текущую ситуацию на предприятие, дает детальное представление о расходовании средств подразделениями. Данный тип включает в себя следующие уровни:

  1. бюджет продаж: формируется с учетом предполагаемого объема реализации продукта и цены на него. При формировании цены и предполагаемых объемов продаж нужно ориентироваться на показатели продаж в предыдущем отчетном периоде, макроэкономические факторы, сезонность спроса на товары и услуги;
  2. производственный бюджет: определяет тип производимого продукта/услуги и предполагаемое количество произведенных единиц. При формировании нужно учитывать возможность резкого изменения спроса, текущие запасы произведенной продукции, себестоимость единицы продукта;
  3. бюджет производственных запасов: отражает хранящиеся на складе резервы сырья, готовой продукции, ГСМ. В финансовом плане данные должны быть отражены в количественных и стоимостных величинах. В этот раздел входит бюджет затрат на сырье и материалы производства;
  4. фонд оплаты труда: формируется из ставок работы персонала и планируемых показателей производительности труда. В данном разделе, возможно, появление дополнительных показателей: это зависит от того, какая система оплаты применяется в компании – фиксированная или сдельная;
  5. накладные затраты: сюда могут входить некоторые макроэкономические факторы(инфляция), а также амортизационные расходы – траты на ремонт и обслуживание оборудования;
  6. расходы на менеджмент: к этому типу относятся траты на осуществление сбыта, расходы на обеспечение функционирования аппарата менеджеров, плата за корпоративную связь и транспорт.

Все описанные типы документов должны формироваться до того, как начнется плановый период.

Анализ и планирование бюджета операционного уровня в большинстве случаев обеспечивает достижения прогнозных значений финансового плана, помогает сформировать позитивный финансовый бюджет. Работа в плановый период должна начинаться с составления отчета о прибылях и убытках – прогнозного документа, отражающего показатели планируемой деятельности. В отчете должны быть данные, систематизированные и скомпонованные на основе перечисленных видов расходных направлений.

Типовой финансовый план

Документ должен содержать разделы:

  • прогноз сводного баланса;
  • бухгалтерский баланс с указанием основных средств, оборотных активов, дебиторской задолженности и детализацией пассивной части;
  • расчет основных средств после коррекции коэффициентов.

Для составления финплана нужно привлекать бухгалтеров, экономистов, топ-менеджеров, консультантов по стратегическому менеджменту.

Бюджетное планирование – краеугольный камень экономической деятельности, без которого функционирование предприятия невозможно в плановой или рыночной экономической парадигме. Вне зависимости от рода деятельности, финансовое планирование имеет обобщенный характер. Приобретение знаний о данном аспекте бизнеса будет полезно начинающим предпринимателям, так как бюджетирование – наиболее важная часть бизнес-плана.


Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика , объем финансовых ресурсов , аккумулируемых в бюджете , источники поступлений средств, объем и направления расходов, величина дефицита бюджета , объемы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.
Бюджетное планирование влияет на распределительные процессы в экономике . От него, в частности, зависят масштабы и пропорции перераспределения доходов предприятий различных форм собственности , секторов и отраслей экономики, размеры их накоплений, величина подоходного налога, поступающего из доходов населения, доля поступлений от предприятий и населения в доходах бюджета. Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования является определение пропорций федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.
Система финансовых планов по длительности их действия включает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные) финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы).
Годовые финансовые планы представляют собой финансовые планы на предстоящий год. Основными показателями проекта бюджета являются общий объем доходов , общий объем расходов и дефицит бюджета. Наряду с общим объемом доходов в проекте бюджета должны содержаться доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов. Общий объем расходов бюджета должен быть распределен по главным получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией, а также по разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. В расходах выделяются также средства целевых бюджетных фондов и объемы финансовой помощи бюджетам других уровней управления. В отношении дефицита федерального бюджета, кроме его общего размера, в проекте определяются источники финансирования за счет внутренних заимствований, верхний предел государственного долга на 1 января следующего за планируемым года, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень внешних заимствований, верхний предел государственного внешнего долга. В проекте бюджета определяются также объемы кредитов , предоставляемых иностранным государствам, международным организациям и иностранным юридическим лицам .
Перспективный (среднесрочный) финансовый план. В развитых странах в последние десятилетия осуществляется переход к многолетнему планированию. В рамках многолетнего планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план является прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Это, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. В России в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004?2006 гг., принятой постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 2491, также налаживается составление перспективного финансового плана. Он формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план РФ разрабатывается на три года (включая очередной финансовый год) и ежегодно корректируется с учетом уточненного сред несрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он позволяет увязывать годовое финансовое планирование со среднесрочным.
Целью разработки перспективного финансового плана является:
? определение предполагаемых среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы;
? комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
? выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
? отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочное финансовое планирование в России не лишено недостатков.
При разработке среднесрочного (трехлетнего) финансового плана отдельно для каждого года утверждается лишь годовой бюджет. Данные на три года носят справочный характер и при составлении годовых бюджетов каждый разразрабатываются заново. В результате теряется предсказуемость бюджетных ассигнований на трехлетний период и подрывается основа трехлетнего планирования для бюджетополучателей. Очевидно, в перспективе среднесрочный финансовый план должен приобрести статус законодательно утверждаемого документа. Для этого должен быть разработан порядок и методология ежегодной корректировки ранее принятых проектировок, определены приоритеты среднесрочной государственной политики и обеспечена увязка с ними среднесрочного финансового плана.
Выделяемые бюджетные средства формируются на основе корректировки величины бюджетных ассигнований прошлых лет при крайне слабом учете ведущих направлений развития в соответствии с приоритетами государственной и региональной экономической политики.
Практически не используется механизм выделения средств на основе определения целей, результатов использования выделенных ресурсов и оценки финансовой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. В итоге деятельность органов власти ориентирована в основном на освоение выделенных бюджетных ассигнований, в то время как ее следует ориентировать на достижение существенных социально-экономических результатов по приоритетным направлениям.
В связи с этим Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004?2006 гг., предусмотрено «смещение акцентов бюджетного процесса «от управления бюджетными ресурсами (затратами)» на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и главных распорядителей и получателей (администраторов) бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров». Проектируется установление долгосрочных переходящих лимитов ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формирование общей суммы ассигнований (глобального бюджета) на выполнение определенных функций и программ. Таким образом, повышается предсказуемость объемов, которыми распоряжаются администраторы бюджетных средств. Суть финансирования , ориентированного на результаты, заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами.
Долгосрочный финансовый план (бюджетный прогноз) составляется в целях определения налогово-бюджетной политики на более длительный период. Бюджетное прогнозирование представляет собой осуществляемые на основе прогноза социально-экономического развития расчеты и анализ возможного состояния бюджета в перспективе, оценку тенденций и закономерностей изменений, существующих альтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозов осуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны или региона. В ходе прогнозирования доходов бюджета рассчитываются в целом по территории объем финансовых ресурсов и возможности их привлечения в бюджет, выявляются и оцениваются формы мобилизации денежных ресурсов, оценивается воздействие налоговой нагрузки и предполагаемых методов налогообложения на развитие производства, определяются пропорции распределения доходов между бюджетами различных уровней управления. Бюджетное прогнозирование позволяет также оценить возможный объем и направления расходования бюджетных средств, дефицит бюджета и определить возможные источники его покрытия.
Основные документы, используемые для составления финансовых планов. Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса и плане развития государственного или муниципального сектора соответствующей территории.
Бюджетное послание Президента содержит намечаемую бюджетную политику страны на финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего планируемому.
Прогноз социально-экономического развития составляется до начала работы над проектом бюджета на основе итогов социально-экономического развития за прошедший период и тенденций на проектируемый финансовый год. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Государственные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на год, среднесрочную и долгосрочную перспективы, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Разработка прогнозов осуществляется в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики , по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. При разработке прогнозов предусматривается несколько их вариантов с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Основными исходными показателями прогнозов социально-экономического развития, используемыми для разработки проекта бюджета, являются объем валового внутреннего продукта , темп его роста и предполагаемый уровень инфляции . Эти показатели во многом определяют объем доходов государственных финансов и прежде всего объем налоговых поступлений. В то же время прогноз социально-экономического развития должен учитывать проектируемые изменения в налоговом законодательстве и их воздействие на экономическое развитие и налоговые доходы.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу в РФ согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития расширяет горизонт и позволяет формировать соответствующий прогноз доходов и расходов бюджета и учитывать влияние изменений в налоговом законодательстве на этот период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию. Первое после вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В нем характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Правительство Российской Федерации разрабатывает Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации. В этой программе должны быть отражены:
? оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики;
? концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу;
? макроэкономическая политика;
? институциональные преобразования;
? инвестиционная и структурная политика;
? аграрная политика;
? экологическая политика;
? социальная политика;
? региональная экономическая политика;
? внешнеэкономическая политика.
Указанная программа официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу в РФ согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития» формируется раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В указанной концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Прогнозы социально-экономического развития на долгосрочную перспективу создают предпосылки для формирования стратегии бюджетного планирования. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами формируются долгосрочные целевые программы.
Долгосрочные целевые программы, финансируемые за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов , разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти или органами местного самоуправления и утверждаются соответственно законодательными (представительными) органами и представительными органами местного самоуправления.
В процессе составления бюджета формируется баланс финансовых ресурсов . Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Плановый баланс финансовых ресурсов РФ, субъекта РФ, муниципального образования и хозяйствующих субъектов на определенной территории (прогноз сводного финансового плана) cоставляется на основе отчетного баланса за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета . Бюджетные ресурсы и ресурсы вне бюджетных фондов отражаются в сводном финансовом балансе как его составные части.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению. Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется с Бюджетным кодексом , в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения, установлен порядок его исполнения, составления и утверждения отчета об исполнении и финансового контроля . Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, отраслей экономики, а также составление сводных финансовых балансов , на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление и представление проектов бюджетов в законодательные (представительные) органы является прерогативой Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований. Непосредственными составителями бюджетов являются финансовые органы на соответствующих уровнях управления.

Зарубежные предприятия уже давно используют такие технологии, как стратегический менеджмент , маркетинг , бюджетирование, процессный подход и т. д. Эффективность данных технологий доказана. Однако активное их использование в России сопряжено с рядом трудностей:

  • низкой квалификацией управленцев;
  • нежеланием руководства;
  • отсутствием финансовых возможностей для овладения данными технологиями управления и т. д.
Одна из популярных технологий управления – бюджетирование. Несмотря на широкую популярность, его теоретические вопросы толкуются учеными с разных точек зрения. Общепринята следующая точка зрения: бюджетирование – производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

Бюджетирование следует отличать от финансового планирования. Во-первых, бюджетирование – это одновременно планирование, учет , анализ , мотивация и контроль , а финансовое планирование затрагивает только этап планирования. Во-вторых, в процессе бюджетирования осуществляется планирование всехсфер деятельности предприятия: сбыта, производства, закупки, финансов и т. д. В процессе финансового планирования затрагиваются только вопросы финансовой системы предприятия.

Результат бюджетирования на предприятии – разработка системы бюджетов, которые могут составляться как в натуральном, так и стоимостном выражении. Бюджеты предприятия могут пониматься как экономические прогнозы, основа для контроля, средство координации, основа для постановки задачи, средство делегирования полномочий.

В системе бюджетирования разрабатывается множество видов и форм бюджетов. Отдельные бюджеты характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджеты продаж). Укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.

Единых требований к системе бюджетирования нет. Государство никак не регламентирует эту систему на предприятии. Каждое предприятие само определяет параметры системы бюджетирования:

  • состав бюджетов;
  • горизонты планирования;
  • состав плановых показателей и т. д.
Внедрение системы бюджетирования означает для предприятия, как правило, серьезные структурные изменения в экономический и финансовой работе. В результате управленческие процессы становятся более понятными и прозрачными, выявляются неэффективные структурные подразделения, усиливается мотивация работников предприятия, обеспечивается привязка стратегических вопросов к тактическим.

Трудности внедрения бюджетирования на отечественных предприятиях обычно связаны с тем, что это требует:

  • коренной перестройки всех бизнес-процессов предприятия;
  • внедрения дорогостоящих средств автоматизации бюджетирования;
  • повышения квалификации финансовых и всех управленческих работников;
  • дополнительных затрат на оплату услуг консультантов;
  • разработки нормативной базы;
  • повышения исполнительской дисциплины внутренних правовых документов и т. д.

ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Экономическая сущность бюджетного планирования

Бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системе на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Главная задача бюджетного планирования - наиболее полное выявление и мобилизация внутренних ресурсов хозяйства для обеспечения необходимыми денежными средствами высоких темпов развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления могущества страны.

Принципы бюджетного планирования:

1. Выявление всех материальных и финансовых резервов.

2. Регулирование бюджетного процесса едиными правовыми нормами.

3. Адресный и целевой характер бюджетных средств.

4. Непрерывность в планировании бюджета.

5. Стабильность финансовых показателей.

6. Балансовый метод.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе вос­производства служит основным методологическим пунктом раз­вития теории бюджетного планирования и использования ее ре­зультатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных эко­номических условий, поскольку она зависит от системы производ­ственных отношений, того или иного способа производства и оп­ределяется ею.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточнения прогноза социально-экономического развития государства .

Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Следующий этап бюджетного планирования – процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально – экономического развития государства или территории, которая в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политике, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерства экономики РФ прогнозе социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Также, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально- экономического развития страны .

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в котором отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году .

Бюджетное планирование в РФ осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана. Важнейшим этапом бюджетного планирования является выбор целей и приоритетов бюджетной политики на долгосрочную перспективу. Выбор происходит на основе прогноза социально-экономического развития. Максимально эффективными считаются бюджетные программы, в наибольшей степени, достигшие поставленной цели. Ошибки на стадии определения приоритетов бюджетной политики являются самыми дорогостоящими, поэтому желательно, чтобы целевые установки корректировались в результате анализа влияния экономической политики на ключевые индикаторы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе .

Наиболее перспективным методом планирования является бюджетирование, ориентированное на результат. В настоящее время идет интенсивное изучение возможных механизмов внедрения практики бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс России на всех уровнях бюджетной системы .

Бюджетирование – это формализованный процесс, охватывающий как законодательную, так и исполнительную власть, который ведет к определению того, какие общественные услуги будут предоставляться, кто будет их получателем, и каким образом эти услуги будут предоставляться.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

Бюджетный процесс состоит из следующих этапов, которые накладываются друг на друга:

Бюджетное прогнозирование (разрабатывается прогноз экономического развития государства);

Бюджетное планирование (составляется и утверждается бюджетный план);

Исполнение бюджетного плана (обеспечивается выполнение бюджетного плана – собираются доходы и производятся расходы);

Контроль бюджета (финансовый аудит и аудит эффективности управления бюджетом);

Анализ бюджета (сравнение бюджетного плана с отчетом об исполнении бюджета, анализ полученных результатов).

Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля .

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент РФ,

Органы законодательной (представительной) власти,

Органы исполнительной власти всех уровней,

Финансовые органы,

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,

Органы кредитно-денежного регулирования,

Органы финансового контроля,

Государственные внебюджетные фонды,

Главные распорядители бюджетных средств.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятые правительством проект бюджета и другие документы, и материалы вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они также представляются Президенту .

Федеральный бюджет не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам. В РФ бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий .

Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год.

Организация исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом, Федеральным казначейством и их органами на местах.Рассмотрим систему управления бюджетом (рис. 1.) в качестве субъекта управления выступает бюджетный аппарат, в качестве объекта управления – бюджетная система, в качестве инструмента воздействия – бюджетный механизм. Конечная цель системы управления бюджетом – реализация бюджетной политики.

Рис. 1. Система управления бюджетом

Таким образом, система управления бюджетом – это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие бюджетного аппарата на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений) посредством функционирования бюджетного механизма, реализующего достижение целей бюджетной политики. Бюджетная политика – это деятельность по управлению бюджетом, направленная на достижение государственных целей.

Цель бюджетной политики определяет приоритеты государства в отношении:

Сбора доходов (вводимые налоги, процентные ставки и т.д.);

Предоставления обществу услуг (благ) и равномерности их распределения;

Стабилизации (обеспечения равномерного протекания экономического развития).

Под бюджетным аппаратом понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление бюджетом. Бюджетный аппарат осуществляет управление бюджетом посредством бюджетного механизма. Бюджетный механизм создается государством как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. А также является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого этапа развития страны .

Структура бюджетного механизма:

1) мобилизация денежных средств в федеральные, региональные и местные бюджеты;

2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Звенья бюджетного механизма функционируют с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.

Выделяют в структуре бюджетного механизма следующие элементы:

а) бюджетное планирование (прогнозирование),

б) организация бюджетного процесса,

в) бюджетное регулирование

г) бюджетный контроль.

Каждому из элементов присущи специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса.

Введение

В условиях нестабильности внешней среды, неопределенности условий хозяйствования, эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование.

На данный момент, многие предприятия не осуществляют перспективного планирования, снижая тем самым вероятность своего выживания в сложившихся условиях. В большинстве случаев план разрабатывается только на ближайший квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы часто носят фрагментарный характер, разрабатываются на разной информационной базе, не содержат механизм корректировки в процессе их реализации, что приводит к рассогласованности плановых заданий и дезорганизации работы подразделений предприятия.

Планирование необходимо для того, чтобы:

  • Понимать, где, когда, как и для кого следует производить и продавать продукцию
  • Понимать, какие ресурсы понадобятся для достижения поставленных целей
  • Добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов

Сложившаяся система планирования в России имеет недостатки:

  • Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа
  • Процесс планирования затянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений
  • Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
  • При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности
  • Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безубыточных продаж
  • При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности
  • Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия
  • При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности

Эффективное управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без четкой системы внутрифирменного планирования. Создание такой системы - сложный процесс, требующий соответствующих ресурсов, навыков и умений.

В данной работе освещены суть бюджетного планирования, принципы и последовательность подготовки основного бюджета коммерческой организации.

Список используемой литературы

  1. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии, Часть 2, - Минск, ООО "Новое знание", 2000
  2. Контроллинг как инструмент управления предприятием, под ред. Н.Г. Данилочкиной, - Москва, "Аудит", "ЮНИТИ", 1999
  3. Управленческий учет, под ред. А.Д. Шеремета, - Москва, ИД ФБК ПРЕСС, 1999
  4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование, - Москва, ИНФРА-М, 1999
  5. Ильин А.И. Планирование на предприятии, - Минск, ООО "Мисанта", 1998
  6. Фольмут Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я, - Москва, Финансы и статистика, 1998
  7. Справочник антикризисного управляющего, под ред. проф. Э..А. Уткина. - Москва, "Тандем", 1998
  8. Деловое планирование, под ред. В.М. Попова, - Москва, Финансы и статистика, 1997
  9. Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. - Минск, Выш.шк., 1997
  10. Алексеева М..М. Планирование деятельности фирмы, - Москва, Финансы и статистика, 1997
  11. Бюджетирование, - интернет-ресурс корпорации Карана, www.gaap.ru

Глава 1: Концепция бюджетного планирования

1.1. Сущность бюджетного планирования

Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом "бюджет". Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".

Составление бюджетов преследует следующие цели:

  • Разработка концепции ведения бизнеса:
  • Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  • Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  • Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
  • Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
  • Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
  • Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
  • Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков;

Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет следующие три функции, частично перекрывающие друг друга:

  • прогнозирование,
  • координация,
  • контроль.

План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок).
  2. Полнота планирования (сценарии)
  3. Поддержка со стороны высшего руководства
  4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов)
  5. Ответственность за разработку и выполнение планов
  6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
  7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана
  8. Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).

1.2 Достоинства и недостатки бюджетирования

Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

  • Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
  • Позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • Способствует процессам коммуникаций;
  • Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
  • Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;
  • Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

  • Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  • Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
  • Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
  • Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут подстерегать "подводные камни":

  • Политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
  • Конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
  • Завышение потребностей в ресурсах;
  • Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам

1.3. Методология и инструментарий бюджетного планирования

Для обеспечения эффективного внутрифирменного планирования используется ряд инструментов и методов:

  • Бюджеты
  • Нормирование
  • Выделение ЦФО
  • Подходы к разработке бюджетов
  • Сценарный анализ
  • Анализ отклонений.

Бюджеты

Ключом к пониманию термина "бюджет" является осознание того, что это есть не что иное, как лист бумаги, на котором в табличном формате представлены финансовые данные. Таким образом, бюджет - это гибкая форма аккумуляции информации о планируемых или произведенных финансовых операциях. Поэтому бюджет может быть назван инструментом планирования.

По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это "количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течении этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели".

Функции бюджета:

  • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  • Координирование различных видов деятельности и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
  • Стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;
  • Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
  • Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;
  • Средство обучения менеджеров.

Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков. Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать.

Нормирование

Нормы и нормативы принимаются в качестве исходных величин для разработки всей системы плановых показателей предприятия. С их помощью регулируется, планируется и контролируется вся производственно-хозяйственная деятельность, ведется бухгалтерский учет.

Норма - это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода средств производства и живого труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ. (Например, норма расхода металла показывает, сколько килограмм металла должно расходоваться на одно изделие)

Норматив - это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования. (Например, расход заработной платы на рубль готовой продукции, съем продукции с 1м2 производственной площади, плановый коэффициент использования металла).

Выделяют следующие функции норм и нормативов:

  • Средство нормативного метода планирования в целях обеспечения сбалансированности, пропорциональности и оптимальности стратегических и тактических планов
  • Элемент организации производства и труда.
  • Средство учета требований режима экономии ресурсов
  • Стимул научно-технического прогресса в производстве.

Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

  • Прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;
  • Обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;
  • Комплексность - комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;
  • Гибкость, динамичность - систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;
  • Сопоставимость - обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;
  • Автоматичность - компьютеризация - формирование, обновление и использование нормативной базы.

Выделение ЦФО

В рамках системы бюджетирования информация аккумулируется и анализируется не по предприятию в целом, а по центрам ответственности.

Центр ответственности - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения.

Чаще всего на практике применяют следующие принципы выделения центров ответственности на предприятии:

  • Функциональный
  • Территориальный
  • Соответствия организационной структуре
  • Сходства структуры затрат

Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

  • В каждом центре затрат должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
  • В каждом центре должен быть ответственный;
  • Степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
  • Желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми;
  • На центры затрат желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать;
  • Поскольку деление предприятия на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Деление предприятия на центры ответственности и классификация затрат являются фундаментом для создания на предприятии системы бюджетирования.

Подходы к разработке бюджетов

На предприятии для каждого центра ответственности составляется отдельный бюджет, при этом используется особый подход, уместный именно для рассматриваемого центра.

Существуют различные подходы к разработке бюджетов:

Сценарный анализ

  • структура ассортимента;
  • кооперация;
  • альянсы.

Анализ экономической эффективности

  • Дебиторская задолженность;

Бюджеты могут быть:

Анализ отклонений

  • предвидеть развитие ситуации

  • Прогноза балансового отчета

  • Бюджета реализации
  • Бюджет производства
  • Бюджета коммерческих расходов
  • Бюджета прибылей и убытков

Финансовый бюджет состоит из:

  • Инвестиционного бюджета
  • Плана денежных потоков
  • Прогнозного баланс

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки (см. Пункт "Выделение ЦФО"), так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем выпуска и реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.

Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь "вход -выход" носит не столь явный характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров частично регулируемых затрат, а так же для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др.

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

  • Бюджеты "от достигнутого" составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют приростными). Например, общехозяйственные затраты обычно планируют "от достигнутого".
  • Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокращается или увеличивается на 5,10,20%. Этот подход является промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля".

Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок.

Сценарный анализ

Предприятия функционируют в быстро меняющейся внешней среде. Изменения внешних условий зачастую опережают выполнение запланированных мероприятий, прежде всего по продуктам и услугам в отдельных рыночных сегментах вследствие быстрого рыночного развития новых технологий.

В связи с такими тенденциями развития планирование на предприятиях независимо от их размеров и отрасли сталкивается с определенными трудностями. Для их преодоления используют метод разработки сценариев будущего. Исходя из различных предположений о вероятном развитии, получают альтернативные базовые предпосылки для разработки планов.

Под сценарием понимается описание мыслимой будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Разрабатываются альтернативы, исходят из оптимистических, и пессимистических предположений о развитии ситуации. Затем на основе сценариев развития предприниматель формирует соответствующие планы.

Сценарий является важным вспомогательным инструментом планирования на предприятии. Для каждого варианта сценария следует составить альтернативные планы. В случае наступления события, предусмотренного сценарием, руководство предприятия может действовать быстро и в соответствии с ситуацией. Результаты реализации сценариев должны облегчить и улучшить качество будущих предпринимательских решений. К таким решениям, в частности относятся:

  • расширение сбытовой организации;
  • собственное производство или поставки со стороны;
  • структура ассортимента;
  • политика в отношении товарных марок;
  • кооперация;
  • альянсы.

Таким образом, сценарный анализ позволяет определить наиболее вероятный путь развития предприятия в планируемой перспективе. Разработав несколько сценариев развития, предприятие снижает риск неопределенности будущего и получает возможность спланировать свои действия для любой ситуации.

Анализ экономической эффективности

Анализ финансового положения предприятия - неотъемлемы процесс планирования. В конечном счете, такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

В процессе финансового анализа исследуются:

  • Наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения;
  • Состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов;
  • Дебиторская задолженность;
  • Эффективность использования средств.
  • недостижимыми, если недостижимы поставленные цели
  • неприемлемыми, если условия достижимости целей не выгодны для предприятия

Для оценки достижимости и приемлемости бюджетов применяются инструменты финансового анализа и диагностики. С их помощью оценивается эффективность предлагаемых к принятию бюджетов.

Анализ отклонений

Точность реализации целевых установок плана зависит от эффективности контроля за его выполнением. Анализ отклонений способствует своевременному принятию необходимых решений.

Сравнение фактических и плановых показателей позволит:

  • определить причины несоответствия фактических результатов запланированным,
  • проанализировать факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности
  • предвидеть развитие ситуации
  • принимать оперативные решения по устранению негативных тенденций и укреплению позиций компании.

1.4. СТРУКТУРА ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА

Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей.

По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.

Основной или общий бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:

  • Прогноза отчета прибылей и убытков
  • Прогноза отчета о движении денежных средств
  • Прогноза балансового отчета

Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

Подготовка операционного бюджета

Этот бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации.

Операционный бюджет состоит из:

  • Бюджета реализации
  • Бюджет производства
  • Бюджета производственных запасов
  • Бюджета прямых затрат на материалы
  • Бюджета общепроизводственных расходов
  • Бюджета прямых затрат на оплату труда
  • Бюджета коммерческих расходов
  • Бюджета общехозяйственных расходов
  • Бюджета прибылей и убытков>

Подготовка финансового бюджета

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Финансовый бюджет состоит из:

  • Инвестиционного бюджета
  • Плана денежных потоков
  • Прогнозного баланс

Логическая схема процесса бюджетирования:

Глава 2: Принципы формирования основного бюджета

2.1. Планирование продаж

Процесс тактического планирования начинается с определения объема продаж. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года.

Прогноз объема продаж - необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:

  • объем продаж предшествующих периодов
  • производственные мощности
  • зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.
  • относительная прибыльность продукции
  • изучение рынка, рекламная компания
  • ценовая политика, качество продукции
  • конкуренция
  • сезонные колебания
  • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров

Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяют уровень и общий характер всей деятельности организации.

Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо соблюдать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.

2.2. Планирование коммерческих расходов

В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.

Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.

Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются:

  • типы продукции
  • типы покупателей
  • география сбыта

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок; поэтому необходимо четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

2.3. Планирование производства

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.

На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывается бюджет производства.

Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях.

Бюджет производства учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

2.4. Планирование производственных запасов

Бюджет производственных запасов содержит информацию необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:

  • прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции
  • прогноза балансового отчета - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода

объем незавершенного производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

2.5. Планирование прямых затрат на материалы

Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.

Все затраты подразделяются на прямые и косвенные; к прямым затратам относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного производственного персонала, большая часть общецеховых расходов.

Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.

В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

2.6. Планирование прямых затрат на оплату труда

Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

  • фиксированную часть оплаты труда
  • сдельную часть оплаты труда

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.

2.7. Планирование общепроизводственных расходов

Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Этот бюджет имеет две цели:

  • Интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;
  • Аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.

Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

2.8. Планирование общехозяйственных расходов

Бюджет общих и административных расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты, переменная часть затрат, если она и присутствует, планируется как процент (например, от объема продаж).

2.9. Прогноз отчета о прибылях и убытках

На основе подготовленных периодических бюджетов можно начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно данным бюджетов использования материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработала компания за отчетный период и какие затраты были понесены.

2.10. Прогноз отчета о потоке денежных средств

Движение денежных средств - один из наиболее важных аспектов операционного цикла организации. Бюджет денежных средств разрабатывают после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках уже завершены.

Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет) показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают.

Таким образом могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Вот почему необходимо тщательно планирование денежных средств.

Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учетом изменений в кредиторской задолженности.

При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех затрат исключается амортизация.

Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

2.11. Прогноз баланса

Последним шагом в процессе подготовки основного бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом.

Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.

Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных средств.

Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.

После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.

Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

Заключение

Бюджетное планирование - одна из важнейших функций управления.

Очевидно, что полноценное функционирование системы бюджетного планирования тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время на большинстве предприятий основной период планирования и учета - это месяц. Однако современные условия хозяйствования диктуют необходимость получения значительно более оперативной информации, которая позволит принимать своевременные решения по оптимизации финансовых и материальных потоков на предприятии.

Для того, чтобы контролировать выполнение плана, собирать затраты и сводить баланс каждый день, требуется принципиально новый уровень автоматизации учета и планирования. Автоматизированный сбор аналитической информации поможет избежать искажений, ошибок и злоупотреблений.

В рамках постановки системы бюджетного планирования необходимо решать задачу автоматизации в масштабе предприятия, а не отдельных служб. Трудоемкость обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, вручную ее обработать сложно; для экономистов цехов, филиалов, складов, магазинов работа в системе бюджетного планирования - это большая дополнительная нагрузка даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если принять решение о сборе информации раз в неделю, то подразделения физически не успеют обработать и предоставить всю информацию в планово-экономическую службу, которая в свою очередь не успеет свести данные по предприятию. Поэтому работу в системе бюджетного планирования не менее целесообразно автоматизировать, чем бухгалтерскую.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло