Храм святителя николая в хамовниках мощи. Описание храма николая чудотворца в хамовниках

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках – один из красивейших храмов, прославляющий православие. В церковь располагается неподалёку от живописной набережной имени Фрунзе. Самая близкая к ней станция метрополитена – «Парк Культуры». Начало существования храма датируется 1625-26 годами. Тогда появились первые упоминания о деревянном строении. К 1650-м годам дерево было заменено на камень, а к концу 1670-х годов храму присвоили имя «Николая Чудотворца». В месте, где воздвигли строение, в те времена располагались царские ткачи, которых называли хамовниками.

Вконтакте

Одноклассники

История храма святителя Николая в Хамовниках

Церковь является историческим и архитектурным памятником XVII века . При пожаре в Москве во время нашествия Наполеона храм уцелел, но разрушения коснулись стен. Храм решено было восстановить и уже к 1850-м годам у церкви возникла новая жизнь. В строении появилась великолепная роспись на стенах. В XIX веке в храме воздвигли ограждение и красивые ворота. В дальнейшем церковь Николая Чудотворца неоднократно подвергалась реставрации, но храм не переставал быть открытым для прихожан. В 1992 году храм пополнился чудо-колоколом весом около 1800 килограмм.

Икона Божией Матери

Одной из важнейших достопримечательностей храма в Москве является святая чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных» . В 2008 году в соборе Святого Никола отмечали дату – 160 лет со дня появления в нём иконы Божией Матери «Споручница грешных», творящей чудеса. Как возникла данная икона Богоматери неизвестно.

Историками предполагается, что прообразом для иконы стала фраза из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в получении о нас Богу приносящая!». Значительный промежуток времени икона была ничем не примечательна и находилась в ряду таких же безымянных икон, даже лик Богородицы стал практически неразличим.

Чудеса иконы

В середине 1840-х годов супруга Почепина, бывшего в то время купца, утратившая надежду излечить сына от припадков, попросила провести молебен перед непримечательной иконой Богоматери. По прошествии службы произошло чудо и мальчик вдруг чудесным образом избавился от болезни. Об иконе узнали, заговорили, и она заняла достойное место в храме. К иконе стали обращаться страждущие и получать просимое.

Молва быстро разнесла весть о появлении чудотворной иконы. В 1840-х годах Бонческул, бывший в то время полковником, приобрёл икону в личное владение. Он первый увидел, как с иконой происходят изменения: она становится блестящей и остекленевшей, а когда читается молитва, то исходят отблески, появляются благоухающие капли масла. Если больные пользуются этими каплями, то происходит избавление от заболеваний.

В мае 1848 года произошло знаменательное событие: Бонческул передал в дар икону «Споручница грешных» в церковь Святителя Николая в Хамовниках, в которой её поместили на аналое, близ клироса. После этого в ночное время суток на алтаре появились необычайные свечения, которые представляли собой мерцающие звёздочки. Это явление видело очень много людей. Диакон, которого приставили к иконе, собирал чудесную жидкость с иконы и отдавал её страждущим, которые в огромном количестве стали посещать храм. Известно, что икона исцеляла от холеры и припадков .

Другие особенности собора святителя Николая

Церковные прихожане добились переименования одного из приделов в честь Божией Матери «Споручница грешных». Преосвященный Леонид, епископ Дмитровский освятил его в 1872 году.

Списки с чудотворной иконы «Споручница грешных» распространены по всей стране. И даже иноверцы избавляются от своих заболеваний, прикладываясь к ним.

Также в соборе святого Николая в Москве имеются ещё следующие святыни:

  • икона святого Алексия (конец 1680-х годов, изограф Иван Максимов);
  • Смоленская икона Божией Матери (XVII в.);
  • икона великомученика Иоанна Воина.

Воскресная школа

При храме Святителя в Москве существует воскресная школа и православная гимназия. Воскресная школа в своей деятельности ориентируется на рекомендации Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Школа функционирует уже 25 лет, и в ней обучаются дети от 6 до 16 лет. Все обучающиеся поделены на 4 группы по возрастам:

  • 6-8 лет;
  • 8-9 лет;
  • 10-11 лет;
  • 12-16 лет.

Учащихся принимают в школу каждую осень, в начале учебного года, после проведения разговора с родителями и по благословению настоятеля храма. Занятия проходят в воскресенье. Первым уроком идёт Божественная литургия. А по субботам желающие прихожане могут посетить взрослые группы по изучению религиозной лексики на английском языке. Также по субботам работает факультатив для детей.

В воскресной школе Святителя существует традиция ежемесячного участия родителей и учеников в Таинстве Исповеди и Причащения. Учащимся читаются молитвы. Обучение проводится клириками храма и профессиональными педагогами. Задача учителей воспитать полноценных граждан, почитающих Закон Божий.

Социальная служба храма

Социальная служба храма Святителя помогает людям оказавшихся в трудных обстоятельствах : людям, оказавшимся без крова, документов, у которых нет денег на оплату срочного лечения, на содержание детей и родственников. Храм присматривает за обществом инвалидов, которое называется «Хамовники». Для членов общества проводятся следующие мероприятия:

  • организуются частные и общие беседы;
  • проводятся поездки по святым местам.

Ещё служба занимается центром социального обслуживания «Хамовники», где оказывается психологическая и материальная помощь социально не защищённым слоям населения:

  • семьям с низким доходом;
  • матерям, оставшимся одним;
  • семьям, в которых много детей;
  • одиноким старикам.

В церкви Чудотворца на постоянной основе происходят беседы по разнообразным жизненным проблемам и вопросам, относящимся к православной религии:

  • подготовка к принятию церковных Таинств, в том числе Таинства Крещения;
  • требования к крёстным;
  • духовно-нравственная ответственность жениха и невесты, собирающихся принять Таинство Брака и др.

Любой человек может поговорить со служителем храма по самым разнообразным вопросам: воспитание детей и подростков, супружеские проблемы, взаимоотношения на работе, конфликты с друзьями и другое.

Расписание богослужений в Москве, указанные на сайте:

  • вторник – 13:00-14:00;
  • воскресенье – 12:00-14:00.

Также при необходимости, в храме или на сайте можно взять номер телефона служителя, отвечающего за миссионерскую деятельность. Расписание собеседований перед прохождением обряда Крещения:

  • суббота – 15:30-16:30;
  • воскресенье – 8:30-9:30.

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим.

В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами .

Древний храм в новой истории

Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно. Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян». Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.

Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.

Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках. С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века. Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.

В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.

Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.

Обретение храмом своей главной святыни

История этого события такова. Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии. Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел. После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.

А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами. Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.

На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках. Вот так и оказался чудотворный образ в нашем храме и по сегодняшний день остается главной его святыней.

Настоятель храма и приходская активность

Сегодня настоятелем храма является протоиерей Андрей Овчинников. На сегодняшний день при храме действуют воскресная школа и молодежная группа, которая было организована весной 2010 года, по благословению настоятеля.

Встречи проводятся еженедельно по субботам в 15:00 в помещении при храме. После окончания встреч члены молодежной группы принимают участие в вечернем богослужении в храме, а также в Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни.

Для неформального общения, обсуждения и координации работы была создана группа в социальной сети «В контакте» — «Молодежная группа храма святителя Николая в Хамовниках» (http://vkontakte.ru/club19982954). В ней проводятся интерактивные обсуждения планов работы, времени встреч и других актуальных вопросов, связанных с деятельностью молодежной группы на приходе, выкладываются фотографии с различных мероприятий, паломничеств и экскурсий

В рамках встреч молодежной группы проводятся совместные чаепития, обсуждения различных проблем церковной и общественной жизни, просмотры и обсуждение художественных кинофильмов актуальных вопросов церковной и общественной жизни. Участники группы принимают участие в социальном служении, осуществляемым приходом.

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках пережил богатую событиями историю: он ни разу не закрывался и не прекращал работу. Сегодня он внесен в список памятников архитектуры федерального значения в Москве.

Храм в Хамовниках также называют церковью Святителя Николая, Николо-Хамовнической, Никольской или Святоникольской церковью. Само слово «Хамовники» произошло от названия профессии царских ткачей – хамовников, которые жили в Москве по этому адресу.

Вконтакте

Одноклассники

История

Первое упоминание о храме относится к 1625 году: тогда это была обычная деревянная церквушка для местных жителей. Но уже в 1657 году ее перестроили в каменный вариант, а в 1677 году назвали полным именем, сохранившимся до наших дней. Впрочем, в первоначальном варианте она не сохранилась: через 2 года при царе Федоре Алексеевиче ее перестроили, и в 1682 году освятили. Через некоторое время были достроены трапезная и колокольня.

В годы ВОВ с Наполеоном церковь пострадала , потеряв часть интерьера. Его восстановили только к середине XIX века. В это же время появились настенные росписи, а вокруг поставили ограду. После реставрацию провели в конце столетия, в 1949 и 1972 годах. Удивительно, но храм оставался действующим все это время, даже советская власть не стала закрывать его и уж тем более перестраивать под бытовые здания. В 1912-1960 годах настоятелем был протоиерей Павел Лепехин.

Единственным «грабежом» стало снятие колоколов, и то уникальный латыгинский колокол перенесли в коллекцию Исторического музея Москвы – в 1992 году его вернули на место.

В 2008 году храм отметил юбилей – 160 лет . Перед этим, в 2002 году, в Киселевске был построен храм Божьей Матери «Скоропослушницы», прообразом которого послужил храм в Хамовниках.

Еще один интересный факт связан с именем Льва Толстого: граф жил в Москве неподалеку от храма и являлся его прихожанином. Церковь упоминается им в некоторых произведениях.

Внешний вид и убранство

Храм выполнен в русском узорочьем стиле, популярном в то время и пришедшем из Ярославля. Это белоснежная церковь на 5 куполов с зеленой крышей и разноцветными украшениями, с шатровой колокольней ее соединяет трапезная.

Церковь смотрится очень «народной» : она выглядит одновременно скромно и нарядно, вызывая ассоциации с крестьянскими праздничными одеждами. Ее архитектурная уникальность была признана даже в СССР – не зря же здание не тронули и даже реставрировали.

Внутри сохранились росписи XVIII века (точнее, 1840-х годов): все стены, колонны и потолок украшены ими. На изображениях можно увидеть земную жизнь Христа, сюжеты из Ветхого завета, серафимов и многих других святых. Иконостас четырехъярусный, его венчает Распятие. Он выполнен в голубом и золотом цветах.

В честь кого храм

Святой Николай, в честь которого храм получил свое имя, был византийским епископом в III-IV веке . Он является покровителем путешественников, сирот и заключенных. Святой стал прообразом Санта-Клауса, а история из его жизни о даре 3 бедным девушкам приданного превратилась в традицию рождественских подарков.

На Руси Николай является одним из наиболее значимых и почитаемых святых: количество посвященных ему храмов уступает только церквям Богородицы. ОН считается старшим среди всех святых, а в некоторых традициях даже включают в Троицу: Христос – Богоматерь – Николай.

В Хамовнической церкви в Москве нет никаких икон, посвященных святому – ее название является в большей степени «модным».

Главная святыня

Главной святыней храма Николая Чудотворца является икона Богоматери «Споручница грешных» (Поручительница за грешных перед Господом, посредница между Богом и людьми). Образ был создан в середине XVIII века в Одрино-Николаевском мужском монастыре (Орловская губерния).

Икона сразу отметилась несколькими исцелениями, в том числе от холеры, эпидемия которой разгорелась в то время. Первые чудеса произошли в год написания: были исцелены малолетний сын-эпилептик местной жительницы (она увидела икону во сне), встал на ноги парализованный сын помещика, начала видеть 3-летняя купеческая дочь. Все чудеса произошли практически в одно время, после чего икону перенесли их церкви возле ворот в храм Николая Чудотворца.

В 20-х годах ХХ века монастырь подвергся разорению , иконы роздали местным жителям. «Споручница грешных» досталась жительнице села Старое (сегодня оно входит в Орловскую область). В 70-х годах образ передали прихожанке Раисе, которая в 1994 году уехала с ним в монастырь под Одессой и постриглась там в монахини. Но уже через год Раиса вернулась и поселилась в Николо-Ординской обители, а вот икона осталась на территории Украины.

Ее возвращением занялся схимонах Макарий из Оптиной пустыни. Возвращение образа оказалось сложным делом: во-первых, сам Макарий был инвалидом с парализованными ногами, во-вторых, икона находилась в частной коллекции. Но все-таки в 1996 году «Споручница грешных» вернулась в обитель.

Однако в храме Николая Чудотворца находится не оригинал иконы, а ее список (копия) , впрочем, не менее чудотворная. Через 3 года после написания иконы-оригинала ее отправили в Москву для создания ризы. Это время «Споручница» провела в доме подполковника Бонческула. После возвращения иконы в обитель в благодарность подполковнику прислали ее копию.

Хозяин дома поставил ее в домашний иконостас, но вскоре семья обратила внимание на необычный отблеск на иконе, а через некоторое время начала выделяться маслянистая жидкость. Ее собрали и помазали нескольких больных, которые тут же исцелились. После к списку начали приезжать другие страждущие.

Через 2 года подполковник передал копию в храм Николая Чудотворца. Жидкость продолжала сочиться: дьякон вытирал ее бумагой, которую отдавал прихожанам. И хоть вскоре мироточение прекратилось, в алтаре начали появляться видения звезд.

Сегодня существует список официально зарегистрированных чудес и исцелений, совершенных иконой, при этом некоторые из них произошли с язычниками и неверующими.

Другими святынями являются:

  1. Список Смоленской иконы Богоматери, сделанный в XVII веке;
  2. Икона святителя Алексия (конец XVII века);
  3. Икона мученика (XVIII век).

Контакты и расписание службы

Расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма. В будни и субботу прихожане могут присутствовать на:

  1. 7:45 – исповеди;
  2. 8:00 – литургии;
  3. 17:00 – вечерне и утрене, в субботу – на всенощном бдении.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 7:00 – литургия;
  2. 10:00 – литургия;
  3. 17:00 – вечерня и утреня.

В зависимости от церковных праздников расписание может быть изменено.

Никольская церковь не ограничивается проведением служб: сегодня в ней действуют воскресная школа и молодежная группа. Школа действует более 20 лет, в ней обучаются дети 6-16 лет в 4 группах. Набор происходит в начале учебного года, занятия начинаются с Божественной . Впоследствии учащиеся не только занимаются на факультативах, но и участвуют в исповеди и причащении.

По адресу школы проходят следующие занятия:

  1. Религиозные: основы нравственности, закон Божий, жития святых, история церкви и т.д.;
  2. Музыкальные: хоровое и церковное пение, народная музыка;
  3. Художественные: творческая мастерская, прикладное искусство.

По субботам проходят дополнительные занятия:

  1. Кружок иконописи;
  2. Церковный хор;
  3. Народные инструменты и народная музыка;
  4. Английский язык с религиозным уклоном.

Для детей 2-5 лет существуют отдельные занятия музыкой и прикладным творчеством. Также в храме существует молодежный кружок: он направлен на общение, просмотр тематических фильмов, посещение выставок, паломничество, постановка спектаклей.

По адресу храма действует и социальная служба . Она оказывает помощь людям в непростой жизненной ситуации, помогает с жильем, лечением и содержанием. Никольская церковь задействована в работе:

Каждое воскресенье с 12 до 15 часов по адресу храма проводится прием прихожан, также желающие могут получить помощь по телефону у дежурного священника по телефону.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Почитание Николая Чудотворца на Руси

Имя - одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков (иногда называют даже точные даты жизни: 260-343 гг.) и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание - Мирликийский (нередко пишут - Мир Ликийский). Еще при жизни святитель Николай прославился многими подвигами и чудесами во славу Христову. Поэтому день его погребения - 6 (19) декабря - стал общехристианским праздником. На Руси этот день стали прозывать Никола зимний.

На Руси имя Николая Чудотворца получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.

Прежде всего, в 1087 году из города Миры мощи святого были украдены норманнами и перевезены в итальянский город Бари, сначала в церковь св. Евстафия, а затем, в 1089 году, по повелению папы Урбана II их перенесли в специально построенный во имя св. Николая католический собор, где они хранятся и поныне. Русь очень быстро откликнулась на это событие созданием литературного памятника - «Сказание повести, еже о пренесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Правда, в нем ничего не говорится о факте именно воровства мощей, что само по себе очень характерно - в этом явно прослеживаются какие-то западные влияния на автора Сказания. Более того, само Сказание придает событиям, случившимися с мощами Николая Мирликийского чудесное объяснение. В нем подробно рассказывалось о том, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный к тому времени г. Миры и взять его мощи. Жители Бари, притворяясь купцами, отправились в Миры, и нашли там раку с мощами святого, заполненную благовонным миром, которую привезли в Бари. На родную землю они вступили 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого.

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю.

«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний.

Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

Видимо здесь, с одной стороны, проявились давние контакты Древней Руси с Западом, продолжающие сохранять свою актуальность. С другой стороны, более лояльное, нежели византийское, отношение к римской церкви продолжало существовать и у церковнослужителей, поддерживающих принципы кирилло-мефодиевской традиции. Кроме того, многие древнерусские князья были связаны с западноевропейскими княжескими и королевскими родами династическими узами. Немалую роль сыграло и желание в этот период русских князей доказать свою независимость от Константинополя.

Но ведь самое интересное, что установление неканонического, с византийской точки зрения, праздника поддержало и греческое руководство Русской Церкви. Скорее всего, подобная ситуация объяснялась тем, что признавая новый праздник знаменитого святого и устанавливая на Руси его особое почитание, митрополиты-греки стремились ослабить влияние раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Дело в том, что постепенно культ Николая Чудотворца стал вытеснять почитание святого Климента папы Римского, а значение Софийского собора, как главного храма Киевской Руси, постепенно стало вытеснять такое же значение Десятинной церкви. И в целом, особое почитание Николая Чудотворца, в конечном итоге, ослабило влияние культа Климента папы Римского (и кирилло-мефодиевской традиции в целом) именно потому, что изначально оба эти культа выражали одну и ту же идею - идею независимости Русской Церкви и от Константинополя, и от Рима. Однако, с точки зрения греческой церкви, культ святителя Николая был, так сказать, «более управляем».

Впрочем, покровительство Николая Чудотворца Русской Земле не зависело ни от каких расчетов. В последующие годы и столетия на Руси произошло множество чудес, связанных с именем святителя Николая. Так, около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону - повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».

В XIII–XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.

В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI–XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Когда, как и кем было создано резное изображение святителя Николая, и когда оно оказалось в Можайске неизвестно. К примеру, время создания скульптуры определяют и концом XIII в., и серединой XIV в. и даже началом XV в. По преданиям, изображение этой скульптуры находилось на монетах, выпущенных при князе Андрее, сыне Дмитрия Донского. Предполагают также, что первоначально эта скульптура была размещена на городских Никольских воротах, а уже позднее ее перенесли в Никольскую церковь.

Но как бы то ни было, это древнее и нестандартное изображение святителя Николая стало очень популярно на Руси и послужило основой для рождения нового иконографического типа, который так и назвали - «Никола Можайский». И с той поры в разных русских городах появилось множество икон, на которых святитель держал в правой руке меч, а в левой - храм. Ныне сама древняя скульптура Николы Можайского находится в Государственной Третьяковской галерее.

И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.

Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей XII–XX веков), храмов, монастырей, икон. А сам образ святителя Николая Чудотворца, как милостивого, доброго, земного святого и многие столетия продолжает освящать сердца русских людей.

О Святом Николае и его мощах

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.

В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.

Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Храмы в Москве, где можно поклониться мощам Святителя Николая

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь
    Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище
    Ул. Рябиновая, д. 18
  • Храм Архангела Михаила в Тропареве
    Проспект Вернадского, д. 90
  • Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее
    Малый Толмачевский переулок, д.9
  • Храм Всех Святых на Кулишках
    Славянская площадь, д. 2
  • Храм свт. Николая на Трёх Горах
    Нововаганьковский пер., д. 9
  • Николо-Угрешский монастырь
    Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1

Иконы и фрески с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Образ (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор - атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой - модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV - XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась - «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь - «Никола Гостунский».



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло