Интересные психологические эффекты. Занимательные эффекты из психологии

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики.

Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.
В этой статье я расскажу о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Что такое психологические эффекты

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.
Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

1. Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство.
В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.
Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

2. Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей.
Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена - это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.
Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников.
Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество.
И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

3. Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны больше запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

4. Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать.
Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных.
В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние. Яркий пример холодного чтения - это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом».
Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» - лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

5. Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека.
Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.
Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

6. Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей.
Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.
В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д.
Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя».
Так что, если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

7. Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни.
С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

8. Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.
В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников.
Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

9. Эффект Хоторна

Эффект Хоторна - это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях.
Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.
При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно.
Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

10. Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их….

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь - следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии - феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере "труднодостижимости", как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу.

Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: "вначале студент работает на зачетку, а потом она на него". Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал "эффект ореола" и он все старался "натянуть" ответ студента на "отлично".

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека.

Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Примеры:

Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Фото: Daniel Zedda flickr.com/astragony

А вам нравится, когда кто-то манипулирует вами и вы начинаете делать то, что не хотите? Без вашего согласия и часто даже не спросив вашего мнения?

И этим манипуляторам даже не нужно влезать в ваш мозг. Они просто знают некоторые психологические приемы, которые меняют наше поведение. Они нажимают на ваши тайные кнопки, про которые вы даже не догадываетесь.

Проводится множество исследований, чтобы узнать, что влияет на наше обычное поведение. Иногда их результаты шокируют.

Когда вы знаете, как именно мозг воспринимает окружающие мир и принимает решения — вы фактически проникаете за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. И защитить себя от манипуляций.

Взгляните на эти 6 психологических эффектов, как на руководство по базовым настройкам мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг. Чтобы избежать самых распространенных заблуждений, и получать то, что вы хотите, а не наоборот.

Вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.

Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение:
Ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

# 2. Эффект Пигмалиона

Большие ожидания повышают производительность.

Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.

Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.

В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.

Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.

Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.

Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.

Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.

Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».

Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.

Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором — 24 сорта.

Результаты показали:

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.

Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

Чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.

На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.

Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.

Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

Впервые этот эффект был сформулирован после случая с Китти Дженовезе в 1964 году.

Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности. Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.

Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотрети и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.

Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.

Психолог Кеннет Савицкий говорит так:

Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

# 6. Эффект фокусировки

Люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?

Разница существует.

Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.

Это иллюстрирует «эффект фокусировки». В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.

А на самом деле?

Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.

Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья. На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение . Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:

  • помнить о перспективе,
  • смотреть на проблемы с разных точек зрения,
  • и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.

Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Пишите в комментариях. Предупрежден – значит вооружен.

Первоисточник — «6 Powerful Psychological Effects That Explain How Our Brains Tick» . С небольшими изменениями. Помощь с переводом — vothouse.ru . Всем спасибо!

Многочисленные исследования взаимовлияния людей в процессе выполнения той или иной деятельности положили начало сравнительному анализу индивидуальной и групповой работы. Разная степень взаимосвязи людей во время труда накладывает определенный отпечаток на динамику их психических функций и работоспособности, что сказывается на конечном результате деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности весьма актуален и для спортивной науки и практики, так как в одних видах спорта преобладает индивидуальное выполнение упражнений (спортивное плавание, лыжные гонки, спортивная и художественная гимнастика, гигантский слалом и пр.), в других - групповое (спортивные игры, синхронное плавание, парное фигурное катание на коньках, эстафеты и пр.).

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-" труднить его или отвергнуть.

Эффект присутствия

Многие виды трудовой и спортивной деятельности выполняются человеком в одиночку. Например, такова работа станочника, сварщика, гравера, таковы спортивные упражнения прыгунов в воду, пловцов, гимнастов, стрелков, тяжелоатлетов и Др- Существенно отличается от одиночной кооперативная групповая деятельность, особенно в тех случаях, когда участники ее физически взаимосвязаны друг с другом, как, например, в экипажах гребцов, при совместной переноске груза и пр. Поэтому в психологических исследованиях сравнивается не только одиночное и групповое выполнение работы, но и групповая деятельность с разной степенью взаимозависимости участников. Когда школьный класс пишет сочинение, взаимозависимость минимальна, так как каждый работает самостоятельно. Когда же спортсмены соревнуются в эстафетном беге, перетягивании каната, спортивных играх, то успешность" деятельности каждого из них зависит от согласованности усилий всей команды. В академической гребле, например, в экипаже восьмерки, степень.взаимозависимости участников команды особенно велика.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия проявляется главным образом в повышении мотивации деятельности, улучшении ее результатов, облегчении реакций, стимуляции активности. Но так он проявляется" обычно при выполнении хорошо заученных, автоматизированных действий, когда работа достаточно проста и привычна. В новых же и сложных условиях деятельности при столкновении с незнакомой публикой может наблюдаться затруднение деятельности, торможение индивидуальной активности.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

В экспериментах, проведенных с группами кандидатов в отряд космонавтов, было показано, что успешность взаимосвязанной деятельности людей определяется не столько индивидуальной успешностью и активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, своеобразием стратегии и тактики совместных действий.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Большой теоретический и практический интерес представляют эксперименты в парах и тройках. Эксперименты со школьниками показали, что результаты слабого учащегося в совместной работе с сильным значительно улучшаются при возникновении состязательной атмосферы в паре. Введение элемента соревнования значительно повышает результативность слабого участника пары и группы в целом. Вместе с тем сильный учащийся, включаясь в работу с одним или двумя слабыми, улучшает свои достижения менее значительно, чем партнеры.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе-это команда численностью не менее 9-10 игроков, в волейболе- 5-6, в приятельской компании - 3-5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Среди психологических феноменов , обусловливающих эффект совместного действия, необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как коллектива и др. Принято различать несколько видов и уровней совместимости людей при групповой работе.

Социально-психологическая совместимость - это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость - это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Наличие совместимости обусловливает положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях; В спортивной деятельности проблема совместимости членов группы особенно актуальна в командных видах спорта.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло