История хонгодоров. Хонгодоры
На территорию современной Иркутской области и Бурятии хонгодоры под предводительством вождя Бахака Ирбана [ ] переселились в конце XVII века (1688 год) во время ойрат-халхасской войны. Причиной исхода стало нежелание поддерживать ту или иную сторону в войне, которая шла между Джунгарским ханством (ойраты) и Халха-Монголией. Переселение шло по трём направлениям - в Аларские степи (современная Иркутская область) и горные районы Восточных Саян и Хамар-Дабана (современные Тункинский , Окинский и Закаменский районы Бурятии). На новых землях хонгодоры продолжали вести кочевой образ жизни . Постепенно, после вхождения в состав Российского государства, начали переходить к оседлости и заниматься земледелием .
Раздел Внешней Монголии (Дзасакту-ханство, Алтан-ханство хотогойтов , Тушэту-ханство) между Российской империей и Цинским Китаем, с последующим закрытием границы, привело к невозможности вести горизонтальную перекочёвку, что привело к оскуднению пастбищ в пределах Восточных Саян и Хамар-Дабана и вынудило переходить хонгодоров с вертикального кочевания на полукочевой образ жизни, а в последующем и на оседлый.
Современность
В настоящее время потомки хонгодоров проживают в Тункинском , Окинском , Закаменском районах Республики Бурятия , в Аларском районе Иркутской области , в аймаке Ховд и Ховсгол Монголия .
Численность хонгодоров около 30 тысяч человек. [ ] В районах Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского округа, заселенными хонгодорами, поочередно проводятся встречи представителей этого племени, где обсуждаются насущные проблемы: пути сохранения и развития народных традиций, обычаев, своеобразного фольклора, древних напевов и танцев.
Список родов, входящих в племя хонгодоров
Родословная хонгодоров носит двойственный характер. С одной стороны встречаются обозначение родов по номерному признаку:
- I хонгодорский род.
- II хонгодорский род
- III хонгодорский род.
- IV хонгодорский род.
- V хонгодорский род.
- VI хонгодорский род.
- VII хонгодорский род.
- VIII хонгодорский род.
А с другой стороны встречаются именованные роды :
Ашат, ашхай, бадархан, боолдой, булбу, бурюууха, дардайтан, даши, долоонгууд, дурэтэн, наймангууд, сагаантан, тайбжан, тэртэ, хагта, хотогойто, холто, hабарнууд, улахан, уляба, шаранууд, шошоолог, шуранхан.
Численность хонгодоров согласно переписи 1897 года составляла 13 678 душ и по округам: .
Наименование рода. | Количество душ. |
---|---|
I хонгодорский род. | 1838. |
II хонгодорский род. | 1057. |
III хонгодорский род. | 979. |
IV хонгодорский род. | 783. |
V хонгодорский род. | 1820. |
VI хонгодорский род. | 1840. |
VII хонгодорский род. | 971. |
VIII хонгодорский род. | 1452. |
В документах и архивах Иркутской губернии хонгодоры присутствуют только по номерным названиям, за исключением 9-го Шаранутского рода (выделился из VIII хонгодорского рода) и Шурунханского рода (выделился из III хонгодорского рода). В изустном варианте хонгодоры не используют номерные наименование родов, а только именованные.
Именованные роды вместе с родословными в письменных источниках начали появляться только в конце XIX века. Данная особенность связана с тем, что родословная носит сакральный характер и не предназначена для широкого круга людей и, в большей части, предназначена для шаманских обрядов и призывания духов предков.
В XVII веке хонгодоры вышли из пределов Западной Монголии (Алтан-ханство Хотогойтов , Дзасагту-ханство , западные аймаки Тушэту-ханства и восточные аймаки Конфедерации ойратов), военным отрядом из 8 сотен, вместе со своими семьями общей численностью 4-5 тыс. человек (1 тысяча кибиток), и номерное обозначение родов говорит только о том, что их предок служил в 1-й по 8-ю сотню . Данное номерное обозначение родов закрепилось и в царской администрации с целью обложения ясаком . Это была последняя самая крупная и масштабная перекочевка хонгодоров, были и после неё перекочёвки хонгодоров, но они не были столь многочисленными по количеству людского состава.
Все хонгодорские роды делятся на собственно хонгодоров (имеется кровное происхождение от первопредка по имени Хонгодор, в бурят-монгольском произношении Нирун-Хонгодор ) и хонгодоров вообще (те представители родов, которые вошли в состав хонгодоров на правах хари ("чужие, не кровное родство"), в бурят-монгольском произношении Дарлекин-Хонгодор ).
К собственно хонгодорам (Нирун-Хонгодор ) по сведениям С.П. Балдаева относятся такие рода.
(приставка к имени Баатор, Ноён - почетные титулы присваиваемые за военные заслуги. Носители имен с приставкой Баатор и создали 8 номерных родов нирун-хонгодоров . Представители дарлекин-хонгодоров , административно и организационно были приданы разным номерным родам).
По данным родословной записки Арабдан-Доржо Гунсенова и информатора Бата Зурбанова к собственно хонгодорам относятся такие рода.
- Ашхай (Ашихай) ᠠᠱᠠᠬᠠᠢ
- Ашата (Ашита) ᠠᠰᠢᠲᠠ
- Холшо ᠬᠣᠯᠠᠱᠣ
- Боролдой ᠪᠣᠷᠣᠯᠳᠠᠢ
- Даша ᠳᠠᠰᠢᠶᠠ
- Найдар ᠨᠠᠶᠢᠳᠠᠷ
- Нашан ᠨᠠᠰᠢᠨ
- Бата Хара Бадархан ᠪᠠᠳᠢᠷᠠᠬᠠᠨ
- Болдой ᠪᠣᠯᠳᠣᠢ
К хонгодорам вообще (Дарлекин-Хонгодор ), входившие в их состав только организационно на правах "хари" и не имеющих кровного происхождения от первопредка Хонгодора относятся следующие рода.
- Булбу
- Бурюууха
- Дардайтан
- Долоонгууд - пришли вместе хонгодорами из Западной Монголии.
- Наймангууд - пришли вместе хонгодорами из Западной Монголии.
- Сагаантан
- Тайбжан (Саган) - входил в VI хонгодорский род.
- Тэртэ - постоянные обитатели Прибайкалья, с ними связаны такие топонимы как Тыреть , Тайтурка
- Хотогойто - пришли вместе с хонгодорами, выходцы из Алтан-ханства Хотогойтов, разбросаны по разным номерным родам.
- Холто
- Хабарнууд
- Улахан
- Уляба
- Шаранууд - входил в VIII хонгодорский род, был административно выведен из него, с образованием IX хонгодорского рода.
- Шошоолог - постоянные обитатели Прибайкалья, в архивных документах встречаются как цысолики.
- Шуранхан - входил в III хонгодорский род, был административно выведен из него, под собственным названием.
Религия хонгодоров
Среди хонгодоров распространено три основные религии
Буддизм
С буддизмом хонгодоры познакомились в пределах Западной Монголии и принесли его с собой в Западную Бурят-Монголию. Первоначально среди хонгодоров не было дацанов , были юрты в которых проводились буддийские обряды, со временем начали строится дацаны.
Шаманизм
До появления буддизма и православия среди хонгодоров был распространен шаманизм. Шаманизм включает в себя разделение мира на три части верхнего, среднего и нижнего мира у каждого из которых есть свои управители. Пантеон шаманских (тэнгрианских) богов состоит из 99 тэнгриев , который в свою очередь состоит из 55 западных тенгриев (добрых) и 44 восточных тэнгриев (злобных).
Покровитель хонгодоров:
Уурак Саган Тэнгэр (Молочно Белый Тэнгри) - одаривает землю богатством через своих посланников лебедей, является духовным отцом Буудал Онгона, которого называют Улаан Залай Мэргэн Дэгэй. Его пристанищем является перевал Архаг близ реки Урик в Восточных Саянах.
Территориальные покровители:
Ама Саган ноён - хозяин реки Ангара.
Тулба Саган ноён - хозяин города Иркутск.
Хэрмэтэ ноён - хозяин горы Кырен.
Улаан залай Мэргэн Дэгэй (Красной кисти воин) - хозяин реки Урик , второе имя Буудал Онгон.
Православие
Распространение православной религии среди хонгодоров стало происходить с покорением Сибири отрядами казаков Русского царства или в византийском варианте Российского царства. Насаждение религии в среде покоренных народов является одним из методом колонизации и упрочнения своей власти. Первоначально насаждение православия производилось насильственными методами, что приводило к негативным результатам.
В последующем насаждение православия сместилось к политическому давления на представителей глав родов хонгодоров и экономическим мерам. Таким как освобождение от уплаты ясака на три года, дарение отрезов сукна, и выплаты в денежном выражении. Однако данные методы не имели успеха, так как приводило к тому, что некоторые представители крестились по нескольку раз, все равно при этом оставаясь в шаманизме или в буддизме.
Куда более эффективно действовали буддийские ламы, приводя представителей шаманизма и псевдонеофитов православия в лоно ламаисткой церкви. В конечном итоге не эффективность православных священников по крещению бурят и хонгодоров в их числе, и наоборот эффективность буддийской церкви привело к тому, что императрица Екатерина II признала буддизм одной из государственной религии Российской империи.
В настоящее время число хонгодоров исповедующих православие крайне мало.
Тип хозяйствования хонгодоров
На первом месте в хозяйственном укладе хонгодоров находится скотоводство , разведение лошадей, овец, коз, коров, верблюдов.
На втором месте стоит охота, индивидуальная и коллективная (зэгэтэ-аба, абай садак).
В общих чертах вся облавная охота сводилась к тому, что участники делясь на десятки расходились в разные стороны охватывая огромную территорию, создавая круг (котел) и потом начинали ссужать этот круг к центру и загонять всех зверей в этом кругу в самый его центр.
Организационно чтоб управлять большим количеством людей, на охоте выбирались из числа участников главный распорядитель - тубши (туб - центр, главный), и два руководителя, командовавших левым и правым крылом, именуемых - гаршины (гар - рука, зунгарши - командир левой "руки", восточного крыла и барунгарши - командир правой "руки", западного крыла). Так же выбирались три газаршина (газар - местность), хорошо знающие местность, которые придавались центру, правому крылу и левому крылу, в обязанности которых входило расставлять охотников в зависимости от условий местности, в некотором роде они выполняли функции разведки. Так же выбирались галши (гал - огонь), которые охраняли и поддерживали племенные огнища, организовывали быт и питание охотников, подбирали места для ночлега и стойбища, то есть выполняли тыловые функции .
На огромной территории, чтоб опознавать друг друга и знать расположение друг друга использовались боевые кличи: у булагат - бургэт, у хонгодоров - хужэ, хожи, у эхиритов - эдир.
Когда выдвигались левое и правое крыло, охватывая территорию в круг (котел), этот круг по команде тубши начинал ссужаться и загонял всех зверей в центр. В последующем в внутрь круга направлялись газарши с целью выяснить, есть внутри звери, если не было, то производилась повторная операция охвата территории уже в другом месте.
Если охват был удачный и в круге были звери, то по кругу выставлялись караулы с целью не выпустить из него зверей, галши разжигали костры, каждый десяток имел своё огнище и свой участок круга, который охранял. В течении нескольких дней, как правило караул сменялся и все это время звери не могли покинуть круг. Таким образом получался замкнутый, оцепленный круг из караульных и костров и любое животное, которое пыталось выбраться из него расстреливалось из луков.
Когда из оцепления не вырывались, тубши опять давал команду и круг опять ссужался, на некоторое расстояние, далее циклы ссужения повторялись. Данное мероприятие проводилось, чтоб добыть всех животных в оцеплении, если делать ссужение круга (котла) за один цикл, то большая часть животных все равно прорывалась из оцепления.
Раздел добычи проводился согласно заведенным традициям: тубши, газарши, гарши, галши забирали себе десятую часть, все остальное делилось поровну между остальными участниками облавной охоты.
Коллективная охота в отличие от индивидуальной была более эффективной и приносила больше добычи и пропитания.
Коллективная охота со временем начала терять свою ценность и становилось больше культурным мероприятием, это связано с переходом на оседлый образ жизни и освоение земледелия, так как в денежном выражении она давала больше прибыли и стабильный доход, чем охота.
Индивидуальная охота как правило проводилась с использование ловушек и петлей и проводилась в отношение пушных животных.
Земледелие
Переходить к земледелию хонгодоры начали в момент когда была закрыта граница между Российской империей и Цинским Китаем, так как это привело к невозможности проводить горизонтальное кочевание и как следствие к оскудению пастбищ и уменьшению кормовой базы. В новых условиях хонгодорам пришлось заимствовать опыт у булагатов и эхиритов, которые в свою очередь заимствовали его у курыкан , которые проживали на территории Прибайкалья уже давно и имели достаточно развитую культуру земледельческого сельского хозяйства. Русские так же заимствовали опыт земледелия у эхиритов и булагатов, так как сельскохозяйственный календарь привязанный к церковному календарю, не соответствовал климатическим условиям Прибайкалья, где лето короткое, а зима длинная и суровая в сравнению с европейской частью России. Отличающие климатические условия накладывают ограничения на высев озимых и яровых растительных культур, а так же на сорта этих культур приспособленных к суровым сибирским условиям. О том что хонгодоры заимствовали опыт у булагат и эхиритов говорит заимствование в языке хонгодоров исконно бурятских, а не русских названий сельскохозяйственных инструментов и не только, таких как: серп - хадуур, коса - хажуур, вилы - аса, грабли- тармуур, соха - анзаhан, борона - дагнуур, сноп - боодолго, цеп для обмолота - наньшуур, ручная мельница - гар тээрмэ, конная мельница - морин тээрмэ, водяная мельница - уhан тээрмэ, устройство для раскатывания и измельчения навоза на поле (нет аналога в русском языке) - балуур, площадь земельного участка - душэнэг.
Атаманы В.Тюменец и М.Перфильев первыми из русских доложили, что буряты возделывают землю, что они - люди пашенные и сеют ячмень и гречиху .
В климатических условиях, когда не возможно вести тебенёвку (выпас зимой, когда скот копытом разгребает снег), из-за высокого снежного покрова, возникает вопрос о заготовки сена летом (сенокошение) и складирование его на стационарном стойбище, что в свою очередь ведет к созданию сложного комплекса скотоводческо-земледельческого ведения хозяйства на полуоседлой основе.
Кузнечное ремесло
Хонгодоры проживали в горах и одним из видов хозяйственной деятельности, являлась добыча и обработка металлов: железа, золота, серебра. Данным видом деятельности занимался узкий круг представителей хонгодоров, называемых в их среде как дарханы (в бурят-монгольском произношении хара дархан - кузнец по железу, мунгэн дархан - кузнец по серебру, алтан дархан - кузнец по золоту). Это ремесло было распространено в кругу семьи и передавалось по наследству. В период государства Северная Юань, торговля с Китаем по факту отсутствовала, в следствии запрета со стороны императоров Китая династии Мин, большое значение имели хара дарханы. В обязанности хара дарханов входило поиск месторождений железа в горах Монгольский Алтай, Хангай, Восточные Саяны, для нужд армии и для нужд хозяйственного быта.
В частности для нужд армии изготавливались: сабли (сэлэм), палаши , мечи (илд), наконечники копий и стрел, шлемы , шишаки , кольчужные (илчирбилиг хуяг) и ламеллярные доспехи (худесуту хуяг, хатагу дэгэл, хуус хуяг, чаргах), металлические элементы щитов.
Хонгодоры представляют собой племя, относящееся к субэтносу Бурятии. Его представители приняли участие в этногенезе бурят. Это самый северный монгольский народ, древнейшее население Байкальского региона. Хонгодоры имеют богатый эпос, повествующий о жизни и завоеваниях этого немногочисленного народа.
Численность
Этот субэтнос исчисляется всего 30 000 жителей. Несмотря на это, внутри племени насчитывается 9 представителей основных родов (прямых предков основателя рода) и 16 родов, не имеющих кровной связи с первопредком.
Где живут
Ареал расселения хонгодоров определяется несколькими районами Бурятии, Монголии. Эти люди проживают в Аларском районе Иркутской области, монгольских городах Ховд, Ховсгол. На территории Бурятии они находятся в районах:
- Тункинский
- Окинский
- Закаменский
Родственными народами хонгодоров являются калмыки, халхи. Халхи составляют основное население Монголии. Калмыки проживают в Республике Калмыкия, входящей в состав РФ.
Язык
Хонгодоры разговаривают на бурятском языке. Он является официальным в Республике Бурятия. Язык входит в центральную ветку северомонгольской группы монгольских языков.
Название
О происхождении названия народа нет единого мнения. Наиболее распространенные версии:
- От слова «хуба», означающего «лебедь». Это тотемное (священное) животное, которое почитается у бурятов.
- От тюркского «хун» - «солнце». Эта версия говорит о том, что народ является потомком древнего племени хунну.
- Слово «хон» переводится как благородная птица, а «годор» - ее дети.
История
Этногенез хонгодоров также под вопросом. Отельная группа историков считает их потомками монголов. Другая, что они произошли от племени булатагов, завоеванных монголами и ассимилировавшихся с ними. Большинство ученых склоняется к тому, что народ вышел из хонгирадов (конготоры, кунграты). Это монгольское племя повлияло на этногенез монгольских и тюркских народов.
По легенде у основателя рода Хонгодора было 9 сыновей, которые образовали 9 отдельных родов. Позднее в племя влились представители монголов и бурят, в результате чего образовались подветви. Хонгодоры переселились из Монголии на территорию современной Бурятии в 17 веке в процессе войны. Они потерпели поражение в битве с ханом Маньчжурии и отступили в аларские степи. Сначала племена вели привычную кочевническую жизнь. Затем отошли от нее, осели и стали заниматься землепашеством.
Хонгодоры являются горными племенами, в отличие от остальных бурятских народов, которые живут в степях. Они живут в предгорьях Саян, Хамар-Дабана. У окинских племен до сих пор существует полукочевнический образ жизни, называемый вертикальным кочеванием. Он заключается в том, что в летний период люди живут в предгорьях, где скот пасется на лугах, а с наступлением зимы переезжают на равнину.
Религия
Основной религией у хонгодоров является шаманизм. Небольшая часть исповедует буддизм, православие. Буддизм сохранился со времен жизни в Монголии. Православие распространилось с приходом в Сибирь и насаждалось насильственно. В настоящий момент подавляющее большинство народа продолжает придерживаться традиционных верований.
Шаманизм, или шаманство, представляет собой древнюю форму религии, в основе которой лежит вера в духов. Посредником между народом и духами является шаман - представитель племени, наделенный особыми умениями. Учение говорит, что мир разделен на три части: верхний, срединный, нижний, которыми управляют боги - тенгри. Покровителем хонгодорского народа является Уурак Саган Тэнгэр. Он посылает на землю лебедей - священных птиц, через которых передает дары людям. Главные божества - Эсэгэ Малан (мудрый отец) и богиня Земли Ульген. В верхнем мире предводительствуют Хан Хурмаста - начальник добрых божеств и Асарани Арбан - темное божество. Злые и добрые боги постоянно воюют друг с другом. Тогда на небе появляются молнии, гром, метеориты.
Хонгодоры поклоняются всем верховным божествам, солнцу, луне, горам, рекам. По их верованиям, все явления природы имеют своих хозяев. В горах и возле селений находятся особые места, в которых ставят стелы, фигуры богов, каменные пирамиды. Это места поклонения, где молятся, просят о благополучии, успехе.
Жизнь
В ту пору, когда хонгодоры были кочевыми племенами, они занимались скотоводством и охотой. Они разводили коз, овец, коров. Благодаря этому у людей было мясо, молоко, шкуры, шерсть. Также держали верблюдов, лошадей, которые служили средством передвижения. На крупного зверя охотились группами, в одиночку расставляли ловушки на небольших животных. Земледелием хонгодорские племена начали заниматься после того, как пришли к оседлой жизни. Они переняли приемы землепашества у соседних народов. Также развилось кузнечное ремесло.
Групповой охотой хонгодоры занимались вместе с племенами булагатов и эхиритов. Участников было несколько десятков человек, которые образовывали большой круг, расходясь по территории. Создавалась иерархическая структура, во главе которой стоял командир, два командующих левым и правым флангом, трое охотников, ориентировавшихся на местности, которые управляли всеми остальными. Руководство осуществлялось посредством боевых кличей. По периметру разжигали костры для отпугивания животных. Когда звери выбегали из леса, в них стреляли из луков. Затем добычу делили между участниками. Большую долю получали начальники, оставшуюся часть делили поровну.
Хонгодоры добывали железную руду, в связи с чем появилось кузнечное дело. Существовали династии кузнецов, мастерству обучали с детства и передавали знания по наследству. Изготавливали не только железные, но и серебряные и золотые изделия. Кроме воинских доспехов и оружия, ковали элементы упряжи, инструменты, украшения.
Еда
В рационе хонгодоров присутствует много мяса. В основном это баранина, телятина, домашняя птица. На праздниках тушу животного готовят целиком. Голова барана считается почетной пищей, которую подают гостям. Ее кладут на отдельное блюдо и подносят лицом к уважаемому гостю. Также много молочных продуктов. На основе молока делают творог, сметану, разнообразные напитки. Популярны травяные отвары, зеленый чай. Традиционно черный чай заваривают со сливками, обжаренной мукой. Его можно пить с солью, маслом. Этот напиток придает сил, наполняет тело энергией.
Традиции
Браки у хонгодоров заключаются по договоренности между родителями детей, когда те еще маленькие. Договор скрепляется взаимными подношениями и вином. Раньше в 15 лет детей уже женили. Свадьба состоит из множества этапов, среди которых имеются такие:
- засылание сватов;
- передача выкупа;
- девичник;
- свадебный кортеж;
- освящение жилья.
Также на свадьбе проводятся различные игры, соревнования, много песен и танцев. Молодым дарят подарки. Детей стараются заводить побольше, поэтому семьи многодетные.
После смерти одного из членов племени проводится погребальный обряд. В древние века в могилу вместе с покойным закапывали украшения, предметы быта. Мужчин хоронили в доспехах, рядом складывали оружие, седло коня, на котором он ездил. В ряде районов, население которых исповедует буддизм, человека после смерти сжигают. Перед этим его заворачивают в белую ткань, чтобы покойник не видел живых. В древности людей не закапывали в землю, а просто вывозили в степь и оставляли там. Тело поедали дикие животные.
Хонгодоры отмечают такие праздники:
- Сагаалган
- Сурхарбан
- Алтаргана
- Зула Хурал.
Сурхарбан - праздник почитания духов земли. В этот день проводятся жертвоприношения, читают молитвы. Затем устраивают спортивные соревнования, на улицу выносят праздничную еду. Сагаалган - Новый год, который отмечают в начале весны. Это праздник Белого месяца. В доме наводят чистоту, выбрасывают старую одежду, готовят угощения. На стол ставят белые продукты - творог, сметану, молочную водку, пельмени. Праздник принято встречать во всем белом, что символизирует чистоту, счастье.
Алтаргана представляет собой национальный бурятский фестиваль. На нем исполняют народные песни, участвуют в спортивных конкурсах, проводят выставку традиционных ремесел. Зула Хурал - праздник тысячи лампад. Он является буддийским. В этот день устраивают торжественное шествие, молебен, зажигают свечи. Свет от свечей олицетворяет просветление, которого достиг Будда.
Хонгодоры чтят все традиции своего народа, родственные узы. Для этих людей важна связь с природой, в которой они видят божественное начало.
Вопрос об этногенезе хонгодоров остается одним из краеугольных камней в монгольской истории. Недавно дискутировали с другом, который хонгодор. Пришли к неожиданным выводам. Итак, кто же такие хонгодоры? Сейчас они живут в Закаменском, Тунинском районах Бурятии, а также в Аларском районе Иркутской области. Согласно преданию, в XVII веке их вывел из Халхи предводитель Бахак Ирбанов. Вслед за ним был выслан в погоню военный отряд под командованием Сухэр (Шуухэр) нойона.
Пока оставим этот эпизод, и вернемся обратно.
В родословной закаменских бурят, записанной Ц.Б. Цыдендамбаевым, приводится легендарная история о трех братьях - Хори, Шошолоке и Хонгодоре, рожденных Птицей - небесной девой: Отметим, что у бурят легенды о происхождении от Белой птицы встречаются главным образом среди шошолоков, хонгодоров и хоринцев:
Хон шубуун хуриалатай,
Сэн шубуун сэмэлгэтэй,
Хори-монгол галбаритай,
Тэнгэрийн найман хуухэдhээ тараhан
Хоёр отог хонгодор.
И действительно, родовым тотемом хонгодоров является лебедь, так же как и у хори-бурят. Хонгодоры своим этногоническим мифом имеют тот же сюжет, что и хори, первопредки Хоридой (Хорилартай-мэргэн) и богиня в облике лебедя. Данные эпонимы и мифологема с этногонической канвой встречаются только у хоринцев и связанных с ними происхождением групп.
Кроме того, ареал хонгодоров в 16-17 в значительной части совпадает с ареалом хори-туматов в 13 веке.
Видимо, это та часть хори-туматов, которая осталась почти в тех же местах, где их застало восстание 1217-18 годов.
Но, в те времена туматы находились на территории нынешнего Красноярского края. И к племени хори, как считают ряд историков, вообще не имели никакого отношения.
Теперь к вопросу о хунгиратах. Доктор исторических наук, профессор Т. Д. Скрынникова выявляет наличие дуально-родовой организации, в которой хунгираты и близкие к ним роды были брачными партнёрами (анда-куда) рода Борджигин, а затем - Хиад-Борджигин, то есть «Алтан ураг», рода Чингис-Хаана. В условиях соблюдения экзогамии был очень важен договор о регулярном обмене девушками-невестами между борджигинами и хунгиратами: «Большинство их и их детей брали девушек из рода Чингиз-хана, а в его (род) давали своих». Этот эпизод упоминается в «Сокровенном сказании», когда Дэй-сэчен, нойон хунгиратов, уговорил Есугей-багатура выдать замуж свою дочь Борте за Тэмуджина.
Пишет автор АРД, историк Доржи Цыбикдоржиев: Есть версия, что хонгодоры - это группировка, сложившаяся по иным принципам, не по племенному. Сами о себе они говорят, что были воинами полководца в государстве Хотогойт. Когда тамошний хан начал репрессии против них, они вернулись в бурятские горы и леса.
Предположительно, хонгодоры - это не племенной союз, а военная организация, в состав которой рекрутировались, правда, представители нескольких этнических групп (в основном, из числа потомков хори-туматов).
Принцип приблизительно сходен с формированием известных в истории монголов Джургинов, туматов, хонгиратской группы Дай-сэцэна и некоторых других.
Т.е. группировка Джургин составилась из самых воинственных представителей полутора десятков родственных (и не очень) племен Онона и Керулена.
Туматы - военная организация, в которую рекрутировались представители 11-ти хоринских родов.
Сложнее с Дай-сэцэновой ордой, о ней сведений мало, но видимо, что-то было общее в принципе формирования.
Интересное мнение высказывал Никифор Петрович Егунов, в его работе «Бурятия до присоединения к России». По его теории, хонгодоры - это отвлетвление булагатов. Сергей Петрович Балдаев полагал, что этноним произошел от слов "хон" - благородная птица и "гоодор" - шулята благородной птицы. Оригинальную версию предложил Дашинима Санжиевич Дугаров. По его мнению, в основу легли тюркские хун/хон (кун) - солнце и хуба - лебедь, носителями которых были "осколки прежде могущественных хунну". Эти "осколки", разрозненные и ослабленные, на рубеже нашей эры, были отброшены на северную окраину тюрко-монгольской эйкумены. В киданьское и послекиданьское время произошло слияние этих этнических компонентов, которые объединившись составили племя хонгодоров (Дашинима Дугаров, 1993). Ардан Лобсонович Ангархаев, указал на возможность упрошенного варианта от хон (хонг) и арад " хонгарад ~ хонгирад ~ хонгодор.
О том, откуда хонгодоры прибывали в Прибайкалье в XVI-XVIII веках у ученых имеются разные мнения, но все они указывают на регион Северо-западной Монголии.В настоящее время это регион, в котором расселены различные группы тюркского происхождения, такие как цаатаны, дархаты, сойоты, а также различные монгольские группы населения. Все это позволяет предполагать о возможном раннем параллельном существовании форм разных групп, таких как ойрад и хонгирад, у разных частей прежде единой исходной группы. Широкое распространение этнонима ойрат ~ кунгурат ~ кунгират ~ хонгират, прежде всего, связано с тем, что его носители приняли активное участие в исторических событиях XII-XIII вв., связанных с наступлением Чингидизов, и именно поэтому среди тюрков Средней Азии он распространился в форме с монгольским окончанием. Относительно формы хонгират ~ хонгоодор, можно полагать, что его употребление ограничивались лишь в северо-западной Монголии, в непосредственной близости к тюркским саянским народам.
08-06-2016Но несмотря на близость, хонгодоры перешли на монгольский язык в ранний период, по крайней мере до того, как предки ойратов и бурят утратили позиции перед Чингисханом, но уже отделились от будущих "халхасцев", у которых позиции перед походами Чингисхана сохранились до настоящего времени, считает профессор Валентин Иванович Рассадин.
История хонгодоров по-прежнему остается историческим детективом. Когда мы в детстве пели песню про Усть-Орду, там была строчка - «удха булагад, эхирит, уг нэгэн хонгодор». Почему?
Из истории племени
Напомним, хонгодоры - это одно из самых крупных бурятских племен, которое компактно проживает в селах Тункинского, Закаменского, Окинского районов Бурятии, в Аларском районе Иркутской области. И дисперсно - в Нукутском районе, где даже есть фамилия «Хонгодоров».
Откуда пришли хонгодоры? На своих встречах они, конечно, обсуждают свою историю. На одной из них в Кырене прозвучал обстоятельный и научно обоснованный доклад на эту тему. А сделал ее тогдашний глава Тункинского района Юрий Хоренов , с помощью земляков историков. В популярном виде это выглядит примерно так…
В свое время хонгодоры жили в Приангарье вместе с булагатами, а затем ушли на юг, в монгольские степи. Здесь они составили наиболее боеспособные соединения Чингисхана. После развала его империи они вернулись на свои породные земли, которые были уже заняты другими бурятскими родами. Но процесс возвращения прошел мирно, без военных столкновений. Просто хонгодоры вернулись домой.
Ёхор Ныгда
Фото Александра Махачкеева
Одна культура – один народ
Объясняется это, в первую очередь, этническим единством с проживавшими здесь западно-бурятскими родами – булагатами, икинатами, ашабагатами и т.д. Выражается это в общем аларо-тункинском говоре, одежде, домах – деревянных юртах, духовной культуре – ехорах и сэгээн (арсин) дуун, общих шаманских культах...
Вместе с тем, хонгодоры проникли и в горы, где также жили местные роды, такие, как тэртэ, хамниганы и хойхо в Закамне, сойоты в Оке. Причем Оку заселяли со стороны Тунки, Алари и Унги (Нукутов). Также оставили за собой стратегически важный коридор в монгольские степи – Тунку. Кроме охотников, в горы Оки и Закамны на караульную службу по проведенной Саввой Рагузинским границе направлялись хонгодоры и булагаты Алари и Унги. Многие из них обзаводились здесь семьями и оседали там. Одновременно с этим уроженцы Тунки и Оки перебирались в левобережное Приангарье или в горы Закамны. В свое время через саянские хребты шел оживленный товарообмен. Мука и товары промышленного производства из Иркутска обменивались на мясо и пушнину из гор. Менялись и невестами, иногда их просто крали. Сваты и женихи проходили по горным тропам или по руслам обледеневших рек. Например, по реке Оке шел путь из Алари и Унги в Оку. В то же время административно Тунка и Ока относились к Иркутску, а не к Чите. Аларский и Кыренский дацаны также напрямую подчинялись иркутскому генерал-губернатору.
В советский период многие традиционно существовавшие связи нарушились, свою негативную роль сыграли и административные переделы. Тем не менее, хонгодоры всегда знали и помнили о своем этническом единстве. Не случайно Хонгодориада–2016 - уже 11-й по счету фестиваль, проводится раз в два года поочередно в хонгодорских районах. И на этот раз единство соплеменников подтвердилось в полной мере.
Дерево Хамбо ламы
Гостям хозяева предложили насыщенную программу. Делегации посетили 200-летний Аларский дацан, в котором служил Хамбо лама Итигэлов . В свое время этот дацан посетили Хамбо лама Иролтуев и действующий Хамбо лама Дамба Аюшеев . Последний был в Алари в прошлом году на 200-летнем юбилее. В дацане сохранилась фотография, где он крепко обнимает древний кедр в монастырском саду. Теперь аларцы верят, что, обняв это дерево, можно получить благословение Хамбо ламы. Многие гости также решили получить благословение Хамбо у священного дерева.
Хамбо лама обнимает кедр в 2015 г.
Фото Александра Махачкеева
А это уже гости обнимают то самое дерево
Фото Александра Махачкеева
Под парящими орлами
Обряд поклонения предкам «Ехэ тайлаган» запомнился тем, что над верующими все время парили орлы, а это очень хороший знак – знак благословения Вечного синего неба. В завершение молебна шаманы отпустили на волю коня, предназначенного для жертвоприношения. Под крики радости и аплодисменты верующих скакун унесся в степь, развевая гривой и повязанными на шее хадаками – шелковыми шарфами.
А в котлах варилось мясо, чай, саламат и плов. Прямо в степи были накрыты столы, и гостей угощали крепким тогоонэй архи.
Хозяева вызвали на песенные соревнования гостей – мунгалгын дуун, в жанре кто кого перепоет, при этом подшучивая друг над другом. Со стороны хозяев выступили местные старейшины, а со стороны гостей - глава Оки Баир Балданов, глава Тунки Иван Альхеев и руководитель делегации Закамны, председатель райсовета Бэлигто Зундуев.
После песенного соревнования начался ехор, все танцевали красиво и задорно. Ехор собрал весь бывший здесь хонгодорский народ, и все встали в круг.
Борьба на конях
Сюрпризом для гостей стали конные игры. Сначала провели игру «Сорви шапку», где всадники срывали друг у друга шапки. А затем прошла древняя забава баторов – моринэ барилдаан (борьба на конях). Всадники кружились на конях, сталкивали и стаскивали друг друга. Боролись все желающие, на вызов аларцев вышли закаменские, окинские и тункинские парни. В итоге все-таки победил один из хозяев - Сагадар Семенов из села Буркаво. Ему и достался главный приз - баран. Глава Оки Баир Балданов учредил свой приз - 5 тысяч рублей для борца из своей команды. «Ехэ тайлаган», «мунгалгын дуун», ехор и моринэ барилдаан стали поистине народным гуляньем в степи.
Во второй день прошли выставки, «круглый стол», конкурсы «Сэгээн дуун» («Арсиин дуун) и «Эдир Баатар– Дангина», спортивные соревнования по национальной борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам, футболу, волейболу, гирям и т.д.
Финал в борьбе на конях
Фото Александра Махачкеева
Победитель борьбы на конях Сагадар Семенов
Фото Александра Махачкеева
Застольные песни
Программа второго дня была настолько насыщенной, что не представлялось возможным быть и там и тут. Новшеством на Хонгодориаде-2016 стал конкурс «Сэгээн дуун» («Арсиин дуун) - застольных песен. Этот жанр распространен у всех западных бурят, но сейчас переживает не лучшие дни. В Баргузине и Курумкане практически уже не поют эти песни, богато орнаментированные и отличающиеся импровизацией. А в хонгодорских районах и бурятских районах Иркутской области их исполняет только старшее поколение. На конкурсе в Кутулике сэгээн дуун исполняли с соблюдением всех ритуалов, угощением тогооной архи (национальным алкогольным напитком из молока) и подношением тooлэй – угощением бараниной.
Аларец Николай Зангеев угощает тункинца Гаврила дармаева, оба в хонгодорскихм костюмах
Фото Александра Махачкеева
Саламат
Фото Александра Махачкеева
О языке
На «круглом столе» «Хонгодоры и современность», прошедшем в библиотеке им. А.Вампилова состоялся разговор, в первую очередь, о состоянии родного языка. Проблемы с ним есть у всех хонгодоров, но наиболее сложная ситуация у аларцев. Они живут в густонаселенном индустриальном мегаполисе Черемхово – Ангарск – Иркутск – Шелехово, с ожерельем из населенных пунктов помельче. Живут в иноязычной среде.
На вопрос: «Что делать?», участники, конечно, нашли ответ. Но что реально претворится в дело, покажет жизнь. Завершилось все праздничной дискотекой и фейерверком.
Под сенью орлов
В целом праздник удался. Хонгодоры, разделенные горными хребтами, стали ближе друг к другу. Когда хозяева провожали их на барисане (священное место на дороге), гости благодарили от всей души и приглашали с ответным визитом.
В небе парили орлы, в степи пели жаворонки, на озере Хухэ нур величаво плыли лебеди – тотем хонгодоров, а на юге белели Саянские горы. За ними гостей ждала Тунка, Ока и Закамна. До свидания, Хонгодориада-2016. Следующая встреча в Оке!
Глава Окинского района Баир Балданов сказал:
Наши предки ездили друг к другу на лошадях. Мы, хонгодоры, живем в разных субъектах, но у нас общая история, родственные дружественные и территориальные связи. Они будут укрепляться. У нас много родственников в Аларском районе. Приглашаем вас к себе, через горы всего два дня на лошади…
Александр МАХАЧКЕЕВ
Улан-Удэ – Аларь - Кутулик – Улан-Удэ