История хонгодоров. Хонгодоры

На территорию современной Иркутской области и Бурятии хонгодоры под предводительством вождя Бахака Ирбана [ ] переселились в конце XVII века (1688 год) во время ойрат-халхасской войны. Причиной исхода стало нежелание поддерживать ту или иную сторону в войне, которая шла между Джунгарским ханством (ойраты) и Халха-Монголией. Переселение шло по трём направлениям - в Аларские степи (современная Иркутская область) и горные районы Восточных Саян и Хамар-Дабана (современные Тункинский , Окинский и Закаменский районы Бурятии). На новых землях хонгодоры продолжали вести кочевой образ жизни . Постепенно, после вхождения в состав Российского государства, начали переходить к оседлости и заниматься земледелием .

Раздел Внешней Монголии (Дзасакту-ханство, Алтан-ханство хотогойтов , Тушэту-ханство) между Российской империей и Цинским Китаем, с последующим закрытием границы, привело к невозможности вести горизонтальную перекочёвку, что привело к оскуднению пастбищ в пределах Восточных Саян и Хамар-Дабана и вынудило переходить хонгодоров с вертикального кочевания на полукочевой образ жизни, а в последующем и на оседлый.

Современность

В настоящее время потомки хонгодоров проживают в Тункинском , Окинском , Закаменском районах Республики Бурятия , в Аларском районе Иркутской области , в аймаке Ховд и Ховсгол Монголия .

Численность хонгодоров около 30 тысяч человек. [ ] В районах Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского округа, заселенными хонгодорами, поочередно проводятся встречи представителей этого племени, где обсуждаются насущные проблемы: пути сохранения и развития народных традиций, обычаев, своеобразного фольклора, древних напевов и танцев.

Список родов, входящих в племя хонгодоров

Родословная хонгодоров носит двойственный характер. С одной стороны встречаются обозначение родов по номерному признаку:

  • I хонгодорский род.
  • II хонгодорский род
  • III хонгодорский род.
  • IV хонгодорский род.
  • V хонгодорский род.
  • VI хонгодорский род.
  • VII хонгодорский род.
  • VIII хонгодорский род.

А с другой стороны встречаются именованные роды :

Ашат, ашхай, бадархан, боолдой, булбу, бурюууха, дардайтан, даши, долоонгууд, дурэтэн, наймангууд, сагаантан, тайбжан, тэртэ, хагта, хотогойто, холто, hабарнууд, улахан, уляба, шаранууд, шошоолог, шуранхан.

Численность хонгодоров согласно переписи 1897 года составляла 13 678 душ и по округам: .

Балаганский округ.
Наименование рода. Количество душ.
I хонгодорский род. 1838.
II хонгодорский род. 1057.
III хонгодорский род. 979.
IV хонгодорский род. 783.
V хонгодорский род. 1820.
VI хонгодорский род. 1840.
VII хонгодорский род. 971.
VIII хонгодорский род. 1452.

В документах и архивах Иркутской губернии хонгодоры присутствуют только по номерным названиям, за исключением 9-го Шаранутского рода (выделился из VIII хонгодорского рода) и Шурунханского рода (выделился из III хонгодорского рода). В изустном варианте хонгодоры не используют номерные наименование родов, а только именованные.

Именованные роды вместе с родословными в письменных источниках начали появляться только в конце XIX века. Данная особенность связана с тем, что родословная носит сакральный характер и не предназначена для широкого круга людей и, в большей части, предназначена для шаманских обрядов и призывания духов предков.

В XVII веке хонгодоры вышли из пределов Западной Монголии (Алтан-ханство Хотогойтов , Дзасагту-ханство , западные аймаки Тушэту-ханства и восточные аймаки Конфедерации ойратов), военным отрядом из 8 сотен, вместе со своими семьями общей численностью 4-5 тыс. человек (1 тысяча кибиток), и номерное обозначение родов говорит только о том, что их предок служил в 1-й по 8-ю сотню . Данное номерное обозначение родов закрепилось и в царской администрации с целью обложения ясаком . Это была последняя самая крупная и масштабная перекочевка хонгодоров, были и после неё перекочёвки хонгодоров, но они не были столь многочисленными по количеству людского состава.

Все хонгодорские роды делятся на собственно хонгодоров (имеется кровное происхождение от первопредка по имени Хонгодор, в бурят-монгольском произношении Нирун-Хонгодор ) и хонгодоров вообще (те представители родов, которые вошли в состав хонгодоров на правах хари ("чужие, не кровное родство"), в бурят-монгольском произношении Дарлекин-Хонгодор ).

К собственно хонгодорам (Нирун-Хонгодор ) по сведениям С.П. Балдаева относятся такие рода.

(приставка к имени Баатор, Ноён - почетные титулы присваиваемые за военные заслуги. Носители имен с приставкой Баатор и создали 8 номерных родов нирун-хонгодоров . Представители дарлекин-хонгодоров , административно и организационно были приданы разным номерным родам).

По данным родословной записки Арабдан-Доржо Гунсенова и информатора Бата Зурбанова к собственно хонгодорам относятся такие рода.

  1. Ашхай (Ашихай) ᠠᠱᠠᠬᠠᠢ
  2. Ашата (Ашита) ᠠᠰᠢᠲᠠ
  3. Холшо ᠬᠣᠯᠠᠱᠣ
  4. Боролдой ᠪᠣᠷᠣᠯᠳᠠᠢ
  5. Даша ᠳᠠᠰᠢᠶ᠎ᠠ
  6. Найдар ᠨᠠᠶᠢᠳᠠᠷ
  7. Нашан ᠨᠠᠰᠢᠨ
  8. Бата Хара Бадархан ᠪᠠᠳᠢᠷᠠᠬᠠᠨ
  9. Болдой ᠪᠣᠯᠳᠣᠢ

К хонгодорам вообще (Дарлекин-Хонгодор ), входившие в их состав только организационно на правах "хари" и не имеющих кровного происхождения от первопредка Хонгодора относятся следующие рода.

  1. Булбу
  2. Бурюууха
  3. Дардайтан
  4. Долоонгууд - пришли вместе хонгодорами из Западной Монголии.
  5. Наймангууд - пришли вместе хонгодорами из Западной Монголии.
  6. Сагаантан
  7. Тайбжан (Саган) - входил в VI хонгодорский род.
  8. Тэртэ - постоянные обитатели Прибайкалья, с ними связаны такие топонимы как Тыреть , Тайтурка
  9. Хотогойто - пришли вместе с хонгодорами, выходцы из Алтан-ханства Хотогойтов, разбросаны по разным номерным родам.
  10. Холто
  11. Хабарнууд
  12. Улахан
  13. Уляба
  14. Шаранууд - входил в VIII хонгодорский род, был административно выведен из него, с образованием IX хонгодорского рода.
  15. Шошоолог - постоянные обитатели Прибайкалья, в архивных документах встречаются как цысолики.
  16. Шуранхан - входил в III хонгодорский род, был административно выведен из него, под собственным названием.

Религия хонгодоров

Среди хонгодоров распространено три основные религии

Буддизм

С буддизмом хонгодоры познакомились в пределах Западной Монголии и принесли его с собой в Западную Бурят-Монголию. Первоначально среди хонгодоров не было дацанов , были юрты в которых проводились буддийские обряды, со временем начали строится дацаны.

Шаманизм

До появления буддизма и православия среди хонгодоров был распространен шаманизм. Шаманизм включает в себя разделение мира на три части верхнего, среднего и нижнего мира у каждого из которых есть свои управители. Пантеон шаманских (тэнгрианских) богов состоит из 99 тэнгриев , который в свою очередь состоит из 55 западных тенгриев (добрых) и 44 восточных тэнгриев (злобных).

Покровитель хонгодоров:

Уурак Саган Тэнгэр (Молочно Белый Тэнгри) - одаривает землю богатством через своих посланников лебедей, является духовным отцом Буудал Онгона, которого называют Улаан Залай Мэргэн Дэгэй. Его пристанищем является перевал Архаг близ реки Урик в Восточных Саянах.

Территориальные покровители:

Ама Саган ноён - хозяин реки Ангара.

Тулба Саган ноён - хозяин города Иркутск.

Хэрмэтэ ноён - хозяин горы Кырен.

Улаан залай Мэргэн Дэгэй (Красной кисти воин) - хозяин реки Урик , второе имя Буудал Онгон.

Православие

Распространение православной религии среди хонгодоров стало происходить с покорением Сибири отрядами казаков Русского царства или в византийском варианте Российского царства. Насаждение религии в среде покоренных народов является одним из методом колонизации и упрочнения своей власти. Первоначально насаждение православия производилось насильственными методами, что приводило к негативным результатам.

В последующем насаждение православия сместилось к политическому давления на представителей глав родов хонгодоров и экономическим мерам. Таким как освобождение от уплаты ясака на три года, дарение отрезов сукна, и выплаты в денежном выражении. Однако данные методы не имели успеха, так как приводило к тому, что некоторые представители крестились по нескольку раз, все равно при этом оставаясь в шаманизме или в буддизме.

Куда более эффективно действовали буддийские ламы, приводя представителей шаманизма и псевдонеофитов православия в лоно ламаисткой церкви. В конечном итоге не эффективность православных священников по крещению бурят и хонгодоров в их числе, и наоборот эффективность буддийской церкви привело к тому, что императрица Екатерина II признала буддизм одной из государственной религии Российской империи.

В настоящее время число хонгодоров исповедующих православие крайне мало.

Тип хозяйствования хонгодоров

На первом месте в хозяйственном укладе хонгодоров находится скотоводство , разведение лошадей, овец, коз, коров, верблюдов.

На втором месте стоит охота, индивидуальная и коллективная (зэгэтэ-аба, абай садак).

В общих чертах вся облавная охота сводилась к тому, что участники делясь на десятки расходились в разные стороны охватывая огромную территорию, создавая круг (котел) и потом начинали ссужать этот круг к центру и загонять всех зверей в этом кругу в самый его центр.

Организационно чтоб управлять большим количеством людей, на охоте выбирались из числа участников главный распорядитель - тубши (туб - центр, главный), и два руководителя, командовавших левым и правым крылом, именуемых - гаршины (гар - рука, зунгарши - командир левой "руки", восточного крыла и барунгарши - командир правой "руки", западного крыла). Так же выбирались три газаршина (газар - местность), хорошо знающие местность, которые придавались центру, правому крылу и левому крылу, в обязанности которых входило расставлять охотников в зависимости от условий местности, в некотором роде они выполняли функции разведки. Так же выбирались галши (гал - огонь), которые охраняли и поддерживали племенные огнища, организовывали быт и питание охотников, подбирали места для ночлега и стойбища, то есть выполняли тыловые функции .

На огромной территории, чтоб опознавать друг друга и знать расположение друг друга использовались боевые кличи: у булагат - бургэт, у хонгодоров - хужэ, хожи, у эхиритов - эдир.

Когда выдвигались левое и правое крыло, охватывая территорию в круг (котел), этот круг по команде тубши начинал ссужаться и загонял всех зверей в центр. В последующем в внутрь круга направлялись газарши с целью выяснить, есть внутри звери, если не было, то производилась повторная операция охвата территории уже в другом месте.

Если охват был удачный и в круге были звери, то по кругу выставлялись караулы с целью не выпустить из него зверей, галши разжигали костры, каждый десяток имел своё огнище и свой участок круга, который охранял. В течении нескольких дней, как правило караул сменялся и все это время звери не могли покинуть круг. Таким образом получался замкнутый, оцепленный круг из караульных и костров и любое животное, которое пыталось выбраться из него расстреливалось из луков.

Когда из оцепления не вырывались, тубши опять давал команду и круг опять ссужался, на некоторое расстояние, далее циклы ссужения повторялись. Данное мероприятие проводилось, чтоб добыть всех животных в оцеплении, если делать ссужение круга (котла) за один цикл, то большая часть животных все равно прорывалась из оцепления.

Раздел добычи проводился согласно заведенным традициям: тубши, газарши, гарши, галши забирали себе десятую часть, все остальное делилось поровну между остальными участниками облавной охоты.

Коллективная охота в отличие от индивидуальной была более эффективной и приносила больше добычи и пропитания.

Коллективная охота со временем начала терять свою ценность и становилось больше культурным мероприятием, это связано с переходом на оседлый образ жизни и освоение земледелия, так как в денежном выражении она давала больше прибыли и стабильный доход, чем охота.

Индивидуальная охота как правило проводилась с использование ловушек и петлей и проводилась в отношение пушных животных.

Земледелие

Переходить к земледелию хонгодоры начали в момент когда была закрыта граница между Российской империей и Цинским Китаем, так как это привело к невозможности проводить горизонтальное кочевание и как следствие к оскудению пастбищ и уменьшению кормовой базы. В новых условиях хонгодорам пришлось заимствовать опыт у булагатов и эхиритов, которые в свою очередь заимствовали его у курыкан , которые проживали на территории Прибайкалья уже давно и имели достаточно развитую культуру земледельческого сельского хозяйства. Русские так же заимствовали опыт земледелия у эхиритов и булагатов, так как сельскохозяйственный календарь привязанный к церковному календарю, не соответствовал климатическим условиям Прибайкалья, где лето короткое, а зима длинная и суровая в сравнению с европейской частью России. Отличающие климатические условия накладывают ограничения на высев озимых и яровых растительных культур, а так же на сорта этих культур приспособленных к суровым сибирским условиям. О том что хонгодоры заимствовали опыт у булагат и эхиритов говорит заимствование в языке хонгодоров исконно бурятских, а не русских названий сельскохозяйственных инструментов и не только, таких как: серп - хадуур, коса - хажуур, вилы - аса, грабли- тармуур, соха - анзаhан, борона - дагнуур, сноп - боодолго, цеп для обмолота - наньшуур, ручная мельница - гар тээрмэ, конная мельница - морин тээрмэ, водяная мельница - уhан тээрмэ, устройство для раскатывания и измельчения навоза на поле (нет аналога в русском языке) - балуур, площадь земельного участка - душэнэг.

Атаманы В.Тюменец и М.Перфильев первыми из русских доложили, что буряты возделывают землю, что они - люди пашенные и сеют ячмень и гречиху .

В климатических условиях, когда не возможно вести тебенёвку (выпас зимой, когда скот копытом разгребает снег), из-за высокого снежного покрова, возникает вопрос о заготовки сена летом (сенокошение) и складирование его на стационарном стойбище, что в свою очередь ведет к созданию сложного комплекса скотоводческо-земледельческого ведения хозяйства на полуоседлой основе.

Кузнечное ремесло

Хонгодоры проживали в горах и одним из видов хозяйственной деятельности, являлась добыча и обработка металлов: железа, золота, серебра. Данным видом деятельности занимался узкий круг представителей хонгодоров, называемых в их среде как дарханы (в бурят-монгольском произношении хара дархан - кузнец по железу, мунгэн дархан - кузнец по серебру, алтан дархан - кузнец по золоту). Это ремесло было распространено в кругу семьи и передавалось по наследству. В период государства Северная Юань, торговля с Китаем по факту отсутствовала, в следствии запрета со стороны императоров Китая династии Мин, большое значение имели хара дарханы. В обязанности хара дарханов входило поиск месторождений железа в горах Монгольский Алтай, Хангай, Восточные Саяны, для нужд армии и для нужд хозяйственного быта.

В частности для нужд армии изготавливались: сабли (сэлэм), палаши , мечи (илд), наконечники копий и стрел, шлемы , шишаки , кольчужные (илчирбилиг хуяг) и ламеллярные доспехи (худесуту хуяг, хатагу дэгэл, хуус хуяг, чаргах), металлические элементы щитов.

Хонгодоры представляют собой племя, относящееся к субэтносу Бурятии. Его представители приняли участие в этногенезе бурят. Это самый северный монгольский народ, древнейшее население Байкальского региона. Хонгодоры имеют богатый эпос, повествующий о жизни и завоеваниях этого немногочисленного народа.

Численность

Этот субэтнос исчисляется всего 30 000 жителей. Несмотря на это, внутри племени насчитывается 9 представителей основных родов (прямых предков основателя рода) и 16 родов, не имеющих кровной связи с первопредком.

Где живут

Ареал расселения хонгодоров определяется несколькими районами Бурятии, Монголии. Эти люди проживают в Аларском районе Иркутской области, монгольских городах Ховд, Ховсгол. На территории Бурятии они находятся в районах:

  1. Тункинский
  2. Окинский
  3. Закаменский

Родственными народами хонгодоров являются калмыки, халхи. Халхи составляют основное население Монголии. Калмыки проживают в Республике Калмыкия, входящей в состав РФ.

Язык

Хонгодоры разговаривают на бурятском языке. Он является официальным в Республике Бурятия. Язык входит в центральную ветку северомонгольской группы монгольских языков.

Название

О происхождении названия народа нет единого мнения. Наиболее распространенные версии:

  1. От слова «хуба», означающего «лебедь». Это тотемное (священное) животное, которое почитается у бурятов.
  2. От тюркского «хун» - «солнце». Эта версия говорит о том, что народ является потомком древнего племени хунну.
  3. Слово «хон» переводится как благородная птица, а «годор» - ее дети.

История

Этногенез хонгодоров также под вопросом. Отельная группа историков считает их потомками монголов. Другая, что они произошли от племени булатагов, завоеванных монголами и ассимилировавшихся с ними. Большинство ученых склоняется к тому, что народ вышел из хонгирадов (конготоры, кунграты). Это монгольское племя повлияло на этногенез монгольских и тюркских народов.
По легенде у основателя рода Хонгодора было 9 сыновей, которые образовали 9 отдельных родов. Позднее в племя влились представители монголов и бурят, в результате чего образовались подветви. Хонгодоры переселились из Монголии на территорию современной Бурятии в 17 веке в процессе войны. Они потерпели поражение в битве с ханом Маньчжурии и отступили в аларские степи. Сначала племена вели привычную кочевническую жизнь. Затем отошли от нее, осели и стали заниматься землепашеством.


Хонгодоры являются горными племенами, в отличие от остальных бурятских народов, которые живут в степях. Они живут в предгорьях Саян, Хамар-Дабана. У окинских племен до сих пор существует полукочевнический образ жизни, называемый вертикальным кочеванием. Он заключается в том, что в летний период люди живут в предгорьях, где скот пасется на лугах, а с наступлением зимы переезжают на равнину.

Религия

Основной религией у хонгодоров является шаманизм. Небольшая часть исповедует буддизм, православие. Буддизм сохранился со времен жизни в Монголии. Православие распространилось с приходом в Сибирь и насаждалось насильственно. В настоящий момент подавляющее большинство народа продолжает придерживаться традиционных верований.

Шаманизм, или шаманство, представляет собой древнюю форму религии, в основе которой лежит вера в духов. Посредником между народом и духами является шаман - представитель племени, наделенный особыми умениями. Учение говорит, что мир разделен на три части: верхний, срединный, нижний, которыми управляют боги - тенгри. Покровителем хонгодорского народа является Уурак Саган Тэнгэр. Он посылает на землю лебедей - священных птиц, через которых передает дары людям. Главные божества - Эсэгэ Малан (мудрый отец) и богиня Земли Ульген. В верхнем мире предводительствуют Хан Хурмаста - начальник добрых божеств и Асарани Арбан - темное божество. Злые и добрые боги постоянно воюют друг с другом. Тогда на небе появляются молнии, гром, метеориты.

Хонгодоры поклоняются всем верховным божествам, солнцу, луне, горам, рекам. По их верованиям, все явления природы имеют своих хозяев. В горах и возле селений находятся особые места, в которых ставят стелы, фигуры богов, каменные пирамиды. Это места поклонения, где молятся, просят о благополучии, успехе.


Жизнь

В ту пору, когда хонгодоры были кочевыми племенами, они занимались скотоводством и охотой. Они разводили коз, овец, коров. Благодаря этому у людей было мясо, молоко, шкуры, шерсть. Также держали верблюдов, лошадей, которые служили средством передвижения. На крупного зверя охотились группами, в одиночку расставляли ловушки на небольших животных. Земледелием хонгодорские племена начали заниматься после того, как пришли к оседлой жизни. Они переняли приемы землепашества у соседних народов. Также развилось кузнечное ремесло.

Групповой охотой хонгодоры занимались вместе с племенами булагатов и эхиритов. Участников было несколько десятков человек, которые образовывали большой круг, расходясь по территории. Создавалась иерархическая структура, во главе которой стоял командир, два командующих левым и правым флангом, трое охотников, ориентировавшихся на местности, которые управляли всеми остальными. Руководство осуществлялось посредством боевых кличей. По периметру разжигали костры для отпугивания животных. Когда звери выбегали из леса, в них стреляли из луков. Затем добычу делили между участниками. Большую долю получали начальники, оставшуюся часть делили поровну.

Хонгодоры добывали железную руду, в связи с чем появилось кузнечное дело. Существовали династии кузнецов, мастерству обучали с детства и передавали знания по наследству. Изготавливали не только железные, но и серебряные и золотые изделия. Кроме воинских доспехов и оружия, ковали элементы упряжи, инструменты, украшения.

Еда

В рационе хонгодоров присутствует много мяса. В основном это баранина, телятина, домашняя птица. На праздниках тушу животного готовят целиком. Голова барана считается почетной пищей, которую подают гостям. Ее кладут на отдельное блюдо и подносят лицом к уважаемому гостю. Также много молочных продуктов. На основе молока делают творог, сметану, разнообразные напитки. Популярны травяные отвары, зеленый чай. Традиционно черный чай заваривают со сливками, обжаренной мукой. Его можно пить с солью, маслом. Этот напиток придает сил, наполняет тело энергией.


Традиции

Браки у хонгодоров заключаются по договоренности между родителями детей, когда те еще маленькие. Договор скрепляется взаимными подношениями и вином. Раньше в 15 лет детей уже женили. Свадьба состоит из множества этапов, среди которых имеются такие:

  • засылание сватов;
  • передача выкупа;
  • девичник;
  • свадебный кортеж;
  • освящение жилья.

Также на свадьбе проводятся различные игры, соревнования, много песен и танцев. Молодым дарят подарки. Детей стараются заводить побольше, поэтому семьи многодетные.

После смерти одного из членов племени проводится погребальный обряд. В древние века в могилу вместе с покойным закапывали украшения, предметы быта. Мужчин хоронили в доспехах, рядом складывали оружие, седло коня, на котором он ездил. В ряде районов, население которых исповедует буддизм, человека после смерти сжигают. Перед этим его заворачивают в белую ткань, чтобы покойник не видел живых. В древности людей не закапывали в землю, а просто вывозили в степь и оставляли там. Тело поедали дикие животные.
Хонгодоры отмечают такие праздники:

  1. Сагаалган
  2. Сурхарбан
  3. Алтаргана
  4. Зула Хурал.

Сурхарбан - праздник почитания духов земли. В этот день проводятся жертвоприношения, читают молитвы. Затем устраивают спортивные соревнования, на улицу выносят праздничную еду. Сагаалган - Новый год, который отмечают в начале весны. Это праздник Белого месяца. В доме наводят чистоту, выбрасывают старую одежду, готовят угощения. На стол ставят белые продукты - творог, сметану, молочную водку, пельмени. Праздник принято встречать во всем белом, что символизирует чистоту, счастье.

Алтаргана представляет собой национальный бурятский фестиваль. На нем исполняют народные песни, участвуют в спортивных конкурсах, проводят выставку традиционных ремесел. Зула Хурал - праздник тысячи лампад. Он является буддийским. В этот день устраивают торжественное шествие, молебен, зажигают свечи. Свет от свечей олицетворяет просветление, которого достиг Будда.

Хонгодоры чтят все традиции своего народа, родственные узы. Для этих людей важна связь с природой, в которой они видят божественное начало.

Вопрос об этногенезе хонгодоров остается одним из краеугольных камней в монгольской истории. Недавно дискутировали с другом, который хонгодор. Пришли к неожиданным выводам. Итак, кто же такие хонгодоры? Сейчас они живут в Закаменском, Тунинском районах Бурятии, а также в Аларском районе Иркутской области. Согласно преданию, в XVII веке их вывел из Халхи предводитель Бахак Ирбанов. Вслед за ним был выслан в погоню военный отряд под командованием Сухэр (Шуухэр) нойона.

Пока оставим этот эпизод, и вернемся обратно.

В родословной закаменских бурят, записанной Ц.Б. Цыдендамбаевым, приводится легендарная история о трех братьях - Хори, Шошолоке и Хонгодоре, рожденных Птицей - небесной девой: Отметим, что у бурят легенды о происхождении от Белой птицы встречаются главным образом среди шошолоков, хонгодоров и хоринцев:

Хон шубуун хуриалатай,
Сэн шубуун сэмэлгэтэй,
Хори-монгол галбаритай,
Тэнгэрийн найман хуухэдhээ тараhан
Хоёр отог хонгодор.

И действительно, родовым тотемом хонгодоров является лебедь, так же как и у хори-бурят. Хонгодоры своим этногоническим мифом имеют тот же сюжет, что и хори, первопредки Хоридой (Хорилартай-мэргэн) и богиня в облике лебедя. Данные эпонимы и мифологема с этногонической канвой встречаются только у хоринцев и связанных с ними происхождением групп.

Кроме того, ареал хонгодоров в 16-17 в значительной части совпадает с ареалом хори-туматов в 13 веке.
Видимо, это та часть хори-туматов, которая осталась почти в тех же местах, где их застало восстание 1217-18 годов.

Но, в те времена туматы находились на территории нынешнего Красноярского края. И к племени хори, как считают ряд историков, вообще не имели никакого отношения.

Теперь к вопросу о хунгиратах. Доктор исторических наук, профессор Т. Д. Скрынникова выявляет наличие дуально-родовой организации, в которой хунгираты и близкие к ним роды были брачными партнёрами (анда-куда) рода Борджигин, а затем - Хиад-Борджигин, то есть «Алтан ураг», рода Чингис-Хаана. В условиях соблюдения экзогамии был очень важен договор о регулярном обмене девушками-невестами между борджигинами и хунгиратами: «Большинство их и их детей брали девушек из рода Чингиз-хана, а в его (род) давали своих». Этот эпизод упоминается в «Сокровенном сказании», когда Дэй-сэчен, нойон хунгиратов, уговорил Есугей-багатура выдать замуж свою дочь Борте за Тэмуджина.

Пишет автор АРД, историк Доржи Цыбикдоржиев: Есть версия, что хонгодоры - это группировка, сложившаяся по иным принципам, не по племенному. Сами о себе они говорят, что были воинами полководца в государстве Хотогойт. Когда тамошний хан начал репрессии против них, они вернулись в бурятские горы и леса.
Предположительно, хонгодоры - это не племенной союз, а военная организация, в состав которой рекрутировались, правда, представители нескольких этнических групп (в основном, из числа потомков хори-туматов).
Принцип приблизительно сходен с формированием известных в истории монголов Джургинов, туматов, хонгиратской группы Дай-сэцэна и некоторых других.
Т.е. группировка Джургин составилась из самых воинственных представителей полутора десятков родственных (и не очень) племен Онона и Керулена.
Туматы - военная организация, в которую рекрутировались представители 11-ти хоринских родов.
Сложнее с Дай-сэцэновой ордой, о ней сведений мало, но видимо, что-то было общее в принципе формирования.

Интересное мнение высказывал Никифор Петрович Егунов, в его работе «Бурятия до присоединения к России». По его теории, хонгодоры - это отвлетвление булагатов. Сергей Петрович Балдаев полагал, что этноним произошел от слов "хон" - благородная птица и "гоодор" - шулята благородной птицы. Оригинальную версию предложил Дашинима Санжиевич Дугаров. По его мнению, в основу легли тюркские хун/хон (кун) - солнце и хуба - лебедь, носителями которых были "осколки прежде могущественных хунну". Эти "осколки", разрозненные и ослабленные, на рубеже нашей эры, были отброшены на северную окраину тюрко-монгольской эйкумены. В киданьское и послекиданьское время произошло слияние этих этнических компонентов, которые объединившись составили племя хонгодоров (Дашинима Дугаров, 1993). Ардан Лобсонович Ангархаев, указал на возможность упрошенного варианта от хон (хонг) и арад " хонгарад ~ хонгирад ~ хонгодор.

О том, откуда хонгодоры прибывали в Прибайкалье в XVI-XVIII веках у ученых имеются разные мнения, но все они указывают на регион Северо-западной Монголии.В настоящее время это регион, в котором расселены различные группы тюркского происхождения, такие как цаатаны, дархаты, сойоты, а также различные монгольские группы населения. Все это позволяет предполагать о возможном раннем параллельном существовании форм разных групп, таких как ойрад и хонгирад, у разных частей прежде единой исходной группы. Широкое распространение этнонима ойрат ~ кунгурат ~ кунгират ~ хонгират, прежде всего, связано с тем, что его носители приняли активное участие в исторических событиях XII-XIII вв., связанных с наступлением Чингидизов, и именно поэтому среди тюрков Средней Азии он распространился в форме с монгольским окончанием. Относительно формы хонгират ~ хонгоодор, можно полагать, что его употребление ограничивались лишь в северо-западной Монголии, в непосредственной близости к тюркским саянским народам.

Но несмотря на близость, хонгодоры перешли на монгольский язык в ранний период, по крайней мере до того, как предки ойратов и бурят утратили позиции перед Чингисханом, но уже отделились от будущих "халхасцев", у которых позиции перед походами Чингисхана сохранились до настоящего времени, считает профессор Валентин Иванович Рассадин.

История хонгодоров по-прежнему остается историческим детективом. Когда мы в детстве пели песню про Усть-Орду, там была строчка - «удха булагад, эхирит, уг нэгэн хонгодор». Почему?

08-06-2016

Из истории племени

Напомним, хонгодоры - это одно из самых крупных бурятских племен, которое компактно проживает в селах Тункинского, Закаменского, Окинско­го районов Бурятии, в Аларском райо­не Иркутской области. И дисперсно - в Нукутском районе, где даже есть фа­милия «Хонгодоров».

Откуда пришли хонгодоры? На своих встречах они, конечно, обсуж­дают свою историю. На одной из них в Кырене прозвучал обстоятельный и научно обоснованный доклад на эту тему. А сделал ее тогдашний глава Тункинского района Юрий Хоренов , с помощью земляков историков. В попу­лярном виде это выглядит примерно так…

В свое время хонгодоры жили в Приангарье вместе с булагатами, а затем ушли на юг, в монгольские сте­пи. Здесь они составили наиболее боеспособные соединения Чингисха­на. После развала его империи они вернулись на свои породные земли, которые были уже заняты другими бурятскими родами. Но процесс воз­вращения прошел мирно, без военных столкновений. Просто хонгодоры вер­нулись домой.

Ёхор Ныгда

Фото Александра Махачкеева

Одна культура – один народ

Объясняется это, в первую очередь, этническим единством с проживавши­ми здесь западно-бурятскими родами – булагатами, икинатами, ашабагата­ми и т.д. Выражается это в общем ала­ро-тункинском говоре, одежде, домах – деревянных юртах, духовной культу­ре – ехорах и сэгээн (арсин) дуун, об­щих шаманских культах...

Вместе с тем, хонгодоры проник­ли и в горы, где также жили местные роды, такие, как тэртэ, хамниганы и хойхо в Закамне, сойоты в Оке. При­чем Оку заселяли со стороны Тунки, Алари и Унги (Нукутов). Также оста­вили за собой стратегически важный коридор в монгольские степи – Тунку. Кроме охотников, в горы Оки и Закам­ны на караульную службу по прове­денной Саввой Рагузинским границе направлялись хонгодоры и булагаты Алари и Унги. Многие из них обзаво­дились здесь семьями и оседали там. Одновременно с этим уроженцы Тун­ки и Оки перебирались в левобереж­ное Приангарье или в горы Закамны. В свое время через саянские хребты шел оживленный товарообмен. Мука и товары промышленного производ­ства из Иркутска обменивались на мясо и пушнину из гор. Менялись и невестами, иногда их просто крали. Сваты и женихи проходили по горным тропам или по руслам обледеневших рек. Например, по реке Оке шел путь из Алари и Унги в Оку. В то же время административно Тунка и Ока относи­лись к Иркутску, а не к Чите. Аларский и Кыренский дацаны также напрямую подчинялись иркутскому генерал-гу­бернатору.

В советский период многие тра­диционно существовавшие связи на­рушились, свою негативную роль сы­грали и административные переделы. Тем не менее, хонгодоры всегда знали и помнили о своем этническом един­стве. Не случайно Хонгодориада–2016 - уже 11-й по счету фестиваль, прово­дится раз в два года поочередно в хонгодорских районах. И на этот раз един­ство соплеменников подтвердилось в полной мере.

Дерево Хамбо ламы

Гостям хозяева предложили на­сыщенную программу. Делегации по­сетили 200-летний Аларский дацан, в котором служил Хамбо лама Итигэ­лов . В свое время этот дацан посетили Хамбо лама Иролтуев и действующий Хамбо лама Дамба Аюшеев . Послед­ний был в Алари в прошлом году на 200-летнем юбилее. В дацане сохранилась фотография, где он крепко об­нимает древний кедр в монастырском саду. Теперь аларцы верят, что, обняв это дерево, можно получить благословение Хамбо ламы. Многие гости так­же решили получить благословение Хамбо у священного дерева.


Хамбо лама обнимает кедр в 2015 г.

Фото Александра Махачкеева


А это уже гости обнимают то самое дерево

Фото Александра Махачкеева

Под парящими орлами

Обряд поклонения предкам «Ехэ тайлаган» запомнился тем, что над верующими все время парили орлы, а это очень хороший знак – знак благо­словения Вечного синего неба. В за­вершение молебна шаманы отпустили на волю коня, предназначенного для жертвоприношения. Под крики радо­сти и аплодисменты верующих скакун унесся в степь, развевая гривой и по­вязанными на шее хадаками – шелко­выми шарфами.

А в котлах варилось мясо, чай, са­ламат и плов. Прямо в степи были на­крыты столы, и гостей угощали креп­ким тогоонэй архи.

Хозяева вызвали на песенные со­ревнования гостей – мунгалгын дуун, в жанре кто кого перепоет, при этом подшучивая друг над другом. Со сто­роны хозяев выступили местные ста­рейшины, а со стороны гостей - глава Оки Баир Балданов, глава Тунки Иван Альхеев и руководитель делегации Закамны, председатель райсовета Бэлигто Зундуев.

После песенного соревнования на­чался ехор, все танцевали красиво и задорно. Ехор собрал весь бывший здесь хонгодорский народ, и все вста­ли в круг.

Борьба на конях

Сюрпризом для гостей стали кон­ные игры. Сначала провели игру «Сор­ви шапку», где всадники срывали друг у друга шапки. А затем прошла древняя забава баторов – моринэ ба­рилдаан (борьба на конях). Всадники кружились на конях, сталкивали и стаскивали друг друга. Боролись все желающие, на вызов аларцев вышли закаменские, окинские и тункинские парни. В итоге все-таки победил один из хозяев - Сагадар Семенов из села Буркаво. Ему и достался главный приз - баран. Глава Оки Баир Балданов уч­редил свой приз - 5 тысяч рублей для борца из своей команды. «Ехэ тайла­ган», «мунгалгын дуун», ехор и мори­нэ барилдаан стали поистине народ­ным гуляньем в степи.

Во второй день прошли выстав­ки, «круглый стол», конкурсы «Сэгээн дуун» («Арсиин дуун) и «Эдир Баатар– Дангина», спортивные соревнования по национальной борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам, футболу, во­лейболу, гирям и т.д.

Финал в борьбе на конях

Фото Александра Махачкеева

Победитель борьбы на конях Сагадар Семенов

Фото Александра Махачкеева

Застольные песни

Программа второго дня была на­столько насыщенной, что не представ­лялось возможным быть и там и тут. Новшеством на Хонгодориаде-2016 стал конкурс «Сэгээн дуун» («Арсиин дуун) - застольных песен. Этот жанр распространен у всех западных бурят, но сейчас переживает не лучшие дни. В Баргузине и Курумкане практически уже не поют эти песни, богато орна­ментированные и отличающиеся им­провизацией. А в хонгодорских рай­онах и бурятских районах Иркутской области их исполняет только старшее поколение. На конкурсе в Кутулике сэ­гээн дуун исполняли с соблюдением всех ритуалов, угощением тогооной архи (национальным алкогольным напитком из молока) и подношением тooлэй – угощением бараниной.

Аларец Николай Зангеев угощает тункинца Гаврила дармаева, оба в хонгодорскихм костюмах

Фото Александра Махачкеева


Саламат

Фото Александра Махачкеева

О языке

На «круглом столе» «Хонгодоры и современность», прошедшем в библи­отеке им. А.Вампилова состоялся раз­говор, в первую очередь, о состоянии родного языка. Проблемы с ним есть у всех хонгодоров, но наиболее слож­ная ситуация у аларцев. Они живут в густонаселенном индустриальном мегаполисе Черемхово – Ангарск – Ир­кутск – Шелехово, с ожерельем из на­селенных пунктов помельче. Живут в иноязычной среде.

На вопрос: «Что делать?», участ­ники, конечно, нашли ответ. Но что реально претворится в дело, покажет жизнь. Завершилось все праздничной дискотекой и фейерверком.

Под сенью орлов

В целом праздник удался. Хонгодо­ры, разделенные горными хребтами, стали ближе друг к другу. Когда хозя­ева провожали их на барисане (свя­щенное место на дороге), гости благо­дарили от всей души и приглашали с ответным визитом.

В небе парили орлы, в степи пели жаворонки, на озере Хухэ нур велича­во плыли лебеди – тотем хонгодоров, а на юге белели Саянские горы. За ними гостей ждала Тунка, Ока и Закамна. До свидания, Хонгодориада-2016. Следу­ющая встреча в Оке!

Глава Окинского района Баир Бал­данов сказал:

Наши предки ездили друг к дру­гу на лошадях. Мы, хонгодоры, живем в разных субъектах, но у нас общая история, родственные дружественные и территориальные связи. Они будут укрепляться. У нас много родственни­ков в Аларском районе. Приглашаем вас к себе, через горы всего два дня на лошади…

Александр МАХАЧКЕЕВ

Улан-Удэ – Аларь - Кутулик – Улан-Удэ



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло