Иван Купала: приметы и гадания. Праздник Иван Купала

В народном календаре 7 июля – Иванов день, Ивана Купалы (Купала), Иван-травник, купальник, первый покос. Православная церковь в этот день празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Наши предки Иоанна Крестителя прозвали Иван Купала. В народном представлении христианский святой Иоанн Предтеча соединился с языческим божеством плодородия и Летнего Солнца. Иванов день – один из самых древних и почитаемых праздников на Руси, в котором принимало участие всё население. Это праздник почитания воды и солнца. Ещё в языческие времена в ночь на Ивана девушки на реку опускали венки с зажженными свечками или лучинками:

  • если венок утонул, то милый разлюбил, и выйти за него замуж не получится;
  • чей венок дальше всех проплывет, та будет счастлива;
  • у кого дольше всех прогорит лучинка, та проживет долгую жизнь.

7 июля: традиции и обычаи дня

Согласно поверьям, в Иванов день «открываются» земля и небо, вода приобретает чудесную силу, птицы и звери начинают говорить. Знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, веря, что в это время все растения обладают удивительной целебной силой. Собрать травы и коренья нужно до восхода солнца, пока их не опалили солнечные лучи.

Иванова ночь самая короткая в году. В старину в эту ночь спать не ложились, чтобы не набросилась на беспомощного человека нечистая сила, разбушевавшаяся в этот период. Накануне праздника, в день , крестьяне на окна и порог клали крапиву, чтобы в жилище нечисть не пробралась.

Вечером 6 июля разводили особые ритуальные костры на границе села (на развилках дорог, у реки, на холмах). В купальских кострах сжигали всякую рухлядь, чучело ведьмы, одежду больных людей (считалось, что с вещами сгорят и болезни). Через эти костры бросали венки, прыгала молодежь, стремясь защитить себя от болезней, порчи и происков нечистой силы. Вокруг огня водили хороводы.

Огни, зажигаемые в купальскую ночь, считались чудодейственными. Огонь добывали трением дерева о дерево. Его называли живым, лекарственным, лесным. Чтобы избавиться от невзгод в этот вечер надо тихо посидеть у костра и мысленно обратиться к духу огня с просьбой из вашей жизни выжечь всё суетное и наносное.

В Купальскую ночь на муравейниках собирали масло, которое, по преданию, излечивает от всех недугов. Считалось, что с этой ночи появляются светлячки, которых в народе прозвали – ивановские червячки.

Купальская ночь – время козней ведьм и лукавого. Верили, что ведьмы в это время собираются на Лысой горе. Крестьяне днем запирали лошадей, чтобы их не смогли украсть ведьмы и отправиться на них на шабаш. Живым конь оттуда не вернётся. Для защиты от ведьм в углах скотного двора ставили вырванные с корнем осины или втыкали осиновые ветки.

С утра на Ивана Купалу начиналось купание в реке. Водой обливали каждого встречного. До восхода или при восходе солнца собирали росу, которая считается целебной при глазных болезнях. Чтобы излечиться от недугов, человек должен умыться этой росой. Ещё купальской росой кропили кровати, чтобы не водились клопы, и стены, чтобы в доме не было тараканов.

Важный символ купальских обрядов – цветок иван-да-марья, фиолетовый цвет которого воплощает стихию воды, а желтый – огня. С этим растением связано много преданий, большинство из которых посвящены запретной любви: родные брат и сестра, Иван и Марья, не ведая о своем кровном родстве, вступили в брак. Когда же они узнали правду, то ужаснулись случившемуся, но расстаться друг с другом они так и не смогли, за что боги превратили их в прекрасный цветок, ставший символом верности.

С давних пор славяне наделяли цветы иван-да-марьи сильнейшими магическими свойствами. Сорванные в купальскую ночь, они станут хранителями супружеского счастья и надежным оберегом дома от злых чар. Ещё уважением на Купалу пользовались полынь и крапива.

Существовало поверье, что в Иванов день змея-медянка на сутки обретает зрение и делается крайне опасной. Она может броситься на человека и укусить его. Утверждали, что человек, укушенный змеей в Иванов день, скоро умрет.

Спать в ночь на Ивана Купалу считалось зазорным. После праздника отправлялись на покос – говорили, что купальская ночь силы прибавляет.

7 июля: приметы и поверья

  1. Если в эту ночь звездно, то будет много грибов.
  2. Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало и большинство из них будут пустыми.
  3. Сильная роса – к урожаю огурцов.
  4. Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся.
  5. Цикады стрекочут – к жаркому дню.
  6. Заросли ивы на ветру шумят – к ливню.
  7. Аромат полевых цветов усилился – к дождю.
  8. Кто искупается в водоеме на Ивана Купалу, тот избавится от всех болезней.
  9. Листья папоротника мужского книзу закручиваются – к теплому и солнечному дню.
  10. Если сон с 6 на 7 июля и сбудется, то очень не скоро. Сновидение, увиденное днем 7 июля, может исполниться через полгода. Если этого не произошло, то уже не стоит ждать его осуществления.

Люди, родившиеся 7 июля, влюбчивые. Всю жизнь они ищут свой идеал. В качестве талисмана им следует носить янтарь.

Видео: Приметы на Ивана Купала

Ночь с 6 на 7 июля наши предки считали волшебной. В наступивший день они отмечали древний праздник Ивана Купалы. Как известно, славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам,

одним из которых был бог плодородия Иван Купала. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов.

Согласно легенде, разлученный в раннем детстве со своей родной сестрой, Купала, встретив ее через много лет, женился на ней, не предполагая, что связал себя узами с родственницей.

Закончилась эта история трагически: узнав правду, брат и сестра покончили собой, утопившись.

Отсюда и эротический характер праздника. В этот день допускалась относительная свобода интимных отношений. Считалось, что, пройдя через них, человек очищается. А для приведения себя в «нужное» состояние славяне пили особые отвары трав, действовавшие как современная виагра.

По поверью, в ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

"Подготовка к празднику была полна магических действ. Рано утром женщины черпали росу. Для этого брали чистую скатерть, простыню и какую-либо посудину. На лугу скатерть катали по росе и затем отжимали в емкость. В купальской росе также омывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болесть, а также, чтобы с лица исчезли угри и прыщи."

Иногда купальскую росу использовали в доме - ею обрызгивали стены и мебель, чтобы в дом не проникли болезни и не водились клопы.

Купальская роса использовалась и при болезнях глаз. Нужно было только, чтобы страдающий глазами сам умылся ею.

Помимо росы в этот день целебна всякая вода - речная, колодезная, ключевая и даже из-под крана. А также масло, которое собирали на муравейниках.

На празднике люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, а старики добывали из деревьев живой огонь и разжигали костры из жертвенных трав. В середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Парни и девушки всю ночь и весь день веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки: кто удачнее и выше, тот и счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Перепрыгивали и через крапивные кусты, чтобы очиститься от скверны. Над кострами матери сжигали сорочки больных детей, полагая, что от этого болезни уйдут.

Ночь желаний

В магический костер было принято бросать наговоренные вещи. Наговор на вещь делался следующим образом: брали, например, носовой платок, подносили его к губам, чтобы коснуться своим дыханием, и трижды шепотом произносили те болезни, неприятности или качества характера, которые хотели сжечь в огне купальской ночи. После этого прыгали через костер и сразу бросались в воду.

Девушки опускали в реку березовые венки с зажженными свечками, гадая таким образом на любовь. Если венок тут же тонул - милый разлюбил, и выйти замуж за него не удастся. Поплыл без всяких помех на середину реки – к скорому замужеству, а если тут же прибился к берегу – к долгой холостой жизни.

Одинокие девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны были трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считалось, что пока нагая красавица «нарезает» круги, возлюбленный будет видеть ее во сне, а наутро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю свою жизнь.

Существовал также обычай в этот день париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.

Ночью купались в росе, а днем в реках, обливали водой каждого встречного, плясали вокруг украшенного дерева, которое величали «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула.

Несмотря на то что купание в реке считалось обязательным, на Купалу оно было опасным, так как именинником в этот день был сам водяной, который терпеть не может, когда на его именины в воду лезут люди. Поэтому и мстит им, топит всякого неосторожного.

"Если у вас есть заветное желание – 7 июля оно вполне может исполнится. Нужно только в этот день двенадцать огородов (заборов) перелезть."

В ночь на Ивана Купалу расцветают волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, разрыв-трава, одолень-трава, папоротник.

До сих пор многие верят, что папоротник расцветает чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи разрывается с треском и появляется огненно-яркий цветок, на который даже смотреть больно. Если его в этот момент не сорвать, им тут же завладеет нечистая сила, незримо присутствующая рядом.

Проделки нечистой силы

В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу и изо всех сил стараются причинить всевозможный вред людям и животным.

Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и поэтому в это время делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

Для предохранения себя от нечистой силы кладут на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов - молодое осиновое деревце, вырванное с корнем.

У ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом прошлогоднего купальского костра. Обрызгав себя ею, ведьма теряет вес и может преспокойно лететь на шабаш на Лысую гору. Либо на помеле, либо на лошади. Поэтому лошадей на Купалу тщательно запирали в конюшне, так как обратно они с шабаша уже не возвращались.

В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё сельское население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Солнце в этот день действует с особенной живительной силой. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня – 12 июля, который рассматривали как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь шла на горку, где всю ночь гуляла, жгла костры и ждала солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

По поверью, родившиеся на Ивана Купалу чрезвычайно влюбчивы и всю жизнь ищут свой идеал.

Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала – народное название церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи, Иоана Крестителя.
7 июля (24-е по старому стилю) – период летнего солнцеворота. Говорят, в этот день природа пребывает в самом соку, на вершине своих сил.

На языческой Руси в это время чествовалось божество земных плодов – Купала. Его представляли в виде красивого и веселого юноши с большим венком из трав и ярких цветов на голове, держащего в руках летние дары природы. В благодарность за щедрость Купале приносили жертвы – сжигали на кострах травы, а кроме того, водили хороводы, распевали славящие божество песни.

С приходом христианства в празднование Купалы вплелись традиции отмечаемого в это же время церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи. Образ Иоанна Предтечи, по библейским сказаниям крестившего простой люд в водах реки Иордан, в народном сознании постепенно слился с образом божества Купалы, и его именем крестьяне прозвали святого Иоанна. А к языческим огненным обычаям присоединились обряды, связанные с водой, напоминающие о крещении как омовении в реке, по созвучию со словом «купать».

Огонь...

Как отголосок язычества в ночь на Ивана Купалу в деревнях разводили костры. Добывать живой огонь с помощью трения друг о друга сухих веток позволялось самому старшему и уважаемому мужчине из поселения или же самому красивому и удалому парню. Вокруг купальских костров всей деревней водили хороводы, пели песни. Не выйти на гуляние в эту ночь было дурной приметой.

Люди верили, что огонь в ночь на Ивана Купалу обладает очистительными свойствами. Поэтому все – от мала до велика – прыгали через костры, чтобы в пламени сгорело все плохое. Примечали: чем выше пролетишь над пламенем, тем будешь удачливее и здоровее. Матери сжигали на купальском огне одежду больных детей. Влюбленные перелетали через костер, держась за руки: если не расцепятся, будут жить вместе долго и счастливо. Считалось также, что, преодолевая огненную преграду, люди символично приносят себя в жертву божеству земных плодов.

Купальский огонь старались развести как можно выше, «чтобы искры долетали до неба»: на пригорке, холме, чаще возле реки. Крестьяне считали, что чем дальше он будет виден, тем лучше. На стол или расстеленную на земле скатерть выставляли собранную вскладчину закуску и выпивку.
В некоторых местностях люди поджигали закрепленное посреди костра на шесте колесо. Такой горящий круг, как и сам огонь, символизировал солнце.

Огонь в купальскую ночь играл важную роль – как олицетворение все того же светила. В старину верили, что солнце на Ивана Купалу выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Оно пляшет, играет на небе, рассыпая огненные звезды. Полагали также, что в это время Солнце играет свадьбу со светоносной красной девицей Зарей-зарницей. Обязательный обряд этой солнечной свадьбы – купание светила в водах.

...и вода

Языческие легенды о купании Солнца, евангельское крещение водой Иоанном Крестителем, называемым в Священном Писании предтечей Солнца (Христа), созвучие Купалы с «купать», почитание воды как стихии, без которой нет плодородия, легли в основу водных обрядов в ночь на Ивана Купалу и на сам купальский день.
Так же как и огонь, вода, по народным поверьям, в купальскую ночь обладала особыми свойствами. Крестьяне после гуляний у костра перемещались к открытым водоемам. Верили, что если искупаться до рассвета Иванова дня, весь год будешь здоровым, смоешь с себя сглаз и порчу. В языческие времена люди считали, что, купаясь, приносят своеобразную жертву божеству.

Как и на Крещение, вода во всех источниках в купальскую полночь становилась целебной.
Целебными свойствами наделялась и роса, утром покрывшая траву. На заре Ивана Купалы хозяйки выходили «черпать росу». Расстилали на влажной луговой траве чистые скатерти, а после выжимали впитавшуюся в них росу в кадушки. Ею умывались и для красы лица, и чтобы прогнать всякую «болесть», кропили стены домов и кровати, изгоняя тем самым нечистую силу.

Земля и травы

Свои соки и силу земля, вместе с солнцем и водой, передавала не только людям, но и растениям.
В ивановскую ночь крестьяне украшали себя венками, опоясывались травами. Многие отправлялись в лес или поле за лекарственными «зелиями» и «корениями», обладающими в это время наибольшей силой. Знатоками в этом деле были знахари. Они ведали, где какую травку взять, какие слова при этом прошептать.

Самые отважные отправлялись на поиски цветущего только в эту ночь папоротника. Верили, что сорвавшему и уберегшему его до первых петухов от манящей или пугающей нечистой силы, откроются все клады, помыслы людские и девичьи сердца.

Разгул нечисти

Купальская ночь считалась одной из самых страшных и таинственных в году. Верили, что в это время стираются границы между человеческим и потусторонним мирами. В эту ночь растения и животные разговаривали между собой, и люди могли слышать их голоса. А деревья якобы переходили с места на место.

Крестьяне говорили, что ведьмы, колдуны и прочая нечисть в ночь на Ивана Купалу собираются на шабаш. А та ведьма, которая почему-то не полетела на Лысую гору, попытается навредить людям: посевы потоптать-повыдергивать, молоко у коров увести, наслать неприятности в дом. Чтобы оградить себя и свое хозяйство от проделок нечистой силы, деревенские жители рассыпали пепел от купальского огня по полям, рисовали головешками кресты на окнах и дверях, вставляли в стены домов купальские травы.

Снятие запретов

Одной из особенностей купальской ночи было снятие запретов. После совместного купания холостые парни и девушки, молодые семейные мужчины и женщины уединялись в ближайших лесах и рощах вовсе не со своей второй половинкой.

По словам игумена Псковского Елизарьева монастыря Памфила, это было «мужем и отрокам великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девами растление». Девушек, забеременевших и родивших после этого праздника, охотно брали в жены. Замужних же из дому не выгоняли, так как стать отцом, пусть и неродного ребенка, родившегося после ночи на Ивана Купалу, было почетным.

В ночь на Ивана Купалу природа находилась на вершине своего расцвета. Люди так же, как и она, старались жить полной жизнью, соединиться со стихиями, взять у матушки-природы как можно больше и как можно лучше отблагодарить ее.

Праздник начинают отмечать в ночь на 7 июля, которую в народе считают особенной - только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Как возник праздник

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

У древних славян Иван Купала был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

После принятия христианства на Руси Иван Купала, который приурочили к одному из величайших православных праздников — Рождеству Иоанна Предтечи, стал символизировать христианский обряд крещения.

Будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан, родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы именно 7 июля (по старому стилю 24 июня).

Прошли столетия — праздник Ивана Купалы, который претерпел изменения и потерял свое истинное астрономическое время, люди продолжает отмечать широко и ярко.

По древней традиции, праздник по сей день празднуют во многих странах, в том числе в Европе, в Прибалтике, России, Беларуси, Украине и так далее. Во многих странах праздник Ивана Купалы на сегодняшний день является как церковным праздником, так и народным, хотя называют его по-разному.

Традиции и обряды

Праздник, который в народе называли Иванова ночь или Иванов день, по традиции начинают отмечать с наступлением ночи — люди проводили многочисленные ритуалы и обряды, связанные с водой, огнем и травами, и конечно же, гадали. Кстати, многие из этих обрядов сохранились по сей день.

В ночь на Ивана Купала главной традицией было обязательное купание в воде, так как старину люди считали, что, начиная с этого дня до Ильина дня (2 августа по новому стилю), вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов.

Поэтому вода в эту ночь считалась целебной и обладала магической силой. Соответственно она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

© photo: Sputnik / Konstantin Chalabov

В тех деревнях, где рядом не было водоема, люди затапливали бани, в которых парились и отмывались от нечисти, а банными вениками, которые заготавливали в этот день, пользовались до следующего дня Ивана Купалы. Люди верили, что растения в этот день имеют особую силу и благотворно влияют на здоровье людей.

В народе считали, что именно в это время вода входит в священный союз с огнем. Это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, которые разжигали по берегам озер, рек и водоемов и в наши дни.

По народным поверьям, огонь, как и вода, в ночь на Ивана Купала обладал большой магической и очищающей силой. Поэтому на берегах рек, озер и водоемов разводились большие костры, которые могли уберечь людей от всякой нечисти.

В народе считали, что в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть — лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д., выходила наружу и могла причинить вред людям, поэтому они пытались защититься огнем от костров.

Молодежь водила хороводы, плясала вокруг костров и конечно же перепрыгивала через огонь костра. По традиции — кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Мужчины также преследовали цель стать удачливее и смелее, а девушки и женщины - укрепить здоровье, прибавить красоты и привлекательности.

Старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между Купальскими кострами, для того чтобы их не постигла смерть и болезнь. А матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, снятую с больных детей, чтобы никакая хворь их не брала.

Популярным также было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот.

В наши дни самая популярная традиция в день Ивана Купалы — обливаться водой, так как люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека. Однако церковь не приветствует языческие обряды.

Значение цветов и трав

Магической, целебной силой в ночь на Ивана Купала обладали также цветы и травы, поэтому существовало множество обрядов, связанных с их собиранием. Но, собрать траву нужно было до рассвета, иначе все магические свойства пропадали.

© photo: Sputnik / Egor Eremov

В частности, цветы и травы, собранные в Иванову ночь, клали под Купальскую росу, затем высушивали и использовали по необходимости. Целебными отварами поили больных людей, окуривали избы, изгоняли злых духов, привлекали удачу и достаток.

Согласно поверьям, некоторые растения могли даровать способность разговаривать с птицами и животными. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь. Такими травами боролись с нечистой силой и использовали в различных магических обрядах.

По преданию, главным цветком в эту ночь был и остается папоротник, который цветет совсем недолго. По народным поверьям, цветущий папоротник, который считался одним из самых загадочных, колдовских растений, не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Гадания, поверья и приметы

Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав — лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.

© photo: Sputnik / Evgeny Koktysh

Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет - чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.

Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти - для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.

В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома - люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.

По одной из легенд, цветок иван-да-марья — это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Сильная роса на Ивана Купалу — к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно —грибов будет много.

Материал подготовлен на основе открытых источников

С 6 на 7 июля по новому стилю наступает самая волшебная ночь в году — ночь на Ивана Купала. Согласно древним поверьям, дошедшим до нас еще с языческой Руси, в Купальскую ночь природа отдает людям часть своей великой силы. В это время растения набирают свою целебную силу, а огонь и вода получают уникальные свойства, способные очистить каждого из нас от любого негатива.

Древний славянский праздник Купала отмечался в период летнего солнцеворота. Наши предки верили, что в самую короткую ночь в году природные стихии обладали особой силой. В эту чудесную ночь славяне поклонялись Купале — богу плодородия, покровителю любви, брака и продолжения рода. Парни и девушки разжигали костры, пели специальные ритуальные песни, водили вокруг огня хороводы.

После крещения Руси в 988 году церковь старалась изжить аз народной культуры языческие традиции. Именно поэтому праздник Купалы стал постепенно ассоциироваться с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя, который приходился на это же время. С течением столетий образ Иоанна Предтечи, который крестил первых христиан в реке Иордан, смешался в народной культуре с Купалой. Так древний бог славян получил имя Ивана (Иоанна) — одного из главных христианских святых.

Огонь и костры в Купальскую ночь.

Славяне-язычники считали, что весь наш мир произошел из союза двух стихий — огня и воды. Стихия огня, мужское начало, соединилось со стихией воды — силой жизни и продолжения рода.

В ночь на Ивана Купала в каждом селе обязательно разжигали костры. Первый костер разводил всегда самый старший мужчина в селение — отец рода. Разводили его на самой высокой точке в округе — «чтобы огонь до неба доставал». А в середине костра ставили колесо, закрепленное на шесте. Горящий круг был символом Солнца, которое в эту ночь, согласно поверьям, играет свадьбу с Зарей-зарницей. После этого самые сильные юноши разносили пламя от центрального костра к остальным.

С наступлением сумерек все село собиралось у купальских огней. Не придти на гуляние в эту ночь было плохой приметой — считалось, что Купала отвернется от человека, который не проявил к нему своего уважения и оставит его без урожая.

Костры в ночь на Ивана Купала были не просто атрибутом праздника — считалось, что они обладают очистительной силой. С купальскими кострами связано множество обрядов, главным из которых были прыжки через огонь. Через костры прыгали все — и дети, недавно научившиеся ходить, и люди в возрасте, для которых такой прыжок становился непростой задачей.

Каждый перед прыжком загадывал самое желание. И чем выше человек прыгнет, тем скорее оно исполнится. Загадывали, как правило, здоровье, удачу, счастье себе и своим близким. Влюбленные пары прыгали через костер обязательно взявшись за руки. Считалось, что если удастся не разомкнуть руки, то они будут жить вместе долго и счастливо.

У Купалы, как покровителя продолжения рода, просили себе детей бездетные пары. А женщины, у которых уже были дети, сжигали в купальских кострах рубашку своего ребенка — таким образом сила огня должна была оберегать детей от болезней на протяжение всего года.

Древние славяне верили, что в ночь с 6 на 7 июля стираются границы между миром людей и миром духов. В ночь на Ивана Купала люди могли слышать и понимать голоса животных. Эта ночь также считалась временем шабашей для ведьм и колдунов. Нечистая сила пыталась навредить людям разными способами — уничтожала посевы, забирала молоко у коров и коз, насылала ссоры и неприятности в семьи. Селяне для того чтобы защитить себя и свое хозяйство рассыпали пепел от костров по полям, чертили золой обережные знаки на окнах и дверях домов.

Вода в ночь на Ивана Купала, также как и огонь, обладала магической силой.

В славянской культуре она неразрывно была связана с огнем и почиталась как мать всего живого. После прихода христианства языческие поверья о Солнце-отце и Матери-воде перемешались с евангельским преданием а крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей и легли в основу обрядов, связанных с водой, в ночь на Ивана Купала.

По народным традициям сразу после прыжка через костер, надо было незамедлительно нырнуть в воду — стихии огня и воды очищали тело от всех болезней, а душу от грехов. Незамужние девушки старались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Если венок не тонул, а плыл, это считалось хорошей приметой и девушка начинала готовиться к приему сватов.

Купание в ночь на Ивана Купала — одна из основных традиций праздника. Вода смывала с человека болезни, сглаз, порчу, а дарила девушкам красоту и здоровье. С этого дня и до праздника Ильи 2 августа можно было купаться не опасаясь русалок и водяных — вся нечисть в этот период покидала реки и озера.

Рано утром 7 июля, до восхода Солнца, женщины выходили в поле собирать росу. Они расстилали полотнища на траву, после чего собирали ее в кувшин. Росой собранной на Ивана Купала на протяжении года лечили болезни, изгоняли нечисть, использовали для приворотов и разных магических обрядов.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.

Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Магия трав, цветок папоротника и разрыв-трава.

В ночь на Иванов день особую целебную силу получали и травы. Знахарки и ведуньи старались в это время собрать запас лечебных и волшебных трав на весь будущий год. Девушки в купальскую ночь плели себе венки из цветов, а мужчины подпоясывались травами. Венки использовали для гаданий и в качестве оберегов.

Вы тоже можете прикоснуться к купальской магии и собрать в эту ночь или рано утром букетик-оберег. Так, букет из васильков и ромашек помогает в любовных делах, связанные зеленой нитью листья папоротника и чертополоха охраняют сон и уберегают от ночных кошмаров, а букет из цветов мака и листьев мяты привлечет в ваш дом достаток и богатство.

Кроме того согласно легендам один раз в год в ночь на Ивана Купала расцветают волшебные цветы папоротника и разрыв-травы. Разрыв-траву пытались найти кузнецы и воры, ведь от ее прикосновения, как гласит поверье, рассыпается любой металл и открываются любые замки. Для того чтобы стать обладателем этого колдовского растения шли в одиночку на дикий луг и косили траву до тех пор, пока не сломается лезвие коса. Там, где металл переломился, собирали всю траву и бросали ее в реку. Те травинки, которые станут плыть против течения и есть волшебная разрыв-трава.

А самые смелые и отважные мужчины пытались в ночь на Ивана Купала найти цветок папоротника. Это считалось крайне опасным занятием, потому что многие, кто уходили за колдовским цветком теряли рассудок или вовсе не возвращались. По поверьям они становились жертвами лесной нечисти, которая в эту ночь выходила охранят волшебный цветок папоротника. Но меньше желающих найти его не становилось, ведь легенда говорит, что тот, кто сорвет цветок папоротника до первых петухов, сможет видеть находящиеся под землей клады и станет понимать язык животных.

Христианская церковь постоянно пыталась запретить народные празднества в ночь на Купалу. И вера людей в нечистую силу была не главной причиной нелюбви попов к главному летнему празднику славян. Одной из особенностей празднования купальской ночи было снятие запретов близкие отношения. Это единственное время в году, когда парни и девушки, мужчины и женщины могли уединиться не со своими избранниками, а просто с понравившимися людьми.

В ночь на Ивана Купалу силы природы достигают пика — магией становится пропитано все вокруг нас. Смысл праздника заключается в том, чтобы каждый человек ощутил красоту окружающего мира, взял у природы то, что ему необходимо и максимально ее поблагодарил.

Народные поверья и обычаи:

— В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

— В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

— В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

— Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

— В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

— Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание сбудется.

Приметы на Ивана Купала:

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! (Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:).

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! (Где наши лошадки и где та Лысая гора:).

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. (Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная кислота?).

В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. (Страшно оказаться в таком лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком?)

В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая:

«Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

(Эта примета подходит биологам. Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой?).

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. (Возможно, так и произойдет, если скотина благополучно переживет нервный стресс от вида и запаха медвежьей головы).

Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется. (Все исполнится, особенно если вовремя сумеете убежать от разгневанных садоводов-огородников).

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Гадания на Ивана Купала.

Проверено временем: гадания в ночь на Ивана Купалу — самые точные! Если девушка хочет узнать, скоро ли она выйдет замуж и будет ли ее брак счастливым, она прыгает через один из костров, которые принято разжигать в ночь с 6 на 7 июля. Если пламя девушки не коснется, значит, скоро ей идти под венец по любви и согласию. Парень, также удачно прыгнувший через костер, будет удачлив в любви и делах.

Девушки обычно гадают во время этой волшебной ночи не единожды. Днем плетут венок из полевых трав и цветов, а когда солнышко начинает клониться за горизонт, загадывают желание и опускают венок в озеро или речку. Поплыл венок — желание сбудется, прибился к берегу или утонул — увы…

Еще есть хорошее гадание, для которого нужны разные цветы — и полевые, и садовые, — чем больше, тем лучше. Вечером 6 июля девушки собираются в кружок, в середине которого кладут цветы. Одна из девушек поворачивается к кругу спиной, а другая берет по очереди цветы и спрашивает: «Кому?» Та, что отвернулась, называет имя одной из гадальщиц. Дело в том, что у каждого цветка имеется значение, зная их, можно гадать на парней.

Василек- кто-то в тебя влюбится.
Гвоздика белая — к грусти.
Гвоздика красная — сильная любовь.
Гвоздика желтая — холодность.
Жасмин — пустые хлопоты.
Колокольчик — обман.
Маргаритка — приглянувшийся парень не слишком смел, боится признаться в чувствах.
Мята — тебя сильно любят.
Незабудка — кто-то боится тебя потерять. Ноготки — скорое расставание.
Георгин — добрые чувства, но не более того.
Ромашка — парень тебе не верит.
Роза красная — кто-то по тебе тоскует.
Роза белая — сильно любит, но виду не подает.

Еще можно погадать с помощью трав. Сорвите несколько веточек медвежьих ушек (толокнянки). Пусть каждая веточка соответствует кому- то из членов вашей семьи. Тот, чья веточка простоит дольше всех, будет целый год настоящим любимчиком судьбы. Если вы решили в ночь на Ивана Купалу просто лечь спать, соберите на закате семь разных цветков или трав, положите их под подушку, и вы обяза- тельно увидите вещий сон.

Одним из самых распространенных гаданий в Иванов день — было гадание на венке. Девушки зажигали свечи и вставляли их в венок, после чего опускали их в реку. Если венок не утонул и свеча не погасла, то в этом году девушка обязательно выйдет замуж. Если же венок все-таки утонул или уплыл далеко, то в этом году не быть ей невестой.

Также девушки гадали и на ромашках. Для этого они брали два цветка, один из них символизировал определенного парня, а другой её саму. Интерпретация этого гадания достаточно проста — если цветы тянутся друг к другу, то это её суженный и вскоре они поженятся, если нет, то не судьба ей быть вместе с этим молодым человеком и лучше его забыть.

В ночь с 6 на 7 июля выйдите к водоему, прошепчите над водой заветное желание. После киньте в воду небольшой камушек. Четное количество образовавшихся кругов будет означать, что желание исполнится, а нечетное — что сбыться ему не суждено. Если водоема поблизости нет, найдите белый одуванчик. Аккуратно нашепчите ему о своей мечте. Затем — дуньте на крону. Удалось сдуть всю шапочку — мечта непременно осуществится, улетела; лишь половина — случится загаданное нескоро. А если большая часть парашютиков осталась на месте — задумайтесь, не разумнее ли мечтать о чем-то более реальном?

Чтобы узнать ответ на интересующий вопрос, девушки задавали его прям перед ритуальным огнем. Затем внимательно следили за пламенем — если оно ровное, спокойное и яркое, то желание сбудется, если прерывистое, то нет.

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала. Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала. После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли «Купала». Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен. Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки. Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву. По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену. Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одно ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

Купальский денежный ритуал.

Ночь с 6 на 7 июля считается особой, денежной ночью. Перед тем, как ложиться спать, соберите все наличные деньги, которые есть в вашем доме и положите их под подушку.Засыпая, помечтайте о богатстве и процветании и о том, как вскоре вам станет гораздо легче жить.

Проснувшись утром, не вставая с постели, достаньте деньги и быстро-быстро помахайте ими перед глазами, у вас должно быть ощущение, что их очень много. Затем начинайте пересчитывать деньги, делайте это тоже быстро, считайте, сбивайтесь, потом снова считайте. Купюры должны хорошо помелькать в ваших руках. Как только почувствуете, что достаточно, вставайте с кровати и, положив деньги обратно туда, где они у вас лежали до этого, идите заниматься своими обычными делами

Денежный заговор в ночь Ивана Купала.

Читается заговор в полночь. До этого вам надо приготовить горсть монет, три горсти земли и немного воды. Как только наступит 12 ночи, высыпьте землю и монетки в таз, а затем разбавьте водой до состояния густой грязи. Вымешивайте землю, при этом говоря:

«Иванской ночкой не сплю, не почиваю, золоты ключи беру, землю отмыкаю, росу отпускаю, злато прибавляю».

Вымойте руки и поставьте таз на восточное окно (оно должно быть открытым). Можете вынести таз на балкон, если он выходит на восток. Там он должен простоять сутки, то есть до следующей ночи. Затем возьмите таз, вынесите его на улицу и вытряхните содержимое на перекресток. Теперь весь следующий год вам будет очень везти с деньгами.

Ритуал для избавления от ненужного и очищения.

Ну какая же купальская ночь без купальского огня! Ритуальный огонь – это непременный компонент этой волшебной ночи. Наши предки для такого костра приносили и свозили из домов всякий старый хлам, также существовал обычай бросать в костер сорочку больного ребенка, вместе с которой сгорала и болезнь.

Купальский огонь не разводится на земле, поэтому весь ненужный хлам можно побросать в старую бочку (на каждой даче и в своем доме обычно такие бочки есть). Бросайте в костер все то, от чего хотите избавиться (справки с диагнозами, неоплаченные счета, сигареты и пивные банки).

Вы можете просто придумать какую-то ритуальную вещь, дать ей имя вашей проблемы и кинуть в костер. Например, это может быть платье большого размера, если вы желаете похудеть или старый пустой кошелек, если хотите избавиться от проблем с деньгами.

Если же дачи и бочки у вас нет, то проявите фантазию (например, можно купить одноразовый мангал).

Главное – приготовьте заранее все атрибуты.

Не относитесь ко всему слишком серьезно, проведите эти простые ритуалы с юмором и с верой в свою счастливую звезду! Все, что пришло к нам от наших предков заслуживает внимания, так почему бы не воспользоваться их знаниями, умениями и опытом.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло