Конспект урока "Значение суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Урок русского языка в 3 классе «Образование новых слов при помощи суффиксов»

Составитель: учитель начальных классов

МАОУШ-И «Лицей-интернат№7» Мазунина Е.А.



Урок - путешествие

http://aida.ucoz.ru


кот ёнок ок

ветер

слон

ёнок

гриб


Волшебник-суффикс

ок ёнок ик очк

ечк к


Друзья поссорились

Рученька ручище

Жучок жучище

Коготок когтище

Хвостик хвостище

Усик усище

Глазки глазище

Ноженька ножище

Домик домище

Лобик лобище

Головка головище

Стульчик стульчище

Мячик мячище


Маша и медведь

Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Собрались раз по да по

Пришли звать с собой Пошла в лес за грибами.

Машенька.

Маша.

подруженьки

подруги

грибы,

грибочки,

ягодки.

ягоды.

Машу.

Машеньку.

Маша

Машенька


Баба-Яга

1 группа - задание «По следам суффиксов».

Расшифровать слова. Найти только слова с суффиксами. Доказать, что это суффикс, а не часть корня.

R Г V О L Р W О J ДО S К К Z УЛ N А S К G РЕ S ЗИН W А Q СУ L ДА W К Z ШТ J АНИ W Н R А

Разобрать их по составу

2 группа - задание «Суффикс – волшебник».

Хочешь стать волшебником? Тогда образуй новые слова с помощью суффиксов (-иц-, -ушк-, -ёнок-, -ят-, -ов-, -ник-, -ик)

КОТ СЛОН САД БОРОДА СЕСТРА БЕГЕМОТ

3 группа – задание «Рассыпанные слова» .

Когда разбилось волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. Соберите слова - соедините части слов стрелками. Найдите «лишнее» слово.

ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИК ТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОК МОР ЁР АИСТ НИК


1 вариант

Самооценка

Оценка учителя

Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

2 вариант

снежинки

Самооценка

снегопад

Оценка учителя


Мне понравилось на уроке…

Мне удалось…

Я хочу поблагодарить… за…

Я могу похвалить себя за…


Урок №

Русский язык (3класс).

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

2. развивать навык выделять суффикс графически;

3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая разминка.

Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

(сердце – сердечко)

III. Словарная работа.

1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

2. Знакомство с новым словом. секрет

Объясните лексическое значение слова

1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

IV. Актуализация знаний.

1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

(секретный, секретик)

К какой части речи относятся получившиеся слова?

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

А смотреть, ребята, нужно в корень

Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

В слове нет морфемы важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

Обозначьте корни.

Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

V. Определение темы и цели урока.

1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

Это цель нашего урока.

3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

VI. Работа над темой.

1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Закончи предложение.

1. Суффикс – это

2. Суффикс стоит

3. Суффикс служит

4. Например:

Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

Папин секрет

Мне бабушка открыла
Вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет.

Он, как и все мальчишки ,
Порой озорничал
И прыгал, как
мартышка ,
И двойки получал.

Ленился на зарядке ,
Лицо не умывал
И чёртиков
в тетрадке
Частенько рисовал.

Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.

4. Самостоятельная работа.

На карточке разноуровневые задания.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ , доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

    Сладенький, вкусненький, тортик.

    Бежала, смотрели, писала.

    Пленник, мостик, странник

    Каменщик, бурильщик, учитель.

    Берёзка, лопатка, палка.

Проверка.

Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

VII. Рефлексия.

Какое задание вам особенно понравилось?

Что показалось сложным?

VIII. Итог.

Чему учились на уроке?

Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

Разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

Выставление оценок за урок.

IX. Д/з – с. 58, упр. 132

Имена существительные обозначают понятия, объекты, явления. Они могут иметь различные формы. В начальной форме, существительные имеют наименьшее количество букв. Многие слова состоят из одного корня и не включают суффиксы, приставки или окончания. Но добавление перечисленных частей слова только меняет форму существительного. Его смысловое значение остается прежним.

Образовать новые слова

В качестве примера образования новых слов, можно взять несколько существительных и прилагательных. Допустим, это будут слова «молодой, белый, утка, тигр, дом». К данным словам можно добавить суффиксы «еньк, ёнок, ик». После добавления этих частей слова получатся новые слова. Их можно представить следующим образом:

  • слово «молодой» может быть дополнено суффиксом «еньк». Иные варианты суффиксов не подойдут к указанному слову. В результате объединения слова и суффикса, получится форма «молоденький». Она имеет уменьшительное значение. Такое значение новому слову придает именно суффикс «еньк»;
  • слово «белый» тоже является прилагательным. Поэтому, к нему подой1дет только суффикс «еньк». В результате получится слово «беленький». Оно тоже имеет уменьшительное значение, которое образовывается за счет указанного суффикса;
  • слово «утка» уже существительное. Следовательно, корень для прилагательных к нему не подойдет. Оптимальным будет вариант с корнем «ёнок». Получится слово «утенок». Но оно опять же имеет уменьшительное значение;
  • к слову «тигр» также подойдет суффикс «ёнок». Доставление данного суффикса даст новую форму слова. Это «тигренок». указанная форма характеризуется уменьшительным значением;
  • к слову «дом» подойдет только суффикс «ик». Получится уменьшительная форма «домик».

Таким образом, получился словарный ряд из слов «молоденький, беленький, утенок, тигренок, домик». В каждом случае необходимо подбирать уместный суффикс.

Как правильно подбирать суффикс

Суффикс «еньк» характерен для прилагательных. А суффикс «ёнок» применяется для слов, обозначающих одушевленные объекты. Поэтому, он подошел к словам «утка, тигр» и не подошел к слову «дом».

1. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса -ment. Переведите на

русский язык.

To improve, to measure, to disappoint, to pave, to announce, to agree, to state, to govern, to require, to arrange, to move, to develop, to achieve.

2. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффиксов -ion, -ation, -sion, -ssion, -tion. Переведите на русский язык .

To collect, to combine, to connect, to dictate, to include, to introduce, to produce, to restrict, to submit.

3. Образуйте от данных прилагательных существительные с помощью суффикса -ness. Переведите на русский язык .

Bitter, absolute, damp, cold, dark, kind, happy, weak.

7 класс 67. Express the same in english. 1. На уроках мы практикуемся в чтении, речи и письме. 2. -- Ты можешь справиться со всеми новыми словами? --

Конечно. Я могу запомнить двадцать новых слов за один раз. 3. Не пользуйся этими старыми книгами, тебе нужна современная информация о компьютерах. 4. Слово "memorize" родственно слову "memory".

1 на уроках мы практикуемся в чтении,речи и письме.2ты можешь справиться со всеми новами словами?конечно. я могу запомнить двадцать новых слов за один

раз.3 не пользуйся этими старыми книгами,тебе нудна современная информацыя о компьютерах.4 слово memorize родственно слову memory.5. прежде чем идти на урок, убедитесь в том, что ты положил в портфель все необходимое.6 что вы думаете по поводу этого нового учебника? я нохожу его очень полезным.
ПЕРЕВИДИТЕ НА АНГЛиЙСКий

7. Read the text and make it complete with the help of the derivatives that are formed from the words written on the right. Fill in the table

at the end of the task.

In many 1(industry) countries 2(dust) ground, smoke and 3(harm ) gases 4(serious) influence the air. Air 5(pollute) of this kind can be a serious hazard to health of humans and it may also damage 6(expose) metals and stonework. The most 7(danger) form of air 8(pollute) is produced by nuclear. 9(explode) . These throw 10(radiate) into the air.

Перевод гугла:

7. Прочитайте текст и сделать его полным с помощью производных инструментов, которые образуются из слов, написанных справа. Заполните таблицу в конце задачи.

Во многих 1 (промышленность) страны 2 (пыль) земли, дыма и 3 (вреда) газов 4 (серьезные) влияют на воздух. Air 5 (загрязняющих) такого рода может стать серьезной опасностью для здоровья людей, а также может повредить 6 (экспонирования) , металлов и камня. Самым 7 (опасности) форма воздуха 8 (загрязняющих) производится ядерное. 9 (взорваться) . Эти бросить 10 (излучает) в воздухе.

«Суффиксы прилагательных» - -less. -al. -ive. -ic. Например: Что ещё нужно знать: -ful. -ate, -y. -able (-ible). Часть 4. Суффиксы прилагательных. -ent, -ant. -ed. -ful, -less, -ive, -ic, -al -able (-ible), -ent, -ant, -ate, -y, -ed.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Броше…ый дом. Застреле…ая птица. Клюкве…ый сок. Оловя…ый солдатик. Броше…ый из-за наводнения дом. Сваре…ая картошка. 2. Вопрос: В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется НН? Инструкция по работе с тестом. Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Кипяче…ая вода. Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

«Суффиксы существительных» - -age, -ism. Следует помнить, -ship. -th, -ant. Часть 3. Суффиксы существительных. Суффикс -ist. -ness, -y. -ity, -ing. Не путайте существительные с окончанием -ing с причастием I и герундием. -er (-or). Обратите внимание! -Urе (-ture, -sure). -hood, -ment. -ist, -ian. Суффикс -er (-or) служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er, -or).

«Правописание суффиксов прилагательных Н НН» - 2. Синтаксическая пятиминутка. 1. Задание на внимание: « Праваписание суффиксов прилагательных». Что произошло? Разберите устно слова: в уютном (доме). Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Что случилось? Доска объявлений. (Любить) поэзию. Обоснуйте cвой ответ. Ход урока: II Пост.- нариц., неодуш.,1 скл., ж.р.; непост.- ед.ч.,в В.п. IIIЛюбить(что?) поэзию.

«Суффиксы упражнения» - Упражнение 4. Вор, горло, зверь, перо, ребро, сарай, соловей, доля, хлеб. Гласная о после шипящих в суффиксах. -Нн- пишется: В относительных прилагательных пишется суффикс -ск-: матросский – матрос, кавказский – Кавказ. В суффиксе -ёр существительных: ухажёр. В суффиксах глаголов: раскорчёвывать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк.

«Суффикс» - Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Сформулируйте определение суффикса. Обобщающие вопросы. Проверим себя: Волгоградец, туляк, москвич. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Проверьте себя по учебнику. Что обозначают суффиксы существительных (диктант-молчанка).



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло