Кроссворд: «Внутренняя среда организма. Кроссворд на тему "Кровь.Постоянство внутренней среды" Защитные барьеры организма

1. Ион, замедляющий и ослабляющий сердечную деятельность.

2. Клапаны, препятствующие возвращению крови из артерий в желудочки.

3. Блуждающий нерв, замедляющий работу сердца.

4. Орган человеческого организма, имеющий название «середина».

5. Нерв, ускоряющий работу сердца.

6. Гормон надпочечников.

7. Ион, ускоряющий и усиливающий сердечную деятельность.

8. Способность органа работать без сигнальных раздражений извне.

9. Мощный мышечный слой сердца.

10. Околосердечный «мешок».

11. Время, когда сердечные камеры заполняются кровью.

1. Началом кровообращения считают...

2. Легочные пузырьки.

3. Самая большая артерия.

4. Количество камер сердца человека.

5. Артерия, опоясывающая сердце в виде венца.

6. Круг кровообращения, начинающийся в левом желудочке.

7. Незамкнутая система в организме человека, которая позволяет очищать межклеточные промежутки от ненужных веществ.

8. Кровь, поступающая в правый желудочек.

9. Часть сердца, содержащая богатую кислородом артериальную кровь.

10. Часть сердца, содержащая богатую углекислым газом венозную кровь.

11. Они снабжают кровь все органы и ткани.

1. Низкое давление, ведущее к ухудшению самочувствия.

2. Стойкое повышенное артериальное давление.

3. Прибор, для измерения давления.

4. Минимальное давление.

5. Кровоизлияние в мозг.

6. Омертвление ткани.

7. Максимальное давление.

8. Мелкие артериальные сосуды.

9. Артерии, несущие кровь к головному мозгу.

10. Кровоизлияние в мышцу сердца.

11. Толчкообразные колебания стенок артерий.

Задания:

    Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение )

    Самый крупный кровеносный сосуд. (Аорта )

    Красные кровяные клетки. (Эритроциты )

    Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцит оз)

    Кровь, насыщенная углекислым газом.(Венозная )

    Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свертывания крови. (Гемофилия )

    Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения )

    Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина )

    Белые кровяные тельца. (Лейкоциты )

    Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет )

    Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены )

    Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор )

    Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин )

    Жидкая часть крови. (Плазма )

    Группа крови универсального донора. (I или 00 )

    Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело )

    Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная )

    Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс )

    Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения )

    Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии )

что означают следующие цифры и числа.

Задания:

    90% (количество воды в крови).

    300г (масса сердца).

    60 – 80 раз в мин (количество сердечных сокращений).

    0,8 с (длительность сердечного цикла).

    120/70 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).

    2,5 см (диаметр аорты).

    0,3 с(вторя фаза одновременное сокращение обоих желудочков)

    60 мл (объем крови выбрасываемый желудочком за одно сокращение)

59. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма

Кровь, лимфа, тканевая жидкость

60. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды

Нервная и эндокринная

61. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона

В стенках кровеносных сосудов

62. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу

63. Прочитайте статьи «Эритроциты», «Лейкоциты» п. 17. Ответьте на вопросы

1) Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная - тёмно-вишнёвая?

Артериальная - несёт кислород, а венозная углекислый газ. Кислород, соединившись с гемоглобином, и кровь становится артериальной

2) Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку?

А курице?

3) Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?

Они вырабатывают антитела

64. Прочитайте статью «Тромбоциты» п. 17. Допишите схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови

Травма сосуда - тромбоциты выделяют фибриноген

Растворимый белок плазмы крови фибриноген - условия:

2) кровь выходит из сосуда

3) тромбоциты слипаются, разрушаются

Нерастворимый белок плазмы крови фибрин - образуется сетка , в которой задерживаются клетки крови. Сгусток останавливает кровотечение

65. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» п.18. Заполните таблицу

66. Дайте определение иммунитета

Иммунитет - это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы

67. Изобразите схему иммунной системы организма человека

Иммунная система - Т-лимфоциты вырабатываются в тимусе

Иммунная система - В-лимфоциты вырабатываются в лимфотических узлах

Иммунная система - антитела - вырабатываются В-лимфоцитами

68. Заполните таблицу

69. Прочитав стать "Воспаление" §18, напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в пораженных тканях

70. Допишите приведённые утверждения

71. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении

72. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» п. 18. Ответьте на вопросы

1) Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?

Можно. Бактерии его остаются на стакане

2) Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

3) В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?

Носитель сам не болеет, т.к. его иммунитет справляется с инфекцией, но не уничтожает, а он разносит её сам того не подозревая

73. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» п. 19 и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками

74. Изучите рис. 48 на с. 95 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённом ниже

Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят антидот. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитоксины . Из взятой у лошади крови получают сыворотку-антитоксин путём введения дифтеритного токсина . Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют как прививки . Сыворотка специфична, т.е. она защитит от определённой болезни

75. Прочитайте статью «Аллергия» п. 19. Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины

I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию . Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках

II стадия аллергии (вызывает конъюктевит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр.)
Попавший в организм аллерген улавливается стенками сосудов, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген-антитело . При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция

76. Прочитайте статью «Переливание крови» п. 19. Проставьте стрелки на схеме переливания крови

77. Ознакомьтесь с дополнительной информацией о факторах, по которым различаются группы крови у человека.

Объясните:

1) почему люди I группы являются универсальными донорами

Их группу крови можно перелить всем остальным группам крови

2) почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами

им можно перелить любую группу крови

78. Прочитайте статью «Резус-фактор» п. 19. Ответьте на вопросы

1) Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?

вырабатываются антитела, разрушающие белок Rh+, но сильное разрушение будет при второй беременности

2) Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?

будут сильно разрушаться эритроциты из-за резус-конфликта

3) С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:

а) несовместимость групп крови по системе АВО? - наследственный

б) резус-конфликт? - наследственное

79. Решите кроссворд № 5

По горизонтали:

2. вакцина

5. лимфоцит

9. иммунитет

10. гемоглобин

11. антитело

По вертикали:

1. эритроциты

3. антиген

6. тромбоцит


Кроссворд: «Внутренняя среда организма»

Кроссворд: « Внутренняя среда организма»

Вариант IV.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По вертикали: 2. Вещество, входящее в состав эритроцитов.

По горизонтали: 1. Растворенный в плазме крови белок.

3. Защитная реакция организма на инфекцию.

4. Кровяные клетки, участвующие в свертывании.

5. Красные кровяные клетки.

6. Процесс обезвреживания бактерий специальными

Клетками.

7. Жидкая часть крови.

8. Плазма крови без фибриногена.

9. Нерастворимый белок крови.

10. Жидкость, образующая внутреннюю среду организма.

11. Человек, дающий свою кровь для переливания.

Кроссворд: «Кровообращение»

Вариант I.


1

2

3

4

5

6

7

8

По вертикали: 2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца.

По горизонтали: 1. Следствие нарушения кровотока в коронарных

Артериях.

3. Вещество, усиливающее работу сердца.

4. Способность сердца ритмически сокращаться под

Влиянием импульсов, возникающих в самой

Сердечной мышце.

5. Сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

7. Микроскопические кровеносные сосуды.

8. Заболевание, основным симптомом которого

Является повышенное артериальное давление.

Кроссворд «Строение и работа сердца»

Вариант II.


1

2

3

4

5

6

7

По вертикали: 2. Орган, обеспечивающий подачу крови ко всем клеткам

Организма.

По горизонтали:

3. Биоэлектрические сигналы сердца, записанные

На бумажной ленте.

4. Движение крови по сосудам и через сердце.

5. Камеры сердца.

6. Период сокращения предсердий, желудочков и их

Общего расслабления.

7. Сосуды, несущие кровь от сердца.

Кроссворд: « Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Вариант V .


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

По вертикали: 2. Ритмичные сокращения сердца.

По горизонтали: 1. Ритмичное колебание стенок артерий.

3. Артерии, осуществляющие кровоснабжение сердечной мышцы.

4. Вещество, суживающее просвет кровеносных сосудов.

5. Состояние, причиной которого является недостаточная физическая

Активность.

6. Чувствительные нервные окончания, расположенные в стенках

Кровеносных сосудов.

7. Увеличение числа лейкоцитов в крови.

8. Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови.

9. Пониженное кровяное давление.

10. Особый белок, благодаря которому эритроциты могут переносить

Кислород.

11. Временное снижение работоспособности

12. Состояние организма, при котором в крови уменьшается содержа-

Ние гемоглобина.

13. Привычка, оказывающая вредное влияние на сердце и сосуды.

Кроссворд: «Иммунитет»

Вариант III.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали: 2. Вещество, образующееся под воздействием чужеродных тел.

По горизонтали: 1. Культура ослабленных микробов, вводимых в организм человека.

3. Способность организма распознавать и обезвреживать

Чужеродные микробы.

4. Препарат плазмы крови без фибриногена.

5. Введение в организм ослабленных или убитых возбудителей

Инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

6. Иммунитет, приобретенный после прививки или после

Введения лечебной сыворотки.

7. Уничтожение болезнетворных микробов.

8. Состояние повышенной чувствительности организма к некоторым

Веществам.

9. Иммунитет, наследуемый ребенком от матери.

Урок проводится в разделе “Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы” по III варианту программы, автор В.В. Пасечник; учебник Биология “Человек” 8 класс, авторы Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства.

  • рассмотреть образование внутренней среды организма, состав и функции крови.
  • изучить строение, жизнедеятельность, функции клеток крови

Развивающая

  • Продолжить формирование умений работать с текстом, рисунками, таблицами, анализировать и делать выводы.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом.
  • Продолжить работу по формированию навыков поисковой работы во время заполнения схем, таблиц.

Воспитывающая

  • Воспитывать отношение учащихся к ЗОЖ.

Оборудование: таблицы кровеносная и лимфатическая системы; фрагмент фильма с диска (Анатомия и физиология человека ООО “Видеостудия “Кварт”) “форменные элементы крови”, “движение лимфы”; конспект для учащихся (Приложение 1 ); ноутбук, проектор, экран, презентация (Приложение 3 ), телевизор, DVD.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Всесторонняя проверка знаний. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

Учащиеся предлагается вспомнить необходимые для урока знания и подготовиться к восприятию нового материала.

Интеллектуальная разминка (приложение 2 )

Задания есть в конспекте для учащихся и на экране. Внимательно читайте и отвечайте. Свой ответ доказывайте. Находите все варианты ответов.

III. Усвоение новых знаний;

Учащиеся во время лекции учителя и просмотра фильма заполняют в конспекте таблицы “Внутренняя среда организма”, “Кровеносная система человека”.

Лекция учителя.

Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечила бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена. Поэтому в ходе эволюции возникают специальные приспособления и структуры организма, например, жидкая внутренняя среда.

Внутренняя среда – единая система жидкостей – является естественным продолжением водной основы клеток.

С клетками тела организма непосредственно граничит тканевая (межклеточная) жидкость. По составу она сходна с жидким компонентом крови – плазмой, но содержит меньше белков и больше углекислого газа. В целом объем тканевой жидкости у человека составляет в среднем 26.5 % от массы тела. Через нее осуществляется непосредственный обмен с цитоплазмой клеток и для них служит средой существования.

Выходящая из крови жидкость становится частью тканевой жидкости. Большая часть этой жидкости снова поступает в капилляры, однако около 10% жидкости не попадает в сосуды.

В нормальных условиях избыток тканевой жидкости поступает в крошечные лимфатические сосуды. В процессе лимфооттока она изменяет свой состав – в ней значительно увеличивается количество жиров, белка. Лимфа накапливается и по лимфатическим сосудам переносится в кровеносное русло.

Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

Сердце – полый мышечный орган, расположенный в верхней левой части грудной клетки, состоящий из четырех полостей, двух желудочков и двух предсердий, выполняющий функцию перекачивания крови.

Кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов.

Плазма имеет относительно постоянный солевой состав? 0,9 % приходится на поваренную соль, в ней есть соли Ка, Са, фосфорной кислоты; ? 7% плазмы составляют белки среди них белок фибриноген, который принимает участие в свертывании крови. В плазме создается СО глюкоза, другие вещества и продукты распада.

Форменные элементы, входящие состав крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Если кровь предохранить от свертывания и дать ей отстояться, то произойдет расслоение на составные части. Сверху окажется желтоватая жидкость – плазма крови внизу эритроциты? от общего объема, небольшой слой под ними образуют лейкоциты (рис.43).

Фрагменты из учебного фильма “Анатомия и физиология человека” ООО “Видеостудия “Кварт”

Учащимся задается вопрос – Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как им образом взаимосвязаны эти компоненты внутренней среды?

Ответы учащихся.

IV. Работа по группам.

Учащиеся работают по группам (или в парах) изучают строение, жизнедеятельность, функции крови.

Группа № 1 – “Эритроциты”
Группа № 2 – “Лейкоциты”
Группы № 3 – “Тромбоциты”

Задание: Используя учебник, выполняют задания в соответствии с темой группы.

Заполните таблицу “Клетки крови” /см приложение 1/ свой столбец.

Дополнительное задание для тех учащихся, которые справились с основным заданием.

1. * Напишите определение понятий:

Гр. 1 – гемоглобин, оксигемоглобин
Гр. 2 – фагоцитоз, антитела
Гр. 3 – фибрин, фибриноген

V. Мини-конференция.

Выступление групп по итогам работы. Во время выступления учащиеся заполняют таблицу “Клетки крови”.

Проверка заполнения таблицы “Клетки крови”, сравнение правильности заполнения с таблицей на экране.

VI. Проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление нового материала

;

Учащиеся проверяют полученные на уроке знания, разгадывая кроссворд. На экране появляются кроссворд, необходимо внимательно слушать вопросы и правильно отвечать. Правильные ответы будут появляться на экране. Когда кроссворд будет разгадан, вы сможемте прочитать ключевое слово.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – ГОМЕОСТАЗ – это постоянство внутренней среды организма (от греческого “гомеос” – подобный и “стазис” – состояние). Впервые этот термин ввел американский физиолог в 1929 году (определение и дату записывают в тетрадь).

Вопрос учащимся: Почему сохранение гомеостаза столь важно, почему организм так активно оберегает его всеми доступными ему средствами?

VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока;

VIII. Рефлексия.

  • Если ты на уроке все понял и можешь рассказать другом, поставь на полях оценку пять.
  • Если ты на уроке все понял, но не можешь рассказать другому, поставь на полях оценку четыре.
  • Если ты на уроке что-то не понял, прочитай конспект урока еще раз, проверь правильность выполнения задания, используя учебник, и закрепи полученные знания ответами на вопросы в рабочей тетради.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло