Лабораторная работа по физике "определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы".
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
Цель работы: определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.
Оборудование: линейка, два прямоугольных треугольника, длиннофокусная собирающая линза, лампочка на подставке с колпачком, содержащим букву, источник тока, ключ, соединительные провода, экран, направляющая рейка.
Тренировочные задания и вопросы
Линзой называется _____
Тонкая линза – это _____
Покажите ход лучей после преломления в собирающей линзе.
Запишите формулу тонкой линзы.
Оптическая сила линзы – это _____ D= ______
Как изменится фокусное расстояние линзы, если температура ее повысится?
При каком условии изображение предмета, получаемое с помощью собирающей линзы, является мнимым?
Источник света помещен в двойной фокус собирающей линзы, фокусное расстояние которой F = 2 м. На каком расстоянии от линзы находится его изображение?
Постройте изображение в собирающей линзе.
Дайте характеристику полученному изображению.
Ход работы
1. Соберите электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.
2. Поставьте лампочку на один край стола, а экран – у другого края. Между ними поместите собирающую линзу.
3. Включите лампочку и передвигайте линзу вдоль рейки, пока на экране не будет получено резкое, уменьшенное изображение светящейся буквы колпачка лампочки.
4. Измерьте расстояние от экрана до линзы в мм. d=
5. Измерьте расстояние от линзы до изображения в мм. f
6. При неизменном d повторите опыт еще 2 раза, каждый раз заново получая резкое изображение. f, f
7. Вычислите среднее значение расстояния от изображения до линзы.
f f f= _______
8. Вычислите оптическую силу линзы D D
9. Вычислите фокусное расстояние до линзы. F F=
10. Результаты вычислений и измерений занесите в таблицу.
№
опыта
f·10¯³,
дптр
дптр
11. Измерьте толщину линзы в мм. h= _____
12. Вычислите абсолютную погрешность измерения оптической силы линзы по формуле:
∆D = , ∆D = _____
13. Запишите результат в виде D = D± ∆D D = _____
Вывод:
Компьютерный эксперимент
С помощью данного фокусного расстояния F , определите оптическую силу линзы. Внесите данную величину в модель.
Для каждого опыта выберите данные в таблице расстояния от предмета до линзы, выразите эти величины в мм.
Для каждого опыта опишите вид изображения.
Результаты этих изображений занесите в таблицу.
№ опыта п/п
Фокусное расстояние F , см
Расстояние от предмета до линзы d , см
Вид изображения
Сформулируйте и запишите вывод о том, как меняется изображение предмета при его перемещении.
ГОТОВАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ
Лабораторная работа № 5
Получение изображения при помощи линзы.
Цель работы : научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.
Ход работы
№ опыта
Фокусное расстояние F , см
Расстояние от лампы до линзы d , см
Вид изображения
Прямое, увеличенное, мнимое
Изображение отсутствует
Перевёрнутое, увеличенное, действительное.
Равное по размеру источнику света, перевёрнутое, действительное.
Перевёрнутое, уменьшенное, действительное.
=14дптр
З
адание 1
Вид изображения: прямое, увеличенное, мнимое.
З
адание 2.
Вид изображения: изображение отсутствует.
З
адание 3
Вид изображения: перевёрнутое, увеличенное, действительное.
Задание 4.
Вид изображения: равное по размеру источнику света, перевёрнутое, действительное.
Задание 5
Вид изображения: перевёрнутое, уменьшенное, действительное.
Вывод:
1) Когда источник света находится между линзой и ее фокусом его изображение увеличенное, мнимое и прямое находится с той же стороны линзы что и источник света; по мере удаления источника света на этом отрезке от линзы, увеличивается его изображение.
2) Когда источник света находится в фокусе линзы, его изображение отсутствует.
3) Когда источник света находится между фокусом и двойным фокусом линзы, его изображение становится действительным и перевернутым (увеличенным) изображением. Оно уменьшается по мере приближения источника света к двойному фокусу линзы.
4) Изображение источника света, находящегося в двойном фокусе линзы, становится изображением, равным по размеру источнику света, и находится в двойном фокусе линзы по другую сторону линзы.
5) При увеличении расстояния от источника света до линзы (d > 2F) изображение источника света уменьшается, оставаясь действительным и перевернутым, и приближаясь к фокусу линзы.
«Тригонометрические уравнения и их решения» - Решение квадратного уравнения. Обратные тригонометрические функции. Образец решения. Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений способом введения новой переменной. Решите уравнения. Основное тригонометрическое тождество.
«Параллельность прямой и плоскости» - Найти угол между прямыми: MB и AD, AM и CD, AM и BC. Задача № 21. Найти скрещивающиеся прямые. Презентация по геометрии. Какая же прямая называется параллельной плоскости? Признак параллельности прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Доказать: прямые a и b пересекают плоскости (ABC) и (ABD). Лемма.
««Правильные многогранники» 10 класс» - Названия этих многогранников пришли из Древней Греции. Какое из перечисленных геометрических тел не является правильным многогранником. «Тайная вечеря». Грани многогранника. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О. Правильный икосаэдр составлен из двадцати равносторонних треугольников.
«Введение в геометрию» - Взаимное расположение точек и прямой. Взаимное расположение прямых на плоскости. Свойство прямой. Отрезок-часть прямой, которая имеет начало и конец. Прямая. Планиметрия. Учёные- геометры. Прямая-прямая линия, которая не имеет ни начала ни конца. Геометрия. История возникновения геометрии. Практические задания.
«Задачи в координатах» - Решение задач. Как вычислить длину вектора по его координатам. Координаты вектора a { x ; y ; z }. Простейшие задачи в координатах. Четырехугольник ABCD является ромбом. М – середина отрезка АВ. Решение задач: (по карточкам). План урока. Найти расстояние между точками А и В. Найти длину вектора а, если он имеет координаты: {-5; -1; 7}.
«Решение задач» - Закрепление изученного материала. Определение средней линии треугольника. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Теорема о средней линии треугольника. Итог урока. Решение задач. Рассмотреть решение задачи о свойстве медиан треугольника. Изучение нового материала. Ход урока. Решение задач по готовым чертежам.
Всего в теме 105 презентаций