Метод Цицерона – эффективный инструмент тренировки памяти. Запоминание по методу цицерона

Создание матрицы

Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении — можете не сдерживать себя.

Запоминание по методу Цицерона

Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

Информатика
6 класс

Работа 9. Создаём словесные модели

Задание 1. Словесный портрет


Задание 2. Компьютер и здоровье

  1. В текстовом процессоре письменно ответьте на вопросы:

      а) Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?

      б) Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования.)

      в) К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?

  2. Сохраните созданный документ в личной папке под именем Здоровье .

Задание 3. «Фигурные» стихи

«Фигурные» стихи печатаются так, что их контуры некоторым образом отражают содержание. В книге Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» представлен один из наиболее известных примеров «фигурных» стихотворений.

Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения

Крылатые выражения (слова) - это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определённого литературного или исторического источника.

  1. Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки. Выберите один из двенадцати находящихся там файлов(.dос или .odt ): 1) Авгиевы конюшни , 2) Аннибалова клятва , 3) Аркадская идиллия , 4) Ахиллесова пята , 5) Дамоклов меч , 6) Драконовы законы , 7) Кануть в Лету , 8) Нить Ариадны , 9) Панический cтpax , 10) Танталовы муки , 11) Яблоко раздора , 12) Ящик Пандоры .
  2. Внимательно прочтите историю возникновения крылатого выражения и проанализируйте её в соответствии с «алгоритмом Цицерона»: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Заполните соответствующий шаблон Цицерон.doc (Цицерон.odt ), находящийся в папке Заготовки .
  3. Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить выбранное крылатое выражение.
  4. Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.
  5. Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите её над текстом.
  6. Сохраните документ в личной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.

Задание 5. Пятистрочник (сиквейн)


Задание 6 (для Windows). Страничка словаря

  1. Откройте файл Слoвa.doc из папки Заготовки .
  1. выделите все слова (Главная — Редактирование — Выделить - Выделить все );
  2. откройте диалоговое окно Сортировка текста (Главная — Абзац — Сортировка );
  3. установите и примените следующие значения:

  • Расположите слова в две колонки (Разметка страницы — Параметры страницы — Колонки — Две ).
  • Создайте верхний индекс. Для этого:
  • выберите команду Вставка — Колонтитулы — Верхний колонтитул ;
  • в поле Верхний колонтитул введите нужное слово и щёлкните на кнопке Закрыть .
  • 5. Сохраните документ в личной папке под именем Словарь .
  • Задание 6 (для Linux). Страничка словаря

    1. Откройте файл Слова.odt из папки Заготовки .
    2. Расположите слова в лексикографическом порядке. Для этого:
    1. выделите все слова (команда Правка — Выделить всё );
    2. откройте диалоговое окно Сортировка (команда Сервис — Сортировать );
    3. в группе Порядок сортировки установите значения по образцу и примените их:

  • Расположите слова в два столбца. Для этого:
  • откройте диалоговое окно Столбцы (команда Формат — Столбцы );
  • установите значения параметров по образцу и примените их:
  • Создайте справа верхний индекс. Для этого:
  • выберите команду Вставка — Верхний колонтитул — Обычный ;
  • в поле верхнего колонтитула введите нужное слово, примените выравнивание по правому краю и щёлкните вне зоны колонтитула.
  • Сохраните документ в личной папке под именем Словарь .
  • Теперь вы умеете

    • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
    • разбивать текст на колонки;
    • добавлять в документ колонтитул;
    • создавать и оформлять различные словесные модели.

    Зачем это нужно?

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием.

    Метод Цицерона: запоминание информации

    Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке — от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй — со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями — при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница — какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

    Для тренировки метода Цицерона можно запоминать списки слов или чисел.

    Зачем это нужно?

    Метод ассоциаций работает хорошо для относительно небольшого числа объектов. Если же требуется запомнить какой-нибудь произвольный текст, длиной несколько тысяч знаков метод ассоциаций становится неэффективным. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Этот метод, или его варианты, встречается под разными названиями. Он может называться как: метод мест, метод дорог, метод матриц, система римской комнаты, метод геометрических мест.

    Вне зависимости от названия суть метода остается неизменной: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы или как еще можно сказать место в системе содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов — 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций.

    Название метод получил по имени древнеримского оратора Цицерона, котороый использовал его для запоминания своих речей.

    Создание матрицы

    Сначала нужно создать систему или матрицу образов. Образы лучше всего брать из какой-либо хорошо знакомой области, чтобы не было проблем с их запоминанием. Возможны различные варианты для создания системы.

    Вариант первый: в качестве образов использовать обстановку вашей комнаты. По очереди перебирайте предметы находящиеся в комнате: стул, шкаф, окно, лампочка и пр. Чтобы не запутаться в том, что уже явяется в системе, а что еще нет, чтобы не пропустить чего-нибудь и не создавать себе проблем при мысленном воспроизведении системы, перебор предметов комнаты лучше осуществлять в каком-либо порядке: например по часовой стрелке. Разобравшись с одной комнатой можно мысленно перейти в соседнюю. В качестве основы для построения системы можно использовать не только свою квартиру, но и квартиры знакомых. Тони Бьюзен в книге "Суперпамять" предлагает придумывать обстановку комнат. Представьте пустую комнату и обставьте ее по своему вкусу. Поскольку данная комната существует только в вашем воображении — можете не сдерживать себя. Закончив с одной комнатой переходите ко второй.

    Вариант второй: использовать дорогу по которой часто приходится ходить. Перебирая отдельные объекты встречающиеся на пути (дерево, скамейка, киоск, магазин, и т.д.) можно создавать достаточно большие системы образов.

    Вариант третий: все что угодно. В качестве варианта может выступать любая знакомая ситуация, которую можно разбить на отдельные образы.

    Создав систему образов по тренируйтесь в ее использовании. Для этого попробуйте поочереди мысленно представлять образы от первого объекта к последнему, а затем в обратном порядке — от последнего к первому. Это позволит вам ускорить мысленное появление составляющих систему образов.

    Метод Цицерона: запоминание и извлечение из памяти

    Создав систему можно приступить к использованию ее для запоминания. Общий принцип запоминания следующий. Из запоминаемой информации выделяются образы, которые по очереди ассоциируются с образами вашей системы. Первый образ с первым элементом, второй — со вторым и т.д.

    Для того, чтобы вспомнить запомненное слово нужно вспомнить первый образ системы с созданной ассоциацией. На основе ассоциации вспоминается первый образ, потом переходим ко второму. Если приходится желательно подготовить несколько дорог и использовать их по очереди. Иначе может возникнуть путаница с ассоциациями — при создании нескольких ассоциаций с одним образом системы может возникнуть путаница — какую именно ассоциацию нужно использовать в данном случае.

    Для тренировки метода Цицерона можно запоминать списки слов или чисел.

    В предыдущей статье мы говорили, что один из наиболее популярных способов запоминания последовательностей - составление мнемонических фраз . Теперь же обратимся к другому не менее интересному методу мнемотехники — дороге Цицерона и римской комнате . Эти приемы весьма схожи между собой и являются одной из вариаций дворца памяти . Некоторые считают, что все эти понятия в принципе синонимичны, мы же выделили бы важное отличие, касающееся именно запоминания правильного порядка слов или мыслей. В общем виде информация во дворце памяти размещается произвольно — привязывается к неким объектам по наиболее подходящему для вас принципу. Если же вам нужно запомнить последовательность, то традиционный дворец памяти стоит заменить дорогой Цицерона или римской комнатой.

    Как проложить дорогу Цицерона и построить римскую комнату

    Шаг первый – выберите помещение/путь

    Для того чтобы воспользоваться методом Цицерона, выберите хорошо знакомый вам путь , например, от дома до метро, от офиса до любимого кафе, где вы время от времени обедаете; дорогу до магазина, где вы чаще всего совершаете покупки. Конечно, путь можно придумать — самое главное, условие, чтобы вы отлично себе представляли трассу. Совет многих специалистов — по крайней на начальном этапе лучше использовать реальные маршруты.

    В отличие от метода Цицерона, римская комната — это хорошо знакомое вам помещение (опять же, реальное или придуманное), как и во дворце памяти. Главное отличие римской комнаты от дворца памяти — здесь вы должны не просто находиться в каком-то помещении/здании, а ходить по нему по четко проложенному маршруту . Например, представьте собственную комнату и передвигайтесь по ней по часовой стрелке (или против часовой стрелки), возьмите «маршрут», который вы проходите, когда возвращаетесь домой с работы: кладете ключи на полку, вешаете куртку, снимаете сапоги…

    Шаг второй – привяжите образы к опорным пунктам

    Также как и во дворце памяти, обозначьте на вашем пути некие ключевые точки, так называемые опорные образы . Для метода Цицерона это могут быть автобусная остановка, палатка, интересное здание или другой примечательный объект, для римской комнаты — мебель и предметы интерьера помещения. Следующий шаг — через яркие визуальные образы привязать к опорным пунктам непосредственно запоминаемую последовательность (факты или мысли). Но прежде чем начать привязку, пройдитесь по маршруту несколько раз, отмечая по пути все выбранные точки. Начинайте размещать объекты только тогда, когда вы четко ориентируетесь по маршруту и можете с легкостью назвать все опорные пункты.

    Как и в случае с дворцом памяти, ассоциации по дороге Цицерона и римской комнате должны быть такие, которые ближе именно вам . Можно делать логические привязки и располагать предметы по ассоциациям; можно видоизменять объекты, делать из большого маленькое, из маленького — большое, менять цвета (например — на остановке спала огромная зеленая кошка); проводить на первый взгляд абсурдные параллели (стопка газет в холодильнике). Главное — чтобы лично у вас эти связи находили отклик — в таком случае вам будет намного проще воспроизвести информацию. Чтобы понять, что вам запоминается лучше всего, потренируйтесь — тренировки необходимы как строительстве как дворцов памяти, так и римских комнат.

    Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (Joshua Foer «Feats of memory anyone can do»).

    Использование метода Цицерона и римской комнаты

    Для запоминания какой информации можно прокладывать дороги Цицерона и возводить римские комнаты?


    МЕТОД ЗАПОМИНАНИЯ ЦИЦЕРОНА Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

    Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой). Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п. Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) - другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы. Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно. Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы. Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

    Другие способы развития памяти 1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда. 2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память. 3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре. 4. Повторение - упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти. 5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь. 6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти - в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

    Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

    Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя - Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Некоторые источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является одним из самых древних из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

    Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

    Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой).

    Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п.

    Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) - другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

    Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

    Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

    Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

    Другие способы развития памяти

    1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

    2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

    3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

    4. Повторение - упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

    5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь.

    6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти - в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

    Eкатepинa Eвгeньевнa Baсильeвa - доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук

    • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, что собой представляет метод цицерона. Он является одним из самых простых и эффективных способов запоминания. Осваивается буквально за пару тренировок и, что немаловажно, применяется абсолютно в любых условиях и ситуациях, независимо от того, в очереди вы или в пути на работу. В общем, учитывая все преимущества перед остальными техниками, хочу сказать, что не зря его назвали в честь знаменитого оратора из Рима — Марка Туллия Цицерона.

    Немного об истории возникновения

    Его хоть и называют методом Цицерона, но никакого отношения к истории возникновения этой уникальной техники великий оратор не имеет. Он просто активно его использовал при подготовке к выступлениям. Шокируя публику тем, что совершенно не нуждался в записях, декларируя большой объём материала просто по памяти.

    Существует легенда, что во время одного масштабного пира в Древней Греции неожиданно обвалилась крыша, под обломками которой погибло много людей. Однако одному поэту Симониду удалось выбраться оттуда живым. Родственники погибших обратились с просьбой подсказать, в каких местах находились в тот момент их близкие, чтобы, раскопав тела, похоронить их со всеми почестями.

    Симонид смог назвать всех до единого, ориентируясь на то, что помещение было ему хорошо знакомым. Оставалось лишь вспомнить, кто и чем занимался в тот момент, чтобы с точностью указать координаты. Впоследствии поэт понял, насколько ценным оказалось его открытие, и принялся за его усовершенствование. В наши дни вы можете встретить ещё такие варианты названий, как система комнаты или метод мест.

    Преимущества и суть этого метода

    Суть заключается в том, что человек, представляя образ комнаты, где проводит максимальное количество времени, будь то офис или спальня. Мысленно расставляет в ней те ключевые единицы, которые следует зафиксировать в памяти надолго. Причём в отличие от других техник, запомнить реально целый текст, а не просто ряд слов. Использовать одну и ту же комнату можно бесчисленное количество раз, информация не будет путаться и теряться.

    Удивительной особенностью является то, что абсолютно при любых условиях вы сможете им воспользоваться, главное, чтоб вас не отвлекали в этот момент, иначе не выйдет сосредоточиться. А как только потребуется вспомнить выученный кусок материала – вы представите образ выбранной комнаты, и все данные мгновенно всплывут.

    Этот способ затрагивает пространственное воображение, развивая его и совершенствуя, поэтому со временем вы будете абсолютно неосознанно, не прилагая усилий запоминать всё, что только потребуется. Плюс ко всему развивает мышление, умение концентрироваться и подвергать анализу обстановку различных мест, которые посещает личность. Используя его на постоянной основе, вы сможете улавливать массу деталей, которые раньше не замечали, отчего качество вашей жизни только улучшится.

    Метод основывается на связях, созданных в мозге «автоматически», из-за частого восприятия одних и тех же зрительных стимулов. Вот, к примеру, когда вы приходите домой, то включаете свет неосознанно, так как уже выработался рефлекс. Вы хорошо знаете не только, в какой стороне комнаты находится включатель, но и легко на ощупь можете его обнаружить.

    И так, ежедневно наблюдая одни и те же предметы в помещении, где проводите много времени – у вас формируются эти связи, используя которые вы и сможете получить контроль над своей памятью.

    1. Первым делом потребуется решить, какой будет последовательность зон вашей квартиры или офиса. Рекомендуется начинать с коридора, со временем переходя к соседним помещениям, в зависимости от планировки жилища. Обычно это туалет, ванная, кухня, а потом уже зал, спальни и балконы.
    2. Если вы новичок, то сосредоточьтесь лучше на одной комнате, а уже со временем, отточив мастерство, будете переходить на новый уровень, как в игре, открывая новое пространство. Сейчас же вы должны закрыть глаза и представить, будто вы в данный момент находитесь в коридоре. Осмотритесь, только очень внимательно, и выделите для себя 10 статичных предметов, то есть те, которые вы обычно не передвигаете и не переставляете.
    3. Теперь вам требуется закрепить материал, подумайте о последовательности обнаружения этих предметов. Кстати, вместо помещений, можно использовать хорошо знакомые маршруты. Допустим, ежедневный путь на работу, какие вам встречаются магазины, кафе или остановки?
    4. Теперь, когда подготовка завершена, пора переходить к материалу, который следует выучить. А если быть точнее, то требуется разместить его в зависимости от того, какой способ вы выбрали – маршрут или офис, дом. Возьмем за пример кабинет в офисе и необходимость запомнить список продуктов к ужину. Приехали вы на работу, и как только вошли в кабинет, сразу же справа заметили вешалку. Расположите на ней лимоны, украсив как ёлку. Дальше, пройдя пару шагов, вы натыкаетесь на шкаф, открываете дверцы и аккуратно складываете на полки листья салата… Думаю, достаточно, принцип понятен, верно?
    5. Когда наступит время доставать из недр памяти выученный материал, мысленно пройдитесь по маршруту, внимательно осмотревшись, и вся информация мгновенно «всплывает» перед вами.
    6. В дальнейшем добавляйте новые предметы, можете даже отправляться «на прогулку» по всему дому, особенно, если есть необходимость запомнить слишком большой объём информации, который в одном помещении не уместится.


    • Тренировка должна быть на постоянной основе, чтобы не терять навык, а только двигаться вперёд, да и результативность будет увеличиваться.
    • Чтобы упростить процесс, доводите некоторые детали до абсурда, тогда они наверняка запомнятся. Например, вы готовитесь к презентации проекта, и на остановке встречаете Президента США, он читает газету, на первой колонке которой написан большой кусок текста из ваших записей. Сев в автобус, на спинке сидения вы видите продолжение своей речи, написанное корявым почерком с помощью маркера и т.д. и т.п.
    • Поиграйте с габаритами образов, вообразив, что шкаф размером с кошку, а стул до потолка.
    • Также делайте акцент на динамике и яркости предметов. Если привычную антресоль вообразить выкрашенной в ярко-оранжевый цвет и качающейся из стороны в сторону, то и запоминание это предмета мебели значительно упростится.
    • Вам поможет, если перед тем, как приступить к выполнению действий из пошаговой инструкции, вы в реальности пройдёте по привычному пути или помещению.
    • Подключайте ощущения и чувства, то есть, помимо того, что вы видите, вы ещё должны слышать, чувствовать запахи и даже вкус.
    • Также неплохим подспорьем в развитии памяти, могут послужить онлайн-игры для развития силы мозга. Я уже неоднократно вам рекомендовал этот сервис, вот ссылка .

    Заключение

    А на сегодня всё, уважаемые читатели! Развивайтесь, совершенствуйтесь, и тогда вы станете гармоничной осознанной личностью, главное – проявлять упорство и не отступать перед трудностями. Попробуйте на практике метод Цицерона, а чтобы было проще его освоить, посмотрите статью . Успехов вам! Берегите себя и близких!

    Материал подготовила Журавина Алина.



    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло