Мягкость согласных звуков на конце. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков

1-й способ - посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных

Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).

1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):

2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

Заяц спасся от волка.

Плыть вбурю опасно.

На ветке поёт чижик.

Козёл пошёл к ручью напиться.

Мы споём эту песнювдвоём .

Дуют сильные ветры.

5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.

Различие парных гласных

Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично - с согласными л, с и др.

2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б - б", в - в", г -г"и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):

а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...

мал - мял; лук - люк; мыл - мил; нос - нёс; вол - вёл.

5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать - начинять; потомки - потёмки;

поток - потёк; слог - слёг.

6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда - красным:

Я во двор вела вола.

За рога вола вела.

Я вела во двор, а вол

В огород меня завёл.

7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.

Образец: ф" - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...

Цветы у В-ли зав-ли.

Мы вчеригр-ли в пр-тки.

Сын гл-дит, как мама гл-дит.

Нади Д-ша ед-т кашу.

Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.

У Пети ут-т-, у Вити кот-т-.

Я с-ду в с-ду.

Мы услыхали р-в кор-вы.

Брат прив-з целый в-з сена.

У Ал-ши новые гал-ши.

Л-ня л-вит рыбу.

У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.

В р-ще светло от бер-з.

Отец послал Петна почт-.

Л-ся л-бит л-к.

Павл-ша ел спел-ю кл-кву.

Ил-ша водит в школЛ-шу.

Н-жно полить вишн-.

Дифференциация Ы - И

2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):

пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.

3) Прослушать стихотворение.

ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!

Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

Мишка-лодырь через а

написал «карова».

Напишите вы

«Мишка» через ы.

Проучите Мишку -

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать -

Будет лодырь знать!

(С. Погореловский)

4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:

нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

6) Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук - ы или и, например:

рама -рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.

7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...

8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

а) Эти в-шн~, эти ел-в- саммсажал-.

Эти куст-кмал-нсампол-вал-.

б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.

10) Текст для графического диктанта:

Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.

2-й способ - посредством буквы ь

1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, - буква ъ (мягкий знак):

2) Прослушать стихотворение:

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь -

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

(Е.Измайлов)

Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь - хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.

5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):

8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:

банька, полька, галька, зорьки, горьки?

9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:

а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.

б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.

10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:

У пенька опять пять опят.

Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.

Согласные звуки в русском языке имеют несколько признаков, влияющих на их произношение. К одной из таких характеристик относится твердость/мягкость.

Своеобразие мягких согласных

Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный "мостик"), а кончик его упирается в основание нижних зубов.

Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:

  • [б]/[б"];
  • [м]/[м"];
  • [з]/[з"];
  • [д]/[д"];
  • [ф]/[ф"].

Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это [й], [ш"], [ч"]). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся [ц], [ш], [ж]).

Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.

Обозначение мягкости согласных в письменной речи

Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.

Первый и наиболее очевидный способ их выделения - постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка - написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки [ч"] и [ш"] всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).

Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:

  • И, и.
  • Е, е.
  • Ё, ё.
  • Ю, ю.
  • Я, я.

Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит - [к"ит], песня - [п"эс"н"а], люди - [л"уд"и], клён - [кл"он].

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:
1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л"у]к люк , [но]с нос - [н"о]с нёс , пас[т э´]ль пастель - пос[т" э´]ль постель ;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна , кафе , сарделька , стресс , пюре , протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].
2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н"] конь , жа[р] жар - жа[р"] жарь ;
3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нá волна - во[л"]нá вольна;
4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)
- в позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка - гó[р"]ко горько , бá[н]ка банка - бá[н"]ка банька ;
- в позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бá изба - ре[з"]бá резьба.

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: кó[н"] конь - кó[нс]кий конский , Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - ию´[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабá[н] барабан - барабá[н"ч"]ик барабанчик , гó[н]ок гóнок - гó[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить ; [д"в"]ерь дверь ; [с"j]ем съем ; [с"т"]енá стена . В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк"]и лямки (аналогично тря´[пк"]и тряпки , лá[фк"] и лавки ) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой:
буквами и, ё, ю, я: л ик , л ёд , л юк , л язг ;

В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв...те ... нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест .
1) на конце слова буквой мягкий знак: ко нь, жа рь, пы ль;
2) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма , ве сьма , ба нька .

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:
буквами ы, о, у, а, э: лыко , лодка , лук , ласка , кара тэ;
в конце слова отсутствием мягкого знака: ко н_, жа р_, пы_ л;
в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин , с_ мотрит , ба н_ ка .

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы , ё/о , ю/у , я/а после букв ш , ж , ч , щ , ц , соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь , цифра , цыпленок , ожёг , о жог , шутка , бро шюра , чашка . То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: ро жь, заму ж _, ти шь, малы ш_, ве щь, товари щ_ , мочь, кирпич_ .

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд - звук [р’] - рад - звук [р]

люк - звук[л’] - лук - звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял - звук [м’] - мал - звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло