Мягкость согласных звуков на конце. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков
1-й способ - посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных
Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).
1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):
2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):
Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.
4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:
Заяц спасся от волка.
Плыть вбурю опасно.
На ветке поёт чижик.
Козёл пошёл к ручью напиться.
Мы споём эту песнювдвоём .
Дуют сильные ветры.
5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.
Различие парных гласных
Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично - с согласными л, с и др.
2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:
а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):
б - б", в - в", г -г"и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;
б) в слогах (перекидывая мяч):
3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):
а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;
б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...
мал - мял; лук - люк; мыл - мил; нос - нёс; вол - вёл.
5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:
начинать - начинять; потомки - потёмки;
поток - потёк; слог - слёг.
6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда - красным:
Я во двор вела вола.
За рога вола вела.
Я вела во двор, а вол
В огород меня завёл.
7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.
Образец: ф" - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...
Цветы у В-ли зав-ли.
Мы вчеригр-ли в пр-тки.
Сын гл-дит, как мама гл-дит.
Нади Д-ша ед-т кашу.
Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.
У Пети ут-т-, у Вити кот-т-.
Я с-ду в с-ду.
Мы услыхали р-в кор-вы.
Брат прив-з целый в-з сена.
У Ал-ши новые гал-ши.
Л-ня л-вит рыбу.
У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.
В р-ще светло от бер-з.
Отец послал Петна почт-.
Л-ся л-бит л-к.
Павл-ша ел спел-ю кл-кву.
Ил-ша водит в школЛ-шу.
Н-жно полить вишн-.
Дифференциация Ы - И
2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):
пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.
3) Прослушать стихотворение.
ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!
Что глядишь, корова,
Строго и сурово?
Мишка-лодырь через а
написал «карова».
Напишите вы
«Мишка» через ы.
Проучите Мишку -
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать -
Будет лодырь знать!
(С. Погореловский)
4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:
нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.
6) Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча).
Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук - ы или и, например:
рама -рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.
7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:
столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...
8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:
У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.
а) Эти в-шн~, эти ел-в- саммсажал-.
Эти куст-кмал-нсампол-вал-.
б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.
10) Текст для графического диктанта:
Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.
2-й способ - посредством буквы ь
1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, - буква ъ (мягкий знак):
2) Прослушать стихотворение:
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь -
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е.Измайлов)
Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь - хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.
5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):
8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:
банька, полька, галька, зорьки, горьки?
9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:
а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.
б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.
10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:
У пенька опять пять опят.
Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.
Согласные звуки в русском языке имеют несколько признаков, влияющих на их произношение. К одной из таких характеристик относится твердость/мягкость.
Своеобразие мягких согласных
Мягкие согласные, в отличии от твердых, произносятся более сглаженно. При их артикуляции язык чуть приподнимается (начинает напоминать дугу или своеобразный "мостик"), а кончик его упирается в основание нижних зубов.
Для большинства консонантных (т.е. согласных) звуков русской речи мягкость является парным признаком. Каждому твердому согласному соответствует похожий на него мягкий. Например:
- [б]/[б"];
- [м]/[м"];
- [з]/[з"];
- [д]/[д"];
- [ф]/[ф"].
Среди всех согласных пар по описываемому признаку не имеют лишь шесть звуков. Одни из них являются всегда мягкими (это [й], [ш"], [ч"]). Другие же всегда бывают твердыми (к этому типу относятся [ц], [ш], [ж]).
Главной особенностью мягких согласных является то, что они влияют на правописание слов. Именно с этим типом звуков связаны такие известные орфограммы, как написание сочетаний жи/ши с буквой И или сочетаний ча/ща с буквой А.
Обозначение мягкости согласных в письменной речи
Когда мы говорим, отличить мягкие согласные от твердых достаточно легко, благодаря особенностям их артикуляции. На письме же разобрать, где мягкий звук, а где твердый, иногда очень тяжело. Для этого в русском языке были введены несколько правил по особому обозначению мягких звуков на письме.
Первый и наиболее очевидный способ их выделения - постановка рядом мягкого знака. Если он следует сразу за согласным, значит, он является мягким. С этим связано ещё одно орфографическое правило русского языка - написание без мягкого знака сочетаний -чк-, -щн-, -чн-, -рщ- и т.д. (ведь звуки [ч"] и [ш"] всегда являются мягкими и дополнительно обозначать этот их признак не требуется).
Также мягкость на письме обозначается с использованием нескольких гласных букв. К ним относятся:
- И, и.
- Е, е.
- Ё, ё.
- Ю, ю.
- Я, я.
Если согласный расположен перед одной из перечисленных букв, он точно будет мягким (например, кит - [к"ит], песня - [п"эс"н"а], люди - [л"уд"и], клён - [кл"он].
Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:
1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук
- [л"у]к люк
, [но]с нос
- [н"о]с нёс
, пас[т э´]ль пастель
- пос[т" э´]ль постель
;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна
, кафе
, сарделька
, стресс
, пюре
, протез
и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].
2) на конце слова: ко[н] кон
- ко[н"] конь
, жа[р] жар
- жа[р"] жарь
;
3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нá волна
- во[л"]нá вольна;
4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)
- в позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка
- гó[р"]ко горько
, бá[н]ка банка
- бá[н"]ка банька
;
- в позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бá изба
- ре[з"]бá резьба.
В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.
Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: кó[н"] конь - кó[нс]кий конский , Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - ию´[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.
Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабá[н] барабан - барабá[н"ч"]ик барабанчик , гó[н]ок гóнок - гó[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).
В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить ; [д"в"]ерь дверь ; [с"j]ем съем ; [с"т"]енá стена . В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк"]и лямки (аналогично тря´[пк"]и тряпки , лá[фк"] и лавки ) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.
Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.
В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой:
буквами и, ё, ю, я: л
ик
, л
ёд
, л
юк
, л
язг
;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв...те
... нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто
или тест
.
1) на конце слова буквой мягкий знак: ко
нь, жа
рь, пы
ль;
2) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма
, ве
сьма
, ба
нька
.
Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:
буквами ы, о, у, а, э: лыко
, лодка
, лук
, ласка
, кара
тэ;
в конце слова отсутствием мягкого знака: ко
н_, жа
р_, пы_
л;
в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин
, с_ мотрит
, ба
н_ ка
.
Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы , ё/о , ю/у , я/а после букв ш , ж , ч , щ , ц , соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь , цифра , цыпленок , ожёг , о жог , шутка , бро шюра , чашка . То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: ро жь, заму ж _, ти шь, малы ш_, ве щь, товари щ_ , мочь, кирпич_ .
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название - твёрдый .
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.
Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе - с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово - НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд - звук [р’] - рад - звук [р]
люк - звук[л’] - лук - звук [л]
Рис. 3. Лук ( )
мял - звук [м’] - мал - звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи - буквами, но в особых квадратных скобках - в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости - твёрдости:
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
Выполним задание: укажем парный звук.
[з] - ? [ж] - ? [р’] - ? [ч’] - ? [с’] - ? [л] - ? Проверим правильность выполнения задания: [з] - [з’]; [р’] - [р]; [с’] - [с]; [л] - [л’]. [ж], [ч’] - непарные по мягкости-твёрдости звуки.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее - знак мягкий , для мягких согласных звуков.
Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук - пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком - обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком - мягкость показываю Ь.
Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные веб-ресурсы
- Гипермаркет знаний ()
- Русский язык: краткий теоретический курс. ()
- Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()
Сделай дома
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
- Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка - 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
- Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.