Необычная экскурсия «Правда о Соколе» (с посещением посёлка художников). Посёлок Сокол Поселок художников кто живет сейчас

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание - поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли - под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно - по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом - односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит - спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

Поселок художников на Соколе. Часть 1.

Я долго думала - писать ли о поселке художников, о нем и без меня достаточно написано. С другой стороны, он для меня такой родной, я родилась и выросла рядом с ним (об окрестностях поселка и моем родном доме я писала в серии постов ). Это место наших детских игр, с ним связано много воспоминаний, поэтому обойти совсем вниманием поселок художников я не могу. Кроме того, у меня есть надежда, что кто-то из его жителей прочтет эти посты и, возможно, дополнит их своими историями или поделится семейными фотографиями.
Поселок художников. Ул. Поленова.

И еще один аргумент, с каждым годом поселок художников стремительгно меняется, он все меньше похож на тот, который помню я. Многие его старые дома не сохранились не только в натуре, но нет даже старых фотографий некоторых прежних домов. Из интернета даже пропали фотки домов, первоначально стоящих на "звездочке", так мы называли единственную площадь поселка, где сходится несколько улиц, а еще несколько лет назад, я их видела, т.к. задумала написать о нем довольно давно. В итоге я решила об истории поселка художников не писать совсем , кто не знает ее, найдет информацию о нем в интернете и в книгах, а я лишь попытаюсь составить нечто вроде своей энциклопедии , где будет рассказ о каждой улице поселка (в алфавитном порядке ), а также рассказ обо всех старых и новых домах и, по возможности, об их жителях. Постепенно я буду добавлять новые сведения о поселке, которые мне удастся разыскать. При этом, буду надеяться, что и старые фото, недостающих снесенных домов со временем появятся в сети.

Улица Алабяна.
Фото отсюда .


Частично об улице Алабяна я уже писала , в этом же посте речь пойдет только о трех ее домах, стоящих на этой улице и относящихся к поселку художников.

Прежде эти дома числились по Песчаной ул., но в 1950-х годах последняя ее часть была переименована в ул. Алабяна. Когда на этой, тогда тихой, Песчаной улице селились первые, не бедные, поселенцы, они и не предполагали, что в последствии их дома окажутся рядом с шумной трассой, какой сейчас является ул. Алабяна. Вступительный взнос в кооперативное товарищество составлял 10,5 золотых червонца, при выделении участка надо было заплатить еще 30 и затем еще 20 при начале строительства коттеджа. Стоимость самого коттеджа составляла почти 600 золотых червонцев, деньги по тем временам немалые.
Улица Алабяна. Вид сверху. Слева от нее отходит ул. Левитана, а справа ул. Сурикова.

Нельзя не упомянуть, что на фото выше дом №4 , стоящий на изломе ул. Левитана, это то место, куда 18 мая 1935 г. упал самолет "Максим Горький", а его обломки разлетелись чуть ли не по всему поселку, но подробнее об этом мы поговорим в соответствующем месте, а пока об ул. Алабяна.
В книге "Памятники Москвы", в разделе, посвященном поселку художников, представлен план поселка от 24.VIII.1926 г. с отмеченными на нем уже построенными домами. Из этого плана следует - первые дома в поселке появились на ул. Сурикова и Алабяна (тогда Песчаная ул. ), на последней, к этому времени, были уже построены все три дома.
Все коттеджи на этой улице, как и большинство домов в поселке возводились по проектам архитектора Марковникова (Морковникова) Николая Владимировича , кроме того, он и сам был жителем поселка (дом не сохранился, о месте, где он стоял я расскажу на соответствующей улице, поэтому тут уместно разместить его фото и коротко написать из какой семьи он происходил, т.к. далеко не во всех источниках, об этом рассказано.
Марковников Н.В. (1869 - 1942 гг.) - русский и советский архитектор, археолог, реставратор и преподаватель, родился в высокообразованной семье - его отец знаменитый русский химик Марковников Владимир Васильевич , а мать Любовь Дмитриевна Рычкова (внучка оренбургского историографа П.И. Рычкова). Его родной брат - доктор медицины Александр Владимирович Марковников, а сестра Наталья Владимировна - преподаватель.
Прочитать же дальнейшую его биографию можно во многих источниках, например, .
Марковников Николай Владимирович

Первоначально, он же занимался и разработкой плана поселка-сада, но, впоследствии, с привлечением в эту работу В. Веснина и других архитекторов, проект был изменен в пользу так называемой свободной планировки, в основе которой были теория восприятия пространства, разработанная Павлом Флоренским. Использовались также и другие идеи, возникшие в стенах ВХУТЕМАСа.
Дом №8В и №8Б (прежние номера №43 и №? ) - жилые дома, расчитанные на одну семью. Два из них, те что на втором верхнем фото справа, видны на фото ниже.
Вид с ул. Левитана на дома дома №8Б и №8В по ул. Алабяна. Фото 1924 г.



В одном из этих домиков жила приятельница моей бабушки, в каком точно - не помню, я в нем не была. Знаю, что это были две сестры, обе незамужние, в годы перестройки им не раз предлагали продать дом и даже угрожали, они, хотя и очень боялись, но покидать родное жилище не желали. Как сложилась их дальнейшая судьба не знаю, возможно, кто-то из "соколян", так называют себя жители поселка, напишет.
Дом №8В - жилой дом, 1924 г. постройки. Памятник архитектуры, как и все сохранившиеся старые дома в поселке.

Дом №8Б. Этот жилой дом (1923 - 1924 г.г. постройки) во всех источниках тоже числится как памятних архитектуры. На плане (этот план выложил уважаем ый m_i_s_t_e_r_x_1 ), на который я ориентируюсь, претензий к этому дому нет ни у чиновников, ни у Архнадзора. Однако, на единственом современном фото с ним (крайний справа ), которое мне удалось найти, его размеры, отличаюися от дома, представленного на старом фото 1924 г., поэтому пока поставлю его подлинность под вопрос (?).


Вот еще фото, где видны слева направо дома №8А\2, №8Б, а также дом №8А.

Дом №8А - жилой дом, 1925 г. постройки, снесен. Фотографии подлинного дома не сохранилось. Сейчас на его месте другой коттедж, в котором находится ресторан с незатейливым названием "Дом 8А"
Вид на новый коттедж со стороны бывшего сада, на месте которого теперь плитка.


Один из залов ресторана.


Может комуто-то тут и понравится, но к поселку, который помню я, это уже не имеет никакого отношения.

Улица Брюллова.
Прежнее название этой улицы - Столовая ул, переименована в 1928 г. Первоначально все улицы поселка носили имена, привязанные к постройкам на них - Вокзальная, Телеграфная или по месту расположения - Центральная, Парковая и т.д. А потом, по предложению художника Павлинова, улицы переименовали в честь русских художников и музыкантов, но в связи с тем, что застроена была только половина поселка художников () улицы с именами музыкантов исчезли, хотя, в справочниках 1920-х - начала 1930-х годов, можно встретить и ул. Чайковского, и ул.Глинки и др.
В моих детских воспоминаниях ул. Брюллова была самой тихой и безлюдной, вся заросшая высокой травой. Обычно я попадала на нее, а чаще въезжала на велосипеде, со стороны ул. Врубеля, где с одной стороны была стена сплошного высокого деревянного забора, то ли там был пункт приема стеклотары, то ли что-то еще (сейчас на этом месте серая многоэтажка и библиотека ), а с другой стороны глухая стена зеркальной фабрики. По ней не то, что машины не ездили, но мне казалось, что и люди не ходили. Для того чтобы улица Брюллова казалась длиннее, при ее проектировании архитекторы дом № 25 по соседней улице Сурикова расположили в глубине участка.
Для большинства не секрет, что на каждой улице экспериментального поселка были высажены деревья определенной породы. Так вот, на улице Брюллова высадили клёны татарские .

Все первоначальные дома и коттеджи на ул. Брюллова были построены по проекту того же архитектора Марковникова, за исключением дома №4, о его архитекторе я напишу ниже.
Дом №2\22 . Про этот жилой дом, 1927 г. постройки, стоящий на углу ул Сурикова (по ней он №22 ) и ул. Брюллова (по ней он №2 ), известно совсем немного, хотя он и является одной из визитных карточек поселка и часто встречается на старых фотографиях.

В 1920-х годах в этом доме находился экспериментальный детский сад, в котором работала лишь одна воспитательница, а остальную работу выполняли по очереди мамы детей.

При детском садике, в тех же 1920 - 1930-х годах, была группа изучения немецкого языка: педагоги Сицилия Францевна и Надежда Петровна по несколько часов гуляли с детьми по незастроенным тогда окрестностям, разрешая детям разговаривать между собой только на немецком.
Детсад поселка "Сокол". Фото 1927 - 1928 гг.


Дом №4. Жилой дом, 1928 г., архитектор Дюрнбаум Николай Сергеевич

Удивительно, но об этом архитекторе, практически нет никакой информации, не известны даже годы его жизни, хотя он автор нескольких домов в поселке Сокол. Единственное, что мне удалось о нем узнать, это то, что он был профессором и доктором технических наук, а также автором учебника и ежегодника по архитектуре и др. книг. Правда, на сайте упоминается некий Дюрнбаум Николай Сергеевич (1889 - 1953 гг.), эти даты совпадают с выходом книг архитектора, там даже есть его фото, но сказать с уверенностью, что это тот самый человек я пока не могу.

А вот о некоторых новшевствах, примененных Дюрнбаумом Н.С. в поселке художников, мы поговорим в соответствующем месте.
В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Федотович Животов, по его проектам построены многие жилые кварталы САО столицы, а также жилые кварталы в Н. Новгороде, Екатеринбурге и др. городах РФ.

Дом №6. Жилой дом, 1926 г. постройки.
Удивительно, но дом за последние, почти 70 лет, совсем немного изменился. Вот фото 1950-х годов этого же дома из книги Цапенко М.Н. "О реалистических основах советской архитектуры". М. 1952.


Во время войны, 30 декабря 1941 года, два коттеджа на улицах Сурикова и Брюллова были разрушены (о них я напишу в следующем посте ), между ними упала бомба, а осколки разлетелись по ближайшим окрестностям. К счастью, никто из жителей не пострадал.

Прогуливаясь мимо этого дома обратите внимание на калитку, в нее вмонтированы остатки снарядов времен ВОВ, возможно, те самые,что упали рядом. Ну а сам дом охраняет верный пес, лежащий на крылечке.

Дом №8. Жилой дом построен из лиственницы в виде русской рубленной избы (по одним данным 1924 г., по другим 1926 г. постройки ).

В нем проживала семья инженера Льва Абрамовича Радуса . Образование Радус получил в Германии по специальности инженера-механика, принимал участие в строительстве лесопильных заводов в СССР, всего построил 12, имел ряд изобретений в своей области. Его сын - Иосиф Львович инженер-конструктор, также имеет ряд изобретений. Последние годы в доме проживала жена И.Л. и их дочь. Иосиф Львович часто вспоминал поселок первых лет - в предвоенный период здесь был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная, футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту.

Веранда к дому, вероятно, была пристроена позже.


Уважаемые "Соколяне" и жители окрестностей, если у Вас сохранились старые фото поселка или Вы захотите поделиться своими воспоминаниями, добавляйте их в комментариях или пишите мне в личку и я вставлю Ваши рассказы и старые фото в свой пост.

Датой рождения поселка можно считать март 1923 г. Поселок был организован как жилищно-строительный кооператив. Для Москвы 1920-х это было делом новым и популярным. Планы переустройства Москвы 1920-х – «Новая Москва» , и «Большая Москва» С. Шестакова – предполагали строительство вокруг города зеленых поселков. Такие пригороды должны были состоять из невысоких домов, со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.

Повсюду велось строительство, перестраивались старые дома, возводились новые. Профессиональные сообщества строили жилье для своих сотрудников.

Тогда и образовалось кооперативное товарищество «Сокол». В него вошли сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Вступление в товарищество означало выплату немалых денежных взносов: 10,5 золотых червонцев вступительных, 30 - при выделении участка и 20 - при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет.

Первоначально предполагалось построить экспериментальный поселок, точнее, жилой комплекс, который мог стать образцом для создания других поселков на окраинах Москвы. Это должно было быть дачное хозяйство с общим визуальным пространством: глухих заборов не предполагалось, возле домов оставались большие зеленые участки.

Поселок предполагалось построить в районе Сокольников. Для кооператива была выбрана эмблема: летящий сокол держал в когтях домик. Однако геодезические исследования показали, что строительство жилого комплекса в том районе невозможно. Выбрали другое место – недалеко от села Всехсвятское, но эмблему решили оставить, а поселок получил звучное имя. Позднее так была названа и станция метро.

Дома для поселка проектировали блестящие московские архитекторы А. Щусев, Н. Марковников, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов.

Для архитекторов это была возможность создания маленького идеального городка со свободной планировкой улиц, связь архитектуры и окружающей среды, игра с пространством, которая и сейчас завораживает тех, кто оказался в поселке.

На строительство ушло десять лет. Общая площадь поселка составила 20 гектаров. При этом нестандартные архитектурные, пространственные решения дают ощущение огромности.

Дома были нескольких видов. Односемейный дом включал в себя мансарду, четыре жилые комнаты, гостиную, кухню и большую террасу с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Одинаковых домов в поселке нет. Это рубленые избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобные английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

При строительстве впервые был применен фибролит (спрессованная с цементом древесная стружка). Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

К 1926 г. под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Однако в начале 30-х годов у поселка изъяли половину арендованной им земли.

Сейчас поселок привлекает названием улиц, недаром «Сокол» еще называют «Поселком художников». Идея давать улицам имена художников принадлежала одному из застройщиков, художнику-графику, профессору ВХУТЕМАСа П. Павлинову, но первые улицы имели достаточно простые названия: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.

Большое внимание уделялось озеленению поселка. Высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Продуманы были все детали: дизайн уличных фонарей, скамеек.

Поселок жил единой коммуной. Было разработано и построено множество общественных объектов: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Каждая семья, каждый участник коммуны был привлечен к созданию поселка. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.

В поселке работали детский сад, пионерский лагерь, множество творческих и технических кружков.

Золотое время для поселка продлилось около 10 лет.

8 мая 1935 г. на поселок рухнул самолет-гигант «Максим Горький». И хотя никто из жителей не пострадал, авария стала предзнаменованием тяжелых времен, наступающих для поселка и его обитателей. Часть земли отобрали под постройку многоквартирных домов.

В 1937 г. правительственным постановлением поселок Сокол стал собственностью Моссовета. Кооперативы по всей Москве были свернуты. Дома постигла участь многих жилых домов: жителей уплотняли, к хозяевам подселяли чужих людей. Не обошли поселок и репрессии.

«Сокол» переставал быть окраиной. Москва расширялась, и такое использование земли не могло не раздражать московское правительство. Только сплоченность жителей поселка могла противостоять угрозам.

В октябре 1958 г. вышло распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола Управлению делами ЦК КПСС. После четырехлетней тяжбы жителей поселка с властями решение отменили.

Жителям удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смеет посягнуть, но он будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

В 1989 г. поселок «Сокол» перешел на самоуправление. В 1998 г. был открыт музей поселка, в нем собраны фотографии, воспоминания старожилов и даже обломок упавшего на него самолета АНТ-20 «Максим Горький».

Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основан в 1923 году. Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом ещё в конце XIX века. В 1903 году появился неосуществлённый проект строительства в Москве на Ходынском поле подобного города-сада. Уже в советское время московские окраины предполагалось застроить коттеджными посёлками со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.

Говорят, что скоро доехать до поселка Сокол можно будет на электричке. По соседству проложены железнодорожные пути Малого кольца МЖД, ещё в 1908 году здесь построили станцию Серебряный Бор с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок. Некоторые постройки сохранились, утратив детали оформления фасадов. Окружная железная дорога протяжённостью 54 километра была задумана как транспортная развязка для переброски грузов на основные радиальные магистрали. В разные годы кольцо использовалось и для перевозки пассажиров.

Будка централизации стрелок. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/22866

С 2012 года Правительство Москвы реализует программу реконструкции этой железной дороги, с осени 2013 года проводится замена путей.

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Спустя два года в свежеобразованное товарищество Сокол вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.

Из нескольких версий происхождения названия самая распространённая связана с районом Сокольники на противоположном конце города. Там действительно было много дачных участков и новый посёлок якобы должен был к ним присоседиться. Но что-то пошло не так, строительство перенесли в село Всехсвятское. Но на уже изготовленной печати товарищества был изображён сокол, отсюда и название.

Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно 9 соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека.

"Сторожевая башня" Весниных. 1924 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/14060

Поселок разрезают на участки несколько улиц, которые с 1928 года стали носить имена русских художников: улица Брюллова (с 1923 по 1928 год - Столовая), улица Венецианова, улица Верещагина (Уютная), улица Врубеля (Центральная), улица Кипренского (Вокзальная), улица Крамского, улица Левитана (Парковая), улица Поленова (Большая), улица Саврасова (Чайковского), улица Серова, улица Сурикова (Телефонная), улица Шишкина (Школьная). Переименование было инициировано художником Павлом Павлиновым для увековечивания памяти великих русских живописцев. С тех пор Сокол получил неофициальное название - Поселок художников.

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А.Челинцева засажена определённой породой деревьев. На улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова - клёны татарские, на улице Кипренского - клёны остролистные, на улицах Шишкина и Врубеля - ясени, на улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные, на улице Саврасова - тополя.

Современная схема посёлка Сокол:

18 мая 1935 года в небе над Соколом произошла авиакатастрофа. Обломок фюзеляжа упал на дом № 4 по улице Левитана: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/30586

Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 "Максим Горький", который пилотировал Николай Журов, буквально рассыпался в воздухе после столкновения с истребителем сопровождения. Виновником трагедии считали пилота И-15 Николая Благина, взявшегося выполнять фигуры высшего пилотажа и не справившегося с управлением. Вскоре органы НКВД выяснили, что лётчик совершал манёвры вокруг гиганта с санкции руководства ВВС, чтобы кинооператор с другого самолёта зрелищно запечатлел этот демонстрационный полёт. Так или иначе погибли 11 членов экипажа, 38 пассажиров АНТ-20 и летчик-испытатель Благин. Они с почестями были похоронены на Новодевичьем кладбище. Среди жителей посёлка жертв не было.

"Красный пантеон" Новодевичьего кладбища

В 1936 году кооперативное строительство было свёрнуто и окрестности стали застраиваться многоэтажками. Таким образом, улица Врубеля, изначально задуманная как центральная, стала границей поселка Сокол.

Многоквартирные дома на улицах Врубеля и Саврасова

В 1938 году в центре поселка возвели родильный дом № 16, который до сих пор используется по назначению. Во дворе постоянно можно увидеть взволнованных пап, ожидающих пополнения в своих семьях.

В деревенскую идиллию вторглись и несколько многоквартирных домов, возведенных в 1920-1930-е годы согласно новой концепции - строительства рабочих городков.

После войны поселок подключили к общегородской канализации, многие дома капитально отремонтировали, большинство бревенчатых домов обили досками и покрасили. Тогда же провели замену печного отопления на местное водное с использованием водонагревательных котлов, работавших на каменном угле. В 1963-1964 годах в посёлок провели газ.

Начиная с 1950-х годов предпринимались попытки "сковырнуть курятники", оказавшиеся вблизи одного из парадных проспектов Москвы. Жители свои дома отстояли и с 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. Действительно, изначально ансамбль посёлка «Сокол» был во многом уникален, он стал полигоном для испытания архитектурных решений. Рубленые деревянные избы в стиле вологодского зодчества соседствовали с экспериментальными домами из шлакоблоков, армянского туфа, торфофанеры, фибролита.

С 1936 года все дома перешли в собственность Москвы. Ситуация изменилась с возвращением частной собственности на землю, за последние два десятка лет старые жители или их наследники распродали свои внезапно подорожавшие участки. Несмотря на охранный статус поселка, новые владельцы стали сносить вологодское зодчество в пользу новорусских каменных фазенд и буквально за несколько лет выстроили 30 новоделов. В нынешнем состоянии это поселение безусловно неожиданно посреди высоток мегаполиса, но вот краеведческую привлекательность в значительной степени утратило.

Фотографии: Евгений Чесноков

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло