Описание ревизора по действиям. Пересказ произведения "Ревизор" Гоголя Н.В

Пожилой и высокомерный городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский собирает в своем доме чиновников уездного городка и сообщает им ужасную новость - в ближайшее время прибудет ревизор. Мнение, что это связано с надвигающейся войной, тут же отметается, и городничий, обеспокоенный состоянием своих подчиненных, раздает приказы. Его волнует, что больницы находятся в ненадлежащем состоянии, и рекомендует Артемию Филипповичу Землянике, заведующему богоугодных мест, переодеть больных в чистое и навести порядок. Также он обращает внимание на то, что от заседателя постоянно пахнет водкой, а у судьи в передней бегают гуси. Городничий взволнован - в городе процветают взяточничество и казнокрадство.

К городскому консилиуму присоединяется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Сквозник-Дмухановский интересуется, возможно ли ознакомиться с содержанием писем - городничий переживает, что ревизор мог оказаться в городе из-за доноса. Почтмейстер со всей своей простотой отвечает, что делает это уже давно, из чистого интереса.

В дом к городничему вбегают помещики - это Бобчинский и Добчинский, они неимоверно похожи друг на друга и везде появляются вместе. Помещики наперебой сообщают, что в трактире пребывает подозрительный молодой человек: он не оплачивает счетов и смотрит всем в тарелки. Бобчинский и Добчинский уверяют городничего, что этот постоялец и есть ревизор.

Городничий в спешке приказывает вымести улицу, что ведет в трактир, надевает свой мундир и отправляется навестить незваного гостя.

В комнату входят Анна Андреевна, жена городничего, и его дочь, Мария Антоновна. Анна Андреевна вслед за мужем посылает в трактир бабу Авдотью - ей не терпится выведать все, что связано с приездом ревизора. Больше всего ее интересует наружность приезжего: какие у него усы и глаза.

Действие второе

Названый ревизор оказывается молодым разгильдяем, который тратит все свои деньги на азартные игры. Иван Александрович Хлестаков вместе со своим слугой Осипом очутился в городе без всякого намерения, проездом из Петербурга, где он окончательно разорился. Теперь он следует в родительский дом поправить свои дела.

Осип недоволен своим господином: Хлестаков до того наигрался в карты, что ему уже нечем платить за еду. Иван Александрович просит Осипа спуститься в трактир и попросить трапезу в долг, но слуга сообщает, что хозяин против и срочно просит оплаты. На это взбалмошный Хлестаков с криками посылает Осипа за трактирщиком.

Осип возвращается, приведя с собой трактирного слугу. Тот сообщает Хлестакову, что трактирщик уже готов донести на него городничему, и что никакого бесплатного обеда он не получит. Хлестаков раздосадован, свои сбережения он проиграл в Пензе пехотному капитану. Иван Александрович настаивает на том, чтобы Осип все же попробовал уговорить самого хозяина трактира.

И все же Хлестаков получает желаемый обед, но по заявлению трактирщика - это было в последний раз. Иван Александрович жалуется на плохую пищу: мясо слишком жесткое, а в супе плавают перья. Осип приносит своему хозяину новость: его хочет видеть сам городничий. Это неимоверно пугает молодого неплательщика, Хлестаков думает, что попадет в тюрьму.

В комнату входит Сквозник-Дмухановский с уверенностью в том, что перед ним сам ревизор. Хлестаков в страхе заикается и кричит, что напишет жалобу. Городничий считает, что молодой ревизор говорит о жалобе на состояние города. Постоялец же продолжает: у него совершенно не осталось денег. Сквозник-Дмухановский воспринимает это как прямую просьбу о взятке. Он приглашает Хлестакова в свой дом, вручая ему четыреста рублей.

Хлестаков вызывает трактирного слугу, теперь он может, наконец, расквитаться с долгами. Но городничий немедля уводит Хлестакова посмотреть на городские учреждения. Сквозник-Дмухановский пишет жене записку, в которой просит приготовить дом к приезду ревизора.

Действие третье

Добчинский возвращается в дом городничего вместе с письмом. Анна Андреевна в предвкушении приезда вместе с дочерью выбирает себе платье. Добчинский сообщает, что ревизор хоть и не является по факту генералом, но обладает по истине генеральской важностью. В дом приходит слуга Осип и с порога просит наконец-то его накормить.

Возвращаются и городничий вместе с «ревизором» после поездки по различным учреждениям. Хлестаков интересуется, можно ли в этом городе поиграть в карты. Сквозник-Дмухановский откровенно теряется, чувствуя подвох, он говорит, что старается не тратить время на такие занятия. Иван выпивает и бахвалится: он врет о знакомстве с Пушкиным, о собственных сочинениях. Мнимый ревизор рассказывает о толпящихся в его приемной чиновниках, о своем возведении в фельдмаршалы.

Изрядно выпив, Хлестаков засыпает. Весь дом делится своими впечатлениями: Анну Андреевну волнует, на кого ревизор чаще обращал свой взор, городничий озадачен, он вызывает Держиморду и Свистунова, чтобы они охраняли вход от купцов и прочих - ведь они могут прийти жаловаться приезжему ревизору.

Городничий со своей свитой заискивают перед Осипом. Тот осознает всю абсурдность ситуации, но не брезгует воспользоваться своим приятным положением. Он рассказывает о статности и строгости своего хозяина-ревизора, нагоняя страх и трепет на городничего и его семью. Сквозник-Дмухановский по старой привычке дает слуге взятку.

Действие четвертое

Все управляющие уездного города собираются у спальни Хлестакова. Они обсуждают план, как дать взятку ревизору так, чтобы не нарушить закон.

Первым в комнату к Хлестакову решается зайти судья Ляпкин-Тяпкин: он ужасно волнуется, сжимая в кулаке купюры. Во время разговора с «ревизором» он роняет их, но Хлестаков не теряется и тут же просит дать ему эти деньги взаймы. То же происходит и со следующими: Шпекин отдает триста рублей, смотритель училищ с радостью вручает ту же сумму. Земляника пытается донести на неугодных ему Ляпкина-Тяпкина и Шпекина - и раскошеливается на четыреста рублей. Помещики Добчинский и Бобчинский находят при себе лишь шестьдесят пять целковых.

Хлестаков счастлив. Он удивляется происходящему и решает написать в Петербург своему другу-журналисту, чтобы тот обыграл этот курьёз в фельетоне или юмористическом рассказе.

В комнату входит Осип и умоляет своего хозяина поскорее покинуть город, ведь этот маскарад может закончится в любой момент. Хлестаков соглашается, но прежде просит слугу отнести письмо в почтовое отделение.

Держиморда пытается сдерживать наплыв купцов и просителей, которые хотят нанести визит ревизору. Хлестаков распоряжается впустить людей внутрь. В ответ на жалобы о городничем он заверяет, что замолвит слово, и снова берет «взаймы».

После прошений, которые прервал Осип, Хлестаков встречает дочь городничего Марью Антоновну - он падет перед ней на колени и признается в чувствах. Анна Андреевна становится свидетельницей этой сцены, она упрекает дочь, и та в слезах убегает. Хлестаков ничуть не смущен, он тут же делает похожее признание Анне Андреевне.

Мария Антоновна возвращается, и Хлестаков просит у Анны Андреевны благословения - он хочет вступить в брак с дочерью городничего. В это время прибегает сам Сквозник-Дмухановский, он хочет объяснить ревизору, что все просители нагло врут, но его огорошивают известием о сватовстве. Городничий незамедлительно соглашается. Хлестаков поспешно уезжает под предлогом, что ему срочно нужно навестить своего дядю.

Действие пятое

Городничий и его жена уже делят шкуру неубитого медведя, ведь ревизор вскоре станет их родственником. Анна Андреевна планирует построить большое поместье в Петербурге, а к городничему приходят купцы и приносят свои извинения за столь несвоевременные доносы.

Вся городская знать прибывает в имение городничего: каждый поздравляет Анну Андреевну и ее мужа. Все испытывают невероятное счастье и облегчение - они успешно избавились от ревизии, да еще каким образом! Помещики Бобчинский и Добчинский в порыве нежности, целуя руки Анне Андреевне и ее дочери, даже бьются лбами.

Всеобщую радость разрушает вбежавший почтмейстер. Он с досадой сообщает, что Хлестаков - не ревизор. Шпекин распечатал письмо, которое мнимый чиновник отправил своему другу в Петербург. Все собравшиеся читают послание, где каждый из них описан так, что городничий тут же невольно приходит в ярость - письмо наполнено язвительными характеристиками чиновничьего круга города. Сквозник-Дмухановский грозится уничтожить всех сочинителей, что так марают бумагу.

В дом входит жандарм и сообщает городничему, что в гостинице его ожидает настоящий ревизор. Эта новость поражает всех присутствующих, никто не может выговорить ни слова, застыв в разных позах. Пьеса заканчивается этой немой сценой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание: «Ревизор» - предисловие

Н.В. Гоголь - великий русский писатель, который сумел тонко высмеять все отрицательные черты российской действительности. Пьеса «Ревизор», написанная Гоголем в 1835 году, является одной из лучших русских комедий. Она состоит из пяти действий, в каждом из которых писатель высмеивает деятельность чиновников, неспособных к элементарному труду - их фамилии говорят сами за себя. Понять главную суть комедии, в которой автор изображает взяточничество, произвол и беззаконие государства, поможет краткое содержание («Ревизор», конечно, на такое ознакомление не рассчитан). Итак, приступим.

«Ревизор». Краткое содержание по действиям

Действия комедии происходят в вымышленном уездном городе, в котором творится произвол. Плачевное состояние больниц, суеверность и пошлость местных чиновников, их склонность ко лжи и сплетням - таким предстает состояние уездного города, о котором расскажет читателям краткое содержание «Ревизора».

Первое действие

Начинается все с того, что городничий заявляет чиновникам о неприятных новостях: в город собирается явиться ревизор из Петербурга, прибытие которого ожидается им в полном страхе. В это же время в гостинице появляется мелкий чиновник Хлестаков, отчаянный враль и картежник, которого ошибочно принимают за прибывшего инспектора.

Второе действие

Во втором действии к Хлестакову наведывается городничий и предлагает взятку, а тот принимает это как деньги, взятые взаймы. Тогда городничий решает напоить ложного ревизора и приглашает его осмотреть городские заведения, чтобы убедить его в том, что они в полном порядке.

Третье действие

Действие происходит в доме городничего, где изрядно выпивший Хлестаков начинает приставать к дамам, Анне Андреевне и Марье Антоновне, придумывая небылицы про свое важное положение, в которые он и сам начинает верить.

Четвертое действие

В четвертом действии все городские чиновники по очереди дают взятку «инспектору», который якобы берет деньги взаймы. Хлестаков осознает, что его приняли за важного государственного представителя, и пишет своему другу письмо о произошедшем. Он признается в любви Марье Антоновне и делает ей предложение, а после, взяв денег у городничего, уезжает, объясняя свой поступок необходимостью обсуждения свадьбы с отцом.

Пятое действие

Пятое действие разворачивается в доме городничего, где он и его жена радостно обсуждают скорый переезд в Петербург. В это время приходит почтмейстер с письмом, из которого становится понятно о сущности Хлестакова. В этот же момент появляется жандарм, который сообщает о прибытии настоящего ревизора, требующего городничего к себе, что приводит уездных чиновников в шок.

«Ревизор». Послесловие

Недобросовестность уездных чиновников и их нравственное разложение - вот главные темы комедии, которые освещает ее краткое содержание. «Ревизор» является произведением, в котором описаны типичные проявления централизованной чиновничьей системы. Одним читателям будет достаточно прочитать краткое содержание - «Ревизор» хорош и в таком изложении. Другим же молодым людям захочется прочитать его полностью, с учетом многочисленных подробностей и деталей, которые невозможно осветить в данном тексте.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословивица

Краткое содержание

Основные действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

Анна Андреевна, жена его.

Марья Антоновна, дочь его.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Доб- чинский, городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

Осип, слуга его.

Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

Свистунов, Пуговицын, Держиморда, полицейские.

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

ДЕЙСТВИЕ 1

Комната в доме городничего

Явление 1

Чиновники узнают от городничего «пренеприятное известие»: в город приезжает ревизор, инкогнито, с «секретным предписаньем». Городничий зачитывает письмо, которое он получил от Андрея Ивановича Чмыхова, в котором тот уведомляет его о появлении чиновника с предписанием осмотреть всю губернию и особенно их уезд: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность…» По предположениям судьи, ревизор специально подослан, чтобы выяснить, нет ли в городе измены перед войной.

Городничий недоумевает: «В уездном городе измена!» Он настоятельно советует чиновникам создать видимость порядка в заведениях, находящихся у них в ведомстве, «чтобы все было прилично». Так, в больнице следует надеть на больных чистые колпаки, а названия болезней написать над каждой кроватью по-латы- ни, из приемной суда убрать «домашних гусей с маленькими гусенками», которых завели сторожа. Что касается рабочего места судьи, то дурно, что у него «высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник». От заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

Городничий упрекает чиновников во взяточничестве: судья Ляпкин-Тяпкин берет борзыми щенками. Тот говорит, что это вовсе не взятки, а вот «если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…». Городничий обращается к Луке Лукичу и советует ему обратить внимание на учителей. В гимназии поведение учителей более чем недостойное, так как они позволяют себе строить рожи своим ученикам. «…Если он (учитель)ученику сделает такую рожу, то оно ещё ничего… но посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо». Учитель истории «объясняет с таким жаром, что не помнит себя».

Явление 2

По мнению почтмейстера, визит ревизора в их город может быть нанесен вследствие скорой войны с турками. Городничий к нему обращается с просьбой: «…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки». Иван Кузьмич Шпекин признается, что его не нужно этому учить: «…смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Одно письмо поручика он даже оставил у себя. Судья говорит: «Достанется вам когда-нибудь за это». Для городничего «это дело семейное».

Явление 3

Бобчинский и Добчинский наперебой рассказывают о «чрезвычайном происшествии». Бобчинский говорит о молодом человеке, которого они встретили в трактире, «недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего». Им стало известно, что это Иван Александрович Хлестаков, проживающий вот уже неделю в гостинице, не платя при этом денег хозяину. Бобчинский замечает, что «чиновник-та, о котором изволили получить нотицию, — ревизор». Городничий в панике, так как «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Он намерен посетить проезжающего и рад тому, что он молод, так как «молодого скорее пронюхаешь». Чиновники в спешке отправляются по своим ведомствам. Судья уверен, что к нему ни в одну бумагу никто заглядывать не будет, потому что «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Явление 4

Квартальный получает от городничего распоряжение вымести улицы дочиста. Городничий интересуется у него, где Прохоров, и узнает, что тот пьян. Бобчинский намерен следовать за городничим на встречу с ревизором. На замечание городничего, что они вдвоем не поместятся на дрожках, тот говорит: «Петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку то, в дверь этак посмотреть…»

Явление 5

Городничий в разговоре с частным приставом продолжает отдавать распоряжения: «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя», на вопросы ревизора следует давать ответы, что «всем довольны», что церковь «начала строиться, но сгорела», «не выпускать солдат на улицу безо всякого».

Явление 6

Появляются жена и дочь городничего, которые жаждут разузнать все о ревизоре. С этой целью Анна Андреевна отправляет служанку Авдотью вслед за дрожками городничего.

ДЕЙСТВИЕ 2

Комната в гостинице

Явление 1

На барской кровати лежит Осип, слуга Хлестакова, и вслух рассуждает о том, что из Петербурга они уехали с барином два месяца тому назад, барин растратил все деньги в дороге, так как жил на широкую ногу и проигрывался в карты, а «теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится». Осипу по душе жизнь в Питере, «жизнь тонкая и политичная», где «галантерейное обхождение», «всякий тебе говорит «вы»». Что же касается его барина, то, как только он получил деньги от отца, так и «пошел кутить», живет бестолково, «делом не занимается».

Явление 2

Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину За обедом. Тот напоминает, что они уже три недели живут без платы и хозяин грозился на них пожаловаться.

Явление 3

Голодный Хлестаков один. Он сетует на то, что зря так сильно покутил в Пензе. «Какой скверный городишко!»

Явление 4

Трактирному слуге Хлестаков наказывает, чтобы тот потребовал у хозяина обед в кредит, так как он не может быть голодным.

Явление 5

Хлестаков прикидывает, не продать ли что-либо из одежды, но решает, что «лучше приехать домой в петербургском костюме» и неплохо было бы приехать в карете, «подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу- помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею». Ощущение голода не дает покоя.

Явление 6

Наконец появляется трактирный слуга с обедом, в который входят суп и жаркое. Хлестаков высказывает свое недовольство, но все съедает.

Явление 7

Слуга Хлестакова сообщает ему, что его хочет видеть городничий, который специально с этой целью приехал в гостиницу. Хлестаков испуган, так как думает, что трактирщик пожаловался на него.

Явление 8

Входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что в его обязанности входит забота о проезжающих. Хлестаков оправдывается: «Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни». На протяжении всего явления Бобчинский подслушивает их беседу, время от времени выглядывая из-за двери. Городничий предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Тот думает, что его намерены посадить в тюрьму. Городничий просит его: «Помилуйте, не погубите!» Хлестаков не понимает того, о чем ему говорит собеседник. Услышав, что тот предлагает дать взаймы денег, Хлестаков тут же соглашается: «Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше», а городничий незаметно вместо двухсот рублей «ввернул» ему четыреста. По словам городничего, проведывать проезжающих для него — обычное дело. Городничий рассуждает: «Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. Хорошо, подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек». Хлестаков сообщает городничему и Добчинско- му, что едет «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», так как отец его требует. Но те ему не верят. Хлестаков говорит, что не может жить без Петербурга, его душа «жаждет просвещения». Городничий под предлогом, что комната в трактире не годится для такого «просвещенного гостя», приглашает Хлестакова пожить у него в доме.

Явление 9

Хлестаков просит у трактирного слуги счет, но городничий бросает тому: «Пошел вон, тебе пришлют».

Явление 10

Городничий предлагает Хлестакову посетить городские заведения, дабы тот убедился, что они находятся в порядке. Городничий дает Добчинскому две записки: одну для своей жены, а другую для Земляники.

ДЕЙСТВИЕ 3

Комната в доме городничего

Явление 1

Жена и дочь городничего в ожидании новостей. Глядя в окно, замечают Добчинского.

Явление 2

Добчинский передает Анне Андреевне записку от мужа и пересказывает дамам все, что случилось в трактире, характеризуя внешность молодого гостя, который не брюнет, не блондин, а «больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят». Жена городничего отдает необходимые распоряжения по дому, отправляет кучера Сидора к купцу Абдулину за вином.

Явление 3

Жена и дочь городничего решают, в каких туалетах им встретить гостя.

Явление 4

Осип приносит чемодан хозяина. Слуга городничего интересуется у него: «…скоро будет генерал?» В ответ на это тот говорит, что Хлестаков — «генерал, да только с другой стороны». Голодный Осип просит Мишку, чтобы ему принесли поесть, и не отказывается от «простова блюда» — щей, каши и пирогов.

Явление 5

В окружении чиновников появляются Хлестаков и городничий. Хлестакову нравится, что в этом городе «показывают проезжающим все в городе». Он остался очень доволен завтраком, который ему был предложен в больнице, так как «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Больные «все как мухи выздоравливают.

Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком». Городничий уверяет, что печется о порядке. Услышав это, Земляника тихо называет его бездельником. На вопрос Хлестакова, имеются ли в городе карточные заведения, городничий отвечает отрицательно, божится, что никогда не играл. Смотритель училищ тихо замечает: «Подлец, выпонтировал вчера сто рублей». По мнению Хлестакова, «иногда очень заманчиво поиграть».

Явление 6

Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего, расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения с ним «на дружеской ноге», где его хотели «коллежским асессором сделать». Чиновники стоят в присутствии Хлестакова. Тот просит их садиться, так как не любит «церемонии». Далее Хлестаков продолжает врать, и кажется, что этому нет предела. По его словам, однажды его «приняли даже за главнокомандующего». Среда актеров и писателей ему хорошо знакома, он «с Пушкиным на дружеской ноге», называет его «большим оригиналом». Хлестаков хвастается, что написал «Женитьбу Фигаро», «Роберта- Дьявола», «Норму», а также «Юрия Милославского». Когда дочь городничего замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков соглашается, добавляя при этом: «…а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». Он признается, что «литературой существует», что его «дом первый в Петербурге», а на балы к нему доставляют «в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», что в передней у него «графы и князья толкутся и жужжат», к нему приходит сам министр и однажды он управлял департаментом. Городничий предлагает Хлестакову отдохнуть.

Явление 7

Мнения о Хлестакове у чиновников самые разные. Бобчинский говорит, что «в жисть не был в присутствии такой важной персоны», «чуть не умер со страху». Добминский думает, что Хлестаков — «чуть не генерал». Попечителю богоугодных заведений «страшно просто».

Явление 8

Жена и дочь городничего называют Хлестакова «приятным» и «милашкой», «столичной штучкой», подчеркивают его «тонкое обращение». Каждой хочется быть замеченной Хлестаковым.

Явление 9

Городничий перепуган, хоть он и понимает, что Хлестаков «прилгнул немного». Анна Андреевна видит в госте «образованного, светского, высшего тона человека». Городничий пеняет жене на то, что она обращалась с Хлестаковым «так свободно, как будто с каким-нибудь Добчинским».

Явление 10

Анна Андреевна подзывает Осипа, чтобы расспросить у него о Хлестакове. Слуга говорит, что у его барина «чин обыкновенно какой», что он «порядок любит», «чтоб все было в исправности», что «любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее». За откровения Осип получает от городничего «пару целковиков на чай», а потом и еще — «на баранки».

Явление 11

Перед городничим появляются два квартальных, Свистунов и Держиморда, которые по распоряжению городничего становятся на крыльце и следят, чтобы к Хлестакову никто не прошел.

ДЕЙСТВИЕ 4

Комната в доме городничего

Явление 1

В полном параде и мундирах входят осторожно, почти на цыпочках, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский. По мнению попечителя богоугодных заведений, «представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того… как там следует — чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается!» Каждому чиновнику хочется дать Хлестакову взятку. Решают, кто пойдет первым. Когда предложили смотрителю училищ, он возразил: «Не могу, не могу, господа. Я… так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул». Все пристают к судье.

Явление 2

Хлестаков признается себе, что ему «больше нравится, если угождают от; чистого сердца, а не то чтобы из интереса». Ему «нравится такая жизнь».

Явление 3

Перед Хлестаковым появляется судья. Хлестаков интересуется, давно ли он на этой должности и выгодно ли быть судьею. «А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне». Когда Ляпкин-Тяпкин роняет ассигнации на пол, он весь дрожит, так как уверен, что за этим последует наказание, но Хлестаков предлагает судье дать их «взаймы». Аммос Федорович делает это «с большим удовольствием», считая, что «это такая честь». Хлестаков замечает, что «судья — хороший человек».

Явление 4

Почтмейстер Иван Кузьмич, который следующим пришел представиться, лишь поддакивает Хлестакову, рассуждающему о весьма приятном городе и о том, что «в маленьком городке можно прожить счастливо». Хлестаков просит «триста рублей взаймы». Почтмейстер уверен, что по части почтового дела замечаний нет. Хлестаков замечает, что почтмейстер «услужлив».

Явление 5

Смотрителю училищ, Луке Лукичу, который весь дрожал от страха, Хлестаков предлагает сигару, а потом интересуется, какие женщины ему больше нравятся — брюнетки или блондинки. Лука Лукич «оробел». Хлестаков говорит, «что в его глазах точно есть что-то такое, что внушает робость», а потом просит «триста рублей взаймы». Смотритель училищ всучивает деньги Хлестакову и поспешно покидает комнату.

Явление 6

Попечителя богоугодных заведений, Артемия Филипповича Землянику, Хлестаков запомнил, так как там его «очень хорошо угостили завтраком», которым он остался доволен. Хлестаков спрашивает у него: «…как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом?..» Земляника отвечает, что «очень может быть», а после этого начинает доносить на чиновников города: «здешний почтмейстер совершенно ничего не делает», судья «поведения самого предосудительного», а «смотритель здешнего училища… хуже, чем якобинец». Хлестаков просит у него «рублей четыреста».

Явление 7

Входят Бобчинский и Добчинский, и Хлестаков сходу просит у них «взаймы рублей тысячу». Услышав о такой сумме, оба растерялись. Для столь знатного гостя у них нашлось шестьдесят пять рублей. Добчинский просит, чтобы его сына признали законным, а Бобчинский желает, чтобы Хлестаков при удобном случае поведал «вельможам разным: сенаторам и адмиралам», а также «если этак и государю придется», что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Явление 8

Хлестакову становится очевидно, что в городе его приняли за важного государственного чиновника. Это, на его взгляд, забавное происшествие он решает описать в письме своему другу Тряпичкину, который пописывает статейки, — «пусть-ка он их общелкает хорошенько». А затем пересчитывает деньги.

Явление 9

Слуга Хлестакова, заподозрив неладное, советует ему поскорее убираться из города. Хлестаков соглашается, пишет письмо Тряпичкину, а потом отдает Осипу. Слышны голоса купцов и голос Держиморды. Хлестаков интересуется, что происходит, и передает Осипу, чтобы к нему пропустили посетителей.

Явление 10

К Хлестакову пришли купцы с кузовом вина и сахарными головами, чтобы поведать ему о городничем, который «обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает». Купцы вынуждены терпеть его выходки: из лавки он несет все, что ему нравится, ждет от них подарков на именины дважды в год, «а попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой». Хлестаков говорит, что взяток не берет, но просит взаймы денег. Те дают ему пятьсот рублей. Купцы уходят, слышен голос женщины.

Явление 11

Слесарша появляется с претензией, что ее мужа забрали в солдаты не по очереди, так как те, кто должны были идти вместо него, сделали подношение, а кроме того, «по закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерская жена требует справедливости и материального возмещения, так как ее высекли ни за что: «Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня». Хлестаков обещает свою помощь. Подойдя к окну и увидев «руки с просьбами», он говорит, что больше не намерен никого выслушивать.

Явление 12

Хлестаков выясняет отношения с дочерью городничего, которая опасается, что тот посмеется над ее провинциальностью. В ответ на это она слышит клятвы и уверения в любви. Хлестаков целует ее в плечо, становится на колени и просит прощения за свой поступок.

Явление 13

Вошедшая жена городничего прогоняет дочь. Оказавшись в такой ситуации, Хлестаков встает на колени перед ней и снова клянется в любви уже ей: «Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей». Анна Андреевна замечает, что замужем, на что Хлестаков ей возражает, что «для любви нет различия».

Явление 14

Вбегает дочь городничего со слезами на глазах и видит Хлестакова у ног матери. Та делает ей замечание, так как появление ее не ко времени. Хлестаков хватает за руку дочь городничего и просит у матери благословения. По мнению Анны Андреевны, та «недостойна такого счастия».

Явление 15

Приходит городничий, который умоляет Хлестакова не принимать во внимание все, что о нем наговорили купцы и горожане. Анна Андреевна останавливает его, говоря, что Хлестаков намерен просить руки их дочери. Городничий и его жена зовут дочь, которую тут же благословляют.

Явление 16

Хлестаков собирается в дорогу. Городничий интересуется у него, на какой день назначена свадьба. Тот говорит, что ему нужно отлучиться «на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад». Взяв еще денег у городничего, Хлестаков покидает город.

ДЕЙСТВИЕ 5

Комната в доме городничего

Явление 1

Городничий и его жена предаются мечтаниям о будущем их дочери и о своем переезде в Петербург, где «можно большой чин зашибить». Городничий намерен «влезть в генералы», а Анна Андреевна опасается за мужа: «…ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь».

Явление 2

Купцы узнают о помолвке дочери городничего с Хлестаковым. Боясь расправы, купцы вынуждены повиниться.

Явление 3—6

Чиновники поздравляют городничего, который возомнил себя важной особой.

Явление 7

Судья интересуется, «каким образом все это началось, постепенный ход всего, то есть дела». Жена городничего отвечает, что Хлестаков сделал предложение из уважения к ее «редким качествам». Дочь вмешивается в разговор: «Ах, маменька! ведь это он мне говорил». Городничий сообщает, что Хлестаков уехал всего на один день. Антон Антонович и Анна Андреевна с высокомерием сообщают о их дальнейших планах, о переезде в Петербург и получении городничим генеральского чина. Городничий обещает помогать чиновникам по мере надобности, хотя жена его полагает, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Явление 8

Входит почтмейстер с письмом Хлестакова, которое он намеревался отправить Тряпичкину, но «неестественная сила побудила» вскрыть его. Почтмейстер читает его вслух. Выясняется правда о Хлестакове, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей. Хлестаков характеризует чиновников города так: «городничий — глуп, как сивый мерин», «почтмейстер… подлец, пьет горькую», «надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке», «смотритель училищ протухнул насквозь луком», «судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон». Услышав, как отзывается Хлестаков о каждом из чиновников, гости смеются, на что городничий замечает: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Все решают, что в происшедшем виноваты Бобчинский и Добчинский, «сплетники городские, лгуны проклятые», «сороки короткохвостые», «пачкуны проклятые», «колпаки», «сморчки короткобрюхие», которые пустили слух, что Хлестаков является ревизором.

Явление последнее

Появившийся жандарм сообщает, что приехал настоящий ревизор.

События, развернувшиеся в комедии Гоголя «Ревизор», происходят в одном из небольших русских уездных городов. Писатель активно использует комические сцены для обличения пороков действующих лиц.

Первое действие произведения начинается со знакомства с Иваном Александровичем Хлестаковым. Он является мелким петербургским чиновником, который занимает самый низкий чин из возможных. Хлестаков предпринимает путешествие в далекую саратовскую губернию, чтобы навестить своего отца. Его сопровождает слуга по имени Осип.

Приехав в небольшой уездный городок, отрезанный от цивилизации, чиновник сталкивается с крупными неприятностями. Он начинает с местными партию с карты и проигрывает свои немногочисленные скопленные средства.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

Предлагаем вам прочитать . Это произведение является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

В нашей вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Николай Васильевич Гоголь

«Ревизор»

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

В сонном уездном городке оживление: городничий собирает чиновников для важного сообщения о приезде ревизора из Петербурга. Чиновники гадают о возможной причине приезда. Судья Ляпкин-Тяпкин, который когда-то прочитал несколько книг, считает, что Россия начала войну. Землянике, попечителю богоугодных заведений, советуют больным выдать чистые колпаки. Хотя Земляника уверен, что человек все равно когда-то умрет. Судье городничий указывает на гусей, приносимых просителями в качестве взятки. Такой же намек получает смотритель училищ.

Приносит новость почтмейстер, который часто читает чужие письма и поэтому в курсе всего в городке. Городничий, опасаясь доноса, просит Иван Кузьмича Шпекина просматривать письма. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о человеке, которого видели в гостиничном трактире, и который даже в тарелки заглядывал. Чиновники расходятся, а городничий с Добчинским спешит в гостиницу. Жена городничего с его дочкой гадают о внешности ревизора. Разведать посылают слугу Авдотью.

Тем временем в комнатке гостиницы лежит голодный слуга Осип, ругающий своего барина, проигравшего деньги в карты и вспоминает о сладкой петербургской жизни. Приходит Хлестаков Иван Александрович, а вскоре состоится и встреча с городничим. Хлестаков сообщает правду о своем путешествии, но городничий принимает все это за выдумку, чтобы скрыть истинную цель. Городничий пугается, предлагает тому деньги, приглашает в свой дом и заодно осмотреть городские заведения. Гость соглашается.

Анна Андреевна, супруга городничего, получает от Добчинского записку мужа с наставлениями необходимого приготовления к встрече гостя. Она и дочь выбирают себе наряды для встречи. Городничий с Хлестаковым приезжают, побывав у Земляники в больнице, где все больные, "как мухи выздоравливают". С появлением дам, Хлестаков хвалится своей жизнью в Петербурге. Опросы Осипа о хозяине подтверждают их версию. Городничий ограждает Хлестакова полицией, чтобы не допустить к нему просителей и жалобщиков.

Чиновники решают дать Хлестакову взятку и для этого посылают к нему Ляпкина-Тяпкина. После него Хлестаков берет "взаймы" у всех кого видит. Земляника доносит на всех. Добчинский хочет узаконить сына. Бобчинский просит рассказать в Петербурге о нем. Хлестаков всем и все обещает.

Проводив помещиков, Хлестаков описывает в письме своему товарищу Тряпичкину в Петербург о том, что его приняли не за того. Осип уговаривает его скорее уехать и готовит лошадей. Хлестаков принимает купцов, жалующихся на городничего. От подношений они с Осипом не отказываются. Все просители обнадежены. Дочери городничего, Марье Антоновне, Хлестаков признается в любви. Появившаяся мать выгоняет дочь. Теперь гость просит и её руки. Входит испуганный городничий и просит не верить жалобщикам. В непонятный для него момент, он даже благословляет "молодых". Тут Хлестаков объявляет о необходимости съездить к богатому дяде и уезжает с Осипом.

Семья городничего уже мечтает о петербургской жизни, получая поздравления от почетных людей города, когда почтмейстер сообщает о том, что "ревизор - вовсе не ревизор". И это известно из письма Хлестакова. Все перечитывают это письмо, когда является жандарм и велит явиться городничему к чиновнику, приехавшему из Петербурга. Воцаряется немая тишина.

Сочинения

"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" - сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор») Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Герои комедии Гоголя «Ревизор» Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь Н. В. «Ревизор» Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя) Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор" Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор") Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия "Ревизор" Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Н. В. Гоголь Ревизор Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века - Н.В.Гоголь "Ревизор") Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Образ Хлестакова Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ Хлестакова (тезисный план). Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\" Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему чиновники боялись приезда ревизора? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора Ревизия нравов по Н.В.Гоголю Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор") Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор" Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор" Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех сквозь слёзы… Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»). Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор") Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор") Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновники города NN Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор») Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") Что за человек Городничий? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор") Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»? Рецензия к комедии Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор» Каковы особенности композиции комедии “Ревизор” Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель» Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Где в комедии развязка Описание образа Городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре» От черновых редакций к первому изданию «Ревизора» Средства комического в «Ревизоре» Какую роль в комедии играет «немая сцена» Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор» Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор» Сравнительная Хлестакова и городничего Хлестаков - самый трудный образ в пьесе Россия в комедии «Ревизор» Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор» Творческая история создания комедии «Ревизор» Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор» Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор" Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2) Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор» Современная критика о «Ревизоре» Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сатирическая острота комедии «Ревизор» Раскрытие характера Городничего Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» - высмеять «все дурное в России» Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор» Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор» Анализ образов купцов в комедии «Ревизор» Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» Ненастоящее в комедии "Ревизор" Чичиков - делец-приобретатель «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1) Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор") Собрать в кучу все дурное… «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор») Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Содержание комедии Гоголя «Ревизор» Описание образов помещиков в комедии «Ревизор» Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор» Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор» Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор» Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор" Ревизор бессмертное произведение Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. Философская сатира в комедии «Ревизор» Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Групповая характеристика чиновников Анализ композиции комедии «Ревизор» Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор» Современная Гоголю критика о «Ревизоре» Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор"

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло