Основные виды неврозов: характеристика и лечение. Неврозы

Виды неврозов
В психологической литературе описаны несколько видов неврозов:
истерия, неврастения, неврозы навязчивых состояний и психастения и др.
Истерия – нарушения которому свойственны:

  • 1.Чрезмерная внушаемость, склонность воображаемое принимать за реальное.
  • 2.Парадоксальная внешняя внушаемость, т.е. сочетание повышенной внушаемости и негативизма.
  • 3.Повышенная потребность в одобрении, поощрении, признании.
  • 4.Способность посредством аутосугестии продуцировать психологические, неврологические, вегетативные и соматические симптомы («истерия – великая симулянтка»).
  • 5.Нежелание выздоравливать.
  • 6.Демонстративность поведения с явным налётом нарочитости, искусственности, игры на публику.
  • 7.Манипулятивные тенденции, то есть склонность экслуатировать чуства окружающих.
  • 8.Некритичность клиентов к проявления истерии и отсутствия реакции страдания.
  • 9.Незрелость личности.
Неврозы навязчивых состояний
Склонность человека сомневаться при принятии решений.
Психастения
Расстройство, характеризующееся тревогой, навязчивыми и фкс-идеями при житейской, практической беспомощности.
Невроз в психоанализе личностное или умственное расстройство, возникающее не в результате какой-либо известной неврологической или органической дисфункции, то есть психоневроз (З.Фрейд).
Невроз возникает на основе невротического конфликта под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний и др. психотравмирующих факторов, в т.ч. противоречий между личностью и значимыми для неё моментами действительности.
Невроз неудачи
  • 1)В сексологии – невроз возникающий вследствие неадекватной оценки собственных возможностей или преувеличение случайной неудачи.
  • 2)В психоанализе – избыточная фиксация на предшествующем негативном опыте развивается состояние тревожного ожидания и страха повторения этой ситуации.
Невроз успеха
Невроз успеха возникает после достижения успеха вследствие неосознаваемого значения его как эдиповой победы и появляющихся в этой связи чувства вины и некого самобичевания. Неоправданные и завышенные ожидания с явной несоизмеримостью затраченных усилий (в т.ч. времени, средств и т.д.) и принесённых жертв с подлинной ценностью успеха и возможностей его использования и развития.

Невроз
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nevroz

Создание искусственного невроза: заинтересовать, привлечь внимание, раскрутить инстинкт охотника, погонять через удачу и неудачу, вызвать фрустрацию и сердцебиение... Невроз (не клинический, а в области практической психологии) - одно из состояний душевного нездоровья, легкое впадение в негатив и трудность выхода из негатива.
Застревание в негативе. Состояние сильной неудовлетворенности ("Все плохо") и желание от этого состояния убежать (в отличие от апатии, когда состояние "все плохо" становится уже привычным).
Невроз обычно сопровождается недовольством собой и понижением самооценки, раздражительностью, зависимостью от окружающих, нерешительностью и одновременно склонностью к импульсивным реакциям.
Искусственные неврозы
Невроз можно создавать и искусственно, играя на создании желания и чередуя поочередно ощущение вот-вот успеха и "Блин, облом..." - смотри видеофрагмент из фильма Амели, где создается любовный невроз.
Любовный невроз
Любовный невроз - разновидность невроза, возникший на почве любовных отношений, иногда - созданный для раскрутки любовных отношений.
Невроз и невротик
Невротик - не вполне душевно здоров, но не очевидно, что болен. На стадии невротизма человек считается здоровым. Многочисленные персонажи переживательных телесериалов - типичные невротики. Если невротизм усиливается до настоящего невроза, можно говорит уже о заболевании.
Невроз в клинике
Невроз в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.


Невроз Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Неврозы МКБ-10 F40-48
Невроз , психоневроз , невротическое расстройство (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον - «нерв») - в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Калленом.
Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, стресс либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики.
Содержание термина неоднократно пересматривалось, однозначного общепринятого определения у термина нет до сих пор. Следует также иметь в виду, что в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности.
Причины и механика развития невроза И. П. Павлов в рамках своего физиологического учения определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности (ВНД), вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. Использование клинического термина «невроз» применительно не только к человеку, но и к животным в начале XX века вызвало множество споров.
Психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.
Зигмунд Фрейд видел этот конфликт в базовом противоречии между инстинктивными влечениями Оно и запрещающим давлением Сверх-Я, представляющим собой мораль и нормы, существующие в обществе.
Карен Хорни считала, что базовый конфликт невроза - результат противоречия между несовместимыми защитными тенденциями личности. Для защиты от таких неблагоприятных социальных факторов как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей, пренебрежительное и агрессивное отношение, ребёнок формирует способы защиты, основанные на движении «к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, любви, защите. Движение против людей - это потребность во власти над людьми, славе, признании, успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, уходе, изоляции от людей. Невротик подвержен сразу всем трем тенденциям, однако одна из них доминирует, и таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчиненных», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания проблемам, порождаемым противоречиями между защитными тенденциями.
В целом в настоящее время в качестве факторов, предрасполагающих к развитию невроза, выделяют как психологические (особенности личности, условия её созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний), так и биологические факторы (функциональная недостаточность определенных нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми к определенным психогенным воздействиям).
Критерии выделения Основными критериями выделения невротических расстройств из психических расстройств в целом являются:
·ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных проявлений;
·функциональный (обратимый) характер психических расстройств;
·отсутствие психотических симптомов, слабоумия, нарастающих изменений личности;
·эгодистонический (мучительный для больного) характер психопатологических проявлений, а также сохранение больным критического отношения к своему состоянию.
Симптомы
Психические симптомы невроза ·Эмоциональное неблагополучие (зачастую без видимых причин).
·Нерешительность.
·Проблемы в общении.
·Неадекватная самооценка: занижение или завышение.
·Частое переживание чувства тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, паническое расстройство.
·Неопределенность или противоречивость системы ценностей, жизненных желаний и предпочтений, представления о себе, о других и о жизни. Часто встречается цинизм.
·Нестабильность настроения, его частая и резкая изменчивость.
·Раздражительность (см. подробнее: неврастения).
·Высокая чувствительность к стрессам - на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией.
·Плаксивость.
·Обидчивость, ранимость.
·Тревожность.
·Зацикленность на психотравмирующей ситуации.
·При попытке работать быстро утомляются - снижается память, внимание, мыслительные способности.
·Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры.
·Расстройства сна: часто человеку трудно заснуть из-за перевозбуждённости; сон поверхностный, тревожный, не приносящий облегчения; утром часто наблюдается сонливость.
Физические симптомы
·Головные, сердечные боли, боли в области живота.
·Часто проявляющееся чувство усталости, повышенная утомляемость, общее снижение работоспособности (см. подробнее: неврастения).
·Панические атаки, головокружения и потемнения в глазах от перепадов давления.
·Нарушения вестибулярного аппарата: сложность держать равновесие, головокружения.
·Нарушение аппетита (переедание; недоедание; чувство голода, но быстрая насыщаемость при приеме пищи).
·Нарушения сна (бессонница): плохое засыпание, раннее пробуждение, пробуждения ночью, отсутствие чувства отдыха после сна, кошмарные сновидения.
·Психологическое переживание физической боли (психалгия), излишняя забота о своем здоровье вплоть до ипохондрии.
·Вегетативные нарушения: потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, нарушение работы желудка, кашель, частые позывы к мочеиспусканию, жидкий стул.
·Иногда - снижение либидо и потенции.
Связь неврозов с другими заболеваниями и симптомами
Головные боли Головные боли встречаются в разных психических состояниях и заболеваниях. Обычно она возникает в случае эмоционального перенапряжения или в случае подавления своих эмоций, например эмоции гнева. Также головная боль может быть галлюцинаторной (психалгия).
Вегетососудистая дистония
Вегетососудистая дистония - это нарушение работы вегетативной нервной системы. В отличие от соматической нервной системы, которая подчиняется разуму и управляет мускулатурой, вегетативная нервная система работает автоматически и обеспечивает функционирование органов и систем организма. В ситуации опасности вегетативная нервная система мобилизует силы организма, повышает артериальное давление и т. д., чтобы справиться с опасностью. В случае же, если человек часто не может активно отреагировать на то, что считает опасным (например, в силу социальных факторов) и вынужден подавлять свое возбуждение, а также если многие ситуации, не являющиеся опасными, вызывают у него чувство страха (или же если он страдает паническими атаками), тогда вегетативная нервная система начинает работать со сбоями, накапливаются ошибки и наступает её разбалансировка, что приводит, кроме непосредственных симптомов ВСД, к нарушениям работы различных органов.
Панические расстройства, фобии, чувство тревоги
Лечение
Существует множество методов и теорий лечения неврозов. В лечении неврозов используют психотерапию и медикаментозное лечение с помощью антидепрессантов и транквилизаторов. В частности, при обсессивно-компульсивном расстройстве в качестве первой линии лечения рекомендуется применение когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и антидепрессантов группы СИОЗС или кломипрамина. Кроме когнитивно-поведенческой терапии, используется психодинамическая терапия или психоанализ, однако их эффективность, в отличие от эффективности КПТ, доказана недостаточно. КПТ является единственной разновидностью психотерапии, эффективность которой при обсессивно-компульсивном расстройстве подтверждена контролируемыми испытаниями.
При когнитивной терапии обсессивно-компульсивного расстройства применяют тренинг адаптивности (habituation training) - техника, при которой терапевт стремится снова и снова вызывать у клиента навязчивые мысли, предполагая, что в результате такие мысли утратят свое угрожающее значение и это станет причиной снижения тревоги. Также применяется техника скрытого предотвращения ответа (covert response prevention): терапевты учат клиентов удерживаться или отвлекаться от исполнения навязчивых действий, которые могут возникать во время тренинга адаптивности. По мнению сторонников когнитивной теории, данное расстройство произрастает из нормального человеческого свойства иметь нежелательные, неприятные мысли: некоторые люди считают нежелательные мысли настолько отвратительными и создающими такое напряжение, что стараются устранить или избегать их. Эти усилия приводят к навязчивым действиям, которые временно снижают дискомфорт и в результате повторяются снова и снова, а попытки избавиться от навязчивых мыслей приводят к усилению тревоги, связанной с ними.
КПТ также используется и при других неврозах. Так, при генерализованном тревожном расстройстве обычно применяются два когнитивных подхода. Следуя одному из них, основанному на теориях Эллиса и Бека, психотерапевты помогают людям менять неадекватные убеждения, которые предположительно лежат в основе их расстройств. Следуя другому, они учат людей держать себя в руках в ситуации стресса. При фобиях сторонники поведенческой терапии используют методы терапии воздействия, в ходе которой люди со страхами подвергаются воздействию пугающих их предметов или ситуаций: например, людей, страдающих агорафобией, учат постепенно удаляться все дальше и дальше от дома и посещать общественные места. При панических атаках когнитивные терапевты пытаются корректировать неверные интерпретации людьми своих телесных ощущений - в частности, Бек объяснял своим пациентам, что испытываемые ими физические ощущения не несут вреда, рассказывал им о природе приступов паники, о действительных причинах физиологических ощущений и о тенденции пациентов к неверной интерпретации того, что они чувствуют.
При неврозах применяется и психоанализ. По мнению большинства психоаналитических школ, необходимо, чтобы пациент осознал свои противоречия, построил более точную картину своей личности. Главная задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь самому больному осознать все взаимосвязи, совокупность которых определила развитие невроза. Результат психотерапии состоит в уяснении больным реальных соотношений между его жизненным опытом, сформированной в этом опыте системой его отношений с окружающими людьми, ситуацией, с которой они пришли в противоречие, и проявлениями болезни. Весьма важным является при этом привлечение внимания больного не только к его субъективным переживаниям и оценкам, но также и к внешним условиям его социальной среды, к её особенностям.
Карен Хорни считала, что осознания своих противоречий категорически недостаточно, необходимо создать психотерапевтические условия для изменения личности, которые позволят ей уйти от невротических способов защиты от мира.
Психоанализ часто подвергается критике. В 1994 году Клаус Граве с группой учёных опубликовал мета-анализ 897 самых значимых эмпирических исследований, посвящённых изучению эффективности психоанализа и сходных психотерапевтических методик. Граве пришёл к выводам, что отсутствуют положительные показания для долговременного применения (1017 сессий за 6 лет и более) психоанализа, при длительном применении психоанализа существенно повышается риск ятрогенных эффектов, а кратковременное применение (57 сессий за год) психоанализа малоэффективно для пациентов со страхами, фобиями и с психосоматическими расстройствами. Грейв также пришёл к выводу, что поведенческая терапия оказалась в два раза эффективней психоаналитической.
В статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку потенциального вреда от применения психоанализа. В частности, он утверждал, что психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках, он уводит пациентов от нужды работать над собой, даёт им оправдание бездействия; что из-за неэффективности психоанализа (потраченных впустую средств и времени) у многих пациентов в США подорвано доверие к психотерапии в целом. Доктор философии и скептик Р. Т. Кэрролл в своей книге «Словарь скептика» критиковал психоаналитическую концепцию бессознательного, хранящего память о травмах детства, как противоречащую современным представлениям о работе имплицитной памяти.
Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов), и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).
- Кэррол Р. Т. Психоанализ / Пер. А. Алдаева и Е. Волкова
Пациенты, страдающие пограничными расстройствами, зачастую особенно восприимчивы к побочным эффектам психотропных средств. Для некоторых психофармакологических препаратов характерно сходство побочных эффектов с невротическими проявлениями и как следствие - возможность усиления последних в ходе терапии.
При лечении невроза также очень важное место занимают гипноз и аутогенная тренировка.
Если невроз вызван сезонной депрессией, то для его лечения и профилактики также используют прогулки в солнечные дни или светотерапию.
Профилактика
Первичная психопрофилактика: ·Предотвращение психотравмирующих влияний на работе и в быту.
·Предотвращение ятрогений и дидактогений (правильное воспитание ребёнка, например, не прививать ему мнения о его неполноценности или превосходстве, не порождать чувство глубокого страха и вины при совершении «грязных» поступков, здоровые отношения между родителями).
·Предотвращение семейных конфликтов.
·Вторичная психопрофилактика (предотвращение рецидивов):
·Изменение отношения больных к психотравмирующим ситуациям путем бесед (лечение убеждением), самовнушения и внушения; своевременное лечение при их выявлении. Проведение регулярной диспансеризации.
·Способствование увеличению яркости в помещении - убрать плотные шторы, использовать яркое освещение, максимально использовать светлое время суток, светолечение. Свет способствует вырабатыванию серотонина.
·Общеукрепляющая и витаминотерапия, достаточный сон.
·Диетотерапия (полноценное питание, отказ от кофе и алкогольных напитков и т.д.)
·Своевременное и адекватное лечение других заболеваний: эндокринных, сердечно-сосудистых, особенно атеросклероза сосудов мозга, злокачественных новообразований, железо- и витамин B12-дефицитной анемии.
·Обязательно избегать возникновения пьянства и тем более алкоголизма, наркомании и токсикомании.
·Всё вышесказанное относилось к индивидуальной психопрофилактике. Но необходимо на уровне учреждений и государства в целом проводить социальную психопрофилактику - оздоровление труда и бытовых условий.

Евгения Белякова
Арт терапевт
Если вы думаете, что истерики – это те, кто устраивают истерики, вы ошибаетесь.
Любой из нас может взорваться, когда его достанут.
Если вы думаете, что истерики – это исключительно вульгарные, сильно накрашенные тетки, вы ошибаетесь. Бывают не вульгарные. Бывают и дядьки. На самом деле, они такие… разнообразные!
При первом знакомстве производят впечатление ярких и незаурядных людей. Легко входят в контакт с кем угодно, их тонкий артистизм и живая эмоциональность
завораживают
. А как они умеют зажигать и увлекать за собой!
При длительном знакомстве некоторые вещи начинают раздражать. Например,
непредсказуемость
: вчера был теплый и нежный, а сегодня холодный и черствый, здесь гордый, там готов на всяческие унижения. И убеждения, которые вдруг меняются… вместе с настроением.
Копнув поглубже, обнаруживается, что на самом деле чувства поверхностны, привязанности непрочны, интересы неглубоки, а переживания весьма приукрашиваются.
Дело в том, что подсознательное кредо истерика: «казаться больше, чем есть ».
Можно казаться умнее, успешнее, талантливее. Но можно и несчастнее, слабее, больнее…

Один играет роль Погрязшего в Пороках; другая – Святой; третий – Самый Невезучий; четвертая – Всеми Обиженная; пятый – Капризный «анфан терибль»; шестая – Любящая Мать… Мало того, истерик обладает уникальной способностью вживаться в избранную роль и верить в нее. В этот момент он абсолютно искренен, он действительно так чувствует!
Конечно, в жизни бывают и порочные, и возвышенные, и неоцененные. Но у истериков как-то все немного слишком! Потому что присутствует слово «самый»:
САМЫЙ порочный, САМЫЙ невезучий…
А представляете, если роль вдруг меняется? Был порочный, стал святой…
Кстати, в отличие от шоу-бизнеса, среди профессиональных актеров истериков мало, потому что истерику интереснее разыгрывать свою роль. У всего этого нескончаемого представления есть подсознательная цель. Смысл Жизни истерика – это стремление привлечь к себе внимание. И не важно, хвалят его или ругают.

Только когда он в центре внимания, он чувствует, что существует! Поэтому самое страшное для истерика – это равнодушие. Лучше уж неприязнь или даже ненависть.
Как часто все силы и энергия истерика тратятся не на поиск своего места в жизни, а на поиск внимания. Он готов противоречить общепринятым воззрениям, может совершать красивые, не требующие напряжения подвиги, способен даже к актам подлинного самопожертвования... Все это при условии, что есть публика. Хотя бы из одного человека.
А как истерики могут врать! Врут художественно, мастерски, часто бессмысленно, лишь бы поразить воображение собеседника.
Некоторые из них обожают манипулировать людьми, могут клеветать, плести интриги. И не ради какой-то примитивной выгоды, о нет, это будет интрига ради интриги!Помню, как в юности моя подружка Милочка изыскано стравила и рассорила нашу компанию. Когда все открылось, я пошла к ней объясняться. И тут… Ломая руки, она тяжело зарыдала: «Ты права! Я подлая дрянь!» Кончилось тем, что я же её утешала.
***
Часто они претендуют на особое положение (и в кругу друзей, и на работе). Ежели обламываются – меняют друзей, работу, а иногда и вид деятельности. В своих неудачах, как правило, винят других.
От сложных ситуаций истерик «убегает». В болезнь. Организм – хитрая штука, если очень надо заболеть, дайте ему приказ... Болезнь истерику нужна, чтобы переложить ответственность за решение проблемы на других и… вызвать внимание!
А теперь я открою вам страшную тайну. В самых дальних уголках этого «театра» тщательно скрываются загримированные до неузнаваемости неуверенность в себе и
тревога
. Поэтому когда мы на группе проходим типологию, «местные» истерики немедленно присваивают себе «звание» психастеников. И там действительно много тревог! Потому что истерик так и остался подростком, который доказывает всем и себе, что он чего-то стоит. А за многочисленными масками таится детский страх разоблачения и глубокое внутреннее одиночество. Потому что настоящая душевная близость не терпит игры...
Неужто все столь безысходно? Конечно нет. Когда эта энергия направляется в мирное русло, когда истерик находит себя в профессии, это подарок.

– самый распространенный тип психогений, характеризующийся небольшой глубиной психических нарушений.

Развитие неврозов происходит разнообразно. Вместе с короткими невротическими реакциями происходит затяжное течение, которое может не сопровождаться нарушениями поведения. Невротические реакции, как правило, проявляются слабо, но в случае долгого раздражения наступает постоянное эмоциональное напряжение или внутренний конфликт.

Существует три типа неврозов:

Истерический невроз.

Невроз навязчивых состояний.

Неврастения.

Неврастения.

Первое место занимают астенические проявления. Им свойственно физическая и психическая утомляемость, рассредоточенность, рассеянность, потребность в долгом отдыхе, который, как правило, не восстанавливает силы, снижение работоспособности. Самыми распространенными жалобами являются отсутствие бодрости, упадок сил, пониженное настроение, слабость, разбитость, непереносимость самых обыкновенных нагрузок, снижение энергии. Сильная психическая истощаемость сопровождается чрезмерной возбудимостью, гипертензией. Больные ведут себя крайне несдержанно, очень вспыльчивы, жалуются на регулярное чувство внутреннего перенапряжения.

Больные неврастенией переживают сильную эмоциональную реакцию, завершающуюся часто слезами, при небольших недоразумениях, телефонных разговорах. Также проявления астении могут выражаться в головных болях, различных сомато-вегетативных расстройствах (нарушение работы мочеполовой системы, нарушение желудочно-кишечного тракта, нарушение органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, потливость).

Невроз навязчивых состояний.

Данное заболевание проявляется различными навязчивостями, несмотря на то, что отдельный случай относительно однообразен. Навязчивости (обсессии) проявляются безумным непроизвольным желанием и появлением мыслей, сомнений, представлений, страхов, двигательных актов и влечений.

Проявление навязчивостей обычно неприятно и происходит при сохраненном понимании болезненности нарушений и всегда отрицательном к ним отношении.

Обсессивный невроз делится на несколько разновидностей:

Навязчивые состояния – представления, навязчивые мысли, идеи.

Навязчивые действия и влечения.

Навязчивые фобии (страхи).

Также навязчивые состояния делятся на 2 типа:

С тягостным аффектом.
С аффективно-нейтральным содержанием.

Аффективно-нейтральные навязчивости – навязчивый счет, воспроизведение давно забытых имен и прошедших событий.

Навязчивости с тягостным аффектом – это красочные образные представления. Больные при этом нуждаются в желании выкрикивать циничные фразы и слова, преподносить события смерти в мелких деталях.

В основе обсессивно-фобических расстройств лежит клаустрофобия (боязнь замкнутых помещений), агорофобия (боязнь открытого пространства), боязнь публичного выступления, боязнь передвижения на определенных видах транспорта, боязнь выполнения привычных функций (жевание, глотание, половой акт, мочеиспускание). Также при обсессивно-фобических расстройствах отмечается наличие группы нозофобий (боязнь болезней): кардиофобия (страх перед инфарктом миокарда), канцерофобия (страх заболеть раком), шизофобия (страх сойти с ума), СПИДофобия (страх заразиться ВИЧ).

Навязчивые действия могут происходить против воли больного, и напоминать естественные жесты и движения. При этом больные могут производить движения руками, поправляя волосы, трясти головой, поправляя шапку, поправлять складки одежды.

В отличие от других неврозов, невроз навязчивых состояний имеет свойство затяжного лечения, при этом не происходит расширение симптоматики, и больные медленно привыкают к боязням и страхам. Как правило, они стараются не попадать в такие ситуации, где ими овладевает страх, чтобы не привести себя к нарушениям привычного жизненного уклада.

Истерический невроз.

В основном, истерические неврозы проявляются в виде нарушений вегетативных функций, двигательных и сенсорных нарушений, имитирующих неврологические и соматические заболевания (конверсионный синдром).

К двигательным расстройствам можно отнести истерические параличи и порезы, и ритмический тремор, тики, гиперкинезы, дрожь, которая может увеличиваться при фиксации внимания. Также существует риск истерических припадков.

К нарушениям чувствительности можно отнести гипоанестезии (понижение чувствительности), анестезии (полная потеря чувствительности), истерические боли. К неврозам могут относиться несколько видов заикания, анорексии, энуреза.

В случае неврозов сохраняется ощущение чуждости боли, стремление ей противостоять. Неврозоподобным состояниям свойственна закономерность к увеличению симптомов, большой полимофизм признаков, причудливое, абстрактное содержание навязчивостей и страхов, немотивированное чувство тревожности.

Лечение неврозов.

Лечение неврозов должен проводить только врач – психиатр. Лечение проводится комплексно, включает в себя терапию фармакологическими медикаментами и проведение курса психотерапии.

Цель психотерапевтического воздействия заключается в решение конфликта, либо изменение отношения пациента к конфликтной ситуации. При неврозах существует несколько методик психотерапевтического воздействия: индивидуальные беседы, гипнотические сеансы, коллективная, групповая, семейная психотерапия.

Лечение неврозов осуществляют с помощью медикаментозной терапии. Эффективное лечение достигается приемом препаратов транквилизаторной группы бензодиазепинов, хлордиазепоксид (напотон, либриум, элениум), диазепам (валиум, реланиум, дуксен, седуксен), альпрозолам (алзолам, неурол, кассада), нитрозепам (нитросан, эуноктин, радедорм), карбаминовые эфиры (седанил, мепробомат), сибазон.

При запущенных неврозах назначают нейролептики, например, флуспирилен, эглонил, неулептил, тиоридазин, хлорпротиксен, этапнразин. Больные, страдающие неврозом с астеническими проявлениями должны применять ноотропы вместе с транквилизаторами: аминалон, ноотропил.

Не лишним будет прием психоактивирующих препаратов, например, настойка элеутерококка или китайского лимонника.

Стоит не забывать, что невротические заболевания излечимы при комплексном подходе, именно поэтому следует в терапию включать витаминно-минеральные комплексы, общеукрепляющие средства, лечебную гимнастику, физиотерапевтические процедуры.

Любой невроз, независимо от его вида, является заболеванием нервной системы функционального типа, при котором возникает нарушение деятельности мозга, но при этом признаков его анатомического повреждения не наблюдается. Невроз обусловлен различными неудачами, столкновениями межличностного характера. Таким образом, наблюдается возникновение порочного круга, когда конфликт ведет за собой невротизацию, а данное состояние является причиной новых конфликтов. Часто невротические состояния являются кратковременными, и они проходят сами, безо всякого лечения. Любой человек может на определенном жизненном этапе столкнуться с подобными нарушениями.

Бывают и более глубокие случаи, которые требуется лечить профессионально, они свойственны приблизительно тридцати процентам населения. К тому же этот показатель имеет тенденцию к стабильному увеличению, такое положение касается всех развитых стран. Причины неврозов можно перечислять долго, поэтому в общих чертах они представлены различными травмирующими ситуациями, когда виновником нервного расстройства является эмоциональный стресс. Причем, он может быть как хронического характера, так и острого. Предрасполагающий фон определяет, какими именно симптомами проявляется заболевание.

Для определения вида неврозов имеется три главных вида. Это , истерия, . Для определенного типа людей свойственны различные неврозы. Обычно это личности, имеющие определенный тип нервной деятельности, который сложился при неправильном воспитании. Также имеют значение неблагоприятные жизненные ситуации. К примеру, если человек относится к «художественному типу», то его восприятие действительности очень эмоционально, он близок к истерии. Личности, по отношению к которым больше подходит определение «мыслительный тип», нередко страдают . Но все-таки существует среднее понятие, имеющее отношение к большинству пациентов, это неврастения.

Неврастения свойственна тем, кто не способен к преодолению барьеров общения. Этот невроз постоянно создает трудности, осложняя межличностные отношения. Если человек болен , то раздражительность возникает у него даже в том случае, если повод незначительный. Больной быстро устает от любых действий, он с трудом сосредотачивается на определенных задачах и целях. Головные боли, нарушенные функции желудка, проблемы сердечно-сосудистой системы, — все это проявляется в полной мере. К тому же при пациенты страдают расстройством половых функций, они жалуются на недостаточность остроты сексуальных ощущений. Таким образом, ситуация лишь становится сложнее, и порой самостоятельно справиться с неврастений невозможно.

Таким видом невроза, как истерия, страдает чаще женский пол. При этом женщина считает, что она несчастная, тяжелобольная личность, которая не встречает от окружающих должного понимания и сочувствия. В некоторых случаях мелкая семейная ссора или случайный конфликт на работе заставляет человека горько рыдать, осыпать всех проклятьями, а некоторые утверждают, что они покончат с собой. Истерическая реакция возникает в том случае, когда больной пытается чего-то добиться от окружающих, или же избавить себе от нежелательных требований, которые не хочется исполнять. В подобных состояниях свойственны слезы, жалобы на различные проблемы со здоровьем. Все это сопровождается рвотой, слезами, или симптомами любого заболевания, которое данному человеку известно. То есть, возникает мнимый паралич, исчезновение голоса, и прочее. Но при этом, истерический приступ вовсе не симуляция, так как человек и сам страдает.

Очень часто встречается и такой вид невроза, как навязчивые состояния. В эту же группу включается и невроз навязчивых движений. Данный вид заболевания характерен тем, что больного посещают стойкие мысли тревожного содержания, он не может освободиться от различных опасений и страхов. Например, человек всегда беспокоится о том, что может заболеть, заразиться инфекцией, или возникает страх остаться в комнате одному, страх пользоваться общественным транспортом, и многое другое. Особенность в том, что сам больной знает, что его опасения нелогичны, но, тем не менее, избавиться от них не может.

Не следует дожидаться, что невроз исчезнет неожиданно, без следа, и больше никогда не возникнет в вашей жизни. Такое бывает редко, и болезнь перестает беспокоить лишь в том случае, если внутренний конфликт теряет свою актуальность. Например, происходи изменение внешней ситуации таким образом, что спорная ситуация благополучно разрешается без потерь для больного. Это называется спонтанным прекращением невроза. Но не следует забывать, что может возникнуть обстановка, которая активирует повторно внутренний конфликт, и все в буквальном смысле начнется сначала. Также специалисты считают, что разрешение внутреннего конфликта происходит, если человек перестает относиться к противоречивым желаниям, как к несовместимым.

Подобно нередко наблюдается, когда проводится лечение психотерапевтическими методами. Человек меняет свое мнение, он позволяет себе поступать так, как не позволял себе делать раньше. Или же, он использует другие подходящие для него варианты, и строит свои отношения с окружающими совершенно иначе. Благодаря психотерапевтической группе, когда используется группоаналитический подход, такие противоречивые желания хорошо исследуются, так как в группе они лучше выделяются и хорошо заметны психотерапевту.


Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различного рода неудач, разочарований и конфликтов, которые, как известно отрицательно влияют на состояние нашего здоровья. Межличностные столкновения и негативный эмоциональный настрой человека, обусловленный реальной или предполагаемой неудачей, несбывшимися надежами, может привести к возникновению невротических расстройств.

К самым распространенным приобретенным функциональным заболеваниям нервной системы относится невроз. Болезнь возникает не только на фоне различных переживаний, но также может послужить их причиной.

Согласно статистике, неврозы наблюдаются более чем у 30% населения развитых стран, при этом, ежегодно этот показатель увеличивается.

Причины возникновения невроза

Ни одна известная на сегодняшний день болезнь не возникает сама собой, на это всегда есть какие-либо причины. Так и невроз возникает на фоне различных эмоциональных потрясений, например:

  • психотравмирующая ситуация, основанная на сильном эмоциональном потрясении;
  • хронический стресс;
  • фрустрация;
  • не соответствие жизненных обстоятельств глубинным подсознательным установкам полученными в детстве.

В зависимости от причин возникновения болезни, могут проявляться различные симптомы. При этом стоит отметить, что согласно симптомам можно выделить несколько направлений развития болезни.

Основные виды невроза

На сегодняшний день учеными определено три вида невроза :

  • неврастения;
  • истерия;
  • невроз навязчивых состояний.

Согласно исследованиям ученых, различные виды невроза проявляются у людей с определенным психотипом. Так, например, люди относящиеся к категории «творческая личность» более склоны к такому заболеванию, как истерия, люди «мыслящие» подвергаются опасности невроза навязчивых состояний, а вот категория людей, находящаяся между «творческими» и «мыслящими» находится в зоне риска заработать неврастению.

Неврастения

В переводе с латинского термин «неврастения» означает нервную слабость, что зачастую является итогом неумения преодолевать межличностные и внутриличностные конфликты. Определить неврастению можно на начальных этапах, когда у человека начинают проявляться такие симптомы, как:

  • проявление раздражительности по различным мелким поводам;
  • рассеянность внимания;
  • быстрое утомление;
  • головные и сердечные боли;
  • нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта;
  • нарушение сна;
  • снижение сексуальной активности.

Для того чтобы определить появление столь серьезного психического нарушения, необходимо следить за стабильностью работы своего организма и при первых признаках сразу же обратиться за профессиональной помощью, что позволит избежать более тяжелых психических нарушений и депрессивного состояния.

Более подробное описание такого состояния как неврастения, а также детальное описание её причин и особенностей лечения, вы можете найти в статье — « « .

Истерия

Такая болезнь, как истерия, наблюдается в основном среди прекрасной половины человечества. Возникает болезнь на фоне проявления жалости к собственной особе, и привыкания «жить в придуманном депрессивном мире».

К симптомам истерии можно отнести:

  • безудержные слезы;
  • потеря сознания;
  • головокружение;
  • тошнота и рвота;
  • исчезновение голоса.

Психологическое нарушение возникает на фоне убежденности человека в моральном страдании. Привести к истерии могут избалованность, капризность, излишне высокая самооценка и иные особенности характера личности.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний, также именуемый как психастения или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), проявляется в более жесткой форме, чем иные разновидности невроза. Психическое нарушение сопровождается страхами различного вида, например:

  • страх заразиться случайным образом опасным заболеванием;
  • боязнь потерять контроль над собой или сойти с ума;
  • страх потери близкого человека;
  • различные виды ;
  • панические атаки;
  • навязчивые мысли (как правило пугающие);
  • навязчивые действия (походы по врачам, постоянное измерение давления или пульса, частое мытьё рук, различные проверки);
  • перфекционизм.

Важным моментом является то, что человек отдает отчет своим мыслям и понимает, что все опасения крайне нелогичны, однако собственные убеждения не помогают ему избавиться от негативных переживаний.

При возникновении симптомов, схожих с признаками проявления невроза, лучше всего незамедлительно обратиться ко врачу-психотерапевту. Это позволит обезопасить организм от серьезных нарушений и предотвратить развитие глубоких психических расстройств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Введение

невроз неврастения истерический патопсихология

В конце XIX века психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в её исследования вносят методы естествознания. Экспериментальные методы В.Вундта и его учеников проникли психологические клиники. Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и в России - лаборатория В.М.Бехтерева в Казани (1885), С.С.Корсакова в Москве (1886), затем лаборатории В.Ф.Чижа в Юрьеве, И.А.Сикорского в Киеве и др.

Уже на рубеже нашего века некоторые учёные говорят о возникновении новой отрасли психологической науки. Так, В.М.Бехтерев пишет в 1904 году: «Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, ещё большего в этом отношении можно ожидать в будущем».

Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы, причём затрагивающий большей частью ложные психологические явления, к которым экспериментальная психология ещё не имела подхода. Принятый в школе В.М.Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии В.М Бехтеревым, С,Д.Владычко, В.Я.Анфимовым и другими представителями школы было разработано множество методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных, некоторые из которых вошли в число наиболее употребляемых в советской патопсихологии.

Видную роль в определении направления отечественной экспериментальной психологии сыграл ученик Бехтерева А.Ф.Лазурский, организатор собственной психологической школы. Л.С.Выготский писал, что Лазурский относится к тем исследователям, которые были на пути превращения психологии эмпирической в научную. А.Ф.Лазурский был новатором в экспериментальной-методической области: он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности. Естественный эксперимент, разработанный А.Ф.Лазурским, вначале для педагогической психологии, был внедрён в клинику. В клинике «естественный эксперимент» применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений - со специальной целью давались счётные задачи, ребусы, загадки, задания по восполнению пропущенных букв и слогов в тексте.

Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника С.С.Корсакова в Москве. В этой клинике была организована с 1886 г. вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А.Токарский. Как и все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С.С.Корсаков придерживался того мнения, что знание основ психологической науки даёт возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Не случайно он начинал чтение курса психиатрии с изложения основ психологии.

Большую роль в становлении патопсихологии как определённой области знаний сыграли идеи о предметной деятельности выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А,Р,Лурия, П.Я.Гальпериным, Л,И.Божович, А.В.Запорожцем и др.

Выготский высказал положения, что 1) мозг человека располагает иными принципами организации функций, нежели мозг животного; 2) развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения, воспитания, общения и присвоения опыта человечества; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах психического развития. Эти положения во многом определили путь патопсихологических и нейропсихологических исследований.

Изменяя психическую деятельность человека, болезнь приводит к различным формам патологии личностных особенностей. В психиатрической литературе имеются исключительные по яркости и правдивости описания нарушения личности, характерные для различных заболеваний и состояний. Однако анализ этих нарушений проводится в основном в терминах житейской либо устаревшей эмпирической психологии. Поэтому исследование личностных сдвигов в понятиях современной материалистической психологии является в настоящее время одной из наиболее перспективных задач. Эти исследования нужны не только психиатрической практике, они полезны и для разрешения теоретических вопросов психологии личности.

В настоящее время широко проводятся исследования изменений иерархического построения мотивов, их смыслообразующей функции; исследуется так называемая внутренняя картина болезни при разных психических заболеваниях. Используя теорию установки Д.Н.Узнадзе, ряд психологов и психиатров Грузии изучают нарушения установки при различных формах психических заболеваний. Все эти исследования позволяют подойти к изучению поставленного в своё время Л,С,Выготским вопроса о соотношении развития и распада психики, вопроса, имеющего методологическое значение.

Участие психологов становится сейчас не только необходимым, но часто ведущим фактором как в восстановительной работе, так и в области профилактики психических заболеваний.

1 . Неврозы, их формы и течение

Неврозы - обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами.

Основной причиной невроза является психическая травма, однако имеют значение и пеморбидные особенности личности. Чем больше предрасположенность к развитию невроза, тем меньше имеет значение психическая травма. Понятие «преморбитная личностная предрасположенность к неврозам» включает унаследованные от родителей такие черты характера, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, ранимость; особенности формирования личности и уровень её зрелости; различные астенизирующие факторы, предшествующие возникновению невроза (например, соматические болезни, переутомление, недосыпание).

Большое значение имеют особенности формирования личности. Так, отмечено, что психические травмы, перенесённые в детском возрасте, способствуют появлению невроза у взрослых. При этом играет роль и возраст, в котором ребёнок оказался в психотравмирующей ситуации, так как черты, свойственные этому периоду могут сохраниться у взрослого. Например, у взрослого человека в возрасте 7 - 11 лет потерявшего родителей, перенесшего длительную разлуку с ними или переболевшего тяжёлым соматическим заболеванием с длительным пребыванием в больнице, могут отмечаться такие личностные особенности, как чрезмерная непосредственность в общении, эмоциональная лабильность, то есть черты, свойственные детям 7 - 11 лет. Наличие их у взрослого человека создаёт трудности в общении с окружающими и ведёт к нарушению адаптации.

В возрасте 11 - 14 лет формируется интеллектуальная деятельность. С этого периода подросток может самостоятельно строить сложные умозаключения, планировать поступки. Обычно становление интеллектуальной деятельности сопряжено с усложнением эмоциональной сферы. При психотравмирующих ситуациях живость, активность, заинтересованность в происходящем, наблюдающиеся в норме, подавляются неприятными переживаниями. Развивающаяся интеллектуальная деятельность может приобретать отвлечённый характер. Подросток, переживший психическую травму, становится как бы более взрослым. Он начинает много читать, рассуждать о сложных проблемах в ущерб контактам со сверстниками и интересам, свойственным детям его возраста. При этом расстройства психики отсутствуют, но гармоничность процесса формирования личности нарушается.

Большую роль в неправильном формировании личности играют дефекты воспитания. Родители, чрезмерно опекающие ребёнка, подавляют его активность, навязывают ему собственные интересы, решают за него все проблемы, часто предъявляют повышенные требования к школьным успехам, унижают его. В таких условиях формируются такие черты характера, как робость, нерешительность, неуверенность в своих силах, появляются затруднения в общении со сверстниками. Эти черты, сохранившиеся у взрослых, могут предрасполагать к неврозам. Когда же ребёнок становится кумиром семьи, не знает никаких запретов, любым его поступком восторгаются, все желания немедленно удовлетворяются, у него не формируется целеустремлённость, способность преодолевать трудности, сдержанность и другие качества, необходимые в общении с окружающими.

Принято различать три основные клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. В 70-80-е годы отечественные психиатры стали выделять также невротическую депрессию (депрессивный невроз). В Международной классификации болезней представлено большее число неврозов. Например, невротические фобии, невроз страха (тревоги), ипохондрический невроз. Клиническая практика и длительные катамнестические наблюдения свидетельствуют о том, что эти формы могут оцениваться как этапы в динамики основных форм неврозов.

1.1 Неврастения

Неврастения, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, утомляемостью, слезливостью, подавленным настроением (депрессия).

В начальный период заболевания возникают вялость, пассивность или двигательное беспокойство с суетливостью, отвлекаемостью и истощаемостью внимания, усиливается утомляемость к концу дня или недели. Появляются необоснованные страхи, недовольство, подавленность настроения, непереносимость резких или громких звуков, запахов, температурных колебаний и других раздражителей. Жалобы на головную боль, неприятные ощущения в различных участках тела. Характерны также расстройства сна в виде трудности засыпания, стойкой бессонницы, сновидений с ночными страхами. Иногда у больных неврастенией отмечают нарушение аппетита, тошноту, необъяснимые расстройства стула, нейродермиты, энурез, тик, заикание, обморочные состояния. Основными симптомами неврастении является раздражительная слабость и повышенная истощаемость, в связи с преобладанием первой или второй выделяют:

а) гиперстеническую форму неврастении, основой которой является ослабление внутреннего торможения, что проявляется в раздражительности, эксплозивных реакциях, несдержанности, импульсивности;

б) гипостеническую, в основе которой лежит истощение раздражительного процесса с явлениями запредельного охранительного торможения. В клинике преобладают чувство усталости, слабости, сонливости, некоторая психомоторная заторможенность. Эти формы могут быть разными стадиями.

Течение обычно благоприятное. Хроническая психотравмирующая ситуация может быть причиной затяжных форм неврастении, приводящих к невротическому астеническому формированию личности.

1.2 Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств.

Невроз навязчивых состояний встречается реже, чем неврастения, чаще возникает у людей с тревожно-мнительными чертами характера, особенно при ослаблении организма соматическими и инфекционными заболеваниями. Доминирующими в картине невроза навязчивых состояний являются разнообразные навязчивые расстройства. В зависимости от характера преобладающих навязчивых расстройств несколько условно различают три разновидности невроза: обсессивный - характеризующийся навязчивыми мыслями, идеями, представлениями; компульсивный - навязчивыми влечениями и действиями; фобический - навязчивыми страхами.

В детском возрасте выделяют невроз навязчивых движений, невроз навязчивых мыслей и страхов, невроз навязчивых состояний смешанного типа.

Невроз навязчивых движений чаще встречается в возрасте 3-7 лет, реже - 7-12 лет и выражается в тикоидных гиперкинезах или движениях (учащённое мигание, повторяющиеся гримасы, облизывание или кусание губ, движение головой, подёргивание плечами, хмыкающие или хрукающие звуки, подпрыгивание, шаркание или периодические остановки при ходьбе). Навязчивые движения являются «очистительным актом», освобождающим ребёнка в возрасте сознательного» детства от неприятного чувства внутреннего напряжения, тревоги, страха, в основе которых лежат конфликтные невротические переживания. При затяжном течении навязчивые движения становятся привычными, теряют защитный смысл и исчезает эмоциональное отношение к ним. Навязчивые движения нередко сочетаются с повышенной истощаемостью, утомляемостью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью, двигательной расторможенностью, нарушением сна, аппетита. С возрастом отмечается тенденция к постепенному исчезновению привычных действий. Примерно 2/3 больных к юношескому возрасту оказываются практически здоровыми.

Невроз навязчивых мыслей и страхов может проявляться страхом болезни и смерти, острых предметов, высоты, закрытых помещений, заражения, загрязнения, «упустить» мочу или кал в обществе, устного ответа в школе и т.п. Для временного уменьшения интенсивности страхов больные совершают навязчивые защитные (ритуальные) действия, прямо или символически связанные с содержанием страхов (навязчивое мытьё рук, отряхивание их, отплёвывание, повторение совершаемых действий определённое число раз, обведение, подчёркивание букв при письме и т.п.). К этому неврозу относят также невроз ожидания, проявляющийся тревожным ожиданием неудачи при выполнении привычных действий и физиологических функций - речи, чтения, ходьбы, глотания, мочеиспускания - и затруднениями при необходимости совершить их. При длительном течении происходят стойкое снижение настроения и переход в невротическое развитие личности обсессивно-фобического типа. Полное выздоровление к юношескому возрасту отмечается у половины больных.

Невроз навязчивых состояний смешанного типа проявляется чаще у детей в возрасте 10-13, реже - 7-9 лет сочетанием идеаторных навязчивостей (представления, счёт, воспоминания, мысли и др.) с аффективными и двигательными. Отмечаются страхи типа опасений, пугающих представлений, воспоминаний, тревожных сомнений; защитные действия символического характера или сложного многоступенчатого построения (длящиеся часами ритуалы одевания, раздевания, отхода ко сну и т.д.), реже идеаторные ритуалы типа «загадывания» и «заклинания». Так же, как и при других формах невроза навязчивых состояний, встречаются депрессивные и ипохондрические синдромы, признаки вегетососудистой неустойчивости. В большинстве случаев невроз переходит в невротическое (обсессивное) развитие личности с чертами нерешительности, неуверенности и педантизма, тревожности, склонности к застреванию на неприятных переживаниях, тормозящих привычную деятельность больных.

Больные не могут освободиться от навязчивых переживаний усилием воли, хотя у них сохраняется чёткое критическое отношение к навязчивым переживаниям, сознание их нелепости и болезненности. Состояния, объединяемые в невроз навязчивости, по сравнению с другими разновидностями неврозов, склонны к затяжному течению. Оно может проявляться рецидивами, чередующимися с периодами полного выздоровления, или протекать непрерывно с периодическими ослаблениями и обострениями болезненной симптоматики. Иногда проявление невроза может ограничиться однократным приступом.

1.3 Истерический невроз

Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой степени объясняются характерными для этих больных основными истерическими чертами - большой внушаемостью и самовнушаемостью.

В клинической картине истерического невроза наблюдаются двигательные, сенсорные и вегетативные нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в виде истерических припадков, гиперкинезов, параличей и парезов. С давних времён одним из классических проявлений истерии считается истерический припадок. Последний чаще всего возникает после ссоры, неприятного известия, волнения и т.п., как правило, в присутствии «зрителей» и крайне редко, когда больной бывает один. При истерическом припадке сознание утрачивается не полностью. В отличие от эпилептического при истерическом припадке общего тонического сокращения мышц не наступает, поэтому падение происходит в виде обессиленного постепенного опускания на пол. Затем возникают судороги клонического характера. Во время припадка больной выгибается, опираясь на затылок и пятки (истерическая дуга), стучит ногами, однообразно кричит, выкрикивает отдельные фразы, рвёт на себе волосы. Истерический припадок отличается также хаотичностью, театральностью и размашистостью, «требует» много места. Реакции зрачков на свет, на болевые и обонятельные раздражители сохраняются. Так, если больного облить холодной водой или дать ему понюхать нашатырный спирт, то можно оборвать приступ.

В настоящее время в связи с патоморфозом истерических расстройств развёрнутые истерические припадки встречаются редко. В современных проявлениях они напоминают гипертонический криз, стенокардию, диэнцефальные расстройства, возникающие в связи с психотравмирующей ситуацией.

Примером функциональных гиперкинезов могут служить тики, грубый и ритмичный тремор головы, хореиформные движения и подёргивания, дрожание всего тела, усиливающиеся при фиксации внимания, ослабевающие при спокойной обстановке и исчезающие во сне.

Истерические парезы и параличи в одних случаях напоминают центральные спастические, в других - периферические вялые параличи. Здесь, не смотря на кажущийся полный паралич конечностей, в них возможны непроизвольные автоматические движения. Нередко возникают расстройства походки, известные под названием «астазия-абазия». При этом больные не в состоянии стоять и ходить, в то же время в лежачем положении они могут производить ногами любые движения. В основе истерической афонии - потери голоса - лежит паралич голосовых связок. В отличие от органических при истерических параличах сухожильные рефлексы сохраняются, не изменяется и мышечный тонус.

К сенсорным нарушениям относят психогенно обусловленные нарушения, симулирующие расстройства со стороны того или иного органа чувств: истерическая слепота, глухота, потеря обоняния, вкуса.

Часто встречающиеся расстройства чувствительности в виде анестезии, гипо- и гиперестезии обычно не соответствуют законам иннервации и локализуются по типу «перчаток», «чулок», «куртки» и т.д. Иногда нарушения кожной чувствительности, отличаясь причудливым расположением и конфигурацией, локализуются в области конечностей.

Истерические боли (алгии) могут локализоваться в любой части тела: головные боли в виде обруча, стягивающие лоб и виски, вбитого гвоздя, боли в суставах, конечностях, в области живота и т.д. В литературе имеются многочисленные указания на то, что подобные боли могу стать причиной не только ошибочных диагнозов, но и оперативных вмешательств.

При истерическом неврозе больные, с одной стороны, всегда подчёркивают исключительность своих страданий, говоря об «ужасных», «непереносимых» болях, необыкновенный, неповторимый, неизвестный ранее характер симптомов, с другой - проявляют как бы безразличие к «парализованной конечности», не тяготятся «слепотой» или невозможностью говорить.

Симптомы, связанные с нарушениями вегетативной нервной системы, отличаются большим разнообразием. К ним относятся: истерический комок в горле при волнении, чувство непроходимости пищи по пищеводу, психогенная рвота, сочетающаяся со спазмом пилорического отдела желудка, спазмы в горле, сопровождающиеся одышкой и чувством нехватки воздуха (истерическая астма), сердцебиение и тягостные болевые ощущения в области сердца (истерическая стенокардия) и др. Следует особо заметить, что больные истерическим неврозом легко поддаются самовнушению. В литературе описан случай псевдобеременности, вызванной самовнушением. У больной, пытавшейся таким путём добиться смягчения судебного приговора, наблюдалось увеличение живота (истерический метеоризм) и грудных желез.

2 . Терапия и прогноз

Лечение больных неврозами должно быть комплексным, включать наряду с психотерапией медикаментозное лечение психофармакологическими и общеукрепляющими средствами (витамины, ноотропные препараты, рациональная диета, прогулки, физические упражнения, массаж и др.), назначение психотропных средств. Большое значение имеют социальные мероприятия, направленные на устранение психотравмирующих факторов и нормализацию психологического климата вокруг больного. Для достижения этого целесообразно лечение проводить в стационарных условиях. Психотерапевтическое воздействие применяется дифференцированно, с учётом особенностей проявления невроза. Оно включает в себя как индивидуальные беседы, внушения в состоянии бодрствования и гипноза, так и групповую и семейную психотерапию. Если на высоте острого невротического состояния психотерапия призвана способствовать успокоению, уменьшению внутренней напряжённости и тревоги, то на последующих этапах её следует направить на перестройку нарушенных межличностных отношений.

Прогноз в отношении жизни благоприятный. Для восстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительное время, но при правильной организации комплексного лечения может наступить полное выздоровление.

Заключение

Итак, основной причиной возникновения неврозов является психическая травма. Здесь в отличие от реактивных состояний невротические реакции возникают при длительно действующих психотравмирующих факторах, приводящих к постоянному эмоциональному напряжению. Возникновение невроза нередко обусловлено не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а длительной переаботкой ею сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Другими словами, для развития невроза, кроме психической травмы, необходимо наличие своеобразной структуры личности. Чем больше предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза. По И.П.Павлову в патогенезе неврозов важная роль принадлежит воздействию на центральную нервную систему чрезмерных по силе или длительности внешних факторов, вызывающих срыв высшей нервной деятельности.

При развитии невроза отмечается определённая последовательность появления симптомов. Так, на первых этапах ведущими являются вегетативные нарушения, в дальнейшем присоединяются сенсомоторные (соматические), эмоциональные и идеаторные. Эти расстройства при разных неврозах имеют свои особенности. Например, идеаторные расстройства при неврастении выражаются в невозможности сосредоточиться, повышенной отвлекаемости, истощаемости интеллектуальной деятельности, невозможности усваивать необходимый материал.

При истерическом неврозе - в эмоциональной логике, когда в основе поступков, оценок и выводов лежит эмоциональная оценка окружающего, а не адекватный анализ событий. При неврозе навязчивых состояний - в усложнении навязчивостей, присоединении к фобиям «умственной жвачки», навязчивых сомнений. Значительная выраженность идеаторных нарушений свидетельствует о затяжном характере невроза и переходе их в невротическое развитие личности.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Понятие, причины неврозов: неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах, нарушения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Понятие неврозов, их сущность, основные формы, течение и причины возникновения. Роль дефектов воспитания в неправильном формировании личности. Характеристика неврастении, невроза навязчивых состояний и истерических неврозов, их прогнозирование и лечение.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2010

    Представления о причинах и факторах возникновения неврозоподобных состояний. Виды наиболее частых расстройств: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Основные методы социально-медицинской помощи при лечении неврозов и невротических реакций.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2012

    Психологические теории неврозов и школы, занимающиеся коррекцией невроза. Понятие, типы, механизмы формирования и уровни неврозов по Перлзу. Элементы гештальт-терапии, применяемые при лечении неврозов. Принцип саморегуляции функционирования организма.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Общая характеристика и причины невроза как функционального расстройства нервной системы. Внешние проявления у детей, больных истерическим неврозом. Семь черт неправильного воспитания по А.И. Захарову. Единые необходимые условия профилактики неврозов.

    презентация , добавлен 01.06.2015

    Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Труды Кьёркегора и феноменология Гуссерля как источники оформления философии экзистенциализма. Использование парадоксальной интенции и дерефлексии при преодолении неврозов навязчивых состояний и фобий. Ответственность человека за реализацию его целей.

    реферат , добавлен 08.03.2011

    Понятие и причины возникновения неврозов. Особенности проявления неврастении, истерии, невроза навязчивых состояний, заикания, тика. Виды и происхождение страха, его возрастная динамика и выявление. Устранение страхов у детей посредством рисования и игр.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2012

    Общие воззрения на теорию неврозов. Основные формы расстройств. Методы нейропсихологической диагностики в изучении высших психических функций, поведения и их связи с мозговым субстратом. Применение нейропсихологического подхода к диагностике неврозов.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

    Критерии диагностики неврозов. Условия и факторы предрасположения к болезни. Феномены и симптомы навязчивости у ананкастных личностей. Выражение навязчивого поведения. Феноменологические связи между навязчивостями, фобиями и ипохондрическими страхами.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло