Парк коломенское животворящий ручей. Голосов овраг в коломенском

Мы с большим интересом читаем о Бермудском треугольнике и других знаменитых аномальных зонах планеты, иногда даже не подозревая, что совсем рядом с нами встречаются не менее загадочные места. Одно из них может без проблем посетить любой москвич, ведь оно находится на территории музея-заповедника

«Коломенское».

ЧУДО-КАМНИ В КОЛОМЕНСКОМ

На территории лесопарка, который входит в со­став музея-заповедника «Коломенское», находит­ся большой овраг, издавна прозванный Голосовым. Рядом с ним в бывшей деревеньке Аяково высит­ся Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Главными достопримечательностями оврага являются два огромных камня - «Девий» и «Гусь», веся­щие около 5 тонн каждый. Основ­ная масса этих камней скрыта в земле. Согласно древней легенде, в эти камни превратились остан­ки змея, поверженного Георгием Победоносцем.

Девий камень гладкий и нахо­дится на высоком склоне оврага, считается, что он лечит женское бесплодие. Второй камень, име­нуемый Гусем, имеет пупырчатую поверхность, словно покрытую «гусиной кожей», и лежит на дне оврага. Говорят, что этот камень действует лучше всякой виагры: стоит только посидеть на нем и мужская сила резко возрастает.

Надо отметить, что камни до сих пор считаются волшебными и способными исполнить любое доброе желание. Для этого не надо читать никаких заклинаний, достаточно все­го лишь прикоснуться к их поверхности и мыс­ленно загадать желание. Некоторые при этом для верности завязывают ленточку на ветке ближай­шего дерева. Говорят, что тогда камни обязатель­но помогут исполнить самое заветное желание.

НЕХОРОШЕЕ МЕСТО

Если два камня-великана пользуются доброй славой, то сам овраг, где они находятся, с дав­них времен считается нехорошим местом. Сей­час подобные места принято называть аномаль­ными зонами.

В небе над Коломенским не раз наблюдали НЛО, а в самом овраге отмечались загадочные исчезновения людей. В этой зоне нередко внезап­но разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса упорно указывает не на север, а в самый центр «заколдованного» оврага.

Хотя Голосовый овраг еще в 60-е годы XX века стал частью Москвы, смельчаков построить здесь жилые или производственные здания не нашлось, а потом это место в качестве лесопарка стало тер­риторией музея-заповедника. Овраг протягивает­ся строго с запада на восток и делит Коломенское на две приблизительно равные части. В одной из них находятся музеи, кафе, автостоянка и смо­тровая площадка, другую часть вполне можно на­звать дикой, здесь отсутствуют какие-либо строе­ния, тут можно увидеть лишь маленькие рощицы, поросшие травой холмы и заброшенный старый фруктовый сад.

На дне оврага бежит ручей, подпитываемый родниками. Согласно старинному преданию, род­ники образовались в тех местах, где ступали ко­пыта коня Георгия Победоносца. Любопытно, что вода ручья круглый год имеет одну и ту же температуру +4 градуса и не замерзает даже в очень сильные морозы. Это ее свойство до сих пор не могут объяснить ученые.

Аномальные свойства оврага мож­но объяснить тем, что прямо под ним, согласно геологическим данным, проходит один из самых больших разломов Русской платформы. Уче­ные из Института общей физики в 1995-96 годах провели в овраге за­меры электромагнитных полей. Ока­залось, что электромагнитное излучение в овраге более чем в 12 раз превышает норму, а у загадочных камней это превышение составляет 27 раз. Итак, разлом, находящейся под оврагом, является источником мощного излучения, которое при этом как бы рассекает естественное магнитное поле Земли.

Во время работы ученых овраг подтвердил свою дурную славу. Один из исследователей, проводив­ших замеры электромагнитных полей, внезапно был поднят какой-то неизвестной силой на высоту около 2,5 метра, затем его швырнуло на склон оврага. К счастью, пострадавший отделался лишь испу­гом, а вот магнитометр полностью вышел из строя.

ОВРАГ «РАБОТАЕТ» КАК МАШИНА ВРЕМЕНИ!

Возможно, именно из-за аномального электро­магнитного излучения в совокупности с какими-то еще неизвестными природными факторами Голосовый овраг иногда «работает» как самая настоя­щая машина времени. Одно из первых упоминаний о перемещении во времени в этом таинственном месте относится к XVII веку.

В старинной летописи описан поразительный случай. В 1621 году у царского дворца в Коло­менском случился большой переполох, стрель­цы захватили в плен прямо у ворот небольшой отряд татарских всадников. Пленники расска­зали, что являются воинами хана Девлет-Гирея, который в 1571 году со своим войском напал на Москву. Небольшой конный отряд из его войска, спасаясь от преследования, спустился в оку­танный густым зеленоватым туманом большой овраг, конники уверяли, что провели в нем край­не незначительное время, а когда выбрались от­туда, были захвачены стрельцами. Получалось, что за несколько минут в овраге для татарских всадников прошло 50 лет!

В это было трудно поверить, поэтому царь Михаил Федорович приказал учинить допрос с пристрастием, однако даже под пытками татар­ские воины продолжали твердить то же самое. На их правдивость также указывали устаревшее оружие и экипировка всадников, относящиеся к середине XVI века.

Случаи загадочного исчезновения жителей со­седних с оврагом сел (Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки) отмечены и в документах полицейского управления Московской губернии за период 1825-1917 годы. Например, в газе­те «Московские Ведомости» от 09.07.1832 года описан очень любопытный случай, который при­ключился с двумя крестьянами из деревни Са­довники.

В 1810 году крестьяне Архип Кузьмин и Иван Бочкарев вечером возвращались в свою деревню из села Дьякова. Зная о плохой славе оврага, они все же решили сократить дорогу и пройти че­рез него. Они смело вошли в густой туман, кото­рый клубился на дне оврага, и только попав в него, немного растерялись. Неожиданно перед ними возник «коридор, залитый белесоватым светом», они вошли в него и встретили стран­ных заросших шерстью людей, которые зна­ками указали им нужную дорогу. Когда кре­стьяне наконец-то добрались до своей де­ревни, оказалось, что прошел 21 год!

Их встретили постаревшие жены и по­взрослевшие дети, и даже внуки, успевшие родиться за это время. Архип и Иван были в настоящем шоке, они практически оказались живыми мертвецами, все их давно похорони­ли, односельчане их сторонились, ведь их возвращение они связывали с нечистой силой. Мало того, свое расследование этого случая предпри­няла полиция. В овраге решили провести экспе­римент: когда там в очередной раз сгустился ту­ман, один из крестьян зашел в него и снова ис­чез. Другой потерпевший после этого немного повредился в уме и вскоре покончил с собой.

Другой загадочный случай в Голо­совом овраге произошел в 1926 году. В густом тумане патрульный милици­онер внезапно наткнулся на «зарос­шего шерстью дикаря». Этот человек высотой в 2,5 метра был до того страшен, что милиционер расстрелял в него всю обойму. После этого «ди­карь» растворился в тумане. Было ли это реальное существо или призрач­ное видение - до сих пор неизвестно. Этому удивительному случаю была посвящена статья А. Рязанцева «Пи­онеры ловят лешего».

Хотя в последние годы исчезнове­ний людей в этом овраге не отмеча­лось, нельзя исключить, что в любой момент естественная «машина вре­мени» снова сможет заработать. Возможно, «клю­чом зажигания» для нее являются какие-то перио­дически возникающие космические или планетар­ные процессы.

Подготовил Виталий ГОЛУБЕВ

В Коломенском есть две популярные достопримечательности, это магические камни желаний. Они находятся недалеко от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи , в Голосовом овраге, в месте загадочном и даже аномальном. Увидеть необыкновенные глыбы можно издалека - растения и деревья возле них обвязаны цветными ленточками, а прикоснуться к ним стремятся многие из тех, кто приходит в музей-заповедник .

В древности на берегу Москвы-реки, на южной окраине столицы находилось село Дьяково. С севера оно было отделено от села Коломенского Голосовым оврагом.

Согласно легенде, Георгий Победоносец проскакал по Голосовому оврагу, здесь он сразился с чудовищем-змеем. В битве погиб его храбрый конь, останки которого превратились в священные камни, а на месте следов от копыт коня образовались родники.

Девий камень

Около Девьего камня всегда много женщин, желающих избавиться от женских недугов и забеременеть. По форме камень напоминает черепаху и есть предположение, что каждая выпуклость этой глыбы помогает справиться с болезнью определенного органа.

Гусь-камень (Мужской камень)

Считается, что Гусь-камень (по другой версии Конь-камень) обладает мощной энергетикой в отношении мужчин. Те из них, кто посидит на Гусь-камне, увеличит свою мужскую силу и репродуктивные способности. Если Девий камень редко бывает пустым, особенно в летнее время, то мужчин, верующих в целебные свойства Гусь-камня, значительно меньше.

Согласно поверью, чтобы обзавестись детьми, прийти к целебным глыбам лучше вдвоем, а для верности - надо попить святую воду из родника и привязать ленточку на дерево возле камня.

Эти глыбы из кварцевого песчаника остались после таяния огромного ледника. Вес каждого камня около пяти тонн, а на поверхности земли находятся лишь их верхние части. Еще с языческих времен Голосовой овраг считался священными местом, жители поклонялись камням и совершали здесь обряды. Предполагают, что раньше овраг назывался Волосовым по имени языческого бога Волоса.

Раскрыть тайну происходящих здесь чудес решили ученые. Они определили, что с поверхности глыб исходит очень сильное излучение и все, кто прикасается к ним оказывается в зоне электромагнитного поля. Возможно, что именно этот своего рода сеанс физиотерапии и помогает избавиться от болезни.

Так или иначе, но Гусь и Девий камни, по всей видимости, не утратили своих волшебных свойств до наших дней. Ведь самое главное - прийти сюда с добрыми мыслями, пожелать добра себе и другим, а также верить, что ваше желание исполнится.

Итак, Коломенское. Один из прекрасных парков юга Москвы. И есть на территории этого музея-заповедника такое таинственное и загадочное место как Голосов овраг. Вот что говорит нам про него Википедия:

Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Я мне всегда интересны подобные места, и сегодня я наконец выбрался в Коломенское. Это удивительно красивое место.

Это вход, если идти со стороны метро Коломенское. Можно еще от Каширской. Вообще от Коломенской чуть дальше, но пападаем сразу в архитекткрно историческую часть музея, от Каширской в парковую часть. Правда сейчас в парковой части построили деревянный дворец, так что там тоже очень интересно. Но я шел именно в Голосов овраг. Кстати, этот овраг делит парк примерно на две равные части.
Когда я почти дошел до оврага, мой путь пересек странный пешеход.

Пересек дорогу и улетел. Удивительно.
Про этот овраг существует несколько легенд:
Так, в летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
Мистические истории продолжались и дальше. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом». Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся.
Такие случаи описаны не только в древних летописях, но и в советской печати. Так, в 1926 году местный милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» ростом более двух метров. Страж порядка вытащил пистолет, но таинственное существо мгновенно исчезло в тумане. К поиску необычного гостя подключились местные школьники. Однако следов его пребывания обнаружить так и не удалось. Зато на страницах одной из столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего».
Что бы смотреть весь овраг лучше всего двигаться от места впадения ручья в Москва-реку против течения.

Ручей питают родники, их много. Именно благодаря им он и становится к конце полноводным.

Главная достопримечательность этого места два магических камня. При чем магических без кавычек, в полном смысле этого слова. Они имеют огромную энергетику, это легко почувствовать просто прикоснувшись в ним. По легенде, эти камни образовались в результате боя Георгия Победоносца со Змием. Змий разодрал брюхо коня, внутренности выпали и окаменели - так образовался Девий камень, а голова коня стала Конь-камнем. Камни почитались еще с языческих времен - считалось, что в них живут духи. Здесь проводились обряды, божествам поклонялись и приносились жертвы.
Так называемый "девий" камень находится по середине крутого склона. Лестница почти вся развалилась и карабкаться к нему тяжело. Если идет дождь и склон мокрый, я думаю это и вовсе не реально. Мне путь к нему преградил Зверь.

Подойти к камню удалось не сразу. Очень много женщин решают свои проблемы.

А вот "конь-камень", который считается мужским был абсолютно свободен. Видимо у мужчин проблем гораздо меньше или решать они их предпочитают другими способами. Вот как раз его энергетику я ощутил в полном объеме. Это действительно Место Силы. Там еще йоги часто занимаются.

А вот теперь хочу рассказать про самое интересное. Не доходя камней, если идти от реки, есть одно ответвление оврага. Вот это и есть так сказать "эпицентр" всех аномалий. Это место вообще почти ни кто не замечает, все идут мимо, вдоль ручья. И сама энергетика его как-бы отталкивает, делает его невидимым. Если все же в него заходишь, хочется поскорее уйти. Я понял, что именно там находится "разлом миров", то самое место где и происходили все исчезновения и таинственные явления. Оттуда попадают в наш мир сущности, которых тут иногда можно встретить.

Весь интернет завален фотографиями Велесова оврага, ручья и камней, а это место как-то совсем проигнорировано. Объяснить это можно тем, что оно не притягивает, а наоборот отталкивает внимание. Аномальная зона в Коломенском действительно существует.

(До этого мы ходили на загадки Кремля и тайные знаки. Отчеты о прошлых экскурсиях можно найти у меня в журнале.)
Начну с краткой исторической справки, официальной информации, так сказать...

Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание - в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина Московских великих князей, затем царей.
Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича - Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667-1668 гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.

Ну а теперь про загадки. Что интересного мы узнали из экскурсии:

Про загадочное исчезновение племени Меря, которое жило здесь изначально. Ну то есть вроде как жило оно,а потом вдруг исчезло.
Наш экскурсовод высказал предположение про существование временного портала здесь, но к этому мы вернемся позже.

Интересная теория происхождения названия "Коломенское": вроде как населяли эту землю римляне, среди которых был военачальник Коломен, и при археологических раскопках была даже обнаружена могильная плита с соответствующей надписью.

Оба предположения кажутся фантастикой, но ведь на то и тайны...

Ну вот мы и подходим к самому загадочному месту Коломенского - Голосову/Волосову/Велесовому оврагу.

Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) - овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение, - Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Прежде всего, овраг - культовое место язычников. Про камни скажем позже, а пока вернемся к якобы временному порталу Коломенского, который и находится в этом овраге. Помимо слухов, что здесь живут существа, похожие на снежного человека, есть два совершенно конкретных случая, которые были описаны в газетах тех времен.
В 1810 г. два крестьянина возвращались ночью домой и решили пройти через вышеуказанный овраг, в котором время от времени очевидцы отмечали зеленоватое свечение. Ну прошли через овраг и вышли благополучно к своей деревне, только вышли они туда уже в 1831 году. Потом было расследование, которое от к чему так и не привело...
А второй случай связан с войсками Девлет-Гирея, которые удирали из Москвы как через этот овраг. В итоге хм повязала стража, но уже через 50 лет после нашествия. Стража сильно удивилась таким гостям.
Что это, легенды, выдумка или правда, непонятно...
Тем более, что газет, описывающих эти феномены, так и не нашли...
А вот то, что касается загадочных камней, это факт. Собственно и сейчас ходят многочисленные поверья про женский и мужской камни.
На деле камней там гораздо больше. Считается, что их то ли 8,то ли 9.

Теплый камень

Гусь-камень

Девин камень

Согласно легенде, вышеупомянутый временной портал и расположен между Гусь- и Девиным камнями.

Здесь недалеко расположены родники, один с хорошей водой,а другой с плохой, опять же согласно легенде.

Существует еще одна легенда происхождения оврага: в этом месте Георгий Победоносец сражался со змием, и когда он промахивался, то появились родники.

Ну а что касается церквей:

Василий III выстроил здесь в 1528-1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения.

Фотографии нет,поэтому картинка.

Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547-1554 гг. построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Считается, что этот храм в какой-то мере - прототип собора Василия Блаженного

Нас интересуют, прежде всего, подземные ходы. Этим вопросом активно занимался любитель подземелий и библиотеки Ивана Грозного Стеллецкий. Искал он либерию и здесь,вроде были у него какие-то факты,он нашел подземные ходы под обеими церквями. Однако, когда он был уже в шаге от цели, раскопки, как водится, запретили.
Но зато он отметил удивительные холмы на территории, которые есть и по сей день.

Так вот холмы песчаные,а почва здесь - суглинок. Как такое может быть?
Впоследствии к этому вопросу вернулись,когда реставрировали храм к Олимпиаде в Москве. Тогда опять наткнулись на подземный ход из церкви и лестницу, и опять разрешения на раскопки не дали. Однако при консервации хода, исследователи заметили, что в подземельях кто-то был...но, как водится, дальше дело не пошло.
Что это за подземные ходы и по сей день загадка...
Но может быть найдутся исследователи и на этот раз, и мы узнаем, какие тайны хранят подземелья Коломенского...

а Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли...

Голосов (Велесов) овраг в Коломенском

История оврага

Вот, наконец, нашлось время написать о весьма непростом и сильном месте, расположенном, что называется, под носом у любого москвича. Оказывается, и ехать-то никуда не надо. Прямо в черте города, в этнографическом музее-заповеднике Коломенское, находится известный с XI-XII веков овраг, который сейчас называют Голосовым. В разные времена овраг называли по-разному: Голос-овраг, Садовнический (Садовнин) ручей, Коломенский ручей (овраг), Дворцовый овраг, Казённый овраг, Царский овраг, Власов (Власиев) овраг.

Длина ручья, протекающего по дну оврага - около 1 км, оврага - около 1,3 км. Работы по восстановлению и укреплению русла ручья и сооружению лестничных спусков к нему по склонам оврага проведены в 2006-2007 гг. Работы были начаты в связи с решением сделать из Коломенского этнографический музей-заповедник. Многие, наверное, подумали: «ну наконец-то». На самом деле не о москвичах забота, просто из Коломенского решили сделать «валютный пылесос» - вся эта суета придумана ради автобусов с контингентом, именуемым гордым словом «интурист». Ну и то хорошо, хоть продуктовый рынок-гадюшник убрали под эту марку.


У верховьев оврага в прошлом располагалась Садовая слобода (село Садовники). Низовья находятся между бывшими сёлами Коломенское и Дьяково. Коломенский ручей (овраг) - по названию села Коломенское, другие названия связаны с тем, что это село в XV-XVII вв. было царской усадьбой.

Сначала приведу некоторые известные и очевидные факты. Предположения (есть такие) о том, что «Голосов» - это такая фамилия была, из тех, кто проживал рядом с оврагом, не выдерживает никакой критики. Название «го’лосов», вне всякого сомнения, является трансформацией слова «во’лосов», т.е. – Велесов. Велес (Волос) – бог скота и властитель подземного царства и недр в пантеоне дохристианских богов. Как известно, в дохристианские времена никакого единобожия не было. Богов было много, однако Велес был одним из древнейших . В радзивилловской летописи указано: «Црь же Леонь с Олексанромъ миръ сотвориста со Олгомъ, имьшеся по дань, и роте заходивше межы собой: целовавшее крстъ, а Олга водившее на роту и муж(и) ег(о) по русскому закону, кляшася оружемъ своим, и Перуномъ, бгом своим, и Волосомъ, скотемъ бгомъ. И утвердиша миръ».

Приведенная ниже иллюстрация из Радзивилловской летописи повествует о приеме послов князем Владимиром, тем самым, который сначала поставил языческих идолов (кумиров) в Киеве, и сам же поклонялся им, а потом... И называется он теперь не иначе, как Владимир Красно Солнышко, креститель Руси. То еще "солнышко", упырь и предатель. Ну, это мое мнение, личное. Не обращайте внимания.

По данным археологов, на этом берегу всегда были поселения. Сначала финно-угорских племен (II-I вв. до н.э.), позднее – славянских. До 1917 г. на территории нынешнего музея Коломенское располагалось четыре села – Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Остатки сел Садовники и Новинки помню даже я. В 70-х годах прошлого (подумать только) века, полтора десятка дворов села Новинки оставались еще на стороне той одноименной улицы, где теперь парк. А в село Садовники мы мальчишками лазили за яблоками, особенно ценился нами сорт «белый налив».

На фото ниже - здание правления колхоза "Огородный гигант", сгорело в 1997 г. Колхоз имел много земли на правом и левом берегу Москвы-реки. В юности мы пололи свеклу, помогая этому колхозу. На левый берег переправлялись на пароме, сейчас паромной переправы в этом месте нет. Свекла была, я вам скажу, нехилых размеров. Название - оправдывает.

Село Садовники находилось как раз около начала оврага, там, где сейчас проспект Андропова. А на месте села Новинки теперь строят «потемкинскую деревню» - срубы-новоделы для интуриста. Лучше бы оставили настоящее село, там были дома по 150-200 лет стоявшие. Осталось только два настоящих дома от этого села – на углу справа при входе с улицы Новинки дом купчика средней руки (заброшенный и ветхий), и чуть дальше каменный, зажиточного селянина с «оптимистичной» фамилией Гробовой (покрашенный и отреставрированный). Кстати, семья Гробовых до революции выпускала неплохие открытки с видами Москвы. Существовал, говорят, приличный и раскрученный фотографический салон "Карасев и Гробовой". Когда идешь не по асфальту, а по тропинкам, до сих пор иной раз попадаются под ногами кованые гвозди…

Некоторые исследователи полагают, что название Велесов - овраг получил от предположительно расположенных непосредственно в овраге древних языческих капищ (жертвенников). Позволю себе в этом усомниться. Капища обычно располагались на возвышенностях, а также в дубравах, но никак не в оврагах. По всей видимости, древнее языческое капище располагалось на высокой стороне Велесова оврага. Там, где сейчас возвышается Храм Вознесения Господня .

Есть еще кое-какие наблюдения, позволяющие сделать такие выводы. Но об этом позже. Не исключено, что высокий холм на берегу Москвы-реки назывался раньше Велесовым, потому и овраг, расположенный рядом, тоже назывался Велесовым. После того, как язычников стали выжигать каленым железом, капище могло быть перенесено в овраг, подальше от посторонних глаз. Но до XI в. прятать языческий алтарь в овраг - уж точно не было никакой необходимости.

Позднее, к XVIII веку в некоторых письменных источниках овраг в Коломенском упоминается уже как Власиев. Святой Власий является христианской интерпретацией всего, что прежде было связано с именем Велеса, скотьего бога. Так же как и Велес, святой Власий является покровителем скота и всего, что связано с достатком. В каком веке овраг получил название Голосов – история умалчивает. Возможно, в дело овражной топонимики вмешалась христианская церковь, переименовав овраг так, чтобы мало кому пришло в голову сопоставить название «голосов овраг» с чем-то языческим. Данное предположение не лишено смысла. Все, кто был в Коломенском, наверняка обратил внимание, что около каждого строения и даже около некоторых дубов в парке - располагаются основательно сделанные таблички, где подробнейшим образом изложена вся информация об «объекте». А в овраге, который нынче более-менее облагорожен, нет ничего – ни указателей, ни названий. Ни единой таблички, кроме предупреждения Росздравнадзора, не рекомендующее употреблять воду из родников.

На обоих камнях, о которых речь пойдет дальше, сидело по несколько человек. Но они были совершенно не в курсе, что это за камни и что за овраг. Слышали что-то, что, мол, от чего-то там помогает. Пришлось рассказать. Некоторые сидящие на камнях даже не могли взять в толк, почему один из камней засыпан монетами, а трава рядом увешана ленточками. Надо думать, позиция администрации музея Коломенское очевидна – размещение стендов в овраге явно не понравится православному епископу, курирующему храмы в Коломенском. А люди-то все равно идут к камням. Кстати, именно поэтому фото камней, приведенных в этой статье, пришлось взять из Интернет. Не сгонять же с камня несколько человек только для того, чтобы сделать фото.

Путешествие по оврагу

Итак, вернемся к оврагу. Если начинать путешествие по Голосову (Велесову) оврагу от набережной Москвы-реки (а именно так я и сделал, и рекомендую так сделать), стоит обратить внимание на родники, расположенные в 200 метрах правее впадения ручья в реку. Как раз под тем местом, где выше расположен Храм Вознесения Господня. Поскольку визит мой был в чем-то исследовательским, я проверял также энергетику родников. Так вот, самая сильная энергетика, по моему мнению, у первого родника, если идти по дороге, спускающейся с кручи к набережной. Вода там еле капает, но, по всей видимости, это именно та вода, которая необходима. Несколько родников, расположенных дальше, вдоль набережной, тоже имеют сигнал, но гораздо более слабый.

На фото ниже - "правильный" родник, тот, что расположен под Храмом Вознесения Господня.

Совсем невнятный сигнал – у родников, находящихся в самом овраге, в непосредственной близости от камней. Более того, впечатление от этих родников совсем испортил бомжеватого вида мужчина, нагло среди бела дня раздевшийся до трусов и принимавший бомжеомовение. Здоровья ему такое омовение уж точно не добавит. Хотя зачем бомжу здоровье? Ему бы помыться хоть где-нибудь… Одним словом, благодатность воды родников, бьющих в самом овраге, у меня вызвала сомнения. Рамки я с собой не брал, чтобы «не привлекать внимание отдыхающих», ловил сигнал рукой – почти ничего. Имеющийся маятник на эти родники тоже никак не реагировал.

Но вернемся к устью ручья. Непосредственно у набережной ручей из оврага стекает по желобу довольно быстрым потоком. В этом месте сигнал очень сильный. Если кого-то интересует вопрос оккультной чистки предметов, можно рекомендовать именно это место. Предмет, подлежащий чистке, следует привязать крепкой бечевкой и поместить в падающий по желобу поток минут на двадцать хотя бы.

Двигаясь дальше по дну оврага, обнаруживаем два пруда. Берега забетонированы и обнесены невысоким заборчиком. Заборчик сделали по делу. Помню, как мой пес сунулся попить с берега и кувырнулся в воду. А берега отвесные. Пришлось вытаскивать уже захлебнувшегося пса буквально за шкирку. Интересно, что просто попить из текущего рядом ручья собаке почему-то не пришло в голову. С точки зрения энергетики пруды мне показались неинтересными.

Проходим еще метров двести вдоль ручья от устья к истоку и выходим на поляну, расположенную на дне оврага. Слева – лестница, ведущая на холм, где расположен Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывшее село Дьяково) , справа – лестница, ведущая в «цивилизованный» нынче парк Коломенское (бывшее село Коломенское). Вот здесь появились сигналы. Погода хорошая, тепло. Но на траве, растущей на дне оврага – обильная роса.

Чтобы понять, это надо видеть. Довольно жарко, поляна открыта, солнце светит. А у земли... такой жутковатый холодок. Энергетика сильная, но я бы не сказал, что благостная.

На фото - поляна на дне Велесова оврага. Лестница ведет к Храму Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Помню, возле Храма Усекновения Главы Иоанна лазили еще мальчишками. Тогда это был заброшенный храм, рядом довольно большое кладбище с поваленными замшелыми плитами. Запустение. Такая охватывала жуть, что хотелось как можно быстрее покинуть это место. В те времена (70-е годы прошлого века) ходили рассказы о появляющихся в окрестностях храма привидениях в виде полупрозрачных женских фигур в длинных белых одеяниях и с распущенными волосами. Лично я этих привидений не видел, но вполне допускаю, что они там были и есть. Известно, что этот храм построен в честь восшествия на престол царя Ивана IV. А уж Иван-то Грозный вполне мог замуровать в фундамент храма десяток-другой дев в белых одеяниях, причем живьем, тот еще был изверг и средневековый мистик. До сих пор мои ноги отказываются направиться к этому храму, который в настоящее время приведен в порядок и открыт для посещения. Однако – желания пойти на это место нет никакого.

На фото - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Отвечаю - жутковатое место. Уж не знаю, какие там проходят нынче службы и кто туда ходит. Может, какие-нибудь тайные поклонники сериала "Семейка Адамс"... Ощутите (кто умеет) энергетику места и храма. Я, к примеру, туда никогда не пойду.

Кстати, именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Ивана Грозного известный археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.

И тут опять вспоминаются привидения. Общеизвестно, что клады во времена Ивана Грозного защищались от посягательств, в том числе путем человеческих жертвоприношений и формирования магической защиты. Сомневаюсь, что археолог в 1938 г. испугался бы протестующих жителей села Дьяково. В эти годы плевать было всем на каких-то там жителей. Всем протестующим жителям советское государство всегда готово было предоставить отдельный неотапливаемый барак на Колыме. Скорее всего, археологу объяснили именно сущности, что ему и его семье будет, если он полезет в этот холм. Вот он и «сдулся». Не есть ли те женские фигуры-привидения замурованными при сокрытии библиотеки Ивана Грозного жертвами-хранителями?

Ну, а что овраг? Вероятно, именно в этом месте, где сейчас та самая сигналящая поляна, пропал на 50 лет, а потом опять появился отряд татарских всадников. В летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их, понятное дело, окружили стрельцы и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году. Надеясь уйти от преследования, конный отряд в том же 1571 г. спустился в Голосов (Велесов) овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а «вынырнули» лишь через 50 лет. Понятное дело, в такие чудеса никто не поверил, и стрельцы царя Алексея Михайловича подвергли пленных татар чудовищным пыткам. Но пленные стояли на своем – они-мол воины Девлет-Гирея. Хотя хан к моменту пленения отряда давно уже умер (от чумы в 1577 г.). Примечательно, что оружие и экипировка отряда не соответствовали вооружению описываемого времени, а походили на образцы середины XVI столетия.

По утверждению историков в Голосовом овраге и впоследствии неоднократно отмечались случаи загадочного исчезновения жителей из соседних сел. В частности, в документах полицейского управления Московской губернии говорится о двух крестьянах, Архипе Кузьмине и Иване Бочкареве, без вести пропавших в 1810 году и вдруг появившихся спустя 21 год!

Возвращаясь ночью домой из Дьяково в Садовники, приятели решили сократить путь и пройти Голосовым оврагом, хотя это место давно считалось «нечистым» (по христианским, разумеется, понятиям) - крестьяне окрестных сел избегали соваться в овраг. На дне оврага клубился густой туман, мужики сунулись туда и… потеряли ориентировку. Когда тропинка нашлась, крестьяне продолжили путь. А когда пришли в родное село, то увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет и с трудом их узнали. Можно было вполне отнести эту историю к разряду городских баек о приключениях подвыпивших мужиков, если бы не документы полицейского управления, которое в начале XIX вряд ли было расположено к подобного рода шуткам. Более того, по настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в прострацию и впоследствии покончил с собой. Этот случай вполне документален и описан в газете "Московские Ведомости" от 9 июля 1832 года.

Пройдя еще метров пятьсот, обнаруживаем группу родников, и рядом с руслом ручья первый Камень.

Родники и камни в Голосовом овраге

Про родники, расположенные непосредственно в овраге, я уже писал. Эту группу родников называют «Кадочка». По мнению геологов, родники в Велесовом овраге образовались примерно полторы-две тысячи лет тому назад в результате геологического смещения пород и разгрузки нижнемелового водоносного пласта. Православная легенда так объясняет происхождение этих родников: гнался Георгий Победоносец за Змеем, скакал на лихом коне, под копытами которого возникали многочисленные ключи. Говорят, в прежние времена родников на дне Велесова оврага было множество. Самый большой называли Георгиевским (понятно почему), остальные в честь святых апостолов.

На фото - один из родников группы "Кадочка". В соседнем (справа, не стал снимать) в этот момент принимает омовение бомж, разложив вокруг свои нехитрые пожитки.

Поскольку целью моего путешествия были в том числе и «полевые исследования», сообщаю, что никакой особенной позитивной энергетики, излучаемой родниками группы «Кадочка», я не почувствовал. Если уж брать «позитивную» воду, то совсем не из этих родников, а из первого родника, бьющего под Храмом Вознесения , на набережной Москвы-реки. Вот там да – энергетика чувствуется. Но как раз из этого родника воду-то никто и не берет. Немаловажно, что холм, который венчает Храм Вознесения, столетиями никто не трогал. Любые раскопки в этом месте были и есть - строжайше запрещены. В древние времена понятно почему, в социалистические – просто потому, что боялись оползня и разрушения Храма. Как-никак, шедевр мировой архитектуры, первый каменный шатровый храм на Руси, дорогая работа италийских мастеров.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого всегда бил ключ, считавшийся еще в XVI в. чудодейственным (!). Место очень даже соответствовало итальянским трактатам, по ним этот родник (ключ) отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».

На фото - один из "правильных" родников, расположенный под Храмом Вознесения.

Об этом, кстати, я узнал еще мальчишкой. Однажды к роднику, где мы сидели с группой приятелей и маялись дурью - пили, извините за подробности, портвейн известной марки «три топора» (а что еще делать молодежи в парке в 15 лет в 70-е годы), спустился священник. Сбегая по крутой тропинке к роднику, священник подбирал рясу, чтобы ненароком не наступить на нее. Под рясой (что интересно) были отличные синие джинсы – недосягаемая мечта всех юношей 70-х. Но я не об этом.

Священник испил воды из родника и рассказал нам, непутевым потребителям дешевого портвейна, о роднике и Храме. По словам священника, в воде этого родника содержатся в немалом количестве ионы серебра. По его мнению, существуют даже вполне правдоподобные версии, откуда в воде родника серебро. Якобы под храмом был сделан глубокий колодец, спускающийся на глубину не менее 50 метров, до водоносного слоя. А стенки колодца выложили из толстых серебряных листов, соединенных клепкой. Может это, конечно, легенда. Не знаю. Рассказываю то, что услышал сам от священника, которому врать, вроде как, не было особого смысла. Так вот, «сильный» родник в Коломенском есть. Но искать его надо не в Велесовом овраге, а под Храмом Вознесения, на набережной Москвы-реки.

Первый камень, который находится рядом с руслом ручья, называют Гусь-Камень. Вероятно, название образовалось от ассоциаций с формой - камень действительно походит на лежащую крупную птицу-гуся.

Когда я подошел к камню, на нем (скромненько этак, с краю), сняв обувь, расположился мужчина, весь вид которого выдавал в нем одинокого, лет сорока, мужчину-технаря, не чуждого эзотерики. Мужчина грустил и, судя по позе и сигналам руки (не спрашивать же), банально лечил свой простатит. Считается, что Гусь-Камень – мужской. Я, однако, строгой «половой принадлежности» камня не уловил. Сигнал от камня имелся, но я бы не сказал, что сильный. Возможно, я просто пришел не в то время и не к той Луне. Но сигнал был, и совершенно четкий.

Поняв, что мужчина «в теме», я спокойно достал маятник и компас. Маятник описал нечеткий овал, а компас указал на «север» совсем не туда, где на самом деле Север. Грустный мужчина не преминул отметить, что «сегодня энергетика камня несколько не та, слабовата». Да я, собственно говоря, и сам это заметил. По моему, разумеется, субъективному мнению, Гусь-Камень помогает лечению мужских (урологических) заболеваний: простатит, бесплодие, камни в мочевом пузыре. Помогает определиться с жизненными целями и приоритетами. То, что называют «расставить точки над ё». По всей видимости, может помочь тем (неважно, женщина это или мужчина), кто честно стремится к собственному развитию в разных областях – карьера, личная жизнь, совершенствование, поиск ориентиров.

Через пару минут (я еле успел «зарядить» на камне некий предмет, который мне нужен для работы) к Гусь-Камню подошла большая компания. Все загалдели, засуетились… Пришлось ретироваться и направиться по деревянной лесенке вверх, ко второму камню.

Лесенка содержит местами сломанные деревянные ступени (не доходят почему-то руки у администрации). Пойдете – будьте аккуратнее, лесенка как специально сделана таким образом, что ненароком оступившийся наверняка переломает себе ноги. Поднявшись, находим Девичий (Девий) Камень. Позволю себе усомниться в правильности названия. Я думаю, что на самом деле – это Дивий Камень. От слова «диво», чудо. Камень этот считается «женским». Но, честно вам скажу, я опять не почувствовал ничего, что указывало бы на то, что этот камень – исключительно женский. Вид камня и сигналы, которые в описываемый день оказались значительно сильнее, чем у Гусь-Камня, позволяют предположить, что он помогает в лечении заболеваний, связанных с так называемыми «полыми» органами: матка, яичники, почки, мочевой пузырь, легкие. Бесплодие тоже.

На Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли.

Печально, что в Велесовом овраге нет вообще никакой информации ни о камнях, ни о родниках. Ничего. Приходят разные досужие ходоки, хохмят, сидя на Дивьем Камне… А потом все удивляются – откуда у женщины взялись серьезные проблемы по-женски…

Так нормальные-то люди ходят с умом и чувством, просят. Оставляют монетки прямо на камне, ленточки вяжут на лебеде, что растет выше по склону. А приходит некая досужая курица, садится своей широкой задницей на эти монетки, и глумится, шутит… Понаблюдал я эту картину и пришел к выводу, что Девичий (Дивий) Камень имеет способность человеческую дурь перераспределять. Ну и правильно.

Примечания

1. Радзивилловская или Кёнигсбергская летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века - собственно Радзивилловском и Московско-Академическом. Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовыми записями до 1206 г. от Р.Х.

2. Для любителей покопаться и поспорить. "Боги славянского и русского язычества", Д. Гаврилов, С. Ермаков. Изд. "Ганга", 2009. ISBN 978-5-98882-074-1

3. Храм был построен в 1547 г. по указу Ивана Грозного в память его венчания на царство, а также как моление о даровании наследника. Зодчие, предположительно, Барма и Постник. Этот уникальный памятник древнерусского зодчества является предшественником (!) собора Василия Блаженного на Красной площади. Т.е. храм этот древнее известного собора на Красной площади. Закрыт в 1924 г. и долгое время был заброшен. Богослужения возобновлены в 1992 г.

4. Храм Вознесения Господня в Коломенском построен в 1528 - 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника престола.

Суханов Валерий Юрьевич



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло