Положительные и отрицательные внешние эффекты. Причины появления отрицательных внешних эффектов

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

1 Отрицательный внешний эффект

Предельные индивидуальные издержки (МРС ) - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты (график предложения на рынке).

Предельные внешние издержки (МЕС ) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные общественные издержки (MSC) - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек (график возможного предложения с учетом отрицательного эффекта).

При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли (ТЕС = MSC * Q ) С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

На рис.1 иллюстрируется отрицательный внешний эффект; видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности (Ps,Qs). В условиях свободной конкуренции и при наличии отрицательного внешнего эффекта происходит занижение цены в сравнении с эффективной и завышение объема производства в сравнении с эффективным (Qp>Qs;Pp

Положительные внешние эффекты

Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считаютвнешними выгодами данного вида деятельности. Например, фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

2 Положительный внешний эффект

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара (график спроса на рынке).

G - это дополнительная полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы продукции третьими лицами, которая не принимается во внимание участниками сделки и не компенсируется производителю продукции.

Предельная внешняя полезность (МSВ) товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара (возможный график спроса на товар с учетом внешнего положительного эффекта).

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц. (ТЕB = MSB *Q)

В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при свободной конкуренции. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. (Qp

Отрицательный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких - либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм .

Данный эффект имеет место, когда, например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате чего у жителей увеличиваются моральные и материальные потери (на лекарства). Поскольку комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки (MPC ) оказываются ниже предельных общественных издержек (MSC ), т.к. не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 60).

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет при цене . Рыночное равновесие устанавливается в точке , в которой предложение, равное предельным частным издержкам MPC, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е.

MPC = MSB.

Между тем, предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки (MEC ):

MSC = MPC + MEC.

Если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до при росте цены до . В точке предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам: MSB = MSC. Однако в этой точке не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды, но они существенно уменьшаются. Площадь треугольника показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению эффективным объеме , т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.



Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов

1. Запрет на производство и потребление некоторых продуктов. Так, во многих странах запрещено курение в государственных учреждениях и общественных местах.

MSC = MPC+MEC


A S = MРC

Рис. 60. Отрицательный внешний эффект

2. Введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и др.).

4. Рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов. Обычно применяется, когда величина отрицательных внешних эффектов не должна превышать некоторого критического значения. Так, если в озеро можно слить не более 50т ядовитых отходов в год, то государство может предложить к продаже 50 лицензий на слив отходов по 1 т каждая.

5. Интернализация внешнего эффекта, т.е. превращение внешних издержек в частные. Этот метод удобно применять, когда имеются две фирмы, одна из которых является источником отрицательного внешнего эффекта, а другая вынуждена нейтрализовать его, увеличивая свои издержки. Тогда в результате объединения таких фирм внешние издержки превращаются во «внутреннее дело» новой фирмы. В качестве примера можно привести нефтеперерабатывающий завод, сливающий отходы в озеро, и рыбаловецкое хозяйство, вынужденное ловить рыбу в более удаленных местах, чем раньше. Если они объединятся, то проблему загрязнения озера придется решать совместно.

6. Налог Пигу, или корректирующий налог. Данный налогустанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемую предприятием, производящим отрицательные внешние эффекты. Для того чтобы этот налог компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно - оптимальном выпуске.

7. Теорема Коуза, котораяутверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

Для того, чтобы сделка состоялась, необходимы два условия:

· пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Тогда он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб.

· издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики.

Положения теоремы Коуза можно применять когда, например, фирма строит автомобильную дорогу, проходящую по земле фермера. Если фермер является собственником земли, то он может требовать компенсации причинного строительством ущерба.

8. Установление норм или стандартов по вредным выбросам.

Общественные блага

Все экономические блага подразделяются на частные, общественные и смешанные.

Существует два критерия этой классификации благ.

  1. Конкуренция разных сравниваемых благ в потреблении.

Конкурентные блага – такие блага, получение выгод от потребления которых одним субъектом делает невозможным получение их другими субъектами.

Неконкурентные блага такие блага, потребление которых одним человеком, не уменьшает их доступности для других . С увеличением числа потребителей конкурентного блага уровень потребления каждого их них не уменьшается. Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

  1. Возможность исключаемости из потребления различных благ.

Исключаемые блага – блага, обладание правом использования которых одним субъектом делает возможным исключение из потребления данного блага других субъектов. Исключаемые блага являются делимыми.

Неисключаемые блага – это блага, правом пользования которых невозможно лишить кого-либо, даже если он отказывается за него платить . Неисключаемые блага являются неделимыми .

Чистые частные блага являются конкурентными и исключаемыми.

Чистые общественные блага являются неконкурентными и неисключаемыми.

Чистое частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (компьютеры).

Чистое общественное благо – это такое благо, которое не может быть разделено на единицы потребления, продаваемые по своим ценам (уличное освещение, национальная оборона и т.п.).

В «чистом» виде частные и общественные блага редко существуют. Многие блага являются смешанными . Выделяют два вида смешанных благ:

  1. Перегружаемые. По таким благам свойство неконкурентности соблюдается до определенного уровня потребления (автомобильная дорога).
  2. Исключаемые, но неконкурентные (общественный транспорт, театральные спектакли).

P DA DB DC Dcos = ∑qi

(тыс. руб.


Рис. 61. Определение совокупного спроса на чистое частное благо

P 30

(тыс. руб.

за ед.) Dcos = ∑qi

15

DC

DB

Рис. 62. Определение совокупного спроса на чистое общественное благо

Общий объем предложения:

По частным благам: ;

По общественным благам: .

Общий объем спроса частных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по горизонтали (рис. 61).

Общий объем спроса общественных благ определяется суммированием кривых индивидуального спроса по вертикали и отражает суммарную величину предельных выгод, получаемых индивидами от имеющегося наличного объема. Дело в том, что хотя потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере (рис. 62) наибольшую выгоду получает потребитель С, а наименьшую – потребитель А. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако получить такую информацию практически невозможно. Поэтому функция спроса на общественное благо является условной и рассчитывается по следующей формуле:

Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимоот того, платят они за него или нет, то возникает желание получитьэто благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования данной проблемы производство общественных благ бывает ниже эффективного. Общественные блага обычно производятся при участии государства за счет налогообложения.

Неделимость в потреблении общественного блага не означает, что его объем не может изменяться. Так, например, объем услуги по обороне страны может быть измерен интегральным показателем боеспособности армии (числом дивизий или ракет и др.). Объем услуг маяка может быть измерен радиусом его действия.

Рынка общественных благ в обычном смысле не существует, поэтому нельзя говорить об их рыночной цене и кривых спроса и предложения. Вместе с тем, при определении оптимального объема общественного блага все же используют те же идеи, что и в случае частных благ. Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек . Предельные общественные издержки производства общественного блага (MCоб) есть прирост общественных издержек при увеличении объема этого блага на единицу. Например, MCоб услуг маяка равны расходам на увеличение радиуса его действия на 1 км и т.д. Роль кривой спроса выполняет суммарная кривая спроса всех индивидов . В точке пересечения данных кривых определяется оптимальный объем общественного блага Q0 (рис. 63).



Рис. 63. Оптимальный объем общественного блага

Однако на уровне государства данное условие может не выполняться, поскольку здесь важную роль играют политические и социальные факторы . Обычно, какие общественные блага производить и в каком объеме определяется в период проведения предвыборных компаний, на встречах кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти и избирателей.

В экономической науке проблема коллективного предоставления общественных благ и участия членов общества в его финансировании является исходным пунктом в теории общественного выбора. В условиях прямой демократии доля индивида в финансировании общественного блага должна соответствовать предельной полезности общественного блага для него, а в условиях представительной демократии решение принимается в интересах среднего избирателя.

Ключевые понятия

Внешние эффекты. Положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты. Интернализация внешнего эффекта. Налог Пигу. Теорема Коуза. Общественные блага. Конкурентные блага. Неконкурентные блага. Исключаемые блага. Неисключаемые блага. Частные блага. Смешанные блага.

Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства. Поэтому при отрицательных внешних эффектах частные предельные издержки про­изводства всегда ниже общественных предельных издержек производ­ства. Следствием этого является пе­репроизводство блага и заниженная его цена.

Предположим, что производство единицы продукта сопровож­дается внешними затратами в размере E руб. К тому же положим, что эта величина не зависит от объема выпуска. Поэтому внешние затраты на рис. 10-5 представлены горизонталь­ной прямой ЕС. Допустим также, что соблюдаются условия со­вершенной конкуренции и рыночная цена товара Р. Фирма, стремясь к максимуму прибыли, выбирает объем производства q 1 , при которомпредельные частные затраты (MPC) равны ры­ночной цене P . Предельные частные затраты не включают в себяпредельные внешние затраты(MEC) в случае существования отри­цательных внешних эффектов. В предельные индивидуальные затраты включается только стоимость услуг тех ресурсов, кото­рые фирмы покупают или которыми владеют.

На рис. 10-5 изображена также кривая предель­ных общественных затрат (MSC). Предельные общественные за­траты равны предельным индивидуальным затратам и предель­ным внешним затратам:

MSC = МРС + МЕС.

P
EC
MSB
MPC
MSC
q
q 1
q 2
P 1
P

Поэтому кривая MSC расположена на E руб. выше кривой МРС. При рыночной цене Р оптимальным с общественной точки зрения объемом производства на данном предприятии является q 2 , при котором MSC = Р. Заметим, что q 2 > q 1 . Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции вы­пускается слишком много, и она реализуется по весьма низким ценам.

Регулирование отрица­тельных внешних эффектов

Перепроизводство благ свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов. Задача государства состоит в корректировке работы рыночного механизма. Эта корректировка предполагает интернализацию вне­шних эффектов, т.е. трансформацию предельных внешних издержек во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффек­тов интернализация означаеть увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального.

Меры воздействия могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если вне­шние затраты слишком высоки; может установить предельно до­пустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными ве­ществами; может ввести налоги и т.д.

Британский экономист А. Пигу (1877-1959) для решения про­блемы отрицательных внешних эффектов предложил вводить об­ложение этих эффектов налогами. Идея Пигу сводилась к следую­щему: если хозяйствующий субъект, скажем А , осуществляя свою деятельность, вызывает издержки у субъекта Б , то обложение А налогом, равным этим издержкам, будет хорошим стимулом для него в принятии решения относительно уменьшения этих издер­жек. Этот налог получил названиекорректирующего налога Пигу.


Предположим, на производство данного товара установлен налог Е руб. на единицу продукции. Для фирмы он пред­ставляет собой дополнительные денежные затраты. Поэтому кри­вая МРС поднимается на Е руб. вверх и совпадаете кривой MSC. Таким образом, с помощью налога внешние затраты интернализуются. И теперь уже оптимальным для фирмы ста­нет выпуск q 2 , при котором MSC = Р.

Но дело этим не ограничится, изменится и сама цена. На рис. 10-6 по горизонтальной оси откладывается общее количество продукта, выпускаемое всеми предприятиями отрас­ли (Q). Если первоначально кривая предложения занимала поло­жение S, то рыночная цена равнялась Р. Введение налога на про­изводство данной продукции вызывает сдвиг кривой предложения вверх на величину налога Е . Кривая предложения займет поло­жение S 1 . Новая рыночная цена составит Р 1 . При такой цене опти­мальный выпуск для нашей фирмы равен q 2 " на рис. 10-5. Этот объем соответствует общему объему производства товара всеми предприятиями отрасли Q 2 на рис.10-6. Таким образом, введение налога на производство товара сокра­щает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты.

Мы рассмотрели самый простой, но не самый эф­фективный способ налогообложения в случае, когда производ­ство какого-либо продукта сопровождается внешними затратами. Если производство продукта наносит ущерб окружающей среде, разумнее установить налог не на продукт, а непосредственно на внешний ущерб, наносимый предприятием, т.е. ввести платежи в бюджет, количественно связанные с размером этого ущерба. В этом случае у предприятий появятся стимулы к внедрению эко­логически чистых технологий.

Следует признать, что на практике точно рассчитать внешние затраты с целью определения налога очень сложно. Тем более что на разных фирмах внешние затраты могут быть очень раз­личными. Внешний ущерб от загрязнения одного и того же раз­мера в плотно заселенном районе выше, чем в малонаселенной местности.

Рассматривая вопросы регулирования внешних эффектов, сле­дует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресур­сов. Это означает, что эффективный уровень контроля над за­грязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой свя­зи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов дос­тигалось при снижении издержек фирм по устранению отрица­тельных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблю­дении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.

Лицензии на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов. Установив допустимый объем за­грязнения, государство выпускает равное этому объему количе­ство лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыноч­ный оборот.

Механизм «компенсаций», представляющих собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обме­не правами собственности на загрязнения, применяется тогда, ког­да дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фир­мы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.

Cтраница 1


Отрицательный внешний эффект - стоимость использования ресурсов, не отраженная в цене продукта; отрицательные внешние эффекты могут возникать как при производстве, так и при потреблении товаров, обмениваемых на рынках.  

Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода.  

Выявление отрицательного внешнего эффекта (издержек) заставляет пересмотреть размер общественных издержек на производство продукции. Если частные издержки предпринимателя на производство товара составляют, например, 100 руб., то эти издержки будут возвращены через цену, которая должна быть не меньше 100 руб. Однако если производство сопровождается вредными выбросами в окружающую среду, то возникает внешний отрицательный эффект, который также должен быть учтен, если мы хотим знать, сколько стоит производство данного товара для общества, тем более что увеличение объемов производства увеличит и внешний отрицательный эффект.  

К отрицательным внешним эффектам относятся также выхлопы от автомобилей или труб электростанций, загрязняющие воздух, шум от аэродрома, который беспокоит жителей близлежащих домов, ремонт в квартире, создающий неудобства соседям и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к расхождению между частными и общественными издержками.  

Для устранения отрицательного внешнего эффекта не всегда используется установление прав собственности. Если, например, права собственности для таких благ, как дом, автомобиль, легко установить, они регистрируются государственными органами и каждый собственник использует их для своих целей, то значительно сложнее обстоит дело с такими ресурсами, как река или воздух. Приобретая право на ловлю рыбы, любитель-рыболов должен быть уверен в том, что в реку не сбрасываются отходы промышленных объектов или фермерских хозяйств. Цена, которую готов заплатить человек за право ловить рыбу, зависит от возможности альтернативного использования реки, например, фермером для полива своих полей, что, естественно, уменьшает ее полезность для рыбной ловли.  

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов - невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.  

По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.  

Таким образом, здесь мы имеем своеобразный отрицательный внешний эффект от деятельности государства, который затрагивает гораздо более широкий круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности. Ситуация весьма напоминает ту, которая имеет место при производстве загрязняющей окружающую среду продукции. Только здесь в роли загрязнителя выступает избыточная государственная активность, например определенные формы государственного регулирования или осуществления государственных расходов.  

Но ни корректирующие налоги (как в случае отрицательных внешних эффектов), ни корректирующие субсидии (как в случае положительных внешних эффектов) не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов.  

Заметим, что q2q1 - Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции выпускается слишком много и она реализуется по весьма низким ценам.  

При этом производителю сообщается, что ему необходимо платить налог, равный величине отрицательного внешнего эффекта, наносимого его производственной деятельностью на каждую тонну выбросов. Эффективное решение будет достигнуто, так как завод, уплачивая налог на загрязнение окружающей среды, уменьшит объем производства и выйдет на его оптимальный, с точки зрения общества, уровень. Право собственности1 является базовым элементом качественно другого подхода.  

И все-таки, даже при ясной договоренности относительно прав частной собственности, проблема отрицательных внешних эффектов может быть не решена, но уже не с точки зрения экономики.  

Эти потери (DWL) показаны заштрихованными площадями на рис. 14.5 и 14.6. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий - и то, и другое отрицательно влияет на экономику, не говоря о многочисленных внеэкономических негативных последствиях внешних эффектов, например, экологических.  

Положительный и отрицательный эффект

Масштаба

Эффект масштаба будетположительным, если при увеличении размеров предприятия долговременные средние издержки будут уменьшаться.

Положительный эффект масштаба (как еще говорят, эффект массового производства, или экономия, обусловленная ростом масштабов производства) объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных АТС, изображенной на рисунке 35а.

По мере роста размеров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издержек производства.

Рис. 35. Различные типы кривых долгосрочных средних издержек

а) Если положительный эффект масштаба исчерпывается довольно быстро, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты значительные масштабы производства, то долгосрочные средние издержки остаются неизменными на протяжении продолжительного отрезка горизонтальной оси.

б) Если положительный эффект масштаба является относительно продолжительным, а отрицательный - отдаленным, то кривая АТС понижается на протяжении продолжительного отрезка горизонтальной оси.

в) Если положительный эффект масштаба быстро исчерпывается и незамедлительно сменяется отрицательным эффектом, то минимальные издержки производства единицы продукции достигаются при относительно малом объеме производства.

1. Специализация труда. Повышение уровня специализации используемого труда становится возможным по мере роста размеров предприятия. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выполнять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий может теперь получить одно-единственное задание.

2. Специализация управленческого персонала. Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря их более глубокой специализации.

3. Эффективное использование капитала. Мелкие фирмы зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эффективным с технологической точки зрения производственным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует больших объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

4. Производство побочных продуктов. Организатор крупномасш­табного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавливает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, которые более мелким производителем были бы выброшены за ненадобностью.

Все эти технологические факторы – повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и эффективная утилизация отходов – будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен расширить масштабы своих операций. Иными словами, это можно сформулировать так: увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более, чем пропорциональному росту объема производства, например, на 20%; необходимым результатом будет снижение АТС.

Отрицательный эффект масштаба. Однако со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции.

Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя.

1) снижается эффективность взаимодействия между отдельными частями фирмы;

2) затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководителями фирмы;

3) в подразделениях возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

4) с ростом размеров фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений и т.д.

Отрицательный эффект масштаба можно блокировать с помощью использования компьютеров, более квалифицированных кадров и создания нескольких автономных подразделений.

Постоянная отдача от роста масштабов производства. В некоторых случаях разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба, может быть довольно значительной. То есть на графике появляется отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштабов производства, на протяжении которого средние долгосрочные издержки будут неизменными. На рисунке 35а – это отрезок q, q;,. В его пределах определенное увеличение количества всех ресурсов – скажем, на 10% – вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 10%. То есть АТС не изменяются.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло