Понятие, функции, цели, формы и средства внешней политики государства. Внешняя политика: ее функции, цели, средства, субъекты

деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА внешняя

это общий курс государства в международных отношениях. Она охватывает деятельность государства на международной арене, регулирующую отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями, зарубежными политическими партиями и иными общественными объединениями. Среди основных целей П.в. следует выделить: во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального потенциала страны; в-третьих, рост престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией. При этом деятельность государства в П.в. должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и не сможет достичь поставленных целей. К важнейшим функциям П.в. государства относят: 1) оборонительную, противодействующую любым проявлениям агрессии, реваншизма, милитаризма со стороны других стран; 2) представительно-информационную, имеющую двойное назначение - информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и руководства других стран о политике своего государства; 3) торгово-организаторскую, направленную на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами. Традиционными формами осуществления П.в. является установление дипломатических отношений между государствами, членство или открытие представительств во всемирных и региональных международных организациях, установление и поддержание контактов с разными партиями и общественными движениями в зарубежных странах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика , которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

    Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

    Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила - финансовая, экономическая, военная - служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира - готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне - это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат - государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м - это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы - решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.

По своей сути, политика - это сложное, единое и неделимое явление. Политическая деятельности государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и в системе внешних факторов, то есть системе международных отношений. Исходя из этого, выделяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Данные понятие имеют много общего, однако каждое обладает некой собственной спецификой.

В рамках нашей темы, мы будем рассматривать содержание внешней политики государства, которая является деятельностью государство на международном уровне, регулирующая отношения с иными субъектами внешнеполитической деятельности, а именно: другими государствами, общественными организациями, зарубежными партиями, региональными и всемирными международными организациями.

Как правило, внешняя политика опирается на демографический, экономический, научный, технический, военный и культурный потенциал государства. Сочетание культурного и научно-технического потенциала определяет возможности внешнеполитической деятельности государства, строить иерархию приоритетов в изначальной постановке, а также дальнейшей реализации целей внешней политики.

Как мы уже определили, в политологии и практике международных отношений нет однозначного понятия о том, что можно называть внешней политикой. Так, к ней причисляют не всякое внешнее действие, а только то, что связано с достижением общих государственных целей. Помимо этого, внешняя политика включает не только одно действия, но и разнообразные программе, цели и позиции.

Исследователь из США Сибэри определяет внешнюю политику, как совокупность взаимоотношений и целей, при посредстве которых государство в лице собственных конституционных органов власти может взаимодействовать с иностранными государствами, а также проблемами международной среды, применяя силу, влияние, а иногда и насилие. Такое определение вполне может поставить знак равенства между содержанием внешней политики и ее целями. Однако, внешняя политика это что-то большее, чем только цели. Например Дж. Модельски определяет ее как систему действий, которые предпринимаются для изменения поведения других государств, а также адаптации к международной среде.

В данном контексте выделяют два основных типа действий, а именно подходы и выходы. Дж. Росноу говорит, что внешняя политика - это определенная методика действий, которая сознательно осуществляется официальными представителями национального общества, с целью утверждения либо изменения позиции государства на международной арене.

Огромное разнообразие определений, а также различий в содержании акцентов, могут отражать сложность феномена внешней политики, который включает в себя огромный набор различных параметров, а также связей. Внешняя политика, в отличие от внутренней, не может быть определена обязывающими законодательными актами, поэтому о ней можно судить по ряду показателей, приводящих к противоположным действиям.

Внешняя политика одного и того же государства, бывает различной в зависимости от того, с кем она имеет дела, а также от определенной международной проблематики. Так, мы можем говорить о месте политики сотрудничества с конкретной страной по определенному вопросу, либо совершенной иной политике касательно другого вопроса. Это вынуждает нас искать то определение, которое будет учитывать основные особенности внешней политики со всеми ее составляющими

Как отмечет Круглова Г.А., главными субъектами внешней политики государства являются:

  • 1. Непосредственно государство, его институты, а также главы государств и политические лидеры;
  • 2. Неправительственные структуры и организации, либо так называемая «народная дипломатия», включающая деятельности политических движений и партий, а также неполитических союзов и объединений.

Исходя из этого, внешняя политика - это деятельность, а также взаимодействие официальных субъектов, которые получили право от имени всего общества выражать национальные интересы на международном уровне, а также избирать определенные методы и средства их реализации.

Формой традиционного осуществления внешней политики государства является установление дипломатических отношений, либо понижение их уровня, а также разрыв либо объявление войны, в случае обострения отношений между странами, и открытие представительств государств при региональных и всемирных организациях. Еще одной формой осуществления внешней политики является поддержание и осуществление на разнообразных уровнях регулярных либо эпизодических контактов с представителями государств, движений либо партий, с которыми определенное государство не имеет дипломатических отношений либо дружественных связей.

Внешняя политика обладает рядом функций и целей, которые мы рассмотрим ниже.

Основной целью внешней политики современного государства является обеспечение безопасности. Данная цель связана с защитой и охраной прав и интересов определенной страны, а также ее граждан за ее пределами. Данная цель формирует охранительную функцию, которая состоит в приспособлении стратегии внешней политики данного государства к системе международных отношений. Реализация данной функции, как правило, направляется на предотвращение угрозы для данного государства, а также не поиск мирных путей предотвращения проблемы и вопросов.

Эффективная реализация данной функции будет зависеть от того, какие способности государство имеет в лице специальных институтов и органов, по выявлению и определение потенциальных источников опасности и угрозы, без допущения нежелательного течения событий. Такими институтами являются консульства, посольства, представительства, контрразведка и разведка.

Главной задачей внешней политики государства является усиление его политического и экономического потенциала. От внешней политики, а также положения государства на международном уровне будет зависеть экономическое развитие страны и стабильность в плане политики. Внешняя политика обязана способствовать эффективному функционированию экономики, а также росту общественного благосостояния. Исходя из этого, в ее задачи должно входить обеспечение для государства наиболее выгодного участия в разделении труда, либо поиске дешевых ресурсов, с целью обеспечения выгодных условий сбыта продукции и сохранения стратегических ресурсов страны, что создает для нас основание сделать вывод о том, что внешняя политика играет экономическую функцию.

Информационная функция внешней политики современного государства, выражается в деятельности определенных органов по созданию положительного имиджа государства на мировой арене. Определенные органы информируют правительства о намерениях других правительств, чтобы обеспечить контакт своего государства со всем миром.

Функция представительства реализуется за счет влияния на общественное мнение, а также политические круги определенных стран, с целью обеспечения положительных условий для успешного решения задач внешней политики. Такая функция будет реализовываться в рамках научных и культурных обменов, а также проведения переговоров и заключения международных соглашений.

Еще одна функция внешней политики направляется на создание благоприятных внешнеполитических условий для дальнейшей деятельности государства - это регулирующая функция. Важную роль в реализации данной функции играет деятельности центральных органов внешней политики, либо министерств иностранных дел, консульств и посольств.

Деятельность по осуществлению внешней политики с целью достижения поставленных целей будет реализовываться разнообразными средствами, а именно: экономическими, политическими, информационными и военными.

К политическим средствам можно отнести дипломатию, которая является официальной деятельностью государства в лице специальных органов, приемов, мероприятий, методов, которые обладают конституционно-правовым статусом. Дипломатия будет осуществляться визитов, переговоров, совещаний, конференция, многосторонних соглашений, а также участия в международных форумах и организациях. Опираясь на мнение А.В. Торкунова, дипломатия может обеспечивать национальные интересы государства, а также реализовывать курс внешней политики за счет проведения различных мероприятий, среди которых выделяется деятельность глав правительств и государств, ведомств, министров иностранных дел и других представителей.

Среди экономических средств можно выделить использование экономического потенциала определенной страны с целью достижения целей внешней политики. Государство, которое обладает сильной экономикой, будет занимать прочное положение в мировом сообществе. Даже маленькая по территории страна, которая будет не богата человеческими и материальными ресурсами, на базирующаяся на передовых технологиях, может стать способной распространять собственные достижения за пределы государства, ярким примером такого государства является Япония. Работающими экономическими средствами являются режим наибольшего благоприятствования в торговле и эмбарго, кредиты, инвестиции, займы и экономическая помощь.

Среди военных средств внешней политики можно назвать военную силу государства, включающая в себя армию, качество и количество вооружения, численность армии, военные базы, моральное состояние, обладание ядерным оружием. Военные средства используются как средства прямого воздействия, либо косвенного. К средствам прямого воздействия относятся интервенции, войны, блокады, а ко вторым, то есть косвенным - испытания нового оружия, угроза применения силы, маневры и учения.

Внешняя политика сопрягается с выработкой стратегического курса общества, а также основных направлений развития государства на международной арене. В структуре механизма современной внешней политики государства можно выделить:

  • · Формирование субъекта, а также институциональной иерархии внешней политики государства;
  • · Разработка стратегического курса, а также принятие государственного решения;
  • · Административные средства реализации управленческих решений;
  • · Государственный контроль, по обеспечению самостоятельной коррекции политического режима, а также обратной связи от других государств.

Успешная и последовательная реализация внешних функций государства имеет огромное значение для его развития в современном взаимозависимом мире. Интенсификация интеграционных процессов в международной жизни, расширение и углубление международных отношений, а также углубление интеграции определенного государства в международную политику, экономику и другие сферы межгосударственного сотрудничества вызывает настоятельную необходимость совершенствования механизма координации внешнеполитической деятельности государственных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в области внешней политики и международных отношений.

Свое конкретное место в механизме осуществления внешней политики государства занимает совокупность организационных институтов, - государственных органов ведающих осуществлением внешней политики государства. Государственные органы, наделенные внешнеполитическими полномочиями, располагают необходимой материальной базой и организационными, и правовыми средствами и инструментами для практической реализации отношений с иностранными государствами и другими субъектами международного общения.

К данным средствам и инструментам следует отнести политический, организационный и экономический потенциал государства, организационную структуру этих государственных органов, их инфраструктуру как внутри страны, так и за рубежом, собственную материальную базу, нормативную основу их функционирования.

политика национальный конституционный

Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, каждая из которых имеет свою специфику. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства, формы проявления, политического режима, участия в международных организациях и т. д. Основными целями внешней политики называют: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, повышения престижа и роли государства в международных отношениях. Все вышеперечисленные цели внешней политики тесно связаны между собой.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующих в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах. Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества.

Представительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел, доведению этой информации до сведения правительства, с выдачей конкретной рекомендаций по ее исполнению.

Практическое значение этой функции осуществляется посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формирует благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывает соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики заключается в пропаганде философских, политических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это тонкое дело. Определенная идеология лежит в основе внешних действий и способна вызывать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добившаяся триумфа одной-единственной идеологии всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелым противостояниям.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является функция координации усилий государств по решению глобальных проблем . Глобальными принято называть проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая и его будущее. К глобальным относятся проблемы войны и мира на Земле, взаимодействия человека и природы, охраны здоровья людей.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики. Суть ее состоит в инициативе организаторской деятельности государства, направленной на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств и методов. К ним относятся: информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганда и агитация играют важную роль в усилении международной позиции государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формирует симпатию и дружелюбие общественности по отношению к данному государству.

Пропагандистские средства способствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров применения отмеченного средства история знает много, достаточно вспомнить ложные заверения нацистов в своей преданности и дружбе в начале Второй Мировой войны.

Политические средства используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важна правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознавание друзей противников и т.д.

Политические средства тесно связаны со средствами экономическими.

Последние подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономической и финансовой мощью, соответственно имеют и прочную прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на международной арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способных генерировать научно-технический прогресс (Швейцария, Голландия). Эффективным экономическим средством является ЭМБАРГО или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлении лицензий, инвестиций, кредитов, займов и другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качество вооружения, боеготовность, моральное состояние, наличие военных баз, ядерного оружия.

Военные средства могу быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть: война, интервенция, блокада, а формами косвенного выступают учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Многие политологи придерживаются мнения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и других факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы, даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны.

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики является государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства. Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений. Современная система органов внешних сношений как правило состоит из двух групп: внутригосударственной и зарубежной. Ко внутригосударственной группе относим: президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (Министерство иностранных дел и др.). Элементы, составляющие зарубежную группу делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система организации внешних сношений в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло