Предание о чуде в подкопаях. Храм Св

Подкопаевский пер., 15

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях - православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.
Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
Упоминается каменной в 1657 году.
В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
Церковь была закрыта в 1929 году.
Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года.
На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.
При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550-и годами.
При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Москва, Подкопаевский переулок 15/9
Проезд: Метро: "Китай-Город", выход к ул. Солянка
Год постройки: 1625.
Церковь. Действует.

Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского.
В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке.После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. В 1858 г. храм свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором.
Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма.В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Храм был закрыт в 30-ые годы.
Возвращенный Церкви в 1991 г., храм свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет.

Часовня Николая Чудотворца в Подкопаях
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях
Москва, Подколокольный переулок, 9 Часовня. Действует.
Освящена в честь: Николая Чудотворца

Год постройки:Между 1885 и 1887. В 1885 году у храма Николая Чудотворца в Подкопаях на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году. В советское время к алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года. Через некоторое время на Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях - православная церковь, расположенная на углу и Подколокольного переулков в исторической местности Кулишки на Ивановской горке в центре Москвы.

Каменное здание церкви появилось ещё в 17 веке, но было далеко от её современного облика, достигнутого в результате неоднократных перестроек и реконструкций.

Однокупольный храм окружён массивной оградой и пристройками. Основной объём имеет форму четверика с куполом и полукруглой апсидой, к которому со стороны Подкопаевского переулка пристроена кладовая палата с массивным крыльцом; рядом выстроена трёхъярусная колокольня, а со стороны Подколокольного переулка - Никольская часовня. Фасады здания выкрашены в красный цвет, их украшают фасадные иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Привлекает внимание шестигранное завершение купола, на котором размещены изображения патриархов Тихона и Гермогена, а также митрополитов московских Петра, Филиппа и Алексия.

Главный престол храма освящён в честь Казанской иконы Божией матери, приделы - в честь Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

История храма

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году: когда в Москве разгорелся страшный пожар, уничтоживший княжеский дворец в Кремле, князь Иван III на время постройки нового поселился у церкви Николы в Подкопаях. Как указывает летопись, князь остановился в крестьянских дворах села Подкопаево.

Изначально церковь была деревянной, но позже её отстроили в камне: первые упоминания о каменном здании относятся к 1657 году, но проведённые при реставрации исследования показывают, что сохранившийся четверик был построен ещё в 1550-х годах из грозненского маломера - тонкого кирпича, применявшегося в строительстве во времена Ивана Грозного. В 1731 году храм был перестроен, а в 1759 при нём появилась сохранившаяся до наших дней колокольня и кладовая палата.

В начале 18 века в церкви числилось 2 престола: во имя иконы Казанской Божией матери и святого Николая Чудотворца. К Отечественной войне появляется третий: в честь святой мученицы Екатерины, однако, церковь пострадала при нашествии французов и была разорена, и уже вскоре их вновь становится 2 - в 1842 году придел Николая Чудотворца был закрыт из-за ветхости. После войны церковь была восстановлена частично и продолжала ветшать, но в 1855 году вектор изменился: её передают под Александрийское патриаршее подворье, ввиду чего здание восстанавливают по проекту архитектора Николая Козловского на средства московских купцов. В 1885 году в ограде со стороны Подколокольного переулка появляется часовня, которую в 1887 освящают в честь святого Николая Чудотворца.

Советские годы принесли храму лишения: в 1929 году он, как и многие другие московские святыни, был закрыт; кресты и главки приделов были сломаны, а в здании разместили жилые помещения. Позже территорию храма передали в пользование заводу "Полиэтилен" Управления химической промышленности, и в его стенах был оборудован инструментальный цех. Завод размещался здесь вплоть до 1990 года, и за это время на территории появился ряд хозяйственных пристроек, а интерьеры и росписи церкви были полностью уничтожены.

В 1991 году храм вернули Православной церкви, позже он был отреставрирован и освобождён от заводских пристроек.

Происхождение названия

Своё необычное название - в Подкопаях - Никольская церковь получила предположительно по древнему селу Подкопаево; считается, что у названия "рабочие" корни - здесь, на берегу реки Рачка (в 18 веке её убрали в трубу) якобы добывали глину, подкапывая при этом холм.

Существуют также любопытные мифические версии происхождения названия. Первая связывает его с легендой о том, как воры, пожелавшие нажиться на церковном имуществе, сделали подкоп под стену храма; они влезли в церковь и похитили серебряную ризу с иконы Николая Чудотворца, но при отходе подкоп обвалился, и один из них погиб под завалами. Вторая мифическая версия рассказывает о разорившемся купце, который очень почитал святителя Николая. Разорившись, купец стал просить его о помощи, и тот якобы явился ему во сне, разрешив снять со своей иконы в церкви золотую ризу с драгоценными камнями и продать, а как вновь встанет на ноги - изготовить новую, точно такую же. Купец усомнился - ведь это святотатство, да и как её снимешь? Николай Чудотворец трижды являлся купцу во сне и велел подкопаться ночью под стену храма под его иконой; сначала купец сомневался, не было ли это простым сновидением, но после трёх явлений Николая решился на подкоп, снял ризу с иконы и продал её. Вернув своё состояние, вскоре он заказал для церкви новую ризу и рассказал о случившемся прихожанам.

Любопытно, что иногда к названию добавляется и второй топоним: храм Николая Чудотворца в Подкопаях, что на Кулишках , но чаще его называют проще - Николай Подкопай или церковь Николы в Подкопаях.

В настоящее время церковь объявлена объектом культурного наследия федерального значения.

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях находится по адресу Подкопаевский переулок, 15/9 (на углу с Подколокольным переулком). Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

1882. Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях. Из альбомов Найдёнова


Храм святителя Никоаля Чудотворца в Подкопаях - православный храм Богоявленского Благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в Басманном районе (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитрвоской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки . «Кулишки» (правильнее кулижки ) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы . В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы вся территория бывшего Воспитательного дома.

Из истории:

  • В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в 18 веке она была спрятана в трубу). В 15 веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой цервью, освящённой во имя Святого кеязя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трёхсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх святителей на кулишках .
  • Село Подкопаевл два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493, когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.
  • Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
  • По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
  • Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
  • Известен также рассказ, опубликованный Сергеем нипусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
  • Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
  • Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван 3 Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
  • Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
  • Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
  • Упоминается каменной в 1657 году.
  • В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
  • В 1722 году при церкви было 2 престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.
  • В 18 веке - начале 19 века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.
  • В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.
  • В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел.
  • В 1759 году была построена существующая колокольня.
  • В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и Св. Мученицы Екатерины.
  • В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Св. Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года после чего из-за ветхости был закрыт).
  • В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Н.И.Козловского иждивением московских купцов - ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина.
  • Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотарь Дмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо - иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.
  • В 1874 и 1889 гг. церковь была обновлена на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева; освящения церкви - 6 декабря 1874 г. и 8 тюля 1889 г.
  • В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
  • Церковь Св. Николая Чудотворца является Объектом культурного наследия, охранный N114.
  • Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году.
  • Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
  • Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
  • Церковь возвращена верующим и вновь освящена 29 сентября в 1991 году.
  • На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
  • В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошником 17 века века.
  • При обследовании четверика 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550 годами.
  • При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло