Примеры написание новизны к методической разработке. Что такое методическая разработка

Инструкция

Составьте план методики. Он должен включать в себя вступительную часть, разбивку по периодам или по этапам деятельности. Подумайте, какие уже имеющиеся методические разработки должны быть включены в каждый раздел, какие из них уже апробированы, а каким это только предстоит.

Во вступительной части укажите, каких целей можно достичь, используя вашу методику. Цели должны быть как для всего курса в целом, так и для каждого периода времени, и для каждого отдельного занятия. Напишите, в чем новизна вашей методики и чем она отличается от предшествующих методик, если таковые имеются. Если данным вопросом вообще никто не занимался, укажите, почему вас эта тема и данная методика.

Любая методика должна давать ответ на два вопроса: что нужно и как это сделать. Ответам на эти вопросы должны быть посвящены все части методики. Каждая часть должна рассказывать о каком-то этапе деятельности. Например, в методике обучения рисованию дошкольного возраста в каждой части рассказывается, чему учит детей педагог в течение всего года, каждого квартала, каждого месяца и на каждом занятии, какая предварительная работа должна быть перед каждым занятием, какими материалами детей учат пользоваться на том или ином этапе. Точно так же необходимо строить и любую другую методику.

В начале каждого раздела укажите, какие цели и задачи стоят на данном этапе работы, что должен знать человек, работающий по данной методике и что уже должны уметь те, с кем он работает по предложенным вами принципам. Укажите в общем, какими приемами необходимо пользоваться на данном этапе работы и почему. Разбейте раздел на отдельные главы, посвященные более мелким этапам работы или более ограниченным периодам времени. В педагогической методике, как правило, даются еще и темы отдельных занятий с указанием используемых приемов работы, наглядных материалов, предварительной работы и т.д. Уместно привести и развернутые конспекты уроков и занятий. Те, кто будет работать по вашей методике, темы могут придумывать и свои, но задачи они будут решать те же самые, так что пример им просто необходим.

Подготовьте образцы наглядных материалов. Если это материалы, которые выпускаются промышленным способом, дайте их общий список и отдельный по каждому занятию. Если это ваши собственные разработки, к методике необходимо приложить фотографии макетов или рисунки. Для методики, которую предполагается опубликовать в Интернете, можно подготовить и заархивировать компьютерную презентацию, которую ваши последователи будут скачивать с вашего сайта.

В конце работы укажите список литературы Для небольших методических разработок, посвященных решению какой-то одной конкретной задачи, это может быть и не обязательно. При написании крупных методик это желательный сделать, потому что в любом случае вы пользовались трудами своих предшественников хотя бы для того, чтобы понять, в чем они были неправы.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Малькова Л.А.

Москва

2014

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

Как написать методическую разработку

Некоторые типы и виды уроков


Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Как написать методическую разработку. Некоторые типы и виды уроков. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием здоровьесберегающих технологий ./ Л.А.Малькова – М.: ГАПОУ МОК им. В.Талалихина. 2014. – 26 с.

Знакомясь с материалами брошюры, преподаватель узнает, что такое методическая разработка, ее виды и научится правильно распределять материал, правильно и грамотно оформлять материалы из своего опыта. Кроме того, в брошюре представлены некоторые материалы по типам и видам уроков и некоторые рекомендации к ним.

ГАПОУ МОК им.В.Талалихина

2014-10-08

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой :

Разработку конкретного урока.

Разработку серии уроков.

Разработку темы программы.

Разработку общей методики преподавания предметов.

Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания.

М етодические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:

    Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

    Определить цель методической разработки.

    Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

    Составить план и определить структуру методической разработки.

    Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке :

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

1. Аннотация.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Как написать педагогическую разработку

Педагогическая разработка – квалификационная работа преподавателя, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.

Виды педагогических разработок


Преподаватель

Педагогические разработки


Частные Методические Методические Учебные


Методические Учебно-методические Учебники

разработки пособия

Рис.1.

Методические разработки : содержат конкретные материалы в помощь преподавателям, подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий, конспекты отдельных тем.

Методические указания : разрабатываются по составу и выполнению курсовых работ (проектов), конкретных работ, подготовке к экзаменам, зачетам, к итоговой Государственной аттестации, самостоятельной работе студентов и т.п., а также по лабораторно-практическим работам и практикам, где важно обратить внимание на последовательность действий и (или) предполагается соблюдение определенных мер предосторожности.

Методические рекомендации : охватывают общеметодические вопросы ведения учебной документации, организации курсового проектирования, промежуточной и итоговой аттестации, планирования учебной и воспитательной работы и т.д., предлагают технологии работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям, освещают вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин.

Учебно-методическое пособие :

1. Произведение, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.

2. Вид учебника, предназначенный обучающимся для самостоятельной работы.

Состав педагогической разработки

Титульный лист

Аннотация

Предисловие

Педагогическая Части

Содержание

разработка Разделы

Введение

Главы

Основная

часть

Параграфы

Заключение

Абзацы

Приложения

Текстовые

суждения

Список

литературы

Рис 2.

Такая структура педагогической разработки логико-лингвистически ориентирована, что максимально облегчает восприятие текста читателем.

Основная часть необходима для детального и полного понимания педагогической разработки, а аннотация, предисловие, содержание, введение и заключение необходимы и в принципе достаточны для понимания общего смысла педагогической разработки, ее основных идей.

Количество рубрик (рубрика – раздел, подразделение в печатном произведении) может быть сокращено в зависимости от вида педагогической разработки, ее объема, целей и т.д., но в любом случае правильная композиция материала педагогической разработки независимо от ее содержания и актуальности темы будет являться показателем методической культуры автора.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей педагогической разработки, на которой приводится выходные сведения, перечень которых должен быть следующим:

Наименование образовательного учреждения;

Название педагогической разработки (заглавие).

Это доминирующая надпись на титульном листе и поэтому она выполняется самым крупным шрифтом из используемых на титульном листе. Оно должно быть достаточно кратким, четким, адекватно выражать содержание работы, не иметь придаточных предложений, тавтологий и смысловых поворотов;

Под названием могут быть помещены подзаголовочные данные, которые включают сведения:

а) поясняющие название (например, указывается вид педагогической

разработки);

б) о литературном жанре;

в) о читательском назначении (например, начинающему преподавателю, студенту-дипломнику и др.).

Географическое место (город);

Год выполнения.

Если педагогическая разработка требует официального рассмотрения, согласования, утверждения, то соответствующие грифы помещают выше названия разработки. Гриф утверждения должен состоять из слова Утверждаю (без кавычек), наименование должности лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

Рассмотрена Утверждаю

цикловой методической комиссией Зам. директора по

учебной работе

Дисциплин _______ И.И. Иванова

Протокол заседания ЦМК 03.02.200__ г.

От 16.01.200 __ г. №6

Подписи и даты должны быть выполнены только черными чернилами.

Аннотация

Аннотация – краткая характеристика содержания педагогической разработки. Располагается сразу за титульным листом (на обороте титульного листа, если печать двусторонняя). В ней в сжатой, лаконичной форме указываются лишь существенные признаки содержания работы, не отраженные в выходных сведениях на титульном листе, новизна и отличие от других работ, близких по тематике и целевому назначению, читательский адрес.

Аннотация включает в себя:

Название работы;

Конкретная форма аннотируемой работы (учебно-методическое пособие, методические рекомендации и др.);

Объект изложения и его основные характеристики;

Отличительные черты работы по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению: то новое в содержании, что несет в себе работа, а также особенность подачи материала, например, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, решение частного вопроса, новая методика, обобщение новых данных по различным источникам, новая оценка фактов, новая концепция (гипотеза), конкретные рекомендации практического характера и др.;

Конкретный читательский адрес – специальность или специализация читателя, которому адресуется работа, дополнительный круг читателей, помимо основного.

Предисловие

Назначение предисловия – помочь читателю лучше представить произведение, выбрать его из ряда других. Предисловие может быть совмещено с введением.

Содержание

В педагогической разработке объемом менее 10 страниц печатного текста рубрика «Содержание» необязательна. Расположение рубрики «Содержание» в начале разработки (в сравнении с расположением в конце разработки) более удобно читателю как для знакомства с работой, так и для пользования. По содержанию можно сделать предварительную оценку предлагаемой информации и поэтому помещение данной рубрики в начало разработки методически оправдано.

Как писать: «Содержание» или «Оглавление»?

Если текст разбит на главы, то уместно слово «Оглавление». Если разбивки текста на главы нет, то более универсально название рубрики «Содержание».

В содержание должны выноситься названия всех частей, разделов, параграфов и пунктов (если они имеют название) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала частей, разделов, параграфов, пунктов. Написание названий рубрик в содержании должно быть точной копией названий рубрик в тексте и словесно, и по графической форме, например, если в тексте написано «часть первая», то и в содержании надо писать «Часть первая», а не «Часть I ».

Принципы рубрикации текста

Обычно введение и заключение бывает цельными, а основная часть подвергается более дробный рубрикации на главы и параграфы. Она осуществляется посредством нумерации заголовков.


1.1

1.2

не более 7+2

1.7

2.1

2.2

2.3

2.3.1

2.3.2

2.3.2.1 ← такая дробность нежелательна

2.3.3

2.3.4

3.1

Рис 3.

Требования к заголовкам

В заголовках рубрик должно соблюдаться правило логической субординации: заголовок рубрики более крупный ступени в смысловом отношении должен быть шире заголовков структурных единиц, объединенных этой ступенью или проще, название главы должно быть шире названия каждого из входящих в нее параграфов, а название разработки должно быть шире любого из названий входящих в нее глав.

Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста. Заголовки рубрик следует делать ни слишком многословными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки, занимающие несколько строк, выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Слишком короткие названия, особенно состоящие из одного слова, нехороши тем, что теряют всякую конкретность и воспринимаются как предельно общие и поэтому оказываются по смыслу шире соответствующего им содержания.

В заголовки не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры, формулы.

Введение

Введение – это вступительная, начальная часть педагогической разработки. Во введении дается информация, подготавливающая читателя к восприятию основной части. Это может быть:

Обоснование необходимости появления данной педагогической разработки, ее актуальность;

Описание ситуации по обозначенной теме, проблеме на текущий момент,

оценка ее состояния, степень разработанности в существующих публикациях;

Формируются цели и пути решения обозначенной темы, проблемы;

Место разрабатываемой темы в учебном процессе, связь с другими

дисциплинами и др.;

Сведения о порядке размещения материала в разработке с объяснением

причин такого размещения;

Основная часть

В основной части раскрывается замысел. Раскрываемая тема должна быть соизмерима с ролью и местом темы в программе, учебном плане, образовательном стандарте и соответствовать времени, отводимому на ее изучение. В сущности, все педагогические разработки обучающегося направления преподавателей профобразования посвящаются технологии передачи информации по какой-либо теме (разделу, дисциплине). Такие педагогические разработки, с одной стороны, представляют собой компиляцию (компиляция – работа, составленная путем соединения лучших мыслей, исследований и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций), а, с другой стороны – творчество преподавателя, так как надо:

Тщательно отобрать информацию, проверить ее соответствие действующим нормам, стандартам, законам и т.д.;

Провести дозировку информации в соответствии с образовательным стандартом, программой дисциплины и переработать под уровень восприятия обучаемых;

Методически правильно ее преподнести или, сказав по-другому, разработать технологию представления учебной информации.

Некоторые советы:

Первоначально педагогическую разработку надо написать самому, стараясь не заглядывать в какие-либо источники, и только затем обращаться к различным публикациям по данной теме и сопоставлять с ними свои идеи, ход рассуждения, сам текст. В этом случае педагогическая разработка в наибольшей степени будет носить черты авторской индивидуальности, содержать «изюминка»;

Неукоснительно соблюдать принцип научности;

Где возможно, использовать один из дидактических приемов советского физика Я. Френкеля: упрощенно, до карикатуры, излагай сложное и досконально, излагай простое.

Из законов Мерфи:

Даже если Ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет Вас неправильно.

Заключение

Роль заключения в структуре текстового произведения Н.В.Гоголь определил следующим образом: «Заключение должно повторить дело трактата и в сокращении обнять его снова, чтобы читатель мог повторить самому себе».

В заключении можно отразить:

Краткий вывод изложенного выше;

Итоговый синтез всего значимого и нового, что содержится в разработке;

Обобщение предлагаемых педагогических средств;

Оценку результатов (полученных или ожидаемых);

Наметки на продолжение;

Перспективу раскрываемой темы и др.

Объем заключения должен занимать не более 10% от общего объема текста педагогической разработки.

Из законов Мерфи:

Вывод – это место в тексте, где Вы устали думать. Первые 90% работы отнимают 10% времени, а последние 10% - оставшиеся 90%.

Приложение

Приложение – это часть текста дополнительного характера, но необходимая для более полного освещения темы или для удобства пользования педагогической разработкой.

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться читателем независимо от основного текста педагогической разработки. Его рекомендуется снабжать тематическим заголовком, кратким, но точно и во всем объеме отражающим содержание приложения.

Приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте педагогической разработки. Могут быть приложения и не связанные с ссылкой напрямую с текстом. Такие приложения называются информационными.

Приложения должны иметь общую с остальной частью педагогической разработки сквозную нумерацию страниц и быть перечислены в рубрике «содержание» с указанием их номеров, заголовков и страниц.

Список литературы

Заглавие «Список использованных источников» присуще научным отчетам, исследованиям, рефератам, монографиям.

Заглавие «Библиографический список» означает перечень (список) печатных произведений по какому-либо вопросу, теме.

Заглавие «Литература» по определению нейтрально и может включать в себе смысл перечисленных выше заглавий.

Обычно источники в перечне литературы размещают по алфавиту, но может быть порядок размещения хронологическим, тематическим, а также может быть подразделение на официальные источники, учебные, журнальные и др. Каждый источник должен быть описан в соответствии с ГОСТ 7.1-84 («Библиографическое описание документа»).

Библиографическое описание – совокупность сведений о произведении печати или другом документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.

Рассмотрим примеры библиографических описаний.

Пример 1 . Описание книги, написанной одним-двумя авторами:

Образец : Новикова Э.А., Егоров В.С. Информация и исследователь. – Л.:Наука, 1974 – 99 с.

Пример 2. Описание книги, написанной несколькими авторами:

Основное заглавие / Инициалы и фамилии авторов; Инициалы и фамилия ответственного редактора. – Сведения о повторяемости издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц.

Образец: Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов / Ю.К.Бабанский, В.И.Журавлев и др.; Под ред. В.И.Журавлева, - М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

Пример 3. Описание статьи:

Образец: Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990.

1. – С. 5-33.

Пример 4. Описание многотомного издания:

Основное заглавие: Общее количество томов / Сведения о редакторах. – Сведения о повторяемости издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Том. – Количество страниц.

Образец: Словарь современного русского литературного языка: В 20т./ Гл. ред. К.С.Горбачевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1993. – Т. 4. – 576 с.

К.А.Гельвеций:

Чтобы передать свои мысли, надобно гораздо больше ума, чем чтобы иметь их.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

    Характеристика темы.

    Планирование изучение темы.

В характеристике темы указываются :

Образовательные цели и задачи темы;

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

Место и роль темы в курсе;

Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

Дается дидактический анализ содержания материала;

Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо :

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения .

В основной части можно выделить следующие разделы:

    Методическое обоснование темы.

    План урока (с технологической картой).

    Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

    Список литературы (источников) для учащихся.

    Список литературы для педагогов.

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.


Дидактическая

Структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятель-

ности

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

    Урок изучения нового учебного материала.

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Урок контроля знаний, умений и навыков.

    Комбинированный.

    Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

    Урок совершенствования умений и навыков.

    Урок по выполнению комплексных заданий (работ) и другие.

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

    Лекция.

    Беседа.

    Самостоятельная работа.

    Практическая работа.

    Лабораторная работа.

    Конференция.

    Семинар.

    Контрольная работа.

    Зачет.

    Деловая игра.

    Экскурсия.

    Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

    Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

    Формирование новых понятий и способов действий.

    Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся:

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки .

    Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

    Объем основного содержания не менее половины всей рукописи.

    Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

    Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

    Количество и объем разделов не лимитируется.

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Методическая разработка оценивается по следующим показателям:

    Соответствие содержания разработки выбранной проблеме.

    Грамотность изложения и качество оформления разработки.

    Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала.

    Обоснованность и доказательность выводов.

    Практическая значимость работы.

Примеры формулировок целей занятий

Выработать умения, навыки по теме (разделу, …).

Выявить уровень знаний, умений, навыков по теме (разделу, …).

Добиваться автоматического выполнения (операций), закрепления, овладения, повышения (качества знаний), расширения (области применения знаний, умений, навыков, профессиональных навыков), рациональной (логической) последовательности действий.

Достичь выполнения нормативов (определенных показателей).

Закрепить знания, умения, навыки, новый материал.

Завершить формирование, изучение, исследование ….

Изучить основные этапы творческого пути.

Исследовать зависимость … .

Мотивировать развитие умений, навыков … .

Научить анализировать, выделять (главное, существенное, основные эпизоды из изучаемых произведений), готовить (микропрепараты, пищу), отличать, пользоваться, применять, проводить, самостоятельно работать.

Обобщить знания, умения, навыки, учебный материал.

Обучить навыкам, операциям, действиям, пользоваться (справочниками), конструкторско-техническими умениями.

Объяснить принцип действия, организации, устройства.

Овладеть знаниями, умениями, навыками по … .

Ознакомить, ознакомиться с принципами организации, действия, устройства (прибора, механизма, производства, содержанием произведения, выбора лучшего решения из заданных вариантов).

Отработать приемы, навыки, действия.

Показать взаимосвязь, роль, значение, преимущества, недостатки, достоинства.

Пояснить свойства, сущность, принцип действия.

Развивать профессиональные умения и навыки.

Расширить знания, сферу, область (применения знаний, умений, навыков, участия)

Разъяснить взаимосвязь, основные положения, идеи, понятия.

Систематизировать знания, умения, навыки (по теме, разделу, предмету, в работе с книгой, приборами).

Содействовать формированию ….

Способствовать изучению, отработке, развитию (конструкторских навыков), выработке умений.

Сформировать, формировать знания, умения, навыки, исследовательские умения, умения по конструированию и изготовлению (деталей), умения по налаживанию (технического устройства).

Углубить знания (по теме, разделу, предмету, в работе с книгой, приборами).

Установить взаимосвязь, зависимость, уровень знаний от ….

Экспериментально подтвердить, проверить (расчеты, формулы).

Вызвать чувство восхищения, гордости, интереса, коллективизма, ответственности, сопереживания, сочувствия, радости, уважения, негодования, отвращения, презрения.

Выработать, вырабатывать умения мыслить, привычки, черты характера.

Воспитывать, патриотизм, любовь к Родине, идейность, гуманность, трудолюбие, честность, бесстрашие, бескорыстность, бдительность, активность, аккуратность, вежливость, великодушие, верность, внимательность, выносливость, добродушие, доброжелательность, дисциплинированность, исполнительность, культуру поведения, любознательность, наблюдательность, толерантность, находчивость, откровенность, объективность, смелость, сообразительность, справедливость, способности, старательность, тактичность, устремленность.

Выявить взгляды, склонности, способности.

Добиться осознанности (цели занятия, необходимость образования).

Мотивировать необходимость (знаний).

Изучить положения, принципы.

Научить оценивать.

Объяснить сущность мировоззрения, идей, понятий, принципы.

Охарактеризовать исторические условия, идеи, взгляды.

Побудить к деятельности.


по проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.

В наше время все больше внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся занятия по данной технологии, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Предлагаемые методы применения урока являются для учителей ориентирами. Учителю на уроке при применении здороьесберегающих технологий целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока.

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота , температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Отметим, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности , используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомлению учащихся, как это бывает,например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем учителю необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут (если урок длится 45 мин.).

    Число использованных учителем видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

    Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

    Использование методов , способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся:

методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

методы активные (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинары и др.);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.

Между творческой активизацией учащихся на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

8. Умение учителя использовать возможности показа видео материалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителю необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в образовательном учреждении. Психофизический комфорт учащихся на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10, Физкультминутки и физкультпаузы , которые сегодня являются
обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15 -20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную
часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения кчеловеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни: выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного повеления и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве те вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма

    Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
    интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе
    разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

    Благоприятный психологический климат на уроке, который так же служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных обучающимися и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие обучения на здоровье.

И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и обучающихся свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

    Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и
    учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления
    дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие
    эмоционально-негативные«всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

    Преобладающее выражение лица учителя , к примеру, различные проя вления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости -
    угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующие четыре показателя.

1). Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного:
обучающимися непосредственно на учебную работу.

2). Момент наступления утомления учащихсяи снижения их учебной
активностиопределяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и
пассивных отвлечений обучающихся в процессе учебной работы.

Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

К нежелательным показателям относятся:

- неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

Отсутствие времени на вопросы учащихся;

Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это - ненужный стресс, как для обучающихся, так и для учителя. Крометого, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможностьзадать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание надом, попрощатьсяс учащимися.

16. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсеспокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние обучающихся; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».

Этот процесс имеет ярко выраженный индивидуализированный характер, поэтому не терпит следования жестко регламентированным правилам и предписаниям. И все же есть ряд принципиаль­ных вопросов, которые необходимо учитывать.

Таким образом, методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения, и интерпретацию полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов и общей квалификации исследователя. Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Обосновать методику исследования невозможно, во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными, проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.

Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи имеет определенную структуру.

В ходе исследования, как правило, составляется программа исследования , в которой отражается: какое психолого-педагогическое явление исследуется, по каким показателям, какие критерии при этом выбираются и используются, какие методы исследования применяются.

Методика это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее, при прочих равных условиях, будет и само исследование. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитываются рациональность применения разработанной методики, достаточность и соответствие ее задачам исследования.



На выработку методики влияет много факторов и, прежде всего, предмет, цели и задачи исследования. Важно ясно и точно представлять то, что предстоит изучить, выявить.

Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является – поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Его содержание специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени готовности практики к их восприятию. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений, временные рамки и технологии нововведений. При реализации поисково-преобразующего этапа исследования требуется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств на этом этапе просто необходима более детальная проработка внедренческих документов, последовательности исследовательских процедур, их координация и синхронизация. Нельзя, скажем, сначала вводить новые программы, а потом соответствующую замыслу технологию. Их следует вводить комплексно.

Для прогнозирования результатов поисково-преобразующего этапа исследования необходимо вести речь о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное преобразование объекта, построение модели потребного будущего.

Практическое преобразование предполагает “запуск” того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий, средств обучения и воспитания и т. п.



Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных результатов и оценки эффективности аппарата и процедур исследования. Вносятся изменения в практическую работу (компенса­ция недостатков, коррекция программ, уточнение тактики инди­видуального подхода и др.), логику и методы исследования.

Психологический или педагогический эксперимент , предусмотренный методикой в рамках поисково-преобразующего этапа исследования, – наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения эксперимента разрабатывается специальная программа, в которой достаточно подробно прописываются все этапы деятельности исследователя:

1) выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;

2)планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т.д.;

3)анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования.

Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отличие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явления, а в какой-то степени вскрывает и его внутренние связи, движущие силы, механизм этого движения. В нем неповторимая конкретность дополняется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении, или между отдельными явлениями.

Научный подход к анализу фактов требует рассматривать их всесторонне, во всех отношениях, в многообразии диалектических связей внутри их и между ними.

Сбор и накопление фактов – один из ответственных этапов психолого-педагогического исследования, так как только научные факты дают возможность придти к определенным теоретическим выводам.

теоретические и практические выводы . Эти выводы должны быть: во-первых, всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги проведенного исследования; во-вторых, целесообразными и правомерными; в-третьих, вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения; в-четвертых, апробированными и реальными для внедрения в массовую педагогическую практику.

При формулировании выводов важно не допустить две нередко встречающиеся ошибки: своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка, ограниченные выводы, или непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно значимые выводы.

Оценка и интерпретация полученных результатов, прежде всего положительных, но также причин ошибок и неудач, позволяют сформулировать предварительные теоретические и практичес­кие выводы.

Предварительные выводы уточняются, проверяются опытной работой. Этого элемента методики исследования нельзя недооценивать. К сожалению, еще не редки случаи, когда исследователь спешит представить первые результаты как окончательные, завершенные, особенно, если они сформулированы в виде готовых однозначных решений. Поспешные действия, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, ущемляют престиж науки. Поэтому опытная проверка основных результатов исследования должна быть обязательной. Только после такой проверки результатов исследования появляется возможность, на основе теоретических выводов, выдвинуть практические рекомендации, определить условия их успешной реализации. Важно, чтобы эти рекомендации вытекали из материала исследования, были конкретными и реальными для психолого-педагогической практики.

Пример: необходимо исследовать систему работы по проф. отбору в вуз:1. подготовительный (беседа, анализ документов, обобщение независимых характеристик)2 методы наблюдения, диагностических бесед, анкетирования и др.3 кзамены. 4 работа приемной комиссии по приему абитуриентов в вуз.

Оформление результатов научного труда.

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его результаты, а в определенной мере и ход исследования, должны быть оформлены в виде соответствующего научного труда либо различных научных или методических публикаций (методические пособия, статьи и т. д.).

Оформление обычно выступает как заключительный этап процесса.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как лучше это сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала:

- концептуальная направленность - определяется системой исходных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание воспитания как комплексного, интегративного явления, предполагающего мобилизацию всего арсенала средств и возможностей общества для формирования личности, не только адекватной сегодняшним требованиям, но и опережающей его развитие. Это понимание целей воспитания как формирования личности, способной к самореализации, самоутверждению, к преобразованию самой себя и окружающей действительности, умеющей адаптироваться к изменяющейся ситуации и вырабатывать адекватную стратегию поведения. Идеи могут быть результатом интеграции иногда противоположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. В этом случае для достижения концептуального единства следует ясно определить, какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых, какие будут взаимообогащать и дополнять друг друга, где следует определить приоритеты, как расставить акценты,

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явления, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития.

- Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге аспекты должны интегрироваться.

- Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолированное от социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нем неправомерно. Обязателен и другой ракурс: как происходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

- Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов. Данное требование не является абсолютным, так как в педагогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна. Следует все же стремиться к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина, для чего целесообразно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать, излагая материал.

- Четкое выделение нового, найденного в исследовательском поиске, и авторской позиции. Это не обязательно новые идеи и подходы. Быть может, это формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики. Если же поиск не привел к позитивным результатам, нужно выявить причины этого, проанализировать ошибки.

- Мера в сочетании однозначности и вариативности во многом определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает и которые в его представлениях однозначно верны, и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что найденное решение или используемый набор средств - самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны варианты.

- Конструктивность рекомендаций . Критика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проекты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существующие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований позволяет обеспечить содержательность и глубину изложения.

Обоснуем требования к логике и методике изложения исследовательского материала .

Выделяют три основных методических варианта изложения содержания научной работы:

♦ воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

♦ воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

♦ теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды изложения результатов исследования.

Диссертации (лат. dissertatio - рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на защиту положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретическую и практическую значимость результатов исследования.

Кандидатская диссертация представляет собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация - решение крупной научной проблемы или разработка нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат, в котором кратко (1-2 печатных листа) излагается содержание диссертации.

Научный отчет (отчет по научно-исследовательской работе - НИР) - официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Она содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика - научная новизна, теоретическая и практическая значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения - научный.

Монография - научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы - формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты приобретают умения по изучению педагогического опыта, учатся анализировать теории по выбранной проблеме, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Учебное пособие - учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного образовательного стандарта, а также программы учебной дисциплины, для изучения которой оно подготовлено.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, - это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументированно раскрываются, чтобы читатель мог получить представление об основных направлениях работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важные, но частные вопросы. Издание результатов научной работы большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Рецензия - критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей:

♦ введение;

♦ теоретическое обоснование;

♦ описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта;

♦ их анализ и обобщение;

♦ заключение;

♦ библиография.

Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

В заключении делаются выводы, формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, даются практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения делаются для первоисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для других случаев исключения должны быть особо обоснованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований - посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. Название глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к названию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но даже если этого не делается, то для того, чтобы изложение было последовательным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно получить обоснованный ответ. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам) - они должны выйти на новый уровень обобщения и конкретизации. Целесообразно сразу, не откладывая, уточнить, проверить правильность оформления ссылок, составить список используемой литературы (библиографию).


Исследования в области психологии и педагогики - сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотносятся с конкретными методами исследования, определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала. Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы.

Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, - сложный процесс, основную работу по которому необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Этапы психолого-педагогического исследования:

1. Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

2. Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

3. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

4. Анализ психолого-педагогической практики, а также как позитивного, так и негативного опыта прошлого и настоящего.

5. Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

6. Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

8. Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

9. Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. На первом этапе обычно выбираются проблема и тема, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, а также разрабатывается гипотеза исследования.

На втором этапе работы выбираются методы и разрабатывается методика исследования, проверяется гипотеза, формулируются и уточняются предварительные выводы, обосновываются заключительные выводы и формулируются практические рекомендации.

Логика третьего этапа строится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы.

Вместе с эти следует указать, что логика каждого исследования специфична.

Первый этап: выбирают область, сферу исследования, что обусловлено как объективными (актуальность, новизна, перспективность и т. д.), так и субъективными факторами (опыт, научные и профессиональные интересы, способности, склад ума исследователя и др.). Важно четко определить, в какой области психологии или педагогики будет вестись исследовательская работа: обучение, воспитание, педагогическая культура преподавателя, формирование качеств личности и т. д.

С целью уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап - пробное (пилотажное) исследование. Он предваряет этап разработки методики исследования.

Надо: изучить, что уже исследовано этой области, провести качественный анализ, дать собственную оценку их научным психолого-педагогическим концепциям. Особое внимание обратить на основные понятия, используемые в исследовании (четкость, однозначность, понятность, не допускать двойного толкования).

Избрав направление научной работы, исследователь определяет проблему и тему исследования (должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявить исследовательскую проблему - категория, означающая нечто еще не известное науке, то, что предстоит открыть, доказать. Проблема - новое решение актуальной научной психологической или педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования . Ее актуальность определяется приоритетностью, научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Удачная, точная в смысловом отношении максимально краткая формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел и содержание, создавая тем самым предпосылки для успешной работы в целом. Тема определяет лицо исследователя, его престиж, но главное - социальную, практическую ценность его исследования на продолжительный период времени. Это связано с тем, что смена темы научной работы при современном уровне и темпах развития науки вообще и психологии и педагогики в частности иногда на несколько лет отбрасывает исследователя назад.

Большую помощь исследователю может оказать анализ пограничных проблем науки .

Опыт показывает, например, что окончательно формулировать тему научной работы целесообразно после того, как собрана уже основная часть исследовательского материала. Нередко рабочее название темы впоследствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы.

Дальнейший процесс исследования предполагает определение его объекта и предмета.

В психолого-педагогических исследованиях в качестве объекта - совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска, являются для этого исследования наиболее существенными. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Закономерности - самый сложный предмет исследования любой науки, цель развития ее как теории.

Исходя из темы и проблемы научного труда, его объекта и предмета определяются цель и задачи исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования - «ступеньках», пройдя по которым можно достичь намеченной цели. Постановка конкретных задач осуществляется в творческом поиске решения частных вопросов исследования, без чего невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. Формируется гипотеза исследования - научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Формирование гипотезы - сложный и мало исследованный процесс. Здесь многое зависит от способностей исследователя, таких его личностных качеств, как творческое мышление, проблемное видение, интуиция, конструктивные и проектировочные умения и др. Все эти качества дают возможность обнаружить необходимые факты, обеспечить полноту их изучения и на этой основе выявить несоответствие (противоречие) накопленного фактического материала существующим в науке объяснениям.

Второй этап: вырабатывается методика исследования. Этот процесс имеет ярко выраженный индивидуализированный характер, поэтому не терпит следования жестко регламентированным правилам и предписаниям.

Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели. Исходя из этого, в исследовании мало выбрать совокупность методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.

Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения, и интерпретацию полученных с их помощью результатов.

Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Формальный подход к определению методики - переписывание одних и тех же методов из одного научного труда в другой - мало что дает, так как последние не находят полной реализации в ходе исследования и содержательного отражения в тексте научной работы.

Невозможно обосновать методику исследования, во-первых, без уяснения, в каких внешних феноменах проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого феномена. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет определенную структуру. Ее основными элементами являются:

♦ теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

♦ исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

♦ субординационные связи и зависимости между ними;

♦ совокупность применяемых методов, их координация;

♦ порядок применения методов и методических приемов;

♦ последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.

Методика -модель исследования, развернутая во времени.

Третий этап. Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Его содержание специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени готовности к осуществлению их на практике. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений (что вносится, каковы «носители» нового), временные рамки и технологии нововведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых образовательных программ, освоение нетрадиционных технологий или методик обучения, способов стимулирования и оценивания успехов в воспитании и развитии учащихся и др.

На поисково-преобразующем этапе исследования требуется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие - нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств, на этом этапе необходимо детально разработать документы, способствующие внедрению инноваций, последовательность исследовательских процедур, обеспечить их координацию и синхронизацию.

Психологический или педагогический эксперимент, предусмотренный методикой в рамках поисково-преобразующего этапа исследования, - наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения эксперимента может быть разработана специальная программа, в которой достаточно подробно описываются все этапы деятельности исследователя, а именно:

♦ выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых (изменяемых и неизменяемых) условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;

♦ планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т. д.;

♦ анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования.

Особое внимание при проведении эксперимента обращается на условия и факторы, обеспечивающие представительность выборки и репрезентативность результатов.

Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отличие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явления, а в определенной степени вскрывает его внутренние связи, движущие силы и механизм. Неповторимая конкретность факта дополняется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении или между отдельными явлениями.

Сбор и накопление фактов - один из ответственных этапов психолого-педагогического исследования, так как только научные факты дают возможность прийти к определенным теоретическим выводам.

Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы. Эти выводы должны быть:

♦ всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги проведенного исследо

Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

Терминология

Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: "Что такое методическая разработка?" Итак, пособие. В нем описываются различные методы и элементы которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:

  1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
  2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

Главная же цель методической разработки - педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

Важные моменты

  • Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
  • Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см - слева, по 2 см - сверху, снизу и справа.
  • Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
  • Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, - Times New Roman, 12-й.
  • Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
  • Красная строка отступается на пять знаков.
  • Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.

При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.

Главные правила создания методической разработки

Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

  1. Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
  2. Суть создания методической разработки - подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
  3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
  4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
  5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
  6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.

Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности. Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения. И главное - методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»

Кратко о структуре

Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

  • Титульный лист.
  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Вводная часть, или введение.
  • Основная часть, где будет изложен весь материал.
  • Заключение (можно вместе с выводами).
  • Список использованной в работе литературы.
  • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

Титульный лист

Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

  1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
  2. В центре листа пишется название самой работы.
  3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
  4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка - это официальный документ).

Аннотация

Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

  • Главное - рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
  • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
  • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

Введение

Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке - введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

  1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
  2. Далее надо описать цель работы.
  3. Следующий важнейший пункт - условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
  4. Также можно указать возможные сложности, риски.

Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

Основная часть

Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

  • Важно раскрыть специфику методической разработки.
  • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
  • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

Заключение

Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста - до одной страницы.

Все остальное, о чем не было упомянуто

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).

Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

  • Внутренние.
  • Внешние.

В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором - специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.

Методическая разработка – что это?

Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.

.
Это может быть разработка
конкретного урока
комплекса уроков по определенной теме
авторская методика преподавания конкретной дисциплины
разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения


— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям

Инструкция написания методической разработки

1. Выбор темы . Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.

2. Определение цели методической работы . Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.

3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.

4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.

5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.

План методической разработки

После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.

Структура методической разработки:

Аннотация.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.

Аннотация . В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение . Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.

.
Возможные разделы основной части:
описание темы
планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
рекомендации по изучению темы
навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы

Взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей

Анализ методики, представленной в методической разработке

Планируя изучение темы , следует
определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы

В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы . А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.

Оформление методической разработки

Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.

.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.

.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.

.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло