Примеры того что общество является динамичной системой. Признаки общества как динамической системы

В соответствии с распространенной среди социологов точкой зрения, общество - это сложная динамичная система. Что означает это определение? Что характеризует общество как динамичную систему?

  • исследование термина «динамичная система»;
  • изучение практических примеров, отражающих правомерность рассматриваемого определения общества.

Изучим, таким образом, их подробнее.

Что означает термин «динамичная система»?

Динамичная, или динамическая система - это изначально математический термин. В соответствии с распространенной теорией в рамках данной точной науки, под ним принято понимать совокупность элементов, положение которых в фазовом пространстве меняется с течением времени.

В переводе на язык социологии это может означать, что общество как динамическая система - это совокупность субъектов (людей, сообществ, институтов), статус которых (вид деятельности) в социальном окружении меняется с течением времени. Насколько правомерно это утверждение?

В целом оно вполне отражает социальную действительность. Каждый человек с течением времени приобретает новые статусы - в ходе получения образования, социализации, в силу достижения правосубъектности, личных успехов в бизнесе и т. д.

Сообщества и институты также меняются, адаптируясь к социальной среде, в которой они развиваются. Так, государственная власть может характеризоваться большим или меньшим уровнем политической конкуренции в зависимости от конкретных условий развития страны.

В термине, о котором идет речь, присутствует слово «система». Он, прежде всего, предполагает, что соответствующие элементы, характеризующиеся динамическими особенностями, играют устойчивую роль. Так, человек в социуме имеет гражданские права и обязанности, а государство отвечает за решение задач «на макроуровне» - таких как защита границ, управление экономикой, разработка и исполнение законов и т. д.

Есть и иные важнейшие признаки системности. В частности, это самодостаточность, некий суверенитет. Касательно социума он способен выражаться в наличии всех необходимых для его функционирования институтов: права, государственной власти, религии, семьи, производства.

Система, как правило, характеризуется таким свойством, как самоуправляемость. Если говорить о социуме, это могут быть механизмы, обеспечивающие эффективное регулирование тех или иных социальных процессов. Их выработка осуществляется на уровне отмеченных институтов - собственно, это основная их роль.

Следующий показатель системности - взаимодействие одних ее составляющих элементов с другими. Человек, таким образом, осуществляет коммуникации с обществом, институтами, отдельными людьми. Если этого не происходит, то, значит, социум попросту не сформирован.

Можно сделать вывод, что общество как динамическую систему характеризуют следующие основные свойства:

  • наблюдается изменение статуса составляющих его элементов с течением времени;
  • присутствует суверенитет, реализуемый благодаря наличию сформировавшихся ключевых социальных институтов;
  • реализуется самоуправляемость, благодаря активностям социальных институтов;
  • осуществляется постоянное взаимодействие элементов, составляющих общество.

Рассмотрим теперь, каким образом динамизм социума можно проследить на практических примерах.

Динамизм общества: практические примеры

Выше мы отметили, что человек способен меняться, осваивая новые знания и навыки или, например, достигая успехов в бизнесе. Так, мы обозначили один из практических примеров динамизма в обществе. В данном случае соответствующим свойством характеризуется человек как элемент социума. Он становится динамическим субъектом. Аналогично мы привели в пример изменения, которые характеризуют активности государственной власти. Субъекты политического управления - также динамичны.

Меняться могут также и общественные институты. В числе самых показательных сфер, для которых свойственен очень интенсивный динамизм, - право. Законы постоянно корректируются, дополняются, отменяются, возвращаются. Казалось бы, столь консервативный институт, как семья, не должен сильно меняться - но это также происходит. Многоженство, существовавшее веками на Востоке, может испытывать значительное влияние западных моногамных традиций и становиться исключением из правил в тех странах, где оно традиционно воспринимается как часть культурного кода.

Суверенитет общества, как мы отметили выше, формируется по мере образования ключевых социальных институтов. Кроме того, как только они появились - динамизм начинает приобретать системность.

Человек получает возможность меняться, действуя независимо от людей, принадлежащих к другим социумам. Государство может корректировать механизмы организации политического управления, не советуясь, условно говоря, с метрополией и иными субъектами, способными оказать потенциальное влияние на принятие властями тех или иных решений. Правовая система страны может начать регулировать те или иные общественные отношения, исходя из их локальной специфики, а не под влиянием зарубежных трендов.

Одно дело - иметь суверенитет. Другое дело - эффективно им воспользоваться. Государственные, правовые, общественные институты должны корректно функционировать - только так суверенитет будет реальным, а не формальным. И только при этом условии социум как динамичная система приобретет полноценно системный характер.

Критерии качества работы соответствующих элементов общества могут быть самыми разными.

Так, что касается института права, то его должны характеризовать: актуальность (законам не следует отставать от текущих социальных процессов), общеобязательность (равенство граждан перед законодательными положениями), прозрачность (людям нужно понимать, как принимаются те или иные нормы, а по возможности - участвовать в процессе законотворчества).

Институт семьи должен функционировать в интересах, по крайней мере, большинства людей, составляющих общество, а в идеале - всех граждан. При этом если предполагается несхожесть тех или иных ориентиров - например, моногамности и многоженства, то иные социальные институты (право, государство) должны способствовать мирному совместному проживанию людей, считающих себя приверженцами соответствующих принципов.

И в этом прослеживается взаимное влияние элементов, формирующих общество. Многие из субъектов не могут играть свою роль в социуме без взаимодействия с другими. Ключевые общественные институты всегда связаны между собой. Государство и право - элементы, постоянно осуществляющие коммуникации.

Человек также выступает как социальный субъект. Хотя бы потому, что он общается с другими людьми. Даже если ему кажется, что он этого не делает, - будут использоваться некие производные от личных коммуникаций. Например, живя на необитаемом острове и читая книгу, человек, быть может, и не подозревая об этом, «общается» с ее автором, принимая его мысли и идеи - буквально либо через художественные образы.

Билет № 1

Что такое общество?

Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Признаки общества:

  • Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.
  • Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.
  • Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.
  • Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.
  • Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.



Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

  1. Политика и власть

Власть - право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения

Объект власти - тот, кто выполняет.

На сегодняшний день исследователи выделяют различные общественной власти :
в зависимости от преобладающего ресурса власть делится на политическую, экономическую, социальную, информационную;
в зависимости от субъектов властвования власть подразделяют на государственную, военную, партийную, профсоюзную, семейную;
в зависимости от способов взаимодействия субъектов и объектов власти различают власть диктаторскую, тоталитарную и демократическую.

Политика - деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

  • Законодательная (парламент)
  • Исполнительная (правительство)
  • Судебная (суды)
  • В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)

Субъекты политики : индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство

Объекты политики: 1. внутренние (общество в целом, экономика, социальная сфера, культура, национальные отношения, экология, кадры)

2. внешние (международные отношения, мировое сообщество(глобальные проблемы)

Функции политики: организационная база общества, контролирующая, коммуникативная, интегративная, воспитательная

Виды политики:

1. по направленности политических решений – экономическая, социальная, национальная, культурная, религиозная, государственно-правовая, молодежная

2. по масштабу воздействия – местная, региональная, общегосударственная (национальная), международная, мировая (глобальные проблемы)

3. по перспективам воздействия - стратегическая (долговременная), тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии), конъюктурная или текущая (срочные)

Билет № 2

Общество как сложная динамическая система

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни), которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
  • комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
  • самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
  • интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

Билет № 3

  1. Природа человека

До настоящего времени нет ясности относительно того, какова природа человека, определяющая его сущность. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального.

С точки зрения биологии, человек относится к классу млекопитающих, отряду приматов. Человек подвержен тем же биологическим закономерностям, что и животные: испытывает потребности в пище, двигательной активности, отдыхе. Человек растет, подвержен болезням, стареет и умирает.

«Животная» личность человека находится под влиянием врожденных программ поведения (инстинктов, безусловных рефлексов) и приобретаемых в течение жизни. Эта сторона личности «отвечает» за питание, сохранение жизни и здоровья, продолжение рода.

Сторонники теории происхождения человека от животных в результате эволюции
объясняют особенности внешнего облика и поведения человека длительной борьбой за существование (2,5 млн.лет), в результате которой выживали и оставляли потомство особи наиболее приспособленные.

Социальная сущность человека складывается под влиянием общественного образа жизни, общения с окружающими. Благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения людей в обществе является прежде всего язык. Известны случаи, когда маленькие дети воспитывались животными. Попав в человеческое общество уже во взрослом состоянии, они не могли овладеть членораздельной человеческой речью. Это может свидетельствовать о том, что речь и связанное с ней абстрактное мышление формируются только в социуме.

К социальным формам поведения можно отнести способность человека к сочувствию, заботу о слабых и нуждающихся в помощи членах общества, самопожертвование ради спасения других людей, борьба за правду, справедливость, и др.

Высшей формой проявления духовной стороны человеческой личности является любовь к ближнему, не связанная с материальным вознаграждением или общественным признанием.

Бескорыстная любовь, альтруизм являются основными условиями духовного роста, совершенствования собственной личности. Духовная личность, обогащаясь в процессе общения, ограничивает эгоизм биологической личности, так происходит нравственное совершенствование.

Характеризуя социальную сущность человека, как правило, называют: сознание, речь, трудовую деятельность.

  1. Социализация

Социализация – процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением.

Социализация – процесс, в ходе которого младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Выделяют агентов и институты социализации . Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы.

Наряду с социализацией возможна и десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (совершение преступления, психическое заболевание). Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией (такова цель наказания как исправления) - изменение и пересмотр представлений, сформированных ранее.

Билет №4

Экономические системы

Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная (капитализм);
  • командная (социализм);
  • смешанная.

Билет №5

Билет № 6

Познание и знание

В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания :
1) постижение действительности сознанием;
2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.
Знание – это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.
Можно назвать несколько критериев научного знания:
1) систематизированность знания;
2) непротиворечивость знания;
3) обоснованность знания.
Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.
Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие – строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.
Обоснованность научного знания . Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).

Познание – это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.
Выделяют следующие виды познания:
1) житейское познание;
2) художественное познание;
3) чувственное познание;
4) эмпирическое познание.
Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.
Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии.
Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).
Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.
Методы познания:
1) индукция;
2) дедукция;
3) анализ;
4) синтез.
Индукция – это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.
Дедукция – это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.
Анализ – это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.
Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.

Билет № 7

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Эти последствия могут быть различны:

  • личные (смертная казнь, лишение свободы);
  • имущественные (штраф, конфискация имущества);
  • престижные (выговор, лишение наград);
  • организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
  • их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).

Билет №8

Человек на рынке труда

Особенной и неповторимой сферой социально-экономических отношений людей является сфера взаимоотношений по продаже людьми своей рабочей силы. Место, где продается и покупается рабочая сила - рынки труда. Здесь полновластным царит закон спроса и предложения. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, взаимное приспособление объективных и субъективных факторов производства. На рынках труда человек получает возможность действовать в соответствии с собственными интересами, реализовать свои способности.

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ.
За продажу своей рабочей силы работник получает заработную плату.
Заработная плата – величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей.
Значит, ценой рабочей силы является заработная плата.

Вместе с тем"рынок труда" означает для каждого конкуренцию за рабочие места, определенную свободу рук для нанимателя рабочей силы, что при неблагоприятных обстоятельствах (предложение превышает спрос) может вызвать весьма негативные социальные последствия - уменьшение зарплаты, безработица и т.д. Для того, кто ищет работу или работает по найму, это означает, что он должен путем повышения квалификации и переквалификации поддерживать и углублять интерес к себе в качестве рабочей силы. Это не только дает определенные гарантии от безработицы, но представляет собой основу для дальнейшего профессионального развития. Конечно - это не гарантия от безработицы, ведь в каждом конкретном случае следует учитывать разнообразные личные причины (например, желания и претензии на определенную деятельность), реальные условия (возраст человека, пол, возможные препятствия или ограничения, место жительства и многое другое). Следует отметить, что и ныне и в будущем наемные работники должны учиться приспосабливаться к требованиям, которые ставит перед ними рынок труда, и самих условий, которые быстро меняются. Чтобы соответствовать условиям современного рынка труда каждый должен быть готов к постоянным изменениям.

Билет № 9

  1. Нация и национальные отношения

Нация – это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками.

Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.
Существуют 2 тенденции в развитии нации:
1.Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства. Национализм-это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм – агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).
2.Интернациональная – она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.
Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих
цивилизаций.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.

Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры.

Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.

  1. Социальные проблемы на рынке труда

Билет № 10

  1. Культура и духовная жизнь общества

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический подход: культура - совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
- Деятельностный подход: культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
- Ценностный подход: культура - практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura - уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII - начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура - это то, что создал человек, а природа - то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности - материальной и духовной - можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры:
1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
2) оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
4) информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
6) социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества:

Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом

Духовные блага (ценности):
Идеи, теории, образы и духовные ценности

Духовные общественные связи индивидов

Сам человек как существо духовное

Воспроизводство общественного сознания в его целостности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя

Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  1. Право в системе социальных норм

Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Признаки правовой нормы

Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли .

Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека .

Издается в конкретной форме .

Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства .

Всегда представляет собой властное предписание государства .

Является единственным государственным регулятором общественных отношений .

Представляет собой правило поведения общеобязательного характера , т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

Билет № 11

  1. Конституция РФ – основной закон страны

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина .

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Конституция:

· закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

· обладает высшей юридической силой;

· обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

· отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

· является базой для текущего законодательства.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:
выступление в качестве основного закона государства;
юридическое верховенство;
выполнение роли основы всей правовой системы страны;
стабильность.
Иногда к свойствам конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации является основным законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.
Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.
Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.
Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких» конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других – где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или, по крайней мере, по достаточно простой процедуре).

  1. Социальная мобильность

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Социальная мобильность - это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса. Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Раздел 1. Обществознание. Общество. Человек – 18 часов.

Тема 1. Обществознание как совокупность знаний об обществе – 2 часа.

Общее определение понятия общества. Сущность общества. Характеристика общественных отношений. Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики. Основные социальные феномены жизни человека: общение, познание, труд. Общество как сложная динамическая система.

Общее определение понятия общества.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Сущность общества состоит в том, что в процессе своей жизнедеятельности каждый человек взаимодействует с другими людьми. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Характеристика общественных отношений.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на три большие группы:

1. межличностные (социально-психологические), под которыми понимают отношения между отдельными индивидуумами. При этом индивидуумы, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидуумами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидуумами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

2. материальные (социально-экономические), которые возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него. Они подразделяются на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

3. духовные (или идеальные), которые формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их значимыми для них ценностями. Они подразделяются на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Основные социальные феномены жизнедеятельности человека:

1. Общение (в основном задействованы эмоции, приятно/неприятно, хочу);

2. Познание (в основном задействован интеллект, истинно/ложно, могу);

3. Труд (в основном задействована воля, надо/не надо, должен).

Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики.

1. Сознание и самосознание. 2. Слово (2-я сигнальная система). 3. Религия.

Общество как сложная динамическая система.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социально-политическая, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом, проявляющихся в таких феноменах, как политика, государство, право, их соотношение и функционирование;

3) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Задания части С5

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5.21. Назовите три функции современной науки.

С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

ОТВЕТЫ к заданиям С5.

1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

Предложения:

Научные знания включают гипотезу.

Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

Связь общества с природой;

Наличие подсистем;

Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

Постоянные изменения в жизни общества.

С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

Предложения:

Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

Предложения:

Большинство экономических ресурсов ограничено.

Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

С5.6. – обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Гуманитарная.

С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

Предложения:

Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

Предложения:

Институтом первичной социализации выступает семья.

Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

Предложения:

Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

Влияние социальной сферы;

Позиция СМИ;

Национальные, религиозные факторы.

С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Предложения:

- Рынок труда характеризуется мобильностью.

Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Предложения:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

В социальных группах человек реализует свои интересы.

С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

Два предложения:

Самой молодой из мировых религий является ислам.

-«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

- «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

Предложения:

Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

Предложения:

Гражданство может быть получено человеком от рождения.

Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

Избиратели не доверяют властям;

Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.

Общество как сложная динамическая система 1 страница

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

· Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

· Правовая политика.

· Социальная (классы, социальные группы, нации).

· Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Науки, изучающие общество:

1) История (Геродот, Тацит).

2) Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

3) Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном государстве.

4) Правоведение – наука о законах.

5) Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида Ренардо).

6) Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин).

7) Лингвистика.

8) Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед обществом.

9) Этнография.

10) Археология.

11) Психология.

1.3. Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

· Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

· Теогония (происхождение богов).

· Антропогония (происхождение человека).

Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

/См. идеальное гос-во по Платону/

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.

1.4. Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:



1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1.8. Формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Материалистическое понимание истории:

Общественное сознание

Общественное бытие

Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ

Производительные Производственные

силы отношения

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

Производственные отношения
Производственные отношения

Производственные отношения


1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):


* – политика, право, общественные организации, религия и пр.

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

1.9. Цивилизация:

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения: 1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– профессиональные солдаты;

– администраторы;

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

Питирим Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Выделяемы цивилизации:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

1.10. Традиционное общество:

Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:

1) Неразделенность собственности и административной власти.

2) Подчинение общества государству.

3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.

4) Полное поглощение личности коллективом.

5) Деспотическое государство.

Основные модели стран современного Востока:

1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок

Государственное регулирование хозяйства

Гармоничное использование традиций и новаций

2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):

Западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.

Многопартийность.

Демократические процедуры.

Европейский тип судопроизводства.

3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).

В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)

1.11. Индустриальное общество:

Характеристика западной цивилизации:

Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Характерные признаки:

1) Образование монополий.

2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.

3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.

4) Территориальный раздел мира.

5) Экономический раздел мира.

Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:

1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.

2) Влияние НТР на производство и управление.

3) Радикальные изменения всей общественной структуры.

60 – 70-ые годы XX века:

Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.

1.12. Информационное общество:

Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.

1.13. НТР и ее социальные последствия:

НТР – составная част НТП.

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

НТП имеет две формы:

1) Эволюционную

2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.

НТР на современном этапе охватывает:

1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):

Термин появился в 60-е годы ХХ века.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

2. Человек:

2.1. Человек:

Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.

Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.

Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Фейербах: человек – венец природы.

Рабле: человек – животное, которое смеется.

Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;

2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;

3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

Научные представления о происхождении человека:

1) Биология, анатомия, генетика.

2) Теория естественного отбора.

3) Влияние труда.

/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/

Проблема происхождения человека остается тайной.

2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:

1) Изменение климата.

2) Исчезновение тропических лесов.

Социальные факторы:

1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).

2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).

3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).

4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.

Отличия человека от животных:

1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

5) Человек обладает самосознанием.

2.3. Личность и социализация личности:

Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.

Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.

Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Индивидуальность:

Индивид – один из людей.

Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло