Профессия медсестры, или самое женственное воплощение гуманизма. Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника Профессиональные качества медицинского работника

На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через восемь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры:

· Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.

· Детские медсестры . Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.

· Медсестры в кабинете физиотерапии . Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

· Участковые медсестры . Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

· Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

· Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого пациента. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлобольной пациент. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми пациентами: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.



Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции пациенту нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

· Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

· Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

· Младшая медсестра ухаживает за пациентами: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих пациентов внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь пациентам. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.



Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

Качество сестринской помощи

Качество сестринской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий. Современный опыт сестринской медицинской помощи населению показывает, что сестринская помощь является неотъемлемой частью лечебного процесса.

Соответствие ожиданий восприятию потребителя услуг опреде­ляет уровень удовлетворенности пациентов, родственников, обще­ства сестринскими услугами.

Основными критериями качества сестринской помощи являются:

Доступность - возможность получить необходимую медицинскую помощь и уход независимо от экономических, социальных и иных барьеров;

Непрерывность и преемственность - получение пациентом необходимой медицинской помощи без задержки и перерывов;

Безопасность - сведение до минимума риска возможных осложнений, побочных эффектов лечения;

Результативность - эффективность сестринских вмешательств, улучшающих здоровье пациента.

В наши дни востребованность профессии медсестры (медбрата) высокая. Любому врачу будет тяжело самостоятельно справляться с лечением больного без профессионального помощника, специализирующегося в области сестринского дела и имеющего среднее медицинское образование. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого - с вышестоящим руководством. Медицинская сестра сегодня может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации. Создаются и действуют общественные организации медицинских сестер, рассматривающие проблемы сестринского дела в системе здравоохранения, повышения престижа профессии, привлекающие членов Организации к научным исследованиям в области сестринского дела, проводящие конференции, семинары по актуальным проблемам в сестринском деле, защищающие юридические права медицинских сестер и т.д. [ 11 ].

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через восемь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

· Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.

· Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.

· Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.

· Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.

· Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.

· Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

· Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

· Для стерилизации инструменты относят в стерилизационное отделение. Работающая там медсестра управляется со специальным оборудованием: паровыми, ультрафиолетовыми камерами, автоклавами и т.п.

· Старшая медсестра руководит работой всех медсестер отделения больницы или поликлиники. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсёстрам приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.

· Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Есть также медсестры по массажу, диетические и т.д. Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение, особенно если это работа в больнице. Но это и очень тяжёлая работа, даже если ты её очень любишь. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня.Самыми трудными считаются отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. Это хирургия, травматология, отоларингология. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают уколы и измеряют давление, но и морально поддерживают больного в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладая новейшими знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Сибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

Кафедра организации здравоохранения
и общественного здоровья

Тема «Правовые аспекты деятельности медсестринской службы»

Г. Томск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….. 3
1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры ……………………………………………………... 4
2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер……………… 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………… 10

ВВЕДЕНИЕ
Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской деятельности и медицинских услуг и другие направления, связанные с профессиональной деятельностью специалиста со средним медицинским образованием.
Однако практически не освещаются исследования социально-правового статуса медицинской сестры в современном российском обществе, а также не исследуется особенности и специфика профессиональной деятельности как специалиста в системе разделения труда.
Развитие социально-правового статуса медицинской сестры в России имеет свои особенности и принципиально отличается от статуса медицинской сестры любого европейского государства, отличается в первую очередь по двум направлениям: 1) по уровню социального положения медицинской сестры в гражданском обществе; 2) по степени социально-экономической защищенности.
Сложившийся образ медицинской сестры в российском обществе, можно условно разделить на две составляющие. Это требования, предъявляемые обществом и профессиональным сообществом к медицинской сестре как специалисту, т.е. деловые - профессиональные знания и компетенции. Второе направление - это развитие личностных качеств медицинской сестры, которые должны соответствовать морально-этическим нормам, принятым в обществе, и не противоречить требованиям Этического кодекса медицинских сестер России.

1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры
Начало реформы в области сестринского дела положило создание Ассоциации медицинских сестер России в 1992 году. В ходе реформирования предполагалось:

      Осуществить ряд изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;
      обеспечить рациональное соотношение и партнерство между врачами и средним медперсоналом;
      возродить категорию младшего медицинского персонала;
      Организовать новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
      Повысить социально-правовой статус сестринского персонала.
По мнению специалистов сестринского дела, с 1993 года стали происходить заметные изменения в организации сестринского дела, созданы и приняты философии сестринского дела. В учебных и лечебно- профилактических учреждениях стали рассматриваться такие понятия, как "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".
Исходя из собственного опыта, могу смело утверждать, что данные понятия рассматриваются исключительно в образовательных учреждениях. Содержание образовательных программ по специальности "Сестринское дело" постоянно претерпевает изменения. Выпускники медицинских колледжей и училищ имеют более высокий уровень образованности, чем их коллеги, получившие образование 15 - 20 лет назад. Однако правовой статус медицинской сестры на конкретном рабочем месте и в конкретном лечебно-профилактическом учреждении в понимании коллег, имеющих высшее медицинское образование, практически не изменился. Данный факт объясняется тем, что административно-управленческий персонал учреждений здравоохранения не всегда ориентирован, а точнее, не заинтересован в расширении социально-правового статуса медицинской сестры. Это связано с тем, что многие руководители лечебно-профилактических учреждений не видят в разделении труда самостоятельное направление - сестринское дело, специалист которого - профессионал, имеющий специальное образование по сестринскому делу.
Кроме того, если обратиться к социологическим исследованиям последних лет, то можно обнаружить тенденцию ухудшения социально-экономического статуса медицинской сестры. Это обстоятельство объясняется отсутствием специальных научных исследований, изучающих вопросы нормирования труда и рабочего времени, затраты и нагрузки на одну медицинскую сестру в зависимости от специализации.
На мой взгляд, повысить и укрепить социально-правовой статус медицинской сестры в трудовом сообществе возможно при выполнении ряда условий:
1. Конкурентоспособная заработная плата – кроме повышения социально-правового статуса медицинской сестры, позволит руководителю создавать кадровый резерв, проводить отбор на конкурсной основе наиболее достойных кандидатур, что максимально исключит попадание в профессию случайных людей;
2. Формирование отношения врача к медицинской сестре, как к равноправному коллеге/партнеру, начиная со студенческой скамьи – совместное обсуждение проблем пациента (современное образование в медицинских колледжах делает это возможным) пойдет только на пользу пациенту. Так как, медицинская сестра проводит с пациентом больше времени – она больше информирована об эмоциональном статусе пациента, знает его текущие проблемы, что поможет врачу принять правильное решение в выборе лечения. Кроме того, знание и понимание, выбранных методов лечения позволит медицинской сестре быть участником лечебного процесса, а не просто техническим исполнителем. Это, в свою очередь, даст возможность медицинской сестре грамотно информировать пациента о его состоянии, методе лечения, не ссылаясь постоянно на врача, снимая с себя всю ответственность за состояние больного.
3. Юридически закрепить статус старшей медицинской сестры отделения, например, дать право требовать соблюдения санэпидрежима не только со среднего и младшего, но и с врачебного медперсонала. Так как, на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация – ответственность за санэпидрежим есть, а прав его требовать нет.
Таким образом, несмотря на утверждения специалистов сестринского дела о достижении определенных результатов в ходе реформы, с уверенностью об этом можно утверждать только в части образования. Так, в 1996 году сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которое предполагает:
    базовый (основной) уровень подготовки (МУ);
    повышенный (углубленный) уровень подготовки (колледж);
    высшее сестринское образование (ВСО);
    послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).
Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи.
Также, нельзя не отметить, что большую часть ответственности за юридическую грамотность медицинских сестер несут именно учебные заведения.

2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер
Деятельность специалистов сестринского дела в современных условиях тесно связана с неизбежными вопросами юридического характера, возникающими как закономерное проявление нормально функционирующей медицинской отрасли.
Неосведомленность сестринского персонала в вопросах современного законодательства приводит к беззащитности сестер в трудовых спорах и в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов.
Надзорными органами и средствами массовой информации все больше внимания уделяется качеству здравоохранения, а также повышается
требовательность населения к соблюдению прав пациентов, гарантиям и объему медицинской помощи. В этой связи, правовая подготовка и умение применять знания является залогом успешной деятельности и защищенности не только руководителей сферы здравоохранения и социального развития, но и каждого специалиста сестринского дела.
Существуют следующие правовые проблемы регламентации деятельности медицинских сестер.
1. Сегодня практически вся документация, касающаяся сестринской деятельности, носит рекомендательный характер.
2. Отсутствуют профессиональные стандарты деятельности сестринского персонала и правовые механизмы организации контроля за их соблюдением.
Следствием недостаточной разработки нормативно-правовой базы
регулирования деятельности специалистов имеющих среднее,
повышенное и высшее сестринское образование являются:
- отсутствие четко прописанных типовых обязанностей;
- отсутствие стандартов оснащения рабочих мест;
- размытые границы компетенции специалистов сестринского дела, что в свою очередь приводит к выполнению сестрой не свойственных ей обязанностей, к возрастающим моральным и физическим нагрузкам, отсутствию мотивации к повышению профессионального уровня;
3. Законодательно не определены границы уголовной и административной ответственности в действиях, за которые несет ответственность медицинская сестра и врач. Этому весьма способствует не гласный, не закрепленный законодательно запрет на самостоятельную деятельность без назначения врача сестринского персонала. В тоже время получаемый объем знаний позволяет действовать самостоятельно, что и выполняется в ряде стран.
4. Пробел правовых знаний у сестринского персонала, приводит к беззащитности в трудовых спорах, в необоснованных претензиях пациентов так называемый потребительский экстремизм, к несогласованным действиям при различного рода проверках;
5. Отсутствие единой базы данных судебной практики обо всех фактах
некачественного оказания медицинской помощи.
6. Не решен вопрос об учете медицинского стажа специалистам в
профессиональных общественных организациях и частных медицинских организациях.
7. Страхование профессиональной деятельности сестринского персонала имеет также полностью не урегулированный правовой аспект.
Миф второй. Медицинские сестры хорошо знают свой правовой статус. Правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.
Медико-правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием определяется:
Во-первых, как совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медицинского работника на основе нормативно одобренных технологий, способов и приемов медицинской деятельности и правового допуска к ней;
Во-вторых, как способность строить эффективную медицинскую деятельность в строгом соответствии с принятыми в государстве и обществе социальными и несоциальными нормами, регулирующими профессиональную деятельность работника со средним профессиональным медицинским образованием.
В-третьих, правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием включает в себя несколько компонентов: общемедицинскую и клиническую образованность, правовые знания и умения, профессиональную и правовую культуру специалиста.
В свою очередь, правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В.Дружинина, Н.Н.Володин. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело - 2000- №1.
2. http://mosmedsestra.ru/ Региональная общественная организация медицинских сестер// Современный этап развития сестринского дела – 2010.
3. www.srooms.ru Правовые аспекты деятельности сестринского персонала.
4. www.clinica7.ru Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.

Бучкин Денис Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж № 2"
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Этико–деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии
Дата публикации: 07.04.2019
Раздел: среднее профессиональное

ЭТИКО – ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ

РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

ВВЕДЕНИЕ

Медицинская

приобретении

независимости пациента в процессе лечения, так как она должна сочетать в

себе аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, а самое главное

образование, интеллект, организаторские навыки, порядочность, творческое

мышление и профессиональную компетентность.

соблюдение

этических

является

проблемой.

Актуальность

соблюдения

повседневной

практической

деятельности

медсестер ОАР (ОРИТ) обусловлена:

Спецификой деятельности медсестер в ОАР (ОРИТ);

Недостаточным

этических

юридического

сестринской деятельности, нарушением прав больных;

Неправильным выбором пределов сестринской помощи;

Осложнениями и неблагоприятными исходами;

Подверженностью

профессиональному

эмоциональному

«выгоранию» медсестер;

Профессиональной

вредностью

отсутствием

правовой

медицинских работников.

Специфика деятельности медсестер:

экстремальность

ситуации

необходимость

быстрого

принятия

решения и его реализации;

сокращение или отсутствие психологического контакта медсестры с

больными;

использование

инвазивность

диагностики и лечения;

наличие у многих больных полиорганной недостаточности;

необходимость

сотрудничества

специалистами

специальностей;

ятрогенные поражения;

недо ст аточно е

кадрово е,

материа льно

техниче ско е

медикаментозное обеспечение;

психоэмоциональные

персонала,

подверженность

эмоциональному «выгоранию» медсестер.

Выбор пределов сестринской помощи.

Важной составной частью любых сестринских вмешательств должен

быть рационализм. Каждому больному необходимы сестринские действия,

направленные

ликвидацию

физических

страданий;

восстановление

нормального

эмоционального

состояния;

оптимальную

интенсивную

умирающих

называемый

комфортный

поддерживающий уход: тщательный гигиенический уход, включая обработку

полости рта, адекватная аналгезия (независимо от требуемых доз), адекватное

возможности

зондовое),

психологический

(родственники, психотерапевт, транквилизаторы, священник). Комфортный

поддерживающий

преимущественно

сестринский

контролем врача.

Медсестра, не имея страховки и плохо ориентируясь в современных

юридических

нормативно

правовых

остается

незащищенной

пациентов,

родственников

страховых

компаний.

Поэтому она должна знать и соблюдать основные этико-правовые нормы при

оказании анестезиологической и реаниматологической помощи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

разберем

основные

дальнейшей

качественной работы с пациентами и медперсоналом.

Этика – это наука о нравственности, принципах, которыми должны

руководствоваться люди в своих поступках. Термин введен Аристотелем,

философию

нравственного,

морального

поведения людей.

А Медицинская этика – совокупность этических норм и принципов

поведения

медицинских

работников

выполнении

профессиональных

обязанностей,

необходимых

успешного

пациента.

Основными принципами медицинской этики являются:

Уважение к жизни;

Запрет на причинение вреда больному;

Уважение к личности больного;

Врачебная тайна;

Уважение к профессии.

Кодекс профессиональной этики медсестер (принят Международным

советом медсестер).

Так как многие медсестры не знакомы с ним, одними из важных

являются:

Этические основы сестринского дела

Потребность

медсестры

универсальна.

Сестринское

подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не

имеет ограничений по национальным или расовым признакам, по признаку

вероисповедания,

возраста,

политического

социального

положения.

Медсестры

оказывают

медицинскую

отдельным

семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других

Медсестра и пациенты

Основную

ответственность

медсестра

нуждается

Оказывая

медсестра

старается

атмосферу уважительного отношения к пациентам, обычаям и духовным

убеждениям

пациентов.

Медсестра

полученную

конфиденциально

информацию и делится ею с большой осторожностью.

1.2ДЕОНТОЛОГИЯ

Принципы

медицинского

персонала

практической

деятельности рассматриваются медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала,

направленные

максимальное

повышение

эффективности

устранение

последствий

неполноценной

медицинской

медицинской

деонтологии

отражает

конкретные

стандарты, обязательные для врачей и медсестер.

Деонтология

отождествляется

поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя.

Основные

медицинской

деонтологии.

Проблемы

взаимоотношений

больного,

среднего

медицинского

работника

больного, вокруг которой вращаются также вопросы взаимоотношений врача

(среднего

медицинского

работника)

окружающих

больного

(родственников, близких, знакомых и др.) врачей друг с другом и иного

медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри

медицинской

медицинских

работников

отдельными

группами общества. Иными словами, современная медицинская практика –

сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых

разных формах социального взаимодействия.

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и

должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и

следовании

моральным

нравственным

принципам.

Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй,

милосердной и отзывчивой.

Морально-нравственной основой, эталоном и стандартом поведения

медицинских

является

«Этический

медицинской

(Приложение 1).

1.3 БИОЭТИКА

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь

человека долгой и счастливой, без болезней и страданий.

Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые

жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и

причиной

возникновения

медицинской

биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Биоэтика – современная модель биомедицинской этики. Основной

принцип - «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во

взаимодействии

научными,

техническими

технологическими,

информационными и генетическим достижениями современной медицины.

Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента.

Медицинская

биоэтика

выполняет

медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только

по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении

профессионального долга.

Современная

медицинская

биоэтика

сталкивается

множеством

противоречивых

искусственное

оплодотворение,

клонирование, сексология, эвтаназия (ст. 45 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗОб

основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Медицинским

работникам

запрещается

осуществление

эвтаназии,

ускорение

просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или

средствами,

прекращение

искусственных

мероприятий

поддержанию жизни пациента.). В этих случаях возникает так называемый

конфликт прав.

К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание

беременности

Искусственное

прерывание

беременности.

самостоятельно

материнстве.

Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины

при наличии информированного добровольного согласия.).

Так же одним из факторов, влияющих на возможное ограничение

медицинского

работника

является

религиозно-культуральная

сформировано

сознание

пациента.

Без знания культурных особенностей, невозможно грамотное оказание

медицинской

многоконфессиональной

Оказание

медицинской

религиозно-культуральных

особенностей

индивидуума

привести

негативным

последствиям.

Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в

чрезвычайных

ситуациях

условиях

массовых

катастроф

(особенно

транснациональных)

необходимо

соблюдать максимальную осторожность

оказании

медицинской

объяснять

родственникам

необходимость

медицинского

вмешательства

целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской

территории

зарубежных

государств

желательным

является

присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями

оказания медицинской помощи населению.

Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и

медсестер.

Информация

обращения

медицинской

состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения,

полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну;

гражданину

подтверждена

гарантия

конфиденциальности

передаваемых им сведений - данные положения закреплены ч. 1 ст. 61 Основ

законодательства

Российской

Федерации

здоровья

(Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗОб основах охраны здоровья

Российской

Федерации

допускается

разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым

известны

обучении,

исполнении

профессиональных,

служебных и иных обязанностей (ч. 2 Основ).

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

Медицинская сестра - первый помощник в лечении больного. Точно и

вовремя выполнять лечебные назначения - твой долг.

Внимательность

страданиям

больного

облегчает

самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты, чтобы

относились к тебе, немедленно реагируй на каждую новую жалобу

больного, не малейшее изменение его самочувствия.

поведение

состояние

больного

вызывает

беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом врачу.

Слово - лечит, слово - ранит. Будь сдержана в разговорах с больным.

Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему только то, что по

убеждению, не наносит вред психике больного.

важнейших

больного.

Всячески

оберегай лечебно-охранительный режим в отделении.

работников - половина успеха.

Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме, больному

будет приятно получить помощь из твоих рук.

Профилактика - основа медицины, повседневно разъясняй больным

правила гигиены и меры предупреждения болезней.

внимательна

родственникам

необходимые требования, чтобы по своему назначению они не нанесли

вред больному, словом или запрещенными лекарствами.

10.Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно много знать,

постоянно повышать свои медицинские знания.

11.Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от лишних

болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично владеть медицинской

техникой.

12.Оберегай

имущество,

медикаменты,

инструментарий,

пользуешься.

Разумная экономия позволяет теми же средствами оказать помощь.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Медицинский

корректности

отношениях

между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное

обращение

коллегам,

медицинского

подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого

принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии

больного (см. Приложение 1).

Следует обращать внимание на:

Внешний вид:

соблюдение

применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие

запахи духов, табака и т.п.);

достаточно

прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава

Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше

из хлопчатобумажных натуральных тканей;

Волосы должны быть убраны под шапочку;

Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции

и позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять

врачебные

назначения

своевременно,

профессионально;

информировать

внезапных

изменениях

состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных

назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии

больного.

Отношения медсестер между собой:

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодым своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения медсестры с младшим медперсоналом:

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего

медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

допустимо

замечания

присутствии

посетителей.

Отношение медсестры к больным:

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и

пациентов (Роберт Вич, 1992 год).

Патерналистская

латинского

характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам так же, как

родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть

ответственности на себя.

Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и

восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме

пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

Коллегиальная

характеризуется

взаимным

доверием

медперсонала

пациентов.

Стремясь

медсестра становятся «друзьями» больного.

Контрактная

выглядит

юридически

оформляемый

пациентом.

предполагает

последовательное уважение прав пациента.

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть

доброжелательным,

недопустимы

замечания,

учитывать

индивидуальные

психологические

особенности,

выслушать,

переживания

пациента.

тяжелыми

болезненными

процедурами

медсестра

разъяснить

доступной

значение,

необходимость

успешного

психоэмоциональное

напряжение.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного:

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

ухаживающим

тяжелобольными

разъяснять

правильность выполнения процедур и манипуляций;

Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право

рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к

лечащему врачу);

Отвечать

спокойно,

неторопливо,

правильному уходу за тяжелобольными.

Клинический этикет в ОРИТ (соблюдение традиционных внешних

поведения

медицинского

персонала

медицине

критических

состояний) повышает эффективность реаниматологической помощи.

нахождении

пациента

бессознательном

состоянии

помнить об имплицитной памяти: неприятный разговор может запечатлеться

в имплицитной памяти и проявиться, в последствии, в самый неожиданный

медицинская

юридическую

ответственность за те действия, которые согласно нормативным документам

входят в их обязанности и компетенцию. При развитии опасных для жизни

пациента последствий интенсивной терапии виновный в этом медицинский

персонал привлекается к административной и уголовной ответственности в

соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Среди 16 медицинских сестер ОАР-I ГБ№15 было проведено

анкетирование из 8 вопросов (Приложение 2).

Стаж работы:

До 3 лет - 4 (32%)

3-5 лет - 6 (24%)

5-10 лет - 2 (8%)

10-20 лет - 4 (36%)

12 (75%) опрошенных довольны своей работой.

На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» 2

медбрата

отметили

трудности

пациентом

возникают, а большинство ответили 14 (88%), что трудности возникают, если

пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.

респондентов

нормальная, ощущают значительную перегрузку 5 (32%) медсестер, а 2 (12%)

затруднились ответить.

16 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда

руководствуются

принципами

профессиональной

медицинской

деонтологии.

У 10 (63%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты

профессиональной деформации, а у 6 (37%) иногда случались конфликтные

ситуации.

На вопрос «как Вы справляетесь со стрессами» медицинские сестры

слушают музыку - 4 (25%), тренинг - 1 (6%), читают - 3 (19%), у остальных 8

Для развития реализации медицинской этики и деонтологии, 13 (82%)

респондентов предлагают проводить семинары и конференции, 2 (12%) -

буклетов

периодичных

ведущими

специалистами из разных стран - 1 (6%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, в повседневной деятельности

медицинской сестры ОРИТ необходимы следующие компоненты:

Индивидуальный подход к каждому пациенту, обращение по имени

и отчеству, подробное информирование пациента о правилах приема

лекарственных средств, целях и задачах манипуляций.

Тщательное выявление проблем пациентов ОРИТ.

Быстрота

четкость

процессе

принятия

своевременного

принятия

четкости

действий

жизнь пациента.

Простота изложения при общении с пациентом.

Соблюдение

медицинской

деонтологии

осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Уважительное отношение и стремление помогать. Немаловажную

роль играют - внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

Внимательность и интерес к проблемам пациента.

Умение справляться со стрессами, конфликтными ситуациями для

профилактики профессиональной деформаций у медсестер.

этико-деонтологические

принципы

медицинского

персонала

условиях

являются

полноценного

качественного

оказания

специализированной

помощи. Средний и младший медицинский персонал является незаменимой

составляющей учреждений здравоохранения.

Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет

добрые слова, сумеет успокоить пациента, отвлечь его внимание от болезни,

Работа медицинских сестер очень важна и несет особый вклад на пути

к выздоровлению пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анестезиология

реаниматология: руководство

анестезистов / [Александрович Ю.С. и др.] ; под ред. Ю.С. Полушина. –

М. : СИМК, 2016. – 784 с.

А. И. Левшанков, А. Г. Климов Сестринское дело в анестезиологии и

реаниматологии . Современные аспекты: учеб. пособие. - 2-е издание,

перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Левшанкова. - СПб.: СпецЛит,

Биоэтика: учебно-методическое пособие / Е.А. Нагорнов, Д.А. Изуткин,

И.И. Кобылин, А.А. Мордвинов; под ред. А.В. Грехова. - Н.Новгород:

НижГМА, 2014.

Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты :

научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М.: Либерея-Бибинформ,

1.2 История профессии и личные качества, необходимые для работы медсестрой

медицинский сестра профессиональный риск

Первые медицинские сёстры появились под эгидой церкви. И слово «сестра» обозначало родство не кровное, а духовное. Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными, - братья и, что особенно знаменательно, сестры милосердия, имена которых встречаются в посланиях Апостолов. Среди учеников и последователей Иисуса Христа были группы женщин, называвшиеся Общиной святых жен, которые сопровождали Спасителя и служили от его имени.

В XI веке в Нидерландах, Германии и др. странах появились общины женщин и девиц для ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, позже причисленная к лику святых, построила на свои средства госпиталь, а также организовала приют для подкидышей и сирот, и сама же в нём работала. В её честь была основана католическая община елизаветинок. В мирное время сёстры-монахини ухаживали только за больными женщинами, а в военное - и за раненными воинами. Также они ухаживали за больными проказой. В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестёр милосердия. Он впервые предложил это название - «сестра милосердия», «старшая сестра». Община состояла из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали каких-либо постоянных обетов. Во главе общины стояла Луиза де Мариллак, которая организовала специальную школу для обучения сестёр милосердия и сиделок. Подобные общины стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

В середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками). В России профессия медицинской сестры появилась в1863 г. Тогда был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Краеугольным камнем философии сестринского движения служит представление о равном праве на милосердие любого человека, независимо от его национальности, социального статуса, вероисповедания, возраста, характера болезни и т.д.

Основательница профессии сестры милосердия Ф. Найтингейл дала определение сестринскому делу как одному из древнейших искусств и одной из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Впервые в истории она высказала твердое убеждение в том, что «...по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний». Высшей оценкой профессионального служения медицинской сестры является медаль имени Флоренс Найтингейл, учрежденная Международным комитетом Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Этой награды были удостоены многие российские медицинские сестры.

Нравственно-этические основы профессиональной деятельности медицинской сестры изложены в ряде международных и российских документов. Так, действуют Этический кодекс Международного совета сестер и Национальные этические кодексы медицинских сестер в большинстве развитых стран. Российские медсестры также имеют свой профессиональный этический кодекс, который был принят в 1997 г. на IV Всероссийской конференции по сестринскому делу. Медицинская сестра, фельдшер, акушерка (далее медицинская сестра) должны уважать неотъемлемые права каждого человека на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности, профессиональным стандартам, и нести моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом .

Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Прежнее название этой профессии - «сестра милосердия». Милосердие и сочувствие чужой боли - одно из самых главных качеств медсестры. К этому обязательно прилагается внимательность, аккуратность и ответственность. Также важны хорошая координация движений (особенно это важно для операционных, процедурных, палатных медсестёр), хорошая память, стремление к профессиональному росту. Хорошее здоровье и выносливость. Аллергия на некоторые препараты может оказаться препятствием для работы. Например, операционная медсестра не может ассистировать на операции, если пары дезинфицирующих средств вызывают у неё кашель. Часто рабочий день медсестры ненормированный, а ночные дежурства и физические нагрузки могут негативно сказаться на эмоциональном и психическом состоянии медперсонала.

Основное условие деятельности медицинской сестры - профессиональная компетентность. Для работы медицинской сестрой необходимо стремление к повышению своих знаний, соблюдению и поддержанию профессиональных стандартов деятельности, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной также в отношении моральных и юридических прав пациента.

Медицинская сестра должна уметь сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента даже после того, как пациент умрет. С уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции.

Аспекты работы сестры медицинского персонала

Исследование частоты встречаемости рахита у детей раннего возраста и роли фельдшера в профилактике и лечении рахита

Анкетирование проводилось у 100 человек, по 50 женщин с каждого участка. Проанализировав первые два вопроса: «К какому терапевтическому участку вы относитесь?», «Говорил ли вам врач, что ваш ребенок болеет рахитом?», мы выяснили...

Критерии оценки качества сестринской помощи

Медико-социальные проблемы пищевых аллергий у детей

Высокое качество лабораторной диагностики и сервиса в лабораториях KDL достигается благодаря: 1...

Медицинская символика и девизы врачебной профессии

Люди каждой профессии имеют собственные особые установки и высказывания, которые помогают им выполнять свою работу. И врачи не исключение. Существует немало медицинских девизов. Рассмотрим некоторые из них...

Пища, питание - факторы здоровья

Работа палатной медицинской сестры высшей категории

За время работы овладела такими смежными профессиями, как медсестра терапевтического, неврологического отделения, приемного покоя и процедурного кабинета. Владею техникой забора материала для исследований: -клинические (кровь, моча, мокрота...

Роль медицинской сестры в профилактике туберкулеза

Санитарно-просветительная работа среди населения

санитарный просвещение население бюллетень История санитарного просвещения уходит вглубь веков...

Состояние здоровья учащихся 5-7 кл

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того...

Фармацевтическая этика и деонтология

Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи. К XIX-XX вв...

Хорошее питание - залог здоровья

Эмиссионная томография с позитронными РФП (ПЭТ). Методы реконструкции изображений в ПЭТ

По окончании синтеза РФП производят отбор проб препарата для проведения контроля его качества (активности, удельной активности, радионуклидной, радиохимической и химической чистоты, подлинности РФП...

Этико-деонтологические аспекты фармации

Этические принципы медицинской профессии

Взаимоотношения медицинского работника с коллегами строятся на принципе коллегиальности, то есть в условиях доброжелательности, взаимной поддержки и совместного принятия решений, когда это необходимо...



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло