Раздел II. Теоретические основы сестринского дела

Сестринский процесс - одно из основных понятий современного сестринского деда. Впервые введен в США Лидией Холл в 1955 г. Термин "сестринский процесс" подчеркивает его связь с сестринской помощью, направленной на охрану "здоровья отдельных людей, их семей или групп населения. Он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента (семьи или общества) и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода" (ВОЗ, 1995).

Сестринский процесс ориентирован на человека как уникальную, неповторимую личность и на семью как основу жизнедеятельности каждого человека и общества. Этот процесс включает новое понимание роли медицинской сестры в здравоохранении, требуя от нее не только хорошей технической подготовки, но и умения логически мыслить, работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом "манипуляционной техники".

Определение. Сестринский процесс - это динамический процесс управления адаптацией человека к окружающей среде и эффективного удовлетворения физиологических, психологических и социальных потребностей пациента (семьи) или социальной группы, связанных со здоровьем, т. е. оказание медико-социальной помощи медицинской сестрой, работающей в составе мультидисциплинарной команды специалистов в области здравоохранения и социальной сферы. Этот процесс подразумевает мобилизацию необходимых ресурсов системы здравоохранения и общества в целом. Он включает методы определения потребностей, целей и задач вмешательств, их приоритетности, вида сестринской помощи. Данный процесс планируют и реализуют при активном и заинтересованном сотрудничестве всех участников процесса, он в конечном счете направлен на достижение наилучшего качества жизни пациента в конкретных условиях.

Задачи сестринского процесса:

  • выявление нарушенных потребностей и обусловленных ими проблем (уже имеющихся и потенциальных) как у конкретного человека, так и у его семьи, группы людей или общества;
  • выявление возможностей человека, семьи, группы людей в удовлетворении ими жизненно важных потребностей, т. е. потребностей, необходимых для поддержания выбранной социальной, семейной, профессиональной ролей и др.;
  • установление причин нарушения потребностей и возникновения проблем, причин, снижающих возможности человека, семьи (группы), общества в реализации, восстановлении и поддержания своих возможностей и решении проблем, связанных со здоровьем;
  • построение и выполнение плана сестринской помощи по уходу, который будет принят всеми участниками сестринского процесса;
  • поддержание и восстановление у человека, семьи, группы лиц как можно большей независимости, автономности в осуществлении и удовлетворении жизненно важных потребностей независимо от болезни;
  • обеспечение пациенту, семье, группе людей (несмотря на сохранение проблем со здоровьем, неизлечимость болезни, неотвратимость смерти) достойного качества жизни.

Необходимость внедрения сестринского процесса

в сестринское образование и практику

Сестринский процесс - это подход к стандартизации деятельности клинических медицинских сестер. Стандартизация работы сестринского персонала служит повышению качества сестринской помощи, ее оценке и контролю.

При выполнении сестринского процесса необходимо соблюдение принципа целостного подхода к больному как к личности , что нашло свое отражение в принципе отечественной медицинской школы: лечения не болезни, а больного во всем его единстве и многообразии связей с окружающей средой (С. П. Боткин). В современной зарубежной литературе целостный подход к личности в единстве телесного, психического и духовного компонентов получил название холистического.

Соблюдение принципа целостности, который должна использовать в своей работе медицинская сестра, объединяется с фундаментальным понятием и принципами гомеостазиса.

Гомеостазис (от греч. homoios - подобный и stasis - стояние, неподвижность) - тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующих систем, каковой является живой человек, и состоящий в поддержании относительного постоянства существенно важных для сохранения системы (здоровья, жизни человека) физиологических показателей.

Применение сестринского процесса как научно обоснованного метода невозможно без понимания и использования медицинской сестрой в своей деятельности принципов целостности и гомеостазиса. Знание их позволяет ей при работе со здоровым человеком, больным, его семьей определить те признаки, которые свидетельствуют о потере стабильности, равновесия, угрозе болезни, ее рецидиве, о переменах в семье, ее медико-социальных проблемах. Принципы целостности и гомеостазиса помогут медицинской сестре использовать те обоснованные методы сестринской помощи, включение которых в общий план медицинской помощи обеспечит сохранение стабильности или возвращение нарушенной системы к состоянию устойчивого равновесия как биологической (человек), так и социальной (семья) систем. Принципы целостности гомеостазиса имеют универсальное значение как при изучении, наблюдении и оценке состояния здоровья человека, так и при анализе внешних факторов среды обитания, условий работы и жизни человека, т. е. факторов, которые могут способствовать ухудшению здоровья, развитию заболевания и изменению образа жизни.

Метод, получивший название "сестринский процесс", является научной основой организации сестринского дела, сестринского образования и практики .

Преимущества методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики:

  • гарантируется безопасность проведения медицинского обслуживания, формируются и реализуются стандарты сестринской помощи;
  • реализуется принцип индивидуального и системного подхода при оказании сестринской помощи, усилия всех участников процесса координируются и согласуются;
  • пациент и его семья активно участвуют в планировании и выполнении программы сестринской помощи;
  • появляется возможность использования стандартов профессиональной деятельности в широкой клинической практике, профессиональной терминологии и языка профессионального общения в обучении и практике;
  • на практике осуществляется принцип преемственности при оказании медицинской помощи в работе медицинских сестер, сестринской службы;
  • эффективно используются время и ресурсы, направленные на решение основных потребностей и проблем пациента, семьи и группы людей;
  • документируются качество, своевременность предоставляемой сестринской помощи и профессионализм медицинской сестры;
  • демонстрируются уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность не только отдельной медицинской сестры, но и всей сестринской службы конкретного медицинского поста, отделения, лечебнопрофилактического учреждения;
  • становятся возможными анализ работы каждой медицинской сестры, сестринской службы, обобщение опыта работы, конкретная оценка новых технологий ухода, программ обучения и рекомендация их для широкой практики;
  • подход позволяет защитить профессиональные интересы медицинской сестры в случаях необоснованных претензий к качеству ее работы, уровню ее профессиональной подготовки и дать объективную оценку в конфликтных ситуациях;
  • подход является научно обоснованным и универсальным.

Введение. 4

Критерии оценок тестового контроля. 4

Перечень дисциплин для тестовых заданий. 4

Положение о специалисте со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Специальность 0401 «Лечебное дело» 5

Основы сестринского дела. 10

Задания в тестовой форме по безопасности. 11

Сестринский процесс. 15

Инфекционная безопасность, инфекционный контроль. 22

Манипуляционная техника. 35

Пропедевтика клинических дисциплин. 74

Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области пропедевтики клинических дисциплин. 74

Пропедевтика в терапии. 74

Пропедевтика в хирургии. 86

Инструктивно-методические документы.. 93


Введение

Итоговая государственная аттестация проводится с целью оценки качества и уровня знаний и умений выпускников средних медицинских образовательных учреждений, их соответствия требованиям государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки фельдшера по специальности 0401 «Лечебное дело».

Предлагаемый сборник состоит из 6 книг и содержит тестовые задания по всем специальным дисциплинам.

Обязательный минимум знаний по специальности отражен в тестах безопасности. При отсутствии знаний по этим вопросам фельдшер может совершить действия, приводящие к смерти пациента. В сборнике они выделены в отдельные разделы. При неправильном решении хотя бы одного задания из раздела тестов безопасности выпускник получает неудовлетворительную оценку и не допускается к выполнению следующих заданий.

Всего выпускникам для подготовки предлагается 2368 тестов. На экзамен выносится 200 заданий, произвольно выбираемых компьютером. Из них - 30 первых заданий являются тестами безопасности.

Критерии оценок тестового контроля

Тесты безопасности - 100% правильных ответов

5 «отлично» - 91-100% правильных ответов из 170 тестов

4 «хорошо» - 81-90% правильных ответов из 170 тестов

3 «удовлетворительно» - 71-80% правильных ответов из 170 тестов

2 «неудовлетворительно» – 70% и менее правильных ответов из 170 тестов

Задания составлены с учетом требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки фельдшера по специальности 0401 «Лечебное дело», учебных программ по дисциплинам, приказа № 249 МЗ РФ от 19 августа 1997 года «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» и других директивных и инструктивных документов МЗ РФ.

Перечень дисциплин для тестовых заданий

Наименование дисциплины Кол-во тестов
1. Основы сестринского дела
2. Пропедевтика клинических дисциплин: - терапия - хирургия - педиатрия
3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи
4. Педиатрия с детскими инфекциями
5. Хирургия
6. Травматология
7. Онкология
8. Реаниматология
9. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
10. Акушерство
11. Гинекология
12. Синдромная патология, дифференциальная диагностика с фармакотерапией
13. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии
14. Гериатрия
15. Нервные болезни
16. Психические болезни с курсом наркологии
17. Кожные и венерические болезни
18. Болезни уха, горла, носа
19. Глазные болезни
20. Болезни зубов и полости рта
21. Основы реабилитации
22. Экономика и управление здравоохранением
Итого:

Положение о специалисте со средним медицинским
и фармацевтическим образованием.
Специальность 0401 «Лечебное дело»

(Из приказа № 249 МЗ РФ от 19 августа 1997 года «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»)

Общие знания

Фельдшер должен знать:

Основы законодательства и права в здравоохранении;

Основы медицинского страхования;

Организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;

Организацию медицинской помощи населению;

Организацию медико-социальной помощи населению, основы геронтологии и гериатрии;

Теоретические основы сестринского дела;

Медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения;

Статистику здоровья населения;

Роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения;

Краевую патологию; основы профпатологии;

Причины, механизмы развития клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;

Основы организации медицинской и социальной реабилитации, формы и методы реабилитации;

Фармакокинетику и фармокодинамику основных групп лекарственных средств, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; организацию лекарственного обеспечения, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;

Основные и дополнительные методы обследования;

Основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

Основы диетологии;

Систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемио-логического профиля; противоэпидемические мероприятия случае возникнове-ния очага инфекции; иммунопрофилактику;

Охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

Функциональные обязанности, права и ответственность среднего и младшего медицинского персонала;

Основы медицины катастроф.

Общие умения

Анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;

Владеть коммуникативными навыками общения;

Рационально использовать ресурсное обеспечение деятельности;

Выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;

Осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;

Владеть техникой сестринских манипуляций;

Оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях, травмах, отравлениях; провести сердечно-легочную реанимацию;

Оценить действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказать экстренную доврачебную помощь при лекарственном травлении;

Проводить лабораторные, функциональные, инструментальные исследования;

Выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, рекомендовать лечебное и диетическое питание; оценивать эффективность проводимых мероприятий;

Соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;

Выписывать лекарственные препараты с помощью рецептурных справочников;

Выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

Проводить плановую и экстренную госпитализацию пациентов;

Проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;

Повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

Специальные знания

Демографическую и медико-социальную характеристики прикрепленного населения;

Организацию профилактической работы среди населения участка; методики планирования, проведения и оценки комплексных программ профилактики, направленных на сохранение и укрепление здоровья отдельных лиц, семей, групп населения;

Организацию и материальное обеспечение проведения фельдшерского амбулаторного приема;

Основные причины, клинические проявления, методы диагностики;

Осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний, организацию сестринского ухода и реабилитацию в терапии, педиатрии, хирургии, онкологии, урологии, дермотовенерологии, акушерстве и гинекологии, клинике инфекционных болезней, неврологии, психиатрии, офтальмологии, оториноларингологии, гериатрии;

Фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных средств, их совместимость, дозировку, способы и методики введения в организм;

Основы рационального и сбалансированного питания, основы лечебного и диетического питания; основы детского питания;

Правила проведения экспертизы нетрудоспособности;

Методы обследования детей и беременных женщин;

Скрининговые программы контроля за состоянием здоровья детей;

Организацию работы по воспитанию ребенка в семье, по подготовке детей в дошкольные и школьные учреждения.

Организацию и структуру службы скорой и неотложной медицинской помощи в городской и сельской местности;

Медицинские, этические и юридические аспекты оказания скорой и неотложной медицинской помощи;

Функциональные обязанности, права и ответственность членов выездной бригады сокрой и неотложной помощи;

Оснащение машин скорой помощи;

Общие принципы интенсивной терапии неотложных и терминальных состояний;

Основы анестезии, применяемой на догоспитальном этапе;

Основы диагностики и неотложной медицинской помощи при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней; острых заболеваниях и травмах органов брюшной полости, травмах опорно-двигательного аппарата; острых заболеваниях и травмах органа зрения; ЛОР-органов; травмах и заболеваниях нервной системы; акушерско-гинекологической патологии; психических заболеваниях; острых экзогенных отравлениях; термических поражениях; инфекционных заболеваниях, острых заболеваниях и травмах в урологии.

В области наркологии:

Организацию наркологической службы;

Медицинские, этические и юридические аспекты оказания неотложной помощи;

Клинику и неотложные состояния при алкоголизме, алкогольных психозах, наркоманиях, токсикоманиях, психозах, вызванных наркоманиями и токсикоманиями;

Методы профилактики, лечения, экспертизы и реабилитации в наркологии;

Организацию гигиенического воспитания в области наркологии.

В области профпатологии:

Основные причины, клинические проявления, методы обследования, принципы лечения и профилактики профессиональных заболеваниях и травм;

Оценку состояния здоровья работающего населения;

Вопросы экспертизы нетрудоспособности при профессиональных заболеваниях и травмах;

Организацию гигиенического воспитания на участке.

Специальные умения

Провести персональный учет, сбор демографической и медико-социальной информации о прикрепленном населении; провести анализ состояния здоровья прикрепленного населения;

Выделить группы населения с ранними и скрытыми формами заболеваний, факторами риска; оказывать содействие в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья населения;

Собрать и оценить оперативную информацию об эпидемиологической ситуации, изменении экологической обстановки; провести иммунопрофилактику; совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

Организовать и провести санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;

Оказать консультативную помощь по медико-социальным аспектам жизни семьи, планированию семьи; организовать медико-психологическую поддержку членам семьи с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей;

Проводить учет граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи; участвовать в организации помощи одиноким и престарелым, инвалидам, больным с хроническими заболеваниями, включая уход на дому;

Проводить фельдшерский амбулаторный прием;

Выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия в медицинском учреждении и на дому, проводить простейшие амбулаторные хирургические операции;

Проводить подготовку больных к диагностическим исследованиям;

Проводить работу по лекарственному и материальному обеспечению деятельности медицинского учреждения, следить за исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием; выполнять требования техники безопасности и охраны труда;

Проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение населения методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;

Вести утвержденную отчетно-учетную медицинскую документацию.

В области скорой и неотложной медицинской помощи:

Получить информацию о заболевании;

Применить основные и дополнительные методы обследования;

Оценить тяжесть состояния больного;

Определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать экстренную доврачебную помощь;

Определить план и тактику ведения больного, показания к госпитализации, обеспечить транспортировку в стационар;

Оформить необходимую медицинскую документацию.

В области наркологии:

Выявить характерные признаки алкоголизма, наркомании, токсикомании;

Выявить клинические показания для госпитализации, определить профиль стационара;

Проводить плановую профилактическую работу среди обслуживаемого контингента;

Оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в наркологии.

В области профпатологии:

Проводить анализ общей и профессиональной заболеваемости и травматизма обслуживаемого контингента;

Планировать и проводить профилактическую и лечебно-оздоровительную работу на промышленном участке, направленную на снижение общей и профессиональной заболеваемости;

Проводить мероприятия по медико-социальной реабилитации больных;

Оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в профпатологии и травмах.

Манипуляции

Техника сестринских манипуляций;

Дренажное положение больного при легочной патологии;

Определение наличия отеков;

Техника взятия крови из пальца для определения СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов;

Приготовления толстой капли;

Определение белка в моче (методом кипячения, альбу-тестом с уксусной кислотой);

Определение сахара в моче (глюкотестом) ;

Введение гепарина;

Определение времени свертывания крови;

Определение времени кровотечения;

Сбор мочи для определения сахара;

Набор инсулина в шприц;

Профилактика и лечение пролежней;

Разведение антибиотиков;

Вскрытие поверхностных гнойников и флегмон;

Извлечение инородных тел, не требующее применения сложных приемов;

Наложение кожных швов при поверхностной ране;

Остановка наружного кровотечения из поверхностно расположенных сосудов;

Транспортная иммобилизация;

Вагинальные исследования;

Взятие мазков из половых органов;

Определение размеров женского таза;

Определение положения плода;

Выслушивание сердечных тонов плода;

Определение высоты стояния дна матки;

Осмотр шейки матки на зеркалах;

Обследование молочных желез;

Спринцевание;

Проведение пробы Манту;

Осмотр прямой кишки ректальным зеркалом;

Умение работать с простейшей физиотерапевтической аппаратурой;

Введение вакцин;

Измерение внутриглазного давления.

Основы сестринского дела

Задания в тестовой форме по безопасности

1. Колибактерин предназначен для введения

а) внутривенного

б) подкожного

в) перорального

г) внутримышечного

2. Вакцину БЦЖ с целью иммунизации вводят

а) внутримышечно

б) внутримышечно или подкожно

в) строго подкожно

г) строго внутрикожно

3. В раннем послеоперационном периоде после полостной гинекологической операции задача медицинской сестры

а) напоить больную горячим сладким чаем

б) накормить больную

в) следить за гемодинамикой и состоянием послеоперационного шва

г) дать обезболивающие таблетки, по просьбе больной

4. Больного после спинномозговой пункции необходимо уложить

а) на живот без подушки

б) на спину с приподнятым головным концом

в) на бок с приведенными к животу коленями

г) полусидя

5. Кристаллоидные растворыперед внутривенным введением

а) подогревают до комнатной температуры

б) подогревают до 500

в) подогревают до 37-380

г) вводят холодными в случае гипертермии

6. Больному брюшным тифом при задержке стула показано

а) пища с обилием клетчатки

б) солевые слабительные

в) массаж живота

г) очистительная клизма

7. Укушенные раны, нанесенные животными (возможными источниками бешенства), необходимо

а) обработать йодом

б) промыть перекисью водорода

в) промыть раствором фурацилина

г) промыть мыльным раствором

8. Метод А.М. Безредко предусматривает

а) прием суточной дозы лекарств на фоне антигистаминных препаратов

б) введение препаратов в минимальных дозировках

в) введение вначале небольшой дозы препарата, а при отсутствии реакции – полной дозы

г) введение суточной дозы препаратов с максимально большими интервалами

9. Максимальный объем препаратов, вводимый внутримышечно в одно место, не превышает

10. Наблюдение за пациентом после постановки пробы на переносимость антибиотиков продолжается

а) в течение 2-3 минут

б) в течение 5-10 минут

в) до 30 минут

г) не менее 2 часов

11. Неотложная помощь при анафилактическом шоке начинает оказываться

а) в процедурном кабинете

б) в отделении реанимации

в) в палате интенсивной терапии

г) на месте развития

12. При анафилактическом шоке, вызванном внутривенным капельным введением лекарств, главным является

а) снять капельницу

б) перекрыть капельницу, сохранив доступ в вену

в) создание психического покоя

г) пероральный прием антигистаминных препаратов

13. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к

а) углу нижней челюсти

б) поперечному отростку 7-го шейного позвонка

в) к ключице

г) к грудино-ключично-сосцевидной мышца

14. При применении сердечных гликозидов следует следить за:

а) температурой тела

б) частотой пульса

в) цветом мочи

15. Струйно можно вводить

а) компоненты крови

б) реополиглюкин

в) гемодез

г) трисоль

16. Ферментативные препараты (мезим, фестал) принимают

а) независимо от приема пищи

б) строго натощак

в) во время еды

г) спустя 2-3 часа после еды

17. Резкое падение температуры, тахикардия, бледность кожных покровов при брюшном тифе могут свидетельствовать о

а) начале выздоровления

б) кишечном кровотечении

в) сниженном иммунитете

г) гиповитаминозе

18. Резкий запах озона в воздухе после кварцевания свидетельствует о

а) надежном обеззараживании воздуха

б) создании благоприятной атмосферы для человека

в) недостаточном времени для обеззараживания воздуха

г) необходимости проветривания помещения и плохой работе бактерицидной лампы

19. Органы дыхания необязательно защищать маской при

а) взятии крови из вены

б) взятии мазка из зева и носа

в) уходе за больным холерой

г) приготовлении растворов хлорамина

20. С целью улучшения кровообращения при бронхолегочных заболеваниях детям противопоказано

а) ставить горчичники

б) ставить банки

в) делать массаж

г) делать согревающий компресс

21. Ветошь для генеральной уборки операционной должна быть

б) чистой

в) продезинфицированной

г) стерильной

22. Инсулин хранят

а) при комнатной температуре

б) при температуре +1 -+ 10град. С

в) при -1-+10 С

г) в замороженном виде

23. Вид транспортировки пациента определяет

а) медицинская сестра в соответствии с состоянием больного

б) медицинская сестра в соответствии с самочувствием больного

в) врач в соответствии с самочувствием больного

г) врач в соответствии с состоянием больного

24. При транспортировке больного в кресле-каталке представляет опасность нахождение рук

а) на животе

б) в скрещенном положении

в) на подлокотниках

г) за пределами подлокотников

25. При критическом падении температуры не следует

а) сообщать о случившемся врачу

б) убирать подушку из-под головы и приподнимать ноги пациента

в) оставлять одного пациента для создания максимального покоя

г) давать пациенту горячий чай

26. Техника безопасности при хранении баллонов с кислородом предусматривает все, кроме

а) запрета курения в помещении, где хранятся баллоны

б) хранения баллонов вблизи источников тепла

в) хранения баллонов в хорошо вентилируемом помещении

г) соприкосновения кислорода с жирами и маслами

27. Взятие материала на бактериологический посев из прямой кишки запрещено проводить

а) резиновым катетером

б) ректальной петлей

в) ректальным тампоном

г) ректальной стеклянной трубкой

28. Основной признак одышки у ребенка:

а) бледность кожных покровов

б) раздувание и напряжение крыльев носа

в) выбухание родничков

г) громкий плач

29. Рабочие растворы хлорамина используются

а) однократно

б) в течение смены

в) в течение рабочего дня

г) до изменения окраски раствора

30. После сублингвального приема клофелина при гипертоническом кризе пациент должен оставаться в положении лежа не менее

а) 10-15 минут

б) 20-30 минут

в) 1,5-2 часов

г) 12 часов

31. При попадании масляных растворов и суспензий в кровеносный сосуд возможно развитие

а) эмболии

б) флегмоны

в) кровотечения

г) спазма сосуда

32. При внутримышечном введении аминазина больному необходимо

а) находиться в положении лежа 1,5-2 часа

б) принять антигистаминные препараты

в) положить грелку на место иньекции

г) принять пищу

33. При появлении ярких кровянистых выделений из влагалища у беременной при сроке 10 недель необходимо

а) направить беременную к врачу женской консультации

б) срочно отправить беременную в стационар любым попутным транспортом

в) вызвать скорую помощь

г) уложить беременную дома в постель и ввести кровоостанавливающие препараты

34. Защитой от ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, являются

а) презервативы

б) внутриматочные спирали

в) гормональные контрацептивы

г) местные контрацептивы

35. В первые сутки после родов подмывать родильницу следует

а) на гинекологическом кресле

б) на кушетке в процедурном кабинете

в) в постели

г) в туалетной комнате, обучив ее самостоятельно выполнять процедуру

36. Взятие мазков из влагалища медицинская сестра производит

а) стерильными инструментами в стерильных перчатках

б) стерильными инструментами без перчаток

в) стерильными инструментами в чистых перчатках

г) продезинфицированными инструментами в стерильных перчатках

37. Измерения АД у беременной с тяжелой формой гестоза медсестра производит

а) в процедурном кабинете, в положении пациентки лежа

б) на посту, в положении пациентки сидя

в) в постели, в положении пациентки лежа

г) в палате, в положении пациентки сидя

Эталон ответов

1 в 2 г 3 в 4 а 5 в 6 г 7 г 8 в 9 б 10 в
11 г 12 б 13 б 14 б 15 г 16 в 17 б 18 г 19 в 20 б
21 г 22 б 23 г 24 г 25 в 26 в 27 г 28 б 29 а 30 в
31 а 32 а 33 в 34 а 35 в 36 а 37 в

Сестринский процесс

1. Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят в

а) Каменск-Подольске, январь 1995 г.

б) Москве, октябрь 1993 г.

в) Санкт-Петербурге, май 1991 г.

г) Голицыно, август 1993 г.

2. Физиологическая проблема пациента

а) одиночество

б) риск суицидальной попытки

в) беспокойство по поводу потери работы

г) нарушение сна

3. Цель сестринского процесса

а) диагностика и лечение заболевания

б) обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

4. Предмет изучения биоэтики

а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми

б) профессиональный долг медицинской сестры

в) история сестринского дела

г) профессиональные знания и умения медицинской сестры

5. Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей (потребностей) психолога А.Маслоу

а) принадлежность

б) физиологические потребности

в) достижение успеха

г) безопасность

6. К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу, относится

а) уважение

б) знание

в) дыхание

г) общение

7. Страх смерти является проблемой

а) психологической

б) физической

в) социальной

г) духовной

8. Количество уровней в иерархии основных жизненно важных потребностей, по А. Маслоу

а) четырнадцать

б) десять

9. Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является

а) социальная потребность

б) потребность в самоуважении и уважении окружающих

в) потребность в самореализации личности

г) потребность в безопасности

10. Первым теоретиком сестринского дела является

а) Ю. Вревская

б) Е. Бакунина

в) Д. Севастопольская

г) Ф. Найтингейл

11. Понятие жизненно важная потребность человека означает

а) способность функционировать независимо

б) дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека

в) любое осознанное желание

г) потребность человека в самоактуализации

а) Бакунина Екатерина Михайловна

б) Пирогов Николай Иванович

в) Флоренс Найтингейл

г) Вирджиния Хендерсон

13. Цели сестринского ухода бывают

а) краткосрочными

б) общими

в) личными

г) не конкретными

14. Количество этапов сестринского процесса

15. Третий этап сестринского процесса включает

б) срочное оказание неотложной помощи

в) выявление проблем пациента

г) сбор информации

16. Второй этап сестринского процесса включает

а) планирование объема сестринских вмешательств

б) выявление проблем пациента

в) сбор информации о пациенте

г) определение целей сестринского ухода

17. Слово "диагнозиз" в переводе с греческого языка означает

а) болезнь

б) признак

в) состояние

г) распознавание

18. К вербальному относят общение с помощью

а) мимики

г) взгляда

19. Пример независимого сестринского вмешательства

а) использование газоотводной трубки

б) организация взаимопомощи в семье пациента

в) назначение горчичников

г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

20. Сестринский диагноз (проблемы пациента)

а) недержание мочи

б) ангина

в) цианоз

а) Доротея Орем

б) Юлия Вревская

в) Абрахам Маслоу

г) Николай Пирогов

22. Проблема задержка стула

а) второстепенная

б) потенциальная

в) эмоциональная

г) настоящая

23. Социальные потребности пациента

в) признание

24. Первый этап сестринского процесса включает

а) прогнозирование результатов ухода

б) беседу с родственниками пациента

в) определение существующих и потенциальных проблем пациента

г) профилактику осложнений

25. Определение сестринской проблемы

а) выявление клинического синдрома

б) выявление конкретного заболевания

в) выявление причины заболевания

г) описание проблем пациента, связанных с реакциями на заболевание

26. К субъективному методу сестринского обследования относится

а) определение отеков

б) расспрос пациента

в) измерение артериального давления

г) знакомство с данными медицинской карты

27. Сестринская проблема

а) может изменяться в течение суток

б) не отличается от врачебного

в) определяет болезнь

г) имеет цель вылечить

28. Специализированное учреждение для оказания паллиативной помощи

а) хоспис

б) поликлиника

в) медсанчасть

г) станция скорой помощи

29. Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский психолог

б) Маслоу

30. Количество сердечных сокращений в одну минуту у взрослого в норме

31. К свойствам дыхания относится

в) наполнение

г) напряжение

32. Количество дыханий в одну минуту у взрослого в норме

33. Одно из свойств пульса

а) напряжение

б) гипотония

в) тахипноэ

г) атония

34. Выберите из предложенного перечня сестринскую проблему

а) нарушено удовлетворение потребности в безопасности

б) персонал избегает контактов с пациентом

в) сердечная недостаточность

г) дефицит знаний по уходу за стомой

35. По наполнению пульс различают

а) ритмичный, аритмичный

б) скорый, медленный

в) полный, пустой

г) твердый, мягкий

36. Наиболее взаимосвязаны свойства пульса

а) напряжение и наполнение

б) напряжение и ритм

в) частота и ритм

г) скорость и частота

37. Измерение артериального давления относится к вмешательству

а) зависимому

б) независимому

в) взаимозависимому

г) в зависимости от ситуации

38. Разность между систолическим и диастолическим артериальным давлением называется

а) максимальным артериальным давлением

б) минимальным артериальным давлением

в) пульсовым давлением

г) дефицитом пульса

39. Максимальное давление – это

а) диастолическое

б) систолическое

в) аритмическое

г) пульсовое

40. Антропометрия включает измерение

б) пульса

в) температуры

г) артериального давления

41. К инвазивным манипуляциям относится

а) смена постельного белья

б) осмотр кожных покровов

в) постановка горчичников

г) промывание желудка

42. Кратковременная потеря сознания – это

б) коллапс

в) обморок

43. Пульс взрослого в покое 98 ударов в мин.

б) тахикардия

в) брадикардия

г) аритмия

44. К свойствам пульса относится

а) глубина

в) частота

45. По напряжению различают пульс

а) ритмичный, аритмичный

б) скорый, медленный

в) полный, пустой

г) твердый, мягкий

46. Время подсчета пульса при аритмии (в сек.)

47. Пульс не определяют на

а) сонной артерии

б) височной артерии

в) лучевой артерии

г) брюшной артерии

48. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства

а) у пациента не будет одышки

б) пациент получит достаточно жидкости

в) пациент бросит курить после беседы с сестрой

г) пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели

49. Нормальные цифры диастолического артериального давления у взрослого (мм рт. ст.)

50. По частоте пульс различают

а) нормальный

б) твердый

в) полный

г) аритмичный

51. Величина пульса зависит от

а) напряжения и наполнения

б) напряжения и частоты

в) наполнения и частоты

г) частоты и ритма

52. На первом этапе сестринского процесса требуется

а) умение проводить беседу с пациентом и его родственниками

б) согласие лечащего врача

в) согласие старшей медсестры

г) согласие заведующего отделением

53. Четвертый этап сестринского процесса – это

а) реализация плана сестринских вмешательств

б) обследование-сбор информации о больном

в) оценка эффективности действий, причин, ошибок и осложнений

г) постановка сестринского диагноза

54. Пятый этап сестринского процесса – это

а) составление плана сестринской помощи

б) сбор информации о пациенте

в) оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений

г) определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем человека в связи со здоровьем

55. Классификация сестринских диагнозов (проблем пациента)

а) краткосрочные и долгосрочные

б) настоящие и потенциальные

г) технические, духовные, социальные

Эталон ответов

1 г 2 г 3 б 4 а 5 б 6 в 7 а 8 в 9 в 10 г
11 б 12 г 13 а 14 г 15 а 16 б 17 г 18 б 19 б 20 а
21 а 22 г 23 в 24 б 25 г 26 б 27 а 28 а 29 б
30 в 31 а 32 в 33 а 34 г 35 в 36 а 37 г 38 в 39 б
40 а 41 г 42 в 43 б 44 в 45 г 46 а 47 г 48 г 49 в
50 а 51 а 52 а 53 а 54 в 55 б

Галина Ивановна Дядя

Шпаргалка по основам сестринского дела

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

Манипуляции

Санитарная обработка больного;

Приготовление дезинфицирующих растворов;

Дезинфекция предметов ухода за больным;

Предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;

Укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала;

Пользование стерильным биксом;

Обеззараживание рук;

Облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;

Накрытие стерильного стола;

Транспортировка и перекладывание больного;

Пользование функциональной кроватью;

Приготовление постели;

Смена нательного и постельного белья;

Туалет больного;

Гигиенические мероприятия в постели;

Подмывание;

Профилактика пролежней;

Кормление больного в постели;

Введение питательной смеси через зонд;

Питание больного через гастростому;

Обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;

Измерение температуры тела;

Построение графика температурной кривой;

Измерение пульса;

Определение числа дыхательных движений;

Измерение артериального давления;

Определение суточного диуреза;

Постановка банок;

Постановка горчичников;

Постановка согревающего компресса;

Применение грелки и пузыря со льдом;

Приготовление лечебной ванны;

Подача кислорода;

Подача судна и мочеприемника;

Постановка газоотводной трубки;

Постановка всех видов клизм;

Катетеризация мочевого пузыря;

Ведение документации по учету лекарственных средств;

Применение мази, пластыря, присыпки;

Закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;

Пользование ингалятором;

Набор дозы инсулина;

Инъекции (все виды);

Сбор системы для капельного введения;

Венепункция;

Снятие ЭКГ;

Взятие мазка из зева;

Сбор мокроты;

Анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;

Анализ мочи по Зимницкому;

Фракционное зондирование желудка;

Зондирование желчного пузыря;

Сбор кала на исследование;

Подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;

Подготовка больного и участие в проведении всех видов пункций, амбулаторных операций;

Проведение искусственного дыхания;

Наложение всех видов повязок;

Проведение местной анестезии;

Иммобилизация;

Определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость;

Проведение премедикации;

Остановка кровотечений на поверхностно расположенных сосудах.

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области основ сестринского дела
для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования



Медсестра должна:

Знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;

Знать философию сестринского дела в Российской Федерации;

Знать повседневные жизненно важные потребности человека;

Знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер);

Знать структуру учреждений здравоохранения;

Знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

Знать принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода;

Знать методы сердечно-легочной реанимации;

Уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;

Уметь заполнять медицинскую документацию;

Уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

Уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);

Уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;

Уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения;

Задания в тестовой форме по безопасности

1. Колибактерин предназначен для введения

а) внутривенного

б) подкожного

в) перорального

г) внутримышечного

2. Вакцину БЦЖ с целью иммунизации вводят

а) внутримышечно

б) внутримышечно или подкожно

в) строго подкожно

г) строго внутрикожно

3. В раннем послеоперационном периоде после полостной гинекологической операции задача медицинской сестры

а) напоить больную горячим сладким чаем

б) накормить больную

в) следить за гемодинамикой и состоянием послеоперационного шва

г) дать обезболивающие таблетки, по просьбе больной

4. Больного после спинномозговой пункции необходимо уложить

а) на живот без подушки

б) на спину с приподнятым головным концом

в) на бок с приведенными к животу коленями

г) полусидя

5. Кристаллоидные растворыперед внутривенным введением

а) подогревают до комнатной температуры

б) подогревают до 50 0

в) подогревают до 37-38 0

г) вводят холодными в случае гипертермии

6. Больному брюшным тифом при задержке стула показано

а) пища с обилием клетчатки

б) солевые слабительные

в) массаж живота

г) небольшая очистительная клизма


7. Укушенные раны, нанесенные животными (возможными источниками бешенства), необходимо

а) обработать йодом

б) промыть перекисью водорода

в) промыть раствором фурацилина

г) промыть мыльным раствором

8. Метод А.М. Безредко предусматривает

а) прием суточной дозы лекарств на фоне антигистаминных препаратов

б) введение препаратов в минимальных дозировках

в) введение вначале небольшой дозы препарата, а при отсутствии реакции – полной дозы

г) введение суточной дозы препаратов с максимально большими интервалами

9. Максимальный объем препаратов, вводимый внутримышечно в одно место, не превышает

а) 5 мл

б) 10 мл

в) 15 мл

г) 20 мл

10. Наблюдение за пациентом после постановки пробы на переносимость антибиотиков продолжается

а) в течение 2-3 минут

б) в течение 5-10 минут

в) до 30 минут

г) не менее 2 часов

11. Неотложная помощь при анафилактическом шоке начинает оказываться

а) в процедурном кабинете

б) в отделении реанимации

в) в палате интенсивной терапии

г) на месте развития

12. При анафилактическом шоке, вызванном внутривенным капельным введением лекарств, главным является

а) снять капельницу

б) перекрыть капельницу, сохранив доступ в вену

в) создание психического покоя

г) пероральный прием антигистаминных препаратов

13. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к

а) углу нижней челюсти

б) поперечному отростку 7-го шейного позвонка

в) к ключице

г) к грудино-ключично-сосцевидной мышца

14. При применении сердечных гликозидов следует следить за:

а) температурой тела

б) частотой пульса

в) цветом мочи

г) сном

15. Струйно можно вводить

а) компоненты крови

б) реополиглюкин

в) гемодез

г) трисоль

16. Ферментативные препараты (мезим, фестал) принимают

а) независимо от приема пищи

б) строго натощак

в) во время еды

г) спустя 2-3 часа после еды


17. Резкое падение температуры, тахикардия, бледность кожных покровов при брюшном тифе могут свидетельствовать о

а) начале выздоровления

б) кишечном кровотечении

в) сниженном иммунитете

г) гиповитаминозе

18. Резкий запах озона в воздухе после кварцевания свидетельствует о

а) надежном обеззараживании воздуха

б) создании благоприятной атмосферы для человека

в) недостаточном времени для обеззараживания воздуха

г) необходимости проветривания помещения и плохой работе бактерицидной лампы

19. Органы дыхания необязательно защищать маской при

а) взятии крови из вены

б) взятии мазка из зева и носа

в) уходе за больным холерой

г) приготовлении растворов хлорамина

20. С целью улучшения кровообращения при бронхолегочных заболеваниях детям противопоказано

а) ставить горчичники

б) ставить банки

в) делать массаж

г) делать согревающий компресс

21. Ветошь для генеральной уборки операционной должна быть

а) любой

б) чистой

в) продезинфицированной

г) стерильной

22. Инсулин хранят

а) при комнатной температуре

б) при температуре +1 -+ 10° С

в) при -1-+1 0 С

г) в замороженном виде

23. Вид транспортировки определяет

а) медицинская сестра в соответствии с состоянием больного

б) медицинская сестра в соответствии с самочувствием больного

в) врач в соответствии с самочувствием больного

г) врач в соответствии с состоянием больного

24. При транспортировке больного в кресле-качалке представляет опасность нахождение рук

а) на животе

б) в скрещенном положении

в) на подлокотниках

г) за пределами подлокотников

25. При критическом падении температуры не следует

а) сообщать о случившемся врачу

б) убирать подушку из-под головы и приподнимать ноги пациента

в) оставлять одного пациента для создания максимального покоя

г) давать пациенту горячий чай

26. Техника безопасности при хранении баллонов с кислородом предусматривает все, кроме

а) запрета курения в помещении, где хранятся баллоны

б) хранения баллонов вблизи источников тепла

в) хранения баллонов в хорошо вентилируемом помещении

г) соприкосновения кислорода с жирами и маслами


27. Взятие материала на бактериологический посев из прямой кишки запрещено проводить

а) резиновым катетером

б) ректальной петлей

в) ректальным тампоном

г) ректальной стеклянной трубкой

28. Основной признак одышки у ребенка:

а) бледность кожных покровов

б) раздувание и напряжение крыльев носа

в) выбухание родничков

г) громкий плач

29. Рабочие растворы хлорамина используются

а) однократно

б) в течение смены

в) в течение рабочего дня

г) до изменения окраски раствора

30. После сублингвального приема клофелина при гипертоническом кризе пациент должен оставаться в положении лежа не менее

а) 10-15 минут

б) 20-30 минут

в) 1,5-2 часов

г) 12 часов

31. При попадании масляных растворов и суспензий в кровеносный сосуд возможно развитие

а) эмболии

б) флегмоны

в) кровотечения

г) спазма сосуда

32. При внутримышечном введении аминазина больному необходимо

а) находиться в положении лежа 1,5-2 часа

б) принять антигистаминные препараты

в) положить грелку на место иньекции

г) принять пищу

33. При появлении ярких кровянистых выделений из влагалища у беременной при сроке 10 недель необходимо

а) направить беременную к врачу женской консультации

б) срочно отправить беременную в стационар любым попутным транспортом

в) вызвать скорую помощь

г) уложить беременную дома в постель и ввести кровоостанавливающие препараты

34. Защитой от ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, являются

а) презервативы

б) внутриматочные спирали

в) гормональные контрацептивы

г) местные контрацептивы

35. В первые сутки после родов подмывать родильницу следует

а) на гинекологическом кресле

б) на кушетке в процедурном кабинете

в) в постели

г) в туалетной комнате, обучив ее самостоятельно выполнять процедуру

36. Взятие мазков из влагалища медицинская сестра производит

а) стерильными инструментами в стерильных перчатках

б) стерильными инструментами без перчаток

в) стерильными инструментами в чистых перчатках

г) продезинфицированными инструментами в стерильных перчатках


37. Измерения АД у беременной с тяжелой формой гестоза медсестра производит

а) в процедурном кабинете, в положении пациентки лежа

б) на посту, в положении пациентки сидя

в) в постели, в положении пациентки лежа

г) в палате, в положении пациентки сидя

Введение.

    Основоположница современного сестринского дела.

    Наши соотечественники в истории сестринского дела.

    Понятие о сестринском процессе.

Заключение.

Введение

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.

На сегодняшний день тема «Современные представления в развитии сестринского дела» является очень актуальной, так как перед нами стоят очень серьезные задачи, выполнение которых позволит в корне изменить существующее положение в сестринском деле, как составной части организационной технологии здравоохранения, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в сегодняшних сложных и быстроменяющихся условиях.

Сегодня сестринское дело – это искусство, наука, оно требует понимания, применения специальных знаний и умений.

Сестринское дело – это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Сестринское дело основывается на знаниях и технике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, и других.

Медсестра принимает на себя ответственность и действует с надлежащими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональные обязанности. Она отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Она имеет право самостоятельно оценивать и решать, необходимо ли ей продолжить образование по вопросам управления, обучения, работе в клинике и научным исследованиям и предпринять шаги, чтобы удовлетворить эти потребности.

Сестринское дело включает в себя планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации, рассматривает влияние различных аспектов жизни человека на здоровье, болезнь, инвалидность и смерть.

Основоположница современного сестринского дела

Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества. Есть множество определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторической эпохи и национальной культуры, уровень социально-экономического развития общества, демографическая ситуация, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также представления и взгляды человека, формулирующего данное понятие.

Первое определение сестринского дела было дано Флоренс Найтингейл в ее знаменитых "Записках об уходе" (1859 г). Придавая особое значение чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию, она характеризовала сестринское дело как "действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению". Важнейшей задачей сестры, по мнению Найтингейл, было создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие. Найтингейл называла сестринское дело искусством, однако была убеждена в том, что это искусство требует "организации, практической и научной подготовки".

Впервые выделив в сестринском деле две области - уход за больными и уход за здоровыми людьми, она определила уход за здоровыми как "поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает", уход же за больными как "помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение". Найтингейл высказывала твердое убеждение в том, что "по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний". Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела. Первые школы, созданные по ее модели в Европе, а затем и в Америке, были автономными и светскими. Преподавание в них вели сами сестры, особое внимание уделяя формированию специальных сестринских знаний, умений и ценностей. Под профессиональными ценностями понимали уважение к личности пациента, его чести, достоинствам и свободе, проявление внимания, любви и заботы, сохранение конфиденциальности, а также соблюдение профессионального долга. Не случайно девизом первого почетного международного сестринского общества стали слова: Любовь, Мужество, Честь.

Но после смерти Найтингейл в обществе начали развиваться силы, противодействующие ее взглядам и идеалам. Бурное развитие в первой четверти нынешнего столетия в ряде западных стран, в том числе и в США, капиталистических рыночных отношений, не в последнюю очередь сказалось и на системе здравоохранения. Развитие медицины, как прибыльного врачебного бизнеса на Западе, обеспечило условия для быстрого технологического прогресса и создания сложной системы предоставления медицинских услуг. В процессе формирования системы здравоохранения в научно-организационном и в политическом плане врачи и администрация больниц стали рассматривать сестер лишь в качестве источника дешевой рабочей силы, способствовавшего достижению экономических целей.

Большинство сестринских школ в США и Европе перешли под контроль больниц, теоретическое и практическое обучение в них стали осуществлять врачи и администрация больниц. От сестер требовалось лишь беспрекословное выполнение распоряжений врача, их роль все чаще стала восприниматься как вспомогательная.

Однако, несмотря на сложившиеся социальные условия, лидеры сестринского дела из числа первых выпускниц школ Флоренс Найтингейл, неуклонно следовали идеалам своей выдающейся наставницы, стремясь к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики. Они активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, и в учреждениях, где возникала потребность в такой помощи со стороны отдельных лиц, семей и групп населения.

Сестринская практика стала постепенно трансформироваться в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Интерес к развитию научных исследовании в области сестринского дела был отчасти обусловлен широкими возможностями использования их результатов в созданных после второй мировой войны в ряде западных стран альтернативных поддерживающих службах здравоохранения. К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, в которых профессиональные сестры осуществляли наблюдение и обеспечивали всесторонний уход старикам, хронически больным и инвалидам, не нуждавшимся в интенсивных лечебных мероприятиях, т.е. во врачебных вмешательствах. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержания оптимального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб сестринской помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном секторе здравоохранения.

Подавляющее большинство (около восьмидесяти процентов) сестер продолжали работать в больницах. Однако использование современной медицинской аппаратуры и прогрессивных технологий потребовали от сестер нового качества знаний. Не было сомнений в том, что качество сестринской помощи всецело определяется уровнем профессионального образования.

Ученики и последователи идей Флоренс Найтингейл выступали за то, чтобы сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. Первые университетские программы подготовки сестер появились в США еще в конце прошлого века, однако их число значительно возросло в высших учебных заведениях Америки и Европы после второй мировой войны. Вскоре стали появляться новые теории и модели сестринского дела, а вслед за ними - даже научные школы со своими авторитетами. Так, известный теоретик сестринского дела Вирджиния Хенденсен, определяя взаимоотношения между сестрой и пациентом, отмечала, что "уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний". По мнению другой исследовательницы, Доротеи Орем, "основной целью деятельности сестры должно быть поддержка умения пациента заботиться о себе".

В профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, такие как "сестринский процесс", "сестринский диагноз" и др. Им отводилось место и в новых формулировках сестринского дела. К примеру, в 1980 году Американская ассоциация сестер определила задачу сестры как "умение поставить сестринский диагноз и скорректировать ответную реакцию пациента на болезнь". Уточним, что сестринский диагноз отличается от врачебного тем, что определяет не болезнь, а ответную реакцию пациента в связи с болезнью. Развивающиеся сестринские знания требовали дальнейшего обсуждения, проверки, применения и распространения.

В 1952 году в свет вышел первый международный научный журнал по сестринскому делу - "Нерсинг Рисерч". В настоящее время только в Америке выходит около двухсот профессиональных сестринских журналов. К 1960 году стали появляться и программы докторантур в области сестринского дела, К концу семидесятых годов число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло в Соединенных Штатах 2000. В 1973 году в Америке была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 году Конгресс США принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального Института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестринских исследований.

Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала во многих странах затормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука". "Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами".

Тем не менее, медицинские сестры во всех странах мира все с большей решительностью заявляют о своем желании внести профессиональный вклад в создание качественно нового уровня медицинской помощи населению. В условиях глобальных и региональных, социальных и экономических, политических и национальных преобразований они по-иному видят свою роль в обществе, выступая порой в качестве не только медицинского работника, но и воспитателя, учителя, адвоката пациента. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер, проходившем в 1987 году в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: "Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность".

Хочется верить в то, что и у наших российских сестер пробуждается чувство профессионального самосознания, что мы становимся равноправными участниками преобразований национальной системы здравоохранения и членами международного сестринского сообщества. Будущее сестринского дела в России в наших с вами руках, оно зависит от каждого из нас, от каждого сестринского коллектива. И пусть во всех наших начинаниях добрым и мудрым помощником и советчиком станет новый профессиональный журнал "Сестринское дело"

Наши соотечественники в истории сестринского дела .

Наверное, нет человека, который не знал бы, кто такие медицинские сёстры. Многие вспомнят, что до 1917 года медицинских сестёр звали сёстрами милосердия или милосердными сёстрами. Кто-то, быть может, вспомнит, что в России сёстры милосердия впервые появились во время Крымской войны 1854-1855 годов в осаждённом Севастополе, и даже станет утверждать, что связано их появление с именем великого русского врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова. А вот это будет не совсем верным утверждением, ибо своим появлением институт сестёр милосердия обязан не столько Пирогову, сколько одной замечательной женщине, некогда очень известной, а сейчас, к сожалению, очень редко вспоминаемой, – великой княгине Елене Павловне. Казалось бы, что Бог дал этой женщине всё необходимое для счастья: красоту, ум, дом – прекрасный дворец, восторг и почитание выдающихся людей своего времени, наконец, большую семью – мужа и пятерых дочерей. Но счастье это длилось недолго: в 1832 году умерла годовалая дочь Александра, а в 1836 году скончалась двухлетняя Анна; в 1845 году умирает девятнадцати летняя Елизавета, а ещё через год – старшая дочь Мария, которой был лишь 21 год. В 1849 году умер Михаил Павлович, и великая княгиня овдовела в возрасте 43 лет. После этого Елена Павловна полностью посвятила себя общественной и благотворительной деятельности.

Ещё в 1828 году императрица Мария Фёдоровна завещала ей заведование Мариинским и Повивальным институтами, и с тех пор проблемы медицины были постоянно в поле её зрения. Её, правда, обвиняли в протекции и покровительстве в основном врачам немцам, но вряд ли подобные упрёки были справедливы, если вспомнить её участие в судьбе выдающегося русского врача Николая Ивановича Пирогова…

В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины. Тогда же подобную медаль учредила и императрица Александра Фёдоровна – вдова Николая I . Умерла Елена Павловна 3 (15) января 1873 года. В том же году было принято решение реализовать один из её последних замыслов – построить в Петербурге институт усовершенствования врачей.

Понятие о сестринском процессе.

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс – это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов.

1. Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер. Субъективный метод – это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента. Объективный метод – это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.

2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Американская ассоциация медицинских сестер, например в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов они используют такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т. п.

3. Определение целей сестринского ухода и планирование сестринской деятельности. План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Формируя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель – пациент к 5 января с помощью медсестры должен вставать с кровати». Действие – вставать с кровати, критерий 5 января, условие – помощь медсестры.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни.

4. Реализация планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

Заключение.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

В заключение можно сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.

Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.

Список использованной литературы

    С. А. Мухина, И. И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» часть I – II 1996г., Москва

    В. М. Кузнецов «Сестринское дело в хирургии», Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г.

    Стандарты практической деятельности медсестры России том I – II

    С. И. Двойникоова, Л. А. Карасева «Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями» Мед. Помощь 1996 №3 С. 17-19.

    Уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские манипуляции... , стр.2-3 «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва...



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло