Развитие ребёнка с диагнозом ДЦП. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с дцп Особенности волевой сферы у детей с дцп

Личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни, и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Как правило, ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В целом в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

Ребёнок с ДЦП в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще всего эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это психоэмоциональное состояние человека. Леонтьев А.Н. различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Собственно эмоции представляют собой длительное состояние, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоции - это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью - положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.) дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Термин "воля" отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Другими словами, воля - это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать игрушку, делая при этом усилия, преодолевая препятствия. Одно из первых проявлений воли - произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников зависит от ряда условий.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития.

Неправильное общение в семье может привести к снижению потребности в общении со сверстниками.

Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка в острых ситуациях не оценивать - ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Что касается эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП, то психотравмирующими обстоятельствам, влияющим на эмоционально-волевую сферу, являются :

) переживание недоброжелательного отношения сверстников, положение отвергнутого или "мишень для насмешек", чрезмерного внимания окружающих;

) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

В результате вышеперечисленных обстоятельств эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:

Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.

3. Повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения. Инвалидность ребенка определяет его не успешность практических во всех жизненных сферах. Многие психологические потребности остаются не реализованными. Совокупность данных обстоятельств и приводит к повышенному уровню тревоги и беспокойства. Тревожность ведет к агрессивности, страхам, робости, в некоторых случаях к апатии, безразличию. Анализ таблицы 1 свидетельствует, что дети с ДЦП отличаются повышенной склонностью испытывать беспокойство, характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают постоянное напряжение, склонны воспринимать угрозу своему "Я" в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги .

Таблица 1 Проявления тревожности в норме и у детей с ДЦП

Уровни тревожностиДети с ДЦП Здоровые детиВысокий6114Средний3976Низкий-10

Страх и тревога тесно взаимосвязаны. Кроме возрастных страхов дети с ДЦП испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. Качественная характеристика страхов детей с церебральным параличом отличается от страхов здоровых детей. Большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. А так же повышенная гиперчувствительность и ранимость может привести к неадекватным страхам, появлением большого количества социально-опосредованных страхов. Страх может возникать даже под влиянием незначительных факторов - незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других - заторможенностью и в обоих случаях сопровождается побледнением или покраснением кожи, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. Анализируя таблицу 2, можно отметить наличие страхов у детей в норме и детей с ДЦП .

Таблица 2. Возрастная динамика страхов

Виды страхов в нормеВиды страхов у детей с ДЦПОтсутствие матери; наличие чужих людей. Сказочные животные, персонажи; темнота; одиночество; медицинские страхи; страх наказания; посещения школы, смерти, природных катаклизмов, темных сил: суеверий, предсказаний. Социальные страхи: несоответствие социальным требованиям ближайшего окружения; психического и физического уродства.Отсутствие матери; наличие чужих людей. Сказочные животные, персонажи; темнота. Медицинские страхи (кроме обычных, отмеченных и у здоровых детей) - страхи массажных процедур, тактильного прикосновения врачом. Страх одиночества, высоты, передвижения. Ночные страхи. Невротические страхи, которые выражались в высказываниях детей: "оторвут, отрежут руку или ногу", "полностью загипсуют, и я не смогу дышать".Социальные страхи. Страх болезни и смерти. Неадекватные страхи - ощущение присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене, страх таящих угрозу темных отверстий (дырок на потолке, вентиляционных решеток) .

Анализ таблицы 3 свидетельствует, судя по частоте упоминаний, существенной для детей с ДЦП явилась категория страхов имеющих социально-опосредованный характер. Появляются страхи того, что их могут бросить родители, над ними будут смеяться окружающие, здоровые сверстники не будут с ними играть. Данные страхи обусловлены осознанием своего дефекта и переживанием его.

Таблица 3. Частота встречаемости различных страхов у детей с ДЦП и здоровых детей (в %).

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что процент медицинских и социально-опосредованных страхов у детей с церебральными параличами превалирует над всеми остальными, тогда как для здоровых детей более характерны страхи сказочных героев и темноты.

В целом дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем здоровые дети. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Расстройство сна. Детей с ДЦП мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Повышенная впечатлительность. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Слабая волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу. А. Шишковская отмечает факторы, оказывающие влияние на волю ребенка :

внешние (условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку);

внутренние (отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни).

В значительной мере патологическому развитию эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП способствует неправильное воспитание. Особенно, если родители занимают авторитарную позицию в воспитании. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, не учитывая специфику двигательного развития ребенка. Часто неприятие больного ребенка сопровождается представлением о нем как о социально неуспешном человеке, который не может ничего добиться в жизни, маленьком и слабом. От этого ребенок начинает чувствовать себя обузой в жизни родителей. В условиях эмоционального отвержения, при недостаточном внимании родителей эмоциональный профиль таких детей будет сочетать контрастные черты: склонность к стойким аффектам и ранимость, обидчивость, чувство собственной неполноценности.

К типу эмоционального отвержения ребенка относится и гипопротекция. При таком воспитании ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Условия гипоопеки предрасполагают к задержке формирования волевых установок, препятствуют подавлению аффективных вспышек. Аффективные разряды у этих детей будут неадекватны внешнему воздействию. Они не будут уметь себя сдерживать, будут склонны к дракам и агрессии.

Рассмотрим воспитание по типу гиперопеки, когда все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению. Это приводит к подавлению естественной, посильной ребенку активности, зависимости от взрослых, иждивенческим настроениям. Вместе с повышенной чувствительностью (он остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах.

Особенности семейного воспитания влияют на развитие воли у детей с ДЦП. По уровню волевого развития дети с ДЦП делятся на три группы .

группа (37%) - характерно общее снижение эмоционально-волевого тонуса, волевой инфантилизм. Проявляется в неумении и порой нежелании регулировать свое поведение, а также общая вялость, отсутствие настойчивости в достижении коррекционно-восстановительного эффекта и учебе. Свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.

группа (20%) - характерен высокий уровень волевого развития. Проявляется в адекватной самооценке, правильном определении своих возможностей, мобилизации компенсаторных ресурсов организма и личности. Дети активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, проявляют настойчивость в достижении терапевтического эффекта, упорство в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

группа (43%) - средний уровень волевого развития. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия и многих других обстоятельств дети эпизодически проявляют достаточную волевую активность. В учебной работе это связано с интересом, текущими оценками, с лечебной перспективой.

Таким образом, особенности эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку окружающих: родителей, педагогов. Семьи детей с ДЦП имеют особый внутрисемейный психологический микроклимат. Не всегда психологическая обстановка в семье способствует нормальному воспитанию ребенка. Преобладающим типом воспитания в таких семьях является гиперопека.

Эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью.

3. Практическая часть

В этой статье:

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все зависит от их уровня психического развития.

К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться . Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными . Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.

Диагноз ДЦП

Диагноз «детский церебральный паралич» - целый комплекс
заболеваний нервной системы. В основном они не прогрессируют, но носят хроническую форму. Пока что адекватного лечения ДЦП не найдено. У людей, страдающих от этого заболевания, в 30 или даже 50 случаях из 100 наблюдается снижение интеллекта. Из-за структурных повреждений мозга малыш не всегда может овладеть речью или же она будет нечеткой.

Это заболевание не носит наследственный характер . Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.

Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех разная степень тяжести , их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.

Особенности психики

Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.

Задержка
в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.

На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей . В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.

Биологические факторы

К ним относятся:

  • степень тяжести заболевания;
  • степень структурных изменений мозга;
  • ограниченность дееспособности.

У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.

Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет
ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.

Дети с ДЦП малоподвижны – движения могут даже доставлять им боль. Из-за этого страдают почти все функции организма. Нормальная еда, движение, массажи , занятия со специалистами поддерживают нормальное состояние таких детей. Конечно, «нормальное» с поправкой на их диагноз. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Социальные факторы

В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей . У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.

С
ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится . При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.

Процесс социализации детей усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Многие родители из необоснованного страха запрещают своим детям играть с ними. Из-за этого малыш чувствует себя настоящим изгоем. Понимают его и принимают только там, где все такие же «особенные» . Круг их общения - родители, врачи, медсестры, социальные работники, другие дети-инвалиды.

Отклонения психического развития

С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:


Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию - психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы , притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу . Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.

Определение психической готовности к обучению

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе . Возможно, самыми
лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Личностные особенности (психический инфантилизм)

Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком
уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.

Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие . У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.

У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей
роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.

Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.

Интеллектуальные особенности

Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик , где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.

Если
к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться .

Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации . Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это - последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения . Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.

Волевые особенности

Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с
дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.

Наиболее важная часть волевой готовности - наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.

Если малыш готов контролировать свое поведение, имеет социальный опыт, то он может обучаться в школе. Психологи и психоневрологи , работающие с этими детьми, посредством вопросов, разговора выясняют уровень мотивации малыша. Бывает так, к сожалению, что дети вполне нормально развиваются в психическом плане, но родители уже «списали их со счетов» . В этом случае дети могли бы учиться, но не учатся по вине самих родителей.

Термином "церебральные параличи" объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) редко носит изолированный характер - как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуально-речевых, перцептивных и коммуникативных функций.

ДЦП - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных функций - тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, и наоборот .

Для детей с ЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения .

В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов .

Хронологическое созревание психической деятельности детей с ЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для детей с ЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Это связано с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Это обусловлено:

вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения

затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств .

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с ЦП.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с ЦП вследствие двигательных нарушений восприятие себя ("образ себя") и окружающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, то есть, характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко заменяются у них определениями там и тут. Дошкольники с ЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса. У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.

По состоянию интеллекта дети с ЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у других наблюдается ЗПР, у части детей имеет место умственная отсталость. Основным нарушением познавательной деятельности является ЗПР, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с ЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ЦП; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых.

У детей с ЦП отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических и социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков формируется нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В его основе лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива.

В основе формирования личности по типу психического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с ЦП, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность.

Кроме того, для детей с ЦП характерен невропатический вариант психического инфантилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамостоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудности адаптации.

У таких детей в раннем возрасте обычно стойко выражены различные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, сверхчувствительность к раздражителям). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется, и формируются характерологические особенности тормозного типа.

При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место так называемый аффект неадекватности, который проявляется в различных формах. Одна из них - реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства поведения на основе аффективных переживаний. Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, уходы из дому; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, энкопреза. Пассивный протест у детей с ЦП наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителя или учителя.

Итак, психическое развитие ребенка с ЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности .

Таким образом, личностные особенности детей с ДЦП включают ряд признаков:

Изменения самооценочного компонента личности, которые проявляются в снижении актуальных самооценок, негативном отношении больных детей к себе в целом.

Изменения эмоционального компонента личности, что проявляется в эмоциональной нестабильности, склонности к невротическим реакциям.

Изменения коммуникативного компонента личности, что проявляется в тенденции к псевдоаутизации: замкнутости, отгороженности от мира, трудностях в установлении социальных контактов.

Изменения интеллектуального компонента личности, что проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности.

Личностные особенности детей с ДЦП имеют ряд особенных признаков:

сниженные идеальные самооценки (притязания)

изменения волевого компонента личности, что проявляется в снижении инициативы, активности, конформном, зависимом поведении, стремлении к выполнению социальных правил и требований, что позволяет больному ребенку сохранить необходимый уровень активности за счет компенсаторного конформного и социально одобряемого поведения.

Выявленные общие личностные девиации отражают общие характеристики психогенеза личности детей с двигательными нарушениями и связаны с факторами социальной депривации, дефицитом общения, психогенным воздействием, в основе которого лежит физическая неполноценность.

Специфические особенности личности детей с ДЦП связаны с наличием органически измененной "почвы" и представляют собой вторичные изменения, определяющие способ приспособления личности ребенка к имеющейся церебрально-органической недостаточности и к двигательному дефекту .

1.Первичные особенности личности.

2.Вторичные особенности личности.

3.Черты личности, проявляющиеся у детей с ДЦП.

4. Механизм патологического формирования личности.

5.Комплексный психолого-медико-педагогический анализ для диагностики черт личности.

6. Невропатический вариант психического инфантилизма.

7. Формы «аффекта неадекватности».

8.Формирование личности тормозного типа.

Выготский Г.С. выделял первичные особенности личности и вторичные. Мясищев В.Н. к первичным особенностям относил свойства обусловленные свойствами НС, и особенностями заболевания. Вторичные особенности проявляются характерологическими сдвигами от взаимодействия внешних и внутренних факторов. Вторичные особенности ребёнка вызывается рядом причин, к которым относят переживания физического дефекта, условия воспитания, отношения в семье ребёнка.

Механизмом патологического формирования личности ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние оказывает ранняя социальная депривация (изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием) и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, эгоцентризму, повышенной внушаемости.

Нормальное интеллектуальное развитие при ДЦП часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У больных легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют развитию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Наиболее часто при ДЦП развивается астеноневротический, психастенический, реже – неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.

Негативное влияние органического поражения ЦНС определяет особенности реагирования на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. В раннем возрасте выявляется неадекватность самооценки и нарушения представлений о своём теле. Частая госпитализация приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания становится гиперпротекция, при которой снижается уровень социальной адекватности поведения. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитания приводят к снижению самостоятельности, сенситивности, фрустрированности.

В случаях нарушения интеллекта особенности личности сочетаются с недостаточной критичностью, и низким познанием. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций.


Для выявления отклонений необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ . Следует обратить внимание на ярко выраженные признаки поведения, нарушающие адаптацию, нужно учесть тонкие проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленности интересов, развитие деятельности и общения. Психологу важно отметить не только отрицательные черты, а прежде положительные, на которые можно опереться в коррекционной работе.

Нарушение личности при ДЦП чаще проявляется вариантами психического инфантилизма. Выделено три варианта осложнённого психического инфантилизма у школьников.

1.Невропатический вариант проявляется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Дети бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе наблюдается повышенная робость, трусливость, застенчивость, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. У детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью, повышенной тормозимостью и пугливостью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые склонны к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Всё это приводит к ещё большей дисгармонии в развитии личности.

«Аффект неадекватности» проявляется в различных формах. Одним из них являются реакция протеста, возникающие на основе аффективных переживаний (обида, ущемлённое самолюбие). Преобладают реакции пассивного протеста . Они проявляются в отказе от еды, от устного общения, в уходах из дома или из школы; иногда они проявляются нарушениями соматовегетативных функций: рвоты, энуреза, энкопреза. Значительно реже может возникать суицидальное поведение, проявляясь в мыслях и представлениях либо в совершении попытки. Суицидальные попытки как реакции пассивного протеста возникают в препубертатном и пубертатном возрасте в результате острых переживаний. Поводом для суицидального поведения может быть незаслуженное наказание, получение плохой оценки, неразделённое первое чувство любви и т.д. Это поведение заранее не обдумывается, возникает внезапно, импульсивно; может быть неожиданным для окружающих. Наиболее частым протестом бывает отказ от выполнения требований учителя, а при неправильном воспитании в семье – отказ от выполнения требований родителей.

Формой «аффекта неадекватности» могут быть реакции отказа. Они проявляются в пассивности, в отказе от его обычных желаний и стремлений, нередко в бездумном характере ответов, отсутствии контактов. Ребёнок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Подобные реакции возникают и на ситуацию фрустрации. С психологической стороны это расстройство планов, крушение надежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущении беспомощности. Проявлением этого могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения. Закрепление такого поведения способствует патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.

При тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера как неуверенность, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. Воспитание в виде гиперопёки ведёт к подавлению естественной активности, его стремлению к самостоятельности; в результате закрепляется ощущение зависимости от взрослых, неуверенность, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3.Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4.Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Тема № 19. Осложнённые варианты психического инфантилизма как нарушения развития личности детей с ДЦП

План:

1. Психический инфантилизм с раздражительной слабостью

2. Изменения при возрастании требований в школе

3. Органический инфантилизм.

Вариант психического инфантилизма с раздражительной слабостью описан в литературе как церебрастенический вариант осложнённого инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушением внимания, нередко памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью; характерна склонность к конфликтам, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении связаны не только с недоразвитостью эмоционально-волевой сферы, но и с повышенной психической утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение крайне неустойчивое, иногда с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, заканчивающиеся слезами. Часто наблюдаются аффективно-возбудимое поведение, а в новой обстановке может проявляться повышенная тормозимость.

У таких детей часто отмечаются неправильные взаимоотношения со сверстниками, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии личности. Если потребность в своём месте в коллективе не реализуется, могут возникнуть аффективные реакции в форме обидчивости, озлобленности, замкнутости, иногда агрессии.

В семье и в специальном детсаду к детям предъявляются другие требования, чем в школе. В школе требования возрастают церебрастеническое состояние детей углубляется и они не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя в отношении медлительности, недостатка навыков, грязного написания, травмируют детей, вызывают отрицательное отношение к школе. Возникает конфликт между самооценкой и оценкой его окружающими. В результате дети становятся упрямыми, раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Аффективное поведение связано с тем, что требования окружающих начинают превышать возможности детей. Всё это порождает недовольство педагогов ребёнком, приводит к возникновению у ребёнка чувства неполноценности.

Третий вариант относится к органическому инфантилизму. В основе этого варианта – сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллекта. Это проявляется в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операций обобщения. Дети часто двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа действий и поступков.

Органический инфантилизм чаще бывает при атонической форме ДЦП, когда имеются поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Именно лобная кора играет важнейшую роль в целенаправленной деятельности, мотивации, которые необходимы для формирования ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства характерны большой дисгармонией. Наряду с чертами детскости, повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений характерны склонность к расторможению влечений, недостаточная критичность, импульсивность сочетаются с проявлением инертности.

Эти дети при психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов у таких детей формируются склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию.

Таким образом, формирование личности детей с ДЦП связано с ранним органическим поражением мозга и с ош89 собенностями их воспитания и окружения. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и двигательными нарушениями. При более выраженных формах заболевания осложнённый психический инфантилизм проявляется в более выраженной форме. Вовлечение в патологический процесс различных мозговых структур оказывает определённое влияние на особенности развития личности детей с ДЦП.

Литература:

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для педагогов:

"Особенности развития личности

и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования эмоционально-волевой сферы детей с церебральным параличом могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями – воспитание и обучение ребенка в семье и

учреждении.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.

По эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети расторможены, суетливы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно шумны, веселы, то вдруг становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться ребенок не может остановиться. Нарушение поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей церебральным параличом.

У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличаются пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи связанные с передвижением, падением, сном и общением. В момент страха у них наблюдаются физиологические изменения (учащение пульса и дыхания, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы). Они стремятся к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.

Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью, впечатлительностью.

Обобщив вышеизложенное, можно отметить, что психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами, работающими с детьми данной категории, встает важная задача – оказание психолого-педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения...

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло