Режиссерская игра в старшей группе будь здоров. Режиссерские игры

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

Преимущества игры.

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе

Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

Группа: II младшая.

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

  • Образовательные :
  • учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
  • учить воспроизводить действия персонажей сказки;
  • учить детей быть актерами во время игры;
  • совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
  • учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
  • Развивающие :
  • развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
  • развивать у детей познавательные способности в процессе игры;
  • развивать воображение, память, произвольное движение рук.
  • Воспитательные :
  • учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
  • учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.

Предшествующая работа:

  • Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
  • Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание потешек, русских народных песенок.
  • Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

План работы:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.

Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.

Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

II. Режиссерская игра

Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».

И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.

Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.
Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери: А ты нас не раздавишь?
Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.
Вместе: Ну, так влезай.
Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?
Дети: Мы построим новый теремок.
Воспитатель: А из чего можно построить его?
Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.
Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.

Все звери несут кирпичики.

Воспитатель : И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.

Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в средней группе

Программное содержание :

  • Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  • Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
  • Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
  • заучивание скороговорок на четкость дикции;
  • дыхательные тренинги;

4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;

5. подготовка реквизита.

Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Ход:

1.Игровая мотивация

Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)

Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.

2. Организация настольного театра

Педагог: Ребята, прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры,художник, музыканты и т.д.) Кто такой режиссер? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).

Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.

Педагог и дети выбирают режиссёра

Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

3. Расстановка реквизита

Последовательность: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

4. Показ сказки

Режиссёр : Итак, сказка начинается…Жили-были муж да жена. И были у них дочка Машенька да сынок Иванушка. Как-то раз родители уезжали в город и наказывали дочке, чтобы она не ходила со двора, не оставляла братца одного. За это они вернутся домой с подарками. Но не послушалась девочка родителей; как только они уехали, она посадила братца у окна, а сама побежала к подружкам. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и улетели. Вот вернулась Машенька

А братца-то нет! Только метнулись вдали гуси-лебеди и пропали. Догадалась девочка, кто унес её братца. Бросилась Машенька искать-догонять их. А на пути у неё печка.

М.: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

П.: Поешь моего ржаного пирожка, скажу.

М.: У моего батюшки и пшеничные не едятся.

Ничего не сказала ей печка. Побежала девочка дальше, на пути у неё яблоня.

М.: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Я.: Поешь моего лесного яблочка, скажу.

М.: У моего батюшки и садовые не едятся.

Ничего не ответила ей яблоня. Побежала сестрица дальше. Повстречала молочную речку кисельные берега.

М.: Речка, речка. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Р.: Поешь моего молочка с кисельком скажу.

М.: У моего батюшки и сливочки не едятся.

Опять ничего не узнала Машенька. Бежит она дальше. Прибежала к дремучему лесу, как быть? Тут навстречу ей ёжик.

М.: Ёжик, ёжик, подскажи, куда гуси-лебеди улетели?

Ё.: Видел я этих разбойников, служат они Бабе, верно они утащили твоего братца, пойдем, покажу дорогу.

Показал Ёжик дорогу, а сам ушел в лес. В дремучем лесу стояла избушка Бабы-яги, а рядом на лавочке сидел её братец и играл яблочками. Схватила девочка Иванушку и бегом из леса. Заметила Баба-яга пропажу и послала помощников своих в погоню. Бежит Машенька, а тут речка.

М.: Речка, речка, спрячь нас.

Р.: Поешь моего молочка с кисельком.

Поели сестра с братцем, речка их и спрятала под крутым бережком. Полетали Гуси-лебеди, ничего не заметили, дальше полетели. Поблагодарили дети речку, опять побежали. А Гуси вернулись, догоняют Машеньку и Братца. В поле яблоня стоит, они к ней.

М.: Яблоня, яблоня, спрячь нас.

Я.: Поешьте моего лесного яблочка.

Съели дети по яблочку, укрыла своими ветками и листочками их яблоня. Полетали гуси над яблоней, ничего не заметили, прочь улетели. Бегут дети дальше, на пути им печка.

М.: Печка, печка, спрячь нас.

П.: Съешьте моего ржаного пирожка, спрячу.

Поели сестрица с братцем порожков. Спрятала их печка, полетали гуси над печкой, полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и вернулись к Бабе-яге. А Машенька с братцем вернулись домой, да вовремя. Тут и мать с отцом приехали подарки привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!

Педагог : Вот какая поучительная сказка о том, как важно слушаться родителей. Понравились тебе, Шарик, наши артисты? Артистов попросим на поклон.

Воспитатель и дети вместе складывают реквизит на место и играют с шариком.

Конспект режиссерской игры

для детей старшего дошкольного возраста:

«Мишкин День Рождения»

Цели:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры
  • Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером
  • Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).
  • Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки
  • Развивать интерес к режиссерским играм
  • Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.
  • Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей) ,

моно поля (цветочная поляна, лес), мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети: Да!

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель : Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада. Вот,что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей - зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: « Придумал! А давай мишке подарим мед!» Лиса спросила: « А где мы его найдем?» Тогда заяц ответил « Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы « Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу?»

Пчела ответила: « С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения!!!»

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети : Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки - заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки» в подготовительной группе детского сада

Цель занятия:

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли.

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.

Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Материал:

Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком, сорока, баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» - подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

- «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

- «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

- «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

- «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

- «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

- «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

- «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

- «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».


Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

Преимущества игры.

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Режиссерские игры в детском саду – это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, продумывает сценарий игры, придумывает главных и второстепенных героев, дает им имена. Он выбирает, чем закончится игра, составляет правила. Малыш играет роль каждой игрушки.

Игра, в которую ребенок играет в присутствии опытных профессиональных педагогов, рассказывает о его эмоциональном состоянии, уровне интеллекта и развития, о переживаниях и стремлениях.

Режиссерскими играми малыш занимается с рождения. Каждый родитель наблюдал, как дети управляют куклами, которым дают имена, строят между ними диалоги и составляют продуманный сюжет игры. Дети, которые научились ходить, берут с собой в постель мягкие игрушки, укладывают спать, катают на машинках или водят на прогулку.

Театрализованные постановки в детском саду помогают педагогам понять, в какой семейной обстановке живет малыш. Если он в процессе игры создает конфликты, то, скорее всего, семейная обстановка неспокойна.

Значение режиссерских игр для дошкольников

Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:

  • Обучение детей свободному открытому общению.
  • Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
  • Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
  • Обучение детей внимательно слушать собеседника.
  • Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.

В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.

В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.

Игры в младшей группе

Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.

В младшей группе поиграйте в такие игры:

  • Воспроизведение сказки «Колобок». Задача педагогов – самостоятельно сделать из бумаги или ткани персонажей. Заинтересуйте детей, проведя показательное выступление. Воспроизведите сказку, озвучивая героев правдоподобно, называйте их по именам и говорите разными голосами. Когда вы покажете детям выступление, предложите им поиграть в эту же игру. Если вы их заинтересовали, они охотно будут импровизировать, наделяя героев другими особенностями характера.
  • Игра для второй младшей группы «Превращение». Возьмите предмет, который знают дети. Посадите малышей в круг и передавайте предмет по очереди каждому. Когда он окажется у него в руках, тот должен поступить с предметом по-своему. Например, ручка станет отверткой, палкой, щеткой, градусником, расческой, мяч – яблоком, камнем или колобком, книжка – шоколадкой и т. д.

Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.

Игры для средней группы

Дошкольники 4–5 лет уже знают свойства окружающих предметов, им известны сказки, они осознают последствия некоторых своих действий. Для них подойдут игры:

  • Разыграйте сюжет сказки «Маша и медведь». Выберите детей, которым подойдет роль Маши, медведя, введите второстепенные роли: зайчик, ежик и т. д. Дети будут импровизировать, поскольку сказка им уже знакома, но воспитатели должны мотивировать их. Оденьте ребят в подходящие костюмы и в ходе игры рассказывайте сюжет сказки, чтобы малыши не запутались. Вы выступаете в роли ведущего.
  • Играйте с ребятами, сидя в кругу. Попросите представить себя в роли зайчика (или другого персонажа) и рассказать о себе. Поработайте так с каждым малышом в группе.

С помощью таких упражнений ребята средней группы научатся совмещать слова и действия, работать в команде и формулировать мысли при ведении диалога.

Игры для детей старшей группы

Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.

Театрализованные игры для старшей группы:

  • Попросите ребят разбиться на пары. Одному ребенку в паре дайте волшебную палочку (любой подходящий предмет). Пусть он спросит у друга: «Что я могу сделать, чтобы тебе было хорошо?» и коснется его волшебной палочкой. Тот отвечает, чего бы он хотел. Например: «Станцуй» или «Спой». Тут у малышей неограниченный выбор. Позже ребята меняются ролями.
  • Разбейте детей на 2 команды. Одна команда будет изображать животных. Каждый малыш должен двигаться, кричать и вести себя как животное в зоопарке, в то время как вторая группа будет ходить по импровизированному зоопарку и фотографировать животных. Позже команды меняются ролями.
  • Начертите на полу или на асфальте полосу шириной не более 40 см. Объясните ребятам, что это мост, через который нужно пройти, чтобы не упасть в глубокий овраг. Идти по мосту могут 2 человека с разных сторон, чтобы он не перевернулся. Ребята самостоятельно договариваются, в каком темпе они идут и на середине моста аккуратно обойти друг друга.

Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.

Игры для подготовительной группы

Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:

  • Воспитатель соединяет правую ладонь с левой ладонью ребенка, а левую ладонь – с правой ладонью малыша. В таком положении пара обходит препятствия в помещении. Препятствиями выступают столы, стулья, подушки и т. д.
  • Попросите ребят нарисовать картинку, в которой воплощен сюжет их любимой сказки. После этого ребенок рассказывает, что он нарисовал и объясняет историю, которую он запечатлел на рисунке.
  • Посмотрите с ребятами мультфильм, который длится до 5 минут. Заранее подготовьте костюмы и другие реквизиты. После просмотра предложите ребятам сыграть мультфильм. Распределите между ними роли, оденьте их в костюмы и дайте детям возможность импровизировать.

Условия успешной постановки

Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно:

  • Создавать у них положительные впечатления о жизни.
  • Создать комфортные условия, обеспечив реквизитами и костюмами.
  • Дать ребятам время на импровизацию.
  • Показать пример интересной постановки.

Воспитатели – это не только ведущие, они обеспечивают полное руководство над играми детей, чтобы ребята не вступали в конфликтные ситуации. Цель упражнений – научить детей жить среди людей в комфорте, а не в напряжении. Правильно воплощенные постановки развивают ребенка как сильную личность.

Наблюдая и анализируя сюжетно-ролевую игру «Семья» детей нашей группы (средняя речевая) на начало года мы обратили внимание на однообразие сюжетов, скудный набор игровых действий, игровые диалоги также сводились к минимуму, были односложны и однообразны, практически не использовались предметы заместители и только крупные маркеры игрового пространства.

И, на ряду с совместными играми (когда взрослый становится одним из ее участников, т. е. берет на себя какую-то роль и направляет игру от имени своего персонажа, подталкивая к новым действиям, разворачивая сюжет и вступая в диалоги, мы обратились к дидактическим и коммуникативным играм по теме, как к более простым для детей (в них конкретные правила, и играют дети вместе со взрослым). Для этого сделали сами дидактическую игру «Наша семья» (обязательно поделюсь ее позже). И тут, постепенно внося в развивающую среду новые маркеры пространства, модули, игрушки-персонажи и обновляя предметы оперирования, обратили внимание, как прогрессировали режиссерские игры и, как они стали настоящим самоучителем дошкольников, как для развития самих сюжетно-ролевых игр, и игровых навыков детей, так и личностных качеств дошкольников.

В индивидуальных режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания,

Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.

Позвольте представить Вашему вниманию некоторые пособия для режиссерских игр, которые мы используем в своей группе.

Игровые фоны, которые можно использовать, как плоскостной фон для игр с мелкими игрушками и плоскостными моделями, так и ставить, как ширму.

У нас их несколько видов: деревянная русская изба изнутри, современная кухня, наш лес, сказочный дремучий лес и город:

Карта Сказочной страны с плоскостными моделями любых реалистичных и сказочных персонажей и предметов:

С помощью карты можно разыгрывать различные режиссерские игры по мотивам известных сказок и придумывать свои истории:

Бессюжетные ширмы для разнообразного использования:

На этой фотографии также видны модули среднего размера (коробочки разной формы, обклеенные самоклейкой) .Здесь Миша использует их для интерьера комнаты: из двух модулей сделан диван, модуль-светофор послужил тумбой на которой стоит телевизор (коробка, которая открывается и заполняется любыми персонажами).

На следующем фото модули видны крупнее и можно увидеть еще одно их применение -РЭМП и сенсорика: сравнение по длине, форма, цвет, размер, порядковый и количественный счет, ориентировка на плоскости, логические задания и "расшифровка" пятен на развитие воображения:

Конюшня, которая иногда достраивается то с помощью разных конструкторов и строителей, то дополняется ширмами и порой играет роль дома, зоопарка и др.

Замечательный макет русской избы, который приобрели и собрали наши родители:

Изба раскрывается, делая доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями:

Мелкие игрушки с миниатюрной мебелью (посуду конструировали сами: киндер-яйцо + масса для лепки) :

Крупные маркеры пространства, например этот маркер служит лобовой частью автобуса или автомобиля, витриной для с-р игр или театральной сценой:

Страна Волшебных Красок" для игр на фланелеграфе:

И, конечно, наши самоделки. Вот жилище трех медведей, для которых дети с моей сменщицей Танюшей сделали мебель по-размеру:

Наша березовая роща:

"Театр на пальчики" с настольными декорациями и разные виды настольного театра (конусный, резиновых игрушек, плоскостной на подставках) :

Двухэтажный дом для большой семьи (из больших коробок, а мебель из спичечных коробков, картона и др. подручных материалов) .В его создании активное участие принимала моя дочка Сашенька:

В режиссерской игре ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

www.maam.ru

Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста «Мишкин день рождения»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 50

Конспект режиссерской игры с детьми старшего дошкольного возраста: «Мишкин День Рождения»

Составила и провела: воспитатель Ермакова А. С. (первая квалификационная категория)

Ковров, 2011

Задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры

Формировать навык ребят действовать по готовому сюжету, строить диалоговое общение с партнером

Развивать конструктивные способности (планирование деятельности) .

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки

Развивать интерес к режиссерским играм

Обогащать игровой опыт детей, опыт взаимодействия с игрушками.

Развивать творческие способности детей.

Активизировать речь детей, воображение, мышление.

Оборудование: конверт с письмом, игрушки (медведь, заяц, лиса, пчелы, улей),

моно поля (цветочная поляна, лес, мелкий конструктор, кукольная посуда

Ход игрового взаимодействия:

Ребята играют в группе. Входит воспитатель, в руках у него конверт

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите его прочитать?

Дети садятся рядом с воспитателем на ковре.

Воспитатель: Это письмо нам прислали ребята старшей группы из детского сада

№ 6. Вот, что они пишут:

«Здравствуйте ребята! Мы в детском саду очень любим играть. У нас есть много интересных игрушек. Вчера мы придумали интересную историю.

У медведя Топтыгина было день рождения! Он пригласил на праздник своих друзей- зайку и лисичку. Друзья стали думать, что подарить Мишке на День рождения! Зайка сказал: «Придумал! А давай мишке подарим мед! » Лиса спросила: «А где мы его найдем? » Тогда заяц ответил «Мы сходим на цветочную поляну и попросим пчел собрать цветочный нектар, а потом сделать мед. ». Веселые зайка и лиса отправились через лес на цветочную полянку. Когда звери пришли на полянку, они увидели пчел, которые кружили над цветами. И тогда лисичка спросила у пчелы «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного меда в подарок нашему другу? »

Пчела ответила:«С удовольствием». Все пчелы дружно принялись собирать нектар. Потом они сделали из него мед и отдали зайцу с лисой. Звери поблагодарили пчел и отправились в гости к медведю. Мишка был очень рад такому подарку. Он усадил гостей за стол и стал угощать сладостями. Замечательный получился день рождения! »

Ребята, а у вас может получиться такая история? Есть ли у вас такие игрушки? Напишите нам, пожалуйста, ответ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а у нас с вами может получиться такая игра? Есть ли у нас такие игрушки?

Дети: Да! У нас есть такие игрушки!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала определим, что нам нужно для игры и где с вами мы будем играть?

Дети определяют удобное место для игры (либо стол, или ковер и пр.)

Дети: Для игры нам нужны игрушки- заяц, медведь, лиса, пчелы. Еще нужен улей, цветочная поляна и пр.

Дети подбирают соответствующее оборудование. Далее происходит проигрывание предложенной ситуации.

После игры воспитатель совместно с детьми оценивает игру

Воспитатель: У вас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

Ответы детей

После игры (или на следующее утро) воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

www.maam.ru

Режиссерские и театрализованные игры - Страница 8

Выкладывание персонажей на фланелеграфе из частей;

Рисование костюмов, тканей, из которых сшиты разные наряды;

Рисование домиков, дворцов героев;

Рисование персонажей в разных движениях и эмоциональных состояниях

2. Работа над выразительностью речи:

Имитационные упражнения на музыкальных и речевых занятиях;

Рассказы от имени персонажей о себе;

Упражнения типа " Я - игрушка", "Я - другой"

Прослушивание и анализ фонозаписей.

3. Работа над выразительностью движений:

Имитационные упражнения на музыкальных, физкультурных занятиях, в подвижных и музыкальных играх

Коллективные показы-упражнения;

Прослушивание и анализ фонозаписей с рассматри­ванием иллюстраций, фотографий;

Упражнения с воображаемыми предметами

Игры типа "Совушка", "Море волнуется", "День и ночь»

Игра " Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем"

Игры-загадки { "Кто я?» , "Кто привел?")

4. Работа, по организации игровой среды использование готовых декораций и костюмов:

Изготовление с детьми элементов декораций, костюмов атрибутов;

Открытие " театральной мастерской".

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР.

Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

Само название режиссерской игры указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля , фильма . Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий . Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду) , малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие, что счи­тает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка : он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения) .

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария) . Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действуя за персонажи (игрушки, предметы) , говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент . В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе) , но «активно действующих» , т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех .

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр :

1 Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры

2 Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.

3 В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.

4 В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.

5 Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

6 В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)

Сравнительная характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игр.

57. Режиссерская игра дошкольника » Шпоры для студентов

Шпоры по дошкольной педагогике

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран­нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап - воз­никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе­ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни­ками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет­ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи­более важным является актуализация собственного социального опи­та. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас­пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы­полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза­висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож­ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд­ности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа­циями, который возникают у ребенка;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей­ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за­мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж­ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи­вания ребенка

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в но­вой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для органи­зации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооцен­ки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступ­ный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвали­дов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспи­тания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям де­тей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую си­туацию из элементов знакомых сюжетов.

Шпаргалки

Материал с сайта shporiforall.ru

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 57. Режиссерская игра дошкольника. - Литература для студента.

Шпаргалки по дошкольной педагогике - 57. Режиссерская игра дошкольника.

Страница 53 из 6357. Режиссерская игра дошкольника.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры.

Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр.

Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наиболее важным является актуализация собственного социального опита. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер) ;

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза-висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа-циями, который возникают у ребенка;

Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки) ;

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка

Эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Педагогическая ценность режиссёрских игр

Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;

Помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;

Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;

Помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;

Являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;

Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;

Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.

Материал geum.ru

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры.
  2. Домашнее задание:
  1. Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.
  2. Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.
  3. Оцените игровой материал для режиссерской игры, который имеется в группе, где вы проходите практику.
  4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для режиссерских игр ребенка.
  5. Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для режиссерских игр.
  6. Создайте свой сценарий режиссерской игры ребенка – дошкольника (любой возрастной группы) .

Задание (на уроке) :

  1. Придумайте, во что бы мог «превратиться» этот предмет у ребенка – дошкольника в режиссерской игре?(любой из представленных) .
  2. Придумайте небольшой сценарий с его участием (можно предлагать любые комбинации) .
  1. Литература:
  • Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература,1996
  • Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. – М., 1989
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  1. Определение, сущность и особенности режиссерской игры. Связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

Итак, давайте запишем определение:

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Исследователи данной проблемы:

  • Гаспарова Е. М.
  • Новоселова С. Л.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (праздник, литературное произведение…) , малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а так же знания, почерпнутые им из рассказов других людей, книг, мультфильмов, кино… Малыш комбинирует их и рождается что-то свое, неповторимое, индивидуальное.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

Центральным моментом этой игры является событийная ситуация.

Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

Главный компонент в режиссерской игре – речь. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонации, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний (сценка «Семья» - голоса персонажей) .

Помимо описательных высказываний используются и оценочные (сценка «День рождения Маши» - все гости хорошие, а волчонок – жадный, не отдал подарок) .

В этой игре часто используется много персонажей (машинки в гонках, зрители в зале, ученики в классе) ,но «активно действующих, т.е. тех, которых ребенок представляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех - четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют («оживающий» грустный кубик…) .

Задание: Выгодский Л. С. писал, что воображение - это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра. Наблюдая за играми режиссерской и сюжетно-ролевой игрой, как можно понять, развито ли воображение у ребенка-дошкольника? (ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников, а так же используя предметы-заместители) .

Итак, отметим у себя:

Особенности режиссерской игры:

  1. Партнеры – неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний и замыслов (такое игровое общение для ребенка легче, чем взаимоотношения со сверстниками. Режиссерская игра готовит ребенка к такому общению. А, следовательно, в каком возрасте возникает режиссерская игра? (в раннем и младшем дошкольном возрасте) .
  2. Эта игра практически всегда индивидуальна;
  3. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
  4. Играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться;
  5. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры –(как вы считаете, в каком возрасте у детей в сюжетах их игр преобладают события личной жизни?) у детей 4-5 летменяется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже) ;
  6. У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы. Е. М. Гаспарова отмечает, что развитие сюжета происходит на основе ассоциаций, связанных со знакомыми предметами, впечатлениями, литературными произведениями) .
  7. В среднем и старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры (2-3 чел.) . вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят игрушки.
  8. Сюжет режиссерской игры – цепочка действий;
  9. Главный компонент – речь.
  10. В этой игре часто используется много персонажей, но активно используемых, за которых ребенок говорит, не более трех - четырех.
  11. Дети учатся планировать по замыслу игру, видеть картину игры.(как говорил Ушинский К. Д., ребенок учится распоряжаться своими силами) .
  12. Малыши приобретают умения посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций, т.е. глазами разных персонажей, что важно для развития сюжетно-ролевой игры. Овладев режиссерской игрой, ребенок сможет взаимодействовать с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.

ВЫВОД: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры:
  1. Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (ребенок прячется под стол, стул; «домик» в подвижной игре («Колдуны») , комната в «Дочки-матери» - ребенку необходимы четкие границы своих владений)

Просто необходимы –

  • различные ширмы (готовые и сделанные своими руками) – в виде занавеса, книжки-раскладушки, гибкие…
  • коробки из-под обуви
  • подвижный фланелеграф (Урадовских Г. В.) – к палке прикрепляют полотно из сшитых между собой нескольких кусков ткани и при помощи лоскутов различной формы и цвета, ниточек, отмотав нужный фон, ребенок придумывает сюжет и начинает действовать…
  • неоконченные макеты.
  1. наличие мелкого игрового и неигрового материала, главной особенностью которых является их многофункциональность.

Можно использовать –

  • машинки, куколки, зверюшки, кораблики, деревья…
  • набор кубиков Гаспаровой Е. М. (простые кубики и кубики с личиками – устанавливая между ними различные связи и отношения, ребенок создает сюжет) .
  1. осуществление опосредованного руководства (взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре) .Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?») , наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?») . (однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее) .
  2. Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом, чтобы они «видели» игру до ее начала («Давай сочиним сказку», «Я начну сказку, а ты ее продолжишь…», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь»…) .

Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.

Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.

Марина Владимировна Петровская
Конспект режиссерской игры для детей старшего дошкольного возраста

«Терем-теремок и сосед»

Цель : развивать творческие способности детей .

Задачи :

1. учить детей самостоятельно организовывать театрализованную постановку,

закреплять навыки счета

2. развивать умение выразительно передавать игровые образы и стремление находить свою собственную игровую интонацию, жесты, мимику

3. воспитывать добрые чувства, вызывать стойкий интерес к русскому народному фольклору, эмоциональный отклик на музыкальное и декоративное оформление театра

4. активизировать словарь детей за счет слов : вдвоём-втроём-вчетвером-впятером-вшестером-всемером, добрые соседи

5. привлечь зрителей к театральному действию за счет приёма «досчитай» (например : и стали они жить … вдвоём)

Методическое обеспечение и дидактический материал

атрибуты, костюмы к русской народной сказке «Теремок» .

Ход занятия

Действующие лица :

Сказительница

Муха – горюха Зайчик - попрыгайчик

Комар – пискун Лисичка – сестрича

Мышка – норушка Волк – зубами щелк

Лягушка - квакушка Мишка – косолапый медведь

Сказительница :

Здравствуйте, мои друзья! Пришли к вам в гости мы не зря.

Вас пригласим в волшебный лес, веселых сказочных чудес.

Где дружат муха и лягушка, комар с зайчишкой, длинным ушком,

Лиса, медведь и серый волк, который в зайцах знает толк.

Слушайте внимательно, сказка начинается.

Занавес открывается, звучит песня «Стоит в поле теремок»

Муха- горюха. Кто, кто в теремочке живет. Кто, кто в не высоком живет.

Сказительница :

В теремочке никого, кроме ветра одного. Залетела муха в теремок, стала жить, не тужить. Летел мимо комар – пискун. Постучал в теремок и спрашивает.

Комар-пискун. Кто, кто в теремочке живет. Кто в не высоком живет.

Муха. Я, муха – горюха, а ты кто?

Комар. А я комар – пискун. Пусти меня к себе жить.

Муха. Заходи.

Сказительница :

Стали жить они … вдвоем. Бежала по полю мышка- норушка. Увидала теремок и стучит.

Мышка. Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет.

Муха. Я муха – горюха.

Комар. Я комар – пискун. А ты кто.

Мышка. Я мышка – норушка, пустите меня к себе жить.

Муха. Заходи.

Сказительница :

Стали они жить … втроём. Скакала мимо лягушка – квакушка.

Лягушка. Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Ей отвечают жители теремка, интересуясь, кто она.

Лягушка. Я лягушка – квакушка. Пустите меня жить.

Сказительница :

Пустили лягушку, стали они жить … вчетвером. Весело живут, песенки поют. Бежал мимо зайчик. Теремок увидал и постучал.

Зайчик – попрыгайчик. Кто в теремочке живет.

Персонажи отвечают, в порядке очереди, интересуясь, кто он.

Зайчик – попрыгайчик. Я зайка, пустите к себе жить.

Сказительница :

Стали они жить … впятером. Живут, песни поют, пирожки пекут.

Бежала мимо лисичка – сестричка. Увидала теремок и стучит.

Лисичка – сестричка. Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет.

С теремочка ей отвечают, в порядке очередности, интересуясь кто она.

Лисичка. Я лисичка – сестричка, пустите к себе жить.

Сказительница :

Пустили лисичку жить, стали вместе дружить, песенки петь, да в окошко глядеть. Стали они жить вшестером.

Бежал мимо волк. Постучал в теремок.

Волк. Кто в тереме живет.

Ему отвечают, все жители теремка, по очереди. Спрашивают, с опаской, кто он.

Волк. Я волк – зубами щелк, пустите к себе жить.

Сказительница :

Стали они жить всемером, волк терем стережет, муха песенки поет, лягушка булочки печет.

Узнал про теремок медведь. Пришел и ну давай реветь.

Мишка. Кто в тереме живет, кто в не высоком живет.

Ему все, в порядке очередности отвечают, интересуясь, кто он.

Мишка. А я мишка – косолапый медведь, пустите меня к себе жить.

Ведущий. Мишка, в дверь зайти хотел, стены задрожали. На крышу полез, теремок зашатался. Звери испугались и расплакались.

Мишка. Не плачьте друзья, теремок исправлю я.

Сказительница :

Взял мишка молоток и давай терем чинить. А звери ему на помощь, да в перерыв на музыкальных инструментах стали подыгрывать.

Рефлексия :

Как вы, ребята думаете, починили звери теремок? А мишка рядом дом нашел, как он мог называться (берлога) .

И стали они жить-поживать как (соседи! Добрые соседи. Стали в гости на чай с можжевеловыми веточками, да с ягодным вареньем ходить, пирожки кушать, да сказки слушать!

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Актеры потрудились на славу, и заслужили аплодисменты.

Под аплодисменты, кланяются и уходят.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста 1. «Игра со светофором» Цель: закреплять правила дорожного движения (значение цветов светофора). Дети становятся в круг, ребенок – светофор.

Конспект физкультурного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Малые Олимпийские игры» Составила: Игнатова Елена Михайловна.

Конспект интеллектуальной игры «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интеллектуальной игры «ЗНАЙКА» для детей старшего дошкольного возраста. (Подготовительная группа №8) Подготовили и провели:.

Конспект режиссерской игры в старшей группе «День рождения» Конспект режиссерской игры в старшей группе «День рождения» Цель: 1. Закреплять нормы этического поведения в различных ситуациях. 2. Развивать.

Конспект режиссерской игры «Золушка» в старшей группе Задачи: Учить детей объединяться для самостоятельных игр, выполнять действия в соответствии с ролью, умение регулировать поведение,.

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Малые зимние Олимпийские игры» Задачи. Пропагандировать значимость физической культуры и спорта, в том числе олимпийского движения; развивать интерес к ним; создавать.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло