Скандалы в рпц мп год. В рпц случился новый гомосексуальный скандал

Не успели отгреметь первые два гомосексуальных скандала в Русской православной церкви, касавшиеся домогательств к юным студентам в Казанской духовной семинарии и похождений гомельского архиепископа Стефана, как разразился третий. На этот раз руководству РПЦ и в СМИ пожаловались воспитанники самой главной в России Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Юноши откровенно рассказали о царящем в церковном учебном заведении разврате, передает сергиево-посадское издание “Альтернативная газета”.

Интересно, что к главе РПЦ патриарху Кирилл у будущие священники относятся весьма положительно: благодарят его за помощь академии в строительстве общежития и надеются на разрешение своих проблем. А вот ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения (кстати, он является еще и председателем Учебного комитета РПЦ и курирует все церковные вузы России), обвиняют во множестве грехов.

– За почти 20 лет руководства Академией он занимался только тем, что своим наплевательским отношением ее разваливал, – написали студенты МДА в СМИ. – Архиепископ Евгений лишь разъезжал по дорогим курортам на деньги, что получал от продажи квартир старушек, которые завещали свое жилье МДА. А ведь студенты академии до самой их смерти носили бабушкам еду и убирали в этих квартирах в свое личное время.

При этом, по словам студентов, за развратом, происходящим в стенах учебного заведения, ректор не только не следит, но и всячески ему потворствует. А происходят там при этом, скажем прямо, нелицеприятные вещи.

– “Ученые монахи” регулярно устраивают пьянки в 50-м академическом корпусе, – пишут студенты. – При этом туда приглашаются юные воспитанники учебного заведения, которых пытаются склонить к гомосексуальной близости, и зачастую удачно. Особенно активным участником таких оргий являлся бывший дежпом МДА епископ Николай (Ашимов) по кличке “Машенька”. Когда он был еще обычным иеромонахом, то неоднократно сексуально домогался к студентам. Ректору МДА архиепископу Евгению было доподлинно известно о данном грехе, однако это не помешало ему дать Николаю отличную характеристику при рукоположении в сан епископа и назначении на руководство Амурской епархией.

Руководить ей, по словам студентов Московской духовной академии, теперь уже епископ Николай поехал не один. Незадолго до этого, пишут юноши, он “соблазнил студента семинарии, дружившего на тот момент с девушкой, развел его с ней и уговорил отправиться в свою епархию в Комсомольске-на-Амуре”.

Недобрым словом студенты вспоминают также бывшего начальника епископа Николая – игумена Вассиана, работающего в академии на должности проректора по воспитательной работе. Даже на младших курсах его, не стесняясь, называют мужеложником. А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

– То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, – пишут студенты. – Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева, который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев , который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге.

– Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, – написал Андрей Кураев. – Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это – правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его “охоты”? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье “приятного во всех отношениях монаха” может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов. Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.

Русская православная церковь после некоторого затишья вновь ворвалась в информационную повестку: священники и архиереи опять не сходят с лент новостей, удивляя общество своими заявлениями и поступками. Церковь планомерно раздвигает границы дозволенного для себя, добиваясь всё большего влияния на самые разные сферы - от политики до личной жизни граждан. Правда, такое движение предсказуемо натыкается на непонимание, следствием которого являются многочисленные скандалы, в которые попадает РПЦ. «Политсовет» решил вспомнить 10 самых громких скандалов с участием духовенства за последние несколько лет.


Фотография с официального сайта Московской патриархии

Точкой отсчета мы взяли 2012 год, в котором начался перелом в российской политической и общественной жизни (к этому перелому непосредственное отношение имела и сама РПЦ). Стоит сразу оговориться, что в наш рейтинг не попали многочисленные заявления протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова: их эпатажные высказывания давно стали привычной и даже рутинной частью информационной картины, так что полноценными скандалами их и назвать уже нельзя.

Дело Pussy Riot

Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества - это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой - вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» - уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.

«Пыльное дело» патриарха

Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла - некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.

В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию - все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.

Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.

Исчезающие часы патриарха

Тогда же, весной 2012 года, патриарх попал еще в один громкий скандал - на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.

ДТП со священниками

Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно. Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.

Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте. Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщали СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.

Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. Вскоре выяснилось , что за рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось - он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.

Дело Грозовского

Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.

Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.

Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент - совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.

Гей-скандал в Казани и увольнение Кураева

В конце 2013 года профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин), а ректор и по совместительству казанский митрополит Анастасий (Меткин) устроил им разнос за то, что они посмели вынести эти факты на публику.

Пост Кураева произвел эффект разорвавшейся бомбы - тема «гей-лобби» и так является больной для РПЦ, а тут появились почти документальные свидетельства о сексуальных домогательствах со стороны священников к молодым людям. В Интернете стали обсуждать и другие подобные истории, составлять списки «голубых епископов», покрываемых руководством РПЦ.

Реакция патриархии скорее подтвердила все эти подозрения, чем опровергла. Так, игумен Кирилл хоть и лишился поста проректора, но сохранил сан и перешел служить в другую епархию. Митрополит Анастасий ушел с должности ректора, но сохранил за собой митрополию, где благополучно служит и поныне. А вот Андрей Кураев был уволен из Московской духовной академии и выведен из состава Синодальной богословской комиссии, по сути, лишившись какого-либо официального статуса внутри РПЦ и попав в долгую опалу к церковному руководству.

Запрет «Тангейзера»

В 2015 году число скандалов с участием Церкви вновь стало расти. Начало года ознаменовалось атакой на оперу «Тангейзер», поставленную в Новосибирском театре оперы и балета. В постановке был явно неканоническим образом использован образ Иисуса Христа и христианская символика.

Против спектакля выступил новосибирский митрополит Тихон, который саму оперу не смотрел, но узнал о ее содержании из жалоб православных зрителей. Митрополит не только пожаловался на театр в Министерство культуры, но и потребовал возбудить дело об осквернении предметов религиозного почитания. И дело против директора театра действительно было возбуждено - правда, суд в конце концов закрыл его, не найдя в постановке признаков правонарушения.

Впрочем, судьба самого спектакля оказалась печальной: директор театра Борис Мездрич был уволен, а пришедший ему на смену Владимир Кехман первым же делом снял «Тангейзер» с репертуара. Спасти постановку не смог даже митинг, прошедший в Новосибирске. Вся эта история дала повод говорить об установлении религиозной цензуры: Церковь при поддержке государства открыто вмешалась в репертуар светского театра и добилась запрета не понравившейся священникам постановки вопреки принципу свободы творчества.

Благословение «ополченцев Новороссии»

В начале марта 2015 года в Екатеринбурге состоялась церемония проводов «ополченцев», ехавших воевать с Украиной на стороне непризнанных ДНР и ЛНР. Перед будущими боевиками выступил православный священник Владимир Зайцев, призвавший их «бить фашистскую мразь» - то есть, солдат украинской армии.

Вся загвоздка в том, что руководство РПЦ официально придерживается нейтральной позиции в украинском вопросе и призывает к скорейшему установлению мира. Слова протоиерея Зайцева, таким образом, прямо противоречили установкам патриархии и могли серьезно ухудшить ее отношения с украинцами (по некоторым данным, украинские православные действительно стали писать жалобы в РПЦ). В итоге церковные иерархи были вынуждены публично отреагировать на слова священника: Зайцев был в служении «до Пасхи» и отправлен на этот срок в монастырь.

Впрочем, наказание оказалось скорее символическим - уже через десять дней, не дожидаясь Пасхи, протоиерей вновь вернулся в свой храм, где продолжил вести службы. Впоследствии он не раз появлялся на различных публичных мероприятиях в Екатеринбурге. Из-за этого у многих возникло подозрение, что наказали его скорее для проформы, а в реальности антиукраинские настроения не чужды и высшим иерархам РПЦ.

Конфликт вокруг храма в Москве

Еще один громкий скандал, связанный с противостоянием Церкви и светского общества, развернулся совсем недавно - он связан с планами по строительству храма в Лосиноостровском районе Москвы. Храм планируется возвести на территории парка, против чего выступают многие местные жители.

В итоге парк стал точкой силового противостояния - противники храма разбили там палаточный лагерь, намереваясь помешать строителям вырубать деревья. Против них выступили «патриотические отряды», куда входят православные активисты, казаки и даже якобы «ветераны ДНР». Конфликт не раз доходил до реальных столкновений и драк.

Противостояние был вынужден прокомментировать лично патриарх Кирилл, заявивший, что храм «очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность». Он призвал решать все противоречия в правовом поле, но в целом дал понять, что от планов по строительству новых храмов РПЦ не окажется. При такой позиции можно ожидать новых подобных конфликтов - не только в Москве, но и в других городах.

Атака на «Серебряный дождь»

4 июля 2015 года радиостанция «Серебряный дождь» праздновала в Москве свой день рождения - в честь этого был устроен концерт. Внезапно на территорию, где проходил праздник, ворвалась группа православных верующих во главе с протоиереем Димитрием Смирновым - председателем патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи. Верующие смели рамки металлоискателя, а протоиерей прорвался на сцену, потребовав сделать музыку потише: концерт якобы мешал ему проводить службу в храме.


Фотография с сайта радиостанции «Серебряный дождь»

«Жестко раскидывая всех, кто попадался им на пути, они добрались до сцены. За те 40 метров, что они прошли, от их рук пострадало несколько человек - охранник, наш водитель, на которого рухнули рамки металлоискателей, ведущий мероприятия Михаил Козырев, наши коллеги, помогавшие за сценой. Не щадили никого - грубо распихивали, отталкивали, не обращали внимание ни на попытки хотя бы узнать в чем дело, ни на попытки вступить в диалог. Оказавшись на сцене среди музыкантов, попы начали выдергивать шнуры из аппаратуры, отталкивать музыкантов. Всё происходящее напоминало рейдерский захват», - так описали события в «Серебряном дожде».

Концерт в итоге был продолжен, хоть и с более тихой музыкой. Но атака на «Серебряный дождь» стала новой гранью, которую успешно переступила Церковь. За три года духовенство проделало немалый путь: если в 2012 году оно преследовало тех, кто врывался в храм, то теперь само врывается к тем, кто не нравится им. Даже если вы не идете в РПЦ, то это не значит, что РПЦ не придет к вам - вот, видимо, лозунг нашей новой эпохи.

"/>
Для того, чтобы вставить материал в Живой Журнал или другой блог, скопируйте код.

Не успели отгреметь первые два гомосексуальных скандала в Русской православной церкви, касавшиеся домогательств к юным студентам в Казанской духовной семинарии и похождений гомельского архиепископа Стефана , как разразился третий. На этот раз руководству РПЦ и в СМИ пожаловались воспитанники самой главной в России Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Юноши откровенно рассказали о царящем в церковном учебном заведении разврате, передает сергиево-посадское издание "Альтернативная газета" .

Троице-Сергиева лавра. Фото - Андрей Трофимов

Интересно, что к главе РПЦ патриарху Кириллу будущие священники относятся весьма положительно: благодарят его за помощь академии в строительстве общежития и надеются на разрешение своих проблем. А вот ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения (кстати, он является еще и председателем Учебного комитета РПЦ и курирует все церковные вузы России), обвиняют во множестве грехов.

- За почти 20 лет руководства Академией он занимался только тем, что своим наплевательским отношением ее разваливал, - написали студенты МДА в СМИ. - Архиепископ Евгений лишь разъезжал по дорогим курортам на деньги, что получал от продажи квартир старушек, которые завещали свое жилье МДА. А ведь студенты академии до самой их смерти носили бабушкам еду и убирали в этих квартирах в свое личное время.

При этом, по словам студентов, за развратом, происходящим в стенах учебного заведения, ректор не только не следит, но и всячески ему потворствует. А происходят там при этом, скажем прямо, нелицеприятные вещи.

- "Ученые монахи" регулярно устраивают пьянки в 50-м академическом корпусе, - пишут студенты. - При этом туда приглашаются юные воспитанники учебного заведения, которых пытаются склонить к гомосексуальной близости, и зачастую удачно. Особенно активным участником таких оргий являлся бывший дежпом МДА епископ Николай (Ашимов) по кличке "Машенька". Когда он был еще обычным иеромонахом, то неоднократно сексуально домогался к студентам. Ректору МДА архиепископу Евгению было доподлинно известно о данном грехе, однако это не помешало ему дать Николаю отличную характеристику при рукоположении в сан епископа и назначении на руководство Амурской епархией.

Руководить ей, по словам студентов Московской духовной академии, теперь уже епископ Николай поехал не один. Незадолго до этого, пишут юноши, он "соблазнил студента семинарии, дружившего на тот момент с девушкой, развел его с ней и уговорил отправиться в свою епархию в Комсомольске-на-Амуре" .

Недобрым словом студенты вспоминают также бывшего начальника епископа Николая - игумена Вассиана, работающего в академии на должности проректора по воспитательной работе. Даже на младших курсах его, не стесняясь, называют мужеложником. А секретарь Ученого совета МДА игумен Адриан, пишут студенты, неоднократно был пойман с поличным за просмотром гей-порно, о чем неоднократно докладывалось ректору академии архиепископу Евгению, но тот никаких организационных выводов не сделал. Кроме того, еще один академический игумен Герасим, совершенно не стесняясь, на глазах у юных студентов приводил к себе в келью переодетых в женское транссексуалов.

- То, как ректор Московской духовной академии занимается укрывательством разврата в среде академического монашества, свидетельствует о том, что он причастен к гей-лобби, - пишут студенты. - Ведь именно архиепископ Евгений уволил из академии протодиакона Андрея Кураева , который является давним противником этого греха. Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. А когда домогательства Петра к студентам стало уже невозможно скрывать, отправил его на должность первого проректора в только что начавшую работать Хабаровскую духовную семинарию. Когда же тамошний правящий архиерей, не потерпев разврата, выслал игумена Петра обратно, архиепископ Евгений назначил его сразу ректором Российского православного университета в Москве.

Известный своей непримиримой борьбой с гомосексуализмом в рядах Русской православной церкви протодиакон Андрей Кураев, который ранее, после публикации своих разоблачений, был уволен из Московской духовной академии, уже успел прокомментировать скандальное письмо воспитанников церковного вуза у себя в блоге .

- Мне уже позвонили несколько студентов различных российских духовных академий (но все они ранее были воспитанниками Московской духовной семинарии), которые восторженно отзывались об опубликованной статье, - написал Андрей Кураев. - Всем им я задавал один и тот же вопрос: насколько достоверна описанная в материале картина? В среднем выходило, что процентов на 70 это - правда. Что будут делать в патриархии сейчас? Понятно, что искать авторов письма в газету и давить на редакцию. Но, возможно, одной из тех вводных лекций, которые читают первокурсникам церковных вузов в начале сентября следует посвятить вопросам личной безопасности в церковных стенах? Честно рассказать юношам о наличии в РПЦ гомосексуального клира и методах его "охоты"? Просто предупредить, что цена коньяка, который юноши распивают в келье "приятного во всех отношениях монаха" может оказаться слишком высокой? И объяснить, что, если такой собеседник во время разговора не выпускает твою руку из своей и все время поглаживает по запястью, то встреч с таким собеседником наедине лучше избегать?

Напомним, несколько дней назад известный пропагандист РПЦ, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с инициативой об отказе россиян от использования смартфонов . Они, по мнению церковника, способствуют различным грехам.

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.


Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.


Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять). Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос». В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

https://www.сайт/2019-05-17/kak_postoyannye_skandaly_vokrug_rpc_priveli_obchestvo_k_protestam_protiv_novyh_hramov

«РПЦ воспринимается как проводник государственной политики»

Как постоянные скандалы вокруг РПЦ привели общество к протестам против новых храмов

Наиль Фаттахов / РИА Новости

В последние годы Русскую православную церковь сопровождают регулярные скандалы. Это и конфликты с обществом, и требования церкви вернуть имущество, и попытки введения художественной цензуры, а с подачи впавшего в опалу диакона Андрея Кураева начались разоблачения, и оказалось, что за многими иерархами тянется шлейф непристойного поведения. На фоне напористых действий РПЦ и порой очень странных заявлений ее спикеров в обществе растет антиклерикализм. Пока что он в стадии недовольства — люди ропщут на кухнях, ругают верующих в комментариях на городских порталах и соцсетях, все чаще противопоставляя веру и религию, РПЦ и христианство и употребляя марксистские антирелигиозные лозунги. И хотя обычно оскорбляются чувствами и требуют извинений более чем светские люди, восприятие верующих как людей обиженных и обозленных уже укоренилось среди активной части общества. сайт вспомнил самые яркие конфликты вокруг Церкви и попытался выяснить, как получилось, что РПЦ потеряла доверие многих россиян, ждет ли Россию всплеск воинствующего атеизма и как Церковь может реагировать на новую волну антиклерикализма.

Patriarchia.ru

Громкие скандалы случались и прежде (например в связи с акцизами на табачные изделия), но серьезного влияния на имидж РПЦ они не оказывали. В отличие от ярких конфликтов в десятилетие патриаршества Кирилла (Гундяева). Воспринимавшийся в 1990-е и нулевые как разумный и человечный пастырь, глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл легко избрался предстоятелем РПЦ (508 голосов из 677), будучи в глазах общества почти либералом — его противник митрополит Климент (Капалин) считался весьма консервативным. Но то ли общество заблуждалось, то ли патриарх эволюционировал, но в итоге период его правления ознаменовался чередой ежегодных скандалов.

2010 год

Федеральное Собрание приняло закон о возвращении церковного имущества религиозным организациям (327-ФЗ). Его часто называют законом о реституции, хотя это некорректно, говорит эксперт центра «Сова» Ольга Сибирева: «Слова «реституция» в ФЗ-327 нет, в нем идет речь о выборочной передаче зданий, имущества религиозного назначения, и это добрая воля государства. Реституция предусматривала бы не только возвращение всего имущества конфессий, отнятого советской властью, но и земельных участков, которые постигла та же участь». Главным бенефициаром принятия этого закона стала Русская православная церковь — она получила не только здания, принадлежавшие Греко-российской православной церкви до 1918 года, но и храмы некоторых иных конфессий. Наиболее громкой стала передача РПЦ католических и лютеранских церквей в Калининградской области. Любопытно, что правящим архиереем Смоленской и Калининградской митрополии был до избрания патриархом сам Кирилл, а вскоре после избрания он разделил митрополию на две самостоятельные церковные единицы и лично управлял Калининградской епархией до 2016 года.

В том же году по вопросу возвращения церковного имущества возникло противостояние Церкви и общества в Челябинске — губернатор Михаил Юревич во время визита патриарха Кирилла анонсировал передачу РПЦ здания органного зала, бывшей церкви св. Александра Невского, в котором иногда проходили богослужения. Митинги против выселения органа из здания бывшего храма собирали несколько тысяч человек, но ничего не изменили. Орган был разобран и вывезен, в 2014 году был открыт новый органный зал, а реконструкция храма Александра Невского продолжается до сих пор.

2012 год

Осторожные высказывания патриарха и церковных спикеров по поводу многотысячных протестов зимой 2011-2012 годов против фальсификации парламентских выборов могли стать новым периодом позитивного восприятия РПЦ в глазах общества, если бы этому не помешало дело Pussy Riot. Панк-«молебен» маргинального арт-проекта «Богородица, Путина прогони» с оскорбительными для него фразами предстоятель РПЦ простить не смог. Трех девушек — участниц акции осудили на два года колонии общего режима по статье «Хулиганство».

Игорь Мухин / Русская Википедия

В период дела Pussy Riot случилось и еще два скандала. Сначала появились «исчезающие» часы Breguet за 30 тыс. долларов — работница пресс-службы патриархии на всякий случай стерла на фотографии часы на руке у патриарха, не заметив, что они отражаются в лакированной поверхности стола. Параллельно с этим при ремонте квартиры экс-министра здравоохранения Юрия Шевченко в знаменитом Доме на набережной «нанопыль» будто бы проникла в соседнюю квартиру патриарха и испортила его книги и мебель. Суд обязал Шевченко выплатить проживающей там Лидии Леоновой (она представлялась родственницей патриарха) 18 млн рублей.

2013 год

Федеральное Собрание приняло поправки в статью 148 Уголовного кодекса («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»), получившие прозвание «закон об оскорблении чувств верующих». С этого момента «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», караются штрафом до 300 тыс. рублей или обязательными работами до 240 часов, либо принудительными работами на срок до года или лишением свободы на тот же срок.

Ближе к концу года с громкими разоблачениями выступил диакон Андрей Кураев — они касались сексуальных домогательств священников к семинаристам в Казани. Результатом стала потеря должностей самим Кураевым, а вот упомянутые им иерархи не пострадали.

2015 год

Весной Новосибирская епархия громкими заявлениями добилась от министра культуры Владимира Мединского увольнения директора оперного театра Бориса Мездрича после постановки оперы «Тангейзер» в режиссуре Тимофея Кулябина. Не видевшие спектакля митрополит Тихон и православные активисты жаловались на осквернение религиозных символов. После увольнения Минкультом Мездрича новый директор театра Владимир Кехман снял постановку из репертуара. На митинг против цензуры вышло около 3-4 тыс. новосибирцев. В новой постановке — в концертном исполнении — «Тангейзер» вышел на сцене новосибирской оперы в марте 2019 года и получил одобрение митрополии.

Александр Кряжев / РИА Новости

Летом 2015 года началось противостояние москвичей и РПЦ вокруг проекта строительства храма в парке Торфянка в Лосиноостровском районе. По постановлению мэра столицы Сергея Собянина предполагалось, что из территории парка (6,3 га) выделят 0,2 га для строительства храма. Возвести церковь планировалось в рамках программы «200 храмов», но местные жители выступили против. После нескольких митингов защитников парка обвинили в оскорблении чувств верующих, против ряда активистов возбудили дела по 148 статье УК РФ. В итоге мэрия согласилась на перенос места возведения храма, а патриарх заявил, что «компромиссное решение о переносе места строительства раскрыло подлинные мотивы противников возведения храма»: «На «Торфянке» по просьбам защитников храма был поставлен памятный крест. Но и сегодня с прежним ожесточением продолжается борьба — теперь уже не со строительством храма, а с крестом. Так, может быть, это с самого начала была не защита парка, а борьба с крестом — символом христианства? Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображение креста Господня».

Летом того же года одиозный протоиерей Димитрий Смирнов, возглавляющий патриаршую комиссию по вопросам семьи, ворвался с большой группой прихожан на празднование 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» и сорвал концерт, грубо расталкивая собравшихся и выдергивая шнуры из аппаратуры. По словам священника, концерт мешал богослужению в храме, находящемуся в километре оттуда. Гендиректор радиостанции так описал общение с протоиереем: «Вы с нами не согласовали ваше мероприятие». На вопрос — с какой, собственно, стати мы должны с ними что-либо согласовывать, ответ был такой: «Это наша территория, мы тут хозяева». Далее диалог был такой:

— А что значит «ваша территория»? Мы что, у вас в храме день рождения отмечаем?

— Все, что в этом районе находится, относится к нашему приходу и это наша территория.

— А если я тут живу, моя квартира — это тоже ваша территория?

— И вы можете вот так вламываться ко мне в квартиру?

— Да, захочу и зайду. И возьму все, что мне надо».

2016 год

После запроса Ura.ru в правоохранительные органы началось уголовное преследование видеоблогера Руслана Соколовского, игравшего в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Воинствующий атеист Соколовский выложил на своем канале на YouTube ряд видеозаписей, которые легли в основу уголовного дела. Видеоблогера судили по 148-й и 282-й («Возбуждение ненависти или вражды») статьям. В 2017 году суд приговорил его к условному сроку — сначала к трем с половиной годам, затем снизив срок до двух лет и трех месяцев.

сайт

В августе 2016 года в Челябинске прошли публичные слушания по строительству часовни в сквере возле ЮУрГУ. После публикаций в ряде СМИ идея возведения часовни вызвала бурю негодования горожан, студенты создали петицию против строительства и за проведение новых слушаний. Она собрала около 5 тыс. подписей, а прокуратура вынесла автору петиции предупреждение о возможной уголовной ответственности по статье «Оскорбление чувств верующих» по доносу одного из горожан. В 2017 году мэр Челябинска Евгений Тефтелев утвердил проект планировки сквера с часовней.

2017-2018 годы

В 2017 году в Санкт-Петербурге шли акции протеста против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Власти города долго отказывали РПЦ, но в последние дни 2016 года внезапно пошли навстречу, что вызвало негодование горожан. Протесты против планов по передаче здания храма Церкви продолжались и в 2018 году, пока не было заявлено, что «тема закрыта», а РПЦ будто бы утратила право на возвращение ей Исаакия, так как не подала заявку в срок до 30 декабря 2018 года.

Elena Dunn/Global Look Press

2018 год ознаменовался внешнеполитическим провалом РПЦ — константинопольский патриарх Варфоломей признал каноничной объединенную Православную церковь Украины, конкурирующую с УПЦ МП (автономной частью РПЦ).

2019 год

Первый громкий скандал произошел вновь вокруг передачи церковного имущества — РПЦ запросила здания и территорию Спасо-Андроникова монастыря, в котором располагается музей имени Андрея Рублева, несмотря на сосуществование музея с церковным приходом и готовность к диалогу — музей Рублева был готов передать РПЦ не только Спасский собор и бывший дом администрации, но и бывший братский корпус.

сайт

Затем возникли конфликты со строительством храмов в популярных среди горожан скверах — в Екатеринбурге (продолжаются акции протеста и задержания активистов), Красноярске (власти отказались от возведения церкви в сквере) и Нижнем Новгороде (бурно прошли общественные слушания, начались одиночные пикеты, власти пока не выдали епархии разрешение на строительство храма). Будет ли на эти ситуации как-либо реагировать патриарх, пока не ясно — его пресс-секретарь отец Александр Волков не пожелал отвечать на этот вопрос.

Протест против насаждения «духовных скреп»

Согласно опросам ФОМ , растет число россиян, не доверяющих РПЦ. Если в 2014 году ей доверяли 65% опрошенных, а в 2019-м — 66%, то число недоверяющих выросло с 15% до 20%. Максимальные проценты доверия были зафиксированы среди россиян старше 46 лет, наибольшее недоверие к РПЦ проявляют россияне 18-30 лет и 31-45 лет — то есть именно те люди, которых мы видим на акциях протеста против возведения новых храмов.

Вряд ли конфликты вокруг храмового строительства в скверах Красноярска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода — целенаправленная политика РПЦ, говорит религиовед Константин Михайлов. По его мнению, в каждой ситуации большое значение имеет конкретная митрополия с ее традициями и спецификой отношений с властями.

«В Екатеринбурге конфликт идет не первый год, это очередное повторение, там достаточно влиятельная митрополия, которая активно насаждает православие и, как показывают последние события, связана с коммерческими кругами, — своя особенная ситуация. Говорить, что это общая целенаправленная политика РПЦ, нет оснований, но это всюду конфликт не столько вокруг строительства храма и сохранения сквера, сколько вокруг присутствия Церкви в официальной публичной городской среде.

Вот тут можно говорить о такой политике — Церковь всегда стремится проникнуть в городское пространство и закрепиться в самых престижных и важных местах», — говорит эксперт.

Михайлов не связывает увеличение числа конфликтных ситуаций вокруг РПЦ с личностью патриарха Кирилла: «Небольшие наметки были и ранее, но в 1990-е годы у РПЦ был очень большой кредит доверия, высокий уровень симпатий широкой публики. Не могу сказать, что изменение ситуации связано с патриархом Кириллом — такие тенденции и в последние годы патриаршества Алексия II были заметны, но после 2009 года они действительно активизировались. В том числе потому, что на период предстоятельства Кирилла пришелся консервативный поворот светской власти».

сайт

Религиовед утверждает, что протест против церковного строительства одновременно выражает и светскую политическую повестку — недовольство людей продвижением «духовных скреп», а РПЦ в этой ситуации воспринимается как некий проводник государственной политики. Отсутствие подобных скандалов в 1990-х и 2000-х он связывает с тем, что в те годы была иная политическая линия госвласти. При этом Михайлов не считает, что столкновения связаны с бурным развитием антиклерикализма в России: «В активную фазу такой протест перешел давно: я вспоминаю митинги 2012 года, на которых часть толпы скандировала «Патриарх Гундяев — друг воров и негодяев». Думаю, нельзя сказать, что сейчас качественно новый поворот — скорее, расширение активности. В Екатеринбурге происходят очень интересные дела, такой прорыв антиклерикальных настроений. Мы видим людей, которые выходят на улицы, и несколько тысяч человек для Екатеринбурга — очевидно, серьезная цифра. И Екатеринбург — это частное проявление общих тенденций к росту антиклерикальных и атеистических тенденций, которые сдерживаются законом об оскорблении чувств верующих. Если в 2000-х была возможна ситуация, что человек с оппозиционными политическими настроениями относился к РПЦ с симпатией и почтением, то теперь такое редко встретишь».

«Екатеринбургский скандал наносит немалый ущерб Церкви, — пишет диакон Андрей Кураев. — Скандал вокруг сквера-храма, наверно, не одной душе дал повод определиться и закоснеть в своей антиклерикальности. Земная церковь (феодальная корпорация с маленькой буквы), как всегда, не заметила потери бойца, облила этих людей грязью и отреклась от них. Нет, не так: не просто отреклась, а продала их. Скверо-храм — это бизнес-проект. Нет, не прямо епархии, но ее кормильцев. Спонсоры проекта намерены под видом строительства храма получить большой кусок земли и построить там еще несколько коммерческих помещений (пара домиков до 30 этажей). Поскольку же эти застройщики и ранее вкладывали деньги в епархиальные проекты, то епархия не смеет откреститься от них и их аппетитов и послушно и даже с охотой подмахивает их планам и их боевикам. То есть за прошлые и будущие спонсорские вливания от этих застройщиков епархия готова расплачиваться своим имиджем и имиджем Церкви Христовой».

Об антиклерикализме рассуждает и Константин Михайлов. По его словам, в России и мире поднимается то, что специалисты называют новым атеизмом, и в этой ситуации у Церкви не очень много возможных вариантов действия. «С каждым годом игнорировать эту проблему все сложнее, и любая попытка выступить с жестким осуждением подогреет антиклерикальные настроения, — считает Константин Михайлов. — РПЦ придется вырабатывать стратегию, но пока она пытается опереться на государственную власть, чтобы закрепить свою позицию, хотя наш дореволюционный опыт и опыт других стран показывает, что чем сильнее они будут наседать, тем серьезнее будет ответная реакция».

РПЦ: «Церковь не нуждается в спасении репутации»

В синодальном отделе по взаимоотношениям с обществом и СМИ считают иначе: «Церковь не нуждается в спасении репутации. К сожалению, многие живут в системе координат, придуманной ими самими, — говорит зампредседателя отдела Вахтанг Кипшидзе. — В этой системе Церковь рассматривается ими как хозяйствующий субъект, которые строит свои «торговые точки», которые вызывают ту или иную реакцию, и при этом должна думать о том, чтобы этот «бизнес» не вызывал раздражения у «клиента». Ведь так работают все корпорации. Более анекдотичную модель придумать сложно. Церковь создана Христом не для спасения своей репутации, а для спасения человека для вечной жизни. В храме совершаются спасительные таинства, люди общаются с Богом в молитве, а не занимаются бизнес-планированием».

Кипшидзе говорит, что за «спасение человека, шаги к которому человек делает в храме Божием», РПЦ «готова заплатить любую цену». «Это не исключает гибкости в выборе участков для храмового строительства, и Церковь многократно пересматривала строительные планы в разных городах. Нужно только опираться на мнение большинства местных жителей, а не десятка или нескольких сотен убежденных богоборцев, которым во внутренним убеждениям противна идея строительства любого храма в любом месте. Такие найдутся в любом городе, но они не имеют никакого права навязывать свой атеизм большинству», — заявил зампредседателя отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло