Сущность и функции финансов, объекты и субъекты финансовых отношений. Финансовая система и финансовая политика государства

Являются экономическими отношениями между субъектами, которые возникают как результат воплощения целевых программ, обеспечиваемых денежными средствами. Субъектами финансовых отношений выступают сами предприятия, их собственники, акционеры, также поставщики, инвесторы, покупатели продукции, физические лица, кредитно-финансовые учреждения и другие контрагенты.

Финансовые отношения предприятий по экономическому содержанию группируются по нескольким направлениям и включают в себя несколько взаимосвязанных групп.

Эти отношения возникают на стадии создания предприятия между его учредителями. Затем в процессе деятельности складываются и развиваются между предприятиями-партнерами по поводу производства и реализации создаваемой продукции.

Это отношения с другими хозяйствующими субъектами экономики разных форм собственности, которые возникают с целью получения и дальнейшего распределения выручки и проведения внереализационных операций.

К ним относят финансовые отношения предприятий с подрядчиками, покупателями, поставщиками, заказчиками, которые связаны с оплатой работ, продукции или услуг. Также к этим отношениям принадлежат и любые финансовые решения в целях ликвидации последствий нарушений в виде штрафов.

Финансовые отношения предприятий включают отношения по договорам аренды в связи с выплатами и принятием отношениями между хозяйствующими субъектами с целью расширения границ инвестируемых средств, отношения по эмиссии дополнительных акций и других бумаг и т.д.

Помимо этого финансовые отношения предприятий и с физическими лицами по поводу обращения ценных бумаг. Особой группой финансовых отношений является взаимодействие предприятий и рабочего персонала. Такие отношения существуют по поводу и их использования, или процентов по облигациям и т.д.

Внутри самого предприятия постоянно проходят финансовые процессы по обеспечению его работы и ведением хозяйственной деятельности.

Иерархические финансовые отношения предприятий наблюдаются при их взаимодействии с дочерними предприятиями, филиалами и другими структурными подразделениями.

Финансовые отношения предприятий с государством наиболее ярко прослеживаются в сфере их взаимоотношений с бюджетом и разными государственными фондами внебюджетного уровня, а также органами при уплате сборов, налогов и обязательных платежей.

Особым звеном финотношений предприятий являются их отношения с финансово-кредитными учреждениями (факторинговыми компаниями, коммерческими банками и др.). Отношения с банковской системой складываются в процессе хранения денег, получения банковских ссуд, выплат процентов за кредиты, покупки валюты или ее продажи, проведения расчетов на безналичной основе и т.д.

Субъекты финансовых отношений в виде страховых организаций появляются при необходимости страхования имущества, предпринимательских рисков, некоторых категорий работников и др. ситуациях.

Каждая группа финансовых отношений имеет особенности и отличается от других по сфере применений. Однако они все носят двусторонний характер и осуществляются при обязательном условии движения денег.

Эффективность управления характеризуют такие показатели как период оборота денежных средств (то есть продолжительность нахождения капитала в форме денег), коэффициент ликвидности денежного потока (отношение притока денег за период к их оттоку за этот же период), коэффициент эффективности денежного потока (отношение чистого потока денежных средств, полученного как разность между суммой притока и оттока денег, к отрицательному денежному потоку).

Традиционно выделяют три основных субъекта: домашние хозяйства, организации и государство. При определении основных субъектов экономики применяются разные термины, синонимы, их называют по-разному. Такое многообразие терминов объясняется многими причинами: спецификой национального законодательства, различным государственным устройством той или иной страны. Организации могут называться «фирмами», «предприятиями», «корпорациями».

Домохозяйства – это отдельные люди и целые семьи. Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике – для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы – труд, землю, капитал; на полученные в результате этого финансовые ресурсы покупают товары и услуги для личного потребления; часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений; эти сбережения являются важным инвестиционным ресурсом. Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, они включаются в воспроизводственный процесс, производят товары, работы, услуги. Это позволяет домохозяйствам получить дополнительный предпринимательский доход.

Организации являются непосредственными участниками общественного воспроизводства , они производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления свой деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства необходимой суммой денежных средств. Для организаций будут характерны такие финансовые отношения , которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, начисление амортизационных отчислений, восполнение недостатка оборотных средств и др.

Государство – многогранное понятие. В широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества; поскольку государство строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполняет свои функции через органы власти. В Российской Федерации государственную власть осуществляют органы государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, статьей 12 Конституции провозглашается самостоятельность местного самоуправления, и совокупность всех органов, которые представляют интересы государства в Российской Федерации, называются «органами государственной власти и местного самоуправления».

Государству финансовые ресурсы необходимы для выполнения возложенных на него функций – финансирования конституционных прав граждан, поддержке важнейших отраслей экономики и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций государства, будут характерны другие формы и методы организации их финансов.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Ответы по экзамену по финансовому праву

Понятие и признаки финансовых отношений.

Финансы - экономические общественные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, публично-правовых образований, т.е. государство, его территориальных подразделений, а также муниципальных образований в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Централизованные денежные фонды- денежные средства, которые образуют бюджетную систему РФ.

Децентрализованные денежные фонды- финансы предприятий различных форм собственности, к которым государство и муниципальные образования не имеют никакого отношения.

Признаки финансовых отношений:

· Всегда денежные отношения, т.е. всегда общественные отношения по поводу денежных средств.

· Эти отношения имею распределительный характер

· Биоэквивалентные отношения- одностороннее движение денежной формы стоимости на стадии распределения.

По материальному содержанию финансы - это форма денежных средств, которые мобилизуются и используются государством и органами МСУ для реализации своих функций.

Как юридическая категория финансы - это отношения по поводу совокупности фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых публично- правовыми образованиями для осуществления своих задач и функций, в результате которой возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса

Классификация финансовых отношений

Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношение.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; б) муниципальные образования; в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования; г) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).
Закрытые административно-территориальные образования и наукограды - это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Кругооборот денежных доходов, а стало быть, и финансовые отношения касаются почти всех юридических и физических лиц. В целях определенного упорядочения движения доходов принято выделять в укрупненной форме основных действующих лиц экономической и финансовой деятельности.

Прежде всего надо назвать создателей продукции и доходов. Это реальный сектор хозяйства, т.е. те коммерческие организации, которые производят и реализуют товары и услуги другим организациям и физическим лицам. Обычно они покрывают свои расходы своими доходами.

Следующая крупная группа - это бюджетные и некоммерческие организации. Они, как правило, оказывают услуги за счет внешнего финансирования. Например, начальные школы, существующие за счет государства, благотворительные фонды, органы правопорядка, административный аппарат управления, осуществляющие свои функции за счет общегосударственного денежного фонда.

Само население образует крупнейший сектор финансовых отношений. Оно получает значительную часть и первичных, и вторичных доходов, оно же образует и большую часть конечных доходов. Население формирует основную массу денежных накоплений в обществе. Часть населения может объединяться в различные группы и организации по интересам, осуществляющим свою деятельность за счет самофинансирования. В развитых странах большая часть конечных доходов реализуется именно в соответствии с решениями, принимаемыми отдельными лицами в рамках так называемых домашних хозяйств.

Государство - важнейший участник финансовых отношений. Оно принимает законы, регулирующие эти отношения, получает огромные суммы доходов и осуществляет столь же большие расходы. В основном деятельность государства ограничена сферой перераспределения, но оно может принимать участие и в формировании конечных доходов. Государство как бы уполномочено обществом для регулирования важных вопросов денежного обращения, платежного баланса, валютного курса.

Отдельно следует рассматривать финансово-денежный сектор - как самостоятельный элемент общего денежного хозяйства, обычно его называют финансовым рынком. Кредитная система, финансовые посредники оперируют громадными суммами денег, получают большие доходы. Фактически этот сектор представляет собой денежный рынок с его оборотами и доходами. Считается, что денежный рынок оказывает финансовые услуги обществу, и в этой части он, подобно реальному сектору, участвует в формировании ВВП народного хозяйства. Его доля в ВВП определяется специальными расчетами.

Это обстоятельство следует подчеркнуть, поскольку во времена социализма считалось, что финансовый (денежный) рынок ничего не создает, а его доходы являются перераспределением доходов реального сектора производства.

Это ошибочное мнение, оно просто отражает ту неприязнь, которую испытывали к деньгам и денежным отношениям функционеры централизованного планирования. Опыт всей мировой экономики свидетельствует, что на денежном рынке продаются и покупаются очень важные услуги, соответственно, там возникает самостоятельный доход, который не является вычетом из средств какого-то другого экономического субъекта, а дополняет, увеличивает общую массу доходов народного хозяйства. Также нет никаких оснований именовать денежный капитал, занятый в оборотах на денежном рынке, фиктивным капиталом. Это обычный капитал, но занят он в достаточно специфической сфере, сфере определения направлений выгодного помещения свободных финансовых ресурсов. Для рыночного хозяйства это совершенно естественная деятельность, и, как всякая предпринимательская деятельность, она создает свой продукт и свой доход. Разумеется, деятельность профессиональных биржевых спекулянтов может раздражать, но ведь это не повод для отрицания важности биржи. К тому же на бирже не только выигрывают, но и проигрывают, особенно в случаях биржевых крахов. Потери и убытки от этих крахов вполне ощутимы и наглядны. Так что не очень ясно, почему фиктивный капитал порождает реальные разорения, банкротства и другие экономические неприятности. Дело, видимо, не в фиктивности капитала, а в повышенном риске этой деятельности - "игры" на денежном рынке. Но в рыночной экономике каждый выбирает себе занятие по собственному усмотрению.

Выделенные пять крупных секторов финансовых отношений показывают самую общую структуру финансовых потоков как внутри этих секторов, так и между ними. Границы между этими секторами определяются в некоторых случаях достаточно условно, но в интересах проведения исчерпывающего анализа они должны быть установлены, чтобы показать общую связную картину формирования и использования финансовых ресурсов в обществе. Например, если государство владеет коммерческими предприятиями, то их доходы должны рассматриваться как государственные и т.п. Но эти отклонения от четких определений не могут препятствовать созданию общей характеристики финансовых отношений в обществе, их обоснованной структуризации и их совершенствованию. Возникают часто трудности при различении коммерческих и некоммерческих организаций, при отделении денежного рынка от реального сектора, но это не должно быть препятствием для структуризации хозяйственного (денежного) оборота и для выяснения условий формирования и определения направлений движения основных финансовых потоков в экономике страны.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло