Толкование на послание святого апостола павла к ефесянам. Послание святого апостола павла к ефесянам

Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ее в Икарийское море (часть моря Эгейского), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань находилась при устье Каистро. В силу своего счастливого положения, Ефес сделался важнейшим торговым городом провинции Асии, но в нравственном отношении население его стояло на очень невысокой ступени. Между великолепными зданиями города всего известнее был храм Дианы или Артемиды. В Ефесе жило немало и Иудеев. После основания в Ефесе церкви, этот город долгое время служил средоточным пунктом христианства в Малой Азии. После Ап. Павла, здесь жил Ап. Иоанн Богослов, а потом здесь несколько раз собирались соборы. Разрушен Ефес был, вероятно, Тамерланом в 1402-м году. В настоящее время на месте этого славного города лежат одни развалины и изредка только останавливаются здесь номады-пастухи.

Первые семена христианства были заброшены в Ефес учениками Иоанна Крестителя, которые хотя имели далеко недостаточные познания в христианской вере, однако все же веровали в Иисуса как в Мессию. Потом на короткое время, во время своего второго апостольского путешествия, заходил в Ефес Ап. Павел и беседовал здесь с Иудеями о вере, оставив после себя дальнейшее распространение Евангелия в Ефесе на обязанности своих друзей Акилы и Прискиллы, к которым потом на помощь пришел александрийский иудей Аполлос, который сам в полной мере был наставлен в истинах веры только здесь Акилою и Прискиллою. Прочное устройство Ефесской церкви дано было только в третье путешествие Ап. Павла. В это путешествие Ап. пробыл в Ефесе около трех лет и собрал в одну общину церковную немало Иудеев и язычников, совершил много чудес над душевно и телесно больными, положил конец закравшемуся было и в среду Иудеев волшебству и счастливо избежал от опасности, угрожавшей ему во время народного восстания, которое поднял против него мастер золотых изделий Димитрий. Отсюда Ап. простирал свое благотворное влияние на всю Малую Азию. При своем удалении из Ефеса Ап. поставил епископом Ефесской церкви своего ученика Тимофея.

Место и время написания послания

Послание к Ефесянам написано Апостолом в узах (). По всему заметно, что это были первые римские узы Апостола, а не кесарийские. Так, различные древние рукописи и переводы послания имеют подпись, свидетельствующую о том, что это послание написано из Рима. Затем, Апостол, как видно из послания (), готовится держать окончательный ответ пред языческою властью, чего он не мог ожидать еще в Кесарии, так как в Кесарии им было только еще заявлено требование, чтобы его отправили на суд в Рим. Узы, в каких Ап. написал послание к Ефесянам, несомненно были первые его узы в Риме, потому что Ап. еще не чувствует такого стеснения, какое он чувствовал во время вторых его уз. Так как узы первые продолжались от весны 62-го до весны 64-го года, то к этому времени и следует относить происхождение послания.

Назначение послания и повод к его написанию

Послание Апостола Павла к Ефесянам всею древнею признавалось как написанное именно к Ефесской церкви. Но новейшая критика отрицает это прежде всего на том основании, что слова первого стиха: «в Ефесе » будто бы неподлинны и вставлены кем-либо из переписчиков послания. Затем указывают на то, что послание в целом имеет общий характер, что в нем нет ничего специального, относящегося к Ефесской церкви, нет приветствий к отдельным лицам. Но эти соображения не могут быть признаны достаточными. Слов «в Ефесе » не имеется только в трех кодексах, а между тем все остальные списки и переводы послания их имеют. Потом, слово «находящимся " или "сущим » с отпадением слов «в Ефесе » остается, можно сказать, висящим на воздухе. Невероятно, наконец, чтобы Апостол, везде в других посланиях точно обозначающий в приветствии адресатов послания, здесь отступил бы от этого обыкновения . Что касается общности характера послания, то несмотря на нее все-таки нельзя отрицать, что наше послание производит впечатление послания, которое было направлено к определенной церкви. Общий же характер придал своему посланию к Ефесянам Апостол в том расчете, что это послание пойдет по другим малоазийским церквам. А приветствий к отдельным лицам мы не встречаем также в послании к Галатам. Это отсутствие приветствий может быть объяснено тем, что Павлу пришлось бы испещрить целые страницы одними приветствиями, так как в Ефесе у него было многое множество знакомых.

Внешним поводом к написанию послания к Ефесянам было отправление Тихика в Малую Азию. С ним Ап. и нашел нужным отправить послание. Что касается внутренних побуждений, по каким Ап. решился обратиться к Ефесянам с посланием, то тут нужно исключить всякую полемическую цель: нигде не видно, чтобы Апостол хотел опровергать в послании каких-нибудь еретиков. Проще всего предположить, что Апостол, чувствуя, что его деятельность подходит к закату, хотел раскрыть пред любимой им церковью величие христианства, которое по-видимому не довольно ясно сознавалось ефесскими христианами, а потом утвердить мысль о необходимости единства, которого также не достаточно было между Ефесянами.

О подлинности послания

Вопреки общему голосу древности, признающему послание к Ефесянам подлинным произведением Апостола Павла, новейшая критика отрицает эту подлинность. Во-первых, критики указывают на то, что богословие в этом послании отличается от богословия других, несомненно подлинных произведений Апостола Павла, а во-вторых, на то, что это послание очень похоже на послание к Колоссянам, так что будто бы составляет просто расширение последнего. Что касается первого соображения, то оно не имеет под собою сколько-нибудь твердой основы, потому что критики на самом деле не могли найти ничего противоречащего в богословии этого послания с богословием других Павловых посланий. Несомненно только, что здесь полнее и точнее излагается учение о лице Господа Иисуса Христа, но это требовалось обстоятельствами времени. Если же послание к Ефесянам в некоторых местах сходно с посланием к Колоссянам, то это не говорит против его подлинности (см. об этом во введении к посл. к Колоссянам). Наконец, указывают еще на особый стиль послания, но это указание также не имеет особого значения, потому что «это послание от начала до конца носит характер положительного раскрытия христианского веро- и нраво-учения и полемика нигде не выступает прямо; отсутствуют всегдашние противники св. Апостола – иудействующие, а потому нет «вопросов», нет и «ответов» врагам, извращающим Евангелие» (проф. Богдашевский стр. 199). Этим и отличается послание к Ефесянам от посл. к Римлянам, Коринф. и Галатам. Таким образом, возражения против подлинности послания все не имеют под собою сколько-нибудь твердых оснований.

Послание к Ефесянам удобно может быть разделено на две части: догматическую () и нравоучительную (). В первой части Ап. раскрывает величие христианства вообще (именно в первой главе), а потом ту же самую идею он раскрывает в приложении к читателям послания () и, наконец, говорит об этом величии с точки зрения своего личного опыта (). В нравоучительной части послания также сначала излагаются наставления общего характера, относящиеся к каждому члену Церкви без различия (), а затем идут наставления к членам христианского семейства (). Послание оканчивается некоторыми увещаниями, сообщениями и апостольским благословением ().

Литература

В святоотеческой литературе известны толкования на послание к Ефесянам, принадлежащие св. Иоанну Златоусту , бл. Феодориту, бл. Иерониму, св. , Феофилакту и др. Из русских трудов наиболее выдаются: Смирнов С. Е. прот. Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания Ап. Павла к Ефесянам (доктор. диссертация). М. 1873 г. – Феофан еп. Толкование послания св. Ап. Павла к Ефесянам М. 1882 г. – Богдашевский Д. проф. Послание св. Ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев. 1904 г. – Из новейших иностранных можно назвать: Мейера. Послания из пленения. 1897 г. (в обработке Гаупта). – Поля Эвальда, Послания Павла к Ефесянам, Колоссянам и Филимону (изд. Цана) 1910 г. и Дибелиуса. Послания Ап. Павла к Колоссянам, Ефесянам и Филимону. 1912 г. Все три эти толкования – на немецком языке.

"в Ефесе" , то из его слов видно, что это были списки, не имевшие большого распространения. И сам святитель признавал это выражение подлинным. Наконец, не может смущать нас и то обстоятельство, что выражение "в Ефесе" отнесено в тексте только к слову "святым" и как будто разъединяет два теснейшим образом связанные между собою предиката – "святы е" и "верны е»: первый предикат, как обозначающий христиан вообще, и нуждается в точном определении места жительства этих христиан, к которым обращается Апостол. Второй предикат – "верны е во Христе Иисусе» , как обозначающий не внешнее их положение как членов ("святы е») известной церкви, а внутреннее их христианское состояние, не нуждается в обозначении места жительства этих "верны х"

Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стихи 1-6.

Первый век по Рождестве Христовом – время удивительное, время, когда был живы еще люди, видевшие Иисуса Христа своими глазами. Некоторые из этих людей были избраны Христом в качестве учеников и посланников. Посланники Спасителя, святые апостолы, путешествовали по Римской империи и за ее пределы, рассказывая всем о подвиге Христа и совершая крещение над уверовавшими в Бога людьми.

Миссия апостолов не была безоблачной. Далеко не все люди принимали их проповедь. Бывало, что апостолы встречались с откровенной враждебностью. Учеников Христа прогоняли, избивали и даже умерщвляли. Апостол Павел, больше других посланников Христа потрудившийся в деле проповеди, также не избежал печальной участи. За свою деятельность он был обезглавлен в Риме примерно в 67 году. Его казни предшествовало тюремное заключение.

Находясь в римской тюрьме, Павел не падал духом и старался поддержать других христиан, в особенности из тех городов, где он в течение жизни проповедовал. В частности из римской тюрьмы апостол направил послание христианам города Эфес. Эфес занимал особое место в жизни Павла. Этот город он посещал несколько раз и основал здесь крепкую общину христиан. Эфес благодаря этому впоследствии превратится в мощный христианский центр. Но в первом веке еще имелась опасность, что вера христиан-Эфесянам может ослабнуть – по причине межнациональных конфликтов в Эфесской общине (конфликтов между христианами евреями и представителями иных народов). Послание к Эфесянам является призывом апостола Павла к христианам забыть о межнациональной и межкультурной розни и созидать единство в Боге

4.1 Братья, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 4.2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 4.3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4.4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 4.5 один Господь, одна вера, одно крещение, 4.6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Находясь в римской тюрьме и достойно перенося это испытание, Павел призывает собратьев по вере из Эфеса также сохранять христианское достоинство. Павел говорит, что оно (это достоинство) заключается не в превозношении над другими людьми, не в надменности и презрительности, а в смиренномудрии, кротости и долготерпении, которые соединяются в высоком чувстве любви. Павел призывает эфесян не уподобляться язычникам, которые живут, по большей части, в поисках личной выгоды, в эгоизме. Христиане должны являть миру принципиально иной образ жизни- сохраняя чистоту веры и жизни, с любовью и терпением относиться к окружающим людям. По словам апостола Павла христиане должны также беречь мир между собой.

Основой этого мира являются единый Бог, единая христианская вера, таинство крещения, через которое человек становится христианином. Вера, соединенная с добрыми делами, позволяют христианам, как говорит Павел, достичь единства духа в союзе мира. Такое отношение к жизни позволяет преодолеть межнациональную и межкультурную разницу. Во Христе евреи и бывшие язычники достигают единства. Преграды прошлого, преграды Ветхого Завета с приходом Спасителя разрушены. Церковь Христова объединила разные народы, дав им возможность вести мирную жизнь. Современное состояние Православной Церкви это только подтверждает.

Единство в Православии между собой имеют люди разных национальностей: русские, греки, сербы, болгары, китайцы, арабы и прочие народности. Именно Христос, присутствующий постоянно в Своей Церкви, объединяет своих последователей, а апостол Павел в своем послании к Эфесянам также напоминает нам об этом единстве во Христе.

. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,

Как Господь возлюбил тебя, так и ты люби брата и подражай Богу по возможности. И нельзя здесь отказываться бедностью и говорить: если отпущу, то потерплю убыток; но прощай согрешающему даром и без из­держек, и ты уже получил великую выгоду, то есть стал подражать Богу. Потом указывает и на другую причину более благородную. "Как чада" , говорит, «возлюбленные» , то есть и другую необходимость вы имеете подражать Отцу вашему. И так как не все дети подражают своему отцу, то прибавил: «возлюбленные» ; потому что таковые подражают отцам.

. и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

Вот и основание всего: потому что когда есть любовь, тогда не будет ни крика, ни ярости, ни злословия, но все это будет уничтожено. Посему он и поставил главнейшее в конце. Научает также и тому, от чего мы стали чадами Божиими, именно: от любви. Поэтому мы должны пещись о ней, как об источнике божественного усыновления. Подобно тому как мы, в болезни получив пользу от какого-нибудь лекарства, даже самое название этого лекарства уважаем, так точно и любовь мы должны ценить, ибо вследствие ее Господь предал Себя за нас. Но Он предал Себя за врагов, а ты будешь прощать друзей. Посему ты тогда действительно будешь подражать Христу, когда будешь делать добро врагам. Ибо тогда только сохранит свое значение слово "как" . Умереть за врагов – вот жертва и «благоухание приятное» , чем и стал Христос, приняв за нас – врагов. Вот это и значит подражать Богу.

. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

Сказав о суровой страсти – гневе, перешел к меньшему злу – похоти, как и законодатель, сказав: "не убий" , что относится к гневу, затем постановил: «не прелюбодействуй» , что относится к похоти. Ибо как горечь, крик и злословие есть проявление гнева, так блуд, нечистота и лихоимство происходят от похоти: ибо по тому же самому и деньги любили, и тело. Итак, пусть об этом даже и речи не будет у вас, но всецело будьте чисты, потому что слова пролагают путь к делам. Посему, если вы святы, то и язык ваш да будет свят. Прибавляет и следующее.

. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;

Как отверг крик, опору гнева; так теперь устраняет «сквернословие и пустословие» , как опору блуда. Избегай, говорит, шутливых и срамных речей, и ты погасишь пламень блуда. Потом, чтобы не показаться тяжелым и суровым, пресекая наклонность к шутке, он присовокупил и причину этого, говоря: «не приличны вам» , то есть это нисколько не идет вам. Как сапожник не возьмется делать что-нибудь не относящееся к его ремеслу, так и христианин, будучи святым, не должен говорить несообразного со святостью, потому что это бесполезно и непристойно нам. Но если желаешь говорить что-нибудь, так пусть всякое слово твое будет благодарением. И если ты приучишься к благодарению, то припомнишь, кем ты был и что стал, и будешь скорбеть о своей преступности и изумляться Тому, Кто удостоил тебя таких благ, и найдешь неудобным говорить что-нибудь другое. Ибо настоящее время – не время смеха и шутки, но скорби и борьбы. Враг ходит около, скрежеща зубами на тебя, а ты забавляешься и шутишь? Тебе трудно одолеть его и тогда, когда ты храбро с ним сражаешься, не гораздо ли более, когда ты предаешься забаве? Что же такое – шутник? Это человек легкомысленный, делающийся всем, наподобие актеров, постоянно переменяющий речи; а это есть свойство ума непостоянного и чуждого тем, которые служат Камню.

. ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель; который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.:

. Никто да не обольщает вас пустыми словами,

Вероятно, между ефесянами были некоторые, которые говорили, что Бог, желая устрашить, воспретил эти маловажные грехи. Что же худого в слове, чтобы глупец, произнесший его, повинен был геенне? И каким образом лихоимец есть идолослужитель? На них-то здесь и намекает апостол. Это видно и из присовокупления: «никто да не обольщает вас пустыми словами» . Ибо суетны слова, которые доставляют временное удовольствие, а к делу оказываются непригодными; расточать такие слова есть обман. А что лихоимец есть идолослужитель, пойми отсюда: «не можете служить Богу и маммоне» (). Действительно, лихоимец отступил от Бога и служит золоту; как же после этого он не идолослужитель? И если скажет, что не поставил идолов, что же из этого? Ибо и более образованные эллины говорили, что они поклоняются не идолам, но Афродите и Аресу, а это страсти. Но лихоимец не закалает овец, зато закалает людей и разумные души. Эллин поклонялся тварям Божиим, а лихоимец поклоняется собственному призраку. Не ведь создал лихоимство, а наша ненасытность. И я думаю, что Павел сказал это, заимствовав у Давида, но в другом виде. Тогда как тот говорил: «идолы язычников серебро и золото» (), Павел по своей великой мудрости изменил это, назвав серебро и золото идолами. Итак, служащий серебру и золоту есть, без сомнения, идолослужитель.

ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;

Или по причине блуда, нечистоты и идолослужения, или из-за таких речей обольстителей. "Сынами" же «противления» называет очень непослушных, не верящих Богу и распространяющих такие мнения.

. итак, не будьте сообщниками их.:

. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе::

Но вы, говорит, не сообщайтесь с ними. Потом напоминает им о прежней порочности, говоря: подумайте, чем вы были и что стали, а именно: из тьмы светом. Прежде, и по учению, и по жизни, вы действительно были тьмой, а теперь – свет, потому, что и Бога познали, и совершаете дела света. Но это произошло с вами не от вашей добродетели, а "в Господе" , то есть по божественной благодати. Итак, вы не должны иметь общения с сынами противления, на которых грядет гнев. Не­когда и вы были таковыми и достойными гнева, но теперь уже нет. Посему не возвращайтесь опять ко тьме.

поступайте, как чада света,

То есть благообразно и как прилично ходящему во свете. Мало того, и для других повелевает нам быть светом. Ибо сын света, конечно, и сам есть свет.

. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

Как бы объясняя нам, кто есть чадо света, говорит: тот, который имеет плод Духа. Ибо Дух производит плоды, не те, о которых впереди мы сказали, но противные им: "благость" , которая противоположна раздражению и гневу, правду, которая противоположна лихоимству, и истину, которая противоположна ложному удовольствию нечистоты. И говорит о «всякой благости» , – о благости ко всем, не только к друзьям, но даже ко врагам.

. Испытывайте, что благоугодно Богу,

Испытывать есть дело совершенных, могущих судить. Поэтому только несовершенному и невежественному разумению свойственно избирать неблагоугодное Господу, каковы вышеуказанные страсти.

. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

Бесплодны дела тьмы и греха, потому что не что иное приносят, как и стыд. Итак, не должно принимать участия в таких делах, но, напротив, обличать, то есть наставлять тех, которые делают таковое. Как же в другом месте говорится: "не судите" ? Это сказано вместо: «не осуждайте». Иное дело – обличение и иное – осуждение: первое служит к исправлению, а второе к осмеянию и наказанию. А притом же "не судите" говорит о самых незначительных грехах. Посему и присовокупляет: «что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего?» (). Намекает также Павел на некоторые неприличные деяния, которые нашли себе место в Ефесе.

. Все же обнаруживаемое делается явным от света,

Сказав, что вы – свет, а свет обличает скрывающееся во тьме, он присовокупляет: итак, если вы будете добродетельными, то не в состоянии будут скрываться лукавые. Ибо как при свете светильника не вошел бы вор, так при свете вашей добродетели будут уловлены и те, особенно если они обличены вашими наставительными речами.

ибо все, делающееся явным, свет есть.

Как рана, когда закрыта, не допускает никакого врачевания, так и грех. Когда же будет обнаружен, то становится светом, не сам грех, а делающий его. Ибо когда, подвергшись обличению, принесет он покаяние и получит прощение, не удалится ли от него тьма? Или же говорит, что ваша жизнь, когда она открыта, есть свет, потому что никто не скрывает своей незазорной веры и деятельности. А тайное потому и скрывается, что оно достойно тьмы; это-то и нужно выводить наружу и обличать.

. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Спящим и мертвым называет человека, живущего во грехах. Ибо он и смраден, как мертвый, и бездействен, как спящий, и грезит, и воображает призрачное. Когда же пробудится кто от греха, тогда осветит его Христос, то есть воссияет для него, как и солнце для тех, которые пробудились от сна. Пока же находится во грехах, он ненавидит свет и не приходит к нему. И не относительно неверующих только говорит это, но и о верующих. Можешь найти и различие между спящим и мертвым. Многие делающие зло, но не одобряющие делаемого, могли бы быть названы спящими. Они легко пробуждаются. И к ним-то относится выражение "восстань" . А другие, которые и делают зло, и оправдывают его, могли бы быть названы мертвыми, так как их труднее воззвать к добру. Однако и к ним взывает слово, чтобы они восстали: ибо не должно отчаиваться относительно возможности изменения природы.

. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы – овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить.

. дорожа временем,

Не изворотливости учит нас, но поскольку, говорит, время не ваше и вы – пришельцы, странники и посторонние, то не ищите чести и славы, ни отмщения, но все переносите и этим искупайте время; все отдавайте, чего бы от вас ни потребовали. Подобно тому, как богач, видя нападающих на него с целью лишить его жизни, все отдает и спасает себя, так и вы все отдайте, чтобы спасти главное, то есть веру.

потому что дни лукавы.

Не сущность дней порицает, ибо сущность дня свет, конечно, и часы, а в них что лукавого? Но за то, кажется, порицает дни, что в них совершается. Как и мы обыкновенно говорим: дурной день провел, конечно, по причине того, что случилось во время его, и что бывает от людей лукавых, а не от Бога. Итак, дни называются лукавыми по преобладанию господства злых людей.

. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

Так как, говорит, в настоящие дни преобладают дурные люди, то вы, как мудрые, старайтесь не подавать им никакого повода против себя: ибо в том и состоит воля Божия, чтобы соблюдать себя чистыми, с сохранением и веры.

. И не упивайтесь вином,

И еще обуздывает гнев, потому что и неумеренность в вине делает гневливыми и дерзкими. А что порицает неумеренность, это ясно: ведь не сказал: не пейте, но: «не упивайтесь» . Но пьянство происходит от неумеренности, так как умеренное употребление вина доставляет и здоровье (как сам апостол говорит в послании к Тимофею – ), и веселье, как свидетельствует Давид (). И Писание к тому же говорит (): «дайте вина огорченному душою» , то есть увеселение находящимся в скорби. Ибо оно смягчает огорчение и тоску. Посему и создал наши тела умеренными, чтобы они довольствовались немногим и стремились к другой жизни.

от которого бывает распутство (άσωτια );

То есть неумеренное употребление. Ибо пьянство не здоровье приносит, но губит не только тело, но и душу. Это и значит άσωτια – трата здоровья. Или же словом άσωτια в простонародном его употреблении, обозначает здесь плотскую невоздержанность. Ибо от пьянства происходит разврат.

Но исполняйтесь Духом,:

. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Хочешь, говорит, веселиться? Избегай наполнять себя вином, а исполняй себя Духом Святым. И этого ты достигнешь, если научишься псалмопению. Ибо поющие псалмы исполняются Святого Духа, равно как и распевающие сатанинские песни исполняются нечистого духа. Петь псалмы в сердце – это значит петь разумно и без развлечения. Ибо тот поет псалмы в сердце, кто внимает тому, что поет. И заметь, после того, как очистил душу от горечи и прочих страстей, тогда убеждает нас исполняться Святым Духом. И не просто придет Святой Дух, но исполнит наши сердца. А при существовании такого света в нас и всякая другая добродетель будет легка и удобоисполнима.

. благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,

"Всегда" : не в покое только, но и в печали, и не за благое только, но и за прискорбное, за то, что знаем, и за то, чего не знаем. Потому что все служит к нашему благодеянию, хотя мы и не сознаем этого. И должно благодарить Отца во «имя Господа нашего Иисуса Христа» , то есть призывая имя Господа Иисуса, и обращаясь к Нему, как к посреднику и благодеяния, и самого благодарения.

. повинуясь друг другу в страхе Божием.

Вот опять любовь, ибо из нее проистекает повиновение друг другу: не по мирским или человеческим каким-нибудь расчетам, а в "страхе" , говорит, "Божием" . Ибо повинующиеся друг другу ради Бога никогда не впадут в соблазн и не разойдутся, имея такую прочную связь.

. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

Недаром и не напрасно Павел прилагает великое попечение о супружестве, ибо и Бог от начала особенно о нем заботился. Ибо с соединил сестру его, нет, – больше – дочь, да что я говорю? его собственную плоть. Потом с размножением рода и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений. Да и жизнь наша на супружестве держится. Посему и говорит: «жены, повинуйтесь своим мужьям» . Ибо если согласием будет отличаться супружество, то и дети будут воспитаны хорошо, и слуги будут исполнять свой долг, и все, что касается соседей и друзей, будет хорошо. Служите же, как Господу. Как же в другом месте написано: если кто не разлучится с женой и жена с мужем, тот не может следовать за Мной ()? Ведь, если должно служить, как Господу, как же говорит, что должно разлучиться ради Господа? Потому что слово "как" не везде обозначает совершенное равенство. Или: «повинуйтесь» , зная, что служите Богу, то есть если и не для мужа собственно, но, по крайней мере, для Господа. Ибо, если противящийся высшей власти противится повелению Господа, то тем более противящаяся мужу. И напротив, повинующаяся мужу повинуется Господу.

. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

Представляет основание, что жены должны повиноваться, и основание и причину любви полагает в том, что муж занимает место управителя и попечителя (ибо он есть глава, по его словам, и спаситель), а жена – место подчиненного (ибо она есть тело). Как Христос, будучи главой Церкви, печется о ней и охраняет, так и муж есть охранитель своего тела, то есть своей жены. Как же после этого не должно тело подчиняться главе, которая печется и охраняет его?

. Но как повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Отсюда ты поймешь яснее то, что выше он сказал: «повинуйтесь своим мужьям, как Господу» . Так как жены должны повиноваться мужьям, как Христу, а Церковь и жены составляют, то, как Христу, должна подчиняться жена своему мужу. Каким же образом? Всегда ли повелевает повиноваться? Неужели и тогда, когда муж будет склонен к неверию? Но не о неверных мужьях теперь речь у Павла, а о верных, о которых, без сомнения, он и писал.

. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил и предал Себя за нее,

Ты видел, как Павел понуждал жену повиноваться тебе в той же мере, как и повинуется Христу; послушай и то, как с другой стороны понуждает тебя любить ее, а не деспотически обращаться с ней. Люби же ее! В какой мере? Как и Христос Церковь. Заботься о ней, как и Христос о Церкви. Если бы нужно было пострадать и даже умереть за нее, не отказывайся. Ибо ты, как уже соединенный с нею любовью, сделаешь это; а Он совершил это, когда находилась она во вражде к Нему и была прелюбодейцей. И как Он уклонившуюся от Него возвратил к Себе не угрозами и насилием, так и сам ты, если бы заметил, что жена удаляется от тебя и ищет разгула, постарайся привлечь ее к себе большей любовью и попечением. И если бы ты потерпел что-нибудь ради нее, не упрекай; потому что и Христос не упрекает Церкви.

. чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

Итак, она была порочна, нечиста и безвидна, но Он не возгнушался ей, так и ты не гнушайся своей женой, хотя бы она была безобразна и ничего не стоила. А что была безобразна, послушай: «вы некогда были тьмой» , а что чернее тьмы? Служили злобе и зависти, а что может быть более нечисто? Непослушны, неразумны и даже богохульны, а что может быть гнуснее этого? И, однако, Он предал Себя за нее, как если бы она была прекрасной и чудной. И очистил «банею водной» , то есть крещением. «Посредством слова» . Какого? Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

. чтобы представить ее Себе славною .

Не просто чистой, но "славною" ! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога.

не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Этими словами указывает на душевные страсти. Скверны – это недавние страсти, которые легко смыть, которые и причиняли бесчестие; пороки же – это страсти, застаревшие от времени, они-то и делали людей нечистыми и с трудом смываются. Но божественная баня все это очистила и сделала святыми и непорочными.

. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела::

Не как на более важный и необходимейший пример указывает теперь на то (ибо ясно, что отношение Христа к Церкви гораздо важнее этого примера), но как на более близкий и подручный. Именно дабы кто-нибудь не сказал, что Тот был и предал Себя, – он иным способом указывает нам эту необходимость. "Должны" , говорит, любить, то есть не милость – это дело, но долг и необходимость, потому что жена есть твое тело. Итак, пример Христа он привел не к тому только, что должно любить, но и к тому, чтобы и благоустроять. «Чтобы она была» , говорит, «свята и непорочна» . Пример же тела выставил по отношению только к любви.

любящий свою жену любит самого себя.:

. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь ,

Напряженное, говорит, и самое тщательное попечение прилагает всякий о своем теле, так и ты по отношению к своей жене. И опять Христа приводит в пример, показывая, что и Христос возлюбил нас, как Свою собственную плоть.

. потому что мы члены тела Его,

То есть имеем великое сродство с Ним.

от плоти Его и от костей Его.

Ибо из нашего вещества Он произошел, как и Ева из Адама. И как там столь великая близость, так и у нас. Да и с другой стороны, мы – «от плоти Его, и от костей Его» , потому что как Тот родился от Духа без сожития, так и мы – в купели; и потому что принявши таинства, мы с этого момента божественно пересоздаемся. Короче сказать, он говорит, что мы имеем наивысшую близость к Нему. Ибо и видимо Он общник нам по плоти и крови, и невидимо, источник нашего духовного возрождения, как и Адам – источник Евиного создания.

. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Вот я еще пример, именно: когда кто, оставив своих родителей, соединяется с ней. И не сказал: будет жить вместе с нею, но: «прилепится» , указывая на неразрывное единение. А слова «одна плоть» понимаются и просто, так говорит великий Иоанн Златоуст : будет едина плоть; но могут означать и нечто другое, именно: будут два для произведения одной плоти, то есть ребенка.

. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

То есть на великое нечто и чудное указал Моисей. И поистине тайна – оставить тех, которые родили, трудились для него и делали добро, и прилепиться к той, которую никогда не видал и которая даже и не начинала делать добро. Действительно, это – великая тайна, если только понимается это о Христе, как пророческое слово о Нем. Ибо и Он оставил Отца, не в смысле перемены места, но снисходя до восприятия плоти, и пришел к невесте, которая совершенно не знала Его, и стал едино с ней по духу. Ибо «соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» (). Как же после этого осуждать брак, когда Павел приводит его во образ тайны Христовой и называет его тайной?

. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя;

Впрочем, говорит, хотя я и аллегорически изложил это, однако и ради жены это сказано, и аллегория не уничтожает заключающегося в букве указания на отношение мужа к жене. Ибо должен каждый любить свою жену и лелеять, как самого себя. И не говори мне, что жена имеет тот или другой недостаток, потому что и в теле твоем много недостатков, например, вывихнутая рука, хромая нога, попорченный глаз – но ты не отсекаешь их, а еще большего удостаиваешь попечения.

а жена да боится своего мужа.

Так как равенство производит беспорядок, поэтому он вводит страх, чтобы один был начальник – муж. Страхом же здесь называется особенное почтение и сдержанность, – страх, приличный свободным, а не рабский. В таком страхе и любовь найдет себе поддержку и сама, в свою очередь, его поддержит. И будет жена любить мужа, как часть тела – главу, и бояться его, то есть почитать, как главу. Ну, а если жена не будет бояться? Ты все-таки люби и делай свое, подобным образом и жена, если и не будет любима, все же пусть питает страх. И заметь, о том, что мужу должно любить свою жену, говорил подробно, о страхе же не распространяется, потому что желает, чтобы первое имело перевес, именно любовь. Да и жена, как сказано, должна бояться страхом, происходящим из любви, не возбуждающим трепета и боязни, из которых проистекает скорее ненависть; но так, чтобы не противоречить, не восставать и не домогаться первенства. Ибо, хотя и одна плоть, и имеет власть и равночестна в этом отношении; но жена есть вторая власть, муж же имеет большее значение.

Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 6, стихи 10-17.

Древняя христианская Церковь объединяла людей разных национальностей и культур. С одной стороны, мультикультурность делала жизнь христианского сообщества первых веков нашей эры яркой и насыщенной. С другой стороны, в древней Церкви имелись случаи конфликтов – особенно между бывшими язычниками и принявшими крещение иудеями. Евреи стремились навязать христианам-инородцам свои представления о религии. Что христианам из язычников необходимо соблюдать не только заповеди Нового Завета, но и постановления Завета Ветхого. В большинстве случаев особенности иудейской религиозности вызывали у христиан-неевреев отторжение. Христианская Церковь являлась для бывших язычников местом, где им нет необходимости беспокоиться о тщательном соблюдении обрядов – на чем, в частности, настаивали христиане-евреи, ратовавшие за соблюдение обрезания, покоя в субботу, тщательное отношение к пище. Особое беспокойство противостояние культур вызывало у апостола Павла, который проповедовал Христа и евреям, и язычникам. И те, и другие являлись для него важной составляющей новой Христианской Церкви. Поэтому значительную часть своих сил Павлу приходилось тратить на то, чтобы примирить евреев и бывших язычников между собой во Христе. Теме примирения в христианстве людей разных культур апостол Павел уделил много внимания в послании к христианам города Эфес. Отрывок из этого послания читается сегодня утром во время богослужения.

6.10 Братья, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 6.11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 6.12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 6.13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 6.14 Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 6.15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 6.16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 6.17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Апостол Павел посещал город Эфес дважды. Второй визит его визит в Эфес был прерван бунтом язычников. Тем не менее, Павел, в спешке Эфес покинувший, впоследствии искренне заботился о судьбе христианской общины, основанной им в этой городе. В послании к Эфесянам апостол Павел призывает их не обращать внимание, к каким народам они принадлежат, сплотиться между собой и свидетельствовать о своей вере окружающим их нехристианам. Павел прямо свидетельствует о том, что недоброе отношение людей к христианству вызвано действиями дьявола. Христиане должны помнить, что настоящим их противником являются не враждебно настроенные люди, а демоны, которые всячески препятствуют распространению спасительной веры во Христа. Апостол Павел говорит эфесянам о средствах борьбы со злом, которое приносит в мир дьявол. Во-первых, христианин должен жить по правде и праведности. Дьявол – отец всякой лжи, поэтому лучшим средством борьбы с ним является правда и жизнь по совести. Павел в прозвучавшем отрывке призывает христиан жить, прикрываясь щитом веры. Говоря о щите он использует греческое слово «туреос». Так в древности назывались большие щиты, полностью закрывавшие воина. Туреофоры, то есть солдаты, носившие туреосы, выходили на поле боя почти без доспехов, надеясь защитить себя только своим щитом. Христианин, искренне верящий в Бога, будет надежно защищен своей верой, подобно туреофору с его большим щитом. Вера способна угасить зажженные стрелы искушений, испускаемых демонами. Шлем спасения, то есть память о подвиге Христа и Царстве Божием, которое Он открыл людям, не менее сильно помогает христианину переносить испытания. Священное Писание, следование ему апостол Павел считает еще одним элементом защиты христианина от зла, живущего в мире. Соединив в своей жизни веру, память о Боге, добродетельную жизнь, любовь к чтению Библии, христианин сможет благополучно достигнуть Царствия Божия, места вечной радости и счастья.

Авторство, время и место написания Послания к Ефесянам.

Первые вопросы касательно Послания к Ефесянам появляются, когда мы пытаемся определить адресата послания. Здесь нужно понимать, что Апостолы не давали названий своим посланиям. Послания получили названия гораздо позже, когда были собраны и изданы. При внимательном изучении послания, становится понятным, что оно не было написано для церкви в Ефесе. Все, что мы можем утверждать, исходя из текста, так это то, что:

  • послание адресовано язычникам по плоти.
  • послание не имеет личных приветов, характерных для других посланий Павла;
  • автор и адресат не знакомы лично.

Первый факт не отрицает того, что Послание было действительно написано к Ефесянам. Этого нельзя сказать о втором и третьем моменте – трудно поверить, что подобное возможно ввиду длительного пребывания апостола Павла в Ефесе.

Если Послание к Ефесянам не было написано общинам в Ефесе, то кому оно адресовано?

Есть несколько версий:

  • Послание адресовано Лаодикийской церкви.
  • Послание адресовано всем Павловым церквам.

Однако, есть ученые, утверждающие, что Павел не был автором Послания к Ефесянам. Они основывают свои предположения на следующих моментах:

  • Отличие словарного запаса данного и других посланий.
  • Несоответствие стиля.

Подобные умозаключения имеют право быть, однако они не опровергают авторства Павла, так как Послание к Ефесянам освещает несколько иные темы, что вполне объясняет лексические различия, и написано в иной обстановке, что объясняет стилистические различия.

Города Эфес и Деятельность Павла.

Эфес был столицей римской Азии, находящаяся примерно в миле от морского побережья. Эфес был религиозным, торговым и политическим центром Азии. Следует отметить, что здесь находилось два заметных сооружения. Во-первых, Большой театр, который был рассчитан на 50 000 человек, а во-вторых, храм Дианы (Артемиды), который был одним из семи чудес древнего мира. Это было огромное сооружение, выполненное из блестящего мрамора, опирающиеся на целый лес колонн 56 футов в высоту. Строили храм на протяжение 220 лет. Наличие Храма сделало Эфес центром влияния культа Дианы.

Эфес был самый важный город, не считая Рима, который посетил апостол Павел. Эфес был назван третьей столицей христианства.

Павел дважды посещал Эфес. Во время третьего миссионерского путешествия он провел здесь около трех лет.

Содержание Послания к Ефесянам. Краткое Толкование.

Послание к Ефесянам по содержанию сродни Посланию к Колоссянам (в посланиях 55 общих стихов), но в то же время значительно отличается.

Центральная идея Послания к Колоссянам — полнота во Иисусе Христе, в Коем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения». В Послание к Ефесянам автор продолжает развивать эту идею, соединяя все небесное и земное в Иисусе Христе. По всей видимости, во время написания Послания к Колоссянам Павлу открылась великая истина о превосходстве Христа, которую он и передал в Послании к Ефесянам. Павел говорит о дисгармонии в мире и в человеческой природе, а также о дисгармонии между Богом и человеком. Все эти виды дисгармонии могут быть устранены лишь во Христе.

Далее Павел говорит о роли Церкви. В Послание к Ефесянам автор описывает Церковь как тело Христово. Церковь должна стать руками Христа для выполнения Его свершений, ногами Христа - чтобы быть у Него в посыльных, устами Христа - чтобы говорить за Него. Автор выстраивает иерархию БОГ -> Христос -> Церковь.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло