Вклад в развитие возрастной психологии пиаже кратко. Жан пиаже

  • 2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
  • 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
  • 2.3. Психоаналитические теории детского развития
  • 2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
  • Стадии жизненного пути личности по э. Эриксону
  • 2.5. Теория социального научения
  • 2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
  • 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)
  • 2.8. Культурно-историческая концепция
  • 2.9. Концепция психического развития ребенка д.Б. Эльконина
  • Тема 3. Психологические проблемы развития личности
  • 3.1. Особенности процесса развития
  • 3.3. Закономерности психического развития
  • 3.4. Механизмы развития личности
  • 3.5. Самосознание личности
  • 3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
  • Тема 4. Периодизация психического развития
  • 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
  • Возрастная периодизация по д.Б. Эльконину
  • 4.2. Понятие возраста
  • 4.3. Параметры возраста
  • 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
  • Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца
  • 5.1. Кризис новорожденности
  • 5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
  • 5.3. Новообразования периода новорожденности
  • 5.4. Кризис первого года жизни
  • 5.5. Ведущий вид деятельности
  • 5.6. Новообразования младенческого возраста
  • Развитие движений и действий
  • Тема 6. Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
  • 6.1. Социальная ситуация развития
  • 6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
  • 6.3. Личностные образования
  • Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет
  • 6.4. Кризис трех лет
  • 6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
  • Тема 7. Дошкольное детство (от 3 до 6–7 лет)
  • 7.1. Социальная ситуация развития
  • 7.2. Ведущий вид деятельности
  • 7.3. Игра и игрушки
  • Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • 7.4. Психическое развитие дошкольника
  • 7.5. Новообразования дошкольного возраста
  • 7.6. Психологическая готовность к школе
  • Тема 8. Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет)
  • 8.1. Социальная ситуация развития
  • 8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
  • Этапы игровой деятельности в младшем школьном возрасте
  • 8.3. Новообразования младшего школьного возраста
  • Сравнительная характеристика эмпирического и теоретического мышления
  • 8.4. Кризис семи лет
  • 8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
  • Тема 9. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет)
  • 9.1. Социальная ситуация развития
  • 9.2. Физиологические изменения
  • 9.3. Психологические изменения
  • 9.4. Кризис подросткового возраста
  • 9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
  • 9.6. Новообразования подросткового возраста
  • Тема 10. Юношество (от 15–16 до 20 лет)
  • 10.1. Когнитивные изменения
  • 10.2. Учебно-профессиональная деятельность
  • 10.3. Процесс становления самосознания
  • 10.4. Взаимоотношения с окружающими
  • Тема 11. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в умственном развитии
  • 11.1. Дети с отклонениями в развитии
  • 11.2. Психология умственно отсталого ребенка
  • 11.3. Психологические особенности одаренных детей
  • Тема 12. Развитие личности в экстремальных ситуациях и ситуациях депривации
  • Тема 13. Методы развивающей работы психолога
  • 13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
  • Психологические требования к содержанию развивающей и психокоррекционной работы в начальной школе
  • 13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
  • 13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
  • 13.4. Индивидуальная работа психолога
  • Тема 14. Психология взрослого человека
  • 14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
  • 14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
  • 14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)
  • Использованная литература
  • 2.7. Теория когнитивного развития (концепция ж. Пиаже)

    При изучении психологии развивающегося ребенка всегда уделялось большое внимание мышлению и речи, потому что они составляют основу интеллекта. Этой проблемой занимались Л.С. Выготский, Н.Б. Шумакова, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и др. Остановимся более подробно на теории Ж. Пиаже.

    Пиаже детально изучил развитие мышления вплоть до того момента, когда оно соединяется с речью, особенно мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Он считал, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым. Пиаже были выделены логические структуры мышления, названные операциями. Операция – это мыслительное действие, обладающее свойством обратимости, т. е. если ребенок выполнил нужное задание, то он может вернуться к его началу путем совершения обратного действия. (К обратимым можно отнести парные математические операции.) По мнению Пиаже, суть интеллектуального развития ребенка состоит в овладении операциями.

    Знание для Ж.Пиаже – это процесс. Знать – значит действовать в соответствии с имеющимися знаниями. Действия могут осуществляться в уме или практически.

    Основной целью разумного поведения, или мышления, Пиаже считал адаптацию к окружающей среде. Способы адаптации названы им схемами. Схема – это повторяющаяся структура или организация действий в определенных ситуациях. Это могут быть простые движения, комплекс двигательных умений, навыков или умственных действий.

    Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на другую, Пиаже назвал ассимиляцию, аккомодацию и равновесие. Ассимиляция – это действие с новыми предметами на основе уже сложившихся умений и навыков. Аккомодация – стремление изменить свои умения и навыки в результате изменившихся условий и в соответствии с ними. Аккомодация, восстанавливая нарушенное равновесие в психике и поведении, устраняет несоответствие между имеющимися навыками, умениями и условиями выполнения действий.

    Пиаже полагал, что надо стремиться к тому, чтобы ассимиляция и аккомодация всегда находились в равновесии, потому что, когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, мышление становится ригидным, поведение – негибким. А если аккомодация превалирует над ассимиляцией, поведение детей становится непоследовательным и неорганизованным, наблюдается задержка в формировании устойчивых и экономных приспособительных умственных действий и операций, т. е. возникают проблемы в обучении. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает разумное поведение. Достижение равновесия – трудная задача. Успешность ее решения будет зависеть от интеллектуального уровня субъекта, от новых проблем, с которыми он столкнется. К равновесию необходимо стремиться, и важно, чтобы оно присутствовало на всех уровнях интеллектуального развития.

    Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие, продолжающееся на протяжении всей жизни человека.

    На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии. По Пиаже, существует четыре такие стадии: сенсомоторная, дооперационная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.

    Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям. Происходит психологическое отделение себя от внешнего мира, познание себя как субъекта действия, начинает осуществляться волевое управление своим поведением, появляется понимание устойчивости и постоянства внешних объектов, осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда не воспринимаются через органы чувств.

    Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их. В основном ребенок использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Ему трудно представить, как другие воспринимают то, что наблюдает и видит он сам. В этом выражается эгоцентризм мышления, т. е. ребенку трудно встать на позицию другого человека, увидеть явления и вещи его глазами. В этом возрасте дети могут классифицировать объекты по отдельным признакам, справляются с решением конкретных проблем, связанных с реальными отношениями людей, – трудность заключается лишь в том, что им трудно выражать все это в словесной форме.

    Стадия конкретных операций проходит с 7 до 12 лет. Этот возраст называется так потому, что ребенок, пользуясь понятиями, связывает их с конкретными объектами.

    Данная стадия характеризуется тем, что дети могут выполнять гибкие и обратимые операции, совершаемые в соответствии с логическими правилами, логически объяснять выполненные действия, рассматривать разные точки зрения, они становятся более объективными в своих оценках, приходят к интуитивному пониманию следующих логических принципов: если А = В и В = С, то А = С; А + В = В + А. В 6 лет усваиваются представления о сохранении числа, в 7 лет – массы, около 9 лет – веса предметов. Дети начинают классифицировать объекты по отдельным существенным признакам, выделять из них подклассы.

    Рассмотрим освоение ребенком сериации на следующем примере. Детям предлагают разложить палочки по размеру, начиная от самой короткой и кончая самой длинной. У детей эта операция формируется постепенно, проходя ряд этапов. На начальном этапе дети утверждают, что все палочки одинаковые. Затем они делят их на две категории – большие и маленькие, без дальнейшего упорядочивания. Потом дети отмечают, что среди палочек есть большие, маленькие и средние. Дальше ребенок методом проб и ошибок пытается упорядочить палочки, опираясь на свой опыт, но снова неверно. И только на последней стадии он прибегает к методу сериации: сначала выбирает самую большую палочку и кладет ее на стол, затем ищет самую большую из оставшихся и т. д., правильно выстраивая серию.

    В этом возрасте дети могут упорядочивать объекты по различным признакам (высоте или весу), представлять в уме и называть серию выполняемых, выполненных действий или тех, которые еще надо выполнить. Семилетний ребенок может запомнить сложный путь, но графически способен воспроизвести его только в 8 лет.

    Стадия формальных операций начинается после 12 лет и продолжается в течение всей жизни человека. На данной стадии становится более гибким мышление, осознается обратимость умственных операций и рассуждений, появляется способность рассуждать, используя абстрактные понятия; развивается способность к системному поиску способов решения задач с просмотром многих вариантов решения и оценкой эффективности каждого из них.

    Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и действительное социальное окружение (обучение, воспитание). Он полагал, что биологическое созревание организма играет определенную роль в интеллектуальном развитии, а сам эффект созревания заключается в открытии новых возможностей организма для развития.

    Пиаже полагал также, что успех обучения зависит от уровня интеллектуального развития, уже достигнутого ребенком.

    Эта теория очень важна для детской психологии и чрезвычайно популярна среди психологов. Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по-новому взглянуть на психическое развитие ребенка и тем самым стал создателем нового, когнитивного направления в психологии. Во многом благодаря научным изысканиям Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.

    Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития - на природные, врожденные способности ребенка. Но в центре внимания его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.

    Пиаже впервые описал качественные изменения в мышлении ребенка на разных этапах онтогенеза. Он обнаружил, что дети одного возраста делают примерно одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир по-другому. Совсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои собственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами, и действуют с ними в меру своих возможностей (трогают, сосут, бросают и пр.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предметов и думать более обобщенно и абстрактно.

    Центральное понятие в концепции Пиаже - «операция». Это мысленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством - обратимостью. Данное свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса. Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбинации. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости - это ядро умственного развития ребенка.

    Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на достижениях предыдущей и включают ее в последующую, более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Пиаже представлены в табл. 3.2.

    Таблица 3.2

    Периоды умственного развития по Пиаже

    Возраст Период развития Характеристика когнитивной структуры
    от 0 до 2 лет Сенсомоторный период Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия
    от 2 до 11 лет Период конкретных операций -
    от 2 до 6 лет Дооперационнная стадия У детей формируются умственные представления объектов и образы возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью
    от 6 до 11 лет Операционная стадия Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами
    от 12 лет до 15 лет Период формальных операций Дети приобретают способность к абстрактному мышлению и рассуждению

    Первый период развития назван Пиаже сенсомоторым, поскольку в младенческом и раннем возрасте дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними. В течение этого периода происходит значительный прогресс в действиях и в восприятии ребенка, но в целом способ познания окружающего мира остается тем же.

    Второй период развития был назван периодом конкретных операций. Его качественное отличие от предыдущего заключается в том, что у детей появляется способность строить внутренние, умственные образы и представления об окружающих предметах и действовать с ними во внутреннем плане. Пиаже разделил этот период на два подпериода: предоперационный, когда умственные действия осуществляются относительно независимо, и операционный, когда умственные действия организуются в определенную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка. Особенности предоперационного периода, выделенные Пиаже, более подробно будут рассмотрены в части IV учебника, в главе о развитии познавательных процессов дошкольника.

    Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на последнем этапе - после 12 лет - на стадии формальных операций. Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (свободе, любви, справедливости и пр.), строить свои умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.

    Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений, т.е. объяснил сам процесс развития. В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Перед ребенком встает необходимость приспособлять свое поведение к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией. Адаптация осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды, а аккомодацией - процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий Пиаже переносит на развитие интеллекта ребенка. Ассимиляция заключается в стремлении включать новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка готовые мыслительные структуры, а аккомодация - в изменении готовых схем и в приспособлении их к окружающим явлениям. Например, впервые увидев помидор, ребенок может принять его по внешним признакам за мяч (круглый, красный, катится), включить тем самым в категорию знакомых предметов и таким образом ассимилировать. Однако убедившись, что помидор не отскакивает от стенки и что с ним нельзя играть, он вынужден будет соотнести имеющиеся у него мыслительные схемы со свойствами реального предмета. Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (т.е. осуществляет аккомодацию) и в итоге достигает равновесия - соответствия своих мыслительных структур с реальными характеристиками объектов реальности. Процесс уравновешивания - один из главных в концепции Пиаже - происходит благодаря практическому опыту ребенка, когда этот опыт не может быть ассимилирован в готовом виде и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом достигается равновесие со средой и происходит адаптация ребенка к внешним условиям.

    Как и другие важнейшие теории, идеи Пиаже неоднократно подвергались критике. Так, многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонятными и абстрактными. Многие феномены, открытые Пиаже, «исчезают» при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента. Также отмечалось, что стадии развития мышления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.

    Несмотря на эту критику вклад Пиаже в детскую психологию поистине огромен. Его идеи являются своеобразной точкой отсчета даже для исследований тех ученых, кто не согласен с ним. Многие направления детской психологии формировались через противопоставление концепции Пиаже, через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей. Сегодня каждый психолог, занимающийся исследованием мышления ребенка, обязан хорошо знать и понимать эту замечательную теорию.


    Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем - схем того как воспринимается мир - в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
    В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет - период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.
    Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)
    На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
    Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет)
    [Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)
    На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.
    Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
    [Подпериод конкретных операций (7-11 лет)
    На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
    Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
    Формальные операции (11-15 лет)
    Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

    • Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.


    • Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, фор.


    • Основатель генетической психологии - швейцарский психолог Ж . Пиаже (1896-1980).
      Свою теорию развития психического развития является развитие интеллекта.


    • Теория психического развития Ж . Пиаже .
      - Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).


    • теории развития Пиаже (1896–1980) .
      Развитие системы психических действий от одной стадии к другой – такой представил Пиаже картину сознания.


    • Теория психического развития Э. Эриксона.
      Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие


    • Основателем генетической психологии является швейцарский психолог Ж . Пиаже (1896–1980).
      Свою теорию развития детского мышления он построил на логике и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития является развитие интеллекта.


    • Теория психического развития Э. Эриксона.
      Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, фор... подробнее ».


    • Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже . Необихевиоризм.
      Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией .


    • Особенности психического развития детей раннего возраста.
      Связан с возрастанием самост. Стадии развития речи в детском возрасте. Полемика Л.С.Выготского и Ж . Пиаже об эгоцентрической речи.

    Найдено похожих страниц:10


    Сущность и значение открытия детского эгоцентризма Ж. Пиаже.

    Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире:

    неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом. Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской логики, для которой свойственны: - синкретизм (от греч. syn - с, вместе и лат. cresco - расту, увеличиваюсь) - это особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже считал синкретизм основной характеристикой детского мышления, объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением. - нечувствительность к противоречиям; - переход от частного к частному без обращения к общему; - непонимание относительности некоторых понятий; Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника. По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.

    С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:

    1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной речи);

    2. От 3 до 6 лет - постепенно убывает;

    3. После 7 лет практически исчезает совсем;

    В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, ее процент снижается. Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.

    Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив следующие периоды:

    Период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);

    Период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода

    включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет);

    Период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).

    Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс, обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и обучением.

    Этапы развития интеллекта по Ж. Пиаже.

    Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что “мышение ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.

    Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

    Он ввел 2 основных понятия: 1. Принцип развития живого в природе – адаптация в природном мире. В ходе развития субъект вступает в сложные активные отношения с объектом. В результате этого взаимоотношения происходит взаимное, постепенное преобразование субъекта и объекта. У объекта раскрываются новые качества, связи, отношения. А у субъекта открываются новые способы воздействия на мир в ходе его познания и преобразования. Адаптация осуществляется в ходе двух процессов: ассимиляции (преобразование внешней среды в соответствии со схемами, планами, потребностями субъекта) и аккомодации (изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды). Иногда они находятся в равновесии. Но чаще доминирует один процесс. Когда ребенок подражает взрослому, доминирует аккомодация. А когда он использует предметы-заместители в игре, доминирует ассимиляция.

    Этапы развития интеллекта:

    1. От рождения до 1,5-2 лет – сенсомоторный интеллект. Активная адаптация во внешнем мире посредством внешних материальных действий, которые выполняются последовательно и развернуто. Центрация на свобственном теле – с рождения до 8 месяцев. Объективация практического интеллекта посредством различных действия (рассматривание, сосание, жевание, хватание и т.д.) – с 8 месяцев до 12 месяцев.

    2. От 2 – 11-12 лет – сенсомоторный интеллект. От 2 – 7 лет – этап дооперациональный. Внешние материальные действия благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств - игры, обучения и речи - переносятся во внутренний план. То есть внешние действия становятся внутренними, но это еще не мысль. От 7 – 12 лет – этап конкретных операций. Операция, во-первых, это действие внутренние, которые когда-то были внешними. Во-вторых, внешние действия, от которых берут свое происхождение операции, это не любые действия, а специальные – классицирование предметов на классы. В-третьих, операция подчиняется принципу обратимости. То есть для каждой операции можно подобрать обратное действие, восстанавливающее исходное положение вещей. В-четвертых, это скоординированность системы – они не существуют сами по себе, только в виде системы. Системы операций называются «группировкой». Единицей мышления Пиаже считал группировку. Простейшая операция включает в себя сложение классов, умножения классов, оценка тождества, обратимости и композиция. Ребенок осуществляет мысленно конкретные действия с конкретными предметами.

    3. От 12 – 16 лет – этап формальных операций. По мнению Пиаже, завершается развитие интеллекта, потому что развитие мышления подчиняется законам формальной или операторной логики. Дети могут мысленно выдвигать гипотезы, получать из них следствия, использовать их для проверки гипотез. Используют мысленно операции дедукции, комбинаторики, широко варьируют пропорциями. В целом они мыслят суждениями, умозаключениями.

    Оценка: он показал, что развитие идет не по линии накопления знаний, а по качественного преобразования механизмов, которые лежат в основе мышления. Но критикуем его за преформизм – он считал, что ребенок с необходимостью пройдет все эти этапы, это закон развития, взрослый не может ничего принципиально изменить в этом. Он считал, что обучение следует за развитием.

    Рис.

    Жан Пиаже (1896-1980) (рис. 2.9) - швейцарский и французский психолог, изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. В результате своих исследований по изучению мышления и речи у детей он пришел к выводу, что психическое развитие есть развитие интеллекта, а стадии психического развития есть стадии развития интеллекта. Сущностью и целью развития является приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней.

    Интеллект, по Пиаже, - это средство приспособления к жизненной среде. Живя в социальной среде, человек постоянно испытывает на себе ее воздействия, которые зачастую выводят человеческий организм из состояния равновесия, дезориентируют, дезадаптируют его. Поскольку любой человек стремится к поддержанию гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, т.е. имеет потребность в адаптации, то, чтобы достичь равновесия (адаптации), человек должен компенсировать возникший дисбаланс, решать постоянно возникающие проблемы. Именно этой цели и служит, по мнению Ж. Пиаже, интеллект.

    Механизмами уравновешивания, по Пиаже, являются аккомодация и ассимиляция. Ассимиляция - это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация - это стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями. В результате аккомодации и ассимиляции в психике и поведении восстанавливается нарушенное равновесие, а несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями снимается. Пока ассимиляция и аккомодация находятся в состоянии равновесия, можно говорить о разумном поведении; в противном случае оно утрачивается и теряет свои интеллектуальные свойства. Достижение фундаментального равновесия между ассимиляцией и аккомодацией - трудная задача, и ее решение зависит от уровня интеллектуального развития субъекта.

    Становление интеллекта Пиаже расценивает как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Пиаже не рассматривал ребенка как интеллектуально «несовершенного», он увидел своеобразие детского мышления и поставил цель изучить это своеобразие, понять его закономерности.

    Понимая, что мышление человека начинает складываться задолго до того, как оно становится речевым, Пиаже тем не менее особое внимание в своих исследованиях уделял изучению детской речи. В условиях детского сада было проведено исследование, в котором систематически фиксировались все высказывания и действия детей во время свободной деятельности (игры, рисования, конструирования). Данные, полученные Пиаже, показали, что детские высказывания можно разделить на две группы:

    • социализированная речь, в которой присутствует заинтересованность в ответном реагировании партнера по общению, ее назначение - воздействие на собеседника. Эта речь может иметь форму вопроса, ответа, информации, критики, просьбы, приказа, и т.п.;
    • эгоцентрическая речь, которая характеризуется тем, что ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова точка зрения собеседника. По форме эти высказывания могут быть различны: повторение, монолог, фразовая речь. Пиаже полагал, что функция эгоцентрической речи скорее экспрессивная - удовольствие разговаривать, сопровождение и ритмизация действий .

    Эгоцентрическая речь ребенка, проявляемая на определенном этапе развития, - это важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли. Эгоцентризм как важнейшая особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения и в неумении учесть чужую.

    Эгоцентризм выражается через другие феномены. Среди них:

    • реализм характеризуется непосредственным восприятием предметов такими, какими они наблюдаются в данный момент («ветер дует, потому, что деревья качаются», «больше виноват тот, кто больше промочил ноги» и т.п.);
    • анимизм - одушевление, наделение вещей чувствами, сознанием и жизнеспособностью (ребенок привязывает сломанную ветку к дереву, взрослый спрашивает: «Зачем ты это делаешь?» - «Ему больно, у него рука сломана»);
    • артификализм - понимание мира как созданного человеком или для человека (солнце - «чтобы нам светло было», река - «чтобы лодки плыли»).
    • синкретизм - слитность детского мышления; восприятие деталей, причин и следствий как рядоположенных («когда мы банку открыли, а в окне так машина гудела, а жук уполз...»);
    • трансдукция - переход от частного к частному, минуя общее («если она мяукает, и пушистая, и еще у нее царапки есть, то она... еще должна молоко пить»);
    • нечувствительность к противоречию.

    Эти характеристики детского мышления образуют комплекс, определяющий логику ребенка, в основе которого - эгоцентризм речи и мыслительной деятельности. Пиаже полагал, что эгоцентрическое мышление является промежуточной формой в развитии детского мышления и обеспечивает переход от автономного (неосознаваемого, мотивируемого удовлетворением элементарных потребностей) к социализированному, осознаваемому, рациональному мышлению.

    Для изучения детского мышления и речи Пиаже применил новый метод - клиническую беседу, которая протекает в свободной форме без ограничения ребенка фиксированными стандартными вопросами. Содержание общения экспериментатора с ребенком касается обыденных ситуаций, рассуждений о предметах, событиях, действиях и т.д. Исследователь задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит от предыдущего ответа ребенка.

    Второй этап своей научной деятельности (с 1950-х гг.) Пиаже посвятил изучению операциональной стороны детского мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления есть развитие мыслительных операций. Он выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:

    • сенсомоторная стадия (от рождения ребенка до 1,5-2 лет);
    • дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет);
    • стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
    • стадия формальных операций (после 12 лет).

    В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдаются определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.

    Сенсомоторная стадия. От рождения до 1,5-2 лет доминирующая линия развития ребенка связана с формированием сенсо- моторной сферы: он смотрит, слушает, кусает, трогает, хватает, манипулирует - все это для него важно и любопытно.

    Критерий появления интеллекта использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. В возрасте около 10 месяцев ребенок начинает связывать собственное действие и его результат - чтобы достать красный шарик, который находится в стакане под белым, надо вытащить сначала белый.

    Постепенно к ребенку приходит осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.

    Дооперациональная стадия. На этой стадии происходит активное усвоение языка, называние предметов и их образов словами. Ярко проявляется эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, неспособность видения явлений и вещей его глазами.

    Наглядным примером служит эксперимент с макетом из трех гор: ребенок садился за стол, на котором размещен макет с тремя горами разного цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, домик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из вариантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До 6-7-летнего возраста дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами. Пиаже объяснял этот феномен «эгоцентрической иллюзией» .

    Чтобы проследить, как в онтогенезе развивается мышление ребенка, Пиаже разработал «тесты на сохранение равенства» - веса, длины, объема, числа - задачи Пиаже (см. практическое задание № 10). Обычно у детей до 7 лет отстает понимание сохранения свойств предметов при его перцептивном преобразовании. Тогда констатируют феномен несохранения.

    Дошкольник оценивает объект, полагаясь на восприятие его в данный момент. Он «центрирован» на настоящем и не в состоянии одновременно думать о том, как предметы выглядели раньше; не видит, что произведенное действие может быть обратимо (вода, перелитая из широкого стакана в узкий, в котором уровень воды выше, воспринимается ребенком не как то же количество воды, а как «другая вода, которой больше») Пиаже расценивает феномен несохранения как доказательство неспособности ребенка (до достижения им 7-летнего возраста) к децентрации и неспособности к построению логического рассуждения .

    Стадия конкретных операций. У ребенка формируется способность к элементарным логическим рассуждениям относительно объектов и событий. Происходит усвоение представлений о сохранении числа (около 6 лет), массы (возраст примерно 7 лет) и веса предметов (около 9 лет). В этом возрасте ребенок способен классифицировать объекты по отдельным существенным признакам.

    Социальное и культурное окружение ребенка, процесс обучения и воспитания может ускорить или замедлить скорость прохождения этой стадии развития. Особенно важна при этом собственная активность ребенка, Также для развития мышления (и в особенности для развития осознания других точек зрения) важен обмен идеями, обсуждение и спор со сверстниками и взрослыми.

    Переход к конкретно-операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми.

    Стадия формальных операций. На этом этапе ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, он может выполнять прямые и обратные операции в уме, рассуждать, формулировать и проверять предположения гипотетического характера.

    Новые гипотетико-дедуктивные средства постижения мира резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Подростки преодолевают «житейский» наивный эгоцентризм детей младшего возраста, они захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения .

    Формальные мыслительные операции основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций.

    По мнению Пиаже, функционирование интеллекта наследственно и потому присуще всем людям. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Пиаже признавал существенную роль обучения для психического развития, однако в истории науки с его именем связывают недооценивание влияния обучения на психическое развитие ребенка. По этому поводу, в частности, с Пиаже спорил Л.С. Выготский.

    Однако идеи Пиаже послужили стимулом для множества других теоретических и эмпирических исследований интеллекта. Вклад Пиаже в детскую психологию огромен: он одним из первых поставил проблему детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства, проследил генезис мышления, открыл феномены детского мышления («феномены Пиаже»), разработал методы его исследования («задачи Пиаже»).



    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло