Войти в личный кабинет. Открыт второй фронт День д нормандия 6 июня 1944 год

Операция «Нептун»

Высадка союзников в Нормандии

Дата 6 июня 1944
Место Нормандия, Франция
Причина Необходимость открытия Второго фронта на европейском ТВД
Итог Успешная высадка союзников в Нормандии
Изменения Открытие Второго фронта

Противники

Командующие

Силы сторон

Операция «Нептун» (англ. Operation Neptune), день "Д" (англ. D-Day) или высадка в Нормандии (англ. Normandy landings) - морская десантная операция, проведенная в период с 6 июня по 25 июля 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Являлась первой частью стратегической операции «Оверлорд» (англ. Operation Overlord) или Нормандской операции, предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции.

Общие данные

Операция «Нептун» являлась первой фазой операции «Оверлорд», и заключалась в форсировании Ла-Манша и захвате плацдарма на побережье Франции. Для обеспечения операции военно-морские силы Союзников были собраны под командованием английского адмирала Бертрама Рамсея , который имел опыт подобных крупномасштабных морских операций по переброске живой силы и военной техники (см. эвакуация союзных войск из Дюнкерка, 1940 год).

Характеристика участвующих сторон

Немецкая сторона

Сухопутные части

В июне 1944 года немцы имели на Западе 58 дивизий, восемь из которых дислоцировались в Голландии и Бельгии, а остальные - во Франции. Около половины этих дивизий были дивизиями береговой обороны или учебными, а из 27 полевых дивизий только десять были танковыми, из них три - находились на юге Франции и одна - в районе Антверпена. Для прикрытия двухсот миль нормандского побережья было развернуто шесть дивизий, четыре из которых были дивизиями береговой обороны. Из четырех дивизий береговой обороны три - прикрывали сорокамильный участок побережья между Шербуром и Каном, а одна дивизия была развернута между реками Орн и Сена.

Военно-воздушные силы

3-ий воздушный флот (Люфтваффе III) под командованием фельдмаршала Гуго Шперле, предназначенный для обороны Запада, номинально насчитывал 500 самолетов, но квалификация пилотов оставалась ниже средней. К началу июня 1944 года в состоянии оперативной готовности на Западе Люфтваффе имел 90 бомбардировщиков и 70 истребителей.

Береговая оборона

Береговая оборона включала в себя артиллерийские орудия всех калибров, начиная от 406-мм башенных орудий береговой обороны, и кончая французскими 75-мм полевыми пушками времен первой мировой войны. На побережье Нормандии между мысом Барфлер и Гавром имелась одна батарея из трех 380-мм орудий, расположенная в 2,5 милях севернее Гавра. На 20-мильном участке побережья восточной стороны полуострова Котантен были установлены четыре казематных батареи 155-мм орудий, а также 10 гаубичных батарей, состоящих из двадцати четырех 152-мм и двадцати 104-мм орудий.

Вдоль северного побережья Бухты Сены, на расстоянии 35 миль между Изиньи и Уистреамом было только три казематных батареи 155-мм орудий и одна батарея 104-мм орудий. Кроме того, на этом участке находилось еще две батареи открытого типа 104-мм орудий и две батареи 100-мм орудий.

На семнадцатимильном участке побережья между Уистреамом и устьем Сены были установлены три казематные батареи 155-мм орудий и две открытые батареи 150-мм орудий. Береговая оборона в этом районе состояла из системы опорных пунктов с интервалами примерно в милю друг от друга с эшелонированной глубиной в 90–180 м. Казематные орудия были установлены в бетонных укрытиях, чьи крыши и обращенные в сторону моря стены достигали толщины 2,1 метра. Меньшие по размеру артиллерийские бетонированные укрытия, в которых находились 50-мм противотанковые орудия, располагались таким образом, чтобы держать под продольным огнем побережье. Сложная система ходов сообщений связывала артиллерийские позиции, пулеметные гнезда, позиции минометов и систему пехотных траншей друг с другом и с жилыми помещениями личного состава. Все это защищалось противотанковыми ежами, проволочными заграждениями, минами и противодесантными заграждениями.

Военно-морские силы

Структура командования немецкого военно-морского флота во Франции замыкалась на главнокомандующего военно-морской группой «Запад» адмирала Кранке, штаб которого находился в Париже. В группу «Запад» входил адмирал военно-морских сил, командующий на территории побережья Ла-Манша со штабом в Руане. Ему подчинялись три командующих районами: командующий участком Па-де-Кале, простиравшимся от Бельгийской границы на юг до устья реки Соммы; командующий районом Сена-Сомма, границы которого определялись побережьем между устьями указанных рек; командующий нормандским побережьем от устья Сены на запад до Сен-Мало. Существовал также адмирал, командующий участком Атлантического побережья, штаб которого находился в Анжере. Последнему командующему подчинялись три командующих районами Бретани, Луары и Гаскони.

Границы военно-морских районов не совпадали с границами военных округов, не существовало никакого непосредственного взаимодействия между военной, морской и авиационной администрацией, необходимого для действий в условиях быстро меняющейся обстановки в результате высадки союзников.

Группировка немецких ВМС, находящаяся в непосредственном распоряжении командования зоны Канала (Ла-Манша), состояла из пяти эсминцев (база в Гавре); 23 торпедных катеров (8 из которых были в Булони и 15 - в Шербуре); 116 тральщиков (распределены между Дюнкерком и Сен-Мало); 24 сторожевых кораблей (21 - в Гавре и 23 - в Сен-Мало) и 42 артиллерийских барж (16 находились в Булони, 15 - в Фекане и 11 - в Уистреаме). По атлантическому побережью, между Брестом и Байонной, находилось пять эсминцев, 146 тральщиков, 59 сторожевых кораблей и один торпедный катер. Кроме того, 49 подводных лодок были предназначены для противодесантной службы. Эти лодки базировались в Бресте (24), Лориане (2), в Сен-Назере (19) и в Ла-Паллисе (4). В базах Бискайского залива находилось еще 130 больших океанских подводных лодок, но они не были приспособлены к действиям в мелких водах Ла-Манша и в планах отражения десанта не учитывались.

Кроме перечисленных сил, 47 тральщиков, 6 торпедных катеров и 13 сторожевых кораблей базировались в различных портах Бельгии и Голландии. Прочие военно-морские силы Германии, состоящие из линейных кораблей Tirpitz и Scharnhorst , "карманных линкоров" Admiral Scheer и Lützow , тяжелых крейсеров Prinz Eugen и Admiral Hipper , а также четырех легких крейсеров Nürnberg , Köln и Emden , вместе с 37 эсминцами и 83 торпедными катерами находились либо в Норвежских, либо в Балтийских водах.

Немногочисленные морские силы, находившиеся в подчинении командующего военно-морской группой «Запад», не могли постоянно находиться в море в готовности для действий на случай возможных высадок врага. Начиная с марта 1944 года, радиолокационные станции противника засекали наши корабли, как только те выходили из баз... Потери и повреждения стали настолько ощутимыми, что, если мы не хотели лишиться наших немногочисленных морских сил еще до того, как дело дойдет до высадки противника, мы не должны были нести постоянного сторожевого охранения, не говоря уже о разведывательных рейдах к побережью противника».

главнокомандующий немецким флотом гросс-адмирал Дениц

В целом планируемые противодесантные мероприятия немецкого флота состояли из следующего:

  • использование подводных лодок, торпедных катеров и береговой артиллерии для удара по десантным судам;
  • постановка большого количества мин всех типов, в том числе новых и простых типов, известных как мина КМА (контактная мина для прибрежных районов), по всей протяженности европейского побережья;
  • применение сверхмалых подводных лодок и человеко-торпед для удара по кораблям в районе вторжения;
  • интенсификация ударов по союзным конвоям в океане с использованием новых типов океанских подводных лодок.

Союзники

Военно-морская часть операции

Задача ВМС союзников заключалась в организации безопасного и своевременного прибытия конвоев с войсками к побережью противника, обеспечении бесперебойной высадки подкреплений и огневой поддержки десанта. Угроза со стороны ВМС противника особенно большой не считалась.

Система командования для вторжения и последующей проводки конвоев была следующей:

Восточный сектор:

  • Восточное Военно-морское Оперативное Соединение: Командующий контр-адмирал сэр Филип Вайен. Флагманский корабль «Сцилла».
  • Силы «S» (Сворд): Командующий контр-адмирал Артур Тэлбот. Флагманский корабль «Ларгс» (3-я английская пехотная дивизия и 27-ая танковая бригада).
  • Силы «G» (Голд): Командующий коммодор Дуглас-Пеннант. Флагманский корабль «Булоло» (50-ая английская пехотная дивизия и 8-ая танковая бригада).
  • Силы «J» (Джуно): Командующий коммодор Оливер. Флагманский корабль, «Хилари» (3-я канадская пехотная дивизия и 2-ая канадская танковая бригада).
  • Силы второго эшелона «L»: Командующий контрадмирал Пэрри. Флагманский корабль «Альбатросе» (7-ая английская танковая дивизия и 49-ая пехотная дивизия; 4-ая танковая бригада и 51-ая шотландская пехотная дивизия).

Западный сектор:

  • Западное Военно-морское Оперативное Соединение: Командующий контр-адмирал ВМС США Алан Керк. Флагманский корабль американский тяжелый крейсер Augusta .
  • Силы «О» (Омаха): Командующий контр-адмирал ВМС США Д. Холл. Флагманский корабль «Анкон» (1-ая американская пехотная дивизия и часть 29-ой пехотной дивизии).
  • Силы «U» (Юта): Командующий контр-адмирал ВМС США Д. Мун. Флагманский корабль десантно-войсковой транспорт «Бейфилд» (4-ая американская пехотная дивизия).
  • Силы второго эшелона «В»: Командующий коммодор ВМС США С. Эдгар. Флагманский корабль «Малой» (2-ая, 9-ая, 79-ая и 90-ая американские дивизии и остаток 29-ой дивизии).

Военно-морские командующие Оперативными Соединениями и Десантными силами должны были оставаться старшими начальниками на соответствующих участках до тех пор, пока армейские части твердо не закрепятся на плацдарме.

Среди кораблей, выделенных для обстрела Восточного сектора, были 2-ая и 10-ая эскадры крейсеров, находящиеся под командованием контр-адмиралов Ф. Делраймпл-Гамилтона и У. Петтерсона. Будучи старше по званию командующего Оперативным Соединением, оба адмирала согласились отказаться от своего старшинства и действовать согласно инструкции Командования оперативным соединением. Точно так же эта проблема ко всеобщему удовлетворению была решена и в Западном секторе. Контр-адмирал ВМС Свободной Франции Жожар, державший свой флаг на крейсере Georges Leygues , также согласился с подобной системой командования.

Состав и распределение военно-морских сил

Всего флот союзников включал в себя: 6 939 кораблей различного назначения (1213 - боевых, 4126 - транспортных, 736 - вспомогательных и 864 - торговых судна).

Для артиллерийской поддержки было выделено 106 кораблей, включая артиллерийские и минометные десантные суда. Из этих кораблей 73 находились в Восточном секторе и 33 - в Западном. При планировании артиллерийской поддержки предусматривался большой расход боеприпасов, поэтому были приняты меры для использования лихтеров, груженных боеприпасами. По возвращении в порт лихтеры должны были ставиться под погрузку немедленно, что обеспечивало кораблям артиллерийской поддержки возвращение на позиции для бомбардировки с минимальными задержками. Кроме того, было предусмотрено, что кораблям артиллерийской поддержки может потребоваться смена орудий из-за изношенности стволов в связи с интенсивностью их использования. Поэтому в портах южной Англии был создан запас орудийных стволов калибром от 6-дюймов и ниже. Однако корабли, нуждавшиеся в замене 15-дюймовых орудий (линкоры и мониторы), должны были направляться в порты северной Англии.

Ход операции

Операция «Нептун» началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля.

За 40 минут до высадки десанта началась плановая непосредственная артиллерийская подготовка. Огонь вели 7 линкоров, 2 монитора, 23 крейсера, 74 эскадренных миноносца. Тяжелые орудия объединенного флота вели огонь по обнаруженным батареям и железобетонным сооружениям противника, разрывы их снарядов, кроме того, очень сильно действовали на психику немецких солдат. По мере сокращения дистанции, в бой вступала более легкая корабельная артиллерия. Когда первая волна десанта стала приближаться к берегу, у мест высадки был поставлен неподвижный заградительный огонь, который прекратился сразу, как только войска достигли берега.

Примерно за 5 минут до начала высадки на берег штурмовых отрядов для увеличения плотности огня открыли огонь реактивные минометы, установленные на баржах. При ведении огня с ближних дистанций одна такая баржа, по мнению участника высадки капитана 3-го ранга К. Эдвардса, по мощности огня заменяла более чем 80 легких крейсеров или почти 200 эсминцев. Было выпущено около 20 тыс. снарядов на участках высадки британских войск и около 18 тыс. снарядов на участках высадки американских войск. Артиллерийский огонь кораблей, удары реактивной артиллерии, накрывавшие все побережье, оказались, по мнению участников высадки, более эффективны, чем удары авиации.

Был принят следующий план траления:

  • для каждой из сил вторжения через минный барьер должно быть протралено два канала; траление каждого канала осуществляется флотилией эскадренных тральщиков;
  • осуществить траление прибрежного фарватера для обстрела кораблями побережья и других операций;
  • по возможности быстрее протраленный канал должен быть расширен для создания большего пространства маневрирования;
  • после высадки продолжать следить за миннозаградительными операциями врага и осуществлять траление вновь поставленных мин.
Дата Событие Примечание
В ночь с 5 на 6 июня Траление подходных фарватеров
5-10, 6 июня Боевые корабли по протраленным фарватерам прибыли в свои районы и встали на якоря, прикрыв фланги развертывания десанта от возможных контрударов противника с моря
6 июня, утро Артиллерийская подготовка В обстреле берега приняли участие 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадренных миноносца
6-30, 6 июня Начало высадки морского десанта Сначала в западной зоне, а на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег
10 июня Завершена сборка искусственных портовых сооружений 2 комплекса искусственных портов «Малберри» и 5 искусственных волнорезов «Гузберри» для защиты портов
17 июня Американские войска вышли на западное побережье полуострова Котантен в районе Картере Немецкие части на полуострове оказались отрезанными от остальной территории Нормандии
25-26 июня Наступление англо-канадских войск на Кан Цели не достигнуты, немцы оказали упорное сопротивление
27 июня Взят Шербур К концу июня плацдарм союзников в Нормандии достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину
1 июля Полуостров Котантен полностью очищен от немецких войск
первая половина июля Восстановлен порт в Шербуре Порт в Шербуре играл существенную роль в снабжении войск союзников во Франции
25 июля Союзники вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан Нормандская десантная операция завершилась

Потери и итоги

В период с 6 июня по 24 июля американо-английскому командованию удалось осуществить высадку экспедионных сил в Нормандии и занять плацдарм около 100 км по фронту и до 50 км в глубину. Размеры плацдарма были примерно в 2 раза меньше предусматривавшихся планом операции. Однако абсолютное господство союзников в воздухе и на море позволяло сосредоточить здесь большое количество сил и средств. Высадка союзных экспедиционных сил в Нормандии явилась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны.

В течение Дня «Д» союзники высадили в Нормандии 156 000 человек. Американский компонент насчитывал 73 000 человек: 23 250 морской десант на пляж «Юта», 34 250 - пляж «Омаха» и 15 500 - воздушный десант. На британские и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих (из них 61 715 - британцы): 24 970 - пляж «Голд», 21 400 - пляж «Джуно», 28 845 - пляж «Сорд» и 7 900 - воздушный десант.

Было задействовано 11 590 самолётов воздушной поддержки различного типа, которые совершили в общей сложности 14 674 самолёто-вылетов, сбито 127 боевых самолётов. На высадку воздушного десанта в течение 6 июня привлекалось 2 395 самолётов и 867 планеров.

Военно-морские силы задействовали 6 939 кораблей и судов: 1 213 - боевых, 4 126 - десантных, 736 - вспомогательных и 864 - для грузовых перевозок. Для обеспечения флот выделил: 195 700 моряков: 52 889 - американских, 112 824 - британских, 4 988 - из других стран коалиции.

К 11 июня 1944 года на французском берегу уже находилось: 326 547 военных, 54 186 единиц военной техники, 104 428 тонн военного имущества и запасов.

Потери союзников

В ходе высадки англо-американские войска потеряли погибшим 4 414 человек (2 499 - американцы, 1 915 - представители других стран). В целом общие потери союзников в День "Д" составили около 10 000 человек (6 603 - американцы, 2 700 - британцы, 946 - канадцы). Потери, которые понесли союзники включают: погибших, раненых, пропавших без вести (чьи тела так и не были найдены) и военнопленных.

Всего союзники в период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тыс. человек (49 тыс. англичан и канадцев и около 73 тыс. американцев).

Потери германских сил

Потери войск Вермахта в день высадки по оценке составляют от 4 000 до 9 000 человек.

Общий урон немецко-фашистских войск за период почти семинедельных боёв составил 113 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, 2117 танков и 345 самолётов.

От 15 000 до 20 000 мирных французских жителей погибло во время вторжения - в основном в результате бомбардировок союзной авиацией

Оценка события современниками

Примечания

Образ в искусстве

Литература и источники информации

  • Почтарев А.Н. "Нептун" глазами русских . - Независимое военное обозрение, № 19 (808). - Москва: Независимая газета, 2004.

Галерея изображений

ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Второй фронт - Read it, I never knew such details Очень интересная статья, ; ; советую почитать.

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года и закончившаяся 2 сентября 1945 года, давно уже описывается историками и мемуаристами как мучительное и кровавое движение от одного решающего сражения до другого. Иные из них длились несколько суток, другие месяцами. Среди них были сражения гигантского масштаба, такие как, например, многомесячные бои в Северной Африке, штурм японских островов в Тихом океане, сражение в Арденнах, Сталинградская или Курская битва. В этих боях участвовали миллионы бойцов, тысячи танков и самолётов. Расход вооружений и боеприпасов исчислялся многими тысячами тонн в сутки, человеческие жертвы несколькими тысячами в день. Таких боёв было немало во время войны в Европе и в Азии и всё-таки высадка англо-американских армий в Нормандии, под кодовым названием «Оверлорд», начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года была явлением уникальным в истории всех войн! Её масштабы и результаты, её техническое оснащение, её влияние на послевоенные дела в мире вынудили даже Сталина оценить это событие по достоинству. В поздравительной телеграмме Черчиллю от 11 июня 1944 года, Сталин писал: «История отметит это событие как достижение высшего порядка!»

Наполеон во время войны с Англией собрал на материке огромную армию для высадки её на английском побережье. Гитлер сделал то же самое во время Второй мировой войны. Но оба они так и не решились на высадку, понимая, что шансов на успех очень мало, а риск потерять свою армию очень велик. Нам, бывшим гражданам СССР и России, об этом событии известно крайне мало, если вообще известно. Даже по прошествии с тех пор десятков лет, русские публикации о войне не содержат сколько-нибудь надёжных сведений о D-Day, как принято называть это событие в западных источниках. Коммунистической режим в СССР старательно скрывал от своих граждан ту огромную роль, которую играли союзники Англия и Америка в ходе войны Советского Союза с Германией. Теперь можно полагать, что без помощи союзников в период 1941-1942 годов СССР не выстоял бы против немцев. Но, это специальная тема и не о ней сейчас речь.

Я хорошо помню как всю войну и после неё советские люди говорили: «Союзники не воевали». Если мерить участие в войне количеством людских потерь, то союзники не только не воевали, но и вообще не знали, что идёт война. Они, воюя одновременно в Европе и Азии, потеряли убитыми в десять раз меньше чем Красная Армия. Мало того, советская пропаганда твердила, что союзники не открывают второго фронта в Европе, намеренно способствуя ослаблению СССР в войне. Много чего ещё вещали советская пресса и радио, чтобы свалить на «бездействие союзных стран» бездарное руководство страной и войной товарища Сталина и его команды. Почему же действительно до июня 1944 года союзники СССР не открыли второго фронта во Франции. Ведь и в их интересах было скорее закончить войну. Англия уже была почти банкротом!

В отличие от гуманитариев-историков, всегда почему-то извиняющихся перед читателем за приведение «скучных» цифр, я инженер и за это извиниться не буду. Никакой скуки в цифрах я не вижу и считаю, что без цифр невозможно правильно представить масштабы исторических событий. Мало того, отсутствие цифр позволяет искажать события и часто превращает историка в идеолога и даже партийного деятеля.

Начнём с цифр. В первые сутки с 6 тысяч крупных и мелких кораблей на берег было переправлено 150 тысяч солдат и офицеров. 9 тысяч тонн различных грузов, 3 тысячи тонн горючего, 2 тысячи грузовых автомобилей, и Джипов. Несколько сотен орудий, десятки танков и пр.

Только на перегрузке всего этого с кораблей на берег работали 2 тысячи человек. И это только в первые сутки! Каким же образом можно было отправить на берег такое количество грузов за такой короткий срок? К этому времени были построены десятки тысяч специальных десантных судов. Среди них были небольшие суда для высадки взвода бойцов с лёгким стрелковым оружием. Были и крупные десантные корабли, подходившие вплотную к берегу с откидными носами-рампами, по которым из трюмов выезжали танки, тяжелые пушки с автомобилями-буксирами, сотни джипов, и тысячи тяжёлых грузовиков, нагруженных ящиками с боеприпасами. Всё это осложнялось бурным морем, штормовым ветром и яростным сопротивлением немцев, расположившихся на высоких до 30 метров берегах. Немцами были построены железобетонные бункеры с сотнями пушек и пулемётных гнёзд. Берег и мелкая часть пляжей были усеяны минами, колючей проволокой и стальными ежами. Для разрушения их, для подавления огня с высот, немцев обстреливали 14 линкоров из орудий калибра от 5 до 16 дюймов, подошедших на предельно близкое расстояние к берегу. Семьдесят крейсеров и полторы сотни эскадренных миноносцев стреляли по берегу из всех орудий! Сотни ракетомётных барж обрушивали на противника залпы из 70 крупных ракет в каждом. Был задействован даже старый линкор «Техас» постройки 1912 года с шестью 12; орудиями и двенадцатью 6;.

Тысячи самолётов союзников обеспечивали полное превосходство в воздухе. Транспортные самолёты снабжали боеприпасами парашютистов, выброшенных ночью в глубине обороны немцев. Тысячи тяжёлых бомбардировщиков бомбили немецкие укрепления на берегу. Сотни истребителей не подпускали к местам высадки практически ни одного немецкого бомбардировщика, штурмовика или истребителя.

С первого дня высадки союзники начали строить временный порт, без которого операция была бы обречена на провал. Снова цифры и ничего кроме цифр! До захвата 14 сентября первого крупного порта Антверпен, который можно было захватить только комбинированным ударом с моря и суши, на берег с помощью временного порта с кодовым названием Малберри было доставлено 2,5 миллиона бойцов и прочего персонала нескольких армий, 500 тысяч автомобилей и 4 миллиона тонн различных грузов от боеприпасов и танков до продовольствия и медикаментов. Для того только, чтобы собрать и сосредоточить в портах Англии такое количество людей и груза потребовалось два года напряжённой подготовительной работы на английском и американском берегах. Да ещё и спланировать столь сложную операцию

В течение года на крупных пассажирских судах, включая знаменитую «Queen Mary I», водоизмещением 80 тысяч тонн, из Америки в Англию перевозили целые дивизии. Скорости этих судов были столь велики, что они не боялись тихоходных подводных лодок и шли через Атлантику без боевого охранения. Одна «Queen Mary» после переоборудования из роскошного океанского лайнера в транспортное судно могла взять на борт 10 тысяч солдат! Она пересекала океан за четыре-пять дней в зависимости от погоды. Без глубоководного порта с причалами и кранами высадить такое количество людей и оборудования было немыслимо! В Англии они были в избытке. А в Нормандии? Голый пляж!

Начиная с 1943 года 150 тысяч человек отправлялись в Англию ежемесячно, пока их число не достигло 2,5 миллионов человек. Тогда шутили, что под этой нагрузкой, плюс десятки тысяч самолётов, танков, пушек и грузовиков маленькая Англия утонет в океане. В Англию переправлялись авиачасти с самолётами, продовольствие и боеприпасы. Однако, большинство грузов перевозилось из Америки на обычных тихоходных транспортных кораблях. Атлантика кишела немецкими подводными лодками и до тех пор пока они не были уничтожены на две трети к концу 1943 года нечего было и думать о переброске такого количества войск, техники и боеприпасов. Кроме того, море было насыщено миллионами мин. Об уничтожении сотен немецких подводных лодок написаны увлекательные книги, настолько сложной и опасной была эта борьба! И не только флота, но и электронной техники.

Уже из этих цифр видно, почему союзники не могли осуществить высадку в Нормандии раньше. Нужно было собрать гигантскую армию с полным вооружением. Нужны были горы оружия и техники. Войну союзники начали совершенно неподготовленными к такой операции. В Америке к началу войны не было и 150 танков и не более 1500 самолётов всех видов. Но, если правдиво описывать события, то следует упомянуть о том, что ещё летом 1943 года союзники высадили крупные десанты сначала в Сицилии, а потом и на основной территории Италии в районе города Салерно. Не менее 22 немецких дивизий дрались летом 1943 года в Италии с войсками союзников. В разгар Курского сражения, начавшегося 5 июля 1943 года, танковая армия Фельдмаршала Манштейна была срочно переброшена 10 июля из-под Курска в Италию. Не был ли это второй фронт?

А если вспомнить о грандиозном поражении армии Фельдмаршала Роммеля в Северной Африке весной 1943 года, когда союзники уничтожили и взяли в плен 250 тысяч немецких солдат и офицеров, то открытие второго фронта можно передвинуть на конец 1942 года. Напомню читателям, что почти в это же время под Сталинградом была разгромлена армия Фельдмаршала Паулюса в составе 250 тысяч человек. Однако высадка в Нормандии превзошла по масштабам и главное по степени риска все предыдущие операции союзников.

Англия, страна с населением вдвое меньшим чем Германия, летом 1940 года потеряла на континенте всё своё вооружение, когда Франция по существу отказалась воевать и весь экспедиционный корпус англичан в 350 тысяч человек чудом смог переправиться в Англию практически только с винтовками. Тысячи пушек, танков, бронетранспортёров и прочего тяжёлого вооружения были потеряны и их пришлось делать заново. А Англия вела уже тогда войну с Японией в восточной Азии и на безграничных просторах Тихого Океана. Вскоре к ней присоединилась Америка. Сотни кораблей, тысячи самолётов и десятки дивизий морской пехоты дрались там с Японцами.

Но, вернёмся на пляжи Нормандии! Высадка началась одновременно в пяти районах прибрежной Нормандии между городами Гавр и Шербур. Эти пять пляжей растянулись на 50 миль и были распределены между армиям Англии, Канады и Америки. Американцы высаживались на двух из них. Их условные названия –Utah и Omaha. В первые часы высадки войска и техника, как я уже писал, доставлялись на берег только с десантных судов и автомобилей амфибий грузоподъёмностью 2,5 тонны. Пока немцы не подтянули к пляжам полностью вооружённые танковые и моторизованные дивизии союзники могли с успехом захватывать их береговые укрепления. Но с приходом основных немецких сил, сражаться ними стало бы невозможно без постоянных поставок огромных количеств техники, людей и боеприпасов. Нужны были тысячи тонн горючего, продовольствия и даже воды вместе с сотнями тонн медикаментов.

Нужна была устойчивая проводная связь. Доставлять всё это без постоянных портовых сооружений было невозможно.

Союзники понимали это и заранее начали по совету и эскизам Черчилля строительство гигантских железобетонных плавучих блоков-кессонов, составлявших элементы будущих причалов и волнорезов. Их кодовое название «Феникс». Таких кессонов было построено 23. Гигантские блоки имели следующие размеры в метрах: 18 х 18 х 60. Строительство их заняло 9 месяцев и потребовало 20 тысяч рабочих, трудившихся днём и ночью. Полые блоки обладали положительной плавучестью и в первые часы высадки их буксирами доставили к пляжам, на которых ещё шёл бой. Кому, как не Черчиллю было знать о том, каким крахом заканчивается попытка высадки крупных воинских соединений на враждебный берег без надлежащей подготовки, снабжения и разведки. Он поплатился за такую попытку в 1915 году министерским постом и множеством иных крупных неприятностей. В Первую мировую войну провалилась попытка английских войск высадиться с моря на побережье Турции в Галлиполи в феврале 1915 года. С помощью немцев турки долго держались и сбросили англичан в море с огромными жертвами. Инициатором операции был Первый Лорд Адмиралтейства Сэр Уинстон Черчилль! И хотя командовал ею не он, всю вину за провал свалили на него.

Но вернёмся к бетонным блокам. Они заполнялись водой и затапливались в нужных местах, к ним подводились следующие блоки, их надводные плоские части превращалась в причалы, достаточно высоко находящиеся над поверхностью воды. Не менее важно было то, что это были превосходные волнорезы, составившие вместе защищённую от ветра и волн гавань. Её кодовое название «Малберри». Из них были составлены длинные волноломы-причалы и по ним тяжёлые грузы могли быть доставлены на пляжи с обычных грузовых судов, имеющих подъёмные краны. Однако, сооружение волнорезов и причалов было только частью задачи. Они были затоплены перпендикулярно к берегу и на значительном расстоянии от него. Их высокие,18 метровые стенки не позволяли пользоваться ими как причалами вблизи берега.

Известно, что морской берег на пляжах очень отлогий и глубина в несколько метров находится иногда в сотне и более метров от суши. Для транспортировки грузов на берег были построены понтонные мосты с шарнирными сочленениями, позволявшими секциям мостов подниматься и опускаться в соответствии с уровнем воды во время приливов и отливов, а также в случае волнения моря. Одним концом мосты крепились к кессонам другой конец выходил на сушу. С этих мостов нагруженные грузовики, танки и пушки своим ходом или на буксире съезжали на берег. Часть волноломов была составлена из 70 старых судов, которые были затоплены в необходимых местах. Общая длина волноломов составляла 7,5 километров. Большая, удобная гавань.

Следует упомянуть, что в дальнейшем горючее и смазочные масла доставлялись на берег из Англии по трём трубопроводам, проложенным по дну Ла-Манша. 12 июня трубопроводы длинною в 30 миль каждый начали работать! Связь осуществлялось по подводному кабелю, также проложенному после высадки. Прокладка трубопроводов была очень сложной задачей. На гигантский барабан диаметром в несколько метров наматывалась гибкая труба. Барабан буксировался от берега Англии до места высадки, труба разматывалась и ложилась на дно. И всё это при весьма свежей погоде! Насосные станции были сооружены к этому времени на берегу.

Теперь понятно, как была обеспечена высадка в первые дни боя. Однако, это далеко не всё. Следует упомянуть, что в 1942 году была предпринята пробная высадка дивизии союзников на французском побережье около города Дьепп. Без предварительной разведки, без портовых сооружений и, следовательно, без тяжёлого вооружения дивизия была разгромлена и остатки её сброшены в море. Берег был сильно укреплён, крупные немецкие соединения были быстро доставлены к Дьеппу по железной дороге и высадка закончилась ничем, кроме потери нескольких сотен солдат и офицеров союзников. Их командование снова поняло, что так высаживаться на побережье, контролируемом противником нельзя. К следующей высадке готовились серьёзно. Кроме тех приготовлений, о которых было сказано выше, пришлось уже с 1942 года высаживать с небольших лодок по ночам группы людей, бравших пробы грунта в местах предполагаемой высадки и изучавших берег. Нередко они взрывали неприятельские радары. При высадке у Дьеппа выяснилось, что песчаный и галечный грунт пляжа не годятся для прохода танков. Они буксовали на гальке или глубоко зарывались гусеницами в мокрый песок. Толку от них было мало. Одна обуза.

Нужно было строить специальные машины для преодоления этого препятствия. Нужны были машины для разминирования пляжей. Саперов туда не пошлёшь. Их перебьют из пулемётов в несколько минут! Этим занялся военный инженер майор Перси Хобарт. Основой для таких машин был взят танк с тяжёлой бронёй. Спереди к нему подвешивались на двух параллельных стальных балках вращающиеся барабаны, увешанные отрезками стальных цепей. Получался минный трал. При движении танка барабан вращался, цепи колотили по земле и подрывали мины. Взрывы их не могли повредить танку. От осколков экипаж был прикрыт бронёй и взрывались мины далеко впереди гусениц, не нанося им никаких повреждений. На другом типе машин на таких же балках крепился барабан, на котором был намотан армированный проволокой толстый прорезиненный брезент. Диаметр намотки был более трех метров.

При движении танка брезент разматывался, танк въезжал на брезент, и он ложился впереди и позади танка гладкой и не скользящей дорогой. Следующие танки шли уже по ней. Иначе по гальке и песку пляжа танки не смогли бы двигаться.

Но и это ещё не всё! Были построены танки, нёсшие на себе гигантские связки длинных брёвен. Эти связки сваливались в противотанковые рвы и танки проходили по брёвнам, минуя ров. Судов, с которых танки сходили на берег, недоставало и были построены плавающие танки. Штатные плавающие лёгкие танки были в армиях нескольких стран, но это были танкетки с противопульной бронёй. Для штурма берега, вооружённого противотанковыми пушками танкетки явно не годились. Перси Хобарт заставил плавать танки с орудиями 76 мм. и весом свыше 30 тонн, которые для плавания отнюдь не предназначались конструкторами. Он герметизировал их и снабдил даже винтами-движителями. Пусть читатель представит себе сколько времени и денег, и материалов затратили союзники на сооружение всего этого портового и штурмового хозяйства. Неудивительно, что понадобилось два года для того, чтобы начать высадку с надеждой на успех. Однако, любая военная операция нуждается в разведке. Она велась с первых дней войны, поскольку англичане опасались десанта немцев уже с 1940 года.

Вдоль побережья немцы установили радарные и радиостанции для предупреждения о налётах английских самолётов на немецкую территорию.

Требовалось узнать место их расположения, тип установок, способы их охраны. Необходимо было взломать секретные коды немецкой армии и флота. Уже в 1942 году немцы начали строить вдоль побережья так называемый Западный Вал для отражения десанта союзников с британских островов.

Английская авиация начала систематическую аэрофотосъёмку побережья Бретани. Десятки самолётов изо дня в день при свете дня фотографировали не только берег, но и расположенные в глубине сооружения и ландшафт. Сотни километров плёнки с пятью миллионами кадров обрабатывали специально подготовленные специалисты. Специальная аппаратура позволяла делать снимки трехмерными и постепенно штаб союзников получил полную картину мест, где предстояла высадка и где пошли дальнейшие бои по захвату более глубокого плацдарма, чем узкая полоса пляжей. Десятки лётчиков погибли, выполняя эту задачу. Союзников интересовали не только оборонительные сооружения немцев. Автомобильные и железные дороги, реки и каналы, мосты, железнодорожные станции были не менее важны. Уже ночью в день высадки союзная авиация произвела точную бомбардировку этих объектов, лишив немцев возможности подвозить боеприпасы и подкрепления к местам боёв. А в течение трех предыдущих месяцев авиация союзников сбросила на немецкие позиции и дороги 66 тысяч тонн бомб. Часть из них расходовалась только на то, чтобы глубокие воронки от тяжелых бомб были использованы десантниками как укрытия в первые часы боёв! Поразительная, беспримерная забота о жизни бойцов! Для сравнения; Маршал Жуков гнал солдат на минные поля, раз – минируя их таким «оригинальным» способом из экономии времени. Об этом он рассказал генералу Эйзенхауэру, что нашло отражение в мемуарах последнего. Генерал меланхолически заметил там же, что недолго командовал бы он, дойди до Конгресса что-нибудь подобное. Военный трибунал и позорная отставка последовали бы незамедлительно! Разные миры, скажем мы. Разные войны, разные обстоятельства.

Но самой, пожалуй, грандиозной частью предстоящей операции были мероприятия по обману противника. Немцы не должны были знать точного места высадки. Естественно было ожидать, что она произойдёт в самом узком участке Ла-Манша у города Кале. Однако, союзники решили, что высадку произвести удобнее западнее этого места. Но Ла-Манш там раза в три шире! Следовало держать немцев в уверенности, что высадка будет там, где они предполагали. Сначала была организована блестящая операция по обману гитлеровского Генштаба. В лондонском морге был найден труп только что скончавшегося от туберкулёза рабочего. Туберкулёзные лёгкие при вскрытии дают картину лёгких человека, недавно утонувшего в морской воде. Труп одели в форму майора английской армии, прикрепили к его кисти стальной цепочкой особый портфель с «секретными документами», выдержали его много часов в морской воде до требуемых утопленнику медицинских кондиций, организовали «катастрофу» над морем английского самолёта, утонувшего на недосягаемой глубине и подкинули труп с подводной лодки прямо у испанского берега недалеко от Гибралтара.

Специалисты снабдили «утопленника» таким набором документов, бумаг и бумажек, что искушённые немецкие контрразведчики не учуяли подделки. В карманах у майора Мартина был подлинный билет лондонского кинотеатра, куда покойник сходил перед своей гибелью, квитанция отеля, где он остановился в «последнюю» ночь. Письмо от возлюбленной с реальным именем и адресом в Лондоне, письмо его строгого отца, не одобрявшего его выбор и обручение с нею и множество столь же искусно сфабрикованных деталей.

Испанские рыбаки обнаружили Мартина на берегу и сообщили испанской полиции. Те забрали тело и немедленно позвонили в немецкое консульство. Из Германии прилетели контрразведчики и патологоанатом из гестапо. Самое тщательное исследование ловушки не обнаружило, а в портфеле оказались совершенно секретные документы о высадке союзников у Па-де-Кале в июне 1944 года. Так немцы целиком проглотили наживку. Мартин спас тысячи жизней потому, что немцы были уверены в подлинности документов. А мероприятия по обману немцев продолжались. Были сооружены фальшивые аэродромы, дороги, на них стояли тысячи макетов транспортных и боевых самолётов, танков и пушек, тягачей и автомобилей, построены казарменные помещения. С воздуха это выглядело вполне реально. На земле у немцев шпионов не было. Генерала Джорджа Паттона, самого пожалуй талантливого и агрессивного генерала союзных войск, назначили командующим несуществующей армии, расположенной напротив Кале.

Немцы знали: там, где Паттон там наступление! Там жди беды! С ним приехали его радисты, «почерк» которых немецкая разведка знала ещё со времён вторжения на Сицилию, где Паттон командовал американской армией вторжения. Эти радисты наполняли эфир ложными распоряжениями, стилем похожими на хорошо известные немцам приказы генерала Паттона. На английском берегу, с которого немцы ожидали высадки, происходили манёвры огромного количества войск с посадкой на транспортные корабли. Союзники установили на берегу Па-де-Кале в самом узком его месте мощные радиоусилители и через громкоговорители передавали записанные заранее звуки голосов и погрузки, моторов военной техники и кораблей, чтобы подкрепить уверенность немцев в том, что высадка готовится здесь. Немецкие корабли и подлодки постоянно слушали берег. А истинные операции шли в глубочайшей тайне и место высадки было известно всего нескольким командующим включая, Черчилля и Рузвельта. Командующим всей операцией был назначен американский генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Штабу союзников необходимо было добыть секретные шифры, которыми пользовались немецкая армия и флот. Ещё более ценными были кодирующие аппараты, автоматически превращавшие нормальный текст в шифровку и обратно. С помощью польских партизан были добыты некоторые детали этихмашин, а дерзкий ночной рейд на немецкую радиостанцию позволил получить шифровальные коды, сам аппарат в полной исправности и нескольких живых немецких радистов. Однако, и этого было мало. Немцы периодически меняли коды и перехваченные по радио сигналы приходилось расшифровывать специальной бригаде, работавшей в Блетчли Парке под Лондоном. Там собралась странная команда из военных шифровальщиков, инженеров, шахматных гроссмейстеров, специалистов по кроссвордам, профессоров математики, театральных художников-декораторов и даже фокусников. Они успешно решали многие головоломки немецких кодов, придумывали фальшивые сооружения и делали невидимыми с воздуха реальные объекты.

Расшифровка немецких кодов и шифров была долгой и трудоёмкой работой, потому, что использовалась техника 19 века – перфорационные машины. Поэтому в 1943 году гениальные англичане-инженер Томми Флауэрс и математик Вильям Татт, работавшие в Блэтчли Парке, изобрели первый в мире компьютер на 6 тысячах вакуумных лампах, производивший 5 тысяч операций в секунду, названный «Колоссус» и разработали алгоритм расшифровки. Он за несколько часов обрабатывал такое количество информации, что для её ручной обработки понадобились бы годы. К сожалению, работа была столь секретной ещё много лет после войны, что слава изобретателей компьютера досталась другим, а об истинных изобретателях до сих пор мало кто знает. Ещё не всё рассекречено до сих пор! Вскоре английская разведка имела возможность расшифровать любой радиосигнал немцев! Выдающаяся роль Блетчли Парка в войне описана во множестве книг и статей. Генерал Эйзенхауэр сказал, что гении Блэтчли Парка на два года приблизили победу. Это был мозговой трест союзников! Они играли с Гитлером как кошка с мышью, заранее зная о его действиях и планах и подсовывая ему ложную информацию о том, чего они и делать не собирались. Они даже знали координаты немецких подводных лодок в океане!

Но и этим сложности высадки не исчерпывались. Следовало сочетать такие факторы, как приливы, лунные ночи и погоду. Получалось, что благоприятное сочетание этих данных происходит два раза в месяц. И если упустить эти дни, то придётся ждать следующего раза. Всё это добавляло забот генералу Эйзенхауэру и его штабу! Особенно погода! В это время года Атлантика очень ненадёжна. Сильные штормы, когда высота холодных волн превышает три метра

Случаются там очень часто. В такой шторм высадка с малых транспортных судов не возможна. И именно в назначенный день высадки 5 июня шторм разгулялся настолько, что высадку пришлось отложить на сутки. Представьте себе тысячи кораблей, стоящих на рейде у берегов Англии и среди них очень маленьких, на которых находилось 150 тысяч солдат и офицеров.

Высадить их на берег для того, чтобы переждать штормовую ночь на берегу невозможно. Высадку тогда пришлось бы отложить на месяц. И удержать её в секрете от немцев было бы тогда невозможно тем более. Всю ночь штаб высадки находился в сверхнапряжённом состоянии. Особенно Командующий. Колоссальная ответственность лежала на нём! Прогнозов погоды требовали ежечасно. Когда шторм слегка утих и прогноз на ближайшие два часа был обнадёживающим, Эйзенхауэр отдал приказ к высадке.

По строго размеченным графикам, ещё ночью при свете Луны с точностью до минуты гигантская армада, во главе с 350-ю тральщиками двинулась к берегу. Пролив кишел миллионами мин! Немцы говорили, что воды было не видно из-за тысяч судов, плотно идущих к берегу! Одновременно тысячи корабельных орудий обрушили на немецкие укрепления тонны снарядов. Тысячи самолётов занялись обработкой укреплений, дорог, мостов и железнодорожных станций.

Но ещё за несколько часов до высадки в тыл немцам были заброшены сотни грузовых планёров с пехотой, легкими танками и пушками. Знаменитая сто первая авиадесантная дивизия в полном составе, более 12 тысяч бойцов, была сброшена на парашютах в тылу для удержания тех, специально не разрушенных авиацией мостов, которые могут понадобиться в ходе боёв. Не забыта была и диверсионная работа. Был также применён обманный трюк, о котором до сих пор рассказывают в военных училищах. Тысячи примитивных чучел, изображающих вооружённых десантников были выброшены на парашютах в местах сосредоточения немецкой пехоты. В темноте ночи, освещённые луной, издали и в воздухе эти чучела вполне сходили за настоящих парашютистов.

Десантники называли это чучело из мешков с песком и в примитивном военном обмундировании «Рупертом». Всё в армии должно иметь имя! Эти Руперты отвлекали внимание сотен обороняющихся немцев. По ним били из всех стволов, расходуя сотни килограммов боеприпасов. На их захват устремились специальные подразделения, в то время как настоящие парашютисты без особых помех действовали в других районах. Бравые Руперты спасли сотни жизней. Немцы далеко не сразу поняли, как их позорно обманули!

Итак, десантные суда начали высадку первых подразделений. На крутой волне, под огнём далеко не полностью разрушенных железобетонных бункеров, откуда били пулемёты, и даже крупные пушки, бойцы выскакивали на берег и по минным полям вслед за танками-тральщиками устремлялись к подножию высоких до 30 метров дюн. Немало бойцов утонули, в тяжелом снаряжении не добравшись до суши. Многие были убиты на пляжах у линии воды! Затонуло насколько плавучих танков и малых десантных судов. Шторм не утихал! Сверху в десантников стреляли из всех видов оружия. Укрытия на пляжах бойцы находили только за стальными ежами, поставленными немцами как противотанковые препятствия и в воронках от бомб и снарядов. И только добравшись, те, кому удалось, до основания высокого берега, они оказывались вне огня гитлеровских солдат. Отсюда бойцы начинали штурм высот.

Штурмовые лестницы, альпинистское оборудование и простые верёвки с якорями на концах были их единственным средством. Плюс высокая выучка на макетах французского берега, длившаяся несколько месяцев, и мужество в большинстве не обстрелянных бойцов. А наверху их ждали пулемётные гнезда и колючая проволока. В ход пошли гранаты, взрывчатка на длинных палках, которую просовывали под колючую проволоку и под брустверы пулемётчиков. И конечно разнообразное стрелковое оружие. Нередко дрались врукопашную, чем ни попадя, атакуя немцев. Отдельные подразделения, заброшенные ночью с парашютов и планёров, уничтожив орудийные расчеты, добрались сверху до немецких укреплений на дюнах и совместными усилиями десантников с моря овладели береговыми высотами, открыв путь вглубь береговой территории.

Что делали в это время высшие командиры немцев? Фельдмаршал Роммель улетел в Германию праздновать день рождения жены. Главнокомандующий Западным фронтом Фельдмаршал Рунштедт тоже находился далеко от места высадки. Гитлер спал и ни под каким видом его нельзя было будить. Вся верхушка Вермахта была уверена, что в такую бурную погоду высадка невозможна, да и ждали её в Па-де-Кале за добрую сотню миль восточнее. Гитлер к тому же не разрешил без своего приказа двинуть к месту высадки танковые дивизии. «Ни одного танка». Поэтому Рунштедт ждал пробуждения фюрера, ругаясь как грузчик. Гитлер проснулся по обыкновению очень поздно. Он работал по ночам и заставлял других придерживаться своего расписания.

Размышления о том, не является ли эта высадка ложной для отвлечения немцев от Па-де-Кале, заняли не менее суток. Вспомнили, конечно, и майора Мартина.

Танки стояли, Гитлер думал, Рундштедт ругался, но сделать ничего не мог. Этот выдающийся командир сразу понял, что высадка не ложная, что если союзников не сбросить в море в первые двое суток, то войну можно считать законченной! Когда же немецкие танки, наконец, двинулись на платформах по железной дороге (танки к бою своим ходом не идут, если дорога длинна) выяснилось, что пути разрушены авиацией союзников, имевшей полное превосходство в воздухе. Пока их восстанавливали, немцы и снова разрушала союзная авиация прошло очень много времени. Не раз танковые эшелоны подвергались сокрушительной бомбёжке с воздуха.

Вместо суток танки ехали трое и когда стало ясно, что они опоздали и начальник гитлеровского штаба генерал Цейцлер спросил у Рунштедта «что же теперь делать?» тот, обозлённый вконец тупостью фюрера и подогретый беспрерывными проклятиями в его адрес заорал в телефонную трубку: «Идиоты! Заключайте мир пока не поздно! Война проиграна!» Этот крик привёл к немедленной его отставке, но ситуация от этого не изменилась. Шансов на победу у Гитлера не было уже со времён Сталинграда, а после удачной высадки союзников в Нормандии время до конца «тысячелетнего» Рейха стало измеряться месяцами.

Как шли события на месте высадки дальше? 19 июня искусственный порт, с такими трудами сооружённый союзниками был размётан невиданным даже в этих краях по силе штормом. Ремонт порта потребовал нескольких дней, однако к тому времени на берег были доставлены войска, тяжёлое вооружение и боеприпасы в таком количестве, что и без порта союзники наступали и немцы уже ничего не могли сделать! За две недели работы импровизированного порта на берег было доставлено 2,5 миллиона военнослужащих, 4 миллиона тонн грузов и 500 тысяч автомобилей, от артиллерийских тягачей – полноприводных трёхосных Студебеккеров и до Джипов. Студебеккеры использовались и как грузовые машины, перевозившие по абсолютному бездорожью до 2,5 тонн груза.

Кстати, шестьсот тысяч таких машин безвозмездно поставили союзники Советскому Союзу в 1942-1945 годах. Я хорошо помню, что вся страна ездила на них и на американских мотоциклах ещё лет 10 после победы. В своих мемуарах Маршал Жуков так высказался о них: «Мы получили от союзников в годы войны шестьсот тысяч автомобилей. И каких автомобилей! Бездорожье им было нипочём».

Что можно сказать в заключение? Читатель, надеюсь, увидел сколь грандиозной была задача и как блистательно она была решена. Сэр Уинстон Черчилль писал впоследствии, что за исключением ничтожных мелочей операция прошла как на параде. Он был профессиональным военным и знал дело, о котором писал. Он непосредственно участвовал в планировании этой операции! Галлиполи не повторилось! Высадка под непрерывным обстрелом противника, в шторм, с тысяч судов всех типов и размеров шла как в кино. Только это «кино» обошлось в первые сутки в 2 тысячи убитых и 8 тысяч раненых бойцов. Я чуть не написал «всего» 2 тысячи! В мемуарах Генерал Эйзенхауэр писал, что ожидались потери не менее 25%, что в несколько раз выше истинных потерь. Мало того, он заготовил для прессы в случае неудачи высадки короткое сообщение о том, что вся ответственность за неудачу ложится не только на погоду и иные непреодолимые причины, но и на него, как Верховного Главнокомандующего всей операцией. Вот до какой степени трудна и непредсказуема была задача, которую так блестяще решили союзные войска.

Изучая всю жизнь историю Второй мировой войны, я не встретил ни одной военной операции сколько-нибудь похожей по масштабу, сложности, опасности и эффективности на операцию Оверлорд. Думаю, что только армия и люди свободных стран, не боящиеся отвечать за свои действия, только Армия свободных людей и её командующие, которые не боятся, что в случае неудачи их обвинят в предательстве, вредительстве или шпионаже, как часто бывало в армии СССР, способна на такие действия. Поражает прежде всего организация всего этого дела. Координация действий тысяч подразделений, миллионов людей и промышленности на двух удалённых друг от друга континентах.

Согласованные действия армий и флотов двух стран в колоссальных масштабах действующих как один организм, не имеют аналогов в истории. Не думаю, что Советский Союз решил бы такую задачу вообще. Для этого нужен иной социально-политический строй и иной человеческий материал. Мужества, храбрости и умения воевать в 1944 году у воинов Красной Армии было не меньше, чем у воинов союзников. И оружие было не хуже. Однако, в диктаторском сталинском режиме, подавлявшем инициативу людей, смертельно запугавшем весь народ, включая генералов и маршалов, которых Сталин периодически расстреливал даже осенью 1941 года для острастки остальных, подобную операцию просто некому было бы организовать и осуществить. Да и русский «авось» не позволил бы этого как следует сделать!

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

6 июня 2009 года исполнится 65 лет со дня начала одной из самых важных операций Второй мировой войны - высадки союзников в Нормандии, известной также как операция «Оверлорд».

Высадка в Северной Франции готовилась долго. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что это была самая долгожданная операция Второй Мировой, о которой заговорили практически сразу же после того, как британский экспедиционный корпус покинул континент, а Франция капитулировала в 1940 году.

Особенно активно о перспективах высадки союзников в Европе заговорили после нападения гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года, когда подавляющая часть боеспособных германских дивизий была переброшена на восток. Однако открытия второго фронта пришлось ждать три долгих года.

Высадка в Европе стала одной из главных тем дебатов между лидерами Антигитлеровской коалиции - Сталиным, Рузвельтом, Черчиллем в 1941-43 годах. Руководство СССР заговорило о необходимости открытия второго фронта в Европе еще летом 1941 года, однако, тогда же Черчилль ответил о невозможности проведения подобной операции «в ближайшее время».

Весь следующий период времени от июля-августа 1941 до 6 июня 1944 можно назвать периодом подготовки к проведению этой крупнейшей в истории десантной операции. Союзники сосредотачивали силы - на британских островах собиралось все больше британских, американских, канадских дивизий, эскадрилий, десантных кораблей; и набирали опыт - десантными операциями в Африке, на Сицилии и в континентальной Италии, на островах Тихого океана.

19 августа 1942 года союзники предприняли попытку десанта в Европе - операцию «Юбилей», известную также как «рейд на Дьепп». На побережье было высажено 4963 пехотинцев из состава 2-й канадской дивизии, 1075 британских коммандос и 50 американских рейнджеров, при поддержке бронетехники, авиации и корабельной артиллерии. Операция, однако, полностью провалилась. Более 3500 солдат и офицеров из числа высадившихся на берег были убиты либо пленены, остальным удалось эвакуироваться.

Относительно рейда на Дьепп существуют различные версии. Одни полагают, что целью операции была демонстрация Советскому Союзу невозможности успеха масштабной десантной операции в 1942 году, другие - что целью было накопление необходимого опыта, пригодившегося затем при планировании высадки в Африке, на Сицилии, в Италии, и, наконец, во Франции.

Осенью 1943 года, на Тегеранской конференции лидеры союзников пришли к единому мнению: высадка в Западной Европе должна состояться весной следующего года. Надо сказать, что союзники выбрали едва ли не идеальный (для себя) момент для операции. Поспеши они с масштабной операцией, и начни ее, скажем в 1943 году - был бы слишком велик риск крупного поражения. С другой стороны, замедление, и перенос высадки на конец лета/начало осени 1944 или даже на весну 1945 года, был бы чреват для союзников тем, что СССР продвинулся бы гораздо дальше вглубь Западной Европы, и англо-американское влияние на послевоенное переустройство Европы было бы значительно ослаблено.

Масштаб операции впечатляет: с 6 июня по 19 августа 1944 года (день форсирования Сены, считающийся формальным окончанием битвы за Нормандию), Ла-Манш по морю и по воздуху пересекли более трех миллионов человек (численность группировки к началу операции составила 2876 тысяч человек). Операцию поддерживали с воздуха 11 тысяч боевых самолетов. Флот союзников насчитывал более шести тысяч боевых, транспортных и десантных кораблей и катеров.

Этим силам противостояли около 380 тысяч немецких солдат и офицеров. Немецкие дивизии испытывали острый недостаток бронетехники, транспорта, и подготовленного личного состава - лучшие части Вермахта и войск СС в это время находились на Восточном фронте, забиравшем львиную долю немецких ресурсов. Разрыв в воздухе был еще более разительным - 11-тысячной авиационной армаде союзников, люфтваффе могли противопоставить не более 500 самолетов - остальные машины были задействованы в ПВО Рейха (оборона от стратегических бомбардировщиков) и опять же, на Восточном фронте.

Главной же причиной, обусловившей успех операции, была ошибка высшего руководства Германии в определении направления удара союзников. Адольф Гитлер полагал, что удар будет нанесен через Па-де-Кале, что обусловило неверную расстановку немецких сил на ТВД.

Битва за Нормандию началась в ночь с 5 на 6 июня 1944 года с высадки воздушного десанта и авиационных и артиллерийских ударов по оборонительным укреплениям немцев. Две американские воздушно-десантные дивизии (82-я и 101-я) были высажены у города Карентан, и одна британская (54-я) у города Кан.

Утром 6 июня началась высадка морского десанта. Береговые укрепления немцев почти на всем фронте высадки были подавлены, однако, на участке «Омаха» подавить огневые точки полностью не удалось, и там союзники понесли значительные потери - более 3000 человек. Тем не менее, сорвать высадку эти потери не могли. В целом к вечеру 6 июня на берегу находилось больше пяти дивизий.

К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий (в том числе 4 танковые), которым противостояли 23 ослабленные немецкие дивизии (в том числе 9 танковых). Резервов немцы не имели - на Восточном фронте в это время советские войска начали белорусскую стратегическую наступательную операцию. Дата наступления между союзниками была согласована заранее, чтобы облегчить операцию в Нормандии.

Стартовавшая 23 июня 1944 года операция «Багратион», в которой 2,4-миллионной советской группировке противостояли 1,2 миллиона немцев, отвлекла на себя практически все резервы, которые германское командование еще могло найти, и стала главным залогом успеха наступления союзников с плацдарма в Нормандии. 29 июня союзники взяли Шербур. К 21 июля - Сен-Ло. В августе немецкий фронт в Нормандии рухнул окончательно. 19 августа войска союзников форсировали Сену, а 25 - освободили Париж. К этому времени советские войска вышли к Висле, заняв несколько плацдармов на ее западном берегу. Падение гитлеровского рейха стало делом ближайших месяцев.

Высадка союзников в Нормандии встречает разноречивые оценки. На Западе ее считают едва ли не центральным событием всей войны, в России зачастую называют второстепенной операцией, утверждая, что в это время Германия была уже обречена и высадка союзников «ничего не решала».

Обе эти точки зрения далеки от действительности. Конечно же, исход войны к лету 1944 года был уже решен, и решен именно на восточном фронте, где нашли свою могилу лучшие части Вермахта. Вместе с тем, высадка союзников, безусловно, на несколько месяцев приблизила победу, и сберегла сотни тысяч советских солдат, которые могли быть убиты или ранены в боях с немецкими частями, не разгромленными на западном фронте.

Советское руководство прекрасно сознавало значение второго фронта в Европе, чем и были обусловлены настойчивые требования открыть его как можно скорее. И то, что в итоге было сделано союзниками 6 июня 1944 года, безусловно заслуживает упоминания в ряду величайших и наиболее значительных битв Второй Мировой, вместе с битвами под Москвой, Сталинградом, Курском, и другими.

На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие события, однако в Европе не сомневаются, что ей стала Нормандская десантная операция и последовавшие за ней события. Доктор исторических наук Владимир Лавров в беседе с RT рассказал, что западные историки замалчивают роль Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, делая акцент на решающей роли западных союзников.

Владимир Лавров уверен, что Германия была бы разбита и без высадки союзников в Нормандии.

«Открытие второго фронта американцами и англичанами в 1944 году, было не важнейшим событием, не переломом, как это обычно пишут в западных учебниках, — считает историк. — Для запада это крупная операция, они открыли второй фронт, но обещали открыть его гораздо раньше».

«Американцы вступают в войну, приступают к дележу пирога, когда уже нужно получать выгоду, но без больших потерь, воевать с большими потерями, ни американцы, ни англичане не привыкли. Победить мы могли уже и без них», — добавил Лавров.

Глава немецкого Агентства глобальных коммуникаций профессор Лоренц Хааг также считает, что Высадка союзнических войск в Нормандии 6 июня 1944 года «это важное событие, но Вторая мировая война была выиграна на Восточном фронте Красной Армией».

«Именно на Восточном фронте вермахт потерял 90% своего личного состава, — напомнил он. — Поэтому мы не должны переоценивать значение данной операции. Если бы она не состоялась, Вторая мировая война могла быть полностью выиграна СССР».

По мнению эксперта, «высадка союзников в Нормандии имела огромное военно-политическое значение, прежде всего для США и Великобритании». «Руководители этих стран понимали, что нацистская Германия вскоре будет повержена, и её единственным победителем станет СССР. Лидеры США и Великобритании учитывали, что промедление с открытием второго фронта нанесёт ущерб их интересам в Европе после окончания войны», — указал Лоренц Хааг, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Учитывая противоречия между СССР и западными странами, их неприязнь друг к другу, решить эту задачу ранее было непросто», считает историк. «Обещание союзников открыть Второй фронт не было выполнено ни в 1942, ни в 1943 годах, — напомнил собеседник агентства. — Они выжидали и надеялись, что после изнурительной войны Советский Союз будет ослаблен и утратит значение великой державы. А развёртывание военных действий в Западной Европе привело бы к отвлечению части германских войск с Восточного фронта и, следовательно, к сохранению сил Красной Армии».

Профессор считает, что война в Европе могла бы завершиться в 1943 году. «И если этого не случилось, то причина тому - стремление США и особенно Англии переиграть СССР не в борьбе с нацистской Германией, а при выстраивании послевоенного миропорядка. Издержки при этом мало волновали Лондон и Вашингтон», — сказал он.

Известный британский историк Второй мировой войны Джеймс Холланд также считает, что высадка союзных войск в Нормандии, в отличие от распространённой точки зрения, не была исключительно американской военной операцией.

«Под высадкой в Нормандии многие люди подразумевают только ожесточённые бои американских и немецких войск в зоне «Омаха» и высадку американского парашютного десанта», — отмечает Холланд в статье, размещенной 5 июня на сайте телекомпании CNN по случаю 70-й годовщины операции «Оверлорд». По его словам, подобные представления во многом сложились под влиянием массовой культуры, в том числе известного фильма «Спасти рядового Райана» и телесериала «Братья по оружию».

«Высадка в Нормандии 6 июня 1944 года была союзнической операцией, в которой ведущую роль играла, скорее, Великобритания. Да, верховным главнокомандующим союзными войсками в Европе был американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, однако его заместителем был маршал Королевских ВВС британец Артур Теддер. Британцами были и трое командующих видами вооружённых сил», — пишет исследователь.

По словам Холланда, план операции «Оверлорд» был по большей части разработан британским генералом Бернардом Монтгомери — главнокомандующим сухопутными войсками союзников в Европе, а основная ответственность за реализацию высадки легла на британские ВМС.

Холланд отмечает, что по итогам десантной операции США и Великобритания потеряли примерно равное количество людей. Историк подчёркивает, что он не умаляет заслуги американской стороны, однако стремится показать общественности более широкий взгляд на это важное историческое событие.

Согласно информации из открытых источников, нормандская операция, или операция «Оверлорд» — стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный фронт в Европе во Второй мировой войне. В десантной операции в Нормандии приняли участие более 3 млн человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.

Во вторник 6 июня 1944 года в ходе Второй Мировой Войны американскими и английскими войсками была проведена самая крупная в истории морская десантная операция. "День Д" вошел в века.

Во Франции на побережье Нормандии высадилось почти три миллиона солдат.

Западный фронт, называемый у нас Вторым фронтом, наконец-то был открыт.

В ходе операции "Оверлорд" туманным утром тысячи судов, вышедших из портов юга Англии, пересекли Ла-Манш и приступили к освобождению захваченной немцами Франции.

Немцы знали и готовились. Северное побережье Франции защищал т.н. "Атлантический Вал" - полоса мощных прибрежных укреплений. Поскольку бОльшая часть вермахта сражалась на Восточном фронте, во Франции солдат было немного, и битва на укрепленных рубежах побережья решала судьбу всего Западного фронта.

Союзники высадились на слабоукрепленных пляжах Нормандии, операция была страшно засекречена и эффект внезапности удался.

Высадка происходила на пяти нормандских пляжах, кодовые названия которых, конечно должен знать каждый школьник (американский я полагаю) - Юта, Омаха, Голди, Джуно и Сворд.

На пляже Омаха немцами было оказано ожесточенное сопротивление. Высадка первого эшелона превратилась в кровавую бойню. "Кровавая Омаха" стала для американцев символом всей Второй Мировой войны.

Я вот люблю историю.

И вот я в зоне высадки "Омаха".

Американцы неспроста выбрали этот пляж для высадки. На многие километры вокруг побережье представляет собой отвесные скалы, и лишь эта шестикилометровая открытая полоса пригодна для десантирования людей и техники.

Немцы тоже догадывались об этом скромном факте, вот почему здесь американцев ждалом 8 крупнокалиберных орудий, 18 противотанковых орудий, и под сотню пулеметов. Весь берег пляжа представлял из себя сплошное мессиво из ежей, мин, колючей проволоки, в воду были вбиты сваи, чтобы помешать подходу десантных судов.

а за ней - двухсотметровой ширины заболоченный солончак

а за ним - пятидесятиметровой высоты гряда холмов, недоступная для техники. На ней то и сидели немцы.

Но американцам очень нужно было высадиться

К пяти утра около шести тысяч судов, гигантская армада, перескла Ла-Манш, и часть этой Армады согласно плану направилась к сектору высадки "Омаха"

Если высадка англичан и канадцев на участках "Голди", "Джуно" и "Сворд" прошла гладко, то здесь у американцев не заладилось с самого начала - сильный туман, шторм, отвратительная видимость.

Яростная бомбардировка холмов "Омахи" с самолетов и с кораблей не принесла немцам никакого вреда - настолько надежны были доты. В нескольких километрах от берега американцы приступили к посадке десантников с кораблей на легкие десантные катера.

Вот где-то там это было, вдали

Одновременно линкоры "Техас" и "Арканзас" пытались превратить немецкие укрепления в мессиво, но тщетно.

Практически ничего не видя, вслепую, десантные катера закрутило на волнах и в лабиринтах ежей и свай. В панике началась выгрузка танков-амфибий на глубокой воде. Из 32 танков утонуло 29 со всеми экипажами. Лишь один капитан катера ослушался приказа и не выпустил свои танки. Эти то три танка и были единственной поддержкой пехоте

Которая таки добралась до небольшой глубины и приступила к высадке. Небольшая глубина - это два-три метра, что логично, большое количество солдат с 30-килограммовой амуниций сразу пошло ко дну

А остальных ждала кипящая от немецких пуль и снарядов прибрежная вода.

Участок "Омаха" был поделен на восемь секторов.

Вот столбики, они означают границы участков.

Один из них, с кодовым названием "Дог Грин", увековечил Стивен Спилберг в своем "Спасти Рядового Райана". Собственно, как и саму "Омаху".

За каждый сектор отвечала одна рота.

Восемь участков - восемь рот первой волны, 1450 человек.

Из этих солдат спаслись немногие.

Картина бойни, показываемая Спилбергом, близка к истине. Но длилась она недолго, потому что следующие волны, пройдя по трупам товарищей, начали выбивать немцев, которых, к слову, было немного.

Тем не менее, итоговые потери американцев на Омахе составили три тысячи человек - с учетом того, что потери всех союзнических сил во время высадки на всех пяти участках составили пять тысяч.

На "Юте" потери составили всего 200 человек, благодаря погоде - высадились не в том месте, а в двух километрах.

История рядового Райана имеет под собой реальную основу - два брата Ниландов были убиты на "Юте" и "Омахе", а третьего отправили домой к маме, правда, его никто не искал.

Для американцев Омаха - важная точка на мировой карте.

Помимо символа мужества и ужасающих для них потерь (естественно, несравнимых с масштабами операций Восточного фронта), здесь же находится военное мемориальное кладбище погибших американских солдат в ходе операции "Оверлорд".

По воле судьбы, я попал на "Омаху" 8 мая, а это, как известно, на Западе - День Победы. Мы закончили войну в Праге днем позже. Поэтому здесь было весьма многолюдно. По пляжу задумчиво бродили одиночки и пары с необъяснимым чувством в глазах.

Кто-то очень долго стоял и просто смотрел в море, в сторону Англии, туда, откуда 65 лет назад показалась флотилия союзников.

Кладбище более чем впечатляет

Огромный луг с аккуратными белыми крестами

Здесь лежит 9 300 солдат

Кресты изредка прерываются звездами Давида

Для многих американских евреев считалось святым долгом записаться добровольцем в армию, чтобы бороться с ненавистным Гитлером

На всех крестах надпись - имя погибшего, где служил, когда и где убит, и самое святое - штат. Для американца тех лет место рождения - это как клеймо, настолько он определял характер и менталитет того или иного человека.

Все 48 штатов лежат здесь

И все эти имена, кресты, даты, звезды Давида, штаты, тянутся до горизонта.

Среди них есть могила и Райана.

при кладбище замечательный мемориал, по крайней мере, для такого человека, как я - весь в картах и схемах

"Мои глаза увидели...

"... славу пришествия Бога"

А рядом - музей. В самом что-ни на есть западном смысле слова "музей" - фотографии, фильмы, слайды, выбитые на мраморе великие слова.

На обратном пути обнаружили сохранившийся немецкий дот. Уцелел, наверное, благодаря тому, что на нем воздвигли себе памятник победители - пятая инженерная бригада. И фамилии человек ста с лишним, которых положила бригада при штурме высоты и дота.

А впрочем, нет. Чуть ниже по склону сохранился еще один дот.

Внутри уцелели полозья для поворачивания лафета крупнокалиберной пушки

Вот взгляд из дота глазами этой пушки. Весь пляж как на ладони. Немудрено, что американцам дорогого стоило взять высоты на "Омахе".

Но немцев это не спасло. В течении двух месяцев сражение в Нормандии было проиграно, Париж был сдан немцами без боя, и с августа 1944 года они катились на восток практически без сопротивления.

А в апреле 1945 года американский и русский офицеры в городке Торгау на Эльбе впервые пожали друг другу руки

почитайте интересные комментарии к теме



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло