Второй по величине в европе морской порт. Самые крупные порты мира

На самом деле, при желании составить ТОП-10 самых крупных портов мира, практически все они оказались бы в Азии. Но, сегодня мы не станем описывать самые гигантские порты, а сосредоточим свое внимание на самых продуктивных «морских воротах» мира, в которых ежедневно происходит перевалка, прибытие и отплытие просто гигантского количества кораблей и грузов. Глядя на количество обрабатываемых ими двадцатифутовых эквивалентов (так называемые TEU – от англ. twenty-foot equivalent unit ), впору по-настоящему восхититься. И в данный ТОП войдут именно такие порты – самые значимые, без которых современная торговля и логистика была бы просто невозможной.

Порт Шанхая (Китай)

По самым последним имеющимся данным (2016 года) морской и одновременно речной порт Шанхая за год обрабатывает порядка 37 млн. TEU, чем поставил мировой рекорд, значительно обогнав все остальные порты.

Расположенный в устье реки Янцзы, он обладает 125 причалами, на которых ежемесячно обрабатывается более 2000 контейнерных судов. Это примерно четверть всех исходящих поставок из Китая.

А вот когда речь заходит о размерах, Сингапурский порт даст всем фору. С почти 31 млн. обрабатываемых 20-футовых эквивалентов, он не намного отстает от Шанхая, но превышает его по размерам. Причем, площадь, занимаемая этими «морскими воротами», с каждым годом растет все больше, а значит, вполне вероятно, он свой статус самого загруженного порта в мире вскоре сможет вновь отобрать у Шанхая (до 2015 года он был крупнейшим портом в мире ). Впрочем, на сегодняшний день он является самым крупным перевалочным пунктом в мире, принимая в себя грузы 600 иных портов из 123 стран.

Обладает 52 причалами для контейнеровозов, на которых одновременно работает почти 200 портовых кранов. И, конечно, он приносит стране невероятное количество денег.

Порт Роттердама (Голландия)

Это самый большой порт в Европе по объему обрабатываемых грузов. Однако, с его более 12 млн. TEU он даже не попадает в десятку самых мощных в мире – в 2015 году он занял 11 место.

Растянутый на 40 км, он имеет, пожалуй, одну из самых глубоких портовых акваторий, чтобы обладать возможностью принимать громадные суда. И он точно является самым технологичным, ведь почти все разгрузочно-погрузочные операции на нем проводятся с помощью современной техники – роботов, автоматики и уникальной портовой спецтехники.

Единственный неазиатский порт, который при этом попадает в ТОП-10 самых больших морских портов мира. Джебель Али, расположенный в 35 км от Дубая и изначально построенный практически на песках, в пустыне, обрабатывает грузы в количестве 15 млн. TEU. Выступает в качестве важного порта для всего, что связано с нефтью. Является относительно новым «игроком» в мировой логистической сети.

В порт могут заходить суда до 545 тысяч тонн грузоподъёмности и до 414 метров в длину, и именно в нем чаще всего останавливаются авианосцы ВМС США класса Нимиц.

На его территории работает более 10000 человек, к нему проведена линия метро, а его нужды обеспечивает собственная электростанция и гигантская опреснительная установка.

Самый большой порт Южной и Северной Америки, именно поэтому его называют просто – Порт Америки. Обрабатывает около 8 млн. TEU в год. Расположенный в 32 км от Лос-Анджелеса, занимает территорию в более чем 300 гектаров, обладает 270 глубоководными причалами, и обслуживается 23 портовыми кранами и более 1000 человек.

Глубина на входных фарватерах 10-16 м, нефтегавань доступна для танкеров с осадкой до 15 м. Принимает очень много грузов и пассажиров из Азии – Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Вьетнама. На территории имеет свой музей, парк, множество кафе и очень живописную набережную, по которой с удовольствием гуляет множество туристов.

Этот порт, основанный в 1876 году, называют самым быстро растущим в мире не только с точки зрения расширения площади, но и с позиции значимости в общемировой логистике. Сейчас, со своими размерами в 153 гектара, он занимает 5 позицию в десятке самых огромных портов мира. В настоящее время обрабатывает около 20 млн. TEU в год – это 130 кораблей ежедневно. Считается одним из самых важных портов, через который проходит большая часть морепродуктов мира.

Порт Пусан - крупнейший в Республике Корея, может принимать суда водоизмещением до 50 тыс. тонн, длиной до 330 метров и осадкой до 12,5 метров.

Ежегодно в порту проводится фестиваль огней, который сопровождается яркими спектаклями, световыми перфомансами с участием портовых кранов и лазерным шоу.

Не взирая на то, что этот турецкий порт занимает лишь 48-е место в международном рейтинге размеров, уже сейчас он обрабатывает чуть более 3 млн. TEU в год. Он самый большой в стране, расположен в Стамбуле, и уже играет мировую ключевую роль в доставке грузов. Один из старейших портов в морской истории человечества, Амбарли имеет выход к Мраморному и Черному морю, а значит, может активно работать с Европой.

Порт разделен на две части. Часть первая, называемая Новым портом, состоит в основном из навалочных и контейнерных терминалов, вторая – это, главным образом, нефтяные платформы и причалы.

Американская Ассоциация Портовых Властей (American Association of Port Authorities - ААРА) с 2008 года публикует данные о грузообороте крупнейших портов мира . На основании этих данных в текущей статье отражено изменение грузооборота ТОП-100 портов за обозримый период: 2008-2015.

Сокращения, принятые в материале: МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны.

Стоит иметь в виду, что рейтинги, основанные на тоннаже (МТ, ФТ, РТ), следует интерпретировать с осторожностью, поскольку эти меры (МТ, ФТ, РТ) напрямую не сопоставимы и не могут быть преобразованы в единую стандартизованную единицу.

Надо отметить, что цифры для России вызывают некоторое недоумение. Поскольку грузооборот торгового порта Новороссийска (по данным годового отчёта ОАО «Новороссийский МТП») составил в 2015 – 127,1 млн. т, Усть-Луги – 87,9 млн. т, Восточного – 65,2 млн.т. ААРА считает, что гораздо меньше – 73,3 млн. т в порту Новороссийска, 17,785 млн. т – Восточного. Данных по Усть-Луге нет вообще.

Данные ААРА по портам Приморска и Санкт-Петербурга за 2015 у ААРА и «Новороссийского МТП» совпадают.

В таблицу включены по трём российским портам данные ОАО «Новороссийский МТП», поскольку информация ААРА по Восточному, Усть-Луге и Новороссийску вызывает сомнение. Хотя в источниках ААРА заявлены интернет-сайты портов. Странно, что наблюдается такое расхождение от факта.

Таблица – ТОП-100 портов мира по грузообороту в 2008-2015 г.г., тыс. тонн.

Порт

Страна

Ед. изм.**

Изм. 2008-2015

Изм. %

Сингапур

Сингапур

Гуанчжоу

Роттердам

Нидерланды

Порт-Хедленд

Австралия

Тянцзинь

Юж. Корея

Юж. Корея

Циньхуандао

Порт Южной Луизианы

Порт-Келанг

Малайзия

Антверпен

Сямынь (Амой)

Шэньчжэнь

Юж. Корея

Австралия

Ньюкастл

Австралия

Юж. Корея

Итаки (Сан-Луис)

Бразилия

Ванкувер

Германия

Бразилия

Танджунг-Пелепас

Малайзия

Новороссийск (данные НМТП)

Бразилия

Хей-Пойнт

Австралия

Иокогама

Бразилия

Гладстон

Австралия

Ричардс-Бей

Китакюсю

Амстердам

Нидерланды

Сайгон (Хошимин)

Альхесирас

Усть-Луга (нет у ААРА)

Новый Орлеан

Корпус-Кристи

Лаем Чабанг

Германия

Новороссийск (данные ААРА)

Эль-Джубайль

Сауд. Аравия

Салданья-Бей

Валенсия

Юж. Корея

Бендер-Аббас

Восточный (нет в ТОП-100 ААРА)

Сауд. Аравия

Вишакхапатнам

Джавахарлал Неру Порт

Батон-Руж

Приморск

Филиппины

Констанца

Читтагонг

Бангладеш

Лос-Анджелес

Сауд. Аравия

Мобил (Алабама)

Вирджиния

Санкт-Петербург

Лейк-Чарльз

Ченнаи (Мадрас)

Юж. Корея

Калькутта

Пакистан

Александрия

Сан-Себастьян

Бразилия

Танджунг Приок (Джакарта)

Индонезия

Порт Плакеминз

Барселона

Малайзия

Бендер-Хомейни

Норвегия

Порт Паранагуа

Бразилия

*2009 г.

** МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны

Порты из ТОП-100 расположены в:

США – 13 портов;

Китай – 10 портов;

Япония – 7 портов;

Южная Корея – 6 портов;

Бразилия – 6 портов;

Индия – 6 портов;

Россия – 5 портов;

Австралия – 5 портов;

Малайзия – 3 порта;

Франция – 3 порта;

Испания – 3 порта;

Саудовская Аравия – 3 порта;

Турция – 3 порта;

В остальных странах по 2 порта и менее из ТОП-100.

Из ТОП-10 6 портов – китайские. И по одному находится в Сингапуре, Нидерландах, Австралии и Южной Корее.

Новороссийск (по данным НМТП) занимает 32 место в ТОП-100, обгоняя такие известные порты, как порт Нью-Йорка или Амстердама. Усть-Луга (займёт 46 место по данным НМТП) соответствует объёмам грузооборота Токио или Марселя.

Самый значительный прирост (+1200%) в 2008-2015 г.г. отмечен в грузообороте порта Усть-Луги. Самый большой провал: порты Пхохан (Корея) и Гаосюн (Тайвань) – (минус) 24% каждый.

(картинка кликабельна)

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из стран Ближнего Востока в , США и ;
  • из района Карибского моря в США и Западную Европу.
  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.

Профильное логистическое издание Supply Chain предложило собственные критерии оценки крупнейших портов. При анализе учитывался не только грузооборот, но и площадь территории объекта, а также роль гавани в торговом балансе региона. В десятке только три порта из Европы.

Существует множество критериев, по которым можно оценить, насколько "загруженным" или "крупным" является порт. Это, в частности, площадь, которую он занимает, его грузооборот. При отсутствии универсального метода анализа, многие страны могут похвастаться крупнейшими гаванями в мире. Этот список из 10 мировых портов строился с учетом их размера, грузооборота и роли, которую они играют в обеспечении торгового баланса своих стран и международной торговле.

10. Феликстоу, Великобритания.

Сравнительно небольшой, площадью всего 3,62 кв. км, порт Феликстоу принимает на себя почти половину контейнерооборота государства. По оценкам, Jornal of Commerce, эта гавань переваликает более 3,4 млн TEU в год и обеспечивает сообщение Великобритании с более чем 360 мировыми портами.

9. Гамбург, Германия

Немецкие "ворота в мир" представляют собой самый большой порт в Германии и третью по величине гавань в Европе после Роттердама и Антверпена.

В 2013 году порт увеличил грузооборот на 6,2% - до 139 млн тонн, согласно отчету администрации.


8. Порт-Хедленд, Австралия

Природные глубины позволили этой гавани обрабатывать самые высокотоннажные суда в Океании.

В 2013 году он перевалил 288,44 млн тонн, причем львиную долю в потоке занимает железная руда, по обработке которой Порт-Хедленд занимает одну из ведущих позиций в мире.


7. Джебель-Али, ОАЭ

Порт Джебель-Али располагается в Дубае и сегодня является крупнейшей в мире искусственно созданной гаванью и самым большим портом на Ближнем Востоке.

Благодаря связи с грузовым аэропортом Дубая Джебель-Али является эпицентром экспортно-импортных поставок на Ближнем Востоке, обеспечивая перегрузку между судами и самолетами в течение четырех часов, что пока что не под силу ни одному его конкуренту.


6. Южная Луизиана, США

Крупнейший порт Соединенных Штатов расположился в гигантском устье реки Миссисипи. Занимая почетное место в списке мировых лидеров отрасли и являясь самой большой гаванью в США, порт Южная Луизина также является одним из ведущих центров по перевалке насыпных грузов на планете.

В первом квартале 2013 года на его долю приходилось около 70% экспортных поставок зерна в стране.


5. Гонконг, КНР

Как и многие самые загруженные порты мира, Сянган в Южнокитайском море является естественной гаванью и обеспечивает присутствие региона на мировом рынке.

В грузопотоке Гонконга доминируют контейнеры, и с конца ХХ века он был одной из самых загруженных контейнерных гаваней в мире, обслуживающих Юго-Восточную Азию.


4. Танджунг Пелепас Порт, Малайзия

Один из самых быстрорастущих портов в мире. К концу 2014 года, по прогнозам его контейнерооборот превысит 10,4 млн TEU. Хотя свою деятельность он начал всего 14 лет назад.

Если же темпы его развития сохранятся, то он вскоре сможет поспорить с Сингапуром в сегменте перевалки контейнеров. Судоходные компании Maersk Sealand и Evergreen Marine уже перевели операции из Сингапура в этот малазийский порт.


3. Роттердам. Нидерланды

На протяжении долгого периода в прошлом веке Голландия могла похвастаться самым загруженным портом в мире. Однако вскоре пальму первенства перехватили конкуренты на Дальнем Востоке.

Однако Роттердам до сих пор сохраняет позицию одного из самых занятых в Европе. А его глубины позволяют принять одно из крупнейших судов в мире - Berge Stahl.


2. Сингапур

Сегодня гавань ежегодно обрабатывает 420 млн тонн грузов и обеспечивает связь между Сингапуром и более 600 портами в мире.

По абсолютной величине тоннажа судов он удерживает первое место в мире с 1997 года, а по грузообороту удерживал первое место до 2005 года, когда его обогнал по этому показателю порт Шанхая.


1. Шанхай, КНР.

Лишь с небольшим отрывом, примерно в 500 тыс. TEU, Шанхайский порт опережает Сингапур и обеспечивает себе статус крупнейшего и самого загруженного порта в мире. Различия в мощностях у Сингапура и Шанхая незначительны, однако расширение последнего показывает, что в будущем разрыв между ними будет сокращаться в пользу китайской гавани. В 2013 году он перевалил 776 млн тонн грузов, став самым загруженным на планете. Расположенный в самом сердце китайской коммерции, порт Шанхая отвечает за четверть внешней торговли страны. Гавань занимает очень выгодное географическое положение в устье рек Янцзы, Хуанпу и Цяньтан и является воротами в Восточнокитайское море и на международные рынки.

Перевод портала ЦТС


Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram , читайте нас в

Недавно я делал по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло