Задания наречия омонимичные существительные с предлогом. Омонимия частей речи

Наречия необходимо отличать от существительных, местоимений и прилагательных. Чтобы отличить наречие от существительного, определяем, есть ли зависимое слово. Наречие не имеет при себе зависимых слов (кроме слов, обозначающих степень качества). Существительное имеет при себе зависимые слова. Виднелся вдали.- Виднелся в дали моря. В первом случае нет зависимого слова - это наречие, пишем слитно. Во втором предложении есть зависимое слово - моря, существительное с предлогом пишем раздельно.

Наречия надо отличать от прилагательных. (Светит) по- весеннему - это наречие, пишем через дефис (есть приставка по-, слово оканчивается на -ему). По весеннему небу пробежали тучки - по небу какому? весеннему - пишем раздельно. Тратить время впустую -Тратить время как? впустую - наречие, пишем слитно. Вошел в пустую комнату. В комнату какую? пустую.

Надо помнить, что наречие можно заменить наречием, а существительное, прилагательное, местоимение - той же частью речи. Словосочетание существительного с прилагательным или местоимения с прилагательным можно поставить в начальную форму: в дали голубой - голубая даль.

Правописание союзов и омонимичных им частей речи

Союзы чтобы, тоже также, зато, потому, оттого нельзя определить в одну группу по правописанию. Рассмотрим их раздельно.

Союз чтобы имеет омонимичную форму - вопросительно-относительное местоимение что с частицей бы. Приемы различения этих форм - перенос частицы бы, возможность ее опустить, возможность заменить местоимение существительным. В этом случае частицу бы пишем раздельно. Если чтобы - союз, его можно заменить другим союзом - для того чтобы, с тем чтобы. И тогда чтобы пишем слитно. Не забудем, что словосочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.

Что бы мне почитать?- Что мне почитать? Что мне почитать бы? Что - подразумевается предмет: Книгу бы мне почитать? Я зашел, чтобы обсудить с тобой проблемы. Можно заменить союзом для того чтобы - это союз, чтобы пишется слитно.

Союзы тоже также: если они взаимозаменяемы или заменяемы союзом И, пишем слитно. То же пишем раздельно, если это местоимение с частицей, так же - если наречие с частицей. Приемы-помощники: в союзе же убрать или перенести нельзя, в наречии или местоимении - можно, смысл не изменится. Союзы не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Местоимения и наречия отвечают на вопросы и являются членами предложения. Местоимение то может быть определением или дополнением. Наречие так может быть обстоятельством. Кроме того, наречие так обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом как и соответствующими вопросами: как? каким образом?

Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить: что именно? Он требовал то же (что именно? пишем раздельно), что и вы. Местоимение то можно заменить другим местоимением: Во всем городе не было людей, настроенных так же спокойно и в то же (= то самое время, те самые времена) время так же торжественно, как эти двое.

Надо запомнить написание словосочетаний: то же что и, то же самое, одно и то же, точно так же как, все так же как.

Союз зато можно заменить союзом но, в этом случае пишем слитно. Встретиться не удавалось, зато (= но) письма писали часто. Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным. Не берись за то (за что?), что тебе не под силу. За то пишем раздельно, если это местоимение с предлогом.

Союзы потому,оттого взаимозаменяемы, пишем слитно, местоимения с предлогом по тому, от того пишем раздельно. Схема рассуждения та же, что и с союзом зато. Вы не должны судить меня по тому (= по тем делам), что я делаю. Лодка оттолкнулась от того (тот берег) берега.

Правописание предлогов и омонимичных им частей речи

Предлогив течение, в заключение, в продолжение, вследствие надо отличать от омонимичных частей речи. В течение всего года он усердно занимался. Производные предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова с буквой е на конце. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени и отвечают на вопросы когда? как долго? Дом ремонтировался в продолжение (предлог, пишем раздельно) месяца. Если в течении - это омонимичное существительное с предлогом, между ним и предлогом можно вставить прилагательное, то пишем раздельно, окончание - по правилу склонения существительных. Существительное с предлогом можно поставить в начальную форму, предлога не будет: В течении (ставим в начальную форму - течение, пишем раздельно) реки много поворотов. Или: в нижнем течении реки.

Производный предлог в заключение имеет значение «под конец». В заключение статьи были подведены итоги. Пишется раздельно, на конце е, т.к. это предлог. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. Пишем раздельно, на конце и, т.к. это предложный падеж.

Производные предлоги вследствие, ввиду указывают на причину. В следствие по делу вкралась ощибка - предлог в с существительным следствие пишем раздельно (начальная форма - следствие, существительное на -ие, в вин.п. пишем е). Вследствие плохой погоды мы остались дома = из-за, производный предлог, пишем слитно, на конце е, можно заменить другим предлогом.

Предлог несмотря на пишем слитно с не: Пошли в поход, несмотря (= вопреки чему-то, хотя была непогода) на непогоду - предлог. Шел, не смотря себе под ноги. Не смотря - деепричастие (шел и не смотрел - добавочное действие), пишем раздельно.

Употребление предлогов с дательным падежом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, это надо запомнить: согласно приказу, благодаря обстоятельствам, вопреки прогнозу.

Чтобы найти другие советы по русскому языку , почитайте другие статьи

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

§ 75. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМОНИМИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Части речи расширяют свой состав прежде всего за счет обра­зования новых слов при помощи морфологического способа. Достаточно активен и другой способ пополнения словарного состава различных частей речи - морфолог о-с и н т а к с и-ч е с к и й, или переход слов или словоформ из одной части речи в другую". Так возникает омо­нимия частей речи.

Какую бы область языковых явлений мы ни взяли, везде обна­руживаются, наряду с категориями, обладающими четкими семантико-грамматическими показателями, и переходные, проме­жуточные явления. Ф. Энгельс писал: „Абсолютно резкие раз­граничительные линии несовместимы с теорией развития. ...Диа­лектика... признаёт в надлежащих случаях наряду с «или - или» также «как то, так и другое»..." 2

В области переходных явлений частей речи можно говорить о некоторых тенденциях. Так, слова знаменательных частей речи чаще переходят в служебные, обратных же случаев перехода мало. Внутри знаменательных частей речи можно говорить о том, что одни части речи переходят в другие лексико-грамматические классы чаще (например, в существительные переходят прежде всего прилагательные), другие же - реже (например, глаголы в личных формах в существительные).

Переход слов из одной части речи в другую характеризуется тем, что слово не изменяет своего внешнего облика, формы, а лишь изме­няются его семантические, морфологические и синтаксические свойства. Следует иметь в виду, что такой переход не разрушает системы частей речи: их коли­чество, отношения и связи между собой от такого перемещения не меняются.


В современном русском литературном языке имеется доволь­но большая группа слов, которые или перешли окончательно из одной части речи в другую, или находятся на пути такого перехода. В одних случаях переход слова одной части речи в другую становится фактом языка, т. е. образованное таким образом слово становится общеупотребительным, регистрируется слова­рями; таковы, например, слова дежурный (существительное обра­зовано из прилагательного), вверх (наречие из предложно-па­дежной формы существительного) и др. В других случаях слово одной части речи лишь употребляется в значении другой, т. е. имеет место окказиональный переход, используемый только в дан­ном контексте. Такие случаи в словарях не регистрируются. Например: Ему тридцать три, а мне шестьдесят. Его тридцать три уютно восседают в кресле, а мои шестьдесят стоят, ждут элементарной вежливости. Но тридцать три никогда не скажут, чтобы шестьдесят сели (Из газ.). Очевидно, что это окказиональ­ные образования.

§ 76. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (СУБСТАНТИВАЦИЯ)

В существительные переходят прежде все­го прилагательные, которые самым тесным образом связаны с существительными и по своим семантическим свой­ствам (обозначают признак предмета), и по грамматическим признакам (прилагательные обладают категориями рода, числа и падежа, которые зависят от рода, числа и падежа существи­тельных). Такие субстантивированные прилагательные в совре­менном русском языке составляют значительную группу. Они утратили значение признака и приобрели значение предмета, что произошло на основе опущения имени существительного в сочетаниях «прилагательное + существительное».

Большинство субстантивированных прилагательных имеет более узкое и конкретное значение, нежели соответствующие прилагательные. Например, прилагательное белый обозначает признак, который может относиться ко многим предметам, по­нятиям {белый цвет, снег, цветок, костюм и т. д.). Перейдя в существительное, это слово приобретает только одно, узкое и конкретное значение (человек, принадлежащий к белой армии).

Субстантивированные прилагательные изменяют и граммати­ческие свойства: род, число и падеж у них не как у прилагатель­ных, а как у существительных, причем изменяются они только в числе и падеже, как и существительные. В предложении такие слова выполняют те же функции, что и существительные. Например: Белые армии отступали.- Белые отступали. В первом

предложении белые - прилагательное, является согласованным определением; во втором - существительное, является подле­жащим.

Процесс субстантивации - процесс длительный, поэтому степень отхода прилагательных от класса слов с качест­венным значением может быть различной. Одни прилагательные совсем перешли в существительные и уже не употребляются как прилагательные. В таких случаях мы говорим о полной (или постоянной) субстантивации: запятая, портной, мостовая, домо­вой, жаркое и др. Но большинство подобных слов могут употреб­ляться и как прилагательные и как существительные. В таких случаях мы говорим о неполной (непостоянной) субстантивации: больной, буланый и др. (ср.: больной человек - больной; була­ный конь - буланый).

Можно выделить несколько тематических групп субстанти­вированных прилагательных: названия лиц по профессии, проис­хождению, положению (военный, рядовой, ротный, звеньевой, пленный и др.); названия лиц по каким-либо признакам (прохо­жий, родной, больной, конный и др.); названия животных по внешним признакам (гнедой, сохатый и др.); названия пред­метов (скорый, товарный и др.); большую группу составляют слова - названия помещений (приемная, душевая, учительская и др.); широко употребляются названия отвлеченных понятий (доброе, вечное, хорошее, давнее, например: В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного среди лепестков,



составляющих красоту цветка (Сухомл.). В этом предложении слово главный употреблено дважды: во втором случае оно обо­значает качество, зависит от существительного лепесток - это при­лагательное; в первом случае это слово обозначает отвлеченное понятие, род и число у этого слова самостоятельные, падеж зави­сит от слова нет - это существительное. Или: Впереди было белым-бело, так бело, что за снегом уже ничего не угадывалось. Но там, за этим сплошным белым, были немцы (Сим.). В этом предложении субстантивированное прилагательное употребляется с предлогом и определяется прилагательным сплошным.

Могут субстантивироваться и причастия, которые имеют общие свойства с прилагательными. Например: Идущие, восставшие, крещенные грозой, С ладонями, пропах­шими железом и росой. От самых первых лапотных, Голодных Октябрей И до последних рапортов со звездных кораблей... (А. Акв.) Или: Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри (В. Серов).

Субстантивация причастий, как и прилагательных, может быть полной и неполной. Так, употребляются только как существи­тельные слова приданое, суженый, подсудимый. Например: У Турусиной тысяч двести приданого (А. Остр.). А такие слова, как подчиненный, управляющий, избранные и др., могут быть как причастиями, так и существительными. Например: Всю мою пенсию у меня забирает управляющий (Ч.); Машина, управля-ющая^процессом разливки стали.

Некоторые субстантивированные причастия частотны в совре­менном русском языке (учащийся, трудящийся и др.).

Могут переходить в существительные слова других частей речи. Так, субстантивируются притяжательные местоимения. Например: Тут наши как тряханули, как чесанули... (Фурм.) Субстантивация притяжательных местоиме-170 ний характерна для разговорной речи: И тихо, тихо все кру­гом (П.). Здесь субстантивируется определительное местоимение.

Субстантивируются числительные, соби­рательные и порядковые. Например: Семеро одного не ждут; «Трое вышли из леса» (название кинофильма); На первое был суп, на второе жареная рыба.

Все изменяемые слова при переходе в разряд существитель­ных из других частей речи сохраняют свой тип словоизменения.

Субстантивируются и слова неизменяемых частей речи. Например, субстантивируются наречия (хо­тя эти образования и имеют окказиональный характер): Доро­га из ниоткуда в никуда (Струг.); Село шагает в завтра (Из газ.); А я иду - за мной беда. Не прямо и не косо, А в никуда и в никог­да, Как поезда с откоса (Ахм.). В этих предложениях субстанти­вированные наречия, как и существительные, употребляются с предлогами.

Глаголы переходят в существительные ред-к о. Например: В ней было хладное презренье Души, готовой отцвести, Последней мысли выраженье, Земле беззвучное прости (Л.) - здесь глагол в форме повелительного наклонения, пере­шедший в существительное, определяется прилагательным. Ср. окказиональную субстантивацию: Но главная половина от «сде­лать» - это захотеть, а главная половина от «захотеть» - это ясно представить себе, чего хочешь (Шаг.) - здесь субстанти­вированные глаголы, как и существительные, сочетаются с пред­логами.

Могут переходить в существительные и слова служебных частей речи и междометия. Это всегда окказиональная субстантивация. Например: Далече грянуло ура... (П.) - слово выступает в качестве подлежащего; В некоторых произведениях сто ахов, в других тысячи (Из газ.) - междометие, употребленное как существительное, стоит в форме Р. падежа ми. числа, сочетается с числительными. В предло­жении Близкое «около» не получилось... (Из газ.) субстантивиро­ванный предлог определяется прилагательным.

§ 77. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (АДЪЕКТИВАЦИЯ)

В прилагательные переходят прежде все­го причастия, так как они имеют общие с прилагательными признаки. Такой переход связан с изменением семантических и грамматических признаков.

Так, переходя в прилагательные, причастия типа решающий (момент), выдающийся (ученый) и под. теряют значение вре­мени, вида, залога и развивают качественные лексические зна­чения (самый важный, главный; известный, крупный). Если же залоговые значения сохраняются (причастия сочетаются с В. па­дежом имени со значением прямого объекта), то причастия имеют отчетливое значение переходности (действительного залога) и полностью сохраняют видовременную соотносительность (Это был решивший судьбу сражения момент). В этом случае перехода в прилагательное не наблюдается; причастие остается в систе­ме глагола.

При адъективации у причастий развиваются переносные ка­чественные значения. Они перестают выражать процессуальный признак и соответственно грамматические признаки глагола. На­пример, в сочетании цветущий вид у прилагательного нет соот­носительности с глаголом цвести (т. е. нельзя сказать «вид, который цветет»; ср.: цветущий сад - сад, который цветет) 1 . То же в сочетаниях извиняющаяся улыбка, кричащие противо­речия и др. Таким путем переходят в прилагательные причастия всех разрядов (растерянный вид, возмущенный тон, надутый слог, разболтанный человек и др.). Это причастия, лексические значения которых связаны с характеристикой человека или явлений приро­ды. Например: В его отяжелевшей голове бродили одни и те же мысли (Купр.); За старым Доном, за седыми песками нескончае­мо потянулся иссохший луг (Сераф.). Такие слова довольно легко заменяются прилагательными (засохший - сухой, иссох­ший - очень сухой, одичавшие яблони - дикие яблони, охрип­ший голос - хриплый голос, остекленевшие глаза - стеклянные глаза и т. д.).

Причастия могут адъективироваться, если входят как состав­ная часть в терминологические сочетания (пушущая машинка, режущий инструмент, отравляющие вещества, шагающий экска­ватор и др.). В таких случаях они обозначают непроцессуальный постоянный признак. При этом происходит изменение и граммати­ческих свойств: теряется соотносительность с другими видовре-менными формами причастий (нет сочетаний «писавшая машин­ка», «написанная машинка» и др.). Такой же путь перехода причастий в прилагательные в следующих примерах: согласо­ванное (несогласованное) определение, обособленное (необособ­ленное) определение, концентрированный раствор, шипящие звуки и др.

Адъективированные причастия могут входить в состав слож­ных прилагательных: хлопкосеющий район, самовоспламеняющая­ся жидкость, скоропортящиеся продукты и т. д.

Омонимичную группу (причастий и прилагательных) состав­ляет довольно значительное количество слов на -ный, а также некоторые слова на -тый. Например: соленый, кипяченый, ква­шеный, крашеный, драный, кованый, ломаный, путаный, моро­женый, сушеный, битый, гнутый, тертый, крытый и др. (моро­женая рыба, крашеный пол, кипяченая вода; гнутая мебель, крытый рынок и др.).

Если при таких бесприставочных образованиях есть зависн­ите от них слова, то они квалифицируются как причастия. ;р.: Стриженая голова.- С большущей сивой гривою, чай,)вадцать лет не стриженной, С большущей бородой, дед на медве­дя смахивал (НУГРаненый^солдат.- Кирджали, раненный нака­зе, лежал уже в карантине (П.); К утру крашеный пол блестел, гк вощеный (Мальц.).- Крашенные синей краской ворота; Ва-пая колбаса. - «Бог еще^варенье^- сказала хозяйка, возвра-сь с блюдечком,- редька, варенная в меду» (Г.) 1 .

Прилагательные такой структуры обозначают признак постоян-ый, причастия же - признак временный .

Могут переходить в прилагательные и мес-о и м е и и я. Например: «Свои люди - сочтемся» (пьеса А. Ост­ровского) - здесь слово свои имеет значение «близкие» (ср. употребление местоимения свои в значении притяжательного мес­тоимения: свои книги, свои взгляды); Для жизни Пенелопа была очень даже ничего (А. Битов) - ничего здесь означает «хорошая». То же в предложении: Как здесь население... ничего? Шукш.), хотя, понятно, что форм рода, числа, падежа слово ничего и не имеет.

S78. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ МЕСТОИМЕНИЯ (ПРОНОМИНАЛИЗАЦИЯ)


В местоимения могут переходить отдель­ные существительные, прилагательные, чи­слительные и причастия. Например: А дело уж идет к рассвету (Гр.) -слово дело имеет здесь широкое местоимен-ое значение; Сама Вера поделилась с подругами секретом, а ка­кие бывают секреты у ихнего брата, всем известно (Макар.) - предложно-падежная форма у ихнего брата равна по значению «у них»; Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может (И. Т.) - здесь слово брат равно по значению местоимению вы.

Во всех приведенных выше примерах существительные теряют конкретные значения предмета и приближаются по значению к местоимениям, т. е. они только указывают на предметы.

Сравним два предложения: Эту операцию сделал известный

в городе врач. - В известном положении происходит оглушение звонких согласных. Во втором предложении слово известный равно по значению местоимению (в таком-то, в этом).

Числительное один, теряя значение точного количества, может указывать на неопределенный предмет. Например: Вас там один человек спрашивает (в значении «какой-то»).

Причастия при переходе в местоимения теряют свои глаголь­ные признаки. Ср.: Задача, данная группе, была успешно реше­на. - Данная группа успешно решила эту задачу. В первом предложении причастие данная имеет соотносительность с глаго­лом дать, во втором оно такой соотносительности не имеет и означает «эта группа». Или: Ночь, следующая за днем...- На собрании присутствовали следующие студенты (ср.: такие сту­денты).

§ 79. ПЕРЕХОД СЛОВ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В НАРЕЧИЯ (АДВЕРБИАЛИЗАЦИЯ)

В наречия переходят формы имен и глаго-л о в. Процесс адвербиализации - процесс медленный, поэтому в современном русском языке есть группа слов, которые упот­ребляются и как наречия, и как слова других частей речи. Напри­мер: Он увидел на листке капельку росы.-Я капельку устал;

На смех он отвечал смехом.- Поднял его насмех.

Словоформы, перешедшие в наречия, теряют присущие им ранее грамматические свойства: они становятся неизменяемыми и выполняют обстоятельственную функцию.-Ср.: Мы любовались четким шагом солдат.- Кибитка шагом поехала

за нами (П.). В первом предложении словоформа шагом - су­ществительное муж. рода, ед. числа, Т. падежа, т. е. является членом числовой и падежной парадигмы существительного шаг; в предложении является дополнением. Во втором предложении это слово обозначает признак действия, не изменяется, в пред­ложении является обстоятельством.

Иногда адвербиализация влечет за собой и перенос ударения: стоять нйсмерть - идти на смерть, разбить наголову - надеть на голову, идти верхом - ехать верхом и др.

Переходят в наречия беспредложные и предложные падежные формы существитель-н ы х. Например, ужас, минутами, временами, мигом, осенью, зимой, летом, чудом и др. Татьяна мигом обежала Куртины, мостики, забор (П.); Все это ужас меня беспокоит (П.).

Более многочисленны случаи перехода в наречия предложно-

адежных форм существительных (без оглядки, без толку, с размаху, до отказа, вначале, наголову, навылет и др.)".

Переходят в наречия некоторые местоиме-и я. Например: Уединение любя, чиж робкий на заре Чирикал о себя (Кр) - здесь форма про себя равна по значению наре-ю тихонько. Или: Они живут ничего (= хорошо, неплохо). Ср.: От того разговора остался неприятный осадок. - Оттого и не пришел; По тому поступку можно судить о человеке.- И потому мои дела Немного пользы вам узнать (Л.).

Переходят в наречия и отдельные деепри-астные формы глагола. Такому переходу способствует тсутствие у деепричастий зависимых слов. Деепричастия при том теряют

значение добавочного действия и приобретают обсто-тельственное значение. Ср.: Стоя в дверях, он осматривал комна-у. - Разговаривал стоя; Сделал это, не хотя его обидеть.- Гово-ил нехотя; Шли, молча всю дорогу.- Шли молча. Касьян сохра­нял упорное молчание и на мои вопросы отвечал отрывисто и нехотя (И. Т.); Пожалуйте к нам. Нет, сейчас, немедля (М. Г.).

§80. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В КАТЕГОРИЮ СОСТОЯНИЯ

Слова различных частей речи, теряя значения редмета, свойств, качеств, могут выражать значение состояния (в широком смысле слова). Это прежде всего значительная группа кратких прилагательны х и наречий на -о. Так возникает омонимия трех частей речи. 1апример, слова хорошо, весело, холодно, тихо и др.

В отличие от кратких форм имен прилагательных слова категория состояния не обозначают признака предмета, не изменяются родам и числам, не согласуются с существительными. Крат-ие прилагательные являются именной частью составного именно-сказуемого в двусоставных предложениях, а слова категории состояния - главным членом односоставного безличного предло­жения. Ср.: Выражение ее лица было весело (она была весела, ни были веселы) - это краткая форма прилагательного; Ему весело (ей весело, им весело) - это слово категории состояния. Слова категории состояния отличаются и от наречий. Так, если наречие обозначает признак (прежде всего признак дей­ствия), то слова категории состояния выражают состояние лица, среды и т. д.; наречие примыкает к глаголу (прежде всего), а слова категории состояния подчиняют себе глагол; в предложении наречия бывают чаще всего обстоятельственными словами, категория состояния - главным членом односоставной безлич­ной конструкции. Ср.: Он хорошо рисует.- Ей хорошо

здесь (в первом предложении выделенное слово - наречие, во втором - категория состояния).

Реже в категорию состояния переходят существительные. В таком случае они теряют значение предмета и выражают значение состояния. Кроме того, существи­тельные, перешедшие в категорию состояния, теряют значения рода, числа и падежа; изменяется их синтаксическая функция. Ср.: Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях

силы напрягая, Мужала с гением Петра (П.); Всему пора, всему свой миг. Смешон и ветреный старик, Смешон и юноша степен­ный (П.). В первом предложении выделенное слово - сущест­вительное, оно имеет категории рода, числа и падежа, в предло­жении является подлежащим, определяется прилагательным. Во втором предложении это слово категории состояния, у него нет рода, числа, падежа, оно является главным членом односостав­ного предложения.

§ 81. ПЕРЕХОД СЛОВ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ В СЛУЖЕБНЫЕ И МЕЖДОМЕТИЯ

Переход знаменательных слов в служебные и междометия характеризуется тем, что такие слова утрачивают свою основ­ную синтаксическую функцию и получают служебное назначе­ние в речи; изменяемые слова теряют способность изменяться.

Так, п е р е х о д я т в предлоги многие наречия, причем в современном языке довольно значительную группу со­ставляют слова, которые употребляются и как наречия, и как предлоги, т. е. возникает омонимия частей речи. Ср.: Тихо вок-^ круг - Вокруг костра сидели люди; Ходить вокруг да око^ лЬ~^- Около дома парк.

~ В предлоги переходят и существительные и некоторые глагольные формы. Например: Они пошли ближайшим путем. - Эта задача решается путем сло­жения; Верить в силу дружбы.- Не смог выполнить поручение

в силу сложившихся обстоятельств.

Омонимичные существительные и предлоги в современном русском языке составляют довольно многочисленную группу (вследствие - в следствии, в течение - в течении, насчет - на счет; ср. также: за исключением, в отношении, в области, по части, в деле, по линии*). Большинство таких предлогов характер­но для официально-деловой речи.

Переходят в предлоги и отдельные дее­причастные формы (благодаря, включая, исключая, спус­тя, не считая и некоторые другие) 1 . Ср.: Мы ушли, благодаря гостеприимных хозяев за ночлег.- Он все сделал благодаря помощи своих друзей .

Есть омонимичные формы знаменательных частей речи (преж­де всего местоимений и наречий) и союзов. Например: Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне недосуг (П.).- Извест­но, что слоны в диковинку у нас (Кр.). В первом предложении слово что - относительное местоимение, указывает на предмет, склоняется, в предложении является дополнением. Во втором - это союз, служит только для соединения главной и придаточной частей предложения; не изменяется. Ср.: Но куда же напишу я? Ка^я твой узнаю путь? (Исак.) - наречие; Мы - не заметили,

как северный... ветер слился с пассатом (Гонч.) - союз.

Знаменательные слова могут переходить в частицы. При таком переходе знаменательные слова теряют свое лексическое значение и изменяют грамматические свойства. Например: Он взял книгу себе.- Бывало, лучину зажжет и

прядет себе, Глаз не смыкая (Н.). В первом предложении слово себе является возвратным местоимением, указывает на предмет, склоняется (здесь стоит в форме Д. падежа), выполняет функ­цию дополнения. Во втором - частица, так как ни одного свой­ства местоимения это слово не сохранило (оно не изменяется, не является членом предложения). Ср.: Бричка ехала прямо,

а мельница почему-то стала уходить влево (Ч.) - наречие; Дождь, ветер, холодище, паровоз старый, скверный... измаялся я в эту ночь - прямо сил нет! (М. Г.) - частица; Прошли одни сутки.- В группе одни девушки (числительное и частица).

В междометия переходят слова и сочета­ния слов из знаменательных частей р е ч и, утра­чивая свое лексическое значение и грамматические свойства. Например, переходят в междометия существительные: «Батюш­ки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства!» (Ч.) - здесь слово батюшка не имеет значения лица, как существительное, а служит для выражения чувства радостного удивления; оно не склоняется, не является членом предложения. Ср.: Направо был утес, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живу­щих на дне ее, казалась гнездом ласточки (Л.).- Тьфу ты, пропасть! что за чудо? Посмотреть ей-ей не худо (П.); В театре держали караул солдаты Семеновского полка (Никул.).- «Кара­ул! РежутЫ - закричал он (Ч.).


1 В ряде случаев различие между этими частями речи отражено и в орфогра­фии, например: предлог вследствие имеет приставку и в конце пишется буква е; существительное пишется раздельно с предлогом, а окончание зависит от паде­жа, в котором это слово стоит.


1 Различение предлогов и деепричастных форм помогает не ошибиться в написании не с этими частями речи. Например: Он шел не смотря по сторонам. – Они быстро продвигались вперед, несмотря н а усталость. В первом предложении выделенное слово – деепричастие, пишется, по правилам с не раздельно; во втором – предлог, пишется с не слитно.

3 Деепричастие благодаря, как и глагол благодарить, требует В. Падежа (кого? что?). Предлог благодаря употребляется с формами Д. падежа (кому? чем у?).

Отмечаются случаи перехода в междоме­тия и местоимений. Например: Ничего, ничего, я так, петушком, петушком побегу за дрожками (Г.).

Переходят в междометия и сочетания слов. Например: Вот тебе и на\ - здесь все сочетание служит для выражения чувства удивления, досады.

Итак, в современном русском языке имеется довольно значи­тельная группа частей речи - омонимов. Такой способ по­полнения словарного состава частей речи не приводит к появле­нию в языке новых корней; словоформы, не изменяя своего внешнего вида, изменяют комплекс признаков. Причины такого перехода слов из одной части речи в другую - изменение кате­гориального и лексического значения слова, их морфологических и синтаксических свойств.

ЛИТЕРАТУРА

Бондарко А. В. Вид и время русского глагола. - М., 1971.

Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии.- М., 1976.

Виноградов В. В, Русский язык - 2-е изд.- М., 1972.

Граудина Л. К., И ц к о в и ч В. А., КатлинскаяЛ. П. Грам­матическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистиче­ского словаря вариантов.- М., 1976.

Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка.-М., 1977.

Мучник И. П. Грамматические категории глагола и имени в сов­ременном русском литературном языке.-М., 1971.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грам­матические формы/Под ред. Р. И. Аванесова.-2-е изд.-М., 1985.

Русская грамматика.-М.: АН СССР, 1980.-T.I.

«У которых есть, что есть - те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, — значит, нам благодарить остается небо!». В шуточном стихотворении «Заздравный тост» английского поэта Роберта Бернса наблюдается настоящее столкновение слов «есть», которые в одном случае означают «быть, находиться», а в другом - «принимать пищу». Что же это за битва такая: между кем и чем? Знакомьтесь - омонимичные части речи. Примеры впереди.

Омонимы

Между словами в любом языке, как и между людьми в обществе, обнаруживаются определённые отношения, характер которых складывается в зависимости от выражаемых этими лексическими единицами значений и от их фонетического оформления. Отсюда складываются три основных типа: синонимичные, антонимичные, омонимичные. С последним нам и предстоит разобраться. Итак, что такое омонимы в русском языке?

Суть такого явления, как омонимия, состоит в тождестве, совпадении звучания - звукового облика двух или более слов при полном различии значений. Здесь наблюдается дальнейшее деление на следующие группы:

  • Лексические омонимы, иначе - полные (свет - световая энергия; свет - земля, вселенная, мир);
  • Неполные, которые, в свою очередь, делятся на виды. Среди последних различают: омофоны или фонетические омонимы - разные по значению и написанию, но сходные по звучанию (балл - оценка и бал - вечер танцев); омографы - разное значение, звучание, но одинаковое написание (замок - здание и замок - устройство фиксации); омоформы или морфологические омонимы - разные по значению, иногда и по принадлежности к частям речи, но аналогичные по звучанию лишь в отдельных морфологических формах.

Здесь на вопросе, что такое омонимы в русском языке, поставим точку, и остановимся подробнее именно на морфологических омонимах.

Собственно грамматические омонимы

Это достаточно многочисленная и разнородная группа омонимов, которая также подразделяется на виды. Собственно грамматические омонимы - это лексические единицы тождественные как по звучанию, так и по написанию, но принадлежащие к различным частям речи, и соответственно, отличающиеся лексическим значением, морфологическими, ролью в предложении. Например, слово «что» может быть: вопросительным или относительным местоимением («Что он искал в дальней комнате?»); наречием в значении «зачем», «для чего», «почему», «по какой причине» («Что же ты не читаешь такую интересную книгу?»); союзом («Я говорил вам, что собираюсь в Африку, но вы не верили»); частицей (как правило, употребляется в начале стихотворений).

Другие виды

Данная группа омонимов - омоформы, интенсивно пополняется словесными парами, которые предполагают одновременно лексический и грамматический анализ. Это и есть омонимичные части речи. Как говорится, что это такое и с чем его едят? Здесь следует разбираться с каждыми конкретным случаем.

Наречия

Омонимичные требуется различать между собой, и для этого существуют определённые приёмы. К примеру, имеется немало наречий, которые надо отличать от омонимичных имен существительных, прилагательных, деепричастий, местоимений. Для чего? Для правильного употребления в речи и не допущения поскольку данные пары произносятся одинаково, но разнятся семантикой и написанием.

В предложениях наречие отличается от существительного наличием или отсутствием зависимого слова. У существительного оно есть, у второго - нет. Например, слово «(на)встречу»: «Он с трудом поднялся навстречу» - наречие в значении «вперёд»; «Мои ожидания на встречу с давним другом не оправдались» - на (долгожданную) встречу с зависимым словом «другом», существительное с предлогом. По такому же принципу различаем наречие и прилагательное. Например, «(по)-осеннему»: «Солнце уже светило по-осеннему» - наречие, правильное написание через дефис; «По осеннему небу мчались свинцовые тучи» - прилагательное зависит от существительного «небу» и согласуется с ним в роде, числе и падеже, предлог пишется отдельно.

А вот при разграничении наречий и таких как необходимо просто задать вопрос к интересующему слову и подобрать синоним. В качестве примера возьмём слово «мимо»: «Мимо лестницы весело пробежали дети» - предлог, вопрос не ставится, возможно заменить «перед, за»; «Пробегая мимо, он громко крикнул» - наречие в значении «рядом, близко, недалеко».

Союзы

Продолжаем рассматривать такое явление, как морфологическая омонимия. В ней немало непростых, довольно запутанных случаев, среди которых и правописание омонимичных частей речи. Примеры позволят увидеть и понять различия между ними.

Особое внимание следует обращать на такие союзы, как «чтобы, оттого, также, тоже, потому, зато». У союза «чтобы» есть свой омонимичный брат - вопросительно-относительное местоимение «что» и частица «бы». Как их отличить? Ведь нельзя допустить орфографическую ошибку. Во-первых, если частицу «бы» получается опустить или перенести в другую часть предложения, а к слову «что» подобрать существительное, то перед нами местоимение. Например: «Что бы ему нарисовать? - Что ему нарисовать? - Что нарисовать ему бы? - Картину бы ему нарисовать?» И, во-вторых, на место одного союза можно всегда поставить другой. Читаем: «Я приехал к тебе, чтобы поговорить о накопившихся проблемах. - Я приехал к тебе для того, чтобы поговорить о накопившихся проблемах».

Также, тоже

Союзы «также, тоже» оказались в этом ряду неслучайно. У них, как и у предыдущих «героев», имеются свои омонимичные части речи - наречие с частицей «так же» и местоимение с частицей «то же». Чтобы понять, что перед нами союзы, надо их заменить друг другом либо союзом «и»(«Мы любим художественную литературу, он тоже любит = он также любит = и он любит»). Это первый способ.

В наречии и местоимении частицу «же» можно опустить либо заменить, а в союзе - нет («Она хотела то же, что и мы = Она хотела то, что и мы»). Кроме того, к союзу не ставится вопрос, а к наречию и местоимению - да. («Она хотела то же (что именно?),что и мы; Она плавала так же (как? как именно?), как и мы»). Это второй способ.

Зато, оттого, потому

Продолжаем тему, и обратимся к новым, не менее интересным моментам: слитное и раздельное написание омонимичных частей речи «зато, оттого, потому». Их правильно писать слитно, если они являются союзами, и раздельно - если местоимения с предлогами. Как их распознать? Приёмы те же, что и в вышеописанных примерах.

К союзу всегда можно подобрать другой союз: «зато - но, оттого - потому что, потому - оттого что» («Он плохой художник, зато (но) хороший декоратор»). В сочетаниях «за то, от того, по тому» местоимения «то, того, тому» легко заменить на существительное или прилагательное и поставить к ним соответствующие вопросы («Я хочу вам выразить благодарность за то (за что?), что вы пришли к нам на праздник»)

Предлоги

Правописание омонимичных частей речи (упражнения ищите в учебниках по русскому языку) - достаточно сложная тема. Поэтому продолжаем детальное изучение вопроса.

Итак, предлоги и другие омонимичные части речи. Здесь следует вспомнить, что задача предлогов связывать два слова, которые образуют словосочетание. Они бывают производными и непроизводными. Первые как раз и надо отделять от омонимичных им частей речи. Предлагаем несколько примеров:

  • «Квартира приводилась в порядок в течение одного месяца. - Неожиданно наметился крутой поворот в течении реки».
  • «Мы путешествовали по всей Италии в продолжение месяца. - В продолжении романа появились неожиданные сюжетные линии».
  • «Ввиду недостатка времени я не закончила работу. - Я поинтересовалась, что он имел в виду».
  • «Благодаря его новым идеям мы выполнили это задание. - Гости понемногу расходились, благодаря хозяйку за чудесный ужин».

Что есть что

В первом предложении сочетание «в течение» - с окончанием -е, так как употребляется в значении времени и отвечает на вопросы «как долго? когда?» Он лишен самостоятельного лексического значения, неразрывно связан с существительным. Во втором случае - омоним «в течении» - это существительное с предлогом, потому что между ними можно поставить прилагательное, к примеру, «в быстром течении». Пишем окончание -и согласно общим правилам склонения существительных.

В третьем предложении мы имеем дело с предлогом «в продолжение» в конце с буквой -е. Как и в первом примере он имеет значение времени, зависим от существительного. В четвёртом предложении «в продолжении» является существительным с предлогом, так как можно между ними употребить прилагательное. Перед нами типичная омонимия слов разных частей речи.

В пятом варианте слово «ввиду» пишется слитно, поскольку указывает на причину и, следовательно, является предлогом. В шестом предложении мы имеем дело с существительным с предлогом «в виду» и пишем раздельно. «Вид» - это начальная форма, которая стоит в единственном числе, в предложном падеже.

В седьмом случае сталкиваемся с употреблением предлога «благодаря», оттого что нельзя задать вопрос и обойтись без него. И в восьмом - встречаемся с омонимичным деепричастием «благодаря», поскольку оно обозначает добавочное действие к основному, выраженным сказуемым «расходились», и образует деепричастный оборот.

Надеемся, что статья на тему «Омонимичные части речи: определение, правописание, примеры» поможет справиться со всеми трудностями при изучении русского языка.

Тема: « Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи»

Цели :

    Формирование умения различать наречия и омонимичные формы

    Формирование орфографических умений написания наречий, используя изученные на уроке правила

    Развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся

Ход урока

1.Проверка домашнего задания

2.Обратите внимание на запись на доске и попытайтесь сформулировать проблему, над которой мы будем сегодня работать:

Причинить зло. Лицо зло. Смеяться зло.

Проблема –тема нашего урока.

на доске записаны слова: впервые – в первые; сначала – с начала)

- Какое слово в паре написано правильно? важно сначала определить принадлежность к части речи.

Цели урока: Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

Задача: составить инструкцию “Приёмы разграничения наречия от созвучных словоформ”.

Работа в группах: используя информационный текст, перечислите приемы разграничения омонимичных форм.

Общие приемы

    Задать вопрос. Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) зло Наречие - смеяться (как?) зло

    Определить, что обозначает. Предмет, признак предмета, признак действия

    Каким членом предложения является. Дополнением, сказуемым, обстоятельством.

4. Определить, как изменяется слово. Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам. Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется.

Упр. 202(устно)

Немного –частичку,кусочек; теплый воздух-плотно; комфортабельно- удобно, на старте-сначала, на успех-наугад

Частные приемы

5.Подобрать синоним. Синонимическая замена

Обратите внимание на правописание синонимичных форм в 5- 6 предложениях.

Какой следующий прием можно сформулировать?

6.Возможность употребления определения. В самом начале пути, На случайную удачу

7.Поставить словосочетание в начальную форму. У существительного в начальной форме нет предлога. вначале подумай в начале (чего?) пути - начало пути

8. Наличие пояснительных слов. В начале (чего?) пути, вначале разбирался

9.Место ударения: прийти вовремя – во время урока

Работа с предложениями, записанными на доске. Используя частные приемы, определите часть речи

(На)силу не надейся, когда требуется ум. (На)силу добрались до места назначения. В(дали) мелькнул парус. В(дали) голубой виднелись горы. Во(время) отпуска он хорошо отдохнул и во(время) вернулся домой.

Физкультминутка. (Во время выполнения посчитайте, сколько использовано наречий)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Лингвистическая разминка .

Перед вами текст (Учитель читает, название миниатюры «Где живет Совесть?» закрыто прямоугольником).

Где живет Совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь .

«Сделай по-моему , Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Как поступает человек, если у него нет совести?

Какова основная мысль? по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?

Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

(Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)

Обратите внимание на обилие наречий. Подчеркните их.(19) Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи. Придумайте с ними словосочетания, запишите их.

Обратите внимание на лист самооценки. Что вызвало наибольшее затруднение?

Дом. задание п.12, упр. 203

Лист самооценки

Допускаю ошибки (+ )

1.Что обозначает наречие

2. Морфологические признаки наречия

3. Синтаксическая роль наречия

4.Общие приемы разграничений наречия от созвучных словоформ

5.Частные приемы разграничений наречия от созвучных словоформ

1.Находить наречия в тексте

2.Определять, от какого слова зависят созвучные словоформы

3.Подбирать синонимы

4.Составлять словосочетания с наречиями и созвучными словоформами



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло