Занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы». Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы

Конспект занятия для дошкольников. Тема: «Беседа о птицах»

Цели занятия:
Расширение знаний о птицах нашего города.

Задачи:
познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие)
воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
демонстрационный материал «Птицы»;
модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
перья разной формы, цвета, размера;
ножницы, стаканчики с водой;
карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Воспитатель : почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель : каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель : как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(дети хлопают)
Воспитатель : начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель : каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: …
Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.Цель: Наблюдение за птицами в природе.
Задачи:
- закреплять знания о зимующих птицах
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами
- воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход экскурсии
Организационный момент: Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
Каких птиц называют зимующими?
Чем они питаются?
Каких зимующих птиц вы знаете?
Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Как человек может помочь зимующим птицам?
- Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам - синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Логопед: Снежок порхает, кружится, на улице бело
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
В саду, где пели зяблики, сегодня посмотри –
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Зимой!
Логопед: Правильно, зимой. Кто внимательно слушал загадку, тот слышал название птиц. Каких?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А что это за птицы? Как вы догадались, что это снегирь? Верно, у него грудка красная. Не зря его в загадке сравнивают с яблоком. Расскажи, Мирон, про снегиря. Ребята, кто знает, чем питаются снегири? (Ответы детей). Да, снегири питаются ягодами рябины. А каких ещё птиц мы видим в парке?
Дети: Ворону.
Воспитатель: Кто хочет рассказать про ворону, какая она? (Ответы детей). Правильно, ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки и кусочки другой пищи.
Дети также рассказывают про сороку, воробья, голубя.
Воспитатель: А эта птица – частая гостья на нашей кормушке. Как она называется?
Дети: - Синица.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Верно, потому что на голове, крыльях и хвосте у неё отливает синим цветом.
Воспитатель: Тяжело живётся птицам зимой. А почему же они не улетают в тёплые края, как скворцы, грачи, ласточки? Почему они остаются? (Ответы детей). Всё правильно, потому что синицы, сороки, вороны, голуби, воробьи – это зимующие птицы. Они остаются с нами зимовать, чтобы нам было жить веселее. Трудно живётся птицам зимой, а чтобы им было легче добывать пищу, они собираются в стаи. А мы чем можем помочь птицам зимой? (Ответы детей).
Логопед читает стихотворение А. Яшина:
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их на свете, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Динамическая пауза:
Вороны серые летели, на кормушку к нам присели.
Поклевали, поклевали, по кормушке поскакали.
Угощенье всё поели и тихонько улетели.
Логопед читает стихотворение:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
(И. В. Кравченко)
Воспитатель проводит беседу:
- Кого сравнивает автор со спелыми яблоками? (Снегирей) .
- Снегирь – это птицы.
- Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков)
- Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха?
- А чем питаются снегири? (Ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений, некоторыми насекомыми) .
- Как выглядит снегирь? (Ответы детей)
- Да, ребята, у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно-белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а темно-серая.
- Знаете ли вы, как ведут себя снегири? (Ответы детей.)
- Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.
- На что похож свист снегиря? На звук флейты: нежный, грустный. Послушайте. (Педагог включает аудиозапись свиста снегирей)
- Как мы можем помочь этим птицам зимой? (Ответы детей).
- Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой».
Подвижная игра «Снегири»
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам) .
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами подкормим зимующих птиц. Повесим кормушку с угощением для них.
- Чем мы угостим птиц? (пшено и семечки) .
-А еще мы хотим вам рассказать про хлебные крошки. Хлебные крошки замерзают на морозе, а когда птицы начинают их клевать крошки могут застрять в горле и птица погибнет. Поэтому хлебными крошками лучше не подкармливать!
- Наша экскурсия подошла к концу. Но понаблюдать за зимующими птицами мы еще сможем по дороге в детский сад.

Конспект НОД « П Т И Ц Ы »

(подготовительная группа, конец года)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах.
  2. Расширять представления об особенностях поведения птиц весной.
  3. Развивать познавательный интерес при установлении причинно-

следственных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц.

  1. Закреплять умение в составлении описательных рассказов и

классификации птиц.

  1. Упражнять детей в словообразовании, чётко и правильно произносить

все звуки речи.

  1. Развивать умение логически мыслить, делать выводы и умозаключения.
  2. Развивать знаково-символическую функцию сознания.
  3. Формировать основы экологических знаний и экологического сознания.
  4. Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и её обитателям.

Оборудование :

Карта – схема, загадки о птицах, аудиокассеты с записями голосов птиц и глухариным токовищем. Знаки-символы о правилах поведения в лесу, модель - схема с обозначениями признаков птицы.

Дидактические игры «Чье гнездо?», «Что можно есть этим клювом?», «Помоги птицам найти друзей».

Оборудование для опыта: вода, пульверизатор, вазелин, салфетки, перья.

Карточки с изображениями водоплавающих, зимующих и хищных птиц.

Словарная работа : Токовище, сокодвижение, сальные железы, вазелин, пульверизатор. Орнамент, народные приметы.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Куда можно отправиться в путешествие?

Дети: - …в лес, на озеро, в другой город, другую страну, горы...

Воспитатель: - Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в мир природы. Хотите? У нашей матушки природу есть несколько царств. Назовите их

Ответы детей: - …растительный мир, животный мир, мир микробов... Воспитатель: - Давайте заглянем в царство животного мира, где есть

такие королевства, о названии которых вы догадаетесь по картинкам (подводный мир, мир насекомых, мир животных, мир птиц).

Изменяются времена года и происходят изменения в жизни животного и растительного мира. Скажите, какое сейчас время года?

Дети: - Весна!

Воспитатель: - Назовите мне весенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц? (ответы детей)

Воспитатель: - Саша, расскажи стихотворение об апреле:

Ребенок: - Хорошо в лесу в апреле пахнет лиственною прелью,

Птицы разные поют, на деревьях гнёзда вьют.

На полянке медуница выйти к солнышку стремится.

Набухают веток почки, пробиваются листочки.

Воспитатель: - О каком периоде весны в нём говорится?

Воспитатель: - Куда мы с вами попали? (в царство птиц). Чтобы не заблудиться у меня есть карта. Давайте рассмотрим её!

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: - В каком направлении нам идти? Сколько у нас будет стоянок? Назовите их

Дети: - … лиственный лес, ..озеро, ..сосновый бор.

Воспитатель: - Ребята, в лесу мы гости и должны правильно себя вести.

Давайте вспомним правила поведения в лесу .

Дети называют их по знакам-символам. Ответы детей:

1. Нельзя забирать животных из леса. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.

2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.

3. Не топчите грибы мухоморы, ими лечатся разные животные.

4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево - живое и может погибнуть. На деревьях вьют гнезда птицы.

5. Сохраняйте паутину - это дом паука.

6. Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

7. Кора дерева - это как кожа у человека. Дерево живое, без коры оно погибнет.

8. Охраняйте муравейники! Муравьи - санитары леса.

9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.

10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

11. Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы. Ведь звери привыкли жить в тишине.

12. Лес - это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.

Ребенок читает стишок:

Гнездо на ветке птичий дом вчера птенцы родились в нём

Ты птичий дом не птичий дом не разоряй и никому не позволяй.

Воспитатель: - Правила поведения в лесу вы знаете. Мы пришли в гости, а значит надо поздороваться. Но помните, что в лесу шуметь нельзя.

Дети: - Здравствуй, здравствуй, добрый лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи, мы никого здесь не обидим.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: - Глубоко вдохните полной грудью весенний воздух. Почувствовали, какой он?

Дети: - …душистый, чистый, ароматный, лесной, свежий, тёплый.

Воспитатель: - Почему же всё так красиво вокруг? Весна пришла в лес. Давайте вспомним признаки весны .

Ответы детей:

Весной день стал длиннее, …солнце светит ярче;

Стало теплее, прилетели перелётные птицы;

Тает снег, …много влаги и тепла;

Набухают почки, …проснулись насекомые;

После зимней спячки пробудились медведи;

Началось сокодвижение у деревьев;

Люди одеваются легко...

Воспитатель: - Молодцы! Присаживайтесь на пенёчки и давайте прислушаемся к лесным звукам леса (поют птицы, стучит дятел, хрустят ветки под ногами, шелест...) (релаксация )

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки про птиц ? Сейчас проверим! (на фланелеграф выставляются карточки отгадки).

  • Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей.

Целый день по полю вскачь, а зовётся птица... (грач).

  • Днём спит, ночью летает и прохожих пугает… (сова).
  • Птица – санитар леса …(дятел)
  • Кто высоко летает, а от воды не отлетает? …(журавль).
  • Кто на хвосте новости приносит? …(сорока).
  • Его узнаем мы по двум простым приметам,

Он в белой шубке лишь зимой, а в серой шубке летом…. (заяц).

  • Кто на ветке на суку, счёт ведёт ку-ку, ку-ку….. (кукушка).

Воспитатель: - Кто здесь лишний? (на фланелеграфе).

Дети: - Заяц!

Воспитатель: - Почему вы так решили?

Дети: - Это не птица, у него нет перьев и клюва.

Воспитатель: - Покажите мне модель-карточку, обозначающую птиц (тело покрыто перьями, имеет клюв, крылья, две ноги).

Слышится стук дятла (аудиокассета).

Воспитатель: - Что за звуки раздаются в лесу? Что это за птица?

Дети: - Это дятел.

Воспитатель: - Что вы знаете об этой птице? Почему дятла называют санитаром леса?

Дети: - Дятел – лесной доктор. Он лечит старые больные деревья, истребляя вредных насекомых. Вот какая умная птица дятел!

Воспитатель: - Ребята, смотрите! Там, на ветке дерева, сидит, не шевелясь, какая-то птица!

Дети: - Сова.

Воспитатель: - А что вы знаете про сову?

Ответы детей: - Сова днем спит, ночью охотится.

Даже ночью с большой высоты видит она затаившуюся в траве мышь.

Сова - птица хищная. У неё очень хорошее зрение и слух.

Она услышит даже, как жук ползёт по дереву.

Сову считают мудрой птицей, потому что она долго живёт.

Воспитатель: Весной у птиц появляются новые заботы. Какие?

Дети: - Им нужно строить гнёзда.

Воспитатель: - Где птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда на земле, в траве, в кустарниках, на верхушках деревьев, в дуплах.

Воспитатель: - А из чего птицы строят свои гнёзда?

Ответы детей: - Птицы строят гнезда из веток, прутиков, соломы, перьев, мха, пуха и меха животных.

Дидактическая игра "Чьё гнездо?"

На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.

Дети имитируют ходьбу по кочкам.

Воспитатель: - Вот мы с вами и пришли на небольшую полянку между озером и болотом. Кто же это?

На одной ноге стоит в воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат.

Дети: - Цапля.

Воспитатель: - Что вы можете сказать об этой птице?

Ответы детей: У цапли длинные ноги, чтоб не провалиться, острый длинный клюв, на голове хохолок, она питается лягушками.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за красавица плывёт?!?

Дети: - Это лебедь. (Составление описательного рассказа о лебеде).

Воспитатель: - Вы знаете главное отличие водоплавающих птиц от лесных?

Дети: - Водоплавающие птицы не намокают и не замерзают в воде.

Опыт "Одежда водоплавающих птиц"

Оборудование: вазелин, бутылочка воды с пульверизатором, перья, салфетки).

Цель: выяснить почему водоплавающие птицы не намокают.

Ход: нанести вазелин на часть руки, сбрызнуть покрытый вазелином участок кожи водой. Понаблюдать, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.

Воспитатель: - Водоплавающие птицы не смогли бы плавать, если бы их перья не покрывал жир. У птиц есть специальные сальные железы. Утки, лебеди, гуси, чайки, клювом смазывают свои перья жиром. Он защищает птиц от намокания и замерзания. Вода не может проникнуть сквозь оперение и скатывается с тела.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка крылышки сложила, пёрышки помыла, клювом помела, зёрнышки нашла, зёрнышки поела, песенку запела, крылышки раскрыла и полетела, полетела (дети имитируют движения по тексту)

Дидактическая игра "Что можно есть этим клювом?"

Выбрать и определить чем питается птица. Почему ты выбрал лягушку? (потому что клюв длинный, им удобно ловить лягушек и рыб в воде). Почему ты выбрал мышь и зайца? (у хищных птиц клюв мощный, загнутый).

Звучит кассета с записью пения птиц.

Воспитатель: - Ребята мы с вами попали на глухариное токовище. Где глухари живут зимой, а где летом?

Ответы детей:

Зимой - в хвойном лесу, питаются хвоинками.

Весной - перелетают в лиственный лес, где будут кормиться до поздней осени).

Воспитатель: - Фигурку глухаря ханты ставили за спинку детской колыбели, чтобы маленькие дети лучше спали. Глухарь как бы охраняет их сон. Помните, как мы с вами рассматривали орнамент на колыбели? Орнамент похож на живого глухаря: голова, лапы, хвост форма туловища, крылья.

Воспитатель: - Кто знает, что это за птица?

Дети: - Эта птица называется тетерев.

Воспитатель: - На что похож её хвост?

Дети: - Хвост тетерева похож на музыкальный инструмент - лиру.

Воспитатель: - Давайте вспомним народные приметы о птицах .

Дети: - Ласточка низко летает - к дождю;

Воробьи купаются в луже - к жаре;

Вороны собрались в стаи и кричат - к изменению погоды.

Воспитатель: - Коренные жители ханты очень бережно относятся к природе и её обитателям, охраняя птиц и животных. Посмотрите, орнаменты на одежде и посуде напоминают животных, птиц и рыб.

Рассаживайтесь на лесной полянке. Сегодня мы много увидели, много узнали о птицах, их поведении, местообитании, чем питаются.

Воспитатель: - Ребята, вспомните и назовите пословицы о птицах .

Ответы детей:

* Лес без птиц не лес.

* Всякая птица своим пером гордится.

* Всякая птица по-своему поет.

* У каждой пташки - свои замашки.

* Не бывать вороне соколом.

* Немного синица ест, пьет да весело живет.

* Сорока без причины не стрекочет.

* Сорока на хвосте новости приносит.

* Соловей берёт пением, а человек – умением.

* Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

* Кукушка кукует - по дому горюет.

* Журавль прилетел и тепло принес.

* Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

* Сколько кукушке не куковать, а к зиме все равно улетать.

Дидактическая игра « Помоги птицам найти друзей»

Воспитатель: - Возьмите конверты и поделите птиц на три группы зимующие, водоплавающие, хищные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Молодцы, быстро справились с заданием.

Ребенок: Если утки перестанут крякать, а вороны престанут каркать,

Дятел дерево долбить в лесу, а кукушка плакать на суку. Что случится? Что произойдёт?

Воспитатель: - Ребята, что может случиться, если птиц не станет?

Ответы детей:

Случится беда: умолкнут поля, леса и луга;

Расплодятся вредные насекомые, грызуны - они съедят все листья, хвою на деревьях;

Погибнут леса и сады.

Воспитатель: - Что мы должны делать, чтобы этого не случилось?

Дети: Мы должны охранять и беречь птиц.

Воспитатель: - Да, лес это большой дом, где у каждого растения, зверя и птицы есть своё место. Все они нужны друг другу и зависят друг от друга.

На этом наше путешествие в царство животных подошло к концу.

Давайте попрощаемся с лесом:

Дети: До свидания, добрый лес! Полный сказок и чудес!

Мы к тебе ещё придём и подарки принесём!


Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).
3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Обучение составлению предложений со значением противопоставления (а).
5. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
6. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.
2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании, для создания выразительного образа (цветные карандаши, восковые мелки, пастель).

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Схема с изображениями и названиями птиц.
Запись «Птичьи голоса».
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.
Д/ игра «Перышки».
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Заучивание стихов о птицах.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности

1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Проведение НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Звучит музыка (трель разных птиц).

Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?

Хотите послушать их пение?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

1. «Найди птицу»

Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Присаживаетесь на «Лавку». Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)

А теперь послушайте другую загадку.

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)

Мы с вами говорили о птицах, кормили их, рисовали и лепили, вы многое о них узнали. И можете сами загадать загадки. Хотите попробовать?

Дети составляют рассказ-описание других птиц (сова, голубь, синица).

2. Появляется изображение птиц клеста и снегиря.

Посмотрите на этих птиц. Это снегирь. Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.

А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

3. Игра « Найди отличия».

Я могу вам предложить поиграть в интересную игру. Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти отличия. Давайте поиграем?

У снегиря только грудка красная, а у клеста — все туловище.

Крылья у снегиря темно – синего цвета, а у клеста – черно – белые.

Снегирь питается ягодами рябины, а клест – семенами еловых и сосновых шишек.

Снегирь выводит своих птенцов весной, а клест – зимой.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.

Посмотрите внимательно на схему.

Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)

Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару».

Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).

Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.

7. Игра « Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») логопед спрашивает:

Вы какие птицы? (снегири).

Один – снегирь, а много — …

Сначала образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах, а затем остальных.

8. Д/и «Чьи перышки».

Посмотрите ребята, что я нашла.

Как вы думаете, что это? (перья птиц)

Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.

Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.

Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.)

Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

9. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

10. «Паспорт зимующих птиц».

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы.
Как называются.
Части тела.
Составить рассказ…

Мы с вами в группе подпишем названия птиц.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».

Цели : познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование : зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.

Содержание организованной деятельности.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь).

-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).

Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Каких зимующих птиц вы знаете?

Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)

II. Знакомство с зимующими птицами.

Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

Молодцы!

У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).

Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.

Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.

Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).

Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

    Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

    Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

    У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

    У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

    Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

    Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

    У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Молодцы, узнали всех птиц.

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

Правильно. Для чего нужны кормушки?

Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку ).

-Молодцы!

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).

Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Игра «Птицы в кормушке».

Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.»

Дидактическая игра «Птичья столовая»

А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

III. Итог занятия:

О каких птицах мы говорили?

Почему их так называем?

Какую птицу называют лесным доктором?

Кто из этих птиц трещит?

Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

Как называется «птичья столовая»?

Какой корм нужно класть в кормушку?

Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

Спасибо за работу.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло