Влияют ли на нас наши установки? Что такое жизненный опыт.

В каждом из нас есть некие установки.

С помощью их мы определяем что хорошо, а что плохо.

Понятно то, что хорошо для нас, может быть ужасным и катастрофичным для другого, ибо у каждого своя установка и представление о том, как оно должно быть.

Откуда берутся установки человека по сути своей?

Все мы родом из детства и понятно, что больший костяк нам дан от воспитания родителей, школы и так далее. Об этом мы уже много говорили с Вами на данном сайте.

Самое главное, что установки человека можно и нужно менять.

Как понять нужно этим заниматься лично Вам или нет?

Чтобы выявить есть ли у Вас установки и представления, которые не помогают, а наоборот усложняют жизнь, следует обратить внимание на свою эмоциональную сферу. Ибо расстройство эмоций это самый первый признак, что есть что – то не то у нас между ушей.

Если схематично описать этот процесс, то можно сказать, что сначала есть некая реакция, это любое событие, затем данная событие с помощью установки оценивается, как плохой, хорошей, угрожающей, или уничтожающие все наши силы и т.п., и только затем включаются эмоции.

Эмоции это реакция на то, что и как Вы думаете.

Много споров о том, что первично мысль или эмоция. То есть сначала я что – то думаю, поэтому так реагирую? Или я в неком состоянии нахожусь и поэтому у меня именно такие мысли? Это вопрос о яйце и курице среди теоретиков психологии.

Друзья мои, любая эмоция это реакция на установку, на то, как Вы сами для себя то, что с Вами происходит воспринимаете утрированно, плохо или хорошо.

И есть несколько групп установок, в которых зарыты проблемы человека по жизни.

Первое, это когда человек думает, что должно быть все вот так, а не иначе.

Знаете, если бы каждый из нас был болен такой установкой, то научного прогресса не было и в помине, ибо ученые, это люди абсолютно свободные от данной категории, они ищут, изучают, их мышление всегда вероятностное, а не категорично.

Имею в виду настоящих ученных, а не пердунов в независимости от возраста, с категоричным мышлением, из последних сил держащихся за кафедру, и всех новаторов не подпускающие к своей охраняемой статусной территории.

Приведу пример из обычной жизни, чтобы понять, что эта группа установок делает с нами.

К примеру, мамочка имеет установку, что ее ребенок должен учиться исключительно на одни пятерки, ибо по ее мнению, это единственная возможность выбиться в люди и стать в будущем счастливым человеком с хорошей профессией. И как такая мамаша будет реагировать на четверки, тройки и не дай Боже на двойки?

Мало того, что она сама будет себе капать валерьянку, проклиная всех и вся, считая, что ее дитя тупое создание и в будущем его ждет крах и собирание бутылок, так еще и ребенку закладывается страшенная программа из установок, которая потом может на нет свести жизнь. Все зависит от силы этих самых установок.

И если только с помощью разума и осознанности мамаша в себе это преодолеет, то освободит таким образом и своего ребенка от программирования такими страшными установками. Или в будущем повзрослевшему ребенку, постоянно получая от жизни в лоб и ударяясь об асфальт разочарований, придется самому переписывать и освобождаться от таких щедро надаренных мамашей тараканов. Если конечно, внутренних сил и смелости хватит прийти к этому.

Есть группа установок, которую можно условно отнести к катастрофическим.

Это когда человек уверен, что в старости ждет только болезни и одиночество. Когда не поступление в ВУЗ, к примеру, воспринимается молодым человеком, как конец жизни.

В общем все то в этой группе, что нас подводит к черте страха смерти, и мы не знаем как дальше жить, когда нечто случается, это говорит о том, что сильные установки именно катастрофического характера внутри человека.

Пример из жизни:

Женщина связывала всю свою жизнь, счастье и смысл со своим мужем и семьей, и вот мужчина уходит из семьи по каким то причинам, или даже уходит из жизни. И если установки катастрофического характера в человеке сильны, то тогда впереди затяжная депрессия, болезни, которые реально убивают человека медленно и тому подобное стояние. То есть катастрофа (депресняк от этого) и смерть (болезни) начинают реализовываться.

Ибо человек воспринимает само событие, как катастрофу.

Есть еще такая группа установок, которая очень сложна для вычисления.

Это когда человек думает о себе, каким он должен быть, и если этого не происходит или он не получает ожидаемое, то угнетенное стояние, постоянная апатия становятся спутником по жизни.

Почему трудно выявить эти установки? Потому что непонятно почему человек страдает, и почему низкий тонус у него. Ибо за что бы он не брался ничего интересного не получается и кажется именно это является причиной. Однако, стоит нырнуть поглубже и посмотреть на отправную точку, и задаться вопросом: а что изначально человек о себе думал, когда у него все началось валиться из рук?

Пример из жизни:

Молодой человек собирается заняться предпринимательством, ведь это сейчас так модно и пропагандируется, и он о себе думает, чем я не хуже, я тоже хочу крутые машины, офис в центре города и работать по 4 часа в неделю, а бабла будет столько, что хоть камин топи купюрами (как правило примерно такой бред по содержанию люди держат в голове). И обламывается наш новоиспеченный ИП. А встать с колен уже не может.

Так многие спотыкаются, но многие встают и идут дальше.

А некоторые никогда не смогут реабилитироваться, ибо их система установок не позволяет больше делать такие шаги, и напрочь, прибивает к земле.

Более того, честно говоря, между нами, далеко не каждый человек может быть предпринимателем. Увы, это суровая правда. Если еще накладываются такие установки из этой группы, то пиши пропало. Хроническая неудачность это постоянное сопровождение до гробовой доски и только осознание себя, вычленение и переписка установок позволяет изменить картину.

О том, человек может или не может быть предпринимателем говорит результат .

И в конце концов выделяется такая общая группа установок, которой грешим мы все, это такая оценочная категория.

Когда мы вешаем оценки, ярлыки, тем самым блокирую восприятие реальности как таковой.

В данной статье хочу донести до Вас всего одну мысль: нет ничего ужасного и прекрасного в этом мире, это всего лишь наша реакция. И она у всех разная. Это зависит, через какие фильтры мы смотрим на мир.

Есть очень сильные установки, которые в течение жизни глобально меняют структуру личности до не узнаваемости, делая из творческого, активного человека алкоголика или истерическую даму с несчастной судьбой.

То, что установки уже успели сделать именно с Вами, можно выявить с помощью , и самое важное можно изменить, от части мы делаем это прямо в рамках самой оценки личности.

Однако иногда приходиться добавлять целый месяц работы один на один, чтобы выявить установки человека и переписать их. А также делать коррекцию, это как говорится, если случай совсем запущенный.

У нас жизнь одна, хотелось бы ее не в разочарованиях и обидах на несправедливость провести, а по-иному.

Выбор как всегда за Вами.

Давайте рассмотрим несколько вполне конкретных причин.

1. Наши сверхценные идеи , или идеализации

Что это такое? В голове каждого есть несколько сверхценных идей, которые постоянно побуждают доказывать правоту. Такая значимая идея о том, каким должен быть окружающий мир, называется "идеализация". Представлять, как должен быть устроен окружающий мир - нормально. Проблема возникает, когда на основании этой идеи вы испытываете раздражение, погружаетесь в длительные переживания и другие негативные эмоции. Именно это оказывает столь разрушительное влияние на жизнь .

Допустим, у вас есть твердое представление о том, как должна складываться семейная жизнь "Идеальная модель ". По этой модели , муж должен каждое утро приносить кофе в постель, а ребенок бодро вставать и совершенно самостоятельно собираться в школу. А на деле приходится с трудом поднимать с постели и ворчащего мужа, и недовольного ребенка, пытаясь одновременно и позавтракать, и привести себя в порядок, и собраться на работу.

Сравнивая эту идеальную модель с реальной жизнью, вы видите значительные расхождения и начинаете переживать по поводу того, что происходит в действительности. Стали переживать - начали накапливать негативные энергетические блоки, или энергетические заряды, в организме. А эмоциональные блоки неизбежно влияют на поведение и судьбу. Накопленные блоки против обидчиков не дают разом перестать обижаться, они заставляют вступать в бесконечную борьбу с несправедливым миром. Как результат - мы продолжаем злиться, обижаться и конфликтовать.

Баланс в организме нарушается, нередко появляются различные болезни. Чем больше негативных эмоциональных блоков сформировано - тем сильнее болеет человек, тем сложнее ему добиться любой цели, и тем недоступнее для него ощущение легкости и гармонии , сил на эти позитивные эмоции просто не остается.

2. Негативные установки

Это установки, загруженные в подсознание в результате вашего негативного жизненного опыта , чаще всего - общения родителей с ребенком. Они находятся в подсознании и ждут, когда понадобятся. Например, родители на основании жизненного опыта сделали вывод: Деньги -это грязь, и интенсивно внушали ребенку этот постулат на различных ярких примерах.

И вот, человек вырос, давно живет отдельно от родителей. Но когда возникает потребность принять решение, связанное с зарабатыванием денег - например: открыть свое дело, или найти высокооплачиваемую работу, Подсознание вспоминает все установки по этому вопросу, и как правило человек никуда не идет и ничего не делает, находя самые уважительные причины. Кроме родителей и прочего значимого для вас окружения, мы сами внушаем себе огромное количество негативных установок, основанных на жизненном опыте, таких, как: Я некрасивая. Я ничего не могу добиться в жизни. Я неудачник. Я не могу привлечь достойного мужчину. На меня никто не обращает внимания, и т. д.

Этот список индивидуален. Негативные установки не пропускают в подсознание позитивной информации о себе и своих достижениях, потому что негативный опыт из прошлого доказывает обратное, не позволяя поверить, что мы можем быть красивыми, здоровыми, успешными. Неизбежно возникают ощущения тревоги и негативные переживания…

3. Низкая энергетика

На фоне такого количества переживаний энергетика не может оставаться на высоком уровне. Постоянная тревога неизбежно подтачивает уровень энергии и расшатывает здоровье. Появляется апатия, мрачность. Тяжело совершить даже самые обычные для здорового человека действия, такие, как утренняя зарядка и регулярный спорт, характерные для успешного и гармоничного человека.

Вы наверняка замечали, что счастливые люди – бодрые, активные, они рано встают и делают зарядку или бегают по утрам, принимают контрастный душ. Им ничего не стоит провести час дыхательной практики или йоги перед уходом на работу. О чем это говорит? О том, что у гармоничных людей – высокий уровень хорошей, светлой энергетики. Им хватает сил и на любимую работу, и на воспитание детей, и на любимые дела и творческие проекты.

Как им это удается? Возможно ли такое чувство легкости , когда хочется отчего-то петь и танцевать? Такое, что просыпаешься и хочется кружиться по квартире, забывая об остывающей чашке кофе? Бывает ли такое состояние, что хочется поскорее одеться и бежать навстречу жизни, приключениям, миру? Безусловно, да!

И немного видео:

Lamborghini на Уолл-стрит, сумки знаменитостей от Louis Vuitton, особняки, в которых живут . Список можно продолжать.

Мы обманываем себя, полагая, что единственное, от чего зависит счастье, - марка нашего автомобиля или количество нулей на банковском счете. Мы возвели финансовый успех на пьедестал и убедили всех разделить эти убеждения.

В обществе, которое боготворит материальные ценности, жизнь превращается в бесполезно-бесконечное путешествие.

Ключ к счастью не в том, чтобы тратить деньги и время на вещи. Ключ к счастью - вложить деньги и время в свой жизненный опыт.

MasterCard говорит правду: «Есть вещи, которые нельзя купить».

Наш опыт определяет нас

В декабре во время поездки на Гавайи я посещал десятидневные курсы по медитации. Это был самый трудный, но наиболее поучительный опыт, который мне удалось получить: я никогда раньше не чувствовал столь тесную связь между разумом и телом. Что ещё более важно, это подтолкнуло меня изменить и исполнить мечту - уйти из компании, куда я устроился в прошлом году, и переехать в Нью-Йорк.

Любой опыт приносит с собой ошибку или триумф, а также понимание собственной личности. Опыт помогает разобраться в своих мыслях, понять, каких людей мы хотим видеть рядом, и в конечном счёте найти то, что делает нас счастливыми.

В конце пути неважно, сколько дней было в вашей жизни. Важно, сколько жизни было в ваших днях.

Авраам Линкольн, американский государственный деятель, 16-й президент США

Мы живём в обществе, где материальное является высшей ценностью. Нам нравится возможность подержать в руках то, что мы покупаем. Это происходит, потому что вещи связаны с валютой, которая диктует свою ценность на рынке.

Невозможно физически ощутить опыт от ныряний с обрыва воскресным днём. Точно так же дело обстоит с нашим первым опытом борьбы с партнёрами: мы не можем его продать.

Если бы мы могли продать наш собственный опыт по той цене, по которой он нам достался, мы бы все были миллионерами.

Эбигейл Ван Бурен (Полин Филлипс), американская журналистка и радиоведущая ХХ века

Мы накапливаем всё, что когда-либо видели, слышали, пробовали на вкус и чувствовали. Это опыт, который учит нас не считать рабочие часы в крохотном офисе, но приведёт к прорывной идее для .

Другими словами, опыт приносит с собой жизненные уроки. Материальные ценности не приносят ничего, но выставляют нам счёт.

Опыт остаётся с нами

О чём наши самые приятные воспоминания? Я вспоминаю не подарки, которые получил на праздники, но гостей, которые пришли на мой день рождения, или запах горячего шоколада рождественским утром. Я вспоминаю первый урок езды на велосипеде с братом и первое свидание, которое, кстати, прошло ужасно. Это то, что вызывает улыбку на моём лице по сей день.

Главный недостаток инвестирования в вещи - их ограниченный срок годности.

Когда мы покупаем вещь, не только снижается её стоимость на рынке: через некоторое время мы перестаём ощущать её ценность. Совсем по-другому обстоит дело с опытом. Он эмоционально долговечен и может быть приумножен, так как мы развиваемся на протяжении всей жизни. В любую минуту опыт остаётся с нами.

По результатам исследований, более 80% людей чаще вспоминают свои мысленные покупки, нежели реально совершённые. Это означает, что опыт приносит нам счастье не только в тот момент, когда мы приобретаем его, но и когда просто думаем о нём.

Как получить опыт

Даём три подсказки, которые помогут отказаться от вещей в пользу впечатлений.

1. Измените свои финансовые приоритеты

Если мы хотим получить настоящий опыт, мы должны определить приоритеты, чтобы подстроить под приключения, которые нам предстоят. Это столь же просто, как копить на телевизор, вместо того чтобы поехать в Южную Америку.

Подумайте, что вам действительно нужно и в чём вы нуждаетесь всерьёз и надолго. На самом деле нам нужно очень немного материального, чтобы наслаждаться жизнью. Учитесь рационально подходить к покупке вещей: однажды сбережённая мелочь поможет получить опыт, который изменит всё.

2. Говорите «да» чаще

Становясь взрослыми, мы учимся принимать решения, просчитывая риски, тщательно всё обдумывая. Если мы хотим больше опыта, придётся отодвинуть эти принципы на второй план. Лучшие приключения начинаются тогда, когда их меньше всего ожидаешь. Постоянно говорить себе: «Что, если» - верный путь пролежать всю жизнь на диване, наблюдая за чужими приключениями.

Начните говорить «да». Учитесь жить настоящим. Когда вам в следующий раз подвернётся возможность получить опыт, задайте себе простой вопрос: «Буду ли я сожалеть, если не воспользуюсь такой возможностью? Завтра, на следующей неделе или в следующем году?» Если ответ «да» или «может быть», приключению тоже следует ответить «да».

Будущее неопределённо. Но вы можете управлять им, меньше думая и больше делая.

3. Начните с малых (и дешёвых) приключений

Вы из тех людей, которые смотрят одно и то же несколько раз подряд, ходят одними и теми же тропинками в один и тот же офис, едят в одних и тех же ресторанах?

Вам нужна передышка от ежедневной рутины. Будьте открытыми для новых впечатлений. Вместо того чтобы идти в привычный итальянский ресторанчик недалеко от офиса, посетите какое-нибудь новое место.

Самый ценный опыт не стоит дорого. Он рядом. Нужно просто его найти.

Есть много отрицательных отзывов о сайтах советов на каждый день, однако вам подобные ресурсы будут полезны. Лично я пробовал всё, начиная с сальсы (15 долларовза десять занятий) и кулинарных курсов средневековых обедов (39 долларов), заканчивая уроками полётов (88 долларов) . Купонные сайты - самый дешёвый способ получить невероятные приключения с друзьями или самостоятельно. Начните понемногу рисковать. Вы удивитесь, насколько быстро это захватит вас.

Однажды мы все умрём. Но перед этим зададим себе вопросы:

  • Жил ли я?
  • О чем я сожалею?
  • Испытал ли я всё, что хотел испытать?

Только вам решать, что наиболее важно: марка или приключения и свобода. Но старайтесь вкладываться в то, что подарит впечатления, а не счета. Пусть ваши активы минимальны, зато опыт богат.

Внешний мир - это отражение нашего внутреннего мира. Каждая отдельная мысль, каждое наше действие, каждое чувство определяет то, кем мы становимся. И любое желание, которое мы держим в уме, рано или поздно находит выражение в новых открывающихся возможностях.

Из всего этого следует, что с помощью ежедневных аффирмаций можно программировать свой мозг, тело и дух на успех.

Аффирмация - это выражение своих мыслей и желаний с помощью слов и повторение их по несколько раз в день.

1. Я великий

Вера в то, что ты великий, - это одно из самых сильных внутренних убеждений. Сейчас вы можете не думать о себе как о великом человеке, но постоянное повторение этой аффирмации однажды заставит вас поверить в это. Наукой уже давно доказано, что разговоры с самим собой приводят к неминуемым изменениям в мозге.

Яркий пример того, как работает эта аффирмация, - легендарный боксёр . Посмотрите записи его интервью, и вы заметите, насколько часто он использовал эту фразу. В конечном счёте он стал великим.

2. Сегодня меня переполняет энергия и позитивный настрой

Позитив зарождается внутри человека, а не создаётся внешними факторами и обстоятельствами. И формируется наше настроение в тот самый момент, когда мы просыпаемся. Поэтому повторяйте эту аффирмацию сразу же после пробуждения.

И помните: никто и ничто не может испортить вам настроение, пока вы сами не пойдёте на это.

3. Я люблю себя таким, какой я есть

Считается, что любовь к самому себе - это самая чистая и высшая форма любви. Если человеку не нравится то, кем он является, то это негативно сказывается на всех сферах его жизни. И этот факт тянет человека вниз.

Если вы видите, что эти строки про вас, и вы не можете смириться с какими-то своими недостатками, постоянно вините себя, то мой вам совет: повторяйте эту аффирмацию как можно чаще.

4. У меня здоровое тело, блестящий ум, спокойный дух

Здоровое тело начинается со здорового духа и ума. Если на душе кошки скребут, то этот негатив будет пагубно влиять и на ум, и на тело. То есть, если один элемент из этих трёх повреждён, весь механизм уже не будет работать исправно.

Причина под номером один, которая определяет, здоров человек или же болен, - это сам человек. Если вы убедили себя, что вы здоровы телом, душой, умом, значит, так оно и будет. А если верите, что подвержены болезни, то она обязательно вас зацепит.

5. Я верю, что могу всё

Это именно то, что нужно вложить себе в голову (и своим детям, внукам и близким) любым способом. Это то, во что должен поверить человек, чтобы потом не было стыдно за бездарно прожитые годы.

6. Всё, что в моей жизни происходит, только к лучшему

Опасность представляют не сами обстоятельства или негативные моменты, которые имеют место в нашей жизни, а наше отношение к ним.

Человеку не дано знать, что приготовила для него Вселенная в будущем. Возможно, то, что сегодня кажется чем-то ужасным (например, сокращение на работе), есть подготовка к чему-то лучшему.

Мы не можем заглянуть в будущее, но мы можем контролировать своё отношение к настоящему. И эта аффирмация вам поможет.

7. Я строю свою жизнь сам

Вы способны покорить любые высоты, если только будете заранее планировать свои действия и успех. И да, - это спланированное действие и редко - случайность.

Каждый новый день нам дарит новую возможность. И вы можете наполнить его именно тем, что имеет для вас самое большое значение. Вы ведь сами строите свою жизнь, а не жизнь случается с вами, не так ли?

Начинайте свой день с позитивных мыслей о том, что полностью контролируете каждый аспект своей жизни, и вскоре вы увидите, что с вами начали происходить удивительные вещи.

8. Я прощаю тех, кто причинил мне боль в прошлом, и мирно отдаляюсь от них

Это не значит, что вы забыли, что они сделали, но это больше вас не беспокоит. Урок усвоен, а выводы сделаны.

Ваша способность прощать - это то, что позволяет вам двигаться вперёд, а не зацикливаться на прошлых обидах. А ваша реакция на те или иные обстоятельства не зависит от мнения окружающих вас людей.

Вы настолько сильны, что способны простить тысячу людей, даже при условии, что ни один из них не простит вас.

Повторяйте эту аффирмацию всякий раз, когда попали в .

9. Я с радостью встречаю вызовы, и мой потенциал справиться с ними безграничен

У вас нет никаких ограничений, только те, что живут внутри вас.

Какой жизни вы хотите? Что останавливает вас? Какие преграды вы выстроили перед собой?

Эта аффирмация позволит вам выйти за привычные границы.

10. Сегодня я отказываюсь от своих старых привычек и принимаю новые

Каждая наша отдельная мысль, каждое наше действие определяет то, кем мы становимся, и то, какой будет наша жизнь. А наши мысли и действия формируют наши . Мы есть то, что постоянно делаем.

Стоит нам изменить привычки, как это повлечёт изменения во всех областях жизни. И данная аффирмация, которую рекомендуется произносить в начале дня, призвана напомнить вам, что сегодня пришло время всё изменить.

Фрагмент из книги. Ковпак Д.В., "Как избавиться от тревоги и страха". Практическое руководство психотерапевта. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 240 с.

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым является наша психика при рождении, в огромном количестве записываются наши реакции на стимулы, и со временем превращают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт.

И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950), в нашей психике создается так называемая установка , или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации . Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие "установка" появилось позднее в работах Узнадзе.

Наше восприятие мира - не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые прихотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином "установка". Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ореоле ожиданий - удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша определенная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажающего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье.

Понятие "установка" заняло в психологии важное место, потому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или установка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным обстоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок.

Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый получал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то периода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова "топор" он читал "моноп". Анализируя опыт. Узнадзе пишет: "...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка - установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему ялыке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через некоторый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за-дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором задача должна быть разрешена..."

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия пли акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Иногда говорят о "механической работе", о работе, при которой "голова остается свободной". "Свободная голова" и означает отсутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые - группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые - автоматизированные действия, или навыки.

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в течение первого года жизни ребенка. Например, сосательные движения губ, мигание, хождение и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение и жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей.

Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, перифериию и наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшем случае, десятки секунд, если, не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множесву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения - ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти "первые шаги" в да-еком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, "когда какую клавишу нажимать", а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение - сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно.

Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь "разгружая голову" от регулярных рутинных дел, с другой - может значительно осложнить жизнь при ошибочном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью.

Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную близость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-аборигены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приговор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменников, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, узнав о напущенном проклятье, несчастный не может даже представить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, который уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно проходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятельности и развивается истощение. Вот описание действия такой "команды смерти":

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего - он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его "установкой на добро", вряд ли бы осознал значительность ситуации - скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов.

К слову сказать, сам феномен ритуалов Вуду или так называемой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия "установки".

Установка - это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные. то есть мысленные процессы. Именно установка определяет готовность в одной ситуации отреагировать положительными эмоциями, а в другой - отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности освобождает человека от необходимости сознательно принимать решение и произвольно контролировать деятельность Е стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях установка может служить фактором, провоцирующим стресс, снижающим качество жизни человека, обуславливая инертность ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособление к новым ситуациям.

Иррациональные стрессогенные установки

В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Ведь, как уже упоминалось, установка - это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека.

Чего больше в ваших установках - рационального или иррационального - зависит, конечно, от биологических факторов, но в большей степени от влияния психологической и социальной среды, в которой вы росли и развивались.

Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных (мыслительных) ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений и установок, разумного и адаптивного мышления. Но для того чтобы это сделать, необходимо понять, что именно мешает нам жить в гармонии с собой и миром. Надо "знать врага в лицо".

Решающим фактором для выживания организма является быстрая и точная переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, .мышление людей зачастую тенденциозно и предвзято.

"Ум человека, - говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, - уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

У каждого человека в его мышлении имеется свое слабое место - "когнитивная уязвимость" - которая определяет его предрасположенность к психологическому стрессу.

Личность формируется схемами или, как говорят психологи -когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детсве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими: людьми, виртуальными образами -- такими, как герои книг и фильмов. Сознание формирует представления и концеп-ции - о себе, других, о том, как устроен и функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и, в свою очередь, влияют на формирование убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть полезными, помогающими выживать и улучшать качество жизни, и вредными, способствующими напрасным переживаниям, проблемам и стрессам (адаптивными или дисфункциональными). Они являются устойчивыми структурами, которые становятся активными, когда их "включают" специфические стимулы, стрессоры и обстоятельства.

Вредные (дисфункциональные) схемы и установки отличаются от полезных (адаптивных) наличием так называемых когнитивных искажений. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении.

Вредные иррациональные установки представляют собой жесткие мыслительно-эмоциональные связи. Согласно А. Эллису, они имеют характер предписания, требования, приказа и носят безусловный характер. В связи с этими особенностями иррациональные установки вступают в конфронтацию с реальностью, противоречат объективно сложившимся условиям и закономерно приводят к дезадаптации и эмоциональным проблемам личности. Отсутствие реализации действий, предписанных иррациональными установками, приводит к продолжительным неадекватным эмоциям.

По мере развития каждый человек усваивает определенные правила; их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. В сущности, из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ори-нтирующая индивидуума в реальности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и внутри психики проявляют себя в виде подспудных и автоматических мыслей. Автоматические мысли - это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли "вникают между событием (или, как принято называть, стимулом) и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтверждения фактами).

Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: "Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!" Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило - "моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие".

Ребенок воспринимает иррациональные суждения и идеи, в отсутствие навыка критического анализа и достаточного опыта, как данность и истину.: Используя язык гештальт-терапии, ребенок интроецирует, "проглатывает" некие идеи, диктующие особый тип поведения.

В основе большей части эмоциональных проблем зачастую лежит одна или несколько центральных идей. Это тот краеугольный камень, который находится в основании большинства убеждений, мнений и поступков. Эти центральные установки могут служить глубинной причиной подавляющего большинства психологических проблем и неадекватных эмоциональных состояний.

К счастью, вследствие того, что когнитивные явления могут быть замечены при интроспекции (наблюдении за своими словесными мыслями и мыслительными образами), их характер и связи можно проверить в огромном множестве ситуаций и систематических экспериментов. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или их исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями самоосуществления и качества.

Когнитивно-поведенческий подход подводит понимание (и лечение) эмоциональных расстройств ближе к повседневному опыту человека. Например осознавая наличие у себя проблемы, связанной с неправильным пониманием, которое человек проявлял множество раз на протяжении жизни. Кроме того, каждый, без всякого сомнения, добивался в прошлом успеха в исправлении неправильных истолкований - либо добившись более точной, адекватной информации, либо осознав ошибочность своего понимания.

Ниже приведен перечень наиболее часто встречающихся вредных иррациональных (дисфункциональных) установок. Для облегчения процесса их выявления, фиксации и уточнения (верификации) рекомендуем использовать так называемые слова-маркеры. Данные слова, как высказанные, так и обнаруженные в ходе наблюдения за собой в качестве мыслей, идей и образов, в большинстве случаев указывают на наличие иррациональной установки соответствующего им типа. Чем больше их при анализе выявляется в мыслях и высказываниях, тем больше выраженность (интенсивность проявления) и жесткость иррациональной установки.

Установка долженствования

Центральной идеей такой установки служит идея долга. Само слово "должен" является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл слова "должен" означает - только так и никак иначе. Поэтому слово "должен", "должны", "должно" и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации справедливо лишь в очень редких, практически исключительных случаях. Например, адекватным будет высказывание "человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом", поскольку физическая альтернатива отсутствует. Высказывание, наподобие: "Ты должен явиться в условленное место в 9.00" в реальности неточно, так как, на самом деле, скрывает за собой иные обозначения и объяснения (или просто слова). Например: "Я хочу, чтобы ты пришел к 9.00", "Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9.00". Казалось бы, какая разница как сказать или подумать? Но дело в том, что думая так регулярно и давая установке долженствования "зеленый свет", мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах. Первая - установка долженствования в отношении себя - то, что "я должен другим". Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет служить источником стресса каждый раз, когда кто-то или что-то будет вам напоминать об этом долге и что-то или кто-то одновременно будет мешать вам его исполнить.

Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого "долга" при стечении неких неблагоприятных обстоятельств становится проблематичным. В этом случае человек попадает и созданную им же ошибку: возможности "вернуть долг" нет, но и возможности "не вернуть" - тоже. Короче говоря, полный тупик, угрожающий к тому же "глобальными" неприятностями.

Вторая сфера установки долженствования долженствованне других. То есть, речь идет о том, что "мне должны другие люди": как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни, за всю историю человечества, не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя "подобающе". Даже у руководителей самого высокого ранга, даже у фараонов и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка - одна из причин того, что они стали тиранами) появлялись в поле видимости люди, которые поступали "не так, как они должны". И, естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так как он якобы "должен по отношению ко мне", то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда - стресс.

Третья сфера установки долженствования - требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т.п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т.п.), обязательно, во что бы то ни стало, "кровь из носу".

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется гиперболизацией негативного характера явления или ситуации. Она отражает иррациональное убеждение в том, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так объективно, вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени. Например: "Ужасно остаться одному на старости лет", "Будет катастрофой начать паниковать у всех на виду", "Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей".

В случае влияния установки катастрофизации, событие просто неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее, разрушающее основные ценности человека раз и навсегда. Произошедшее событие оценивается как "вселенская катастрофа" и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, ощущает, что не в силах изменить что-либо в лучшую сторону. Например, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает внутренний монолог, который даже может и не осознавать: "О, ужас! Hv все. это конец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать! Это катастрофа!.." Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними появляется физический дискомфорт.

Но совершенно бессмысленно сознательно "накручивать" себя, угнетать и подавлять рассуждениями о случившемся, воспринимая его как вселенскую катастрофу. Конечно, увольнение - это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто угрожающее жизни, представляющее смертельную опасность? Также нет. Рационально ли уходить в трагические переживания, а не искать пути выхода из сложившихся обстоятельств?

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света.

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулированным вербально, так и в качестве мысленных образов.

Вспомните одну известную сказку братьев Гримм. Она называется "Умная Эльза". В вольном пересказе она звучит следующим образом:

Однажды пошла жена (Эльза) в подвал за молоком (в оригинале - за пивом!) и пропала. Муж (Ганс) ждал-ждал, а жены все нет. И кушать (выпить) уже хочется, а она не приходит. Он забеспокоился: "Не случилось ли чего?". И отправился в подвал за ней. Спускается по ступенькам и видит: сидит его благоверная и рыдает горькими слезами. "Что случилось?" - воскликнул супруг. Л она в ответ: "Видишь, топор висит у лестницы?". Он: "Ну да, и что?" А она сильней слезами заливаться. "Да что произошло, скажи же, наконец!" - взмолился муж. Супруга и говорит: "Вот появится у нас ребенок и пойдет он, когда подрастет в подвал, а топор сорвется и убьет его насмерть! Вот ужас-то и горе горькое!" Муж, конечно, успокоил свою половину, не забыв ее назвать "умной" (в оригинале даже от души обрадовался: "Большего ума мне в хозяйстве и не надо"), проверил, прочно ли топор закреплен. Но настроение себе своими надуманными предположениями жена уже испортила. И сделала это совершенно напрасно. Теперь придется успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие не одну пару часов...

Вот так, становясь пророками, а, вернее, псевдопророками, мы предсказываем неудачи, затем делаем все для их воплощения, и в итоге их же и получаем. Но, на самом деле, выглядит ли такое прогнозирование разумным и рациональным? Ясно, что нет. Потому что наше мнение о будущем - не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение необходимо проверять на истинность. И возможно это в некоторых случаях только опытным путем (методом "проб и ошибок"). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они блокируют движение и мешают достижению результата.

Слова-маркеры: что, если; а вдруг; а ведь может быть.

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов (даже если никто не в состоянии их достичь), и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: "Любить - так королеву, украсть - так миллион!"

Мышление характеризуется позицией "все или ничего!" Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от perfectio (лат.) - идеально, совершенно).

Слова-маркеры: по максимуму, только на отлично/на пятерку, на 100% ("на все сто").

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык.по означает "рассечение на две части". Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одной из двух противоположных категорий, например: безупречный или несовершенный, безукоризненный или презренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактернзовать как "черно-белое", характеризующееся склонностью мыслить крайностями. Происходит оценка понятий (которые в действптельности располагаются в континууме (в неразрывном взаимодействии), как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: "В этом мире ты или победитель или проигравший" - наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жесткую конфронтацию.

Слова-маркеры: или... - или... ("или да - или нет", "или пан, или пропал"), либо - либо... ("либо жив, либо мертв").

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события исключительно со своей персоной, когда нет никаких оснований для такого вывода, а также интерпретировать большинство событий как касающиеся себя.

"Все на меня смотрят", "Наверняка эти двое сейчас оценивают меня" и т.п.

Слова-маркеры: местоимения - я, меня, мною, мне.

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам формулирования общего правила на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо всей совокупности явлений. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например: "Все мужики - свиньи", "Если не получилось сразу. то не получится никогда". Формируется принцип - если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

Слова-маркеры: все, никто, ничто, всюду, нигде, никогда, всегда, вечно, постоянно.

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным, как мысли, или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может последовать бессонная ночь тягостных раздумий, и решение: "Я не дам ему получить удовольствия от глумления надо мной - уволюсь по собственному желанию". И наутро, в самом начале рабочего дня, начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его "суровый" взгляд), силится понять с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с явным раздражением хочет уволиться с работы.

Слова-маркеры: он(она/они) думает(ют).

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т.д. Оценивание проявляет свой иррациональный характер, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей его личности.

Слова-маркеры: плохой, хороший, никчемный, глупый и т.п.

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Слова-маркеры: хочет, думает, считает, справедливо, честно и тому подобные высказывания, адресованные неодушевленным предметам.

Дмитрий Ковпак, "Как избавиться от тревоги и страха"



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло