История и этнология. Факты


Гонения на ведьм и колдунов существовали испокон веков. Наказания для этой категории сомнительных лиц были прописаны в законах Древнего Египта и вавилонском Кодексе Хаммурапи, колдовство и магия осуждались в Библии. Но только в Средневековье борьба с ведьмами вылилась в настоящую массовую истерию. Средневековая охота на ведьм длилась несколько столетий, в результате погибло от 60 до 100 тысяч человек.

Пик истерии пришелся на XVI-XVII века. Больше всего досталось «ведьмам» раздробленной на множество мелких государств Германии, а вот католическую Испанию, со школы ассоциирующуюся с религиозным фанатизмом, охота на ведьм затронула в меньшей степени. В протестантских государствах законы о колдовстве зачастую были даже более суровыми, чем в католических странах.

Представление о масштабах бедствия дает свидетельство современника, наблюдавшего всеобщее помешательство в отдельно взятом Бонне в начале XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать» .

Танцевальные истерии


14 июля 1418 года в Страсбурге некая женщина вдруг начала неистово плясать. В последующие дни плясовая истерия охватила несколько сотен горожан. Городские власти, чтобы не подначивать плясунов, запретили бить в барабаны и трубить. Недужных отправили в часовню святого Витта в Цаберне, где они и успокоились. Что любопытно, спустя ровно сто лет, в июле 1518 года, массовая танцевальная истерия в Страсбурге повторилась. В течение нескольких дней 400 жителей отплясывали на улицах и площадях города. Эти события получили название «танцевальная чума».

Вообще же такие танцевальные эпидемии известны еще со времен античности, но настоящий размах они приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Люди бросали все дела, чтобы предаться неистовой пляске, переходили от города к городу, падали замертво от изнеможения. Этот вид массовой истерии получил в народе название «пляска святого Витта», а в медицине - хорея. Раньше недуг лечили молитвами, обращенными к святому Витту, теперь - галоперидолом.

Истерии в женских монастырях


Монастырь вообще был удачным местом для возникновения истерий и прочих отклонений: закрытое пространство, ежедневный тяжелый труд, разнообразные обеты (в частности, обет безбрачия), суровые наказания. Не говоря уже о том, что часто в монастыри попадали помимо своей воли.

Так, в монастыре во Франции вдруг замяукала одна монахиня. Вскоре уже весь монастырь во главе с аббатисой неистово мяукал. Жители окрестных селений встревожились. Было бы не так критично, если бы монахини хотя бы гавкали или чирикали по-воробьиному. Но мяуканье - это было уже слишком: ведь кошка считалась животным дьявола!

Скандал дошел до начальства, и оно отправило к монастырю отряд солдат с плетками. Когда монахиням пригрозили, что их хорошенько отхлещут плетьми, если они не прекратят кошачий концерт, христовы невесты угомонились. Хотя верится с трудом, что такие угрозы могли привести к спокойствию. Наверняка монахини замяукали с еще большим вдохновением. Вот когда подобную массовую истерию в другом женском монастыре церковные власти прекратили, отказав в финансировании, - в это верится больше.

Другая истерия охватила монастыри в Германии и Голландии: монахини принялись кусать друг друга. «Эпидемия» охватила не только женские, но и мужские монастыри и дошла до самого Рима.

Истерии в викторианской Англии


Еще древнеримский врач Гален писал о болезни под названием «безумство матки», симптомами которой были раздражительность, обмороки и даже безумие. В античном обществе, известном своими вольными нравами, в занятиях сексом не видели ничего плохого, поэтому «безумство матки» было болезнью редкой и лечилось, так сказать, эффективно.

Великобритания в представляла собой полную противоположность разнузданной античности, тогдашнее британское общество отличалось высокоморальностью, благопристойностью и скреподуховностью, то есть было исполнено ханжеством, лицемерием и кучей нелепых условностей.

Больная фантазия блюстителей нравственности видела непристойности в самых неожиданных местах - там, где их не увидел бы самый бывалый извращенец: книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке, на ножки роялей с круглыми наконечниками надевали кринолинчики (а то что это они голые!), купание в водоемах дозволялось только в купальных вагончиках, предложить за обедом женщине птичью ножку считалось грубостью, экспозиция античных статуй на Всемирной выставке была задержана до тех пор, пока им не залепили фиговыми листами причинные места. Ну и, конечно, приличным девушкам не полагалось ничего знать о половом акте и деторождении!

После всего этого вполне естественно, что Британию охватила массовая женская истерия: по примерным подсчетам врачей, почти четверть женщин страдала этим недугом. В соответствии с духом времени считалось, что справиться с напастью могут только врачи. Создавались ужасающего вида механизмы-вибраторы, больше походившие на пыточные орудия инквизиторов, которые должны были вызывать «женские припадки» (так тогда назывался оргазм). Для излечения также использовался специальный душ (попросту сильная струя воды, направленная в интимное место).

Шпиономания в СССР


Шпиономания существовала во многих странах, но в СССР она достигла эпических высот. Причина вполне объяснимая. Большевики много лет боролись с царской властью путем подпольной, подрывной, террористической деятельности. И, когда они пришли к власти, им везде мерещились шпионы и диверсанты: у советского руководства была уверенность, что их противники должны были бороться теми же методами.

«Буржуйские» разведки при тотальной закрытости СССР также добивались скромных результатов. Секретность была избыточной, поистине параноидальной. Например, в Петрозаводске были засекречены документы по смене умывальников в детском саду.

В сталинское время шпиономания превратилась в поистине массовую истерию. Шпионы мерещились повсюду: с великим трудом они проникали в СССР с целью сжечь амбар с колхозным зерном, сфотографировать стратегический суперсекретный завод по производству игл для патефонов, подсыпать яд в борщ в столовой №11 - в общем, всегда можно было свалить собственные ошибки и промахи на шпионов. Все провалы советской плановой экономики тут же списывались на подрывную деятельность западных разведок.

Не важно, что разведчик или диверсант во все времена товар штучный. В Советском Союзе их выявляли десятками тысяч. В итоге «шпионов» схватили больше, чем их было во всем мире, вместе взятых. Доходило до трагического абсурда: людей обвиняли в шпионаже в пользу несуществующих стран, типа Карфагена.

Битломания


От музыкантов и групп массово фанатели с тех пор, как они появились. Но только битломания вызвала настоящую массовую истерию. Зачастую «битлам» можно было вообще ничего не исполнять, поскольку во время концертов от воплей публики не было слышно самих песен. Сиденья кресел в концертных залах после выступлений были мокрыми: поклонницы элементарно не могли себя контролировать. Многие фанатки шли дальше и на концертах группы испытывали оргазм. Согласно исследованиям тогдашних британских ученых, многие девушки впервые испытали оргазм именно на концертах «Битлз».

Массовая истерия сопровождала «Битлз» не только на сцене, но и при любом появлении на публике. Бои фанатов с полицией, преследования группы, незаконные проникновения в места обитания «битлов» стали почти ежедневной рутиной. Массовая истерия закончилась вместе с завершением в 1966 году концертной деятельности группы.

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии , которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

Изучение толпы [ | ]

Историей [ | ]

Исследуется такие явления как бунты, восстания, революции, переселение народов, войны и другие явления связанные с участием большого количества людей.

Социологией [ | ]

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Психологией [ | ]

Целью является объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы.

  1. Повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит.
  2. Повышение внушаемости и уменьшение степени критического отношения к самому себе и способности рациональной обработки воспринимаемой информации.
  3. Подавление чувства ответственности за собственное поведение.
  4. Появление чувства силы и сознания анонимности.

Знаменитые толпы [ | ]

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Массовая истерия" в других словарях:

    Массовая истерия (моральная паника) - – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе

    истерия - Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

    Истерия массовая - [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия

    Репрессии 1937 года

    Большая чистка - Запрос «Большой террор» перенаправляется сюда. О терроре во времена французской революции см. Якобинский террор. «Ежовщина» наименование периода в истории СССР (1937 1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до… … Википедия

    Следы Дьявола в Девоне - Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия

    Февральская революция - У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия

    Психология толпы (mob psychology) - Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мужчина мечты: Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус К.. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус… Купить за 458 руб
  • Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус Кэрол. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус…

До сих пор ученые не могут понять, как возникает массовая истерия. Почему всей деревней люди внезапно начинают верить в «чупакабру», а целые страны в нашествие марсиан.

Весна 1995 года выдалась для пуэрто-риканских фермеров «горячей»: день за днем поголовье их скота сокращалось. Причинами смерти коз, кроликов и цыплят становились колотые раны и «высасывание крови». На тот момент ветеринарные службы объяснить массовую гибель скота, видимо, затруднились. Так появился «козосос» - таинственный монстр, истребляющий животных. Практически сразу после первых «сигналов» об орудующем на фермах козососе нашлись и очевидцы его преступлений. Так, один из стражей порядка сообщал о «некоем гуманоиде ростом метр двадцать». К концу марта уже несколько человек подтвердили, что «видели в лесной чаще серовато-коричневое существо с крошечной головой». Страну охватила паника. Пока сформированные поисковые отряды тщательно прочесывали местность, в питейных заведениях ночи напролет спорили: козосос - это ранее неизвестное животное или вырвавшийся на свободу результат неудачного генетического эксперимента? «Портрет» монстра был воссоздан в мельчайших деталях: «двуногая крыса» с выпученными глазами, с длинными «руками» и острыми когтями, с ногами, как у кенгуру, а по всей спине - ряды шипов. Скептики пытались успокоить толпу, аргументированно доказывая, что «монстр» - всего лишь обычный хищник. Поймать козососа или доказать факт его существования не удалось, а страх людей вскоре улетучился.

Бумажный человек

В конце XIX века жители некоторых китайских городов стали участниками массовой истерии, которая длилась в течение трех лет. В 1876 году в Нанкине появились первые свидетельства о «бумажных людях», лишающих добропорядочных китайцев… косичек. Специфическая мужская прическа во времена правления маньчжурской династии в Китае считалась символом покорности и лояльности к навязанному режиму. Остричь косу считалось преступлением - пойманный с «неуставной» прической приговаривался к смертной казни. Неудивительно, что паника быстро охватила на только Нанкин, но и стремительно распространилась на другие города - Шанхай, Гуанчжоу, Пекин. «Злой дух, стригущий волосы» был неуловим, а источником всех бед автоматически становился любой иностранец. Интересно, что «бумажный человек» известен был еще со времен династии Вэй, правившей в 477-517 годах до н.э. Массовая паника сыграла на руку предприимчивым торговцам: амулеты, защищающие от вооруженных ножницами «бумажных людей», разлетались, как горячие пирожки в базарный день.

Газовая атака

Зачастую роковую роль в распространении истерии играют средства массовой информации. Так случилось осенью 1944 года, когда две жительницы городка Мэттуна штата Иллинойс позвонили в службу «911» и заявили о том, что «некая таинственная фигура» опрыскала газом их спальни. Пострадавшие жаловались на ухудшение самочувствия, тошноту и головокружение. Более детальной картины из-за отсутствия улик полицейским нарисовать не удалось. Загадочные обстоятельства инцидента стали благодатной почвой для рождения сенсации. После появления статьи в местном издании в полицию позвонили другие «пострадавшие», которые заявили о «газовых атаках», которые якобы произошли задолго до инцидента, описанного в газете. За две недели полицейские выслушали еще около 30 признаний - большинство звонивших были женщины. Исследовавший данный эпизод Дональд Джонсон заключил, что массовая истерия была вызвана не без помощи средств массовой информации: после прочтения заметки люди автоматически связали ухудшение здоровья (тошноту, рвоту, учащенное сердцебиение и пр.) с «газовыми атаками».

Эпидемия «лобовух»

В конце марта 1954 года печатные издания северо-западных штатов Америки опубликовали заметки о «загадочных» повреждениях лобовых стекол автомобилей. Сообщения роковым образом совпали по времени с испытанием водородной бомбы в Тихом океане, которое широко освещалось в прессе. Жители Сиэтла и других городов связали появление «оспинок» на «лобовухах» с «ядерным воздействием». В середине апреля в полицию поступило более двух сотен сигналов о «крошечных оспинках». В некоторых случаях сообщалось, что эпидемия охватила целые автостоянки. Истерия усиливалась и грозила обернуться массовыми беспорядками. В ночь на 15 апреля стремящийся успокоить толпу мэр Сиэтла обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру, после речи которого количество паникеров уменьшилось. Победить «эпидемию» удалось только после обнародования результатов исследования Вашингтонского университета, ученые которого доказали, что «таинственные черные оспинки» не что иное, как продукт сгорания угля.

Охота за головами

В конце 1979 года панические настроения охватили остров Борнео. Неблагоприятная социальная обстановка, безработица, ликвидация школ совпали с правительственными работами по строительству моста. Стрессовое состояние усиливалось исторической памятью: начиная с XVII века, реализация подобных проектов (реальных или вымышленных) неизменно сопровождалась «охотой за головами», ведь по народным верованиям во время стройки необходимо закладывать в основание конструкции «жертву». Только в этом случае сооружению гарантирован долгий срок службы. Поддавшиеся массовой истерии люди начали интерпретировать рядовые события повседневной жизни в контексте «охоты» и «похищений». Изучавший местные обычаи антрополог Ричард Дрэйк доказал, что подобные эпизоды являются великолепным доказательством антагонистического противостояния между коренным населением и властью.

«Поцелуй» бабочки

Летом 1899 года в вашингтонских газетах появились сообщения о большом количестве людей, обратившихся в местные больницы. Все они просили излечить их от «укусов жучка». Желая воспрепятствовать распространению массовой истерии, в журнале «Popular Science» было опубликовано авторитетное мнение доктора Л. О. Говарда. В частности, сообщалось, что в Соединенных Штатах водятся шесть насекомых, чьи укусы, действительно, представляют опасность для жизни человека, но шанс встретить любое из этих «беспозвоночных» практически равен нулю. По мнению ученого, в основе массовой истерии лежал беспричинный страх. 9 июля того же года в «New York Herald» была размещена заметка об одиннадцати пострадавших, которые накануне обратились за помощью: их тела якобы распухли от укусов ядовитых насекомых. Некоторым из обратившихся удалось поймать «вампиров». Опубликованный в прессе отчет Филадельфийской академии естественных наук сообщал, что «покушавшимися» на жизнь людей насекомыми оказались обычные надоедливые мухи, работящие пчелы, суетливые жуки и легкокрылые бабочки.

Война миров

Вряд ли радиожурналист Орсон Уэллс мог предположить, что его креативный подход к инсценировке романа Герберта Уэллса «Война миров» окажется настолько убедительным. Накануне Хэллоуина 1938 года радиовещательная компания «Коламбия» начала вечерний эфир с анонса предстоящего радиоспектакля. Затем последовал традиционный прогноз погоды и концерт легкой музыки, который был прерван сообщением о движении в сторону Земли необычного тела. Одно за другим в эфир выдавались сенсационные сообщения: вот корреспондент рассказывает о падении с Марса метеорита, описывает массовые человеческие жертвы, берет интервью у очевидцев. Следующее сообщение повергло радиослушателей в ужас: метеорит оказался марсианским кораблем, а прилетевшие на нем существа «лучами смерти» уничтожили всё вокруг. Дальше - больше: в эпицентр стянуты регулярные войска, которые в срочном порядке готовятся вступить в войну с марсианами. Репортер живо описывал, как спасается бегством вместе с горсткой других счастливчиков, как марсиане испепеляют всё вокруг, оставляя после себя горящие руины и горы обезображенных тел. Окончание «радиошутки» слушать было некому: жители восточного побережья Америки и части Канады покидали свои дома, пытаясь избежать смерти, звонили в «911» и умоляли спасти их от марсианского нашествия. Эксперты подсчитали впоследствии, что жертвами «розыгрыша» стало более миллиона человек. Сам же Орсон Уэллс на следующее утро проснулся знаменитым - его называли человеком, который сумел напугать Америку.

Сообщение Массовая истерия: самые известные случаи появились сначала на Умная.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло