Шизоаффективное расстройство депрессивный тип. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии

Елена Шевченко

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное. Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии. То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит - испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома. Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

ДОКТОР, ОТКУДА ЭТО?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание. К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать. Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически. Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание. При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня - впечатлительного и неуверенного в себе. До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично». Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», - вспоминает Тибо.

Как помочь себе?

Многие думают, что понять и осознать ситуацию - значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ДЕПРЕССИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Что нужно делать

  • С помощью вопросов привлекайте их внимание к положительной стороне ситуации. Например, ваш друг получил ответственную должность и уверен, что не справится. Возможно, вам очень хочется сказать: «Ты всегда видишь все в черном свете! Перестань жаловаться!» Но это не приведет ни к чему хорошему. У него останется впечатление, что его никто не понимает и не хочет понять, а это только усугубит его депрессивный взгляд на жизнь. Лучше постарайтесь, не отрицая его страхов и убеждений, напомнить о положительных сторонах ситуации, причем сделайте это в форме вопросов. «Конечно, это будет трудно, но ведь это и интересно, правда?» Не говорите с депрессивной личностью резко и напористо, попробуйте найти и привести примеры из прошлого, когда он был настроен пессимистически, но, тем не менее, все разрешилось благополучно.
  • Вовлекайте их в приятные занятия, совместимые с их возможностями.
  • Они любят отвергать все, что может доставить им удовольствие. Причин тут много, и они связаны между собой: усталость, плохое самочувствие, боязнь оказаться не на высоте, ощущение вины («у меня нет права на удовольствие») и главное, убежденность, что ситуация непременно сложится не в их пользу. В отношениях с таким людьми нужно избегать двух крайностей. С одной стороны, не следует полностью предоставлять их им самим - «пусть сами стараются, если хотят». С другой, не стоит навязывать им то, что выше их сил. Это сложно и требует от окружающих усилий: нужно оставаться спокойными, позитивными и благожелательными.
  • Проявляйте к ним уважение и хвалите по конкретным поводам. Умеренная похвала по поводу того, что они сделали, повысит их самооценку. Но стоит хвалить не самого человека, а то, что он сделал, или его поведение. К примеру, если вы скажете своей помощнице: «Вы прекрасный специалист», она подумает, что вы либо не замечаете ее недостатков, либо ставите ее так низко, что стараетесь утешить. Но если вы скажете: «Я считаю, вы замечательно вышли из положения в этой истории», она, скорее всего, примет эту скромную похвалу, поскольку она основана на конкретном факте.
  • Предложите им обратиться к специалисту. Им могут помочь лекарства или психотерапия. Но чтобы убедить их в этом, потребуется немало времени и дипломатических усилий.

Чего не нужно делать

  • Советовать им встряхнуться. «Возьми себя в руки!» «Кто хочет, тот может!». Как правило, окружающие охотно дают такие советы, но от них нет ни малейшего толка. Даже если депрессивный человек попытается им последовать, он будет чувствовать себя непонятым, отвергнутым и ущемленным.
  • Читать им морали. «Где твоя воля?» «Посмотри на меня, я все время держу себя в руках!» Такие высказывания тоже в большом ходу. Но ни морализаторство, ни обвинительный тон вам не помогут. Это все равно что упрекать близорукого в том, что он плохо видит, или человека, подвернувшего ногу, в том, что он хромает. Многие депрессивные личности и без того живут с постоянным чувством вины, незачем его усиливать.
  • Поддаваться их настроению. Рядом с ними, таким печальными и озабоченными, мы тоже впадаем в грусть или начинаем испытывать смутное чувство вины из-за того, что не можем разделить их боль. Слиться с ними воедино не поможет, как и попытка их расшевелить. Уважайте свое стремление к свободе и радости, даже если общение с депрессивной личностью иногда приводит к тому, что вы забываете об этом.

Три предостережения

  • Если это ваш начальник, регулярно проверяйте, все ли хорошо на работе.
  • Если это ваш сотрудник, чаще хвалите его.
  • Если это ваш спутник (спутница) жизни, дайте ему (ей) прочесть эту статью.

* Ф. Лелор, К. Андре «Он - шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).

В современной классификации психических болезней отсутствует этот тип личности, но это абсолютно не означает, что этот тип не существует. Увы, он слишком распространен. И здесь я приведу выдержки из нескольких книг, авторы которых описывают подробно характеристики депрессивного (или меланхолическогого) типа личности.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ ФРИЦА РИМАНА „ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА“ , Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. - М.: Алетейа, 1999

От того, как воспринимает ребенок образ матери и каким в его представлении является опыт общения с ней, зависит его отношение к самому себе… Мать является внутренней духовной инстанцией для ребенка, от которой исходит его отказ от самого себя. Поэтому центральной проблемой депрессивных личностей является “неудавшийся поворот к себе”, недостаток развития своего существования как субъекта и свойственный им личностям страх быть оставленными.

Чем меньше мы учимся развивать свое личное существование, свою самостоятельность, тем больше нуждаемся в других. Таким образом, можно констатировать, что страх утраты является обратной стороной слабости “Я”.

Если “Я” недостаточно развито, то такой человек нуждается в поддержке со стороны и вступает в тем большую зависимость от другого, чем слабее он сам.

В связи с тем, что мир противостоит столь слабому “я”, депрессивные личности все воспринимают как требования к ним; они видят перед собой целую гору требований, от чего, в конечном итоге, впадают в отчаяние и разочарование.

Из-за слабости “Я” у них возникают сильные собственные побуждения, желания и установки, направленные на уклонение от таких требований, которые они считают чрезмерными. Однако уклоняться им сложно, так как депрессивные личности не могут сказать “нет” из-за страха утраты и чувства вины. Поэтому они либо продолжают находиться в депрессивном состоянии, либо, когда чаша их терпения переполняется, подсознательно “бастуют”, что, однако, не освобождает их от чувства вины.

Из-за накапливающейся ненависти и зависти, которые они не решаются высказать, депрессивные личности либо испытывают отвращение к жизни, либо вынуждены искупать вину постоянными самообвинениями и наказанием самих себя.

Чем настойчивее они стараются уменьшить страх перед собственным существованием, тем больше отвергают собственную личность, что создает неразрешимую ситуацию. Здесь может помочь только РЕШИМОСТЬ отстоять свою индивидуальность.

Депрессивные личности всегда подходят к пределу своей приспособляемости и готовности к самоотречению.

Вследствие слабости собственного “Я” самообеспечение в этом мире кажется избалованному ребенку невыполнимой задачей, которая пугает и разочаровывает его.

Им свойственна глубокая убежденность в том, что они не в состоянии быть счастливыми. Они охотно заранее отказываются от счастья, боясь большего разочарования в будущем.

Оказываясь в безвыходной ситуации, подобные личности стараются угадать и выполнить все требования, не испытывая при этом радости жизни; пытаясь же отказаться от выполнения требований, они оказываются во власти тяжелого чувства вины. Таким образом, они подсознательно повторяют ситуацию своего детства.

Здоровые лица, принадлежащие к этому характерологическому типу, в межчеловеческих отношениях выделяются склонностью к сопереживанию, готовностью заботиться и помогать. Заботливость, взаимопомощь и взаимопонимание являются отличительной особенностью их поведения. Они могут прощать, могут быть терпеливыми, могут без сожаления подарить или отдать ценные вещи и лишены проявлений эгоизма. Они отличаются привязанностью в своих эмоциональных связях, скромны и непритязательны в потребностях, легко отказываются от необходимого. Жизнь они воспринимают как тяжкое бремя; в то же время, в качестве противовеса этому, у них развит юмор - как “смех вопреки всему”.

Выдержка и вынос¬ивость - их главные добродетели. Душевная обязательность и ответственность, глубина чувств и теплота являются их лучшими качествами.

Они глубоко благодарны за то, что имеют, и счастливы, если кто-нибудь отметит их способности или хоть немного напомнит им о себе. Они воспринимают благодарность как милость, обнаруживая тем самым истинное смирение.

Они принимают жизнь такой, какая она есть, и любят ее.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ КАРЕН ХОРНИ „НЕВРОЗ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ" , Перевод Е.И.Замфир, СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

НЕУМЕНИЕ ОСОЗНАВАТЬ ВЫГОДНОСТЬ СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ И НЕУМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЕЮ

Привилегии в его глазах превращаются в обязанности. Он не осознает превосходство своего знания и в решительный момент неспособен показать его. Он приходит в растерянность в любой ситуации, в которой его права определены нечетко. Предъявляя совершенно законные требования, он чувствует себя так, словно нечестно пользуется невыгодным положением другого. Он или совсем отказывается просить других, или просит, извиняясь за свою "бессовестность". Он может быть беспомощен даже перед теми, кто на самом-то деле зависит от него, и не может защититься, когда они обращаются с ним просто оскорбительно.

О ГОРДЫНЕ

Его идеальный образ самого себя в первую очередь – сплав "достойных любви" качеств, таких, как отсутствие эгоизма, доброта, щедрость, смирение, святость, благородство, сострадание. Беспомощность, страдания, жертвенность подлежат прославлению уже вторично. Поощряются также чувства: радости и страдания, чувства не только к отдельным людям, но ко всему человечеству, к искусству, природе, всевозможным "общечеловеческим" ценностям. Глубокие чувства – часть его образа самого себя.

Поскольку безгрешные и достойные любви качества его ПСЕВДО-Я – это все, что у него есть, он не может не гордиться ими. Хотя он и отрекается от своей гордости, она проявляется во множестве неявных форм – в уязвимости, в различного рода избеганиях, в защитных механизмах, позволяющих "сохранить лицо" и т.п. Его имидж святого и уловителя сердец запрещает любое сознательное чувство гордости. Он должен уничтожить любой ее след. Он может ощущать себя только своим подчиняющимся, принесенным в жертву я. Он чувствует себя не только маленьким и беззащитным, но и виноватым, нежеланным, нелюбимым, глупым, некомпетентным.

Исключение гордости из осознания входит в его способ решения внутреннего конфликта. Это влечет за собой библейский грех против себя самого – зарывание своего таланта в землю; другая сторона – табу на захват – делает его беспомощной жертвой ненависти к себе.

Какой бы ни была его скрытая гордыня или влечение к власти, он с ними "не знаком", тогда как подчиненную и беспомощную часть себя он, напротив, воспринимает, как самую суть себя самого.

Он отрекается от собственной гордости и агрессивности, но восхищается ими в других, и это играет огромную роль в его болезненной зависимости.

„НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ“ (НАДО И НЕЛЬЗЯ)

Два главных НАДО – это НАДО превратить любые любовные отношения в абсолютно гармоничные и НАДО сделать так, чтобы партнер его любил. Чувство, что его нежат и берегут, вызывает к жизни самые лучшие качества смиренной личности. Тем не менее, такая ситуация неизбежно мешает ему перерасти свои невротические трудности.

Он склонен отрицать и устранять все свои чувства захватнического плана, такие как самовозвеличивание, гордость и самонадеянность. На гордость, неважно чем, наложены всесторонние и строгие табу. В результате она не ощущается сознательно; он отрицает ее и отрекается от нее. Он сливается со своим покорным я; он безбилетный бесправный пассажир. В соответствии с этой установкой он склонен также подавлять в себе все, что имеет оттенок честолюбия, мстительности, торжества, поиска выгоды.

Табу на "агрессивность". Он не может защищать свое право на неприятие какого-либо человека, идеи, мотива, не может бороться с ними, если это необходимо. Он не может сознательно долгое время оставаться враждебным к человеку или даже недовольным им.

Табу ложатся на все, что самонадеянно, эгоистично и агрессивно. НЕЛЬЗЯ крепкими цепями сковывают его способности к захвату, борьбе, защите себя и своих интересов все, что могло бы сделать свои вклад в его развитие и повышение самооценки.

Нарушение табу вызывает в нем самоосуждение и презрение к себе. Он реагирует на них или всеохватывающей, не имеющей конкретного содержания паникой, или же ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

Потребность сдерживать подспудную агрессивность вынуждает его крепко держаться за привычный образец смирения и тем самым усиливает его ригидность.

Он не может ни открыто требовать, ни упрекать. Труднее всего для него – критиковать, делать выговоры, обвинять, даже когда это представляется оправданным.

Он должен быть беспредельно щедрым, полезным, внимательным, понимающим, жалостливым, любящим и жертвенным. Фактически, любовь и жертва в его сознании тесно переплетены: он должен всем пожертвовать ради любви – любовь и есть жертва.

Между его требованиями и его НАДО возможны безвыходные конфликты (маятник). Он решает свой внутренний конфликт, подавляя все захватнические установки и влечения и давая дорогу склонностям отказывать себе и отказываться от себя.

СТРАДАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

Страдание становится основой требований. Оно – не только мольба о внимании, заботе и сочувствии, но дает право на все это. Оно служит поддержкой невротического решения и, следовательно, имеет интегрирующую функцию. Страдание – это также особый путь мщения.

Страдание обеспечивает ему сверхдостаточное алиби как в том, что он на самом деле многого не сделал в своей жизни, так и в том, что не достиг своих честолюбивых целей. Его страдание позволяет ему сохранить лицо, постановив для себя, сознательно или бессознательно, что он бы достиг самых высоких вершин, не срази его загадочный недуг.

САМОУМАЛЕНИЕ

Он не может постоять за себя, и это приложимо не только к его столкновению с другими, но и к своим нападкам на самого себя. Он так же беззащитен против собственных обвинений, презрения, мучительства и т.п., как и против нападения со стороны окружающих.

Самый процесс самоумаления – не только средство избежать захватнических установок и держаться в узких рамках НЕЛЬЗЯ, но также и средство умиротворить собственную ненависть к себе. Другой путь – пассивное вынесение вовне (он считает, что его обвиняют, подозревают, пренебрегают им, унижают, презирают, издеваются над ним, пользуются им или откровенно жестоко обращаются). Это портит его отношения с окружающими, а он, по многим причинам, особенно к этому чувствителен.

Он не может отбросить самообвинения, воспользовавшись самооправданиями, потому что иначе он нарушил бы свои НЕЛЬЗЯ на высокомерие и тщеславие.

Не может он и сколько-нибудь успешно ненавидеть или презирать других за то, что он отвергает в себе самом, потому что он должен быть "понимающим" и уметь прощать.

Если на переднем плане – презрение к себе, он может реагировать страхом быть смешным. Страх, что люди сочтут, что это смешно, если он вступит в дискуссию, выставит свою кандидатуру на какую-либо должность или дерзнет написать что-либо.

ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ

Двойственность отношению к людям: на поверхности преобладает "наивное" оптимистическое доверие, а в глубине – неразборчивая подозрительность и негодование.

Для него благоприятно то окружение, которое не принуждает его к большему, чем он может, и допускает ту меру удовлетворения, в которой он (в соответствии со своей структурой личности) нуждается и которую решается сам себе позволить (ведя жизнь, посвященную другим или какому-то делу, жизнь, где он может забывать о себе, помогая и принося пользу другим, и будет чувствовать себя нужным, желанным и приятным).

Он ищет других людей, чтобы укрепить свои внутренние позиции: другие дадут ему чувство, что его принимают, одобряют, нуждаются в нем, желают его, он нравится, его любят и ценят. Его спасение – в руках других. Его нужда в людях не только крепко укоренена, но часто приобретает характер безумия. Любовь (симпатия, нежность, дружеское расположение, благодарность, половая любовь или чувство, что в тебе нуждаются и ценят тебя) имеет для данного типа личности притягательность. Он так сильно нуждается в других, что по этой самой причине должен избегать трений с ними.

Он упорно ждет добра. Это выглядит так, как если бы он хранил непоколебимую веру в прирожденную человеческую доброту. Он более открыт, более чувствителен к приятным качествам других людей. Но компульсивность его ожиданий не дает ему проявить хоть какую-то разборчивость.

Он, как правило, не может отличить истинное дружелюбие от массы его подделок. Его слишком легко подкупить любым проявлением тепла или интереса. Его внутренние предписания гласят, что он ДОЛЖЕН любить всех и ДОЛЖЕН никого ни в чем не подозревать. Его страх перед противостоянием и возможным столкновением заставляет его не видеть в упор, отметать в сторону, сводить к нулю и всячески оправдывать такие черты, как лживость, изворотливость, эксплуататорство, жестокость, вероломство.

Он отказывается верить в любое намерение обмануть, унизить, использовать. Хотя им часто злоупотребляют (а еще чаще он так воспринимает происходящее), это не изменяет его основных ожиданий. Чем больше он ждет от людей, тем больше он склонен идеализировать их.

У него нет реальной веры в людей.

Он становится легкой добычей для желающих им попользоваться, но часто осознает это много позже и тогда может ужасно рассердиться на себя и на эксплуататора.

Он – оскорбленная невинность и может решиться сказать партнеру все, что он о нем думает. Но на другой день он пугается собственной смелости: как своих требований от другого, так и своих обвинений к нему; пугается перспективы его потерять.

Он склонен подчиняться другим, зависеть от них и ублажать их. Если в отношении других к нему есть что-то, напоминающее восхищение им или признание, то это ставит его выше других и заставляет чувствовать себя неловко (ведь ему НЕЛЬЗЯ считать себя выше других или проявлять подобные чувства в своем поведении).

Чего он жаждет, так это помощи, защиты, поглощающей любви. Он живет с расплывчатым чувством неудачи (в том, чтобы жить, как НАДО) и поэтому склонен чувствовать себя виноватым, хуже и ниже других, и даже презренным. Ненависть и презрение к себе, происходящие из этого чувства неудачи, выносятся им вовне: он считает, что это другие обвиняют или презирают его (ПРОЕКЦИЮ).

ЧТО ОН ОЖИДАЕТ ОТ ЛЮДЕЙ

1. он должен чувствовать, что его принимают (в любой доступной форме: внимания, одобрения, благодарности, дружбы, симпатии, любви, секса). Он меряет свою ценность монетой любви, используя здесь это слово в широком смысле, обобщающем различные формы расположения: он стоит столько, насколько он нравится, нужен, желанен или любим.

2. он нуждается в человеческих контактах и в компании потому, что не может оставаться один ни минуты. Он сразу чувствует себя потерянным, словно отрезанным от жизни. Как ни болезненно это чувство, он может его терпеть, пока его плохое обращение с самим собой не выходит из рамок. Но как только его самообвинения или презрение к себе обостряются, его чувство потерянности может перерасти в несказанный ужас, и именно в этой точке его нужда в других становится безумной. Его представление - что если он сейчас в одиночестве, то это означает, что он не желанен и не любим вообще, а это – позор, который надо хранить в тайне. Позор – отправиться одному в кино или в отпуск, и позор – остаться одному на выходные, когда все другие вращаются в обществе. Это иллюстрирует, до какой степени его уверенность в себе зависит от того, заботится ли кто-нибудь о нем хоть как-то.

3. Он нуждается в других, чтобы у любой мелочи, какую бы он ни делал, был СМЫСЛ и вкус.

4. Он нуждается в помощи, и в невероятных размерах. По его мнению, та помощь, в которой он нуждается, остается в самых разумных границах, и это происходит отчасти потому, что основная часть его потребностей бессознательна. Его потребность в помощи на самом деле доходит до ожидания, что для него будет сделано все. Другие должны проявить инициативу, сделать его работу, взять на себя ответственность, придать смысл его жизни или так завладеть его жизнью, чтобы он жил ими, через них. Это не только средство смягчить тревогу; без любви и он и его жизнь ничего не стоят и бессмысленны. Поэтому любовь – неотъемлемая часть решения о смирении. Если говорить языком чувств такого человека, любовь становится необходима ему, как воздух. Любовь и в более широком смысле: знаки дружбы, особого внимания или интереса.

5. Он считает, что имеет право быть осыпанным милостями. Глубоко бессознательная потребность в любви, привязанности, понимании, сочувствии или помощи превращается в требование: "Я имею право на любовь, привязанность, понимание, сочувствие. Я имею право на то, чтобы для меня все делали. Я имею право не гнаться за счастьем, оно само должно упасть мне в руки".

На чем этот тип личности основывает свои требования и чем их подкрепляет?

1. Он усиленно старается стать приятным и полезным, переоценивает то, что делает для другого человека (этот человек, может быть, вовсе не хотел такого внимания или щедрости; его предложения похожи на крючок с наживкой; он не принимает во внимание свои не слишком приятные черты).

2. Страдания бессознательно ставятся на службу невротических требований, что не только останавливает побуждение их преодолеть, но и ведет к неумышленному преувеличению страданий. Он должен доказать, в первую очередь себе, ради собственного спокойствия, что имеет право на удовлетворение своих потребностей. Он должен чувствовать, что его страдание такое исключительное и огромное, что дает ему право на помощь (поскольку он боится оставаться один, то и другие должны оставаться дома; поскольку он не выносит шума, все должны ходить по дому на цыпочках).

3. Чувство, что он обиженный, потерпевший, и имеет право требовать, чтобы ему возместили причиненный ущерб (этот человек все время жаждет любви и чувствует себя обиженным):

  • другие нередко пользуются его беззащитностью и готовностью чем-то помочь или пожертвовать. Из-за ощущения своей ничтожности и неспособности за себя постоять, он иногда не осознает таких злоупотреблений.
  • даже если он в каком-то отношении фактически удачливее других, его НЕЛЬЗЯ не позволяют ему признать свои преимущества, и он должен представлять себя (и, следовательно, ощущать) в более затруднительном положении, чем они.
  • он чувствует себя обиженным, когда не исполняются его многочисленные бессознательные требования – например, когда окружающие не отвечают ему с благодарностью на его судорожные усилия угодить, помочь и чем-то пожертвовать им. Его типичный ответ на фрустрацию требований – не столько праведное негодование, сколько жалость к себе за несправедливое обращение.
  • еще более ядовиты те обиды, которые он испытывает, занимаясь самоумалением, самоупреками, презрением к себе и самоистязанием. Связь между неожиданным усилением самообвинений и последующим чувством обиды!!! Как только при виде своих трудностей поднимутся самообвинения, его мысли немедленно перекинутся на тот случай или период из его жизни, когда с ним действительно плохо обращались. Он может драматически преувеличивать причиненное ему зло и скучно застревать на нем. Если, например, он смутно ощущает, что проявил к кому-то невнимание, он может, с быстротой молнии, переключиться на чувство обиды.
  • Дикий страх сделать что-то "не так" заставляет его чувствовать себя жертвой, даже когда реально это он подвел других или путем непрямых требований сумел им что-то навязать. Ощущение "я – жертва", таким образом, становится защитой от ненависти к себе. Чем более злобными становятся самообвинения, тем более неистовыми должны быть доказательства и преувеличения зла, причиненного ему, и тем глубже он проживает это зло. Эта потребность может быть непоколебимой, что делает его недоступным для помощи на вечные времена (если принять помощь или увидеть, что ее предлагают, позиция жертвы попросту рухнет). При каждом внезапном усилении чувства обиды - возможное увеличение чувства вины.
  • Он может провоцировать на плохое обращение с собой. Так он становится благородной жертвой, страдающей в лишенном благородства и жестоком мире.

Характерологические паттерны маниакально-депрессивных личностей создаются депрессивной динамикой. Люди, которые могут быть названы маниакальными, характеризуются отрицанием депрессии и руководствуются жизненными стратегиями, противоположными тем, которые бессознательно используются депрессивными людьми. Но все же основные организующие темы, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные конструкты депрессивных и маниакальных людей аналогичны.

Было замечено, что люди в депрессивном состоянии большую часть своего негативного аффекта направляют не на другого, а на самого себя, ненавидя себя вне всякого соотнесения со своими актуальными недостатками. Данное явление описывалось как «направленный вовнутрь гнев». Депрессивные личности мучительно осознают каждый совершенный ими грех - при том, что они игнорируют собственные добрые поступки, долго переживая каждое свое эгоистическое проявление. Печаль - еще один из главных аффектов людей, обладающих депрессивной психологией.

Наиболее сильной и организующей защитой, которую обычно используют данные типы, является интроекция. Другой часто наблюдаемый защитный механизм - обращение против себя. Обращением против себя достигается снижение тревоги, особенно тревоги сепарации (если кто-то считает, что именно гнев и критицизм вызывают оставление, он чувствует себя безопаснее, направляя их на себя), и сохраняется ощущение силы (если «плохость» во мне, я могу изменить эту нарушенную ситуацию). Еще одну защиту представляет идеализация. Поскольку самооценка депрессивных личностей снижается в ответ на переживания, постольку восхищение, с которым они воспринимают других, повышает ее.

Люди с депрессивной психологией считают, что в своей сущности они плохи. Они сокрушаются по поводу своей жадности, эгоистичности, тщеславия, гордости, гнева, зависти и страсти. Они считают все эти нормальные аспекты опыта извращенными и опасными, испытывают беспокойство по поводу своей врожденной деструктивности. Они очень стараются быть «хорошими» и боятся быть разоблаченными в своих грехах и отвергнутыми как недостойные.

Поскольку люди с депрессивным типом характера постоянно находятся в состоянии готовности поверить в самое худшее о самих себе, они очень ранимы. Критицизм опустошает их. В любом сообщении, которое содержит сообщение об их недостатках, они склонны различать только эту часть коммуникации.

Депрессивные личности глубоко чувствительны к тому, что их оставляют, и несчастливы в одиночестве. Потерю они переживают как доказательство своих отрицательных индивидуальных свойств.

Мания - обратная сторона депрессии. Люди, наделенные гипоманиакальной личностью, обладают депрессивной организацией, которая нейтрализуется посредством защитного механизма отрицания.

Маниакальные люди отличаются высокой энергией, возбуждением, мобильностью, переключаемостью и общительностью. Когда негативный аффект возникает у людей с маниакальной и гипоманиакальной личностями, он проявляется не как печаль или разочарование, а как гнев - иногда в форме внезапного и неконтролируемого проявления ненависти.

Основными защитами маниакальных и гипоманиакальных людей являются отрицание и отреагирование. Отрицание проявляется в их тенденции игнорировать (или трансформировать в юмор) события, которые расстраивают и тревожат большинство других людей. Маниакальные индивиды обычно склонны к обесцениванию, этот процесс изоморфичен депрессивной тенденции к идеализации. Для маниакальной личности предпочтительно все, что отвлекает от эмоционального страдания.

Главной отличительной чертой данного типа является недостаток воли и неспособность противостоять давлению со стороны внешнего мира. Такие личности легко сбиваются с пути истинного как под давлением обстоятельств, так и под влиянием окружающих. Закономерно, что при их податливом поведении они также чувствительны и к доброму влиянию.

Вероятно, самый известный из синдромов, соответствующий данному типу, был определен Эрнстом Кречмером как циклотимия. Маниакально-депрессивные личности могут быть описаны как зависимые личности в контексте следующих характеристик:

1) не способен принимать решения без множества советов или поддержки со стороны окружающих;

2) позволяет окружающим принимать за него важные решения типа: где жить, какую работу выбрать;

3) из-за страха быть отвергнутым соглашается с людьми, даже когда считает, что они не правы;

4) ему или ей трудно проявлять инициативу в каких-либо начинаниях или просто действовать в одиночку;

5) вызывается справиться с вредной или унизительной работой, чтобы заработать симпатию окружающих;

6) в одиночестве ощущает дискомфорт или беспомощность, идет на все, чтобы избежать одиночества;

7) ощущает себя опустошенным или беспомощным, если близкие отношения с кем-либо прекращаются;

8) его часто одолевает страх быть всеми покинутым;

9) его легко задеть критикой или неодобрением.

Особенностью этого синдрома является то, что центры притяжения зависимых личностей находятся в окружающих, а не в них самих. Они приспосабливают собственное поведение, чтобы угодить тем, от кого они зависят, а поиск любви приводит к отрицанию тех мыслей и чувств, которые могут не понравиться окружающим.

Личности данного типа бывают заметно эндоморфичны - «киты в атласе» Шелдона, редко сравниваются с людьми какого-либо другого характера, и про всю совокупность таких личностей можно сказать, что это самая эндоморфичная группа.

Депрессивный человек почти всегда настроен пессимистически. В разных ситуациях, идет ли речь о семье, работе или о чем-то новом, он думает прежде всего о возможных неприятностях. Настроение у него чаще всего мрачное, о чем свидетельствует и его выражение лица, грустное и озабоченное. Он редко испытывает удовольствие, не ищет приятных для себя занятий, отчасти потому, что ничто не кажется ему таким. Он часто испытывает чувство вины и явно себя недооценивает. Таким людям кажется, что жизнь трудна, все требует усилий и вызывает страдания. И это ощущение собственной слабости и уязвимости мешает им добиваться успехов в профессии. То ли малейшее усилие их отпугивает, то ли они настроены пессимистически («ничего хорошего из этого все равно не выйдет»), то ли они вообще забыли, что это значит – испытывать удовольствие. Если вы предложите им куда-нибудь пойти, они, скорее всего, предпочтут остаться дома. Они не любят общества, компании других людей их утомляют, возможно, потому что они сами считают себя малоинтересными собеседниками.

Нельзя сказать, что эти черты типичны для всех депрессивных личностей. Многие из них очень совестливы, много работают, стараются сделать все как можно лучше, заботятся о своей профессиональном или семейном окружении. Но как бы то ни было, у таких людей мы наблюдаем:

  • негативный взгляд на самого себя: «Я не на высоте»;
  • негативный взгляд на мир: «Мир жесток и несправедлив»;
  • негативный взгляд на будущее: «Меня и моих близких ждут неприятности»;

Этот тройной негативный взгляд получил название депрессивной триады. Она также наблюдается у людей, находящихся в состоянии депрессии.

Доктор, откуда это?

Неопровержимо доказано, что наследственность играет решающую роль в возникновении и формировании депрессивной личности. Если перебрать всех родственников такого человека, то часто обнаруживается, что некоторые из них страдали депрессией. Но немалое значение имеет и воспитание. К примеру, образ родителей, постоянно усталых, озабоченных, не позволяющих себе ни малейших радостей, может послужить моделью, которую ребенок станет бессознательно имитировать. Можно предположить, что у детей все способствующее созданию отрицательного представления о самом себе увеличивает риск формирования депрессивной личности, особенно если ребенок предрасположен к этому биологически. Некоторые традиционные виды воспитания, когда детям навязываются идеалы совершенства, явно для них недостижимые, могут выработать ощущение собственной неполноценности и вины, а это, в свою очередь, приводит к формированию депрессивной личности.

«Мне кажется, я был воспитан в убеждении, что не заслуживаю счастья. Мой отец работал от зари до зари и не позволял себе ни минуты отдыха. Я сам и мои братья получили очень строгое христианское воспитание. При этом упор всегда делался на мрачную сторону: мы грешники, надо все время напоминать себе, что Христос отдал жизнь во искупление наших грехов. Это очень действовало на меня – впечатлительного и неуверенного в себе. До сих пор я во всем ищу прежде всего свою вину, часто упрекаю себя в эгоизме (то, что я эгоист, постоянно твердила моя мать). Мне трудно бывает чего-то просить, а тем более требовать, как будто защищать свой собственный взгляд или собственные интересы и вправду «эгоистично». Сейчас я гораздо счастливее, чем раньше, но это не разрешает всех проблем: когда у меня происходит что-то хорошее и я радуюсь, тут же возникает ощущение неминуемой катастрофы, как будто за каждую минуту счастья я должен быть «наказан» бедой», – вспоминает Тибо.

Как помочь себе?

Многие думают, что понять и осознать ситуацию – значит улучшить ее, но это, увы, далеко не так. Многие депрессивные личности без конца «пережевывают» различные причины своего состояния, но выйти из него не могут. Осознать что-либо часто бывает очень полезно, но, как правило, недостаточно. Кроме того, есть причины, по которым депрессивные личности не хотят искать помощи.

1. Они не считают свое состояние болезнью, а думают, что все дело в их характере.

2. Пока им удается справляться со своими профессиональными и семейные обязанностями, они не видят необходимости искать помощи извне.

3. Они верят в силу воли. Конечно, они чувствуют себя плохо, но думают, что если смогут проявить волю, «встряхнуться», им станет лучше. Окружающие часто разделяют это мнение и не скупятся на подобного рода советы.

4. Они считают, что их случай особенный и что говорить со специалистом бесполезно.

5. Недоверчивы к лекарствам, не видят в них необходимости.

6. Они так привыкли чувствовать себя плохо, что даже не представляют себе, что значит чувствовать себя хорошо, а потому не могут и хотеть этого.

7. Им удается повысить самооценку, убедив себя в том, что они стойко переносят трудности жизни.

8. Иногда их проблемы дают им какие-то преимущества: сочувствие окружающих, возможность «давить» на детей, не проявлять должного внимания и так далее.

Правила поведения с депрессивной личностью

Что нужно делать

  • С помощью вопросов привлекайте их внимание к положительной стороне ситуации. Например, ваш друг получил ответственную должность и уверен, что не справится. Возможно, вам очень хочется сказать: «Ты всегда видишь все в черном свете! Перестань жаловаться!» Но это не приведет ни к чему хорошему. У него останется впечатление, что его никто не понимает и не хочет понять, а это только усугубит его депрессивный взгляд на жизнь. Лучше постарайтесь, не отрицая его страхов и убеждений, напомнить о положительных сторонах ситуации, причем сделайте это в форме вопросов. «Конечно, это будет трудно, но ведь это и интересно, правда?» Не говорите с депрессивной личностью резко и напористо, попробуйте найти и привести примеры из прошлого, когда он был настроен пессимистически, но, тем не менее, все разрешилось благополучно.
  • Вовлекайте их в приятные занятия, совместимые с их возможностями.
  • Они любят отвергать все, что может доставить им удовольствие. Причин тут много, и они связаны между собой: усталость, плохое самочувствие, боязнь оказаться не на высоте, ощущение вины («у меня нет права на удовольствие») и главное, убежденность, что ситуация непременно сложится не в их пользу. В отношениях с таким людьми нужно избегать двух крайностей. С одной стороны, не следует полностью предоставлять их им самим – «пусть сами стараются, если хотят». С другой, не стоит навязывать им то, что выше их сил. Это сложно и требует от окружающих усилий: нужно оставаться спокойными, позитивными и благожелательными.
  • Проявляйте к ним уважение и хвалите по конкретным поводам. Умеренная похвала по поводу того, что они сделали, повысит их самооценку. Но стоит хвалить не самого человека, а то, что он сделал, или его поведение. К примеру, если вы скажете своей помощнице: «Вы прекрасный специалист», она подумает, что вы либо не замечаете ее недостатков, либо ставите ее так низко, что стараетесь утешить. Но если вы скажете: «Я считаю, вы замечательно вышли из положения в этой истории», она, скорее всего, примет эту скромную похвалу, поскольку она основана на конкретном факте.
  • Предложите им обратиться к специалисту. Им могут помочь лекарства или психотерапия. Но чтобы убедить их в этом, потребуется немало времени и дипломатических усилий.

Чего не нужно делать

  • Советовать им встряхнуться. «Возьми себя в руки!» «Кто хочет, тот может!». Как правило, окружающие охотно дают такие советы, но от них нет ни малейшего толка. Даже если депрессивный человек попытается им последовать, он будет чувствовать себя непонятым, отвергнутым и ущемленным.
  • Читать им морали. «Где твоя воля?» «Посмотри на меня, я все время держу себя в руках!» Такие высказывания тоже в большом ходу. Но ни морализаторство, ни обвинительный тон вам не помогут. Это все равно что упрекать близорукого в том, что он плохо видит, или человека, подвернувшего ногу, в том, что он хромает. Многие депрессивные личности и без того живут с постоянным чувством вины, незачем его усиливать.
  • Поддаваться их настроению. Рядом с ними, таким печальными и озабоченными, мы тоже впадаем в грусть или начинаем испытывать смутное чувство вины из-за того, что не можем разделить их боль. Слиться с ними воедино не поможет, как и попытка их расшевелить. Уважайте свое стремление к свободе и радости, даже если общение с депрессивной личностью иногда приводит к тому, что вы забываете об этом.

Три предостережения

  • Если это ваш начальник, регулярно проверяйте, все ли хорошо на работе.
  • Если это ваш сотрудник, чаще хвалите его.
  • Если это ваш спутник (спутница) жизни, дайте ему (ей) прочесть эту статью.

* Ф. Лелор, К. Андре «Он – шизофреник?!.. Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).

Психоаналитическая классификация типов личности

БРАТЬ И ДАВАТЬ

Микеланджело Буонарроти: Сотворение Адама

ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Как известно мы, врачи, делим людей на «больных» и «здоровых». Шутят, что психиатры у каждого найдут отклонения от нормы…
Все люди переживают физические болезни в течение жизни, так же все переживают и психические, но о них умалчивают в силу социальных предрассудков или малой информированности о них: ведь нужно обладать достаточным уровнем развития личности, чтобы понять, что с этой личностью не все в порядке и обратиться к врачу — психотерапевту или психиатру (не путайте с психологом, который врачом не является и имеет дело с нормальными жизненными коллизиями, а не с психологическими проблемами в медико-биологическом смысле этого слова, как их понимает современная наука).
В США около 30% людей официально хоть раз в жизни обращались за помощью к психиатру, а если учесть тех, кто не обращается, то время от времени психические расстройства бывают примерно у 80-90% населения развитых стран: депрессии, неврозы и т.п. Если так обстоят дела в социально благополучной Америке, понятно, что происходит в России…
Когда болеет тело, речь идет о жизни и смерти — мы лечимся, нас на это толкает основной инстинкт выживания. Когда болеют мозги, то проще переждать и перетерпеть. Именно поэтому психиатрическая помощь лучше развита и больше востребована в развитых странах, где потребность в безопасности удовлетворена. А в какой-нибудь Гватемале психиатров почти нет — там актуальна потребность элементарно выжить среди голода и политических неурядиц. Там требуются не психиатры, а полевые хирурги…

Здоровые адаптированы к жизни, поэтому они могут контролировать пропорции — сколько они берут, и сколько отдают другим людям внимания, сил, средств. Когда они могут и хотят, они дают. А когда могут и нуждаются — они берут.
Больные или люди с расстройствами личности (еще не болезнь, но уже не норма) менее адекватно, а часто и совсем необъективно воспринимают мир, находятся «внутри» своего представления о нем. Поэтому ДАВАТЬ или БРАТЬ превращается у них в бессознательную проблему. Иногда стереотипное и однобокое поведение в отношении «давать-брать» свидетельствует о болезни.

«БЫТОВЫЕ ДОНОРЫ»
Есть болезненные состояния (эмоциональные расстройства), при которых люди, вне зависимости от типа личности, помимо своей воли преимущественно склонны ОТДАВАТЬ, УСТУПАТЬ:
— депрессия — беспричинно ощущают вину и этим «искупают» ее;
— тревожные расстройства некоторого типа — когда они либо боятся брать, либо заботой, вниманием, подарками, услугами, уступками, любовью и т.п. «покупают» безопасность;
— маниакальные состояния некоторого типа — когда люди дают, потому что это приятный процесс; они преисполняются чувства собственной силы и значимости, ощущают широту своих возможностей, и их самооценка повышается. Но они сорят деньгами и, если так можно выразиться, делами несколько неадекватно — и это заметно.

«БЫТОВЫЕ ВАМПИРЫ»
Люди преимущественно БЕРУТ (требуют любви, заботы, средств), когда у них наблюдаются: — психотические параноидные состояния — им кажется, что их грабят, обижают, обманывают, недодают;
— шизофренические состояния — такой человек апатичен, «бесчувственен», закрыт и импотентен в широком смысле слова, он не может ничего дать, ни о ком позаботиться — только взять, потреблять, что дают, не ощущая при этом ничего;
— некоторые тревожные состояния — другая форма тревоги, когда людям кажется, что они теряют безопасность, если не накопят запас вещей, связей, отношений «на всякий случай» — на случай форс-мажора. Но при таких расстройствах человек постоянно ощущает, что форс-мажор близок, сколько бы он ресурсов он не накопил...

ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВ. А ТЕОРЕТИЧЕСКИ?

На самом деле людей нельзя жестко поделить по принципу психическое здоровье — заболевание. Их состояния представляют собой как бы непрерывную линию, на одном конце находится абсолютная норма, а на другом — явная болезнь, когда человек уже не может нормально функционировать в обществе и попадает в больницу.
Характер любого человека имеет определенную структуру — в нем соединяются много разных черт («ничто человеческое нам не чуждо»). Характер — нечто врожденное, формирующееся только в раннем детстве, против чего человек пойти не может — можно только подправить, сгладить неудобные для него черты, но базово личность изменить нельзя. Некоторые черты выделены более ярко, некоторые — менее. Так формируются различные типы личностей . И у кого-то по его базовому типу личности легче и естественнее получается отдавать. У кого-то — брать.

Когда какая-то одна или несколько сторон личности начинают «выпирать» слишком ярко, получается уже не норма, но еще не болезнь — акцентуированный (однобокий) характер. И при неблагоприятных — для данного типа личности — условиях это может развиться в самую начальную стадию психического расстройства, когда человек уже неэффективно функционирует в жизни — психиатры называют это расстройствами личности или патологиями характера.

Но еще задолго до развития личностных расстройств люди разных типов по поведению начинают делиться на группы тех, кто в основном «гребет под себя» по жизни, и тех, кто склонен скорее отдавать. Причем осознанные понятия альтруизма и заботы о ближнем тут ни при чем — это бессознательное поведение.
Рассмотрим с этой точки зрения основные типы личности , то есть посмотрим, какие типы предполагают поведение "брать", а какие — "давать". И хотя названия типов личности иногда напоминают названия болезней, тип — не болезнь. Есть врожденный тип личности с определенным паттерном (устойчивой совокупностью образцов, форм) поведения, есть личностное расстройство, когда паттерн утрирован и поэтому является источником проблем у человека и/или его окружения, а есть психические болезни, которые напрямую не связаны с личностным типом или его расстройством. Шизофренией, например, может заболеть человек истерического типа личности, а депрессией - человек шизоидного типа.

ИТАК — ЛИЧНОСТИ, СКЛОННЫЕ ОТДАВАТЬ :

Депрессивный
— чувство вины задавит, если откажут и не дадут.

Мазохистический тип. Бессознательный мотив:
— им надо взять моральный реванш за те страдания, которые они ощущают — если они чем-то попользуются, то выйдут из позиции страдающей стороны. У них есть потребность страдать, но страдать можно только отдавая, ведь когда берешь — наслаждаешься. Типичный пример: верная жена — спасатель неисправимого алкоголика.

Обсессивный тип
— выполняют социальное правило «давать — это хорошо». Эти люди стремятся максимально соблюдать правила социума, у них есть чувство вины перед нарушением нормы (сравните с депрессивными, которые, отказывая, испытывают вину «вообще»). Если отказ признан нормой — они твердо отказывают. Пример: педантичный чиновник, образцовая мамаша.

Истерический тип (частично). Бессознательный мотив:
— для того чтобы всегда быть в центре внимания, или для манипуляции: «я тебе в прошлый раз «дала» и теперь изволь жениться!», «как это так, я столько им отдала, а они не ценят!»

Диссоциативные (не-цельные) личности. Бессознательный мотив:
— они не имеют устойчивых понятий, при стрессе готовы скорее отдать, чтобы откупиться. Также с целью ухода от ситуации мимикрируют под среду: если окажутся в обществе, где принято «брать» (криминальной группе), они будут брать — так все поступают, этого от них ждут другие.

Гипоманиакальный тип. Бессознательный мотив:
— эти дают из чувства силы; могут дать импульсивно не просчитывают поступки наперед, нерасчетливо — могут угостить, а сами пойти пешком, потому что закончились деньги. Но будут отрицать, что жалеют о том, что дали. Похоже, именно таких предпочитают женщины… только не в качестве мужей.

А ТЕПЕРЬ — ЛИЧНОСТИ, СКЛОННЫЕ БРАТЬ :

Асоциальные личности. Бессознательный мотив:
— на вопрос, почему вы грабите банки, отвечают: потому что там лежат деньги. Их задача — одержать верх, «сделать» кого-то. Это основная личностная цель. Они мир видят как некий заповедник, в котором они охотятся. Социальные нормы воспринимают как вызов, который интересно нарушать.

Нарциссический тип. Бессознательный мотив:
— эти не умеют испытывать настоящих чувств к людям, а эксплуатируют их во всех смыслах, потому что другие люди как личности для них не существуют. Другие воспринимаются как объекты — для ведения дел, для получения информации, для поддержания самооценки. Нарциссы могут даже давать, но просто чтобы другие их хорошо оценили, поскольку себя они ощущают только в зеркале чужой оценки.

Садистический тип. Бессознательный мотив:
— они отбирают у слабых, чтобы ощутить свою силу. Притеснения всякого рода — это психологический эквивалент «брать». Примеры: милиционер, который придирается без причины, секретарша, дорвавшаяся до должности администратора, «тетки» в присутственных местах. Бытовой садизм — муж ограничивает финансово жену: ему приятна ее слабость и зависимость. По существу, садисты сильными не являются, они пытаются таковыми себя ощутить за счет материального или психологического «грабежа» слабых.

Параноидный тип личности. Бессознательный мотив:
— делают упреждающие удары: им кажется, что их грабят. Они полагают, что надо со всеми воевать в целях профилактики, чтобы не забрали ничего у них — или чтобы вернуть то, что отобрали (или недодали), как они полагают, им когда-то. Если асоциальные ясно понимают, что они берут чужие деньги, чувства, услуги, но считают себя в своем праве — а на остальных плевать, то параноидные люди думают и чувствуют совсем иначе и противоречиво: их идея — «честь и справедливость», хотя их действия часто несправедливы. Они словно вытаскивают бревно из своего глаза, засовывают в чужой, и потом гордо воюют за справедливость.

Шизоидный тип. Бессознательный мотив:
— они отстранены от реального мира, живут в своем внутреннем. Поэтому в этом другом мире могут отдавать — музыку, стихи, даже программное обеспечение. Но в реальной жизни ничего бытового, теплого, связанного со взаимоотношениями они дать не могут. Поэтому тепло, заботу и деньги они берут, а давать могут продукцию, которая может быть продаваемой (Майкрософт), а может и не быть (картины непризнанного гения). Обычно неспособны дать и нормальный секс.

Истерический тип личности. Бессознательный мотив:
— они могут как давать, так и брать, и очень много. Если им надо быть в центре внимания, будут воровать, что плохо лежит, требовать внимания, подарков, заботы, которая, по сути, им может быть и не нужна.

Диссоциативный тип личности. Бессознательный мотив:
— и эти могут как давать, так и брать — если это принято или если это позволяет им сохранять душевное равновесие, которое у них хрупко.

Гипоманиакальный тип. Бессознательный мотив:
— поскольку не склонны просчитывать свои поступки, могут забрать по простоте душевной, не вникая, добродушно.

ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ

В быту сейчас очень модно обвинять людей: «Он вампир — он использует меня!» На самом деле в природе все уравновешено: когда человек отдает, он неизбежно получает что-то взамен — только не всегда это понимает. Верно и обратное: берущий всегда платит, хотя окружающим это не всегда видно. Допустим, человеку легче отдать деньги, выполнить просьбу, чтобы не испытывать вину — но ведь взамен он получает психическое равновесие и дальше может идти спокойно зарабатывать деньги или заниматься своими делами! Но мы обычно замечаем лишь внешние проявления: деньги, поступки и т.п., а то, что происходит внутри человека не учитываем. Именно поэтому:
Депрессивный типаж оказывается в какой-то момент в кабинете психотерапевта с возгласом: «Доктор, когда же и я хоть чем-то попользуюсь!» А на самом деле он уже пользуется в психологическом смысле — только ему хотелось бы другого.
Асоциальный спросит у тюремного психоаналитика: «Что ж такое происходит, я же все сделал, чтобы меня не посадили — почему же они до меня добрались?» — не понимая, что когда он берет, нарушая закон, он платит тем, что подвергает себя риску возмездия.
Параноидный жалуется, что его не поддерживают в его поисках справедливости: «Старался установить законность и порядок, а они меня возненавидели!». Но ведь он отбирал у «нарушителей» какие-то их «кормушки» или удобные возможности, которыми они до этого пользовались — поэтому пришлось заплатить за это нелюбовью окружающих.
И так далее, для каждого типа.

ЗДОРОВЫЙ ГИМН ЗДОРОВОЙ ЛЮБВИ

На самом деле вопрос о том, сколько надо брать, а сколько давать во взаимоотношениях с кем-либо можно обсуждать только среди психологически здоровых, адаптированных к жизни и уравновешенных людей в эмоционально здоровом обществе (я не имею в виду традиционные национальные, религиозные и т.п. нормы подарков и подношений).

Что такое брать и отдавать для здоровых? Люди берут в меру своего понимания того, что им нужно для того, чтобы выжить и жить (инстинкт самосохранения). Поэтому они не жадничают, не берут больше, чем им надо — но и не стесняются брать, если это им действительно необходимо, потому что они:
— с уважением относятся к собственному бытию,
— принимают ответственность за свою жизнь
— и никто не сомневается, что они возьмут столько, сколько надо.

Это касается всех аспектов «брания» — как для физического, так и психического выживания. «Давать» связано с эротическим инстинктом продолжения рода, в широком смысле — с инстинктом созидания. Он заявляет о себе, когда удовлетворен первый основной инстинкт самосохранения. Поэтому ДАВАТЬ для здорового человека — это значит РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СЕБЯ, в том числе и продолжать себя в детях, выходить за рамки своего «Я» в отношениях с другими людьми.

Но давать может лишь тот, кто достаточно взял, чтобы твердо стоять на ногах. Щедрым может быть только богатый, тот, у кого что-то есть. Нищий не может давать, какой бы он альтруистом не был. Больные люди или люди с нарушениями личности чаще всего не могут адекватно ничего дать, потому что они не смогли правильно и нормально «взять» или «отдать» (в раннем детстве, во время физической или психологической травмы), чтобы их психика гармонично развилась и стабилизировалась. Например, в отношениях с родителями у них не был в полной мере удовлетворен первый инстинкт самосохранения, поэтому подсознательно они до сих пор не чувствуют себя в безопасности. Они не могут дать как следует: ТЕМ, КОМУ СЛЕДУЕТ, и ТОГДА, КОГДА СЛЕДУЕТ, потому что их внимание сосредоточенно не на отношениях с реальным другим человеком, а на их внутренней проблеме — чувстве страха, вины, стыда и т.д. (в зависимости от типа личности).

Проблема в том, что «добрать» и обрести внутреннее равновесие человеку трудно — то, что не было сформировано в детстве, с большим трудом компенсируется во взрослом возрасте. Может помочь либо психотерапия или даже лечение, либо очень глубокий и долгий позитивный опыт отношений, полных любви и понимания — причем не обязательно сексуальной, а в любви в широком смысле. Поэтому правы гуманисты и философы, которые говорят: если вы хотите улучшить мир — проявляйте любовь к людям при каждой удобной возможности. Потому что психологически нарушенных личностей в мире — большинство. Потому что если мы их любим, это означает, что остались люди здоровые, которые могут отдавать — и тем самым мы как бы закрываем бреши, психологические дефициты этих людей. И тем самым мы даем им возможность вздохнуть спокойно и постепенно так же обрести способность что-то дать другим.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло