Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям. Видео: Приемы от специалиста

Б ольшинство людей испытывают страх смерти, но не все имеют представление, откуда он берется. Такая фобия может сопутствовать человеку всю жизнь или появиться совершенно внезапно. При этом следует дифференцировать причину возникновения подобного состояния. Навязчивый страх смерти может преследовать людей неуверенных в себе. Психотерапевты у таких пациентов часто обнаруживают и другие сопутствующие фобии.

Чувство страха смерти может быть настолько велико, что возникают психосоматические нарушения . Пациент с подобными проявлениями становится раздражительным и агрессивным. Жизнь без страха смерти возможна после необходимой психотерапевтической работы. Не всегда просто вытеснить такую фобию из сознания человека, ведь причина может быть самой неожиданной.

Жизнь без страха смерти возможна только после осознания человеком естественности данного процесса. Цикл существования начинается с рождения и заканчивается уходом в мир иной. Религиозных людей часто пугает сам процесс этого перехода. Фантазии затрагивают гораздо сильнее самого факта смертельного исхода.

Почему возникает такой страх?

Не надо бояться смерти, ведь это естественное окончание жизни человека. Однако не все могут принять такой факт и не хотят смириться с этим. В глубине данного явления лежат проблемы, связанные с личностным восприятием окружающей действительности.

Полное отсутствие страха смерти также невозможно. Это считается одним из видов психологического нарушения. Отказаться от опасений по поводу своей кончины абсолютно невозможно. Присутствие невыраженного страха не должно чересчур пугать. Однако, когда эмоции по этому поводу зашкаливают, стоит призадуматься.

Боязнь умереть может быть сопряжена с массой факторов. Они могут присутствовать еще с детства. Страх смерти, причины которого разнообразны, является одним из самых серьезных видов фобических расстройств. Основные факторы:

  1. Страх болезни или тяжелой кончины. Многие люди боятся именно этого. В основе их фобии лежат телесные ощущения. Такие пациенты боятся боли и агонии. Эти фантазии могут подкрепляться каким-то заболеванием или определенным негативным опытом, который испытал человек в прошлом.
  2. Бессмысленный уход. Большинство пациентов опасаются умереть, не оставив следа. То есть не сделать в жизни чего-то значительного. Такие люди все время опаздывают. Они гонятся за удачей. Хотят добиться чего-то значимого, чтобы их оценили. Боязнь ухода без успешно выполненной задачи для них хуже телесных мук.
  3. Утрата контактов. Данному фобическому расстройству подвержены люди, страдающие от одиночества. При этом они боятся умирать, оставшись наедине с собой. Такие пациенты не могут долго находиться одни. Здесь причиной служит сниженная самооценка и нарушение социализации.
  4. Религия и суеверия. Люди, которые погружены в какие-либо убеждения, боятся умирать из-за того, что после смерти они попадут в какое-то страшное место. Боязнь ада часто намного сильнее, чем самой смерти. Многие ждут смерти с косой или чего-то подобного.

Почему люди бояться смерти? Ответить можно однозначно. Люди в первую очередь боятся жизни. Оба страха являются тождественными.

Симптомы данного вида страха

Страх смерти симптомы имеет разнообразные. В первую очередь появляется повышенная чувствительность к любому раздражителю. Человек опасается практически всего. Он боится смертельно заболеть. Появляются сопутствующие фобии, которые провоцируют ряд серьезных психо-неврологических расстройств.

Люди, опасающиеся за свою жизнь, часто сидят дома и избегают каких-либо перемен. Предстоящий полет на самолете может вызвать у них обморочные состояния и панические атаки. Второй вид расстройств заслуживает особого внимания.

Панические атаки, страх смерти при которых часто лежит в основе, являются сложным соматическим расстройством. При этом совершенно внезапно у человека появляются одышка, головокружение, тахикардия, подскакивает артериальное давление, возникает тошнота. Может также проявляться расстройство стула, учащенное мочеиспускание и сильный страх, который приводит в панику. Пациентам с подобными расстройствами кажется, что они вот-вот умрут, но это всего лишь проявления вегетативной нервной системы, которая таким образом реагирует на фобии.

Боязнь гибели при этом достигает пика интенсивности. Человек может впасть в отчаяние. Приступы панических расстройств могут возникать в разное время. Иногда они случаются по ночам, у некоторых людей проявляются в общественных местах или при каких-то резких изменениях.

Страх умереть всегда сопровождает людей с паническими расстройствами. Нередко приступ начинается с резкого выброса в кровь гормона адреналина. При этом сосуды резко спазмируются и наступает характерная симптоматика, сопровождающаяся скачком артериального давления и тошнотой. Паническим атакам могут сопутствовать ощущения нехватки воздуха.

Панический страх смерти у детей встречается реже, чем у взрослых, и поддается корректировке намного легче. Люди, живущие в постоянном ожидании болезней и неприятностей, боятся выходить из дома, отказываются от отношений, так как появляется фобия заразиться какой-либо инфекцией.

Танатофобия часто сопровождается тревожными расстройствами. Человек не может расслабиться. Он находится в постоянном тонусе. В результате чего нервная система истощается, ухудшается кровообращение в различных органах и системах. Люди с постоянным чувством тревоги часто ощущают болезненные проявления в желудке и кишечнике, страдают от колитов, гастритов и язвенных дефектов слизистой оболочки. В результате повышенной тревожности происходит стимуляция выработки желудочного сока, что негативным образом сказывается на стенках органа.

Нередко возникают расстройства стула. Человека могут мучить постоянные приступы поноса или запора. Нередко возникает отсутствие аппетита. Пациенты с таким страхом теряют вес и работоспособность вследствие зацикленности на фобии.

Как избавиться от проблемы?

Работа со страхом смерти подразделяется на несколько этапов. В первую очередь необходимо отдавать себе отчет в патологичности данного явления. Психологи рекомендуют подходить к лечению с осознанности неизбежности перехода от временной жизни к вечной.

Большинство людей хотят знать, как научиться не бояться смерти. Некоторые психологи применяют уникальную методику, которая основывается на проигрывании волнующей фобии. Для этого необходимо представить собственную смерть, как бы пережить ее здесь и сейчас.

Дополнительно следует осознать, что под данной фобией скрывается определенная причина. Выявить ее гораздо важнее всех методик вместе взятых. Важно понять, не как перестать бояться смерти, а какой инструмент лучше в данном случае применять. Искоренить навсегда боязнь не удастся, однако скорректировать ее и сделать более рациональной вполне возможно.

Как не бояться смерти? Необходимо искоренять страх с помощью замены на положительный образ. Когда в голову приходит фобия и не дает покоя, следует представить что-то прямо противоположное. Например, свадьбу, какое-то веселое событие и прочее. Так нужно делать до тех пор, пока данная боязнь не перестанет быть столь назойливой.

Чтобы сказать, как избавиться от страха смерти, рекомендуется понять специфику фобий. Чем больше подкармливать негативную мысль, тем она динамичнее будет прогрессировать. Нужно осознать необходимость в замене негативного на положительное. Со временем будут заметны позитивные изменения.

Чтобы точно ответить на вопрос, как побороть страх смерти, следует углубиться в суть проблемы и понять, чего на самом деле боится человек. Если это связано с боязнью болезненных ощущений во время перехода в мир иной, то рекомендуется проанализировать все случаи, когда возникал аналогичный страх или неприятные проявления. Возможно, человек пережил серьезное заболевание или что-то в этом роде.

Зная, как преодолеть страх смерти, человек получает мощный инструмент, который позволяет ему взглянуть на жизнь в новом ключе. Когда наступает приступ, и мысль буквально начинает душить, рекомендуется резко выключить ее. Сделать это можно любым способом. Включить музыку, начать убираться, заменить негативную фантазию на положительную и т. д. Делать нужно все что угодно, только не концентрироваться на страхе.

Что делать, если постоянный страх сопровождается паническими атаками, тоже необходимо знать. В первую очередь, когда наступает приступ, следует остановиться и ущипнуть себя. Можно просто ударить себя ладонью по руке или ноге. Главное - это включиться в действительность. Тут же следует осознать, что данное состояние не угрожает жизни и здоровью. Дополнительно рекомендуется изменить дыхание. Сделать его более глубоким, осознанным, научиться дышать животом. В общем, рекомендуется включиться в реальность при помощи описанного подхода.

Какие способы можно применять?

Как победить страх смерти? Нужно понять, что все люди подвержены этому. Не стоит бояться ее преждевременного прихода, так как это является только негативной мыслью и ничего общего с реальным положением вещей не имеет. Очень важно научиться заботиться о себе. Больше отдыхать и баловать себя приятными мелочами.

Не всегда просто понять, как справиться со страхом смерти, ведь порой фобии бывают настолько прогрессирующими, что превалируют над здравым смыслом. В данном случае работать нужно с психотерапевтом. Хороший эффект дает дыхательная гимнастика.

Чтобы избавиться от тревоги, которая сопровождает такую фобию, необходимо внушить себе положительные установки. Поменять плохое на хорошее. Таким образом нужно умственно прожевать проблему и переварить ее. До тех пор пока подсознание человека это сделать не может, ничего не получится.

Дополнительные методики

Необходимо ответить на вопрос, что самое страшное в смерти. Затем проанализировать свой ответ. Если это боль и мучения, то попытаться вспомнить аналогичные ситуации. Когда в основе лежит чувство одиночества, то уже необходимо решать проблему социализации.

Боязнь смерти - фобия, которая поражает почти 80% людей на планете. Чтобы жить с этим, нужно осознать свое присутствие в реальном мире, а не в облаке своих негативных фантазий. Фобия смерти имеет тенденцию к прогрессу, если мысль постоянно прокручивать в голове и переживать ее. Очень полезно прописывать свой страх на листе бумаге. Желательно детально изложить все неприятные ощущения, вплоть до незначительных мелочей. Затем представить себя другим человеком и прочитать написанное, анализируя со стороны.

Страх смерти психология изучает уже очень давно. Изложенная методика эффективна. Когда возникает состояние обострения, и мысль начинает душить, рекомендуется представить себя со стороны. Посмотреть на свое состояние с позиции врача и сделать вывод.

Можно даже дать самому себе совет и назначить лечение. Смерть от страха возникает в единичных случаях. Поэтому бояться, что паническая атака закончится летальным исходом, не стоит. Данный вид соматических проявлений относится к циклическим. Во время приступа рекомендуется принять любой успокоительный и сосудорасширяющий препарат и устроиться в горизонтальном положении.

Необходимо понимать, что чем сильнее будет страх, тем интенсивнее проявится симптоматика. Всего этого легко избежать, если держать под рукой эфирное масло мяты или нашатырный спирт. Когда возникает ощущение начала приступа, нужно просто вдохнуть перечисленные средства и сразу станет легче. Поможет правильное дыхание. Если сердце бьется очень сильно, то необходимо постараться успокоить себя. Для этого можно медленно походить по комнате, включить расслабляющую музыку или любимый фильм.

Как бороться со страхом смерти правильно, подскажет врач-психотерапевт после предварительной консультации. При этом очень важна оценка состояния пациента.

Вопрос: «Я боюсь смерти своего ребенка. Как избавиться от этого страха?»

Ответ: Благодарю за такой откровенный вопрос!
Вы такая не одна… Я думаю, что каждая мать в той или иной степени испытывает (или когда-либо испытывала) такой страх.

И это естесственно, ведь целых 9 месяцев, нося ребёнка в утробе, женщина понимает, что она является и кормилицей, и хранительницей, и главным «защитником» от всего внешнего. И в этот период всю ответственность за жизнь и здоровье ребёнка она берёт на себя, потому что внешне это так и выглядит.

А после рождения всё меняется, ребёнок выходит в мир (и часто кажется, что мир этот «враждебный и полон опасностей»). И контролировать всё вокруг становится просто невозможным. Отсюда и возникает страх.

Но причина этого страха кроется в заблуждении, что ребёнок ПРИНАДЛЕЖИТ нам, а значит и ответственность за него лежит ТОЛЬКО НА НАС.

Именно это заблуждение вызывает желание продолжать опекать, охранять, оберегать от всего, а для этого- контролировать всё. Но ВСЁ проконтроливовать невозможно, отсюда –паника и страх. И чем сильнее будет это ощущение, (что ребёнок- это «МОЁ»), чем глубже эта привязанность, тем сильнее будет СТРАХ.

Задумайтесь вот над чем…Кому на самом деле принадлежит ребёнок? Чей он? Кто сотворил его?

Да, он приходит ЧЕРЕЗ нас, но он не принадлежит нам…Он нам дан, как ДАР, он приходит к нам, но мы являемся всего лишь «проводниками», ведь сотворили это ЧУДО не мы…Оно СОТВОРИЛОСЬ, развилось, родилось благодаря каким-то СИЛАМ, неведомым нам Законам…

И получается парадокс.
Сначала мы «просим» ребёнка у Бога
(Жизни, Высших Сил, Вселенной, Источника — как угодно это называйте 🙂), а потом, когда ОН нам даёт, начинаем от НЕГО же и «защищать»…

Перечитайте ещё раз предыдущие две строчки. Если вы это поймёте и прочувствуете, то многие страхи и тревоги уйдут.

И скажу больше – дети рождаются чистыми, открытыми, с высокими вибрациями, поэтому они всё ещё окружены такими же вибрациями, а значит находятся под их защитой.
Не могут ТЕ СИЛЫ, которые с любовью СОЗДАЛИ его, причинять вред.

А вот мы, к сожалению, можем…неосознанно….

Мы можем, передавая свои страхи, тревоги, напряжение, влиять на то, что и ребёнок становится напряжённым, закрывается, а значит и теряет эту связь.

Наша ЖИЗНЬ – это ШКОЛА ЛЮБВИ. Дети приходят в нашу жизнь научить нас Любви, но и наша задача — дарить им Любовь, учить их открываться, доверять МИРУ.
А Любовь и Страх, согласитесь, это противоположные состояния. Что выбираете Вы?

«В страхе, как бы смерь не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни. Оберегая от смерти, мы не даём ему жить»
Януш Корчак.

Конечно, это наша задача – заботиться, оберегать, защищать ребёнка, но только не ОТ Жизни, а ДЛЯ Жизни.

«Мы не можем защитить наших детей от жизни. Следовательно, очень важно подготовить к ней»

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям :

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что...». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот-реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Краткое содержание: Опыты с растениями. Загадка зарождения жизни. Торжество жизни. Ребенок боится умереть. Страх смерти у детей. Как побороть страх смерти.

Загадка собственного появления на свет довольно рано начинает тревожить любого ребенка - независимо от того, выражает он это в вопросах или нет. Некоторые психологи считают, что острый интерес к проблемам рождения формируется примерно к пяти годам - к моменту, когда ребенок в целом овладевает речью. В этом возрасте ребенок начинает задавать множество самых разнообразных и неожиданных вопросов. В том числе - и озадачивающие родителей вопросы о смерти: "А я умру? А мама умрет?"

Вопросы о смерти - обратная сторона интереса к собственному появлению на свет. И то, и другое возникает в процессе столкновения с представлением о конечности жизни. Результат новых детских переживаний - внезапное появление новых страхов и рост тревожности: малыш вдруг начинает бояться темноты, отказывается засыпать в одиночестве. Если взрослый хочет помочь ребенку справиться с ситуацией, нужно постараться сместить акценты с проблемы смерти на вопросы зарождения новой жизни.

Неоценимую услугу в этом могут оказать растения - причем самым целомудренным и убедительным образом.

Как "двигаются" растения?

Растения сами по себе не вызывают у детей особого интереса. В отличие от животных, они не издают звуков, не прыгают, не бегают, не выпрашивают угощения, не играют. Иными словами - не двигаются. А движение для ребенка - главный признак жизни и главное достоинство предмета.

Тем не менее растения способны изменяться. А быстрые и эффектные изменения - своеобразный аналог движения. Такие изменения легко отследить в момент прорастания семян и развития из семени ростков. И это как раз то, что позволило бы малышу стать свидетелем зарождения новой жизни и пополнить запас своих позитивных переживаний.

Однако дети не могут увидеть прорастающие семена без помощи взрослых. Поэтому задача родителей или домашних воспитателей - включить малыша в "опыты" по выращиванию растения и организовать наблюдения.

На окошке вырос лук

Самым простым "опытом", посильным даже трехлеточке, является проращивание лука на перо. Лучше высаживать лук не в землю, а в стеклянные банки с горлышком, не дающим луковице провалиться, чтобы ребенку были видны не только зеленые стрелки, но и "корневая борода". Корни появятся раньше перьев, а потом будут расти вместе с ними, заполняя пространство банки. Время от времени нужно предлагать малышу пощупать луковицу: такая же она упругая, как была раньше? Нет, луковица будто бы пустеет. Чтобы понять почему, требуется разрезать какую-нибудь невысаженную луковицу пополам.

(Разрезанные половинки обдают холодной водой, чтобы нейтрализовать резкий запах.) Луковица состоит из толстеньких "лепестков", уложенных слоями. В самом центре обнаруживается зачаток стрелки. В нее превратились "лепестки", находящиеся в самой середине луковицы. Стрелки выбиваются из луковицы, растут и истощают ее: луковица "уходит в зелень". Зеленые стрелки - это способ лука радоваться весне, весеннему солнышку.

Весной каждая луковица стремится превратиться в зеленые ростки. Даже та, которую не высадили в воду или в землю. Достаточно взглянуть на луковицы, хранящиеся в ящике для овощей. У некоторых из них пробились "носики". Только они короткие и желтоватые, а не зеленые. Все потому, что им не удалось как следует насладиться солнышком.

Превращения фасольки

Во время проращивания фасоли или бобов можно наблюдать, как семя превращается в настоящее растение - со стеблем, корнями, листьями. Бобовые в течение довольно продолжительного времени можно выращивать в воде, в стеклянной банке, а значит - наблюдать за изменениями всех частей растения.

Выбираются крупные фасолины или бобы и замачиваются в мелкой посудине под тряпочкой. Спустя несколько дней ребенок обнаружит, что кожица треснула и через трещину наружу высунулся белый "червячок". Это корешок. Пару проклюнувшихся семян можно сразу высадить в горшочки. А пару других оставить под тряпочкой, чтобы ребенок мог дальше наблюдать за происходящими изменениями. Похожий на червячка корешок становится все длиннее, на нем вырастают боковые отростки. А с другой стороны семени появляется росток. Фасолина неузнаваемо преображается: ее половинки раскрываются, выпуская новое растение наружу.

Через день после появления ростка новое растеньице нужно поместить в баночку с водой и поставить на свет. У новоявленной фасоли есть корешок, есть стебель, листики. В напоминание о семени остались семядоли, они хорошо видны на стебельке. Чем "старше" будет становиться фасоль, тем сильнее они будут сморщиваться, и потом, отдав растению все, что в них было, все питательные вещества, - засохнут и отвалятся. После этого можно посадить растение в горшочек с землей.

Конечно, фасоль, выращенная в воде, будет слабее растений, выросших в земле. Но с ее помощью ребенок может "подсмотреть" весь цикл превращений. При наличии дачи растение, укоренившееся в горшочке, можно высадить на грядку и окружить повышенной заботой: нужно постараться, чтобы оно выжило и принесло плоды.

Эксперимент может считаться успешным даже при появлении одного-единственного стручка. На появившиеся цветки, а потом - на стручок нужно обязательно обратить внимание малыша. Если стручков несколько, сорвите один пораньше, вскройте и покажите ребенку, что там внутри: как выглядят зародыши семян, какого они цвета. А другой стручок нужно оставить до полного вызревания семян. Малыш должен "опознать" внутри него фасолины, как две капли воды похожие на ту, из которой он весной прорастил растение.

Только в стручке фасолин гораздо больше. Это поймет даже трехлетка, только осваивающий азы арифметики. И из каждой можно вырастить новые растения. Это ли не торжество жизни?

Пусть растут "деревья"!

После простых "огородных" опытов можно решиться и на что-нибудь более существенное - на выращивание многолетних растений. Даже деревьев. Многолетники не скоро приносят собственные плоды, зато живут долго и растут вместе с малышом.

В садоводческой игре в круговорот веществ в природе все начинается с покупки "плодов" - лимона, фиников или авокадо, которые торжественно съедаются или используются для приготовления какого-нибудь блюда, а извлеченным на свет божий косточкам отводят новую роль.

Авокадо интересно детям, потому что у плода крупная косточка. Косточку приятно держать в ладони, ощущать ее вес. Но в воде она не прорастет: авокадо надо высаживать сразу в землю. Перед этим малышу говорят: косточка - это панцирь, в который одето семечко для защиты от повреждений. Даже если на косточку наступить, ей ничего не будет. Но когда семечко решает прорасти, ему изнутри тоже нелегко пробить свой панцирь. Надо немножко ему помочь -поцарапать косточку. Затем поцарапанная косточка высаживается в горшочек с землей. Можно сначала не присыпать косточку полностью землей. Тогда будет видно, как она треснет, как приподнимется, выталкиваемая корешком. Затем нужно досыпать сверху земли и ждать появления ростка. Росток авокадо крупный. Растет он быстро и через довольно короткое время становится доминирующим растением на окне, эффектно демонстрируя результат детских усилий.

Соблюдая принцип биологической надежности, лучше одновременно сажать две-три косточки - на случай, если какая-то не прорастет.

Если не проросло единственное посеянное семечко, для ребенка это настоящий удар. А задача заключается в том, чтобы продемонстрировать рождение новой жизни. Сажать с "запасом" обязательно нужно финиковые косточки и лимоны. Авокадо, купленные весной, как правило, обладают хорошей всхожестью. Но два всегда предпочтительнее одного.

Опыты с растениями полезны

Растительная "магия", связанная с превращением растений, обычно завораживает детей. У них возникает чувство причастности к чуду, к тайне рождения жизни. Это как раз то, чего они ищут. Но кроме психотерапевтического эффекта опыты с растениями очень полезны для расширения представлений малыша об окружающем мире, для его умственного развития и для формирования умения наблюдать.

Другие публикации по теме данной статьи:

Дети в возрасте от 5 до 8 лет наиболее впечатлительны и имеют максимум страхов. Самым распространенным детским страхом является страх смерти. Это все страхи, которые несут угрозу жизни - темноты, огня, войны, заболевания, сказочных персонажей, войны, стихии, нападения. Причины этого вида страха и как с ним бороться мы рассмотрим в сегодняшней статье «Детские страхи: страх смерти».

1 223409

Фотогалерея: Детские страхи: страх смерти

В этом возрасте дети делают для себя большое и важное открытие, что всему есть начало и конец, в том числе человеческой жизни. Ребенок начинает осознавать, что конец жизни может произойти и у него и у его родителей. Последнего дети опасаются больше всего, так как боятся потерять родителей. Детки могут задавать такие вопросы, как: «Откуда появилась жизнь? Почему все умирают? Сколько прожил дедушка? Почему он умер? Для чего все люди живут?». Иногда дети боятся страшных снов о смерти.

Откуда возникает страх смерти у ребенка?

До пяти лет ребенок воспринимает все окружающее его одушевленным и постоянным, он не имеет представления о смерти. Начиная с 5 лет, у ребенка начинает активно развиваться абстрактное мышление, интеллект ребенка. К тому же, в этом возрасте ребенок становится все более познавательным. Ему становится любопытно, что такое пространство и время, он разбирается в этом и приходит к выводу, что любая жизнь имеет начало и конец. Такое открытие становится для него тревожным, ребенок начинает беспокоиться за свою жизнь, за будущее свое и близких, он боится смерти в настоящем времени.

Всем ли детям присущ страх смерти?

Почти во всех странах дети в возрасте 5-8 лет бояться смерти, испытывают от этого страх. Но страх этот выражается у каждого по-своему. Все зависит от того, какие события происходят в его жизни, с кем живет ребенок, какие индивидуальные особенности характера ребенка. Если малыш в этом возрасте потерял родителей или близких людей, то он особенно сильно, в большей степени испытывает страх смерти. Также этот страх чаще испытывают те дети, кто не имеет сильного мужского влияния (выражается в форме защиты), часто переносящие болезнь и эмоционально-чувствительные дети. Девочки чаще и раньше начинают испытывать этот страх, чем мальчики, им снятся кошмары гораздо чаще.

Однако есть детки, которые не боятся смерти, им не знакомо чувство страха. Иногда это происходит, когда родители создают все условия, чтобы у детей не было ни единого повода представить, что есть что-то, чего стоит бояться, вокруг них - «искусственный мир». В результате такие дети часто становятся равнодушными, их эмоции притупляются. Поэтому у них не возникает чувства тревоги ни за свою, ни за жизнь других. У других детей - от родителей с хроническим алкоголизмом - отсутствует страх смерти. Они не переживают, у них низкая эмоциональная чувствительность, а если такие дети и переживают эмоции, то только очень мимолетные.

Но вполне реальны и такие случаи, когда дети не переживают и не испытывают страха смерти, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Дети без каких-либо отклонений просто не испытывают таких переживаний. Однако боязнь от того, что смерть может в любой момент наступить, присутствует у большинства детей дошкольного возраста. Но именно этот страх, его осознание и переживание, является очередным шагом в развитии ребенка. Он переживет свой жизненный опыт в понимании того, что же такое смерть и чем она грозит.

Если этого не происходит в жизни ребенка, то этот детский страх может дать о себе знать позже, он не будет переработан, а, следовательно, будет мешать ему развиваться дальше, только усилит другие страхи. А там, где страхи, там больше ограничений в реализации себя, там меньше возможности чувствовать себя свободным и счастливым, быть любимым и любить.

Что следует знать родителям, чтобы не навредить

Взрослые - родители, родственники, старшие дети - часто своим неосторожным словом или поведением, поступком, сами того не замечая, наносят вред ребенку. Ему нужна поддержка в том, чтобы разобраться с временным состоянием страха смерти. Вместо подбадривания малыша и поддержки, на него нагоняют еще больший страх, тем самым нервируя ребенка и оставляя его один на один со своими страхами. Отсюда и вытекающие нерадостные последствия в психическом здоровье. Для того чтобы подобные страхи не принимали различные формы психического отклонения в будущем ребенка, а страх смерти не стал хроническим, родителям нужно знать, чего не стоит делать:

  1. Не подшучивайте над ним по поводу его страхов. Не следует над ребенком смеяться.
  2. Не ругайте ребенка за его страхи, не позволяйте ему чувствовать вину за страх.
  3. Не игнорируйте страхи ребенка, не делайте вид, как будто вы их не замечаете. Детям важно знать, что вы «на их стороне». При таком жестком поведении с вашей стороны дети будут бояться признаться в своих страхах. А после в дальнейшем доверие ребенка к родителям будет ослабевать.
  4. Не бросайте пустых слов вашему ребенку, например: «Видишь? Мы же не боимся. Ты тоже не должен бояться, будь смелым».
  5. Если кто-то из близких умер по болезни, не стоит этого объяснять малышу. Так как ребенок отождествляет эти два слова и всякий раз боится, когда заболевают его родители или он сам.
  6. Не затевайте частых разговоров с ребенком о болезнях, о чьей-то смерти, о чьем-то несчастье с ребенком такого же возраста.
  7. Не внушайте детям, что они могут заразиться какой-нибудь смертельной болезнью.
  8. Не изолируйте своего ребенка, не опекайте его излишне, пусть имеет возможность развиваться самостоятельно.
  9. Не позволяйте ребенку смотреть все подряд по телевизору и сами откажитесь от просмотра фильмов ужасов. Крики, вопли, стоны, доносящиеся из телевизора, отражаются на психике ребенка, даже если он спит.
  10. Не берите с собой ребенка до подросткового периода на похороны.

Как лучше действовать

  1. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи - это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи.
  2. Относиться к страху ребенка уважительно, без излишнего беспокойства или абсолютной незаинтересованности. Ведите себя так, как будто вы его понимаете, давно знаете о подобных страхах и совсем не удивлены его опасениям.
  3. Чтобы вернуть душевное спокойствие, уделяйте больше времени ребенку, больше ласки и заботы.
  4. Создайте все условия дома, чтобы ребенок мог без предостережения рассказать о своих страхах.
  5. Создайте «отвлекающий маневр» от страхов ребенка и неприятных переживаний - сходите с ним в цирк, кино, театр, посетите аттракционы.
  6. Больше увлекайте ребенка все новыми интересами и знакомствами, таким образом, он отвлечется и переключит свое внимание от внутренних переживаний на новый интерес.
  7. О смерти кого-то из близких или родственников необходимо сообщать ребенку очень осторожно. Лучше всего, если вы скажете, что наступившая смерть произошла по старости или очень редкой болезни.
  8. Старайтесь не отправлять ребенка в этом периоде одного в санаторий на каникулы поправить здоровье. Постарайтесь отложить различные операции (аденоид у ребенка) в период страха смерти у ребенка.
  9. Постарайтесь преодолеть свои страхи и недостатки, такие как боязнь грома и молнии, собак, воров и пр., не демонстрируйте их ребенку, иначе он может «заразиться» ими.
  10. Если вы передаете на время своих детей родственникам, попросите их придерживаться тех же самых советов.

Если родители понимают чувства и переживания детей, принимают их внутренний мир, то тем самым помогают ребенку быстрее справиться со своими детскими страхами, страхом смерти, а, значит, перейти на следующую ступень психического развития.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло