Как питательные вещества. Как питательные вещества используются организмом? Источники питательных веществ организма

Пищевые продукты необходимы организму для роста, образования новых клеток взамен отработавших свой срок и погибших, а также для восполнения запасов энергии, необходимых для жизнедеятельности и продолжения рода. Общее количество поступающих в организм пищевых продуктов и усвоенных питательных веществ и энергии должно соответствовать сумме веществ и энергетических затрат, израсходованных на образование новых тканей, а также удаленных из организма.
Пища в том виде, в каком она поступает в организм, не может всосаться в кровь и лимфу и не может быть использована для выполнения различных жизненных функций. Для усвоения пищи в органах пищеварительной системы она должна подвергнуться механической и химической обработке. Пища измельчается в полости рта, перемешивается в желудке и тонкой кишке с пищеварительными соками, ферменты которых расщепляют питательные вещества на более простые составляющие. Переваренные до аминокислот, моносахаридов и эмульгированных жиров питательные вещества всасываются и усваиваются организмом. Вода, минеральные вещества (соли), витамины усваиваются в их натуральном виде. Механическая и химическая обработка пищи и превращение ее в усваиваемые организмом вещества называется пищеварением.
Все химические соединения, которые используются в организме в качестве строительных материалов и источников энергии (белки, жиры и углеводы), называются питательными веществами.
Человек должен регулярно получать с пищей достаточное количество питательных веществ (белков, жиров и углеводов), а также необходимые воду, минеральные соли и витамины.
Белки содержат в своем составе водород, кислород, углерод, азот, серу, фосфор и другие элементы. В желудке и тонкой кишке белки, поступающие в организм с пищей, расщепляются до аминокислот и их составляющих, которые всасываются и используются для синтеза специфических для человека белков. Из 20 аминокислот, необходимых человеку, девять являются незаменимыми, так как они не могут синтезироваться в человеческом организме. Эго валин, гистидин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан, фенилаланин. Перечисленные аминокислоты
должны поступать в организм с пищей. Без этих незаменимых аминокислот нарушается синтез необходимых человеческому организму белков. Белки, содержащие полный набор аминокислот, в том числе и незаменимые аминокислоты, называются биологически полноценными белками. Наиболее ценными является белок молока, мяса, рыбы, яиц. Белки растительного происхождения (кукурузы, пшеницы, ячменя и др.) считаются неполноценными, так как они не содержат полного набора аминокислот, необходимых для синтеза человеческих белков.
Углеводы, содержащие водород, кислород, углерод, используются в организме в качестве энергетических веществ и для образования клеточных мембран. С пищей в виде овощей, фруктов, крахмала и других растительных продуктов в организм поступают сложные углеводы, которые называют полисахаридами. При переваривании полисахариды расщепляются до растворимых в воде дисахаридов и моносахаридов. Моносахариды (глюкоза, фруктоза и др.) всасываются в кровь и вместе с кровью поступают в органы и ткани.
Жиры служат источником энергии и способны накапливаться в организме в виде резервных материалов. Жиры входят в состав всех клеток, тканей, органов, а также служат богатыми запасами энергии, поскольку при голодании из жиров образуются энергетические углеводы. Жиры состоят из углерода, кислорода и водорода, имеют сложное строение. В процессе пищеварения жиры расщепляются на их составляющие - глицерин и жирные кислоты (олеиновую, пальметиновую, стеариновую), которые в жирах находятся в различных сочетаниях и соотношениях. В организме жиры могут также синтезироваться из углеводов и продуктов расщепления белков. Некоторые жирные кислоты не могут образовываться в организме. Это олеиновая, арахидоновая, линолевая, линоли- новая, которые содержатся в растительных маслах.
Минеральные вещества также поступают в организм с пищей и водой в виде различных солей. Это соли, содержащие кальций, фосфор, калий, натрий, серу, хлор, железо, магний, йод. Многие другие элементы присутствуют в пище в малых количествах, поэтому их называют микроэлементами. Для растущего организма минеральных солей требуется больше, чем для взрослого человека, так как они участвуют в образовании костной ткани, росте органов, входят в состав гемоглобина крови, желудочного сока, гормонов, клеточных мембран, нервных синапсов.
Вода, количество которой у взрослого человека достигает 65 % общей массы тела, является составной частью тканевой жидкости, крови, внутренних сред организма. В пище в малых количествах присутствуют также витамины, являющиеся сложными орга
ническими соединениями. Витамины необходимы для обменных процессов, они участвуют во всех биохимических реакциях, влияют на рост и развитие тела человека и его органов. Отсутствие или недостаток витаминов в пище ведет к тяжелым заболеваниям - авитаминозам.
В пище также присутствуют пищевые волокна, являющиеся клетчаткой (целлюлозой), входящей в состав растительных клеток. Пищевые волокна не расщепляются ферментами, они способны удерживать воду. Это очень важно для пищеварения, так как набухшие пищевые волокна, растягивая стенки толстой кишки, стимулируют перистальтику, продвижение пищевых масс в сторону прямой кишки. Потребность в количестве потребляемой пищи и качественном составе питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов) зависит от возраста, пола, массы тела, выполняемой работы.
Количество потребляемой энергии в организме - энергозатраты измеряют в калориях (или джоулях). Одной калорией называют количество энергии, необходимое для повышения температуры воды на 1° С (1 калория равна 4,2 Джоуля - Дж). В организме при окислении 1 г белков образуется 4,1 килокалории - ккал, при окислении 1 г углеводов - 4,1 ккал, при окислении 1 г жиров -

  1. ккал. Данные о потребностях в энергии у работников различных видов труда приведены в табл. 9.

  2. Таблица 9
    Суточная потребность в энергии для лиц различных категорий труда

Чтобы обеспечить жизненные потребности организма в течение суток при легкой работе, в пище должно быть не менее 80-100 г белков, а при тяжелых физических нагрузках - от 120 до 160 г. Для детей, с учетом их роста и затрат энергии, количество белков в пище при расчете на 1 кг массы тела должно быть больше, чем для взрослого. Общее количество животных и растительных жиров в пище в сутки должно быть не менее 50 г. Потребность в углеводах в течение суток составляет 400-500 г.
Типы пищеварения
Переваривание пищи - пищеварение - процесс сложный. Оно осуществляется в полостях органов пищеварительной системы при участии ферментов, выделяемых пищеварительными железами. Поэтому пищеварение в желудке, тонкой кишке называют полостным пищеварением. Переваривание пищи происходит также непосредственно на поверхности эпителиальных клеток тонкой кишки. Такое пищеварение называют контактным, или мембранным пищеварением. Дело в том, что на внешней поверхности клеточной мембраны эпителиоцитов имеется наиболее высокая концентрация пищеварительных ферментов, выделяемых кишечными железами. Мембранное пищеварение является как бы заключительной фазой переваривания пищи, после чего расщепленные белки и углеводы, эмульгированные жиры всасываются в кровеносные и лимфатические капилляры.
Расщепление (переваривание) белков, жиров, углеводов происходит с помощью пищеварительных ферментов (соков). Эти ферменты содержатся в слюне, желудочном соке, кишечном соке, в желчи и панкреатическом соке, которые являются, соответственно, продуктами секреции слюнных, желудочных, тонкокишечных и толстокишечных желез, а также печени и поджелудочной железы. В течение суток в пищеварительную систему поступает примерно 1,5 л слюны, 2,5 л желудочного сока, 2,5 л кишечного сока, 1,2 л желчи, 1 л сока поджелудочной железы.
Ферменты являются важнейшими составляющими секретов пищеварительных желез. Благодаря пищеварительным ферментам белки расщепляются до аминокислот, жиры - до глицерина и жирных кислот, углеводы - до моносахаридов. Пищеварительные ферменты представляют собой сложные органические вещества, которые легко вступают в химические реакции с пищевыми продуктами. Ферменты служат также ускорителями (катализаторами) биологических реакций - расщепления пищевых веществ. Выделяют ферменты, расщепляющие белки -
7 Сапин

протеазы, расщепляющие жиры - липазы, расщепляющие углеводы - амилазы. Для расщепляющих действий необходимы определенные условия - температура тела и реакция среды (кислая или щелочная).
Органы пищеварительной системы выполняют также двигательную (моторную) функцию. В органах пищеварения пища измельчается и перемешивается с пищеварительными соками, что обеспечивает тесный контакт пищевых масс с ферментами. Перемешивание пищи с одновременным продвижением способствует непрерывному и тесному ее контакту с всасывающей поверхностью кишечника и более полному всасыванию переваренных компонентов пищи. Продвижение пищевых масс в направлении к прямой кишке способствует формированию каловых масс и завершается удалением их из организма.

(303,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 3.

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактические цели:

  • образовательные : обобщить знания об основных питательных веществах и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма; учить детей выбирать полезные и ценные для здоровья продукты питания; закрепить навыки правильного питания.
  • развивающие : развивать умение организовать полноценное разнообразное питание; развивать устную связную речь и навыки публичного выступления.
  • воспитательные : воспитывать в детях практические навыки самооздоровления; убедить детей в необходимости и важности использования разнообразной пищи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы

Для практической работы : продукты питания: растительное масло, сливочное масло, сметана, мясо, рыба, творог, яйцо, молоко, хлеб, картофель, геркулес, гречка, морковь, яблоко, апельсин.

Организация рабочих мест : парты расставлены по группам (3 группы); на столах карточки со словами для игры, карточки с указанием питательных ценностей продуктов, молоко в пачках, карточки с названиями блюд для составления меню.

Подготовка детей к уроку : деление учащихся на группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель : Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Я уверена, что мы с хорошим настроением начинаем урок и с таким же настроение его закончим.

II. Актуализация опорных знаний.

«У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была, ни весёлой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: «Кто вылечит его дочку, тому он отдаст полцарства». Отовсюду сбежались лекари. Они навыписывали рецепты, но принцессе ничего не помогло. В конце концов, нашёлся знающий человек и дал очень простой совет: «Пусть принцессу кормят чёрным хлебом и молоком». Так и сделали – и принцесса выздоровела».

Беседа по содержанию.

Почему заболела принцесса?

Благодаря чему принцесса выздоровела?

Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (ответы детей)

Мы будем говорить о пище, продуктах питания.

Почему человеку нужна пища? (ответы детей).

Обобщение учителем: Действительно, пища помогает расти, двигаться, поддерживать тепло организма, бороться с болезнями. Без пищи человек не может жить.

Как вы думаете, сколько человек съедает за свою жизнь?

Очень много, примерно 50 тонн. Это целый товарный вагон.

Как вы думаете, всякая ли пища полезна?

- Вот сегодня мы должны выяснить, отчего зависит полезность пищи.

II. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – Питательные вещества и их значение для организма.

< Слайд №1>

Это очень важная тема, так как наша жизнь и наше здоровье напрямую зависят от питания.

Мы будем выступать в роли исследователей. Вы, ребята, являетесь I группой исследователей, вы - II группа исследователей, а вы - III группа.

III. Работа над новым материалом.

Учитель : Из сказки мы узнали о полезности молока. Чем полезно молоко, как вы думаете?

Практическая работа. Нужно выяснить состав молока. Для этого предлагаю провести исследование молока. (для каждой группы на столах приготовлены пакеты с молоком. Учащиеся изучают состав молока по записям на пакетах. Учитель, при необходимости, оказывает помощь. Затем выслушиваются ответы детей). Пищевая ценность 100г. продукта: Жир – 3,2г., Белок – 2,9г., Углеводы – 4,7г.

Учитель : Всякая пища состоит из белков, жиров, углеводов. Это питательные вещества.

< Слайд № 2>

Учитель : В разных продуктах соотношения питательных веществ разные и значение питательных веществ для организма различно.

Что же такое белок?

Белок – это строительный материал для клеток организма.

Белок нужен для роста, развития организма. Белок повышает сопротивляемость организма.

<Слайд №3>

А что такое углеводы?

Углеводы – это топливо для клеток. Это основной источник энергии для игр, бега, физической и умственной работы.

< Слайд №4>

Что же такое жиры?

- Жиры – это продовольственные и топливные склады. Жиры – прежде всего, строительный материал для работы мозга и функционирования нервной системы.

< Слайд №5>

Учитель : Ребята, может ли человек быть здоров без какого – либо питательного вещества? (ответы детей)

Обобщение учителем: Все питательные вещества нужны организму. Поэтому важно сбалансированное и правильное питание.

Что будет, если человек будет употреблять много жиров? (ответы детей)

Учитель : Да, человек заболеет. Он нанесёт вред работе внутренних органов: печени, желудку и другим органам. Избыток белка также приводит к отрицательному развитию организма. В древние времена существовала даже пытка, когда человека кормили только мясом. Через некоторое время человек умирал. А наша задача научиться быть здоровыми.

Дидактическая игра. Проведём игру, которая называется «Светофор желаний». Перед вами - светофор. Помните? Красный свет – запрещающий знак, желтый – предупреждающий, а зеленый – разрешающий. На столе разложены карточки с названиями продуктов. Ваша задача – прикрепить их на светофор. Но не просто так, а на зелёный свет – названия тех продуктов, которые можно употреблять каждый день, на жёлтый – иногда, а на красный – очень редко.

Проверяем. Молодцы, справились успешно.

Ответы:

  • Зелёный : суп, салат овощной, мясо, салат фруктовый, молоко, кефир, творог, йогурт, каша, сок, хлеб, рыба, фрукты, овощи, ягоды, подсолнечное масло.
  • Жёлтый: шоколад, конфеты
  • Красный: сникерс, торт, жирное мясо, фанта, пепси-кола, чипсы, кириешки, лимонад, шоколадные конфеты, сало.

Учитель : Продолжаем исследования дальше. Перед вами таблица, где указана питательная ценность продуктов. Внимательно ознакомьтесь и выясните, какие продукты богаты белками, какие – жирами, а какие – углеводами.

Углеводы

Жиры

Белки

масло сливочное

Макароны

масло растительное

Карамель

Картофель

Предлагаю I группе выбрать те продукты, в которых преобладают белки, II группа выбирает продукты, которые богаты углеводами, а III группа – жирами. От каждой группы выберите 2-х представителей, которые подойдут к столу, где расставлены разные продукты и выберут соответствующие продукты.

(Учащиеся показывают и называют, какие продукты выбрали).

Учитель : Народ придумал немало пословиц и поговорок, которые посвящены различным продуктам питания, а конкретно - пище.

Посмотрите на доску. Правильно ли составлены пословицы? Давайте исправим.

( На доске карточки, на которых написаны пословицы, но карточки перепутаны)

Хлеб – что глаза кашу видят. (Хлеб – всему голова)

Любо желудку, – всему голова. (Любо желудку, что глаза кашу видят)

У коровы а без хлеба несытно (У коровы во рту молоко)

Без соли невкусно, во рту молоко. (Без соли невкусно, а без хлеба несытно)

Учитель : Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Заодно и отдохнули.

- Старинная английская пословица гласит: «Съешь одно яблоко в день – и забудешь о докторе».

Кто объяснит значение этой пословицы?

Чем богато яблоко?

Правильно, витаминами. Что вы знаете о витаминах?

Каждый вид витаминов полезен. Вы сможете сами в этом убедиться, если прочитаете о значении витаминов. (Перед каждой группой учащихся листы со сведениями о витаминах).

1 группа . Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, зелёном луке.

2 группа . Витамин С борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке и многих других овощах, фруктах.

3 группа . Витамин Д укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе. Также витамин Д мы получаем, загорая на солнце.

Беседа по прочитанному.

Что вы узнали о витаминах группы А?

Чем полезны витамины группы С?

Какое значение для организма имеют витамины группы Д?

А что дополняют овощи и фрукты у нас, на Севере? (ягоды).

Назовите эти ягоды? (черника, морошка, голубика, брусника, смородина).

IV. Закрепление.

Учитель :Один из сказочных героев мечтал побывать на нашем уроке. Но не смог, потому что заболел. Поэтому он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.

(Ученик читает текст)

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси - кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров».

Догадались, кто прислал нам письмо? Совершенно верно. Это Карлсон.

Что такое меню?

Как понимаете выражение «здоровое меню»?

А знает ли Карлсон, что входит в здоровое меню?

Давайте поможем ему составить здоровое меню на один день.I группа составляет меню на завтрак, II группа – на обед, III группа – на ужин. Помните, что обед должен быть сытнее, чем завтрак и ужин. Перед сном переедать тоже вредно. Воспользуйтесь перечнем блюд, который вам предложен (на столах лежит список с указанием блюд).

Обед

Завтрак

Ужин

Жевательная резинка

Каша молочная

Суп гороховый

Пепси-кола

Чай с сахаром

Салат овощной

Рыба отварная

Котлета рыбная

Компот из сухофруктов

Запеканки из творога

Щи мясные

Кефир с сахаром

Сок фруктовый

Каша молочная

Овощи тушёные

Сок фруктовый

Гуляш из говядины

Винегрет

Салат из свежих овощей

Сосиска с капустой тушеной

Газированная вода

Котлеты отварные

Суп рыбный

Рыба жаренная

Чай сладкий

Чай сладкий

Вермишель быстрого приготовления «Ролтон»

Щи с мясом

Каша рисовая

Пюре картофельное

Сок фруктовый

Запеканка творожная

Газированная вода

Кириешки

Блины со сметаной

Какао с молоком

Учитель : - Давайте проверим. Какое меню составили на обед, завтрак, ужин. Молодцы, успешно справились с этим заданием.

А сейчас внимание на экран. Послушаем, какие советы по правильному питанию дает врач нашей амбулатории.

«Дорогие, ребята! Существуют определённые нормы для питания младших школьников. Диетологами разработаны определённые программы, которые предусматривают питание ребёнка в комплексе. Благодаря этому ребёнок получает с пищей все необходимые витамины и его меню состоит из разнообразных продуктов, которые необходимы для его растущего организма. Однообразная пища, а тем более пища, состоящая из кириешек, газированной воды, вредна для организма.

Запомните золотые правила питания:

  • главное - не переедайте;
  • ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу;
  • тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать;
  • перед приёмом пищи сделайте 5 - 6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив тех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища»

Учитель : Запомнили советы врача? Надеюсь, что вы прислушаетесь к советам врача.

V. Итог урока.

- Наше исследование сегодня удалось.

Что полезного для себя узнали?

Предлагаю проверить наши знания на компьютере. Займите свои места за компьютерами.

Вначале проведём пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом работать будут
Всё отлично выполнять

Вам предлагается выполнить тестовое задание. По завершению работы компьютер оценит ваши знания по сегодняшнему уроку. При выполнении заданий будьте внимательны, внимательно читайте вопросы и ответы. (выполнение Super Test v2.4 – программный комплекс) <Приложение 2 >

Поднимите руки, кто доволен полученными результатами своей работы. Я догадываюсь, что компьютер оценил ваши знания на «4»и «5».

Теперь проверим задания с помощью экрана.

< Слайд 6>

Заключительное слово учителя . Вообще, проблема здорового питания, это очень большая проблема, над которыми работают многие учённые в мире. Эти проблемы вы будете изучать в старших классах на уроках химии, биологии.

А я желаю вам здоровья. Помните, здоровье в ваших руках.

< Слайд 7>

Литература

  1. А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3класс. Часть1. М.: «Просвещение» 2009г.
  2. А.Макеева. Разговор о правильном питании. Начальная школа. №16 – 2003г.
  3. Охрана здоровья. Начальная школа. №20 – 2003г.
  4. Уроки здоровья. Начальная школа. №1 – 2002г.
  5. В.Н.Касаткина. Педагогика здоровья. Начальная школа. №9 – 1999г.

Пища человека содеражит основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы; витамины, микроэлементы, макроэлементы. Поскольку, вся наша жизнь - это обмен веществ в природе, то для нормального существования взрослый человек должен трижды на день питаться, пополняя свой "запас" питательных веществ.

В организме живого человека непрерывно идут процессы окисления (соединения с кислородом) разнообразных питательных веществ. Реакции окисленя сопровождаются образованием и выделением тепла, необходимого для поддержания жизненных процессов организма. Тепловая энергия обеспечивает деятельность мышечной системы. Поэтому, чем тяжелее физический труд, тем больше пищи требует организм.

Энергетическую ценность пищи принято выражать в калориях. Калория - количество тепла, необходимое для нагревания 1 литра воды, имеющей температуру 15°C на один градус. Калорийность пищи составляет то количество энергии, которое образуется в организме в результате усвоения пищи.

1 грамм белка при окислении в организме выделяет количество тепла, равное 4 ккал; 1 грамм углеводов = 4 ккал; 1 грамм жиров = 9 ккал.

Белки

Белки поддерживают основные проявления жизни: обмен веществ, сокращение мышц, раздражимость нервов, способность к росту, разможению, мышлению. Белки содержатся во всех тканях и жидкостях организма, являясь их основной частью. В состав белков входят разнообразные аминокислоты, которые определяют биологическое значение того или иного белка.

Заменимые аминокислоты образуются в организме человека. Незаменимые аминокислоты поступают в организм человека только с пищей. Поэтому, для физиологически полноценной жизнедеятельности организма обязательно наличие в пище всех незаменимых аминокислот. Недостаток в пище даже одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может явиться причиной белковой недостаточности, несмотря на достаточное количества содержания белка в рационе. Основной поставщик незаменимых аминокислот: мясо, молоко, рыба, яйца, творог.

Организму человека также необходимы белки растительного происхождения, которые содержатся в хлебе, крупах, овощах - в их состав входят заменимые аминокислоты. Продукты, содержащие животные и растительные белки обеспечивают организм веществами, которые необходимы для его развития и жизнедеятельности.

Организм взрослого человека должен получать примерно 1 грамм белка на 1 кг общего веса. Отсюда следует, что "среднестатистический" взрослый человек массой 70 кг должен получать не менее 70 г белка в сутки (55% белка должно быть животного происхождения). При тяжелых физических нагрузках растут потребности организма в белке.

Белки в питании нельзя заменить никакими другими веществами.

Жиры

Жиры превосходят энергию всех других веществ, участвуют в восстановительных процессах, являясь структурной частью клеток и их мембранных систем, служат растворителями витаминов А, Е, Д, способствуют их усвоению. Также жиры способствуют выработке иммунитета и помогают организму сохранить тепло.

Недостаток жира приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, изменению кожи, почек, органов зрения.

В составе жиров находятся полиненасыщенные жирные кислоты, лецитин, витамины А, Е. Средняя потребность взрослого человека в жире составляет 80-100 г в сутки, в том числе растительного - 25..30 г.

За счет жира в пище обеспечивается треть суточной энергетической ценности рациона; на 1000 ккал приходится 37 г жира.

Жиры в достаточном количестве содержатся в мозгах, сердце, яйцах, печени, сливочном масле, сыре, мясе, сале, птице, рыбе, молоке. Особо ценны растительные жиры, не содержащие холестерина.

Углеводы

Углеводы - основной источник энергии. На долю углеводов приходится 50-70% калорийности дневного рациона. Потребность в углеводах зависит от энергозатрат организма.

Суточная потребность в углеводах для взрослого человека, занимающегося умственным или легким физическим трудом составляет 300-500 г/сутки. У людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, потребность в углеводах значительно выше. У тучных людей энергоемкость пищевого рациона можно снижать за счет количества углеводов без ущерба для здоровья.

Богаты углеводами хлеб, крупы, макароны, картофель, сахар (чистый углевод). Избыток углеводов в организме нарушает правильное соотношение основных частей пищи, нарушая тем самым обмен веществ.

Витамины

Витамины не являются поставщиками энергии. Однако, они необходимы в небольших количествах для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, регулируя, направляя и ускоряя процессы обмена веществ. Подавляющее большинство витаминов не вырабатываются в организме, а поступают извне с пищей.

При недостатке витаминов в пище развиваются гипоавитаминозы (чаще зимой и весной) - повышается утомляемость, наблюдается слабость, апатия, снижается работоспособность, падает сопротивляемость организма.

Действия витаминов в организме взаимосвязаны - недостаток одного из витаминов влечет нарушение обмена других веществ.

Все витамины делятся на две группы: водорастворимые витамины и жирорастворимые витамины .

Жирорастворимые витамины - витамины А, Д, Е, К.

Витамин А - влияет на рост организма, устойчивость его к инфекциям, необходим для поддержания нормального зрения, состояния кожи и слизистых оболочек. Витамином А богаты рыбий жир, сливки, сливочное масло, яичный желток, печень, морковь, салат, шпинат, помидоры, зеленый горошек, абрикосы, апельсины.

Витамин Д - способствует образованию костной ткани, стимулирует рост организма. Недостаток витамина Д в организме ведет к нарушению нормального усвоения кальция и фосфора, становясь причиной развития рахита. Витамином Д богаты рыбий жир, яичный желток, печень, икра рыб. В молоке и сливочном масле витамина Д немного.

Витамин К - участвует в тканевом дыхании, свертываемости крови. Витамин К синтезируется в организме бактериями кишечника. Причиной недостатка витамина К являются заболевания органов пищеварения или прием антибактериальных препаратов. Витамином К богаты помидоры, зеленые части растений, шпинат, капуста, крапива.

Витамин Е (токоферол) влияет на деятельность эндокринных желез, на обмен белков, углеводов, обеспечивает внутриклеточный обмен. Витамин Е благоприятно влияет на течение беременности и развитие плода. Витамином Е богаты кукуруза, морковь, капуста, зеленый горох, яйца, мясо, рыба, оливковое масло.

Водорастворимые витамины - витамин С, витамины группы В.

Витамин С (аскорбиновая кислота) - активно участвует в окислительно-восстановительных процессах, влияет на углеводныф и белковый обмен, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, черноплодной рябины, облепихи, крыжовника, цитрусовые, капуста, картофель, лиственные овощи.

В группу витамитов В входит 15 самостоятельных витаминов, растворимых в воде, которые принимают участие в процессах обмена веществ в организме, процессе кроветворения, играют важную роль в углеводном, жировом, водном обмене. Витамины группы В являются стимуляторами роста. Богаты витаминами группы В пивные дрожжи, гречневая крупа, овсяная крупа, ржаной хлеб, молоко, мясо, печень, яичный желток, зеленые части растений.

Микроэлеметны и макроэлементы

Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей организма, участвуют в разнообразных процессах обмена веществ. Макроэлементы нужны организму в относительно больших количествах: кальций, калий, магний, фосфор, хлор, соли натрия. Микроэлементы нужны в очень малых количествах: железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор.

Йод содержится в морепродуктах, цинком богаты злаки, жрожжи, бобовые, печень; медь и кобальт содержатся в говяжьей печени, почках, желтке куриного яйца, меде. В ягодах и фруктах много калия, железа, меди, фосфора.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на данном сайте, носит справочный характер. Мы не несем ответственности за возможные негативные последствия самолечения!

Пища является естественным источником основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов, минеральных солей, воды и др., необходимых организму.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо определенное соотношение Б, Ж, У, микроэлементов и витаминов, минеральных веществ. Многообразие продуктов питания складывается из комбинаций пищевых веществ Б, Ж, У, витаминов, минеральных веществ и воды. Соотношение Б,Ж,У - 1:1,2:4. Это дает возможность проводить нормирование суточной калорийности пищевого рациона за счет белков 15% суточной калорийности (1/2 белки животного происхождения). Жиры 30% суточной калорийности (70-80% животный жир). Энергетическая доля углеводов 55%. Чтобы снизить массу тела нужно снизить потребление углеводов. При тяжелой физической работе разрушается много белков, значит необходимо увеличить их поступление с пищей. Кроме того увеличить долю жиров и углеводов как поставщиков калорий.

В организме человека непрерывно происходят процессы окисления (соединения с кислородом) различных пищевых веществ - белков, жиров, углеводов, которые сопровождаются образованием и выделением тепла. Это тепло необходимо для всех жизненных процессов, оно расходуется на нагревание вдыхаемого воздуха, на поддержание температуры тела. Тепловая энергия обеспечивает также деятельность мышечной системы. Чем больше мышечных движений выполняет человек, тем больше он производит потерь, для покрытия которых требуется большее количество пищи.

Потребность в большем количестве пищи выражают в тепловых единицах - калориях. Калорийность пищи составляет то количество энергии, которое образуется в организме в результате усвоения пищи. Калория - это такое количество тепла, которое необходимо для нагревания 1 л (большая калория) и 1 мл (малая калория) воды, имеющей температуру 15 градусов Цельсия, на один градус. Каждый грамм белка и каждый грамм углеводов любой пищи при сгорании в организме образует тепло, по количеству равное 4 ккал, а при сгорании 1 г жира образуется 9 ккал.

Суточный расход энергии в пределах одной возрастной группы индивидуален. Он зависит от физического развития человека, состояния его нервной и зндокринной систем, интенсивности движений, труда, общего состояния организма.

Белки

Ребенок в возрасте до 3 лет быстро растет и должен получать в пище полноценных белков относительно больше, чем взрослый. Однако из этого не следует, что чем больше ребенок получит белков, тем лучше. Белок не отлагается в организме в виде запасов. Избыток белка не может быть использован организмом, а переработка белка и выведение из организма продуктов его распада требуют излишней затраты энергии.

Жиры

Основными источниками жиров для ребенка являются: молоко, молочные смеси, яичный желток, сливочное и растительное масло. Жиры пищи необходимы ребенку, так как они входят в состав клеток организма, принимают участие в обмене веществ, являются источником тепла и энергии.

При недостаточном поступлении в организм ребенка жиров возникает отставание в физическом развитии, экзема, нейродермит, усугубляется тяжесть течения малокровия и рахита, снижается иммунитет.

Углеводы

Избыточное поступление углеводов, содержащихся в хлебе, картофеле, крупах, может привести к жирообразованию. Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка. Клетчатка в организме не усваивается, но ее недостаточное поступление может привести к развитию сахарного диабета, атеросклероза, ишемической болезни, хронического запора, опухолей. Поэтому необходимо включать в рацион детей овощи и фрукты, а с возрастом и хлеб грубого помола («Докторский», «Здоровье»).

Минеральные вещества и микроэлементы

Минеральные соли необходимы растущему организму как пластический материал для образования костной ткани, как регуляторы обменных процессов и процессов кроветворения. В состав тканей организма входят макроэлементы (калий, кальций, натрий, фосфор, хлор) и микроэлементы (магний, медь, марганец, йод, цинк, железо, фтор и др.). Количество минеральных солей в пищевых продуктах различно. Солями кальция богаты молоко, молочные продукты, яичный желток, орехи, бобы, овощи. Солями фосфора богаты мясо, сыр, яичный желток, овсяная крупа, бобы, мука. Мясо, печенка, рыба, рыбья икра, яичный желток, овсяная крупа содержат соли железа. Эти же продукты богаты и медью.

Витамины

Для растущего организма большую роль играет содержание в пище различных витаминов. Различают жиро- и водорастворимые витамины.

Жирорастворимые витамины отличаются способностью ускорять обменные процессы в определенных тканях: ретинол (витамин А) - в сетчатке глаз, кальциферолы (витамин Д) - в костной ткани, токоферолы (витамин Е) - в мышечной ткани, филлохиноны (витамин К) - в свертывающей системе крови.

Вода

Вода является таким же важным компонентом питания, как и все перечисленные выше пищевые вещества. Каждый день определенное количество воды жизненно необходимо организму для переваривания пищи, выведения шлаков и поддержания нормальной температуры тела. С медицинской точки зрения потеря 7% от общего количества воды является физиологической катастрофой для человека.

Потребности организма в воде - около 2-2,5 литра в день.

Не секрет, что пищевые питательные вещества используются организмом, более того, мы нуждаемся в их постоянном восполнении. Но какую роль они играют, и в каких именно продуктах содержатся?

Всего насчитывается шесть видов питательных веществ, которые использует человеческий организм: вода, минералы, витамины, белки, жиры, углеводы. Это основные полезные вещества, получаемые из пищи, которые используются для поддержания жизнеспособности тканей, их обновления, выработки энергии для физиологической активности и регуляции метаболизма. Потребность в них испытывается в течение всей жизни, причем каждое вещество выполняет определенные функции.

Механизм всасывания питательных веществ организмом

Всасывание питательных веществ происходит только после их расщепления, в чистом виде они не усваиваются. Расщепленные ферменты просачиваются сквозь стенки пищеварительного тракта, попадая в кровоток. Белки, жиры и углеводы обеспечивают организм топливом в виде калорий. Вода, минералы, витамины выполняют функции строительного и расходного материала, что не менее важно.

Вода

Этот универсальный растворитель участвует практически во всех жизненно важных процессах организма:

  • вода питает клетки, не допуская их обезвоживания;
  • осуществляет транспортировку веществ и гормонов ко всем органам;
  • вода помогает сжигать жиры, перерабатывая эти клетки в энергию; ее употребление в достаточном количестве снижает аппетит;
  • активизирует работу почек;
  • пищеварение и вывод продуктов жизнедеятельности организма осуществляются в жидкой среде.

Недостаток воды неизбежно приводит к нарушению функций внутренних органов, увеличению жировой ткани. Клетки головного мозга первыми начинают испытывать дефицит воды.

Минеральные вещества

Минеральные вещества можно разделить на две группы: макро- и микроэлементы. Достаточное количество их в организме отвечает за прочность опорно-двигательного аппарата, водный и кислотно-щелочной баланс, способствует соединению белков с липидами, укрепляет нервную систему и пр. Микроэлементы, как правило, для нормальной жизнедеятельности необходимы в малых количествах, а макроэлементы - в больших. Недостаток какого-либо минерала в организме тормозит активность остальных минеральных веществ.

Использование витаминов

Такие питательные вещества клетки, как витамины, играют очень важную роль для здоровья человека, ведь их недостаток ведет к нарушению обменных процессов в организме и снижению иммунитета. Этот аспект настолько важен, что людям, ведущим активный образ жизни, рекомендуется дополнительно принимать витаминные комплексы. В чистом виде в природе витаминов нет: каждый из них существует в сложном биологическом комплексе, что, собственно, и помогает организму их использовать.

Использование белков

Белок необходим для роста и восстановления тканей. Кроме этого, питательные вещества используются организмом в процессе выработки гормонов, энзимов и антител и нормального осуществления химических реакций.

Мы потребляем белки из мяса, птицы, рыбы, злаковых и бобовых культур, молока, орехов и яиц. Они содержат в себе аминокислоты, восстанавливают затраченную энергию и обеспечивают пластические процессы в тканях. Повышенное количество белковой пищи рекомендовано детям и беременным.

Как жиры используются организмом

Основные питательные вещества, жиры, используются организмом человека для максимального усвоения витаминов, выработки энергии и защиты от Различают три вида мононенасыщенные и полиненасыщенные.

Молочные продукты, красное мясо, кокосовое масло и некоторые другие продукты содержат большое количество насыщенных жиров; арахис и оливки богаты мононенасыщенными жирами; соя и растительные масла (кунжутное, кукурузное, и др.) являются чемпионами по полиненасыщенным жирам.

Запас питательных веществ данной категории обеспечивает пластичность клеток, восстанавливает соединения, необходимые для выработки энергии и обновления организма в целом.

Участие углеводов в жизнеобеспечении организма

(моносахариды и полисахариды, соответственно) - в больших количествах содержатся в овощах, фруктах, цельных злаках, орехах и пр. Эти питательные вещества используются организмом, прежде всего, для выработки жизненно необходимой энергии. Участвуют в синтезе клеток, находятся в тесной связи с жирами, что позволяет им взаимозаменять одни другими. Мощным источником углевода является крахмал.

Полезная для микрофлоры кишечника неперевариваемая клетчатка играет роль «метелки», вычищающей его от шлаков и токсинов. Она представляет собой грубые растительные волокна, которые являются сложными углеводами. Пища, богатая клетчаткой, улучшает работу ЖКТ и сердечно-сосудистой системы, повышает сопротивляемость различным заболеваниям.

Функции питательных веществ, используемые организмом

Все питательные вещества используются организмом особым способом, хотя основные функции можно разделить на три вида.

  1. Строительная функция, восстанавливающая структуру клеток и тканей. Полезные вещества задействованы в регенерации внутренних и наружных органов. В основном это белки и некоторые минералы, такие как кальций, калий фосфор и др.;
  2. Энергетическая функция: такие питательные вещества, как жиры и углеводы, а во вторую очередь - белки, - используются организмом для получения энергии на осуществление обмена веществ. Они способствуют поддержанию определенной температуры тела, совершению мышечных движений и пр.;
  3. Регулирующая функция, для которой используются различные витамины и минералы. С их помощью регулируются химические реакции метаболизма и активность работы внутренних органов.

Для здорового питания важно соблюдать соотношение всех питательных веществ и не забывать о правильном сочетании различных продуктов.

Пищевые группы и энергетическая ценность

Питательные вещества в продуктах содержатся в разных количествах, именно поэтому пища в рационе должна быть разнообразной.

Так, фрукты богаты сахарами, витаминами и водой; сладкие десерты быстро усваиваются и при умеренном потреблении служат хорошим источником энергии. Овощи необходимо регулярно употреблять в пищу, поскольку при минимуме энергетической составляющей в них достаточно высокое содержание витаминов и минералов, отвечающих за обмен веществ.

Корнеплоды и злаковые культуры используются организмом как мощный источник энергии, с большим количеством сложных углеводов.

Мясо, рыба и яйца - кладезь «строительного материала» клеток белка, а в молоке и молочных продуктах много жиров, белков, а также кальция и других ценных микроэлементов.

В расчете энергетической ценности пищевых продуктов используется единица теплоотдачи - килокалория (ккал), которая соответствует затраченной для подъема температуры 1 литра дистиллированной воды от 14,5 °С до 15 °С. Практически все необходимые питательные вещества участвуют в выработке тепловой энергии для проведения биохимических реакций обмена веществ, осуществления двигательной функции мышц и поддержания обычной температуры тела. Именно переработка жиров и углеводов высвобождает определенное количество энергии.

Питательные вещества в процессе пищеварения

Животная и растительная пища обладает всеми необходимыми организму видами элементов. Но сами по себе мясо, молоко или, к примеру, хлеб, не усваиваются клетками. Лишь предварительная подготовка гарантирует всасывание полезных веществ. Белки, жиры и углеводы расщепляются на более простые частицы, из которых они состоят и которые затем используются в обменных процессах.

Белки состоят из аминокислот, до которых они и расщепляются в пищеварительном тракте. Жиры - это сложное соединение жирной кислоты с глицерином в соотношении 3:1 в одной молекуле. Кислоты разные, поэтому из них получаются разные по составу жиры.

Клетчатка, крахмал и прочие сложные углеводы состоят из моносахаридов, всем известным представителем которых является глюкоза. Эти вещества выглядят как цепочка из 6 атомов углерода, с присоединившимися «сбоку» атомами кислорода и водорода по схеме: на 1 углеродный атом приходятся 2 водородных и 1 кислородный. Будто бы молекула воды H₂O прилипла к нему, откуда возникло название этой группы соединений - углеводы.

Таким образом, если вода, витамины и минеральные вещества могут использоваться организмом в своем обычном виде, в каком содержатся в продуктах, то белки при пищеварении вначале расщепляются до аминокислот, жиры до глицерина и жирных кислот, а углеводы до моносахаридов.

Цикл пищеварения заключается в механической (размельчение, перемешивание и пр.) и химической обработке пищи (расщепление на более простые составляющие). Перечисленные процессы выполняются под действием ферментов пищеварительных соков. Таким образом, и в этих органах работа осуществляется мышечной тканью и железами внутренней секреции, для функционирования которых необходимы все те же питательные вещества, о которых мы говорили.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло