Цвета шума - математическая абстракция, приписывающая сигналу определённый исходя из свойств и параметров этого сигнала. Одним из таких свойств, с помощью которого можно различать виды шума, может быть (распределение мощности по ). Эта абстракция широко используется в отраслях техники, имеющих дело с шумом ( , и т. д.).

Многие из следующих определений рассматривают спектр сигнала на всех частотах.

Красный шум. Все разновидности шума в звукодизайне: от белого до черного…

Определения

Цветовые соответствия различных типов шумового сигнала определяются при помощью аналогичных типов электромагнитного сигнала. То есть, если шумовой сигнал называется «синим», то соответсвующий электромагнитный сигнал с длинами волн видимого света будет иметь синий цвет.

Белый шум - это сигнал с гладким частотным спектром на всех частотах. Другими словами, такой сигнал имеет одинаковую в любой полосе частот. К примеру полоса сигнала в 20 герц между 40 и 60 герц имеет такую же мощность, что и полоса между 4000 и 4020 герц. Неограниченный по частоте белый шум возможен только в теории, так как в этом случае его мощность бесконечна. На практике сигнал может быть белым шумом только в ограниченной полосе частот.



Розовый шум Частотный спектр является гладким в масштабе. То есть мощность сигнала в полосе частот между 40 и 60 герц равна мощности в полосе между 4000 и 6000 герц. Спектральная плотность такого сигнала по сравнению с белым шумом затухает на 3 на каждую . То есть его спектральная плотность обратно пропорциональна частоте.



Синий шум Синий шум - вид сигнала, чья спектральная плотность увеличивается на 3 дБ на октаву в ограниченной полосе частот. То есть его спектральная плотность пропорциональна частоте.



Серый шум Термин относится к шумовому сигналу, который имеет одинаковую громкость для человеческого уха на всём диапазоне частот.


Глоссарий Федерального стандарта 1037C по телекоммуникациям даёт определения белому, розовому, синему и чёрному шуму.

До сих пор мы говорили о признаках когнитивного порядка, сигнатурах , которые можно наблюдать, если изучаемое явление представлено дискретно, как множество элементов-экземпляров. Если какие-то индивидуальные параметры этих элементов соответствуют степенной статистике, и особенно закону Зипфа , мы можем предполагать, что для этого явления когнитивный порядок является значимой упорядочивающей силой, во всяком случае, в некоторых его аспектах. В наших примерах такими множествами выступали города России с их населением, слова русского языка с их частотностью, озёра России с их площадью.

Однако, не всегда возможно представить изучаемое явление дискретно, как множественную структуру, состоящую из отдельных элементов. Иногда структура изучаемого явления слабо различима, так что оно не представляется как множество, в других случаях мы просто не можем получить статистическую сводную информацию по индивидуальным параметрам элементов явления. В такой ситуации мы должны опираться на целостные наблюдаемые характеристики явления, в числе которых особую роль играют шумы .

Шумами мы называем любое нерегулярное изменение одного из целостных параметров наблюдаемого явления. Например, для горящего костра такими нерегулярно изменяющимися параметрами являются интенсивность звука и интенсивность излучения (вероятно, есть и другие) - при этом мы не различаем, какая часть костра производит звук или излучение, мы берём его как целое. Но примеров шумов различной природы можно привести сколько угодно: интенсивность потока автомобилей на автотрассе, биржевые котировки, уровень грунтовых вод, электрическая активность клеток, сила тока в проводнике, тектоническая активность и.т.д. В каждом из этих примеров мы имеем дело с измеримой величиной, которая подвержена флуктуациям.

Во многих случаях флуктуации являются периодическими, например, периодически изменяется расстояние Солнца от Земли, периодически меняется уровень приливов, положение маятника и т.д. Однако, периодическая динамика обычно появляется в очень простых системах, управляемых физическим порядком. Мы же сосредоточимся на сложных системах и явлениях, в которых флуктуации параметров обычно являются иррегулярными, не-периодическими. Напомню, именно в сложных системах возникают "тепличные" условия для действия когнитивного порядка.

Итак, шум – не-периодическое, иррегулярное изменение параметра явления любого рода. При этом особый интерес для нас представляют шумы целостных параметров (шумы, которые производятся явлением как целостностью), потому что они позволяют услышать "суть явления", даже если оно не поддаётся нормальному структурному анализу. В частности, параметры шумов позволяют определить, какой порядок управляет явлением - физический или когнитивный.

Классическим и хорошо разработанным методом анализа шумов является спектральный анализ. Упрощённо, этот метод основан на преобразовании Фурье, которое представляет изменяющуюся в течение выделенного промежутка времени величину S(t) как сумму гармоник кратной частоты:

Пусть, например, мы исследуем шумовой сигнал длительностью 1 сек. Его можно представить как сумму периодических (гармонических) сигналов с частотами 1, 2, 3, 4, 5 ... герц. Каждый из членов этой суммы имеет вид косинусоиды и является частотным компонентом исходного сигнала. При этом, в зависимости от сигнала, вклад различных компонентов будет разным, что отражается в разных коэффициентах A1 , A2 , А3 ,...

Построив диаграмму, на которой по оси X мы откладываем частоту компонентов (это число совпадает с количеством раз, сколько соответствующая косинусоида укладывается в исходном промежутке длительностью в 1 сек.), а по оси Y - соответствующий коэффициент A , возведённый в квадрат, мы получим частотный спектр мощности исходного шумового сигнала, который наглядно отражает вклад каждой гармоники в мощность общего сигнала.

Если вы не слишком хорошо понимаете, о чём тут идёт речь, рекомендую сначала ознакомиться с очень простым введением в теорию периодических процессов и преобразований Фурье . Оно написано так, чтобы в этом разобрались даже люди гуманитарных специальностей. Если вы будете интуитивно понимать, что такое спектр мощности флуктуаций и шумов, это очень поможет в дальнейшем чтении Прологов.

Обратим внимание на связь между частотными компонентами ряда Фурье и гармоническим рядом. Если длительность исходного сигнала равна 1 сек, то первая гармоника имеет частоту 1 гц. и длительность 1 сек. Вторая гармоника имеет удвоенную частоту по сравнению с первой 2 гц. и период 1/2 сек. (то есть, в течение 1 сек. она совершает два полных колебания). Третья гармоника имеет частоту 3 гц. и период 1/3 сек. и т.д. Ряд периодов гармоник точно соответствует важному для нас гармоническому ряду:

Иррегулярные изменения параметров различных явлений чрезвычайно распространены и уже давно изучаются, в том числе и с помощью спектрального анализа. Выяснилось, что с точки зрения спектра наибольшее распространение имеют три типа шумов. Оказалось также, что спектры этих шумов соответствуют степенным функциям. Эти шумы получили цветовые обозначения: белый шум , коричневый шум и розовый шум . Далее мы поговорим о каждом из них.

Белый шум

Белый шум - это шум, частотные компоненты которого имеют примерно одинаковую мощность во всех диапазонах частот . Благодаря этому свойству он и получил своё обозначение: считается, что белый солнечный свет представляет собой равномерную смесь электромагнитных колебаний различных частот. По аналогии, белым шумом стали именовать любые сигналы, обладающие характерным плоским спектром. Например, вот типичный образец белого шума и соответствующий ему спектр мощности:

Как мы видим, в спектре не наблюдается каких-то систематичных отклонений от горизонтальной плоской линии. А усредняя спектры большого числа образцов белого шума или усредняя по соседним частотам, мы бы получили плоскую горизонтальную линию.

В природе этот тип шумов чаще всего наблюдается в связи с тепловыми флуктуациями, например, такой спектр имеют тепловые шумы в полупроводниках - если включить на полную громкость какой-нибудь электронный усилитель, то мы услышим мягкое шипение - это и есть тепловой белый шум.

Белый шум знаменателен тем, что имеется очень простой числовой способ его генерации. Возьмём какой-нибудь числовой диапазон и будем совершенно случайно выбирать из него числа. Составив результаты в один ряд, мы получим последовательность чисел, имеющую спектр белого шума. Это приводит к естественному объяснению белого шума как результата совершенно случайных процессов. Например, так можно объяснить тепловые шумы в полупроводниках.

Коричневый шум

Спектр коричневого шума соответствует степенной функции с показателем -2 . Своё название этот шум получил по фамилии Brown, которую носил первооткрыватель "броуновского" движения. Разглядывая под микроскопом пыльцу растений в воде, он обнаружил, что частицы хаотически движутся, а не остаются неподвижными. Это было объяснено случайными ударами молекул воды, налетающих на частицы пыльцы. В результате частицы медленно хаотически дрейфовали, блуждали. Идею случайного блуждания хорошо иллюстрирует сам внешний вид коричневого сигнала:

Однако, построив этот же спектр в двойных логарифмических координатах, мы вполне проясняем соответствие спектра степенной функции:

Несмотря на случайные отклонения, спектр очевидно укладывается на прямую линию, соответствующую показателю степени -2. Усредняя по многим образцам шума или сглаживая по соседним точкам, мы получим практически прямую линию.

Коричневый шум получается числовым методом настолько же простым, как и в случае белого шума - и он демонстрирует их глубокую родственность. Чтобы получить коричневый шум, на каждом шаге следует не просто брать случайные числа в качестве следующего значения сигнала, а прибавлять случайное значение к предыдущему значению сигнала. Например, если на предыдущем шаге сигнал имел значение 100, и у нас выпало случайное число -7, то следующее значение сигнала будет равно 93.

Говоря иначе, в белом шуме случайной величиной является каждое следующее значение сигнала, а в коричневом случайной величиной является изменение сигнала (поэтому говорят, что белый шум - это дифференциал, производная коричневого шума).

Характерный блуждающий вид коричневого шума демонстрирует его важное отличие от белого: белый шум представляет собой флуктуации, которые лежат в определенной полосе, за пределы которой они практически не выходят. Напротив, коричневый шум, если есть достаточно времени, гарантировано покинет любую, даже очень большую полосу значений:

В связи с этим принято говорить, что белый шум - стационарный , а коричневый - нестационарный . (Обратим внимание, как это напоминает понятие сходящихся и расходящихся числовых рядов).

Коричневый шум широко распространён в явлениях различной природы. Он возникает повсюду, где имеется случайный прирост каких-либо параметров. Например, в броуновском движении микрочастиц таким параметром является координата частиц. Коричневому спектру хорошо соответствует нормальное движение биржевых котировок, которое также состоит из приростов стоимости акций, близких к случайным. Вообще, там, где мы имеем величину, которая по каким-то причинам не склонна меняться мгновенно, а только относительно небольшими приростами, мы встречаем флуктуации, обладающие спектром коричневого шума. Естественно, что физическая реальность, в которой множество таких инерционных величин (координаты тел, их импульсы и т.д.), даёт массу примеров коричневого шума.

Если белый шум на слух похож на шум сыплющегося песка или шум в электронном усилителе, то коричневый шум, из-за огромного превосходства низких частот, похож на шум в цехе машиностроительного завода, который наполнен громким и "тяжёлым" гулом огромных агрегатов.

Розовый шум

Розовым шумом или фликкер-шумом называют шум, спектр мощности которого соответствует степенной функции с показателем -1 . Формально, по промежуточному показателю степени (у коричневого он равен -2, у белого - 0), розовый шум находится ровно посредине между коричневым и белым шумом. Это же иллюстрирует и типичный вид розового шума:

Шум не такой "плоский" как белый, но и не так сильно бродит, как коричневый.

Своё название розовый шум получил благодаря аналогии с цветовым спектром электромагнитных волн. Белый свет имеет равномерный плоский спектр и если усилить мощность низкочастотных компонентов - а они отвечают за красную область цветового спектра - то белый свет превратится в красноватый, розовый. Спектр розового шума этим и отличается: более мощными в нём являются низкие частоты. (но нужно помнить, что если мы взглянем на спектр не в логарифмических, а в обычных координатах, мы увидим, что в действительности самые низкочастотные компоненты многократно мощнее прочих. По аналогии, это соответствует ситуации, когда излучение красного цвета многократно сильнее других, перебивает их, так что точнее розовый шум следовало бы называть красным ).

Розовый шум наблюдается в самых разных явлениях. Впервые на него обратили внимание в физике полупроводников, во флуктуациях тока через полупроводники, когда было обнаружено, что кроме обычного теплового шума, в них присутствует шум, имеющий степенной спектр с показателем около -1. Особенно он становится заметен на низких частотах, в которых этот шум имеет максимум мощности. В физике этот шум называют "мерцающим шумом", фликкер-шумом и его происхождение до сих пор остается загадкой. Он обладает воистину странными свойствами. Например, оказалось, что даже в полупроводниках, полностью изолированных от внешнего мира, от перепадов температуры и т.д., происходят медленные флуктуации тока длительностью в недели и даже месяцы, имеющие розовый спектр. С позиций нынешней физики это не поддается удовлетворительному объяснению, поскольку считается, что полупроводниках не могут происходить какие-то обратимые процессы, имеющие такой масштаб времени. Проблема стала ещё серьёзнее, когда было обнаружено, что фликкер-шум присутствует не только в полупроводниках, а практически в любых проводящих средах. Это поставило крест на объяснениях (впрочем, довольно сложных), которые основывались на уникальных свойствах полупроводников, таких как наличие плоскостей контакта между областями различной проводимости и т.д.

Проблему фликкер-шума усугубляет то обстоятельство, что до сих пор не было достаточно простой и прозрачной числовой модели, которая могла бы порождать розовый шум. А если мы не понимаем в принципе, как можно создать розовый шум, то нам сложно объяснить, как он возникает в природных явлениях.

Тем не менее, загадка фликкер-шума осталась бы узкоспециализированной темой, если бы шумы с таким спектром не были бы обнаружены в множестве других явлений самой разной природы. Мы не станем тут их перечислять - на тему розового шума уже написано немало - а лишь приведём пару важных для нас примеров. Во-первых, розовым спектром обладают звуки человеческой речи, а также большинства музыкальных произведений разных стилей и народов. Во-вторых, розовым спектром обладают флуктуации электропотенциалов отдельных нейронов мозга, а также в целом, такой спектр имеют электроэнцефалограммы мозга здоровых людей.

На слух розовый шум не такой "плоский" и "скучный", как белый шум, но и не такой угнетающе "тяжёлый", как коричневый. Ближе всего он, пожалуй, похож на звук водопада, когда мы находимся неподалёку от него.

Розовый шум иногда обозначают как "шум 1/f ", потому что уравнение спектра мощности для розового шума соответствует степенной функции:

где W(f) - мощность гармоники, имеющей частоту f , W(1) - мощность первой гармоники, а f - частота. Естественно, что мы можем по аналогии обозначать коричневый шум как "шум 1/f²", потому что уравнение его спектра:

Шумом называется случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты. В практике борьбы с шумом под ним подразумевается мешающий, нежелательный звук. Воздействие шума на человека зависит от его основных характеристик, которыми являются:

- уровни звукового давления (далее УЗД);

- частотный состав (спектр).

Звуковое давление – это переменная часть давления, возникающего при прохождении звуковой волны в среде распространения. Измеряется эта сила, действующая на единицу площади, в паскалях (Па).

Звуковое давление в воздухе изменяется от10–5 Па вблизи порога слышимости до 103 Па. При средней громкости разговора переменная составляющая звукового давления порядка 0,1 Па.

Минимальное звуковое давление, на которое реагирует человеческое ухо, составляет 2·10–5 Па, максимально же воспринимаемое без ощущения боли звуковое давление 102 Па (рисунок 1.6). Следовательно, диапазон звуковых давлений, воспринимаемых человеческим ухом, составляет 107 Па.

p , Па

2 × 10- 4

2 × 10- 5

где p – среднеквадратичное значение звукового давления, измеряемое в паскалях;

p 0 – нулевой порог слышимости, то есть давление, соответствующее порогу чувствительности человеческого уха на частоте 1000 Гц (p 0 = 2·10–5 ).

Органы слуха человека способны воспринимать колебания частотой от

16–20 Гц до 16–20 кГц.

Плоскость между порогом слышимости и болевым порогом называют плоскостью слышимости. Эта плоскость характеризуется следующими данными:

- по частоте колебаний – 16–20 Гц – 16–20 кГц;

- по звуковому давлению – 0 – 130–140 дБ.

Уровень звука является интегральной характеристикой шума, поэтому он нашел широкое применение в технике измерений и при нормировании шума.

Среднее по времени значение мощности звука, отнесенное к единице площади, называют интенсивностью звука.

Интенсивность звука оценивается уровнем интенсивности по шкале де-

где I – среднеквадратичные значения интенсивности;

I 0 = 10–12 Вт/м2 – значение нулевого порога интенсивности звука.

С интенсивностью звука связана громкость звука – величина, характеризующая слуховое ощущение от данного звука(рисунок 1.8). Громкость звука сложным образом зависит от звукового давления(интенсивности звука). При неизменной частоте и форме колебаний громкость звука растет с увеличением интенсивности звука (звукового давления). При одинаковом звуковом давлении громкость звука гармонических колебаний различной частоты различна, то есть на разных частотах одинаковую громкость могут иметь звуки разной интенсивности.

Громкость звука данной частоты оценивают, сравнивая ее с громкостью чистого тона частотой 1000 Гц. Уровень звукового давления (в дБ) чистого тона с частотой 1000 Гц, столь же громкого, как и измеряемый звук, называют уровнем громкости данного звука в фонах (рисунок 1.7).

Рисунок 1.7 – Кривые равной громкости

Как видно из приведенных на рисунке 1.7 кривых равной громкости, для того чтобы получить уровень громкости в4 фона на частоте 500 Гц, необходимо звуковое давление в 20 дБ, а для такого же уровня громкости на частоте20 Гц необходимо звуковое давление в 60 дБ.

Из кривых, приведенных на графике, видно, что при уровне 30–40 фон на частоте 1000 Гц в диапазоне частот250–500 Гц происходит уменьшение громкости примерно на 6 дБ.

Весь диапазон интенсивностей, при которых волна вызывает в человеческом ухе звуковое ощущение(от 10–12 до 10 Вт/м2 ), соответствует значениям уровня громкости от 0 до 130 дБ. В таблице 1.2 приведены ориентировочные значения уровня громкости для некоторых звуков.

Таблица 1.2 – Ориентировочные значения уровня громкости для некоторых звуков

Оценка громкости звука

Источник звука

звука, дБ

Очень тихий

Усредненный порог чувствитель-

Тихий шепот (1,5 м)

ности уха

Тиканье настенных механических

Шаги по мягкому ковру (3–4 м)

Тихий разговор

Умеренный

Легковой автомобиль (10–15 м)

Улица средней шумности

Спокойный разговор (1 м)

Очень громкий

Шумная улица

Симфонический оркестр

Пневмомолот

Оглушительный

Гром над головой

Звук воспринимается как боль

Классификация шумов, воздействующих на человека

1. По характеру спектра шума выделяют:

- тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тоны. Тональный характер шума для практических целей устанавливается измерением в 1/3 октавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ.

2. По временным характеристикам шума выделяют:

- постоянный шум, уровень звука которого за8-часовой рабочий день или за время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во времени не более чем на5 дБА при измерениях на временной характеристике шумомера «медленно»;

- непостоянный шум, уровень которого за 8-часовой рабочий день, рабочую смену или во время измерения в помещениях жилых и общественных зданий, на территории жилой застройки изменяется во

времени более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике шумомера «медленно».

Непостоянные шумы подразделяют на следующие виды:

- колеблющийся во времени шум, уровень звука которого непрерывно изменяется во времени;

- прерывистый шум, уровень звука которого ступенчато изменяется (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 секунду и более;

- импульсный шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 секунды, при этом уровни звука в дБАI и дБА, измеренные соответственно на временных характеристиках «импульс» и «медленно», отличаются не менее чем на7 дБ.

Цвета шума – это система терминов, приписывающая некоторым видам шумовых сигналов определённые цвета исходя из аналогии между спектром сигнала произвольной природы (точнее, его спектральной плотностью или, говоря математически, параметрами распределения случайного процесса) и спектрами различных цветов видимого света. Эта абстракция широко используется в отраслях техники, имеющих дело с шумом(акустика, электроника, физика и т. д.).

Цветовые соответствия различных типов шумового сигнала определяются с помощью графиков(гистограмм) спектральной плотности, то есть распределения мощности сигнала по частотам.

Белый шум – это сигнал с равномерным спектром на всех частотах(рисунок 1.8). Другими словами, такой сигнал имеет одинаковую мощность в лю-

бой полосе частот. К примеру, полоса сигнала в 20 Гц между 40 и 60 Гц имеет такую же мощность, что и полоса между4000 и 4020 Гц. Неограниченный по частоте белый шум возможен только в теории, так как в этом случае его мощность бесконечна. На практике сигнал может быть белым шумом только в -ог раниченной полосе частот.

Рисунок 1.8 – Спектральная плотность белого шума

Спектральная плотность розового шума определяется формулой1/f (плотность обратно пропорциональна частоте), то есть он является равномерным в логарифмической шкале частот(рисунок 1.9). Например, мощность сигнала в полосе частот между 40 и 60 Гц равна мощности в полосе между4000 и 6000 Гц. Спектральная плотность такого сигнала по сравнению с белым шумом затухает на 3 дБ на каждую октаву. Пример розового шума – звук пролетающего вертолёта. Розовый шум обнаруживается, например, в сердечных ритмах, в графиках электрической активности мозга, в электромагнитном излучении космических тел.

Иногда розовым шумом называют любой шум, спектральная плотность которого уменьшается с увеличением частоты.

Рисунок 1.9 – Спектральная плотность розового шума

Броуновский шум схож с розовым шумом, однако его спектральная плотность затухает на 6 дБ на октаву (рисунок 1.10). То есть его спектральная плотность обратно пропорциональна квадрату частоты. Броуновский шум может быть получен, если проинтегрировать белый шум, или с помощью алгоритма, симулирующего броуновское движение. Спектр красного шума (в логарифмической шкале) зеркально противоположен спектру фиолетового. Иногда этот шум называют также коричневым, как один из вариантов перевода фамилии Brown - «коричневый». На слух броуновский шум воспринимается более «тёплым», чем белый.

I , ГцКоричневый шум

f , Гц

Рисунок 1.10 – Спектральная плотность коричневого шума

Также наиболее распространены:

а) синий шум – вид сигнала, чья спектральная плотность увеличивается на 3 дБ на октаву;б) фиолетовый шум – вид сигнала, чья спектральная плотность увеличи-

вается на 6 дБ на октаву; в) серый шум – спектр серого шума получается, если сложить спектры

броуновского и фиолетового шумов.

Звуковые волны имеют разную природу, а следствием их хаотичного колебания является шум.

Мы всегда сталкиваемся с шумами в повседневной жизни, будь это звуки авто, дождя, метро, моря, ветра. Существует разнообразное множество видов шумов. Их различают даже по цвету.

Шум белого цвета – это «ежедневный шум». Сюда входят:

  • шум моря;
  • звучание дождя;
  • ночные шорохи;
  • журчанье реки;
  • шум автомагистрали;
  • гул поездов.

Он не является негативным для человека, но непрерывное влияние звуков разной частоты может послужить причиной к повышению или понижению давления, боли в области головы. Для отдельных людей белый шум является неотъемлемым условием крепкого сна. Большинство не способно окунуться в ночные сны, в случае если отсутствует известное «ш-ш-ш» на фоне. Отчего замещение ежедневных звуков так пленительно влияет на людей? Бывает ли других цветов шум?

Мысль о смене одного шума другим, может показаться, на первый взгляд, нелепой. Есть ли в этом толк? «Я не могу уснуть из-за мешающих звуков, включу-ка я посторонние шумы». Удивительно. И тем не менее большинство людей заверяют, что не готовы полноценно засыпать без описываемого шума. А некоторые компании готовы предложить вам купить приспособление, воссоздающее приспособленные шумы для крепкого сна. Что происходит с нашим телом в эти моменты?

Суть краткого ответа состоит в следующем: шум белого цвета является комфортным для отдельных индивидов.

А сейчас развернутый ответ. Шум белого цвета является стационарным звуком. Он состоит из многоспектральных элементов. Они одинаково размещены по целому спектру вовлеченных частот.

Что-нибудь ясно? Давайте представим концерт с большим числом музыкантов. Любой из них играет по ноте. Подобный ансамбль воспроизводит в одно и то же время многочисленные звуки, которые доступны нашему уху. Это представляет собой шум белого цвета.

Бывает так, что вы пробуждаетесь от шума, его вины здесь нет. Вас будит появившаяся несогласованность и модификация звукового тона. Шум белого цвета блокирует аналогичные острые перемены, словно защищает вас от внезапных или неприятных звуков.

«Самый элементарный вариант состоит в том, что наш слух всегда находится в рабочем состоянии, даже во время сна», - поясняет Сэт Горовиц, автор книг. Потому и многие люди выбирают слушать шум белого цвета, создаваемый любым механизмом, а не интенсивный, а затем спадающий храп мужа.

Это действительно похоже на истину. Если вдруг вам не по душе конкретно шум белого цвета, то попытайтесь слушать звуки прочих тонов.

В прикладных областях шум розового цвета известен как фликкер-шум. Звучание пролетающего вертолета – это яркий пример шума такого типа. Он обладает прекрасным лечебным эффектом при депрессиях и неврозах. Недавние исследования выявили, что если фильмы построены на закономерностях розового шума, то они являются более притягательными для кинозрителей, так как отвечают рисунку разделения внимания людей.

Анализ, который провел профессор Jue Zhang из Университета Пекина, выявил, что шум наиболее привлекательным наименованием «розовые шумы» может помочь окунуться в сон намного стремительнее.

Розовые шумы - это вид звука, в котором все октавы обладают равной мощью, или полностью согласованными частотами. Вообразите себе звук дождя, падающего на асфальт или ветра, который шелестит листву деревьев.

Шумы других цветов

  • Коричневый шум похож на звучание водопада. Знаменит он тем, что вступая в резонанс с органами человека, коричневый шум создает нарушение деятельности ЖКТ. При ярко выраженной насыщенности шум может причинить вред людям.
  • Шум синего цвета согласно звуковым чувствам наиболее резкий, чем шум белого цвета. Данный вид образуется вследствие изменений розового шума.
  • В мире не существует не только шума синего, но и фиолетового цвета. Возникает он благодаря спектральному анализу шумов коричневого и белого цвета.
  • Уникальность шума серого цвета состоит в том, что в целом диапазоне частот он содержит идентичную громкость для ушей людей. Спектр шума серого цвета возникает при сочетании шумов коричневого и белого цвета. Человек расценивает его аналогично белому.
  • Апельсиновый или шум оранжевого цвета обладает весьма трудным изложением с научной точки зрения. Но произвести его достаточно легко – вручите детям пластиковые сопрано-дудки и позвольте им погреметь.
  • Шум красного цвета присущ для водных ресурсов. Такого рода звук мы слышим от отдаленных объектов, которые есть в океане с берега.
  • Шумом природный среды является зеленый шум.
  • Черный шум – это то, чего иногда нам не хватает в городской суете: черный шум – это тишина.

Бесспорно, далеко не все в восторге от шума такого типа. Отдельные люди, напротив, становятся восприимчивее к фоновым звучаниям. Вероятно, кто-то из нас воспринимает бесконечный шум, как умиротворяющий поток, а кто-то выхватывает из него резкие отдельные ноты.

Влияние звуков на людей зависит от:

  • степени шума;
  • его характеристик и диапазона;
  • периода воздействия;
  • резонансных явлений.
  • состояния самочувствия;
  • личных особенностей людей и приспособленности организма.

Негативное воздействие шума проявляется во влиянии на эмоциональную установку, мотивацию, инициативу, бывает, но обычно никак не выражается в ухудшении работы, но тем не менее причиняет неудобство людям.

Могут быть неприятными шипение, колеблющийся шум, грохот и скрип; они уменьшают способность быстро и четко осуществлять координированные движения.

Мощный шум вызывает проблемы в распознавании цвета, способности определить время и расстояние, уменьшает качество зрения, изменяет визуальное восприятие.

В период с 18-45 мы способны с меньшими проблемами выдержать мощные шумы, чем более молодые или, наоборот, пожилые люди. Женщины намного лучше мужчин переносят шумы. Если вы обладаете повышенным давлением, то мощный шум будете переносить тяжелее, чем люди, у которых оно в норме. С другой стороны, в обычном жизненном пространстве люди не воспринимают обычные шумы. Без звуков человек существовать не может.

Если вокруг человека слишком тихо и спокойно, то это негативно воздействует на эмоциональный фон, ведь такого рода тишина непривычна для любого из нас.

2017, . Все права защищены.

Мы постоянно слышим шум в жизни: от транспорта, приборов, людей и от много чего другого. Но мало кто знает, что шум не бывает просто шумом, особенно в музыке. В звукодизайне используется около 11 его разновидностей: белый, розовый, красный, синий, фиолетовый, серый, оранжевый, зелёный и чёрный (в трёх вариациях). В данной статье мы подробно рассмотрим с моими аудиопримерами все их вариации, а также моменты применения в музыкальном творчестве.

Что такое вообще звуковой шум? Любой звук состоит из «синусоид» - единичной звуковой вибрации. Когда мы слышим кларнет или пение артиста, в них все синусоиды имеют слаженную структуру с красивой гармонией и взаимопорядком. Шум, в отличие от музыкального звука, практически дисгармоничен, но в нём все же есть некоторая структурированность, которая позволяет поделить его на несколько категорий. Вообще, цветовая идентификация шума полностью эквивалентна цветам волн, входящих в состав белого света. Взгляните на радугу: от красного до фиолетового. Красный свет преобладает в низкочастотном спектре, фиолетовый - в высокочастотном. С шумом всё так же. Все звуковые эффекты, кроме «чёрного», были получены на синтезаторе Moog Modular , то есть никаких проблем в их создании у вас не должно возникнуть.

Белый шум.

Спектр белого шума

Так же, как и белый свет содержит в себе весь спектр. Его практически каждый слышал по старым радио во время поиска радио-канала или в телевизорах во время отключения сигнала. Спектр белого шума ровный на всем его протяжении. В музыке он используется чаще, чем вам кажется: от мягкой подкладки к основному звуку, до создания «песчаных» пэдов и необычных синтезированных басов. Белый шум идет как основа для создания других разновидностей шумов, кроме чёрного.

Розовый шум.

Спектр розового шума

В отличие от белого, имеет большое количество низких частот с плавным спадом в 3дб\октава. Содержит в себе часть «красного». Розовый шум - это одна из самых известных в звук.дизайне разновидностей. Его используют для создания звука ветра и всего, что с ним связанно.

Красный шум.

Спектр красного (коричневого) шума

Он так же известен в музыкальном сообществе и его можно спокойно разместить на второе место после «розового». Иногда его называют «коричневым» из-за того, что он по хаотичности имеет сходство с эффектом броуновского (брауновского) движения, а так как браун (Brown) с английского переводится как «коричневый», то часто встречается и такой вариант. Красный шум, в отличие от розового, уже имеет более крутой спад в 6дб\октава. По звучанию он более теплый, чем «белый» и работа с ним более приятна слуху. Все звуки волн океана, шум от водопада, прибои и т.д. - это прямая работа с данной категорией.

Синий шум.

Спектр синего шума

Это зеркальное отражение розового шума. Его спектральная плотность увеличивается на 3 дб\октава. Применяется так же при создании звука водопадов в отдаленности от источника, а так же в синтезировании рабочего барабана.

Фиолетовый шум.

Спектр фиолетового шума

Зеркальное отражение «красного». Его частотный диапазон увеличивается на 6дб\октава. На слух очень резок, от чего является самым основным по созданию и эмулированию звуков рабочего барабана и хай-хэта. Использовался в TR -808, 909, 303..

Серый шум.

Спектр серого шума

Наиболее редкий в звукодизайне. Имеет спад посередине из-за того, что образуется от сложения спектра красного и фиолетового шумов. Обладает интересным психоакустическим эффектом - человек, слушая его, не замечает частотную «дырку» в центре. Мозг сам дополняет отсутствующую спектральную картину. Применяется в создании синтезированных звуков, при которых центральная частотная полоса должна быть свободна.

Оранжевый шум.

Спектр оранжевого шума

Квазистационарный шум с конечной спектральной плотностью, частотные группы которого располагаются на частотах музыкальных нот. Вот такое вот определение… Хотя, на деле все очень и очень просто - это шум любых духовых инструментов, к примеру, сопрано-дудка:

Так же оранжевый шум является неотъемлемой частью шумо-резонансного синтеза, который получают методом эквализации белого шума, пропуская его через фильтры с резонансными характеристиками. Вот, как пример:

Зелёный шум .

Это повседневный «звук» города, прогулочных парков и т.д. За основу берется розовый либо красный шум, с ярко выделенной областью частот в 500гц и со срезом высоких частот. Применяется для эмуляции всех возможных звуков города.

Черный шум.

Под этим названием, скрывается очень много всяких понятий, но я возьму только те, что связаны с музыкой и звуком напрямую.

  • Первый вариант данной тематики - это отсутствие вообще какого-либо звука, то есть тишина, и под этим имеется в виду не просто тишина из ваших динамиков, а полная безмолвная тишина (), которую можно получить в специальных акустических камерах.
  • Второй вариант - это шум с очень низкими и динамически резкими частотами, по типу землетрясения или обрушения здания.

Но первые две разновидности к музыке не имеют отношения, а вот третий уже ближе к нашей теме - это именно то, что используют звукодизайнеры при синтезе:

Спектр черного шума

Чёрный шум (который является разновидностью чёрного звука) - это спектр шума, который находится за слышимой областью частот. То есть его мы не услышим. Вы тогда зададитесь вопросом: а как же он применяется в музыке? И тут я вам поведаю очень интересную историю из моего детства: мой папа как-то решил мне спаять для акустической гитары примочку, и начал рассказывать о том, как в своей юности он с друзьями изготавливал для своей музыкальной группы разные диковинные эффект-аппараты. Одним из которых, был генератор модуляции для бас-гитары. Это генератор выдавал звук, который человек не мог услышать (чёрный звук), но смешивая его со звуком бас-гитары, все становилось по-другому: появлялись некоторые звуковые оттенки, которых доселе не было. Именно этот эффект используется при синтезе звука с «чёрным шумом», да и вообще со всеми «чёрными» звуками.

Вот вам, как пример: возьмём синусоиду 440 гц и будем её модулировать чёрным шумом (в данном случае я использовал псевдо-чёрный шум - звуковая волна близкая к нему, на слух минимальная разница), но вводить его будем постепенно:

Чёрный звук при частотной модуляции обладает некоторыми интересными свойствами: при модулировании, даже неслышимой уху звуковой волны, частотный спектр от данного синтеза выйдет в слышимый диапазон. Возьмём синусоиду на 20Кгц (её вы не услышите) и начнём постепенно модулировать её чёрным шумом:

Наше сообщество в



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло