Естественный дневной ритм (график работоспособности). Биологические ритмы и распорядок дня

Что такое работоспособность? Обычно отвечают — это способность к выполнению работы. О деятельности организма по восполнению произведенных затрат, как правило, забывают. С физиологической точки зрения работоспособность — это возможность организма к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ — физической и умственной различают физическую и умственную работоспособность.

На протяжении трудового дня работоспособность проходит ряд последовательных этапов. Первый этап — врабатывание длится в течение первого часа (реже двух) от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа. Второй этап — устойчивой работоспособности — продолжается 2—3 ч, после чего работоспособность вновь снижается — этап некомпенсированного утомления. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.


На протяжении суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются в 10—13 и 17—20 ч. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 ч ночи и с 5 до 6 ч утра.


Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу развивается утомление.

Изменяется ли работоспособность в течение продолжительных периодов времени: месяца, года или нескольких лет? Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13—14-й день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин происходят подобные изменения гормонального фона, но они выражены слабее. Некоторые исследователи (А. П. Дубров) связывают околомесячные колебания тонуса с гравитационным влиянием Луны. Действительно, в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причем у женщин овуляция и падение тонуса приходятся чаще всего на полнолуние.

Сезонные колебания работоспособности замечены давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют «весенним утомлением». Многолетние циклы работоспособности были открыты ленинградским ученым В. И. Шапошниковой. Она установила, что у спортсменов наибольшие достижения отмечаются через два года на третий.

Нужно сказать и о модной теории определения трех биоритмов — физического, эмоционального и интеллектуального со дня рождения. Несколько лет назад я специально рассчитал на ЭВМ биоритмы 40 человек. Затем они периодически проходили обследование для определения физической и умственной работоспособности, окислительного обмена, биохимических показателей, психологическое тестирование и др. Было установлено, что циклы действительно существуют, причем они связаны с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения, так как волнообразность нарушается многочисленными физическими, эмоциональными, психическими стрессами.

Например, при напряженных тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов постоянно была на подъеме, а частота увеличивалась. Значит, психологические факторы сильнее природных датчиков ритма. Поэтому увлечение различными калькуляторами не больше, чем забава.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем продолжительностью 5—16 дней. Их-выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5—8 дням, умственного — 8— 16.

А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18—20 лет у человека самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4 %, к 40 — на 13, к 50 — на 20, а в возрасте 60 лет — на 25 %. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается на 30 %, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Научитесь выбирать оптимальное время для ответственной, творческой, утомительной работы, совпадающее с пиком вашей суточной, недельной, месячной работоспособности. В «черные дни» старайтесь уменьшить деятельность, переключиться на выполнение менее важной, несложной работы. И помните: на ритмы надейся, а сам не плошай!

Тесты

Майкл Бреус, известный в мире сомнолог, говорит о существовании четырех видов хронотипов человека: Лев, Дельфин, Волк и Медведь. С помощью нашего простого теста вы сумеете очень быстро понять, кто вы, и получить рекомендации относительно подходящего именно вам распорядку дня. Вы узнаете, когда вам лучше ложиться спать, когда вставать, когда заниматься спортом, когда интеллектуальным трудом, а также в какое время лучше всего принимать пищу.

Утром, после пробуждения, когда солнечные лучи попадают в глазное яблоко, они, проходя через оптический нерв, включают в работу супрахиазматическое ядро, которое в течение всего дня держит под контролем: гормоны, температуру тела, давление, метаболизм, уровень энергии, уровень активности и другие функции.



Итак, давайте определим свой хронотим, так как когда человек живет в соответствии с ним, у него всегда отличное настроение и прекрасное самочувствие. Все, что вам необходимо сделать, - это синхронизировать свои действия с режимом работы вашего организма.

Биоритмы человека

Часть первая

Ниже мы приводим список из десяти утверждений, на которые вы должны ответить "да" или "нет".

1. У меня есть бессонница.

2. Как правило, я просыпаюсь до звонка будильника.

3. Я чересчур переживаю из-за мелочей.

4. Еда – это не самая большая страсть в моей жизни.

5. Я сильнее и быстрее раздражаюсь, когда устал.

6. У меня не получается заснуть в самолете, даже в маске для сна и в берушах.

7. Я подолгу не могу уснуть, а малейший звук или свет могут меня разбудить.

8. В школе я очень сильно волновался из-за оценок.

9. Я настоящий перфекционист.

10. Перед тем, как уснуть, я прокручиваю в голове произошедшие события и возможный вариант развития будущего.

Если вы ответили "да" на семь и более вопросов, то вы – Дельфин. В другом случае, идите к следующей части.

Биоритмы

Часть вторая


Выберите подходящий вам вариант ответа, сложите баллы и узнайте свой результат.

1. Завтра у вас нет никаких запланированных дел, вы спокойно можете позволить себе поспать подольше. В какое время вы проснетесь?

а) После 8.45 – 3

б) Между 6.30 и 8.45 – 2

в) До 6.30 – 1

2. Нужен ли вам будильник, чтобы проснуться в определенное время?

а) да, обязательно, пользуюсь будильником, ставлю один запасной и несколько повторов – 3

б) да, пользуюсь будильником, либо с одним повтором, либо вовсе без него – 2

в) мне не нужен будильник, я сам проснусь, когда нужно – 1

3. Сегодня выходной. Во сколько вы проснетесь?

а) на 90 или более минут позднее, чем в будний день – 3

б) на 45-90 минут позднее, чем в будний день – 2

в) выходной или рабочий день, не имеет значения, так как я просыпаюсь всегда в одно и то же время – 1


4. Как ваш организм реагирует на смену часовых поясов?

а) я очень быстро адаптируюсь, в особенности, если двигаюсь в западном направлении – 3

б) мне нужно примерно двое суток для адаптации – 2

в) независимо от обстоятельств адаптация проходит очень тяжело – 1

5. Ваш самый любимый прием пищи (время)?

а) ужин – 3

б) обед – 2

в) завтрак - 1

6. Представьте, что вам нужно сдать экзамен. Во сколько он должен начаться, чтобы вы были максимально сконцентрированным и сосредоточенным?

а) в середине дня – 3

б) сразу после полудня – 2

в) рано утром – 1

7. Выберите свое время для занятий спортом:

а) после 16.00 – 3

б) между 8.00 и 16.00 – 2

в) до 8.00 утра – 1

8. Выберите период своей максимальной активности

а) спустя 4-6 часов после пробуждения – 3

б) спустя 2-4 часа после пробуждения – 2

в) спустя 1-2 часа после пробуждения – 1

Биологический ритм


9. Если бы вы могли самостоятельно выбрать себе режим для пятичасового рабочего дня, что из ниже перечисленного вы бы выбрали?

а) 16.00 – 21.00 – 3

б) 9.00 – 14.00 – 2

в) 4.00 – 9.00 – 1

10. Какой у вас тип мышления?

а) правополушарный, вы творческая личность, склонная к озарениям – 3

б) у вас работают оба полушария – 2

в) левополушарный, вы обладаете стратегическим и аналитическим мышлением – 1

11. А что насчет сна днём?

а) если вы вдруг вздремнете, то потом всю ночь не будете спать – 3

б) бывает в выходные – 2

в) нет, это не про меня – 1

12. Представьте, что вам в течение двух часов необходимо заниматься тяжелым физическим трудом. В какое время дня вы будете максимально эффективны, а занятие будет безопасным для вас?

а) 18.00 – 20.00 – 3

б) 11.00 – 13.00 – 2

в) 8.00 – 10.00 – 1

13. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

а) мне с трудом дается здоровый образ жизни – 3

б) в целом я придерживаюсь здорового образа жизни – 2

в) мой образ жизни здоров всегда – 1


14. Охарактеризуйте приемлемый для вас уровень риска?

а) высокий – 3

б) средний – 2

в) низкий – 1

15. Вы полагаете, что …

а) ориентированы на то, что происходит сейчас, и значение имеет только то, что творится в данный момент – 3

б) набрались достаточного количества опыта, предпочитаете жить здесь и сейчас, но с надеждой смотрите в свое будущее – 2

в) настроены на свое светлое будущее, у вас четкие планы и большие цели – 1

16. Охарактеризуйте себя – студента:

а) нерадивый – 3

б) усидчивый – 2

в) блестящий – 1

Биологические часы

17. Вы просыпаетесь утром…

а) со свинцовыми веками, будто устали – 3

б) соображаете, но слегка в тумане – 2

в) трезвомыслящим – 1

18. Что происходит с вашим аппетитом в течение часа после пробуждения?

а) вам совсем не хочется есть – 3

б) вы голодны – 2

в) вы очень сильно голодны – 1

19. Как часто на вас нападают симптомы бессонницы?

а) бывает периодами, это у меня хроническое – 3

б) в период стресса и жизненных трудностей – 2

в) довольно редко, во время адаптации в другом часовом поясе – 1


20. Расскажите о своей удовлетворенности жизнью:

а) совсем не удовлетворен – 4

б) вполне удовлетворен – 2

в) полностью удовлетворен - 0

Теперь подсчитаем общее количество баллов.

19 – 32 – Лев

33 – 47 – Медведь

48 – 61 – Волк

Поговорим о каждом виде отдельно.

Дельфин


Это люди с очень чутким сном, поскольку ночью у них отдыхает лишь одно полушарие мозга, а второе работает. По этой причине их может разбудить даже самый незначительный шум. Если это ваш хронотип, значит вы довольно нервный человек, стремитесь к перфекционизму, а не можете подолгу заснуть по причине слишком сильного волнения. Вы скорее всего интроверт, причем довольно умный и острожный.

Потребность в сне у вас довольно низкая, зачастую вы лежите в постели и анализируете свои прошлые промахи и ошибки, обдумываете, что можно было сделать по-другому. В итоге просыпаетесь уставшим. Работать вы предпочитаете в одиночестве.


Вы любите спорт, но не потому что хотите сбросить лишние килограммы (у вас быстрый метаболизм, поэтому худеть вам не нужно). Вы заботитесь о том, что вы пьете и едите, а индекс массы тела у вас ниже среднего.

Если все вышеперечисленное вам знакомо, значит вы – Дельфин. Дельфины приходят в норму после 6 часов сна, а идеальное время отправиться в кровать – 22.30. Просыпаться вам лучше в 7.30 или раньше, тогда же лучше и заниматься спортом. Самые сложные задания, в том числе и учебу, лучше выполняйте на пике своей активности, которая приходится на период между 15.00 и 21.00. Для расслабления и подзарядки в течение дня вам идеально подойдут медитация и йога.

Самое подходящее для вас время, чтобы предаваться любовным утехам – 22.00. Время для покупки продуктов – примерно 13.00. Время для кофе – 8.30 – 11.00, 13.00 – 14.00.

Расчет биоритмов

Лев


Львы – это оптимистичные люди, которые рано встают и любят утро, которое является их самой продуктивной частью дня. Эти люди лидеры по натуре, они обладают стратегическим мышлением. Лев очень организован, на большие риски не идет, а в тяжелых ситуациях полагается на аналитическое мышление.

Самая удобная для них роль в любой истории – это роль лидера. Во время борьбы с проблемами лев сделает шаг назад, чтобы поменять стратегию действий. Ему не нравится фаст-фуд, он ест здоровую еду. Однако в моменты, когда лев чем-то расстроен, он может позволить себе что-то вредное. Лев уравновешен и ответственен, оптимистичен и практичен.


Если вы Лев, то самое идеальное время для отправки в кровать – это 22.00, а вставать вам нужно в 5.30 – 6.00. Так как Лев – это утренний тип, то и все важные дела идеально делать с 8.00 до 12.00. Львы любят активный спорт, потому что для них он является еще одним способом почувствовать гордость и достичь цель. Заниматься им нужно примерно около 17.30.

Предаваться любовным утехам Львам лучше всего с 6.00 до 7.00, важные решения принимать с 6.00 до 11.00, покупать продукты – 12.00, учиться – с 8.00 до 12.00, пить кофе – 8.00 – 10.00, 14.00 – 16.00.

Суточные биоритмы

Медведь


Медведи – это общительные и веселые люди, это дружелюбные экстраверты, открытые новому, но, при этом, осторожные. Они довольно легко вступают в близкие отношения и заводят новых друзей. Они любят быть частью команды, и, несмотря на то, что они не такие сосредоточенные, каковыми являются Львы, все же они доводят начатое до конца.

Людей, у которых пик работоспособности приходится на утренние часы, называют «жаворонки» . Они составляют 15-40% населения.

Человеческая популяция подразделена на три биоритмологических типа, каждому из которых присущи свои внутренние признаки. В целом это позволяет людям лучше адаптироваться к различным факторам среды на основе разных психофизиологических стратегий. Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.

Если максимальная работоспособность людей приходится на вечерние часы, то их считают «совами» (15-35%).

Третий биоритмологический тип - «голуби» . Это промежуточный тип людей, у которых работоспособность примерно одинакова на протяжении всего дня. По степени выраженности выделяют явные и умеренные типы . Считается, что биоритмологические типы передаются по наследству, как обычные морфологические признаки (цвет глаз, волос и т.п.).

«Жаворонки» рано просыпаются и чувствуют себя при этом бодрыми. Их работоспособность высокая в первой половине дня. К вечеру повышается утомляемость, появляется сонливость и они рано ложатся спать. Считается, что «жаворонки» - энергичные люди. Для них более характерен внутренний десинхроноз, создающий предпосылки возникновения у них состояния предболезни и даже болезни. «Жаворонки» обладают невысокой устойчивостью к различным социальным нагрузкам. «Совы встают утром с трудом и при этом чаще используют будильник. Их работоспособность повышается во второй половине дня, а засыпают они поздно - за полночь. Они также довольно деятельны, но в отличие от «жаворонков» быстрее и легче забывают неудачи и неприятности. Трудности, конфликты их не пугают. Они меньше волнуются перед экзаменами. «Голуби» занимают промежуточное положение между «совами» и «жаворонками», но в целом они все же ближе к лицам утреннего типа. Имеется взаимосвязь между состоянием здоровья и биоритмологическим типом человека. При обследовании студентов гипертоническая болезнь была выявлена у 48,6% лиц утреннего типа, у 29,4% - вечернего и у 42,5% аритмиков.

Таким образом, человеческая популяция подразделена на три биоритмологических типа, каждому из которых присущи свои внутренние признаки. В целом это позволяет людям лучше адаптироваться к различным факторам среды на основе разных психофизиологических стратегий.

Здоровый образ жизни человека предполагает наличие синхронности, гармонии внутренних и внешних биологических ритмов. Эта гармония наиболее выражена у животных и растений, проявляясь в их адаптивном временном поведении. У человека синхронность и гармония нарушаются социальными факторами. У многих людей физическая и умственная работоспособность приходятся не на их оптимальное время.

Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе учебы, а также в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.

Студентам, как и многим другим людям, в жизни очень важно, но довольно трудно организовать свою деятельность в соответствии с их биоритмологическим профилем. Но сначала необходимо знать, к какому биоритмологическому типу относится тот или иной человек. Отчасти это можно сделать с помощью теста-вопросника Остберга , который приводится ниже.

В зависимости от количества набранных при ответах на вопросы баллов можно оценить биоритмологический тип того или иного человека.


Тест Остберга

Схема оценки хронобиологического типа человека по вопроснику-тесту

    «Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) - 69 баллов.

    Слабо выраженный утренний тип - 59-68 баллов.

    «Голубь» (индифферентный тип) - 42-58 баллов.

    Слабо выраженный вечерний тип - 31-41.

    «Сова» (сильно выраженный вечерний тип) - 31.

Определение хронобиологического типа человека.

Ф.И.О., возраст, пол, дата заполнения (число, месяц, год).

Инструкция.

    Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.

    Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.

    На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.

    Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Подчеркните крестиком только один ответ.

    На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.

    Ответы будут обработаны с целью определения, к какому хронобиологическому типу людей Вы относитесь: «Голубь», «Сова», «Жаворонок».

Вопросы с приложенными оценочными тестами.

    Когда Вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).

    Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).

    Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время?

      Совсем независим - 4 балла.

      Иногда зависим - 3 балла.

      В большой степени зависим - 2 балла.

      Полностью зависим - 1 балл.

  1. Как легко встаете утром при обычных условиях?

      Очень тяжело - 1 балл.

      Относительно тяжело - 2 балла.

      Сравнительно легко - 3 балла.

      Очень легко - 4 балла.

  2. Как Вы деятельны в первые полчаса утреннего вставания?

      Большая вялость - 1 балл.

      Небольшая вялость - 2 балла.

      Относительно деятелен - 3 балла.

      Очень деятелен - 4 балла.

  3. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?

    Совсем нет аппетита - 1 балл.

      Слабый аппетит - 2 балла.

      Сравнительно хороший аппетит - 3 балла.

      Очень хороший аппетит - 4 балла.

  4. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?

      Очень усталый - 1 балл.

      Усталость в небольшой степени - 2 балла.

      Относительно бодр - 3 балла.

      Очень бодр - 4 балла.

  5. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда Вы ложитесь спать по сравнению с Вашим обычным временем отхода ко сну?

      Всегда или почти всегда в обычное время - 4 балла.

      Позднее обычного менее чем на 1 час - 3 балла.

      На 1-2 часа позднее обычного - 2 балла.

      Позднее обычного, больше чем на 2 часа - 1 балл.

  6. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, спортивной тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю по 1 часу утром между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для Вас?

      Мне это время очень благоприятно - 4 балла.

      Для меня это время относительно приемлемо - 3 балла.

      Мне будет относительно тяжело - 2 балла.

      Мне будет очень тяжело - 1 балл.

  7. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать? (Перечеркните только одну клеточку).

  8. Вас собираются нагрузить 2-х часовым тестом в период наивысшего уровня Вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков Вы выберете, если Вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?

      8.00-10.00 - 6 баллов.

      11.00-13.00 - 4 балла.

      15.00-17.00 - 2 балла.

      19.00-21.00 - 2 баллов.

  9. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень Вашей усталости?

      Очень усталый - 5 баллов.

      Относительно усталый - 3 балла.

      Слегка усталый - 2 балла.

      Совсем не усталый - 0 баллов.

  10. Какие-то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для Вас время. Какой из 4-х указанных возможных вариантов будет соответствовать Вашему состоянию?

      Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать - 4 балла.

      Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать - 3 балла.

      Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю - 2 балла.

      Я просыпаюсь позднее, чем обычно - 1 балл.

      Сплю сразу после ночной вахты - 1 балл.

      Перед ночной вахтой дремлю, а после нее сплю - 2 балла.

      Перед ночной вахтой сплю, а после нее дремлю - 3 балла.

      Полностью высыпаюсь перед ночной вахтой - 4 балла.

  11. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы Вы выберете, если у Вас полностью свободный график дня и можете руководствоваться только личными чувствами?

      8.00-10.00 - 4 балла.

      11.00-13.00 - 3 балла.

      15.00-17.00 - 2 балла.

      19.00-21.00 - 1 балл.

  12. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю по 1 часу между 22 и 23 часами. Как Вас будет устраивать это время?

      Да, полностью устраивает, буду в хорошей форме - 1 балл.

      Буду в относительно хорошей форме - 2 балла.

      Через некоторое время буду в плохой форме - 3 балла.

      Нет, это время меня не устраивает - 4 балла.

  13. Представьте, что Вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-ти часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для Вас интереснее и приносила большое удовлетворение? (Перечеркните крестиками пять клеточек. При подсчете берется большее цифровое значение).


  14. В какой час суток Вы чувствуете себя на «высоте»? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).


  15. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу Вы себя относите?

      Четко к утреннему типу - «Жаворонок» - 6 баллов.

      Скорее к утреннему типу, чем к вечернему - 4 балла.

      Индифферентный тип - «Голубь» - 3 балла.

      Скорее к вечернему типу, чем к утреннему - 2 балла.

      Четко к вечернему типу - «Сова» - 0 баллов.

Условия труда влияют на работоспособность работника. Работоспособность - величина переменная, изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис 1.1).

Фазы работоспособности :

I. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) - субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные рабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующее характеру предстоящей нагрузки.

II Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) - период, в течении которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживания координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительным –длится последующие 2–3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. Периоды подъема работоспособности в 5–6, 11–12,16–17, 20–21, 24–1 час чередуются с периодами ее спада в 2–3, 9–10,14–15,18–19, 22–23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

III Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) - устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обуславливается следующими факторами:

1.Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивости работоспособности.

2.Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5 .2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, среди мышц ног - разгибатели.

3.Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом - снижается. Установлено, что в 18–29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 – на 13, к 50 – на 20, а в возрасте 60 лет – на 25%. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50–60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.

Также можно рассмотреть такие факторы как:

· Пол. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках женщины выносливее.

· Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.

· Эмоциональным состоянием. Положительное - уверенность, спокойствие, хорошее настроение - активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные - страх, неуверенность, плохое настроение - оказывает угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.

· Наличием умений, навыков, тренированностью - снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.

· Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

V Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляя скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление - временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

VI Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

VII Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

После рабочего процесса организму необходим период восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 минут. После тяжелой однократной работы - 60 .90 минут, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I - III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.



В течении суток работоспособность также меняется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течении суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис.1.2). С 6 до 15 ч - первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15 .22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22ч. Третий интервал (22 .6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 1.3). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность на вторник, среду и четверг, а развивающиеся утомление на пятницу и особенно субботу (см. график).

Знание об особенностях человеческого мозга может помочь правильно спланировать свой день, чтобы он прошел продуктивно, все дела давались легко, а вечером не чувствовать усталости.

В течение дня наш мозг «меняет свое настроение». К примеру, если утром ему хочется поработать, то к вечеру он уже неспособен хорошо выполнять многие свои функции. Как же время суток и часы влияют на его активность?

Активность мозга по часам

  • С 6 до 7 утра — лучше всего работает долговременная память. Очень хорошо усваивается любая полученная информация в этот промежуток времени.
  • С 8 до 9 утра — отлично работает логическое мышление. По мнению ученых, это время наиболее подходит для любого вида деятельности.
  • С 11 до 12 дня — в это время становится сложно сосредоточиться на чем-то одном. В этот промежуток времени мозгу необходима передышка. Не стоит его мучить интеллектуальной деятельностью или анализом. В это время важно расслабиться и, к примеру, послушать спокойную музыку.

  • С 13 до 14 дня — время обеда. Подзарядка требуется не только вашему желудку, но и мозгу. Простимулируйте его работу чем-нибудь вкусненьким, что ему понравится: ягоды, морепродукты, орехи, семечки, фрукты.
  • С 14 до 18 вечера — идеальное время для активной мозговой деятельности. Как правило, большая часть работы выполняется именно в этот промежуток времени.
  • С 18 до 21 вечера мозговая активность постепенно идет на спад. Мозг требует отдыха и расслабления.
  • С 21 до 23 вечера — происходит полноценный отдых мозга и всей нервной системы.
  • С 23 до 1 часа ночи — в это время происходит восстановление тонких энергией человеческого организма. В фэн-шуй эту энергию называют Ци, йоги — праной, а ученые — мышечной и нервной силой.
  • С 1 до 3 часов ночи — восстанавливается эмоциональная энергия.
  • С 3 до 6 часов утра — работа мозга начинает активизироваться, даже несмотря на сон. Это дает возможность рано вставать и чувствовать себя бодрым уже в 5 утра.

Зная так называемый распорядок дня работы мозга , можно наиболее эффективно его использовать. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

07.07.2015 08:57

Немногие знают, что мы сами способны полностью разрушить свою жизнь. Говоря другим вещи, которые должны...

Линии на запястье в хиромантии называются браслетами. Они могут рассказать о здоровье и сроке жизни человека. Особенное предсказание по этим...



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло