Организация волонтерской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов. Волонтеры как носители альтернативных социальных практик в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

25 августа в Российском государственном социальном университете при поддержке социально значимого проекта «Эконер» и Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ состоялся Круглый стол «Инвалиды и волонтёры: аспекты взаимодействия».

В мероприятии приняли участие около 30 человек, среди которых - представители некоммерческих организаций, ресурсных центров и фондов, волонтёрских сообществ, руководители различных социальных проектов. Вместе и выступающие, и слушатели разбирались в том, как осуществить взаимодействие между волонтёрами и инвалидами, как научить молодых добровольцев оказывать «правильную» помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а инвалидов – претворять в жизнь свои навыки и умения, получать образование и работу.

Модератором Круглого стола выступила руководитель проекта «Эконер: стимулирование форм участия молодых граждан в социальной помощи людям с ограниченными физическими возможностями» Элина Ибрагимова. Она поприветствовала участников мероприятия и сказала пару слов о деятельности самого проекта.

«В рамках данного проекта мы провели ряд мероприятий, проводим различные мастер-классы для детей, у которых есть те или иные проблемы со здоровьем. Также мы разрабатываем методические пособия, которые могут быть полезны в Ваших Центрах и НКО».

Сегодня качество жизни людей с инвалидностью является для государства ведущейсоциальной задачей. Оно основывается, прежде всего, на реализации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, на получении профессионального образования и трудоустройстве. Такого мнения придерживается соорганизатор мероприятия, руководитель Ресурсного учебно-методического центра РГСУ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Анна Карплюк. Она отмечает, что главным двигателем в этом направлении могут стать конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс».

«Уже сегодня к движению присоединилось 75 субъектов РФ. Движение охватывает категорию участников от 14 до 65 лет, и в этом году соберет около 1000 участников».

Помимо региональных центров развития движения в каждом субъекте будут созданы центры компетенций. Они будут отвечать за методическую составляющую, формировать экспертное сообщество, привлекать работодателей. По словам Анны Карплюк, благодаря таким масштабным проектам люди, которые прежде не имели отношения к жизнеобеспечению инвалидов, теперь могут стать сопричастными к решению глобальных задач, связанных с их профессиональным образованием и трудоустройством.

Сегодня идёт активное движение по обучению работе с инвалидами как сотрудников волонтёрских организаций, так и их руководителей. Только такие программы, по словам руководителя волонтёрского центра РГСУ Леонида Носонова, смогут способствовать взаимодействию между волонтёрами и инвалидами, причём не только в крупных городах России, но и в регионах.

«Было поддержано решение передать программу обучения волонтёров в регионы. Сейчас уже подписано 60 соглашений с регионами по созданию волонтёрских центров на базе проекта «Абилимпикс», — отмечает Носонов.

Недавно была создана концепция развития добровольчества до 2025 года. Сейчас активно развивается инфраструктура для вовлечения молодых людей в волонтёрскую деятельность. Поддерживаются программы и социальные проекты на федеральных молодёжных форумах. Одним из таких проектов стало социальное движение под названием «Вместе с тобой», которое нацелено на обучение волонтёров взаимодействию с инвалидами. Проект рассказывает об эволюции отношения общества к инвалидам, о проблемах, с которыми сталкиваются «особенные» люди в повседневной жизни, и по итогам теоретической части проводит квест по пониманию термина «инвалидность».

«Идея проекта состоит в том, чтобы проводить в городах центрального федерального округа двухдневный обучающий семинар. Такие семинары у нас уже прошли в Туле, Калуге, Москве и Нижнем Новгороде. За время реализации проекта мы привлекли к участию более 25 различных организаций: 8 волонтёрских центров, 11 общественных организаций и 6 государственных организаций», - обозначила руководитель программы «Вместе с тобой».

Обучать можно и нужно не только волонтёров, но и людей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как можно из человека с проблемами речи и слуха сделать творческую личность, почему важно заниматься такими проектами с людьми с ОВЗ, и как могут при этом помогать волонтёры, рассказала участникам мероприятия арт-педагог Фонда «Со-единение» Анастасия Тарасова.

«Успех наших проектов определяют несколько звеньев, каждый из которых очень важен. Самое главное звено – это люди с ОВЗ, на которых направлены наше внимание и забота, я вижу в этих людях какое-то безграничное желание что-то делать, учиться, интерес, оптимизм».

Таким проектом-надеждой для взрослых людей с инвалидностью стал «Тихий Дон», который научил слепоглухих людей совместной деятельности, взаимодействию друг с другом и добровольцами.

После выступлений в рамках Круглого стола и под руководством модератора Элины Ибрагимовой для всех желающих был организован мастер-класс «Школа доброй воли». Участники волонтёры и инвалиды поделились опытом взаимодействия друг с другом. Добровольцы рассказали о часто возникающих проблемах в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, о том, как они пришли в эту сферу деятельности и почему. Инвалиды высказали своё мнение о том, как можно решить различные проблемы коммуникаций самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Тема людей с инвалидностью и тема волонтёрства и добровольчества будет в России актуальна ещё долгое время. Пока общество не преодолеет барьер в общении с инвалидами, не научится оказывать им необходимую помощь, пока сами граждане не захотят быть добровольцами, а люди с ограниченными возможностями здоровья не станут помогать им в преодолении психологических барьеров, такие социально-общественные мероприятия будут существовать, развиваться и набирать обороты по всей стране.

Чтобы помочь людям с ограниченными возможностями и инвалидам можно обратиться в одну из волонтерских организаций или в один из благотворительных фондов. Помогать нужно с умом: у волонтеров есть свои правила, которые необходимо знать и соблюдать.

Материалы по теме:

Какие организации помогают инвалидам?

Сегодня в Москве существует множество общественных организаций инвалидов, обществ и благотворительных фондов, да и просто объединений неравнодушных людей, которые оказывают самую разную помощь людям с ограниченными возможностями. Эти организации и люди имеют отношение к обеспечению нуждающихся , уходу и помощи лежачим больным, оказание медико-социальной помощи, психическая и физическая адаптация в обществе. Зачастую необходимую помощь оказывают волонтеры-добровольцы, которые хотят и могут потратить немного своих сил и времени на тех, кому это действительно нужно.

Деятельность этих организаций и волонтеров связана, порой неразрывно, и с другими сферами, где нужны «дополнительные руки». Об этом мы писали в статьях « » и « ». Те, кто занимается проблемами инвалидов, тесно взаимодействуют и коммерческими структурами, и со столичными органами власти.

Есть несколько сайтов-благотворительных организаций, через которые можно собрать необходимую информацию о помощи инвалидам. К таким относятся, например, Благо.ру и благотворительное собрание «Все вместе ». Эти ресурсы размещают информацию о благотворительных организациях, реализуют благотворительные проекты. Через них также можно перечислить деньги нуждающимся в помощи инвалидам.

Существует Автономная некоммерческая благотворительная организация «Центр социального развития и самопомощи Перспектива », которая занимается проблемами инвалидов по программе «Помощь в беде».

Для того, чтобы помогать, прежде всего, необходимо прочесть своего рода устав волонтера «Центра», который называется «Волонтерство как норма жизни». В частности в нем подчеркнуто, что: «Волонтеры могут помогать по-разному — это и психологическая поддержка и организация образовательных или игровых активностей, доставка продуктов питания, уборка, прогулка и другие формы. Если же у Вас есть желание поработать волонтером в Москве, мы с радостью подскажем Вам, как, и кому Вы можете помочь вместе с нами. В нашем Центре люди самого разного возраста, профессий и способностей могут найти волонтерскую активность по душе. И не бойтесь пробовать! Даже самая маленькая помощь может сделать мир светлее». В целом, эти слова относятся к волонтерскому движению вообще.

Чтобы стать волонтером в «Центре» необходимо для начала заполнить анкету на сайте организации.

Помогает инвалидам и православная служба помощи «Милосердие ». Волонтеры службы помогают в медицинских и реабилитационных учреждениях (осуществляется в больнице святителя Алексия, Первой городской клинической больнице им. Н. И. Пирогова, 2-й инфекционной больнице, Гематологическом научном центре и др.), осуществляют санитарно-гигиенический уход, оказывают моральную поддержку тем, кто в этом нуждается; оказывают посильную помощь персоналу медучреждений.

Также через службу «Милосердие» можно сделать и денежное пожертвование.

Сообщество «Тугеза » занимается волонтерской помощью по всем направлениям, в том числе и помогает инвалидам — детям и взрослым.

Общественная благотворительная организация «Российский Красный крест », которая оказывает помощь и инвалидам, регулярно ищет волонтеров. Согласно «Положению о добровольцах Российского Красного креста»: «Добровольческая деятельность не имеет политических или иных корыстных мотивов. Добровольцами РКК могут быть российские, иностранные граждане и лица без гражданства всех возрастов независимо от пола, расы и вероисповедания. Добровольцы РКК не являются членами Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».

Доброволец — это физическое лицо, достигшее 14 лет, осуществляющее свою деятельность в форме безвозмездного труда в интересах и по поручению РКК.

Выполняя большую работу по оказанию помощи населению, добровольцы РКК играют важную роль в осуществлении и пропаганде идей милосердия, добра и гуманизма...»

Отдельно хочется рассказать об организации, которая готовит собак в помощники инвалидам — это учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов ». Центр является частной благотворительной организацией, деятельность которой посвящена социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями с помощью специально обученных собак. Можно поработать добровольцем и в данной организации — например, есть необходимость в людях, которые выращивают щенка в домашних условиях. И если вы раздумываете — брать вам собаку или нет — то можно взять «потренироваться».

Столичные власти также, помимо государственных мер соцподдержки, оказывают помощь тем, кто в этом нуждается; осуществляют патронаж над медицинскими, реабилитационными учреждениями и центрами для людей, с ограниченными физическими возможностями.

1 ноября 2012 года на заседании координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности мэр Москвы Сергей Собянин озвучил некоторые результаты проделанной за год работы: с 1 января 2012 года норматив финансирования обучения детей-инвалидов в детских садах и школах для ребенка-инвалида в 2 раза больше, а для ребенка с нарушениями — в 3 раза больше; в системе социальной защиты открыто 18 дополнительных отделений реабилитации, в том числе четыре отделения — для детей-инвалидов; на специальные рабочие места с начала года трудоустроено 2,2 тыс. человек; приспособлено для доступа маломобильных групп граждан более 3 тыс. общественных зданий.

К сожалению, государственной поддержки не хватает, а социальные службы не всегда справляются. Если есть возможность и желание, можно создать подобную группу в соцсетях самому и организовывать других неравнодушных людей. Помните, кем бы вы ни были, у вас есть возможность помочь тем, кто в этом нуждается. Главное, чтобы желание было.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Организация волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей- инвалидов

1.1 Понятие волонтёрство

1.3 Понятие и виды социальной реабилитации детей-инвалидов

2. Организационные основы волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов

1. Теоретические основы организации волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза

1.1Понятие волонтёрство

Волонтёр - человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью.

Волонтер - это звучит гордо!

Не все знают, кто такие волонтеры. Если заглянуть в словари, то в переводе с французского, волонтер - это человек-доброволец. Человек, который имеет привычку заботиться о близких людях, помогая им абсолютно добровольно и без какой либо выгоды (корысти). А награда за это - благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь.

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius -- добровольно) -- это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, -- физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

1.2 Принципы, технологии волонтёрской деятельности

Принципы:

Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве добровольца (волонтера));

Безвозмездность (труд добровольца (волонтера) не оплачивается, добровольцы оказывают безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу);

Добросовестность (доброволец (волонтер), взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);

Солидарность (деятельность добровольца (волонтера) направлена на достижение целей и реализацию задач движения «Добрая воля» и не должна противоречить принципам движения);

Законность (деятельность добровольца (волонтера) не должна противоречить законодательству Российской Федерации);

Равенство (добровольцы (волонтеры) признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности);

Самосовершенствование (добровольцы (волонтеры) признают, что добровольческая деятельность способствует их личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, проявлению способностей и возможностей, самореализации);

Нравственность (следуя в своей деятельности морально-этическим нормам добровольцы (волонтеры) личным примером содействуют формированию и распространению в обществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей социального служения).

Технология:

1. Увеличение привлечения всего сообщества в процесс определения и рассмотрения существующих проблем.

2. Поощрение молодежи к лидерству через предоставление услуг в течение большей части жизни.

3. Предоставление слова тем, которые не могут за себя говорить.

4. Предоставление возможности всем заниматься волонтерской деятельностью.

5. Прибавление, но не замена ответственности других секторов и усилий оплачиваемых работников.

6. Возможность людям постоянно добывать новые знания и навыки и полностью развивать их личный потенциал, уверенность в собственных силах и творческие способности.

7. Способствование семейной, национальной и глобальной солидарности.

Волонтеры и организации в интересах которых они работают должны совместно нести ответственность за:

Создание среды, в котором к труду волонтеров относились бы с пониманием, которое дало бы возможность достичь большего понимания относительно конечных результатов общего труда;

Определение критериев участия волонтеров, включая определение условий заключения соглашений с волонтерами, для выработки определенной политики работы с волонтерами, что дало бы возможность эффективнее использовать труд волонтеров;

Обеспечение соответствующих гарантий для волонтеров и тех кому они предоставляют свои услуги;

Обеспечение волонтеров соответствующими навыками, постоянным оцениванием и признанием;

Обеспечение доступа к волонтерской деятельности всем людям, без любых ограничений, относительно физического, экономического, социального или культурного положения;

Социальным службам необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает на них. Из поощрения демонстрируют насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд. Важнейшая награда - слово спасибо. Создание благоприятной атмосферы для работы, обращения к волонтерам по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда.

Хотя бы один раз в год координатор должен организовать общие собрания волонтеров и персонала и выразить благодарность за итогами за год. В этот момент очень важно напомнить каждому о миссии, структуре и политике организации. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре. Такое отношение особенно важно в рамках рутинной работы. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов организации, волонтер получил эффективную мотивацию.

Другие формы поощрения волонтеров включают:

Празднование Дня Волонтеров;

Поздравление с Днем рождениям;

Вручение значка с логотипом организации;

Приглашение волонтера на неофициальные встречи команды;

Помощь волонтеру в повышении квалификации.

Важно использовать разные формы поощрения волонтеров; например, не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы или дают интервью для прессы. Поощрение вместе со стимулированием делает свой взнос в создание красивой рабочей атмосферы и повышение эффективности труда. Организация не должна забывать также обеспечивать волонтеров теми же социальными льготами, что имеют все работники, такими как: обед на работе (обычная практика в Центральной и Восточной Европе), защитная одежда, разные скидки.

Ключевые моменты успешной работы с волонтерами

Наиболее важные задачи:

Определение значения слова «волонтер», что важно в определенных ситуациях;

Определение круга деятельности волонтеров в социальной службе;

Описание характеристик человека и умений, ожидаемых организацией от волонтера;

Понимание потребностей как волонтера, так и организации;

Разработка процесса приема волонтеров;

Проведение общих информационных собраний и первичных собеседований;

Описание должностных обязанностей;

Координированная учеба и развитие волонтеров;

Понимание миссии организации;

Поддержка и контроль волонтеров;

Разъяснение взаимоотношений между волонтерами и персоналом;

Создание системы поощрения волонтеров;

Выработка достойного процесса отстранения волонтеров.

1.3 Понятие и виды социальной реабилитации с детьми инвалидами

волонтер социальный реабилитация инвалид

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы :

Здравоохранения;

Образования;

Профессиональной подготовки и переподготовки;

Средства массовых коммуникаций и массовой информации;

Организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

Общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Различают следующие основные виды социальной реабилитации :

1.Социально-медицинская реабилитация- направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

2.Социально-психологическая реабилитация- предполагает воздействие на психическую сферу ребёнка - инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

3.Социально-педагогическая реабилитация - комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.

4. Социально-экономическая реабилитация - комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

5. Бытовая реабилитация - предусматривает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

6. Социально - правовая реабилитация - включает правовую помощь инвалидам и членам их семей.

7. Спортивная и творческая реабилитация.

Участие в спортивных мероприятиях, в художественной деятельности укрепляет физическое и психическое здоровье детей; у них проходит депрессия, исчезает ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.

Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия.

В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей - инвалидов особое значение имеет психолого-педагогическая, социально-правовая, социально-медицинская деятельность.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

Диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

Организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

Психологическое консультирование родителей;

Обучение родителей основам реабилитации;

Освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

Определение критериев эффективности реабилитации;

Разработка методик социально-бытовой ориентации.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;

Сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;

Правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства;

Организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;

Привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;

Консультации юриста.

В задачу социально-медицинской работы входят:

Психодиагностика ребенка с целью прогноза возможности его;

Реабилитации и определения его реабилитационного потенциала;

Составление карт комплексной реабилитации детей;

Оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи;

Проведение диагностических мероприятий;

Организация необходимой консультативной помощи специалистов;

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится на основе ряда методов: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, анималотерапии и др.

Важная задача психотерапии детей с особенностями развития - формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка.

Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи.

Она представляет собой четкий план, схему совместных действий родителей и специалистов по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации, причем мероприятия, включённые в программу, обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

В ходе реализации программы осуществляется мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором (или координатором услуг, которым может выступать социальный педагог или социальный работник) и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратор содействует родителям, помогает преодолевать преграды, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая, где это нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

2. Организационные основы волонтёрской деятельности в сфере социальной реабилитации детей инвалидов в Ярославской области

Вот уже 10-й год подряд в селе Давыдово по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина мы принимаем в летнее время семьи детей с инвалидностью. Основные особенности, с которыми приезжают дети: аутизм, синдром Дауна, ДЦП. Организует пребывание детей приход Владимирского храма.

Для приема «особых семей» и желающих во славу Божию послужить им волонтеров организован «городок» из строительных вагончиков-бытовок (всего 15 штук различной вместимости). Некоторые волонтёры, а по желанию и дети-инвалиды, живут в палатках. Есть умывальник (на территории лагеря пробурена скважина, подключен насос), работает санитарный вагон, в котором имеется 3 душевых отделения (с горячей водой), ванна, две стиральные машины. В другой половине санвагона расположен медкабинет.

Наиболее ценна в этом летнем существовании совместная жизнь «особых» детей и других наших гостей: подростков, волонтёров, специалистов. В 2013 году число наших гостей возросло до более чем 100 одновременно, из них более 20 семей с «особыми» детьми; за лето эти цифры удваиваются.

Полноценное горячее трёхразовое питание осуществляется в приходской трапезной. Дети дошкольного возраста имеют возможность посещать приходской детский сад (при наличии волонтёра-воспитателя). Всё лето проводятся занятия по иппотерапии, а в первую смену обычно приезжает специалист по канистерапии (со специально обученными собаками). Каждый день проходят различные творческие занятия -- по рукоделию, художественным промыслам, фольклору и т. п.

Опыт работы прошлых лет показал, что реабилитация или даже простой отдых требуется не только детям-инвалидам, но и их сопровождающим (обычно мамам). В городах они привыкли находиться рядом со своими «непростыми» детьми буквально 24 часа в сутки. По-другому там нельзя. А в Давыдово у них есть возможность отпустить ребенка от себя при условии, что им займется назначенный волонтер. Поэтому мы приглашаем всех, кому интересно провести часть лета в ярославском селе, при храме, занимаясь богоугодным делом помощи детям.

Задача волонтёра -- сопровождение ребенка-инвалида (14-20 лет) на работе, при перемещениях по деревне, в трапезной и т.п. Возраст, пол, специальность и опыт добровольцев не имеют значения.

Условия проживания -- женская и мужская палатки на 12 человек каждая. В палатке деревянные полы и двухъярусные кровати. Подведено электричество. Питание -- завтрак, обед и ужин в общей приходской трапезной. Во время работы добровольца его дети могут находиться под присмотром общины. Оплата питания и проживания -- по договоренности. Дорогу доброволец оплачивает самостоятельно.

Примерные варианты работ, которые предлагаются детям-инвалидам и сопровождающим их волонтерам:

· работа с носилками, лопатой, уборка мусора, покраска;

· полив, прополка на огороде и картофельном поле;

· заготовка трав, веников, сбор грибов и ягод;

· истка денников, поение-кормление лошадей и коров, привоз и разноска опилок на ферме;

· складывание дров в поленницы, уборка территории, доставка воды и другие общехозяйственные работы.

· Примерный распорядок дня

Сроки проведения лагеря в 2015г.:

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Рассмотрение детей–инвалидов как объекта социальной работы. Нормативно-правовое регулирование сферы социальной защиты детей-инвалидов. Центры по реабилитации, специальные учебные заведения. Взаимодействие социального работника с семьей ребенка-инвалида.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Современные направления социальной реабилитации детей-инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами. Систематический анализ реабилитационных методик проведения досуга детей в Волгоградской области.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Основы организации работы бюро медико-социальной экспертизы. Формирование, контроль и коррекция индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Определение нуждаемости инвалида в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Особенности и социальные аспекты реабилитации в России и мире. Этапы развития социальной реабилитации. Гипокинетическая болезнь, ее особенности и течение. Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы. Организационные методы занятий с инвалидами.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2010

    История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы жизнедеятельности инвалидов. Политика социальной поддержки инвалидов на региональном уровне. Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации, социальные права и гарантии.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Место семейно-бытовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями в социальной работе. Направления социальной политики в решении проблем инвалидности. Процесс социальной реабилитации. Технологии работы с семьями, имеющими в своем составе инвалидов.

Роль добровольчества в организации социальной

поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Александрова О.Г., учитель начальных классов,

Базолина Н.Н., учитель начальных классов,

Поминова О.Г., учитель начальных классов.

Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб.

Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества и семьи определенных дополнительных мер, средств и усилий. Как следствие, семья, имеющая ребенка-инвалида, оказывается в трудной жизненной ситуации, она испытывает социальные, психологические и материальные проблемы.

С целью привлечения внимания общества к проблемам семей с детьми-инвалидами в содружественной работе специалистов и родителей принимают участие добровольцы и благотворители, что приводит к полноценному развитию личности детей-инвалидов, к их социализации и интеграции в общество.

В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получили более широкое распространение в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.

Коллективом школы была разработана и внедряется социально-реабилитационная программа поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализации которой принимают участие добровольцы и волонтеры – студенты ставропольских вузов. Волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в социальной поддержке, которая так необходима ребенку-инвалиду. В рамках направления «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации» педагогами, волонтерами, добровольцами и родителями детей-инвалидов реализуется ряд акций и мероприятий: акции-рейды «Мой чистый город», «Вам, ветераны», «Птицы – наши друзья»; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, девочки», «А, ну-ка, мальчики»; экскурсионно-туристические мероприятия «Край, мой родной», «Море, солнце и я!»; учебно-коррекционные занятия, художественно-творческую деятельность (занятия в художественно-творческих мастерских театра-студии «Вдохновение»), тренинги, консультации, деловые игры, круглые столы. Педагогами школы ежегодно проводится акция «Шаг навстречу», к участию в ней привлекаются волонтеры и добровольцы. Каждые два месяца в школе проводится, ставшая традиционной, добровольная акция помощи родителям дошкольников с нарушениями слуха, живущим в отдаленных районах края. Школа принимает участие в движении «Добрые Дети Мира».

Ежегодно проводится территориальный мониторинг семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Создан опорный пункт помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящий из специалистов школы-интерната, волонтеров, благотворителей и родителей-добровольцев, при котором организованы группы кратковременного пребывания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных образовательной системой.

Социально-реабилитационная программа направлена на:

Приобщение родителей к образовательному процессу;
-организацию совместной деятельности родителей и детей;
-сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье;
-сокращение распространенности социального неблагополучия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
-на создание и использование эффективных технологий и методов, обеспечивающих получение стабильных педагогических и социальных эффектов в работе педагогов, волонтеров, благотворителей, родителей с детьми-инвалидами;
-содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защиту и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Такой подход позволяет решить следующие задачи:

  1. Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами.
  2. Вовлечь студентов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую работу.
  3. Оказать психолого-педагогическую помощь семьям с детьми-инвалидами и детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения.
  4. Обогатить положительный социальный опыт родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создать единую социальную среду в школе, семье и в обществе в целом.
  5. Организовать и расширить обмен родительским опытом между семьями, имеющими детей-инвалидов.

Результатом такой работы является:
1. Создание при содействии добровольцев системы взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов, а также условий для обеспечения дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости родителей.
2. Реализация условий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в среду слышащих;
3.Участие добровольцев в обеспечении индивидуального и социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
4.Определение направлений и содержания работы специалистов, организующих включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих в разные возрастные периоды.
5.Постепенное расширение интеграционного пространства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
6.Оказание помощи учащимся в выборе профессий и самореализации в мире труда.
7. Подготовка методических материалов для родителей, волонтеров и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, при реализации нашей социально-реабилитационной программы коллектив школы сталкивается с такими препятствиями как:

  1. Географическая удаленность мест проживания семей от школы;
  2. Трудность общения с родителями (многие из них - инвалиды по слуху);
  3. Социальное положение семей (социально и материально неблагополучные семьи);
  4. Нахождение детей на попечении государственных или опекунов;
  5. Неграмотность родителей по вопросам специального коррекционного образования;
  6. Нежелание сотрудничать со школой.
  7. Ограниченные финансовые возможности школы.

Несмотря на возникающие трудности уже накоплен некоторый положительный опыт совместной работы добровольцев, благотворителей, родителей и специалистов школы-интерната в организации социальной поддержки семей с детьми-инвалидами: собраны материалы, вовлечены добровольцы из числа студентов ставропольских вузов.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло