Аутисты и их вселенные. Аутисты среди известных людей

Этот загадочный недуг

Соня живёт в пос. Коренево Люберецкого района Московской области. 12 ноября ей исполнилось 19 лет, но она до сих пор не говорит. Вместо речи,- только невнятные звуки. Совершает монотонно-однообразные движения. Благодаря коррекционным занятиям со специалистами и заботе близких людей её способность к общению с окружающими несколько улучшилась. Но в целом Соня по-прежнему осталась отстранённой от внешнего мира. В детстве она была полностью неконтактной, не выполняла никаких инструкций, ничему не обучалась. Врачи решили, что она не способна к обучению и предположили самое худшее: генетическое заболевание, которое может привести к деградации мозга и смерти через несколько лет. Мать девочки, Евгения, обратилась в Московский Научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии. После обследования Соне поставили диагноз: аутизм. Один из врачей сказал, что у неё есть только 1 шанс из 1000, что поправится. Но однажды произошло то, чего никто не ожидал. Когда у семилетней девочки случайно в руках оказались ручка и тетрадь, лист бумаги стал покрываться стихотворными строчками. Удивительно, оказалось, что Соня умеет читать и писать, хотя никто её этому не учил! Уже через месяц толстая тетрадь была исписана произведениями. Евгения решила привести дочь в литературный кружок. Руководитель кружка, профессиональный литератор Виктор Кротов высоко оценил Сонины произведения: «Это просто отличные стихотворения. У нее таких много, когда началось наше знакомство, я помню, мне показали два ее первых стихотворения. Стихи понравились всем в кружке. Когда проводили анализ стихов, то пришли к выводу, что их написала женщина 20–25 лет с высшим образованием или с незаконченным высшим, очень умная, обаятельная, энергичная. А потом я представил автора…»
На конкурсах литературного творчества обычных детей Соня неоднократно занимала призовые места. У неё абсолютная грамотность, фотографическая память. Она успешно окончила среднюю школу. Соня уверена, что в будущем сможет разговаривать, мечтает свидетельствовать об Иисусе Христе и помогать детям, страдающим аутизмом. Соня Шаталова пишет удивительные стихи, афоризмы, сказки и другую прозу с глубоким философским смыслом, раскрывая в них свой богатый внутренний мир.
Аутизм - это комплекс симптомов и нарушений в разных системах и биохимических процессах в организме. Название этого расстройства происходит от латинского слова autos - «сам» (аутизм - погружение в себя).
История аутизма начинается с легенд и сказок о детях, оставляемых эльфами, взамен похищенных. В 18 веке появляются медицинские тексты, содержащие описания людей, которые, вероятно, страдали аутизмом (хотя сам термин еще не употреблялся),- они не разговаривали, были чрезмерно замкнуты и обладали необычайно хорошей памятью.
Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Е. Блейлером в 1920 году для описания клинической картины шизофрении, а именно - ухода больного шизофренией в мир фантазий.
В 1943 году была опубликована статья американского детского психиатра Лео Каннера «Аутистические нарушения аффективного контакта». В ней он впервые описал аутизм как синдром. В 1944 году тот же синдром был описан австрийским педиатром и психиатром Гансом Аспергером, а в 1947 году,- советским психиатром С.С. Мнухиным.
В настоящее время наиболее значимыми в картине аутизма считаются следующие признаки.

  1. Нарушение контакта с окружающим миром. Одиночество, трудности в общении с людьми.
  2. Навязчивое стремление к постоянству, стереотипные занятия, однообразные формы активности.
  3. Нарушения речи.
  4. Раннее проявление патологии психического развития.
    Аутичный ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы. Испытывает трудности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании состояний других людей. Такие дети стараются избегать глазного контакта, не просятся на руки. И, напротив, у аутичных людей может проявляться чрезмерная общительность, неадекватная откровенность, склонность идеализации или демонизации кого-то из людей.
    У большинства аутичных детей отмечаются разнообразные речевые нарушения. Прежде всего,- это нарушение коммуникативной функции речи. У ребёнка аутиста речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Поздно появляется в речи местоимение «я» и другие личные местоимения в первом лице. Довольно часты: эхолалия (автоматическое повторение чужих слов), нарушение звукопроизношения, темпа и плавности речи.
    У части аутичных детей наблюдается полный, или частичный мутизм (от лат. mutus - немой) - отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата.

Стереотипность,- также характерный признак аутизма. Дело в том, что восприятие информации у аутиста имеет свои особенности. Отбор, группировка и её переработка для него очень трудны. Аутист склонен воспринимать информацию, пассивно впечатывая её в себя целыми блоками. Эти блоки информации хранятся не переработанными и используются в той же самой, пассивно воспринятой извне форме. Даже непродолжительное взаимодействие с окружающей средой и близкими людьми вызывает у него дискомфорт, приводит нервную систему к истощению. Чтобы взять под контроль контакты с миром и оградить себя от неприятных впечатлений аутист опирается на стереотипы. Сложности владения собой, усвоения навыков общения, включения целенаправленных форм поведения заставляют аутиста дорожить теми способами взаимодействия с окружающим, которые он освоил, и привычной обстановкой, которая не таит в себе угрозу и неожиданность. Аутичный человек отчаянно, словно от этого зависит его жизнь, требует, чтобы было всё так, как он привык. Любая изменчивость в привычной обстановке, к примеру, перестановка мебели часто вызывает у ребенка недовольство или даже протест с плачем и громким криком. Чтобы поднять свой тонус и приглушить дискомфорт, аутисты часто прибегают к аутостимуляции (однообразным, повторяющимся, стереотипным действиям). Это может быть раскачивание, мотание головой, сосание пальца, ходьба на цыпочках, взмахи руками, перебирание пальцами у себя перед глазами и др. Страдающие аутизмом дети отличаются вспыльчивостью и даже агрессивностью. При усилении дискомфорта усиливается аутостимуляция и ухудшается поведение (что может выражаться в проявлениях негативизма, физическом сопротивлении, криках, агрессии и самоагрессии).

Костёр горел, и пламя пело
О Солнце и о гордости людей.
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро девять. Это вечность
В сравненье с временем костра.
Но он согрел людей.
А я?
Немая, неумелая,
От мира за стеной.
Зовётся аутизмом
Недуг проклятый мой.
Неужто одиночество
Судьбой мне до конца -
И в пепел превращусь я,
Не согрев сердца?..
Костёр заплакал, догорая.
С поленьев капает смола.
И плачу я. Ведь дорогая
Цена безмолвья. Боже, дай слова!

Стихотворение «Костёр» Соня написала, когда ей ещё не было 9 лет. Совсем не детские стихи. Девочка страдает от невозможности полноценного общения с людьми. Но проблема не только в немоте. Из-за нарушения восприятия и взаимодействия с внешним миром, даже кратковременное общение – тяжёлый для аутиста труд, который быстро истощает его нервную систему. Однако согласно современным представлениям, аутичный ребенок все-таки скорее не может, чем не хочет общаться. Люди, тесно контактирующие с такими детьми, редко сомневаются в том, что они не только хотят быть вместе с людьми, но и могут глубоко привязываться к ним.
Первые обследования не выявили патологии нервной системы у аутичных детей. В связи с этим в начале 50-х годов была распространена гипотеза о психогенной причине аутизма. Нарушение психического развития тогда связывали с холодным отношением родителей к ребёнку, что часто становилось причиной психической травмы самих родителей. Однако дальнейшие исследования это не подтвердили. Напротив, оказалось, что зачастую родители детей с аутизмом даже более заботливы, чем это обычно наблюдается в семьях умственно отсталых детей. Исследования также показывают, что родители детей с аутизмом испытывают большие напряжения, чем родители детей с трудностями в обучении. Воспитание и обучение таких детей - трудный процесс, требующий от родителей, педагогов и окружающих огромного терпения.
В настоящее время нет чёткого представления о причинах возникновения и развития аутизма. Согласно данным эпидемиологического исследования C. Gillberg (1990), аутизм в 95% случаев связан с наследственными заболеваниями и нейрофизиологическими нарушениями. Имеются различные данные об органическом нарушении ЦНС на разных этапах - в период внутриутробного развития, при родах или в период раннего детства. Причиной аутизма может стать перенесённое заболевание. Специалистам очень сложно дать конкретный ответ, так как причин возникновения этого расстройства множество, и они весьма неоднозначны.
Установлено, что данный синдром встречается в 3–6 случаях на 1000 детей. У мальчиков аутизм встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

«Люди дождя».
У детей, страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого). Большинство из них имеют значительные проблемы в обучении (задержки умственного развития). Однако среди аутистов иногда встречаются люди, проявляющие истинную гениальность в определенной отрасли. Кандидат медицинских наук, психиатр высшей категории, заведующий кафедрой психотерапии, курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской Медицинской Академии Игорь Валерьевич Добряков отмечает: «Судя по американской статистике (в России она просто не ведется), 10% аутистов обладают выдающимися способностями, в то время как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. Никакого внятного объяснения этот феномен не имеет. Никто не знает, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха, а другие (согласно статистике, около 50%) по развитию ничем не отличаются от олигофренов».
Синдром саванта (фр. Savant – учёный) – редкое состояние, при котором люди с отклонением в развитии, в том числе больные аутизмом, имеют так называемый «Остров гениальности», то есть феноменальные способности в одной или нескольких областях знаний или творчества. Встречается феномен чрезвычайно редко. В настоящее время в мире таких людей насчитывается около 50. А за последнее столетие научные источники упоминали не более 100 имен.

В 1988 году был снят американский фильм «Человек дождя». В сюжете история двух братьев, один из которых, Раймонд, страдает аутизмом и обладает экстраординарными способностями. Он имеет феноменальную память и способен производить в уме сложнейшие арифметические расчёты. Составляя сценарий к этому фильму, писатель Барри Морроу сделал Кима Пика прототипом своего героя, Раймонда Бэббита. В 2009 году Ким Пик умер в возрасте 58 лет. Кима Пика, по прозвищу, «Кимпьютер» называли самым умным аутистом на планете. К 7 годам Ким наизусть знал Библию. Прочитав в домашней библиотеке книгу, он переворачивал её на полке, чтобы больше не возвращаться к ней. Вскоре Ким выработал особую технику чтения: левую страницу он прочитывал левым глазом, и одновременно правую правым. На чтение одного стандартного книжного разворота уходило около 8–10 секунд, при этом ему было все равно как расположен текст относительно него самого. К концу жизни Ким перечитал все доступные ему книги. В любой момент он мог вспомнить, что написано на той, или иной странице. В 50-летнем возрасте Ким научился играть на фортепиано, и, по мнению музыкальных критиков, играл, как виртуоз.
Английский савант, Кристофер Тейлор, проживает в коммуналке под присмотром, без сопровождения не может дойти до ближайшей пивной. Но при этом умудрился в совершенстве выучить 30 языков, читая иностранные газеты в местном пабе.

Саванта – аутиста Дэниела Таммета по праву называют гением вычислений. Современная наука не может дать объяснение его способности к сложнейшим математическим вычислениям: к оперированию числами, состоящими из более ста знаков. Дэниел также доказал, что за неделю может выучить совершенно незнакомый ему язык.
Художник Стивен Вилтшер воссоздает панорамы городов исключительно из памяти. В 2009 году он по памяти нарисовал 5-метровую панораму Нью-Йорка по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке, после того, как в течение 20 минут изучал город с высоты птичьего полёта. “Участвуя в экскурсии по неизвестному ему городу, Стивен может сделать набросок всего одного понравившегося ему здания, а спустя несколько месяцев воссоздать на его основе целый город! И это просто невероятно! Стивен обладает поистине феноменальной фотографической памятью: он запоминает каждую секунду своей жизни и при желании может обратиться к любому из своих воспоминаний и снова, и снова просматривать наиболее понравившиеся, как фотографии в фотоальбоме, – говорит специалист по аутизму Лиана Талиотис, которая уже в течение многих лет наблюдает за Вилтшером.
Тони Де Блойс - американский слепой музыкант. Впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает на память 8000 песен.
Саванты-аутисты легко запоминают непостижимое количество чисел, фактов, номеров, карт, текстов, списков и музыкальных произведений. Они очень точно оценивают расстояние до объектов, решают примеры - головоломки, запоминают даты и без часов точно знают, сколько времени прошло с заданного момента. Могут быть очень талантливыми в рисовании, музыке. При этом в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такие люди могут демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.
Согласно исследованиям в мозге саванта текут те же мыслительные процессы, что и у обычного человека. Но у последнего сознание включается в тот момент, когда полученная мозгом информация полностью обработана и образ предмета сложился; мы видим и запоминаем только значительное. А саванты не переходят от частных деталей к целому и имеют доступ сразу ко всему банку данных мозга. Поэтому саванты-аутисты могут запоминать непостижимое количество фактов, чисел, номеров, карт и списков, текстов и музыкальных произведений. Однако головной мозг у таких людей имеет свои особенности. Он не разделен на полушария, а действует как единое целое. Мозолистое тело, которое осуществляет связь между правым и левым полушарием, отсутствует. Но почему в этом случае в одних вещах человек чувствует себя как идиот, а в других проявляет гениальные способности – для ученых загадка.
Аутизм для современной науки - это неизлечимый и во многом загадочный недуг. В настоящее время учёные ищут причины этого расстройства и эффективные методы лечения. Но пока без особых успехов. Австралийский ученый Аллан Снайдер утверждает, что «саванты показывают нам, кто мы есть на самом деле, вернее кем мы могли бы быть». Но почему гениальность и неординарные способности проявляются среди аутистов, да и вообще, среди людей с особенностями психофизического развития значительно чаще, чем среди обычных людей? Это ещё одна загадка. Возможно, раскрыв её, учёные смогут открыть реальные возможности мозга обычных людей и условия, при которых они проявляются.
Этот загадочный недуг.
Karina Vas

Когда на свет появляется ребенок с признаками аутизма, большинство родителей воспринимает это как огромную трагедию и тяжкий крест, который придется нести всю жизнь. Действительно, воспитание таких детей потребует невероятных усилий. Реально ли их социально адаптировать, и могут ли они иметь какие-то преимущества перед своими сверстниками?

Жизнь вдали от человечества

Споры о том, является ли аутизм болезнью или это просто некое особое состояние души ведутся уже не одно десятилетие. Настоящий стопроцентный аутизм считается довольно серьезным психическим расстройством, передающимся по наследству и характеризующимся полноценным уходом ребенка в себя (термин «аутизм» был образован на основе латинского слова autos - «сам»), крайне скудным взаимодействием с внешним миром, бытовой беспомощностью и отсутствием желания идти на контакт с людьми.

Дети-аутисты отгораживаются от человечества и живут в своем глубоко замкнутом мире, любое изменение в котором вызывает у них острую, негативную реакцию. Они закрываются от внешнего мира в своей скорлупе, боятся всего нового и абсолютно не приспособлены к жизни в социуме, поскольку не умеют контактировать с людьми. Примерно так описывают жизненную концепцию «аутят» различные энциклопедии и справочники. Как обстоит дело на самом деле, знают только сами аутисты, которые, к сожалению, не слишком часто рассказывают человечеству о том, что они чувствуют, и о чем думают.

Этот мир явно не приспособлен для маленьких аутистов, которые ведут еще более замкнутый образ жизни, чем дети с глубоким интровертным характером. Задача мудрых родителей заключается в том, чтобы создать для них такие условия, в которых они могли бы полностью раскрыть свои природные способности и хоть как-то социализироваться.

Гении среди аутистов встречаются гораздо чаще, чем среди «обычных» детей

Появление в семье ребенка с признаками аутизма можно воспринимать как большую трагедию, а можно отнестись к этому несколько по-другому. Дело в том, что среди аутистов гении или люди с уникальными, выдающимися, экстраординарными способностями встречаются гораздо чаще, чем среди «обычных» детей. Практически все дети с легкой формой аутизма или с признаками аутизма имеют определенные способности в какой-то узкой области, которые значительно превосходят возможности обычных детей.

Странный, необычный, отстраненный, особый взгляд на мир дает аутистам даже некоторое преимущество в различных творческих областях (музыка, рисование и т.д.) и в других сферах, где ценится все новаторское и оригинальное, перед мыслящими исключительно стереотипами и шаблонами «обычными» людьми. Все-таки, для того, чтобы создать что-то необычное нужно самому быть слегка необычным, и аутисты, по сути своей, более, чем необычны. Главное - это вовремя разглядеть их уникальные возможности и создать благоприятную среду для их развития.

Как показано в знаменитом фильме Барри Левинсона «Человек дождя», уникальные, узкоспециализированные таланты аутистов вполне можно монетизировать (в этом фильме больной аутизмом герой Дастина Хоффмана помогает герою Тома Круза заработать большие деньги в казино за счет своих уникальных математических способностей).

Поэтому, если у вас родился ребенок-аутист, может быть, не всё так плохо. Конечно, вас ждут большие трудности и испытания, но не исключено, что однажды они с лихвой окупятся, если вы будете правильно развивать природные таланты маленького аутенка.

В каких сферах чаще всего проявляются таланты аутистов

Чаще всего, аутисты проявляют свои экстраординарные способности в искусстве (музыка, рисование, литература, скульптура), математике, программировании и различных науках. Но есть среди них и успешные бизнесмены, архитекторы, доктора философии и профессора, которые, несмотря на неутешительный диагноз, смогли добиться высокого профессионального статуса и успешно социализироваться.

Высокофункциональные аутисты могут очень долго концентрироваться на какой-то одной теме, глубоко копать в одном направлении, закрывшись от всего мира, что и дает им большое преимущество в какой-то одной области. В какой-то степени, многие ученые и творческие личности, долго работавшие в одиночестве над каким-то одним проектом, имели определенные признаки аутизма, хотя, конечно, у них не было этого медицинского диагноза. Но некоторая связь между аутизмом и углубленным творческим процессом имеется.

Это могут сделать только аутисты

Конечно, не все дети-аутисты гении, но процент людей с уникальными способностями среди них очень высок. Наверное, он был бы еще выше, если бы их таланты не были загублены в специализированных учреждениях, куда их поместили отказавшиеся от них родители. Естественно, речь идет о легких формах аутизма (в тяжелых случаях ни о какой потенциальной гениальности говорить не приходится).

Неординарные способности аутистов давно являются предметом изучения ученых всего мира. Их возможности поистине поражают. Только аутисты могут с первого раза воспроизвести сложнейшее музыкальное произведение, симфонию или оперу, за несколько секунд решить сложнейшую математическую задачу, запомнить наизусть книгу после одного прочтения, начертить карту огромного мегаполиса после полета над городом, или выучить за один год более 30 языков.

Наверное, уникальные возможности аутистов могли бы помочь человечеству в решении многих его проблем, но, к сожалению, «обычные» люди пока редко прибегают к их помощи, считая их безумными и сумасшедшими. Конечно, в быту аутисты могут быть абсолютно беспомощными, но в отдельных сферах они могут показывать такие результаты, которые и не снились представителям «нормального» человечества.

Что можно сделать

Прежде всего, для детей с признаками аутизма или с легкой формой аутизма нужно создать благоприятную творческую атмосферу, которая бы максимально способствовала развитию их природных талантов. Современные Интернет-технологии значительно расширяют возможности по воспитанию, обучению и трудоустройству аутистов.

В идеальном варианте детей с легкой формой аутуизма, конечно, не нужно отдавать ни в какие школы, ни в обычные, ни в специализированные, а перевести на семейное образование. Пусть они получают знания с учетом своей природной отгороженности от всего мира. В школах вряд ли смогут найти их талант, скорее всего, его там просто загубят.

Если вам удастся найти уникальный талант маленького аутиста, и понять, что его больше всего интересует в этой жизни, то задача по его воспитанию, образованию и даже возможному трудоустройству в будущем значительно облегчиться. В современном мире многие аутисты вполне успешно работают в удаленном формате (особенно из них получаются хорошие удаленные программисты). С прицелом на будущую удаленную работу и можно строить воспитание и образование маленького аутиста, который не слишком нуждается в многочисленных представителях человеческого рода.

Несколько сложнее социализировать таких детей. Насильно сделать их общительными, конечно, не получится. Пусть маленький аутенок живет в своем собственном мире, но, вместе с тем, ему нужно предлагать какие-то варианты социального взаимодействия (например, можно попробовать записать его в какую-нибудь секцию или кружок), показывая, что в общении с представителями человеческого рода нет ничего страшного, и иногда это может быть даже очень интересным и забавным.

Ещё лучше будет, если у него появится хотя бы один, но верный друг (пусть сначала виртуальный, потом, может быть, будет и реальный). Благо, что Интернет позволяет свободно общаться с людьми из самых разных стран мира.

Считается, что аутизм неизлечим, но есть немало примеров того, как люди с легкой формой аутизма влюбляются и заводят семьи, становятся успешными в профессиональном плане и более-менее социализируются. А значит, вполне реально, что и ваш аутист сможет когда-нибудь зажить полноценной жизнью.

Видимо, официальная медицина помочь аутистам не может, зато они могут самостоятельно себя вылечить, или это могут сделать их мудрые родители. Главное - это любить маленького аутиста таким, какой он есть, понять и принять его природную специфику, и создать подходящие условия, необходимые для развития его способностей. Тогда, может быть, его неутешительный диагноз превратится в великолепное преимущество.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Аутизм — нарушение психического развития, создает стену между понятием социальной нормы и тем, что происходит внутри конкретного человека. В аутистов восприятия определенных сигналов мозга — не стандартное: одни могут восприниматься очень остро, другие — не замечаться вообще. Они, как инопланетяне, которые не знают правил игры и воспринимают эмоции мира по-своему.
Почему так много детей рождается заключенными в своей душе?

Однозначного ответа на этот вопрос не дает никто. Как и на другое: излечим аутизм? Генетические недостатки, беременность протекает с определенными нарушениями, сложные роды, ухудшение природных условий среды, иммунологические болезни или заболевания кишечника (кстати, в связи с этим некоторые специалисты рекомендуют таким детям безглютеновую диету) — причины аутизма ищут во всем. Сторонники идеи нового поколения людей приписывают ее именно детям аутистам, называя фантастическую версию о новом поколении — носителей 5-й группы крови.

Увеличение количества случаев аутизма также объясняют лучшей диагностикой. То, что когда-то замечали в более взрослом возрасте, сегодня можно диагностировать у деток 2-3 лет, а в некоторых случаях — даже у младенцев до года.

Что должно насторожить?

В мире нет двух одинаковых аутистов, поэтому составить единый портрет особенного ребенка невозможно. Зато можно обратить внимание на специфические симптомы, проявляющиеся только после рождения малыша, преимущественно в возрасте 1,5-3 лет. Этот период считается идеальным для корректировки мировосприятие ребенка, ведь после 4-5 лет это сделать значительно труднее, а после 6 — почти невозможно.

3 основных признака

Нарушение речи (отсутствие речи или ее очень раннее проявление — ребенок начинает говорить раньше, чем ходить).
Стереотипное поведение. Игры с игрушками не по назначению (наблюдает, как крутятся колеса в машинке, но не катает ее, расставляет игрушки по цвету, размеру, по определенным признакам и т.д.).
Нарушение коммуникации.

Самые известные аутисты мира

Ньютон, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Моцарт, Кафка, Стивен Спилберг, Билл Гейтс — эти известные миру личности вызывают восхищение, но многие знают, что им тоже диагностировали аутичные нарушения? По неофициальным данным, в компании Билла Гейтса — от 5 до 20% «особых работников».

«Синдром ученого», или «савант-синдром», — одна из редких форм аутизма (1 на 80 млн, то есть где-то 50 человек в мире). Сбоку они могут казаться неполноценными, но на самом деле в их голове происходят огромные процессы: Савант способен запомнить невероятное количество фактов, цифр, номеров, карт, списков и тому подобное.

Ким Пик, известный по одноименному фильму «Человек дождя», стал самым популярным аутистом мира. Гений более чем в 15-ти предметах. В 9 месяцев маленькому американскому мальчику, который родился с грыжей мозга и увеличенной головой, вынесли вердикт: «умственно отсталый». При дальнейших обследованиях обнаружили, что полушария его мозга не разделены, а формируют единую зону сканирования информации. В 16 месяцев Пик запоминал, все прочитаны ему книги, а когда парню исполнилось 3, родители поняли: их сын умеет читать. Сейчас толстую книгу мегасавант осиливает за 25 минут, читая одновременно две страницы (одну левым, другую — правым глазом). При этом с трудом одевается сам и забывает, как чистить зубы.

February 15th, 2016

Человеческий мозг способен на многое, но иногда эти способности приходят с высокой ценой - социального непринятия, одиночества, других сложностей. А что если описанные ниже возможности пробуждать в человеке постепенно, давая время на адаптацию, как бы это сказалось на цивилизации? И что если так и должен работать наш мозг, если бы не противостояние системы?

Они были всегда. И всегда им не было места в жизни. Их считали слабоумными, ни к чему не пригодными, на них просто не обращали внимания. Неудивительно, что лишь в 1789 году их впервые описал американский ученый Бенджамин Раш. И только век спустя, в 1887 году, доктор Джок Даун, изучавший людей с расстройством умственных способностей, подверг их серьезному обследованию. Он назвал их idiot savant, “идиоты, способные обучаться”. Вскоре выяснилось, что они вовсе не идиоты. Нужно было всего лишь наладить с ними контакт, чтобы обнаружить их потрясающие способности…

Кухня нашего мозга устроена таким образом, что в её огромном темном подвале, который психологи называют бессознательным, хранится все, что мы когда-либо видели, слышали, нюхали и так далее. Даже если в момент восприятия мы не обращали на это внимание. Взяв из “подвала” нужные продукты-воспоминания, мы обрабатываем их логикой, фильтруем моралью, жарим на эмоциях - и в результате получаем собственную мысль.

Отличная система, прекрасно работает, но с одним существенным недостатком: поставки из “подвала” памяти налажены из рук вон плохо. То мы не можем вспомнить нужное слово, та не можем отделаться от привязавшейся назойливой песенки.

Оказывается, есть люди, которые способны заходить в свой “подвал”, как в ярко освещенную мастерскую, брать нужное и использовать с блеском. И когда такую удивительную способность называют “безграничная память”, то это не слишком большое преувеличение.

Слабоумные гении

Они способны запоминать все. Иногда это кажется бессмысленным, иногда исполненным мистического смысла, но всегда вызывает изумление и… зависть.

Хотя завидовать пока нечему; синдром савантов - это болезнь, тяжелая, практически неизлечимая и очень мало изученная. Их умственная недоразвитость иногда не менее поразительна, чем их таланты. Например, некоторые из них могут не задумываясь определять время, при этом не умеют пользоваться часами. А те, кто без всяких инструментов способны с высочайшей точностью определять расстояние, зачастую не знают, что делать с линейкой.

Неразгаданные загадки

Еще век назад исследователи обнаружили, что синдром савантов связан со значительными повреждениями левого полушария мозга. Причинами их возникновения могут быть или врожденные аномалии, или болезни центральной нервной системы, или травмы головы. Тогда же была предложена адаптационная теория савантизма, построенная на аналогии со слепотой.

Отсутствие зрения компенсируется активизацией других мозговых участков, что приводит к обострению слуха и осязания. Естественно было предположить, что отключение левого полушария точно так же должно вызывать усиленную работу правого, чем и объясняются все симптомы синдрома савантов. Однако все оказалось сложнее. Различий в аналогии было больше, чем сходства.

Слуховая информация действительно способна заменять визуальную. Но работа правого полушария мозга ничем не компенсирует отсутствующие функции левого полушария. Используя принятое вначале сравнение, можно сказать, что, не имея воды, можно утолить жажду молоком или соком, но никак не бифштексом.
У больных савантизмом и слепых от рождения аналогия вполне приемлема.

А вот у взрослых, ставших савантами из-за травм, и людей, утративших зрение, различие было очень заметным: “островки гениальности” у савантов активизировались значительно быстрее, чем обострялись чувствительность и слух у ослепших.

Стало понятно, что тут действуют различные механизмы. К тому же, как выяснилось, в напряженный режим включалось не все правое полушарие, а отдельные участки… Словом, саванты по-прежнему остаются загадкой.

Все они - таланты!

Результаты, которых они добиваются в различных видах деятельности, поистине удивительны.

Встречается феномен чрезвычайно редко. В настоящее время в мире таких людей насчитывается около 50. А за последнее столетие научные источники упоминали не более 100 имен. О некоторых из них вы можете прочесть ниже.

Ким Пик

Ким Пик, родился 11 ноября 1951 в Солт-Лейк-Сити, США. В 1984 г. Ким случайно встретился с писателем Барри Морроу. Способности Кима настолько поразили романиста, что вдохновили его написать сценарий фильма «Человек дождя», главный герой которого Реймонд Беббит, сыгранный Дастином Хоффманом, является аутистом с феноменальными математическими способностями.

Он запросто производит в уме сложнейшие арифметические расчеты. Но в то же время он, словно пятилетний малыш, не в состоянии пойти в магазин за покупками. События фильма, однако, полностью вымышлены и ни в коей мере не совпадают с реальной жизнью Кима. Более того, сам Ким Пик не является аутистом — его нарушения характеризуются как FG syndrome.

Отец Пика рассказывал, что его сын уже в возрасте 16-20 месяцев мог запоминать различные вещи. Он прочитывал книги, запоминал их, и кладя на полку переворачивал вверх ногами, чтобы показать, что он закончил чтение. Прочитывая книгу примерно за час он запоминает ее содержимое в среднем на 98,7% и может вспомнить содержание примерно 12000 прочитанных им книг.

Способности Пика позволяют ему воспроизвести на пианино, на сколько позволяют его физические возможности, любое музыкальное произведение услышанное им хоть десятилетие назад. Он с легкостью может одновременно разговаривать и играть на пианино. Он помнит какой музыкальный инструмент играл какую партию в нескольких тысячах композиций.

Дэниел Таммет

Дэниэль Пол Таммет британец, больной аутизмом, имеющий талант к математическим расчетам, последовательной памяти и природного дара к изучению языков. Он родился с врожденной детской эпилепсией.

Восприятие чисел в виде цветов или ощущений является известной и задокументированной формой , но особенности умственного восприятия чисел Тамметом уникальны. В его разуме, по его словам, каждое число до 10000 имеет собственные уникальные форму и ощущения, и что он может видеть результаты расчетов как ландшафты, а также может чувствовать является ли число простым или составным.

Интересен и сам процесс складывания и умножения больших чисел. Дэниел рассказывает, что видит разноцветные формы, которые представляют различные числа. То есть умножение двух крупных чисел в голове для него — это слияние двух разноцветных форм в одну.

Он описал свое визуальное представление числа 289 как довольно таки уродливое, 333 довольно привлекательным, а числа Пи красивым. Таммет не только описывает свои видения на словах, но и создает художественные произведения, в особенности акварельные картины, такие как его картины числа Пи.

Он также говорит на большом количестве языков, включая английский, французский, финский, немецкий,испанский, литовский, румынский, эстонский, исландский, уэльский и эсперанто. Ему особенно нравится эстонский, потому что в нем много гласных. Таммет способен изучать новые языки очень быстро. Чтобы доказать эту свою способность, Таммету предложили выучить исландский за одну неделю. Через 7 дней он появился на исландском телевидении говоря на языке, которого раньше не знал.

Темпл Гранден (Грандин)

Темпл Гранден (родилась в 1947 году) — доктор философии, профессор, писательница, автор книги "Перевод с языка животных".

Делом жизни Гранден стало облегчение страданий животных. 90% скота в США и Канаде перед забоем проходят через загоны, сконструированные по советам Гранден так, что перед смертью животные не испытывают страха и ужаса. Благодаря своей болезни Темпл видит то, чего не замечают другие.

Наблюдая за коровами, она заметила десятки мелочей: коровы не любят желтое, они остерегаются заходить из ярко освещенного места в темное помещение, боятся отражений света в воде и металлических звуков, предпочитают круглые загоны вытянутым в линию.

Благодаря Гранден, в подробностях описавшей свое состояние, мир больных аутизмом стал более понятным здоровым людям. Профессор много времени посвящает тому, чтобы облегчить жизнь таких, как она.

Ричард Воуро

Шотландский художник родился 14 апреля 1952 года в Нью-порт-он-Тэй, Великобритания. Он не мог научиться говорить до 11 лет. А после операции по удалению катаракты был признан слепым. Когда он еще только учился ходить, начал рисовать на меловой доске. Его рисункам поражались профессора-искусствоведы.

Ричард Воуро работал в необычном для пастели направлении и специализировался на пейзажах и видах на море. Он не использовал модели, но рисовал с изображений, виденных им лишь раз — например, в книгах или по телевизору. Его феноменальная память позволяла ему вспомнить, где он рисовал каждую картину и называть точную дату. Обладая прекрасной памятью, он часто добавлял свое туше в картину.

Дерек Паравичини

Один из величайших джазовых музыкантов мира родился 26 июля 1979 года, намного раньше срока, вследствие чего было нарушено нормальное развитие его мозга. А после он еще и ослеп. Однако его ограниченные психические возможности и слепота не помешали заниматься музыкой с четырех лет.

Прозвище Человек-iPod к нему прицепилось из-за того, что Дерек может сыграть музыкальное произведение, услышав его впервые в жизни. В возрасте девяти лет он сыграл свой первый крупный концерт в Барбикан-холле в Лондоне с Королевским филармоническим оркестром.

Но до сих пор у Дерека интеллект четырехлетнего ребенка. Он не знает, где взять пищу и поесть, не говоря уж о ее приготовлении. Самостоятельно одевается с большим трудом, а на личную гигиену тратит около часа. Его тенденция повторять все, что он слышит, называется эхолалией. Она есть у 75 процентов людей с аутизмом.

Алонзо Клемонс

Когда Алонзо Клемонс был ребенком, он демонстрировал странную способность лепить из глины удивительно детальные фигуры животных. При этом Алонзо не мог даже самостоятельно есть или завязать свои ботинки. Его IQ не превышал 50.

Алонзо может увидеть мимолетное изображение на телевизионном экране любого животного, и меньше чем через 20 минут создать прекрасную точную трехмерную копию этого животного. Животное правильно во всех деталях — каждом волосе и мускуле.

Начиная с его премьерной выставки в 1986 году Алонзо продолжает ваять. Его работы демонстрируются на выставках.

Бен Андервуд

У Бена Андервуда оба глаза были удалены по причине рака, когда ему было 3 года. Тем не менее, он играет в баскетбол, ездит на велосипеде и живет в принципе нормальной жизнью.

Он научился использовать эхолокацию, чтобы ориентироваться в мире. Издавая резкие щелкающие звуки он улавливает эхо, что позволяет ему знать где находятся объекты. Он единственный человек в мире, который «видит», используя только эхолокацию, как ультразвуковой радар или дельфин.

Стивен Вилтшир

Английский архитектор (родился в 1974 году). В 3 года был признан больным аутизмом. Говорить Стивен научился только в 9, а рисовать начал с 4 лет, через четыре года поразив всех своими картинами, это были зарисовки городов после землетрясений.

Чтобы продемонстрировать его уникальные способности, телекомпания ВВС организовала специальное шоу. Облетев Лондон на вертолете телевизионщиков, Уилтшир прямо перед камерами нарисовал карту города, по точности и детальности не уступающую аэрофотосъемке.

Джеймс Генри Пуллен

Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился в Лондоне в 1835-м глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово — искаженное "мама". Еще в детстве начал вырезать кораблики из дерева и рисовать.

В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Днем Пуллен работал по дереву, а ночью рисовал приютские коридоры. Но мог изобразить и другое, например, однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне.

Главный шедевр Пуллена — модель корабля "Трейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов.

Другие известные саванты

Слепой Том - умственно отсталый гениальный пианист 1860-х годов (США), не имевший никакого музыкального образования. Тони Де Блойс — американский слепой музыкант. Тони впервые сел за фортепиано в два года, а сегодня умеет играть на 20 музыкальных инструментах. Знает напамять 8000 песен.

Джонатан Лерман - художник-аутист (США) (родился в 1987 году). Перестал разговаривать в два года, IQ всего 53. Но лет в десять Джонатан начал рисовать углем гениальные портреты, которые теперь демонстрируются на крупных выставках.

Лесли Лемке — музыкант. Родился в 1952-м с глаукомой и повреждением мозга. Мальчику удалили глаза. Уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет его родители впервые услышали, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору. Вскоре Лесли уже выступал с концертами.

Хикари Оэ — японский композитор, сын известного писателя Кэндзабуро Оэ. Появился на свет в 1962 году; врачи советовали родителям пренебречь лечением и дать неполноценному ребенку спокойно умереть, но они отказались. Хикари страдает множеством болезней и, почти лишенный способности говорить, выражает свои чувства в музыке.

Жиль Трехин — французский художник и создатель вымышленного города Урвилля. Родился в 1972-м, диагноз аутизм ему поставили в 8 лет. С раннего возраста Жиль проявлял способности к музыке, вычислениям и рисованию. Еще подростком он начал рисовать карту воображаемого города Урвилля, для которого придумал свою увлекательную и подробную историю.

Сара Миллер — 42-летняя американская программистка, президент Nova Systems. Сара Миллер способна отловить «баг» в программе, лишь бросив беглый взгляд на программный код. Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста.

Донна Уильяме (родилась в 1963 году) — художница и автор австралийских бестселлеров. Ее первая книга называлась "Никто из Ниоткуда: необычная автобиография девочки-аутиста". В детстве Донне долго не могли поставить правильный диагноз: ее считали глухой. Девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов. Сейчас Донна — успешный человек, продолжает писать книги и занимается созданием сайта аутистов.

Верной Смит (родился в 1927 году) — профессор экономики и права, доктор наук, автор 200 статей, обладатель наград за достижения в экономической науке... И это несмотря на врожденный синдром Аспергера.

Кристофер Тейлор - 40-летний англичанин, проживающий в коммуналке под присмотром, без сопровождения не может дойти до ближайшей пивной, однако свободно владеет датским, голландским, финским, французским, немецким и многими другими языками. Радуется, когда кто-либо из посетителей пивной приносит ему журналы и газеты на разных языках. "Слова, слова, дайте мне слова!", восклицает он.

Что говорят ученые

Чем можно объяснить феномен савантов? Ученые пока только выдвигают версии и ищут странности в строении их мозга. Механизм синдрома саванта пока непонятен. Но известно, что у аутов с суперпамятью некоторые фрагменты мозга крупнее, чем у обычных людей. А у Кима Пика правое и левое полушария мозга вообще не разделены, а составляют единый блок. Кроме того, у Пика сразу после рождения обнаружилось поражение мозжечка.

Более других в изучение данного явления внес американский ученый-психиатр Дарольд Трефферт из Университета Висконсин, три десятилетия посвятивший теме савантов. По его мнению, хотя строение человеческого мозга вполне изучено и разложено на составляющие, система в целом остается тайной.

Одно очевидно — этот серый орган организован достаточно демократично. Он функционирует подобно государству, со своей системой сдерживаний и противовесов. Сознательное мышление — это акция исполнительной власти, с планированием, подготовительными и контрольными мерами.

Простой пример — составление списка покупок на выходные: хлеб, чай, сыр. Такая крупная "акция" подразделяется на несколько подчиненных, как то: посмотреть в холодильник, прикинуть, сколько хлеба потребуется на выходные; процесс, в общем-то банален, а структура его сложна.

Путь к достижению результата небезопасен, потому как нервные клетки, однажды возбудившись, склонны "давать искру", импульс, возбуждая другие клетки — они стремятся образовывать ветви, ассоциации, каскады.

Таким образом, не будь механизма сдерживаний и противовесов, мозг работал бы безостановочно, вплоть до полного разрушения, "взрыва". Здоровый мозг обладает механизмом управления хранилищами, перекладывая в соответствующий ящичек то, что необходимо в данный момент, более ничего.

А у савантов, напротив, как предполагается, такого механизма и такого "ящичка" нет, они живут как бы на складе своих воспоминаний, в окружении своих сокровищ, будь то цифры, математические структуры, картины, звуки и слова.

Австралийский ученый Аллан Снайдер утверждает, что "саванты показывают нам, кто мы есть на самом деле, то есть кем мы могли бы быть". Согласно его теории, в мозге савантов протекают те же самые мыслительные процессы, что у всех остальных людей.

Только у последних в голове происходит обработка информации, и сознание включается в тот момент, когда обработка завершена и образ предмета целиком сформировался.

Саванты же в своем мышлении от мелких деталей к общим не переходят. Иными словами, стратегия вспоминать только о значительном препятствует доступу ко всему банку данных, к тому, что человек знает вообще.

Ученые надеются: если им все же удастся разгадать секрет «людей дождя», то тогда появится реальный шанс увеличить интеллектуальные возможности у людей нормальных.

(Примечание: Интересно, что многие из этих теорий разработаны известными специалистами в вопросах аутизма, даже теми, кто рассматривает аутизм с точки зрения парадигмы патологии, например Бароном Кохеном, автором книги «теория аутизма как теория гиперсистематизации и ассортативных браков» и популярного теста на аутизм AQ. Вы сможете узнать кто авторы теории о том, что этот конкретный человек — аутист и на основании чего эта теория разработана, если перейдете по ссылкам )

Переводчик: Антон Егоров

Хотя аутизм считается «современным состоянием», есть свидетельства, что многие заметные исторические фигуры могли быть в аутическом спектре. Хотя не все источники убедительны, так как не всегда удается составить полную картину, во многих случаях есть достаточно оснований, чтобы отнести человека к аутическому спектру.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн испытывал трудности в общении, был чувствителен к прикосновениям, обладал незаурядным умом, но при этом не всегда мог четко выразить свои мысли, и учеба в школе давалась ему нелегко. Возможно, Эйнштейну было сложно учиться, потому что в школе не было условий и специальных программ, в которых нуждаются многие аутичные дети. Это объясняет, почему такой умный и изобретательный человек мог отставать в школе. Как и то, что, несмотря на его интеллект, из-за проблем с социальными контактами ему трудно было найти работу. Так же, как и Эйнштейн, многие люди равнодушно относятся к еде и не соблюдают очередность приемов пищи. Однако Эйнштейну было совершенно все равно, что есть, и он никогда не раздражался по поводу еды. Аутисты часто очень придирчивы к виду, цвету, текстуре и запаху еды, но могут и не иметь никаких особенностей, связанных с приемом пищи. То, что его мало заботило то, в какое время есть и есть ли вообще, и отсутствие вкусовых предпочтений отличают его от большинства аутистов. Однако все аутисты разные, и потому не вполне ясно, считать ли это отличительной особенностью аутистов или нет. У Эйнштейна были отношения с женщиной, впоследствии они поженились, и у них было трое детей. Насколько мы знаем, несмотря на детей, их брак был не самым удачным. Хотя Эйнштейн проявлял любовь и заботу по отношению к своим детям, он не выносил их прикосновений. Такое поведение свойственно аутистам. Важно понимать, что Эйнштейн был не таким, как все, и именно это помогло ему создать великие теории. Благодаря своим отличиям, он и стал тем знаменитым ученым, каким мы его знаем. Нам следует пересмотреть наше отношение к тем, кого считают другими, и осознать, что нет ничего плохого в том, чтобы быть непохожим на остальных. Наоборот, непохожесть нужно принимать и ценить.

Амадей Моцарт

Известно, что Моцарт не обладал богатой мимикой и часто делал одни и те же непроизвольные движения руками и ногами. Также есть сведения, что слух Моцарта был очень чувствительный, резкие и громкие звуки причиняли ему боль. Из других источников мы узнаем, что у него была повышенная возбудимость. Моцарт не мог долго поддерживать интеллектуальную беседу, часто вел себя легкомысленно и безрассудно, был подвержен резким сменам настроения. Так однажды, когда Моцарту все наскучило, он стал прыгать по столам и стульям, мяукать и кувыркаться. Его письма свидетельствуют о том, что у него была эхолалия, которую некоторые исследователи считают способом общения аутистов. Эти особенности говорят о том, что Моцарт мог быть в аутическом спектре.

Сэр Исаак Ньютон

Ньютон был тихим человеком и не умел вести светскую беседу или повседневные разговоры. Он целиком отдавался работе и с трудом мог переключаться на что-то другое. Порой он был так сосредоточен на своем занятии, что забывал поесть. Эта черта часто встречается у аутистов, и такая сосредоточенность на чем-то одном заставляет нас не замечать другие вещи, на которые многие люди обратили бы внимание. Ньютону плохо удавалось заводить друзей и сохранять дружеские отношения, так как он не выглядел дружелюбным и не знал, как говорить с теми, кого он считал своими друзьями. Кроме того, для Ньютона важно было выполнять намеченное. Так, если в его расписании стояла лекция, он читал ее независимо от того, пришли студенты или нет.

Чарльз Дарвин

Профессор Майкл Фитцджеральд сделал исследование о Чарльзе Дарвине и привел многочисленные факты в подтверждение своей теории, что Дарвин был аутистом. Фитцджеральд утверждал, что в Дарвин рос одиноким ребенком и, даже когда повзрослел, старался избегать людей. Он часто писал письма, но редко общался с людьми лично. Письма были его любимым способом коммуникации. В этом он походил на других аутистов, которые находят такие средства общения, которые позволяют не говорить с человеком непосредственно. Дарвин коллекционировал разные предметы и увлекался химией и всякими механизмами. Фиксация на определенных темах и предметах – другая особенность, часто встречающаяся у аутичных людей. Он думал при помощи образов, а многим аутистам свойственно хорошо развитое пространственное и образное мышление. Фитцджеральд в своей работе описывает Дарвина как «обсессивно-компульсивную личность со склонностью к повторяющимся действиям». Все вместе эти характеристики указывают на то, что у Дарвина, скорее всего, была какая-то форма аутизма.

Томас Джефферсон

Есть мнение, что Томас Джефферсон, третий президент США и автор Декларации Независимости, мог быть аутичен, либо иметь синдром Аспергера. Норм Леджин, автор книги «Диагноз для Джефферсона», пишет, что Джефферсон был застенчив, плохо устанавливал социальные контакты, не умел выступать на публике и болезненно реагировал на громкие звуки. У него, как и у Эйнштейна, были финансовые проблемы. Хотя он и вел подробный учет своих доходов и расходов, после смерти Джефферсон оставил долги. Также он страстно увлекался перепланировками в доме и вообще был эксцентричный человек. Среди его причуд были привычка одевать тапочки на важные встречи и везде брать с собой пересмешника, который сидел у него на плече. Возможно, птица помогала ему сохранять спокойствие во время общения с окружающими. К сожалению, пожар уничтожил все записи о детстве Джефферсона. Поэтому трудно сказать, была ли у него задержка речи или какие-то ранние признаки аутизма.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «gcchili.ru» — Про зубы. Имплантация. Зубной камень. Горло